И отверзе уста своя в хуление к Богу, хулити Имя Его, и селение Его, и живущия на небеси. И дано бысть ему брань творити со святыми, и победити я; – что и Даниил предрек сице: словеса на Вышняго возглаголет, и святых Вышняго смирит, и помыслит пременити закон, и дастся в руку его даже до времене, и времен, и полувремене 1237 . И всех тех, которые, по нечестию своему будучи не написаны в книгах животных Агнца заколеннаго от сложения мира, поклонятся сему адскому зверю, поклонятся яко Богу, – всех тех, говорю запечатает своею адскою печатию; как то свидетельствует тайник Божий, сице глаголя: и сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начертание на десный руце их или на челах их, да ни ктоже возможет ни купити ни продати, токмо кто имать нечертание, или имя зверя, или число имене его. Зде мудрость есть! Иже имать ум, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его шесть сот шестьдесят шесть 1238 . Всех тех запечатает печатию звериного имени своего, или числом своим, которое означает как существенное сопротивление его Богу, вечному Единству, сопротивление многочисленностию своею, разделением духа своего от Духа Божия, так и самое окончание сопротивления своего: всякое бо числимое нечислимым Единством испразднится; всякая многочисленность единою Вечностию победится. Всех воли его покорившихся запечатает печатию своею; «начертание пагубного имене отступнича и прелестнича на всех наложити потщится; на десных убо руках, да десных и благих дел отсечет действо; на челех же, да научит в лести и тме прельщенные дрежати». Так подтверждает Андрей Кесарийский ! 1239 А напротив все те, иже не поклонятся образу звериному, иже не отдадут Богоподобного почтения антихристу, иже не исполнят злой воли его, все те весьма жестоко будут мучимы и убиваемы 1240 ; что Сам Спаситель наш предрек, тако глаголя: тогда предаст брат брата на смерть, и отец чадо; и востанут чада на родители, и убиют их; и будете ненавидими всеми Имене Моего ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Они подходят, заигрывают с дельфином, зовут его, даже трогают и ощупывают, и он не противится. После этого знакомства смелость возрастает, особенно у мальчика, который познакомился с ним первым. Он подплывает к плывущему дельфину, прыгает ему на спину, носится взад и вперед, думает, что дельфин знает его и любит, и сам любит его; ни тот, ни другой не боится, ни тот, ни другой не внушает страха; растет доверие одного, прирученность другого. (7) Другие мальчики сопровождают их с обеих сторон, ободряют, дают советы. С ними вместе плыл (это также удивительно) другой дельфин, который держался только как зритель и спутник,– ничего, подобного тому, что делал первый, он не делал и не позволял себя трогать, но приводил и уводил первого дельфина, как того мальчика остальные мальчики. (8) Невероятно, но так же истинно, как и все предыдущее, то, что дельфин, возивший на себе мальчиков и игравший с ними, имел также обыкновение вылезать на землю и, высохнув на песке, когда становилось слишком жарко, возвращаться в море. (9) Известно, что Октавий Авит 1235 , легат проконсула, под влиянием неразумного благоговения вылил на дельфина, когда он однажды вышел на берег, ароматов. От необычности поступка и от запаха тот уплыл в открытое море 1236 ; только спустя много дней его увидели, вялого и печального. Потом, восстановив свои силы, он опять стал по-прежнему резв и взялся за обычную службу. (10) На это зрелище стекались все должностные лица, прибытие и пребывание которых стало истощать небольшую общину новыми расходами 1237 . Наконец, и самое место теряло свой покой и уединенность; решено было тайком убить того, ради кого собирались люди. (11) Как жалостно, как пространно ты все это оплачешь, разукрасишь, вознесешь! Впрочем, нет нужды что-нибудь придумывать и прибавлять; достаточно не преуменьшать того, что правдиво. Будь здоров. 34 Плиний Транквиллу 1238 привет. (1) Успокой мою тревогу: я слышу о том, что я плохо читаю, по крайней мере стихи; речи – прилично, но стихи тем хуже. Поэтому, я думаю, при чтении близким друзьям 1239 испытать своего вольноотпущенника 1240 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Орден Меченосцев . До основания ордена в Ливонии с половины XII в. проповедовали латинские монахи, приезжавшие с бременскими купцами; во главе их стоял монах Мейнгард, бывший потом ливонским епископом. Латинская миссия, подкрепляемая военными дружинами и не гнушавшаяся насильственных мер, скоро вызвала целый ряд восстаний со стороны ливонцев. Даже те из них, которые уже крестились, снова возвращались к язычеству и бросались в Двину, чтобы смыть с себя принятое крещение. Тогда епископ Албрехт, с согласия папы, учредил для распространения между ними