4. Теория восточного папизма. – Что касается до преимуществ власти Константинопольского патриарха, то некоторые канонисты доказывали, что ему принадлежит исключительное право принимать апелляции на решения других (восточных) патриархов и вообще разбирать недоуменные дела, возникавшие в других патриархатах. К обоснованию этого права они привлекали 9-е и 17-е правила Халкидонского собора, в которых говорится, что жалобы на митрополита должны быть приносимы или к экзарху диэцеза («великой области»), или к престолу царствующего Константинополя. Повторяемая Аристином, древняя схолия к 9 правилу Халкидонского собора в Синопсисе редакции Симеона Магистра гласит, что «этого преимущества, т. е. чтобы митрополит, состоящий под властью одного патриарха, был судим другим, ни правилами, ни законами не дано ни одному из прочих патриархов, кроме Константинопольского» 1236 . Выходило, таким образом, что Константинопольская кафедра представляет некоторую высшую инстанцию по отношению к престолам других патриархов. Из сопоставления такого представления о Константинопольском патриархе с мыслью о равенстве его с Римским папой получался естественно тот вывод, что Константинопольская кафедра имеет тоже значение «великого апостольского» престола на Востоке 1237 , какое папская на Западе, и что Константинопольский патриарх есть на Востоке то же самое, что папа на Западе, конечно в смысле восточном, а не в смысле папских притязаний. А из соединения такого представления о патриархе Константинопольском с мыслью о том, что после завоевания Рима варварами и падения западной Римской империи привилегии древней столицы вселенной наследовал Константинополь, получалась теория, что в сущности Константинопольский патриарх есть законный и единственный наследник всех привилегий и первенства Римского папы 1238 и что ему вследствие того подчинены все диэцезы по всей вселенной 1239 , так что он может принимать апелляции не только на решения трех восточных патриархов, но даже и самого Римского папы 1240 . Таким образом, при помощи вышеприведенного толкования 9 и 17 правил Халкидонского собора из теории «перенесения скипетров», высказанной в толковании на 28 правило того же собора, развилась теория «папы на Востоке» или теория восточного папизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

4 . Тогда природа останется без состязания. Уготовано время для упразднения свободы, после чего 1227 словесность 1228 будет связана как у людей, так и у ангелов. Словесность – это не чувственное движение. Ведь именно 1229 через разумность 1230 словесность обладает двумя собственными [вещами], то есть двумя [своими] силами: словесной и разумной. Первая прекратится совсем, а второй, то есть разумной, увенчается естество, но и она будет тогда связанной. Эта связанность будет не насильственной, но, напротив, это сладостное принуждение будет в сладости. Иногда и сейчас [это бывает] таинственно, у достигших тонкости 1231 , но, однако, через изменение 1232 , а у первых разумных [существ] 1233 – и в неизменности, насколько это возможно, хотя они и несовершенны. Что такое «неизменность» и «несовершенные»? 1234 Есть тайны, которые им невозможно приять до назначенного времени. Поэтому они несовершенны – не потому, что они через изменение обладают тем, в чем они сейчас пребывают. Такого у них вовсе нет, но наипаче [им свойственно] постоянство, а не изменение. А, если и изменение, то к тому, что более превосходит [их нынешнее состояние]. Итак, изменение бывает: у тех 1235 – превосходной переменой 1236 , а у нас – прекращением [всех движений] 1237 , по причине немощи плоти. Слово тридцать первое. О том, в каком сражении больше труда, или, скорее, [больше] опасность падения Невозможно победить злые помышления, связанные с плотскими вожделениями, разве что 1238 с трудом. Некоторыми они 1239 были названы двойным оружием 1240 против нас. И они не прекратятся 1241 при сытости от хлеба и воды, и сна, и