В Несторовом временнике, использованном известным российским инженером, государственным деятелем и историком, автором первого капитального труда по русской истории «История Российская» В.Н. Татищевым, это событие описано под 1010 г.: «1010. Преставися в Новеграде Вышеслав сын Владимиров, и дал Владимир Новгород Ярославу, а Борису Ростов Ярославлю отчину, Глебу брату его Муром, отчину Борисову, той бо пребываше при отце неотлучно» (Татищев В.Н. История российская с древнейших времён. Кн. 2, с. 89). Однако, эту летопись, говоря словами А. Кузнецова, «из имеющихся сейчас в распоряжении источников идентифицировать не удается» (Кузнецов А.А. Городец на Волге: от основания до 1238 года//Городецкие чтения: материалы научно-практической конференции. Городец, 2009, с. 9). Надпись на камне о существовании Городца уже в начале XI века подтверждается археологическими раскопками, проведёнными известным специалистом по археологическим и культурным памятникам Рязанской области, кандидатом исторических наук Виктором Павловичем Челяповым. В ходе их было выявлено, что городище на месте Городца Мещерского существовало уже в XI веке (Челяпов В.П. Древнерусские памятники на северо-востоке Рязанской земли//Великое княжество Рязанское: историко-археологические исследования и материалы. М., 2005, с. 413-421). Предположение же о том, что первое летописное известие о Городце Мещерском относится к 1152 г., было сделано тем же В.Н. Татищевым. Историк ссылался на такое известие Новгородской летописи 1152 г.: «Юрий, вспоминая городы просто русские, иже быша владения его и отъяты Изяславом, построил Юрьев в поле и другие грады теми же имены» (Татищев В.Н. История российская. Т. З. М.-Л., 1964, с. 241). На основании этого известия Татищев полагал, что «по сему можно мнить, что городы имянами бывших тогда около Киева: Владимир, Вышгород, Галич, Городец, Добрянск» (там же, с. 242). Как видим, В.Н. Татищев полагал, что среди основанных Юрием Долгоруким городов мог быть и Городец, названный в память родного города князя — Городца Остерского, разорённого Изяславом в том же 1152 г. (РГАДА, ф. 201, оп. 1, ед. хр. 40, л. 102 об.; ПСРЛ. Т. 7, с. 56). Однако непосредственные сведения о нём в летописи отсутствуют.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/i_...

Что делали в темнице с Игнатием, доподлинно неизвестно, но константинопольские христиане говорили, что страдальца жестоко терзали там. Когда кадий вновь призвал к себе Игнатия и увидел, что ни ласки, ни пытки не изменяют твердого исповедника, он определил удавить его. Так святый, повешенный на парма-кани, был задушен 8 октяб. 1814 г. в четверток в 6 часов. Старец Григорий, спустя три дня, за дорогую цену купил мощи мученика и 20 октяб. Прибыл с ними на Афон16). 10 ч. Страдание болгарскиз иноков зографской обители. Имп. Михаил Палеолог думал укрепить слабую империю свою союзом с папою – униею. Уния объявлена им в 1274 г., а в следующем году подвергал он казням осуждавших унию в столице. В 1278 г. издан был им указ вводить унию всеми мерами насилия17). Афонские иноки отправили послание к Михаилу. Здесь они основательно доказали, что ни главенство папы, ни поминание его в церквах, ни совершение евхаристии на опресноках, ни прибавление к символу веры: и от Сына, не должны быть терпимы. «Мы ясно видим, продолжали они, что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял… Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки»18). Особенно сильные протесты   16) На Афоне чтят память мученика 20 октября, в день принесения мощей на Афон, и еще мая 1. Патерик афонский 2, 306. 