христианства духовный рыцарский орден Меченосцев, главной резиденцией которого стал город Рига, выстроенный в 1200 г. Восстания туземцев были подавлены жестокими мерами. По всей стране немцы настроили замков и крепко утвердили свое суровое фанатическое владычество над ливонцами. Вскоре они проникли и в Эстонию, завоевали у русских Юрьев, а от датчан получили Ревель. В той и другой стране влияние русских было устранено на долгое время. Распространение латинства в Галицком княжестве Самая западная часть южной России – Галиция тоже подвергалась владычеству латинства. В конце XII в. она была покорена венграми, которые воздвигли в ней настоящее гонение на православие. Роман Мстиславич волынский избавил ее от их насилий и присоединил к своему Волынскому княжеству. Сильный князь обратил на себя внимание папы Иннокентия III. Это было во время самого широкого развития папской власти, когда папа раздавал королевские короны, когда самый Царьград был в руках крестоносцев. В 1204 г. явился к Роману легат папы, обещал ему королевскую корону, если только он покорится св. престолу, и уверял в содействии папского меча. «А такой ли меч у папы?» – спросил князь, ударяя по своему мечу. Но вскоре после этого гордого приема папского посла при малолетних сыновьях Романа, Данииле и Васильке, Галич снова сделался жертвой венгров, которые посадили в нем своего королевича Коломана. Явились латинские священники и монахи и выгнали из города православное духовенство, из православных церквей сделали костелы, а народ стали принуждать к латинству. В 1220 г. Мстислав Удалой снова избавил Галич от венгров, но сам испортил свое благое дело, выдав свою дочь замуж за брата Коломана и отдав Галицию за ней в приданое. После его смерти (1228 г.) здесь опять началось усиленное распространение латинства, а православие подверглось гонению, которое облегчилось уже в начале 1240-х годов, после того, как Галицким престолом завладел опять русский князь, сын Романа – Даниил. 2.Устройство Русской церкви; церковное управление

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Шрифт для догматики мне понравился из типографии Трея, при сем посылаемый. Печатайте по 38 или 39 строк на странице в 6 или 6 1 / 2 квадратов. Только, так как избранная мною бумага велика, то желалось бы, чтобы строка от строки были расставлены больше, чем в образце, а равно и буква от буквы – в каждой строке: иначе стороны, незанятые печатью, будут чересчур широки» 1237 . При таком опытном руководстве и внимательном наблюдении со стороны преосв. Макария третье издание догматики его было окончено к началу 1868 года и с внешней стороны вполне удовлетворило автора 1238 . – Таким образом, занятия преосв. Макария в области богословских наук ограничивались в Харькове или исправлением, или переизданием прежних его сочинений. Гораздо больше времени и труда преосв. Макарий употреблял в Харькове на занятия любимым его предметом – русской церковной историей. Мы знаем, что в С.-Петербурге им были напечатаны первые три тома его церковно-исторического труда, в которых изображалась история русской церкви до 1240 года. В Тамбове он мало и при том с перерывами занимался своим церковно-историческим трудом. Видимо, что в это время его внимание занимали главным, образом заботы и новая для него деятельность по епархиальному управлению. Требовалось, очевидно, особенное усилие для того, чтобы снова настроиться на прежние занятия и вести их посреди других, постоянно отвлекающих и совершенно не сродных работ. Преосв. Макарий, как есть основание думать, боролся с самим собою и иногда, в минуты разочарования, готов был даже винить себя в лености. «Сколько ни принуждаю себя продолжать историю», – писал он брату в первый год своего пребывания в Харькове, именно 2 ноября 1859 года, – «ничего не поделаю. Решительно одолела леность. Верно, придется бросать. Было время трудиться, теперь пора отдыхать. Впрочем, еще не ручаюсь: авось и захочется приняться за перо» 1239 . И, действительно, сила воли делала свое дело. Преосв. Макарий с течением времени постепенно начал втягиваться в прежнюю свою ученую, строго систематическую работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Душа проста, единична, неразделима, бессмертна 1234 . Что же такое смерть, как смотреть на нее, и что станется с душой, когда будет порвана связь ее с телом? Первый человек не был сотворен смертным, – таковым он сделался уже после; первозданный человек не подвергся бы ей, если бы не согрешил 1235 . Только с грехопадением явилась смерть и стала долгом природы, debitum naturae. Отсюда-то и объясняется страх смерти как неестественного в начале явления, здесь же лежит причина и того, почему не так легко разрывается союз души с телом 1236 . Как скоро этот союз