приближения к вещам, вызывающим движение в чувствах. Лучше разрешение от жизни и отсутствие стыда, связанного с ними 1242 . Когда то, чему должно [случиться] 1243 , позаботится о нас, действие плоти отстанет от членов. Невозможно заботиться о чувственном и [при этом] исправить наши собственные страсти 1244 . Ибо без печали в молениях и непрестанных поклонов нам невозможно привлечь к себе милость. И необходимо быть постоянным как в этом, так и в том. Без усилия в малом невозможно избежать великих зол. Слово сорок девятое. Об унылом мраке, бывающем во время безмолвия у тех, кто проводит житие, [исполненное] ведения

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Сравнение фрагментов Леонтия с его же сочинениями, как мы видели, устанавливает факт использования в Доктрине Леонтия тех его цельных сочинений, в которых эти фрагменты содержатся, а именно сочинений: De sectis, Contra Nestorianos et Eutychianos, Adversus argumenta Severi. Очень характерно, в смысле сравнения с Доктриной, следующее место из De sectis: (actio 6, Col. 1233–1237), параллель которому Доктрина представляет в отрывке к τν Λεοντου σχολων «из схолий Леонтия» 371 . Последняя схолия почти вдвое короче своего прототипа, причем ее автор передает мысли подлинника во многом своими словами. А параграф шестой, в котором, между прочим, находится вставка: π τν χρνων " Ιουστινιανο «от времен Юстиниана», остается Доктриной незатронутым, как бы для нее совсем неизвестным. Не говорит ли этот факт о том, что данное место действительно чуждо подлиннику и составляет позднейшую интерполяцию? И не следует ли отсюда, чю автор Доктрины имел перед собой более чистый источник – подлинный оригинал сочинений Леонтия? Далее, нельзя не обратить внимания на само начало обсуждаемого места в Доктрине, где стоит λγουσιν «говорят» вместо μλλομεν λγειν «намереваемся говорить» как имеется в De sectis, что указывает на перифраз подлинника, а не дословное его приведение. И еще, во второй цитате Доктрины к τν σχολων Λeov τiov «из схолий Леонтия» 372 , взятой из De sectis (actio 7, Col. 1240–1241C), делается значительное сокращение подлинника, н все заканчивается словами: δεî ον μς γινσκοντας... «итак, следуя нам знающим...», являющимися, очевидно, уже авторским добавлением, своего рода комментарием к извлечению. Наконец, в отрывке Доктрины к τν Λeov τiov σχολων «из Леонтия схолий» 373 (=De sectis. Col. 1244CD) пример Сократа и Платона заменен на пример Петра и Павла (не с намерением ли замаскировать заимствование?) 374 , и сам отрывок заканчивается пространным рассуждением автора по поводу приведенных слов. И если бы мы пошли далее этим путем сравнения цитат из Леонтия в Доктрине с их параллелями в настоящих сочинениях Леонтия Византийского , то повсюду нашли бы подтверждение нашей мысли о материальном использовании Леонтия автором Доктрины и то расширении, то сокращении им своего источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

ИНОЕ. «Аще бо глаголанное ангелы слово бысть извстно, и всяко пре ступленіе и ослушаніе праведное пріятъ мздовоздаяніе, како мы убжимъ, о толицм нерадивше спасеніи, еже зачало пріемъ глаголатися отъ Господа, слышавшими въ насъ извстися?» 1232 Здесь он очевидным образом пытается из различия лиц показать, какое преимущество имеет евангельская проповедь перед сенью Закона 1233 . Ведь если, как говорит он, заповеданным чрез ангелов [законам] была присуща такая авторитетность (τ ξιπιστον), что дерзающим нарушать их полагалось суровейшее наказание, то разве не настолько более заслуживает быть наказанным тот, кто окажется преступающим заповеданное чрез Сына, насколько Сын превосходит честью ангелов? Если же нужно обозреть и меру каждого, то одни, предстоя [престолу], поют и суть служебніи дуси, въ служеніе посылаема 1234 ; а другой – воспевается вместе с Отцом, будучи сопрестольным Ему и со-царствующим, и приемлющим служение ангелов, согласно сказанному в Евангелиях: «И се, ангели приступиша и служаху Ему» 1235 . Как же настолько превосходящий [ангелов], как Единородный, обрящется среди настолько уступающих [Ему]? Как сидящий [на престоле] вместе с Отцом [окажется] среди пред стоящих; приемлющий служение – среди служащих; или среди подданных (ν τος βασιλευομνοις) – облеченный царским достоинством? ИНОЕ. Блаженный Павел, относя ко Христу сказанное в восьмом псалме, говорит: «Что есть человкъ, яко помниши его, или сынъ человчь, яко посщаеши его? 1236 Умалилъ еси его малымъ нчимъ отъ ангелъ: славою и честію венчалъ еси его и поставилъ еси его надъ длы руку Твоею, вся покорилъ еси подъ ноз его» 1237 . Затем он прибавляет: «Внегда же покорити ему всяческая, ничтоже остави ему непокорено» 1238 . Итак, не Царем ли и Господом, и облеченным боголепной славой будем мы исповедовать Того, Кому всяческая покорена 1239 ? Как же Он не Бог? Как среди всех Тот, Кто надъ всми 1240 , и Кто настолько выше природы сотворенных, что те покорены и содержимы узами рабства, а Сей облечен свободным достоинством господства и все имеет под ногами (Своими], как и Сам Он негде говорит чрез одного из св. пророков: «Небо престолъ Мой, земля же подножіе ногу Моею» 1241 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Так, например, рассуждая о появлении в мироздании зла, которого «изначально не существовало» 1230 , Святитель подчеркивает, что первый человек был сотворен таким образом, что чрез уподобление Самому Себе Творец «соделал его созерцателем и знателем сущих» 1231 . Но затем «люди… сами против себя начали примышлять и воображать злое» 1232 . Под злом в данном контексте подразумевается собственно поклонение идолам, но, как видно далее по тексту трактата, поклонение идолам появилось в роде человеческом позднее, а что касается Адама и Евы, то для них грехопадение состояло в предпочтении, оказанном «телу и телесным чувствам», вместо созерцания Бога и духовных сущностей бытия. Прародители «охотнее взыскали того, что ближе к ним», а именно тела и его чувственных восприятий (τ σμα, κα α τοτου ασθσεις), и, «обольщаясь этим как своею собственностью, впали в самовожделение», предпочитая созерцание «этого собственного» созерцаниям лучшим (τν κρειττνων), божественным (τ δια προτιμσαντες τς πρς τ θεα θεωρας) 1233 . Таким образом, согласно мысли Святителя, чувственное тело и плоть входили в состав человеческого естества изначально. Человек есть союз души и плоти, а не только одна душа или же одна плоть 1234 . В качестве определения человеческого естества свт. Афанасий повторяет восходящую к Антисфену и Хрисиппу и укрепившуюся в Александрийской традиции через Филона и Климента формулу «ζον λογικν θνητν» 1235 , относя разумность к душе, а смертность – к телу человека 1236 . Таким образом, в своей антропологии Святитель возвращается к строго библейской точке зрения на человеческую природу и исправляет ошибки антропологии Оригена , превозносившего всякую логосную ( παντς λογικο) природу над смертной природой «разумных животных» (θνητο λογικο ζου) и представлявшего соединение в человеке двух противоположных природ воедино как имеющее лишь временное значение 1237 . Тварное бытие, как уже отмечалось нами выше, будучи произведением благого Бога, не является для Святителя злом или источником зла. Зло признается им за не-сущее (οκ ντα) по своей природе, ибо не происходит от сущего Бога, а все сущее, наоборот, – «добро» 1238 . Люди, можно сказать, изобрели зло, уклонившись от познания и созерцания Бога. Ошибка человека, которая и стала порождением зла, состояла, по мысли Святителя, в том, что Адам признал за единственное благо все временное и телесное 1239 , «воспринимая удовольствие телесное за благо само по себе» 1240 . «Душа человеческая, смежив око, которым может созерцать Бога, измыслила себе злое» 1241 . Святитель настаивает, что у этого зла нет никакой собственной сущности 1242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