318. 17) Пахимера История, стр. 517. 518. Спб. 1862 г. 18) Это послание отыскано о. Порфирием: Беседы п. Фотия, стр. 99. Спб. 1864 г. заявлялись со стороны славянских общин» сербский краль Милютин заявил протест мечом, отобрав у империи несколько городов, где жили славяне19). Гордый Михаил сильно был раздражен. Бродячие крестоносцы, выгнанные из Палестины и укрытые в Романии, заявили Михаилу ревность свою огнем и мечом раздвигать власть папы. Михаил нанял еще турок и татар. Так он в 1238 г. двинулся против Сербии. На пути был теперь ненавистный ему Афон. Чтобы не раздражать греков, он положил и на Афоне. Чтобы не раздражать греков, он положил и на Афоне излить злость свою за унию, особенно на славянах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Закрыть Старец Михаил Сметанин заслужил церковного прославления 21.09.2023 1238 Время на чтение 3 минуты Источник: Русский Вестник Нижний Новгород – приволжская столица России, древний православный город, известный в мире величественными храмами и монастырями, прославленными святыми-подвижниками земли Нижегородской. Город хранит память о величии духа благочестия известных героев и столпов православной веры. Один из них – их праведный старец Михаил (Сметанин), похоронен недалеко от Нижнего Новгорода, в селе Игумново. Чем прославился о. Михаил… Он лечил, но прежде всего исцелял души человеческие. При этом читал исключительно молитву (никаких лекарств или трав!). А также освящал воду из своего колодца. На протяжении многих десятилетий к нему в разные города и веси, где проживал, со всей России съезжались страждущие. Это были, конечно же, нижегородцы, но и люди из Воркуты и с Дальнего Востока, из Москвы и Питера… Десятки паломников ежедневно принимал старец! И не брал с болящих ни копейки! Сам он и его сельская семья жили очень скромно. Общение со всеми старец Михаил начинал с молитвы продолжительной, с земными поклонами перед иконами. А теперь люди молятся перед крестом на его могиле, испрашивая его духовной помощи. Господь – не люди, его, великого молитвенника, давно прославил, наделив еще при земной жизни дарами прозорливости, исцеления и пророчества. Старца преследовали. Нет, не при Царе. По свидетельству очевидцев, однажды Царская семья по дороге в Дивеево навестила его. Но большевистская власть, как и предполагается, «ополчилась» на старца. Не раз он бежал от этой власти, спасая прежде всего семью. И что удивительно – всякий раз успешно! В последние годы проживал в селе Игумново, под Дзержинском Нижегородской области (тогда – Горьковской…). И что интересно – ни милиция, ни другие «спецорганы» ничего с паломниками и самим старцем поделать не могли! Более того, как кто у этих «спецорганов» приболеет, так к старцу посылали… И что еще интересно… Не исцеляющие способности летом этого года напомнили нам о старце Михаиле. Вспомнили, как он во время Великой Отечественной войны в Игумнове под «химическим» Дзержинском, где в том числе производился на всю Красную армию порох, молил, дабы ни одна фашистская бомба не упала на производенный продукт. И ведь не упала!

http://ruskline.ru/opp/2023/09/21/starec...