разрушен, душа не уничтожается вместе с телом, – как в сонной жизни, так и здесь, душа продолжает свое существование 1237 , только уже не на земле, – все те мнения, будто души после смерти удерживаются на земле до тех пор, пока не оправдаются, будто души людей, умерших неестественной смертью, скитаются на земле до тех пор, пока не выйдет предназначенный им срок смерти 1238 , – все эти мнения несправедливы. Освободившись от уз тела, душа нисходит в преисподнюю, которую Тертуллиан помещает в недрах земли 1239 . Его преисподняя не есть какое-либо место, открытое со всех сторон, не есть помещение с какою бы то ни было кровлею в известной части света, – преисподняя – это какая-то бездна, где заключены души до дня судного. От этого места заключения душ отличается райское место, paradisus, в котором, с воскресения Господа находятся патриархи и пророки 1240 . В райские же места прямо идут и поселяются там даже до всеобщего суда и души мучеников и предвкушают там блаженство, участие в блаженном видении Бога (души остальных людей всех без исключения идут в преисподнюю, ad inferos, и остаются там до дня суда) 1241 . Говоря о сонной жизни, Тертуллиан касается и сновидений, и задается вопросом, как смотреть на них? нужно ли им верить? По представлению Эпикура, все вообще сны нельзя назвать пустяками, праздной мечтой, – им нужно верить; поэтому не без причины же существует множество различных снотолкователей и комментаторов снов 1242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Нек-рые поселения, возникшие в Х - 1-й пол. XII в., оказались заброшены или перенесены в др. места. Основным типом сельского поселения стала малая деревня. В сельской местности сузился ассортимент бытовых вещей, уменьшилось количество предметов из цветного металла, исчезла значительная часть привозных вещей и металлических украшений костюма, ранее служивших знаками высокого социального положения. В 1-й пол. XIII в. в большинстве древнерус. областей исчезли курганные погребения и грунтовые могильники, сохранявшие память о язычестве и о связанном с ним типе общественных отношений. Появились кладбища у приходских церквей. В сельском ландшафте заметны и прогрессивные элементы. Так, поселения возникли на водоразделах и на широких территориях после расчистки там лесов. В центре и на севере Др. Руси расселение охватывает зоны, ранее не освоенные как сельскохозяйственные угодья. Выросла их площадь, увеличилось число сельских поселений и жителей, появилось разнообразие в устройстве поселений и организации хозяйства. Недостаток пахотных земель в освоенных зонах, потребность увеличения пищевых ресурсов, связанная с ростом населения, неэффективность традиц. систем землепользования, климатические изменения и др. причины заставляли консервативное средневек. общество идти на перемены в расселении и землепользовании. XIII-XIV века отмечены существенным похолоданием и увеличением годовой нормы осадков, о чем свидетельствуют летописи (1230) и данные дендрохронологии (1-е десятилетие, 20-30-е и 70-80-е гг. XIII в.). Во 2-й пол. XIII-XIV в. жители давно освоенных районов, интенсивно эксплуатировавшихся в период температурного оптимума, столкнулись с дефицитом ресурсов пищи, истощением почв, недостатком строительного леса, исчезновением отдельных видов диких животных. Военный удар 1237-1240 гг. совпал с эпохой внутренних сдвигов в древнерус. обществе 1-й пол. XIII в., обострил и ускорил их течение, но не был единственной причиной происшедших изменений. Материальные и природные ресурсы, служившие основой стремительного подъема Др. Руси в X-XII вв., к XIII в. во мн. были исчерпаны, стереотипы хозяйствования и социальные механизмы не обеспечивали экономического роста, сократились объемы дальней торговли, изменились традиц. формы сельского расселения, часть жителей Др. Руси была вынуждена перейти к более скромному потреблению. Через 100-150 лет были освоены новые источники роста и найдены способы восстановления рус. культуры, генетически связанной с традицией Др. Руси.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Таким образом, исследуя генезис моральных суждений, нужно выяснить, на чем основывается именно непосредственное усмотрение относительной ценности благ. Она созерцается, по учению блж. Августина, в свете Премудрости. Последняя подобна в этом случае свету солнца. Когда дневное светило освещает мир, каждый получает возможность в его свете избирать то, что доставляет ему наибольшее наслаждение: один восторгается высотой гор, другой предпочитает равнину полей, третий – волнистые линии долин. Все это очень разнообразно, но свет один. Так, лишь в свете идеи Высшего Блага человек может различать отдельные виды благ. 1236 Понятие блага, присущее нашему уму, служит мерилом и условием познания частных благ и относительной их ценности. В каждом частном случае мы признаем благом то, что носит в себе черты высшего блага, и ставим его тем выше, чем полнее оно отображает эти черты. 