16 декабря 1237 года начинается осада Рязани. Через семь дней происходит ее падение. 3 февраля 1238 года монголы через Коломну и Москву подошли к Владимиру. Его осада занимает только 4 дня. Владимир пал. Монголы захватили Суздаль. 4 марта 1238 года разбито русское войско на берегах р. Сити. 5 марта захвачен Торжок. В середине марта монголы повернули назад, не дойдя до Новгорода. Значительно позже, через 20 лет, и Новгород будет принужден платить дань, но его не коснутся ужасы завоевания. Маленький Козельск задержал монголов на семь недель. Городок погиб вместе с князем, войском и народом, но он показал монголам, на какой исключительный героизм способны русские. От Козельска войска Бату-хана ушли в низовья Волги, разбив по пути половцев. В 1239 году Бату-хан подготовляет второй поход. В 1240 году после длительного и героического сопротивления обращен в развалины Киев. Завоевана Южная Русь. Именно тогда родился наш Федор. Монголы двигаются дальше до тех пор, пока копыта их коней не погрузились в соленую воду Адриатического моря. Основано монгольское государство. Это всего только “Улус Джучи” по наследственной принадлежности, это – “Дешт-и- кыпчак” (степь кыпчаков) по географическому характеру, это – “Золотая Орда” по русской терминологии, это “Синяя Орда” по терминологии монголов. Бату-хан строит город Сарай, недалеко от теперешней Астрахани. Он делает Сарай своей столицей. Более точное его название Сарай-Бату. Впоследствии Берке-хан (1255– 1266) построит Сарай-Берке (недалеко от теперешнего Волгограда), а Узбек-хан (1312–1340) перенесет в Сарай-Берке столицу Золотой Орды. Географические пределы Золотой Орды огромны. На севере ее ограничивали русские княжества, зависимые, но не вошедшие в состав нового государства. На западе Орда доходила до Днестра – даже несколько дальше. На юге ей принадлежали весь Крым, Кавказ до Дербента и северный Хорезм с Ургенчем, на востоке – Западная Сибирь и низовья Сыр-Дарьи. Современники, которые не могли так свободно, как мы, оперировать географическими названиями, измеряли размер Золотой Орды месяцами караванного пути, подобно тому, как теперешние астрономы меряют вселенную годами света.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Но так как он не смог этого исполнить, то, взяв Ригунту, он привел ее оттуда с собой, не без великого унижения и поругания. 40. И вот герцог Леодегизил прибыл к королю со всеми сокровищами, о которых я упоминал выше 1237 ; впоследствии король раздал их бедным и церквам. Когда же схватили жену Муммола, король начал ее расспрашивать о судьбе богатства, которое они скопили. Зная о том, что ее муж убит и все их благополучие рухнуло, она все открыла и сказала, что много золота и серебра, о котором не знал король, все еще находится в городе Авиньоне. Король тотчас послал людей, которые взяли бы его, и вместе со своими людьми он отправил одного слугу, который был в большом доверии у Муммола и которому он [Муммол] поручил эти сокровища. Придя в Авиньон, они взяли все, что было оставлено в городе. Говорят, что там было двести пятьдесят талантов 1238 серебра, а золота более тридцати талантов. Все это, рассказывают, Муммол взял из найденного старинного клада. Король, разделив это со своим племянником, королем Хильдебертом, свою долю по большей части раздал бедным; а жене Муммола он оставил только то, что ей досталось от родителей. 41. И тогда же к королю привели из слуг Муммола человека огромного роста. Он был таким высоким, что считался выше самых высоких людей на два или три фута. Он был плотником. Спустя некоторое время он умер. 42. После этого королевскими судьями было дано распоряжение, чтобы те, кто пренебрег этим походом, были наказаны 1239 . Буржский граф послал своих людей взыскать штраф с людей, живущих на церковных землях обители блаженного Мартина, расположенной в этой области 1240 . Но управляющий церковным владением святого Мартина оказал им смелое сопротивление, говоря при этом: «Это люди святого Мартина. Не причиняйте им никакого зла, так как в подобных случаях они обычно не выступали в поход» 1241 . А они ему а ответ: «Нам нет дела до твоего Мартина, которого ты всегда суешь к месту и не к месту. Но и ты, и эти люди заплатите за то, что пренебрегли приказом короля».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