209 Святыни Киева, стр. 47. В описании лавры сказано (стр. 109), что «св. Меркурий епископ смоленский убит Батыем в 1247 г. и памят. его 24 ноября». – Но здесь смешан смоленский епископ Меркурий со смоленским муч. воином Меркурием, которого память 24 ноября. – Впрочем не сомневаемся, что св. епископ смоленский Меркурий был тот самый епископ смоленский, о котором упоминается в летописях при нашествии Батыевом 1238 г. без имени его. Считать же его, как считает ист. иер. 1, 324, преемником епископа Симеона, упоминаемого в 1197 г. (собр. л. 1, 150. 151), не дозволяет житие пр. Аврамия смоленского, где преемниками Симеона оказываются Игнатий и Лазарь. 212 Мощей преп. Сисоя и Алексия еще нет ни у Кальнофойского, ни у Гербиния, тогда как у последнего видим преп. Онисима, которого еще нет у Кальнофойского; см. пр. 208. Ныне известны два канона преподобным Антониной пещеры: один Мелетия Сирига, нап. в акафистнике К. 1674 г. другой – неизвестного, нап. в службах преподобным печерским, К. 1855 г. Так как преп. Сисоя воспеваемого в последнем каноне, не видно у Гербиния: то это дает видеть, что этот канон написан после 1675 г. Песни преподобным Антониевой пещеры кик Сиригом, так и неизвестным, составлены без сомнения по надписям досок, закрывавших пещеры почивших. Не многие из таких досок, закрывавших устья пещер в Феодосиевой пещере, известны и ныне. См. авг. 28. пр 161. 215 Христианские древности. Прохорова тет. 1. 1862 г. Сарахова о русском иконописании, Спб. 1859 г. 218 Канон преподобным, К. 1855 г. Так как ныне нет открытых мощей ни пр. Евстафия, ни Матфея и Ефрема, которых однако воспевает канон: то канон неизвестного, хотя написан после 1675 г. (прим. 212), но сочинение надобно относить к концу 17 в. 219 Об этом говорит и Гербиний. Kiovia Subterranea р. 69. 70. По виду пещеры Кальнофойского на западной линии, не вдали от трапезы, почивали очень многие преподобные – Иезуит Алонзий Кулеш в своем сочинении. Wiara prawoslawna, Warsaw 1710 признает ρ. 72–81 печерских подвижников святыми (swietemi), только как иезуит усиливается доказать всеми неправдами, что «святые печерские киевские» были в соединении с римскою церковию, – были униатами. – Сочинение г. Кулеша издано с двумя одобрениями, с одобрением Товия Арента, начальника иезуитов Литвы и виленского бискупа Константина Бржостовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из области оборотов речи и грамматических форм отметим следующее. Пристрастие к оборотам с дательным самостоятельным, напр. князю же Александру слышавши словеса их; идущу же ему из церкви; и оному же... падшю и т. д. Вместо слов «иже с ним крепко мужьствоваху» составатель Комм. списка написал: и бе мужство их с княземь крепко. Измененные глагольные формы: хотяще вместо хотя, скончавъши вместо скончав; поможеве вместо поможем; наихавши вместо наехав и т. д. Принимая во внимание, что составитель Коммиссионого списка вообще сравнительно свободно относится к тексту своего оригинала, обстоятельство, на которое впервые было обращено внимание академиком Шахматовым 75 , мы имеем основание предполагать, что перечисленные искажения происходят от редакционной работы составителя. В подтверждение этого предположения мы подобрали из Комм. списка ряд случаев подобного искажения текста, рассеянных по разным местам: Под 1215 г. прибавлено: на память св. отца нашего Мелентея, архиепископа Мелетиискаго (ср. 1204, 1205, 1206, 1208, 1211, 1214, 1215 и пр.); г. 1158: понеже бо велик бяше смрад; 1216: якоже елене: 1218: и у гроба отца своего кость своя положити; 1230: и абие же ему разболевшуся и пребывшю ему в том недузе; 1238: бо в то время нужьное; 1261: и дай ему Бог спасаная молитва отпущение грехов; 1230: нь сиа страшная казнь на нас бысть, понеже бо грехов своих не каяхомся, а злая дела беспрестани творяще; нь во всей Руской земли такову казнь вдаст Бог нам по грехом нашим, а Кыевьскаго града Бог сблюде; ср. 1223, 1228, 1261 и т. д. Из мелких вставок: под 1204 г. именем, в то время, пакы; 1216: с себе, пакы, великою (честью); 1218: сице, к ним, пакы, обои; 1220: самому, и абие; 1225: и пакы назад; 1232: (Алексея) человека Божиа; 1266: князя, тако; 1224: и сице, абие и правда, ничим и т. д. Дательный самостоятельный: Ярославу вбегашю (1216): и абие приспевши нощи (1228, ср. 1230:1233). Замена одних выражений другими: и мышляаше в себе вм. хотяше (1204). Что касается Толстовского (и Академического) списка, то и в нем мы находим, хотя не в такой мере, как в Комм.