1237 Так, наш дух настолько стоит высоко в наших собственных глазах, что мы оказываем ему предпочтение даже перед видимым светом. Однако он нравится нам не в себе самом, а в той творческой мудрости, которой он создан: мы одобряем его, поскольку он представляется нам осуществлением идеи должного или своего собственного идеала. 1238 Вот та реальность, в которой ум непосредственно усматривает сравнительную ценность благ, чтобы с их естественным порядком согласовывать свои чувства, желание и поведение. Но для нравственного поведения еще недостаточно знать только естественный порядок вещей. Нужна еще уверенность, что с этим порядком следует считаться в своем поведении, и не только быть в этом уверенным, но и желать этого. Деятельность, сообразная естественному порядку природы, есть справедливость, которая, руководясь разумом, воздает всем должное. 1239 Добродетель справедливости требует, чтобы человек служил только Богу, был равен чистейшим душам и владычествовал над животной и телесной природой. 1240 Что так именно должен поступать человек, это он усматривает непосредственно. Тот факт, что всякий возмущается при виде несправедливости, показывает, что всем известно и в чем состоит справедливость, и что она должна быть соблюдаема. «Не может быть порицателем несправедливости тот, кто не видит справедливости, по сравнению с которой осуждает несправедливость. Ибо откуда бы ты знал, что это несправедливо, если бы не знал, что такое справедливость? А что если справедливо и то, что ты называешь несправедливым? Нет, говоришь, это несправедливо, и кричишь, как будто это стоит перед твоими глазами. Ты видишь, что это несправедливо, благодаря некоторому правилу справедливости, сравнивая с которым неправое дело, замечаешь, что оно не соответствует прямизне твоего правила, и порицаешь его». 1241 Вследствие этого даже нечестивцы многое в человеческих нравах справедливо хвалят и порицают. Они судят на основании правил, в которых видят, как каждый должен жить, хотя сами и не живут таким образом. 1242

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Все указанные результаты относительно Доктрины, ее происхождения и состава, имеют для нас, изучающих сочинения Леонтия Виз., величайшую важность. Именно, они убеждают в несомненной давности происхождения тех сочинений Леонтия, из которых имеются извлечения в Доктрине, как то: Contra Nestor, et Futych., De sectis, Adversus argum. Severi и помещенного в целом виде: Capita 30 323 . Ясно, что все, эти сочинения находились в обращении уже в VII веке, иначе они не попали бы в состав Доктрины. Но здесь можно поставить такой вопрос: следует ли отсюда, что Анастасий Синаит пользовался сочинениями Леонтия Виз., не пользовались ли они оба третьим, неизвестным нам, сочинением? Для решения этих вопросов необходимо обратиться к более подробному рассмотрению обоих писателей в их взаимной зависимости. Сличение фрагментов Леонтия с цельными сочинениями последнего, как мы видели, устанавливают факт пользования Доктрины Леонтием, теми его цельными сочинениями, в которых фрагменты содержатся, именно сочинениями: De sectis, Contra Nest, et Eutych., Advers. argum. Severi. Очень характерно в смысле, сравнения с Доктриной следующее место из De sectis: actio 6, с. 1233 – 1237, параллель коему Доктрина представляет в « κ τν Λεουτου σχολων " 324 . Последняя почти вдвое короче своего прототипа, при чем ее автор передает мысли подлинника во многом своими словами. А параграф шестой, в коем, между прочим, находится вставка: π τν χρνων ουστινιανο, остается Доктриной незатронутым, как бы для нее совсем неизвестным. Не говорит ли этот факт о том, что данное место и действительно чуждо подлиннику и составляет позднейшую интерполяцию? И не следует ли далее, отсюда, что автор Доктрины имел пред собою более чистый источник – подлинный оригинал сочинений Леонтия?! Затем, нельзя не обратить внимания на самое начало обсуждаемого места в Доктрине, где стоит: » Λγουσιν», вместо: μλλομεν λγειν, как имеется в De sectis, что указывает на перифраз подлинника, а не дословное его приведение. И еще, во второй цитате Доктрины: κ τν σχολων Λεοντου 325 , взятой из De sectis (actio 7, с. 1240 – 1241 С), делается значительное сокращение подлинника и все заканчивается словами: δε ο ν μ ς γινσκοντας... κλ, являющимися, очевидно, уже авторским прибавлением, своего рода комментарием к извлечению. Наконец, в выдержке: « κ τν Λεοντου σχολων» Доктрины 326 , равняющейся De sectis с. 1244CD, примеры Сократа и Платона заменены Петром и Павлом (не