1235 Для Филона характерно, что он связывает это представление с Быт.15:10 , находя для него основание в том, что, по повелению Божию, Авраам при принесении жертвы части (τμματα) рассеченных жертвенных животных «положи противолична едина к другому (ντιπρσωπα λλλοις)». Сущность этой идеи сводится к следующему. Мир состоит из противоположностей, и этот закон противоположностей одинаково обнимает собою как жизнь неорганическую, так и природу органическую. В мире теплое существует наряду с холодным, сухое – вместе с влажным; легкое в нём противополагается тяжелому, свет – тьме, ночь огню. В воздушной сфере ясная погода противоположна облачной, безветрие – ветрам, зима – лету, осень весне. Вода бывает сладкою и горькою, земля – бесплодною и плодотворною. Телесное в универсе существует вместе с бестелесным, неодушевленное с одушевленным, разумное с неразумным, смертное с бессмертным, чувственное с интеллигибельным, начало с концом, появление с уничтожением, жизнь со смертью, болезнь со здоровьем и т. д. 1236 Наше тело и душа также разделены на множество отдельных частей и членов. 1237 В нравственней сфере мы наблюдаем порок и добродетель, правду и несправедливость, благоразумие и неразумие, мужество и трусость, умеренность и невоздержанность; тот же закон сохраняет свою силу также и относительно наук и искусств. 1238 —341— Нечто аналогичное этому представлению о Логосе мы встречаем и в учении св. Амвросия о Слове. При этом в смысле иллюстрации отношений Амвросия к Филону важно отметить, что и он связывает свое учение о Логосе Разделителе с Быт.15:10 , тогда как Климент Александр., если и разделяет это представление (так, по крайней мере, можно толковать его выражение о Логосе κρνων τε μα κα διακρνων καστα), 1239 то вне всякой связи с этим местом; да и по существу он имеет здесь моральное разделение людей по их нравственному достоинству и не столько в настоящей жизни, сколько в день будущего суда, 1240 тогда как Амвросий, подобно Филону, говорит о разделении не только моральном, но и космологическом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Восточные влияния проникают и в изобразительное искусство. По свидетельству А. Эфроса, в те времена «долго и крепко дул восточный ветер в мастерских художников» 1237 . А некоторых Восток вдохновлял так же, как Таити Гогена. Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян стремились к Востоку, как к некоторой идейной первооснове, они искали там духовно цельных людей, не испорченных западной цивилизацией. Наталья Гончарова писала: «...Я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада... Мой путь – к первоисточнику всех искусств, к Востоку» 1238 . Н.К. и Е.И. Рерихи ищут родство русской и индийской культур. Под влиянием теософских идей они стремятся постичь восточные корни не только русской, но и вообще европейской культуры. Увлечение уводит их в долгие путешествия по Памиру, Алтаю, Тибету. В июне 1926 г. Н.К. Рерих встречался с наркомом иностранных дел Г.В. Чичериным и вручил ему послание махатм Правительству СССР, где, в частности, говорилось: «...Мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая Единение Азии!» 1239 Рерих передал ларец со священной гималайской землей с посланием, где сказано: «На могилу брата нашего, махатмы Ленина» 1240 . Знаменательна эта сцена, когда хранители «последней» восточной мудрости снисходительно одобряют действия вождя, мнящего себя обладателем этой «последней» мудрости. Грозно предстал Восток в русской революции. Народ обрел свободу по своей воле. Интеллигенции казалось, что он радостно пойдет по путям демократии и прогресса, приуготовленным либералами. Но этого не произошло. Народная стихия оказалась темной и жестокой. Поэты и мыслители ее узнали и назвали «азиатчина». Многие тогда задавали себе вопросы: «Почему же возобладала в революции восточная стихия? Так ли уж мы, русские, чужды ей?» Ответ на них мог дать лишь тщательный анализ того, что произошло. Эту задачу и поставили перед собой несколько представителей эмигрантской интеллигенции, объединившись в движение евразийцев. 2. Печатные органы и состав участников. Евразийское движение объединяло в основном представителей интеллигенции – людей, взгляды которых эволюционировали на протяжении 20 лет существования движения. Были случаи отхода и даже выступлений против него бывших активных участников. Можно по-разному описать эти сложные явления. Первый путь подобен нахождению наименьшего общего кратного и более подходит для монографии о евразийцах 1241 . Мы же попытаемся найти наибольший общий делитель их взглядов, то есть то общее, что их всех объединяло.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

В 1206 году был сделан решающий шаг к избранию в качестве «императора» («кагана» или «хана») молодого вождя одного из монгольских племен. Его звали Темучин, но он получил новое имя (или титул) — Чингиз.   Племя Темучина принадлежало к племенному объединению «монголов». Другое племенное объединение, примкнувшее к этому союзу, называлось татарами. С течением времени именно последнее название стали употреблять в отношении империи Чингисхана; на западе оно употреблялось в искаженном виде «тартары» (что фонетически напоминало мифический Тартар). К 1225 году завершилось покорение монголами Центральной Азии, Персии и Северного Китая, включая Пекин. В июне 1223 года два монгольских военачальника — Дэбе и Субудай — из Персии перевалили через Кавказ и на реке Калке нанесли сокрушительное поражение русским и куманским отрядам, но вскоре вернулись в Азию. Перед смертью (1226 г.) Чингисхан разделил свою огромную империю между четырьмя сыновьями. Северо–западные области, включавшие Казахстан и часть Урала, отошли к старшему сыну Джучи. Поскольку Джучи умер на несколько месяцев раньше отца, северо–западный улус наследовал его сын, внук Чингисхана, Батый. В 1229 году собрание племенных монгольских вождей избрало Угудея, третьего сына Чингисхана, великим ханом. Его столица находилась в Каракоруме, и ему подчинялись остальные ханы, в том числе Батый. В течение четырех лет (1239–1242) орды Батыя, руководимые Субудаем, распространили власть великого хана на всю страну. Татары разрушали города, которые оказывали им сопротивление, вырезали население, но систему управления менять не собирались. Их господство выражалось в том, что местные князья обязаны были, под угрозой нового набега, платить им дань. Первой была завоевана Центральная Россия, после того как в 1237 году пала Рязань. В 1238 году был сожжен Владимир. После передышки в 1239 году татары двинулись на юг и в 1240 году захватили три крупнейших центра Киевской Руси: Переяславль, Чернигов и Киев. Продвигаясь дальше на запад, татары в 1241 году покорили Галицкое княжество, Венгрию, вторглись в Хорватию и, взяв Дубровник (Рагузу), вышли к Адриатическому морю. Другая часть пересекла Польшу, Силезию и Моравию. Однако весной 1242 года Батый получил известие о смерти Угудея и вернулся в Азию, предвидя на родине борьбу за власть. Он сохранил прямое управление Русью, включенной в состав огромной территории, называвшейся Кипчак. Его постоянная резиденция была расположена на нижней Волге и называлась Золотой Ордой; со временем на ее месте вырос новый город — Сарай. Русские князья должны были ездить туда на поклон к кипчакскому хану, чтобы получить ярлык на княжение. Некоторых заставляли предпринимать длительное путешествие в Каракорум, чтобы предстать перед великим ханом.  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010