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В летописи сообщается, что с началом боя " татары " " обошли " русское войско, т.е. оно приняло бой в окружении, что не удивительно при 6-7 кратном численном превосходстве. Естественно, что у противоположной стороны возникло желание прорвать растянутые боевые порядки противника, особенно, если ориентиром прорыву служил бунчук кого-либо из вражеских полководцев, расположившегося на возвышении. В отличие от русских, вложивших все силы и надежды в первый и единственный натиск, монголы не вводили в сражение всех сил сразу, искусно эшелонируя свое построение и придерживая крупные резервы. Тумены, как и более мелкие части, направляемые различными сигналами своих командиров, в бою постоянно и тесно взаимодействовали. Прорыв был своевременно парирован, введены свежие силы и москвичи, не выдержав вражеского напора, побежали первыми. Остальные русские оказались " притиснутыми " к надолбам - деревянным заграждениям, врытым заблаговременно, вероятно с целью ограничения маневра конницы противника. Здесь погиб князь Роман, оставивший по себе добрую память не только на Руси, но и во враждебном стане. 70 лет спустя, в сочинении персидского автора Рашид-ад-Дина лишь он, один единственный из русских князей, упомянут как мужественный воин (!). Погиб и воевода Еремей Глебович, а вместе с ними, - множество великокняжеских " мужей " и простых " воев " . Лишь Всеволоду Юрьевичу " в мале дружине " удалось вырваться из нового кольца. Коломна, потерявшая в поле своих защитников. пала практически сразу же. Все источники отмечают большие потери с обеих сторон. Можно считать, что они были приблизительно равными - тысяч по десять. Точная дата битвы у Коломны неизвестна, но предполагают, что она произошла в самом начале января 1238 г.. Дорога вглубь Руси была открыта. Полки удельных княжеств, что вполне можно было бы держать во Владимире, а в нужное время отправить к Коломне, все еще не были собраны. Впереди у монгольских всадников была Москва . Вероятно, не многие из московского полка добрались до нее, но Филипп Нянька сумел так организовать оборону, что город продержался пять дней. Не так уж мал и весьма многолюден он был. Завоевателям пришлось и здесь строить метательные машины. 20 января монголы ринулись на штурм его полуразрушенных укреплений. Кровь Кулькана взывала к мщению, и в Москве были перебиты все, включая и воеводу. Только молодого княжича победители повели с собой дальше.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/30/...

Жестокое унижение ожидало бедного Ярослава в шатре Батыя, который хоть и был ласков к своим подвластным, но принимал их с обрядами, невыносимыми для человека с высокой и благородной душой! Грубый, полудикий Татарский хан сидел на возвышенном месте с одной из жен, которых у него было очень много. На скамейках, ниже Батыя, сидели его другие жены, дети, родня и знатные особы. На столе посреди шатра стоял любимый напиток Татар — кумыс в золотых и серебряных чашах, очень нечистых: у Татар считалось за грех мыть посуду и стирать платья, и они обычно были чрезвычайно неопрятны. Подходя к шатру, надо было пройти мимо двух костров: Татары думали, что огонь очищает злые намерения и даже лишает силы яд, если кто несет его к хану. Прежде чем войти, надо было поклониться на юг тени Чингисхана, потом, войдя в шатер, надо было стать на колени и кланяться до земли. Это должны были делать без различия все цари, князья, вельможи, покоренные Батыем и приходившие к