с намерением ли замаскировать заимствование 327 и самая выдержка заканчивается пространным, рассуждением автора по поводу приведенных, слов. И если бы мы пошли далее этим путем сличения цитат из Леонтия в Доктрине с их параллелями в настоящих сочинениях Леонтия Виз., то повсюду нашли бы подтверждение нашей мысли о материальном пользовании Леонтием автора Доктрины и то расширении, то сокращеннии им своего источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Но в бессмертии, по египетскому мировоззрению, участвует не душа только, а, по-видимому, и тело, которое сохранялось для этого под формой мумии. Жизнь за гробом называется вообще восстанием, воскресением мертвых 1235 . Озирис обещает оправданному, что душа его не будет разлучена с телом 1236 , что «свет божественный даст ему милость (grace) быть нетленным по телу» 1237 . Говорится об оживлении мертвеца, а том, что он получит возможность дышать, ходить, принимать пищу, пить воду. Ясно и положительно высказывается и мысль о воссоединении души с телом. Умерший представляется на виньетках близ летающей около него души, которая изображается под формой птицы с человеческой головой (ласточка), – летающая над мумией душа подает ей знак жизни (кресто-образная фигура, которая служит и символом божественного достоинства), умерший открывает клетку, в которой дотоле была заключена эта птица, представляющая душу. Последнее, очевидно, указывает на момент соединения души с телом, после отделения первой от последнего – по смерти 1238 . Это восстание тела или воссоединение души с телом стоит, по-видимому, в зависимости от сохранения тела, в котором жил умерший, и есть обновление этого тела, а не другого. Обновление или воскресение всегда изображается под видом дарования сердца, которое хранилось, вместе с внутренностями, – особыми 4-мя гениями, или духами. Умерший восстает, когда ему возвращается сердце духом – хранителем внутренностей. На одном из рисунков книги мертвых умерший передает свое сердце этому гению хранителю, от которого он имел вновь получить его после. На другом изображении – он держит свое сердце, стоя на коленях и просит душу войти в него 1239 . «Да не отнимается сердце у того, кто в Кер-Нетер», говорится также в молитве от лица умершего 1240 . Враг жизни Сет, с другой стороны, как мы видели, представляется пожирающим сердце и внутренности умершего. Таким образом, сердце умершего, по-видимому, признавалось принципом или основой жизни, которую нужно было сохранять для бессмертия и о дарования которой нужно было молить Озириса 1241 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Митрополиты Киевские и всея России Митрополит Кирилл III В самый год нашествия Монголов на владимирскую Русь, т. е. в 1237 году, прибыл к нам из Греции митрополит Иосиф, чтобы занять место митрополита Кирилла III, умершего в 1233 году. После взятия Монголами Киева в 1240 году мы не находим этого митрополита в России и какая была его судьба, остаётся неизвестным, потому что наши летописи, сообщив об его прибытии, затем ничего о нём не говорят 84 . Более чем вероятно, что перед нашествием Батыя на Киев он удалился в Грецию, чтобы избежать угрожавшей опасности смерти. Если бы в минуту взятия Батыем Киева он находился в последнем и был убит в нём Монголами, то летописи едва ли бы преминули сказать о мученической смерти митрополита, увенчавшей его доблестное поведение как пастыря. Не должно и несправедливо было бы слишком удивляться тому, что у митрополита – пришлого Грека не нашлось самоотверженной готовности разделить судьбу со своей паствой: как мы знаем, некоторые и из епископов наших, природные Русские, искали спасения от Монголов в бегстве. После нашествия Монголов на место Иосифа митрополит поставлен был не из Греков, а из природных Русских. Отчего это случилось, – от того ли, что Русские восхитили у Греков их права, или, наоборот, от того, что Греки поступились Русскими своими правами, остаётся неизвестным. Если первое, то Русские, по какой-то неведомой причине, хотели восхитить у Греков их права только отчасти: митрополит, избранный ими самими и из природных Русских, ходил для посвящения к патриарху 85 . Но гораздо и несравненно вероятнее последнее, т. е. что Греки поступились своими правами. Митрополит Иосиф, бежавший от Монголов из России, должен был принести в Грецию страшные вести об ужасах, творившихся в нашем отечестве, и совершенно естественно было случиться тому, чтобы на этот раз не нашлось между Греками охотников занять кафедру русской митрополии, несмотря на всю её привлекательность... В самой России позаботиться о замещении кафедры митрополии, как само собой понятно, должны были те её князья, которые были в ней старшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010