нему. После этого унизительного обряда они становились его совершенными рабами. Князь не мог владеть своими землями без грамоты Батыя, должен был платить ему большую дань, исполнять все его приказания, являться по его первому слову в Орду. Ярослав Всеволодович, думая только о спасении жизни своих немногих оставшихся подданных, решился перенести такое унижение, и мы должны помнить об этой его решимости как о величайшей жертве, какую государь может принести своему народу! Унижение с такой целью выше отчаянной храбрости: умереть можно в одну минуту, но: знаменитому государю отказаться от славы и свободы, жить в рабстве у дикого варвара ,  — это гораздо хуже одной смерти: это: беспрестанная смерть. Если бы великий князь и почти все удельные князья, последовавшие его примеру, не решились тогда на эту великую жертву, злые Татары, наверное, закончили бы истребление всех наших предков и Русское имя давным-давно было бы забыто на земле! Сохраним же в нашей душе уважение к памяти тех князей, которые для спасения жизни своих подданных и для будущего счастья их потомков вынуждены были покориться Батыю! Добрые князья страдали для нас! Чувствуя это, мы должны доказать свою благодарность к ним пламенной любовью к тому Отечеству, которое для них было дороже всего на свете. Они увидят наше усердие к нему и благословят нас на небе так, как мы благословляем их драгоценную память на земле.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Лишь краткая летописная запись сохранила память о подвиге рязанского князя Романа Ольговича, претерпевшего ужасную смерть в Орде в 1270 г. Татары «отрезаша ему язык и заткоша уста его убрусом, и начаша резати его по суставам и метати розно, персты все обрезаша и у ног и у рук, и устне и уши, и прочая составы разрезаша, и яко остася труп един. Они же отодраша кожу от главы его и на копие воткнуша». Казненный по обвинению в хуле на татарскую веру и после отказа принять ее, он называется в летописи «новым мучеником», подобным Иакову Персидскому и князю Михаилу Черниговскому. Князь Василько (Василий) Константинович был взят в плен после битвы при Сити (1238) и убит татарами в Шеренском лесу. Татары принуждали его «в поганской быти воли их и воевати с ними». Князь отверг это предложение, «брашна и пития их не прия». Как видно из приводимых в летописи слов его, в его сознании дело шло об «отлучении от христианский веры»: для русских людей вкушение пищи с язычниками было уже вероотступничеством. Перед смертью князь сурово укоряет татар за «погубление многих душ без правды». Готовясь к смерти, он кается в своих грехах, в них он видит и причину своей «беды». Приводятся его умиленные молитвы, в которых, как и в описании предсмертных слез его, нельзя не видеть влияния жития св. Бориса: «Он же разливашеся слезами... лицо же его бе уныло от многого томления поганых». Вслед за убиением Василька летопись дает и его характеристику, идеальный образ древнерусского князя, в котором нет никаких аскетических черт: «Бе же се Василько лицом красен, очима светел и грозен взором, и паче меры храбр, сердцем же легок, а кто ему служил, хлеб его ял, чашу его пил, той за его любовь никако же можаше у иного князя быти, ни служити: излишне бо слуги своя любяше; мужество и ум в нем живяше, правда же и истина с ним ходиста, бе бо всему хитр». Эта яркая характеристика в тех же выражениях прилагается ко многим святым князьям, в том числе и к Александру Невскому, доказательство ее идеальной типичности для этого чина святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Со скорбями находящими, что другое делать, как ни терпеть? Установитесь в мысли, что без Бога ничего не бывает, и что потому все бывает во благо нам. От нас зависит только надлежащим образом воспользоваться всем, что случается. Но если одно только терпение явим - то доброе себя есть держание пред Богом. (Вып. 8, пис. 1238, стр. 17) Со скорбными чувствами продолжайте управляться терпением, а паче преданием Господу всей своей участи, почерпая себе утешение из уверенности, что все бывает по Божией воле, и все во благо нам - настоящее. (Вып. 8, пис. 1241, стр. 19-20) СКОРБНОЕ И УТЕШИТЕЛЬНОЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ Их значение   На то жизнь земная назначена, чтоб в ней скорбное отрывало от привязанностей неуместных, а утешительное питало надежду на чаемое лучшее. Вот они и чередуются почти каждодневно. (Вып. 8, пис. 1255, стр. 28) СКУКА Ее не следует допускать к себе   Чего скучать? Господь близ. С Ним быть все одно хоть в этом, хоть на том свете. Только бы благоволил Он удерживать от всякого несродного Ему и внутри, как во вне. Во вне легче быть исправным. Стыд пред людьми помогает. А внутри - авось, небось. И идут своим чередом недобротные помышления и желания. И беречься-то никак не убережешься. Боже, милостив буди нам грешным!.. (Вып. 3, пис. 431, стр. 74) СЛАСТИ ДУХОВНЫЕ Всегда ли они полезны нам   Вы хотите утопать в сластях духовных… Это расслабляет и разнеживает… надо всегда при обвеселяющем держать и отрезвляющее. Любовь и страх оба должны быть в силе… Ангелы предстоят Богу со страхом и трепетом,.. и нам Апостол повелел со страхом и трепетом содевать свое спасение… Избави вас, Господи, от сластолюбия духовного. Любите отрезвляющее… Сердце сокрушенно и смиренно… (Вып. 6, пис. 969, стр. 84) СЛЕЗЫ Слезы - великая милость Божия. Между молитовками Златоустого есть: " Господи, даждь ми слезы, память смертную и умиление " . Свою грешность и негодность углубляли в чувство… Тут нет прелести. Прелесть, когда кто чувствует себя чем-то… ничтоже сый (Гал. 6,3). (Вып. 4, пис. 476, стр. 122)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Память его празднуется 5 июня в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Св.  князь Феодор был старшим сыном (род. 1218) князя Ярослава II Всеволодовича, прозванного Печальником земли Русской. Ярослав стал великим князем в 1237 г. После кровавой битвы на р. Сити (см. 4 февр., житие св. вел. князя Георгия) он много пострадал, заступаясь перед татарами за землю Русскую, и умер от данной ими ему отравы. Супругу его, княгиню Феодосию Мстиславну, народ прозвал Святой Княгиней. Своих старших сыновей, Феодора и Александра, прозванного впоследствии Невским, великий князь послал управлять Новгородом под руководством бояр, когда им было 9 и 8 лет.  В те времена рано кончалось детство русских князей. Нежная дружба связывала обоих братьев. Когда в Новгороде разразился голод, юные князья велели открыть свои житницы и даром раздавать хлеб народу. Св. благоверный князь Феодор скоропостижно скончался 8 июня 1233 г.,  накануне своего бракосочетания, когда все приготовления были уже закончены. Святые нетленные мощи его почивали в Софийском соборе. •  Св. блгв. князь Феодор, старший брат св. Александра Невского, родился в 1218 г. В 14 лет он уже участвовал в походе русских дружин против мордовских языческих князей.  •  Невестой блгв. князя Феодора была дочь блгв. князя Михаила Черниговского — Феодулия. После смерти своего жениха она приняла постриг с именем Евфросиния (память ее 25 сент.). Преподобный Ефрем Смоленский (+ 1238) Память его празднуется 21 авг. в день памяти прп. Авраамия Смоленского и в Неделю перед днем празднования Смоленской иконе Божией Матери (28 июля) Прп. Ефрем Смоленский был учеником прп. Авраамия. Отличался кротостью и любовью к ближним, будучи усердным подражателем своего духовного отца. Скончался в 1238 г. Мученик Меркурий Смоленский (+ 1238) Память его празднуется 24 нояб. в день тезоименитства с великомучеником Меркурием (III в.) и в Неделю перед 28 июля вместе с Собором Смоленских святых Когда полчища Батыя в 1238 г. приблизились в Смоленску, на службе у смоленского князя был воин-римлянин из знатного православного рода и сам православный. Звали его Меркурий. Он отличался высоким ростом, мужеством и силой. Сильно скорбел он о разорении Божиих храмов и желал положить душу свою за веру Христову. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010