Св. Иоанн Златоуст в «разных своих толкованиях и поучениях касается по очереди и при случае той или иной страсти: чревоугодия, сребролюбия, плотской похоти, гордости, уныния и др.» 1229 . У преп. Макария Египетского «наставления в борьбе со страстями, в очищении сердца, в освобождении ума, т. е. в его трезвении преследуют главную цель: просветление человека. Мистика света, достигаемая в успокоении ума от всего, что может его волновать и возмущать, уже была прекрасно известна этому пустыннику IV в., т.е. на тысячу лет раньше, чем о том же учили Палама и исихасты. Самое выражение «исихия», безмолвие, употребляется им часто и наряду с понятиями «мир», «успокоенность», «молитва», «молчание» и т. п.» 1230 . Преп. Иоанн Кассиан Римлянин учит, что «главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость» 1231 . Преп. Марк Подвижник учит: «по причине страстей мы получили заповедь не любить мира, ни того, что в мире; не в том смысле получили такую заповедь, чтобы нерассудно ненавидеть творения Божий, но чтобы отсекать повод к тем страстям» 1232 . Евагрий Понтийский пишет: «38. Молись, во-первых, об очищении от страстей; во-вторых, об избавлении от неведения и забвения; в-третьих, [об освобождении] от искушения и богооставленности; 39. В молитве своей ищи только правды и Царства [Божия], то есть добродетели и ведения, а все остальное приложится тебе ( Мф.6:33 ); 51. Что угодно бесам возбуждать в нас? – Чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, памятозлобие и прочие страсти, дабы ум, одебелившись ими, не мог молиться, как должно. Ибо страсти неразумной части [души], начиная властвовать над умом, не позволяют ему двигаться разумно; 53. Состояние молитвы есть навык бесстрастия, который с помощью наивысшей любви восхищает любомудренный ум на духовную высоту; 54. Желающему истинно молиться должно владычествовать не только над яростной и желательной [частями души], но и быть вне всякой страстной мысли; 55. Любящий Бога всегда собеседует с Ним, как с Отцом, отвращаясь от всякой страстной мысли; 56. Достигший бесстрастия не обязательно сразу [сподобляется] истинной молитвы. Ибо он может еще заниматься простыми мыслями и развлекаться рассмотрением их, а поэтому быть весьма далеким от Бога» 1233 . Евагрий придерживается восьмичастной классификации страстей 1234 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Это чудо едва ли не большее, чем все чудеса Евангелия. 2492 Итак, отношение между знанием и верой двустороннее. Поскольку для того, чтобы отдаться под водительство веры, нужно видеть ее пользу, поскольку необходимо понимать формулу вероучения и уметь распознать истинный авторитет, разум предшествует вере, но поскольку вера подготавливает и воспитывает к пониманию своего внутреннего содержания, она предваряет знание. Здесь нет противоречия, потому что в одном отношении вера зависит от знания, а в другом – знание от веры. 2493 776 Lux es tu permanens quam de omnibus consulebam an essent, quid essent, quanti pendenda essent [Ты Свет неослабевающий, Который я вопросил о всех вещах, существуют ли они, что они такое и какова их ценность] (Augustinus Hipponensis. Confessiones Χ, 65, PL 32, 806). At vero cum audio tria genera esse quaestionum, an sit, quid sit, quale sit (Существует три рода вопросов: о бытии, осущност и о качестве вещей] (Ibid. X, 17, PL 32, 786). 777 Idque ipsum est quod nihil sit aliud habere, quam nosse… Quidquid autem mente habetur, noscendo habetur… [… Иметь есть не что иное, как знать. Все, что имеет ум, ом имеет посредством своего знания] (Augustinus Hipponensis. De diverse quaestionibus, 35, 2, PL 40, 24) Nam omne quod contemplamur, sive cogitatione capimus, aut sensu aut intellectu capimus [Все, что подвергается нашему рассмотрению, мы воспринимаем либо мыслью, либо чувством и разумением] (Idem. De immortalitate animae, 10, PL 32, 1026). Nam credo non te ignorare, id quod scire dicimus, nihil esse aliud quam ratione habere perceptum [Я думаю, ты понимаешь, что мы разумеем под знанием не что иное, как обладание тем, что воспринято разумом] (Idem. De libero arbitrio I, 16, PL 32, 1230). Quidquid enim scimus, id ratione comprehensum tenemus… [Все, что мы знаем, мы имеем в качестве воспринятого разумом] (Idem. De libero arbitrio II, 9, PL 32, 1244). 778 Quidquid autem verum est, atque a sensibus et a mente sejunctum est, credi tantum, non tamen sentiri aut intelligi potest [Все, что действительно существует, но отделено от чувства и ума, может быть только предметом веры, но не чувства и разумения] (Augustinus Hipponensis. De diversis quaestionibus, 54, PL 40, 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Из руководящих правил поведения, освященных авторитетом Писания и оправдываемых разумом, вытекает, что в основе нравственности лежит идея порядка. «Праведно и свято живет тот, кто правильно оценивает вещи и имеет упорядоченную любовь к ним, кто не любит того, чего не следует любить, и любит то, что должно быть любимо, кто не любит того больше, что нужно любить меньше, не любит одинаково того, что должно быть любимо больше или меньше, не любит менее или более того, что нужно любить одинаково». 1228 Существует естественный порядок благ, образующих целую скалу, в которой одно благо стоит выше другого и все вместе возглавляются единым Высшим Благом – Богом. Вечный закон нравственности повелевает сообразоваться с этим порядком в чувствах и желаниях и отдавать предпочтение высшим благам перед низшими. 1229 Разумная душа человека помещается как бы в середине этой лестницы: ниже ее стоит телесная тварь, выше ее – Бог . Своим разумом и волей она может склоняться или к благам внешним и временным, или к благам внутренним и вечным. В первом случае она извращает естественный порядок, во втором следует ему. Она поступает хорошо, «если соблюдает порядок и, различая, избирая, взвешивая, подчиняет меньшее большему, телесное духовному, низшее высшему, временное вечному». 1230 Если, таким образом, сущность нравственности сводится к регулированию воли соответственно естественному порядку благ, то моральная оценка и нравственные суждения предполагают, во-первых, знание относительной ценности благ, а во-вторых, сознание того, что естественный порядок благ должен быть охраняем. Блж. Августин дает разъяснение по тому и другому пункту. Относительная ценность отдельных благ усматривается человеком непосредственно. Когда он видит перед собой различные тела, то из них он отдает предпочтение тем, которые имеют в себе жизнь. Рассматривая в отдельности оживленные тела, он убеждается, что, как бы ни были прекрасны их материальные формы, однако сама жизнь, проникающая их, еще лучше и прекраснее. Перебирая различные формы жизни, он ставит ниже всего одушевленность, лишенную чувства, выше помещает жизнь, способную чувствовать, а еще выше – жизнь разумную, какова душа человека. Но так как последняя изменяема, то его ум вынуждается отдать предпочтение жизни неизменяемой, т.е. такой, которая не бывает иногда глупой, а иногда мудрой, а, скорее, есть сама мудрость. Если бы ум каким-то образом не видел неизменяемой жизни, то не мог бы с полной несомненностью жизнь неизменно премудрую ставить выше жизни, подверженной изменению. Само правило истины, которым в данном случае он руководится, он видит неизменяющимся. 1231 При размышлении о составных частях собственного существа мы безошибочно видим их относительную ценность, предпочитая душу телу, в душе разум – чувству, в разуме созерцание – деятельности. 1232

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Перепечатано в Париже в 1927 году в журнале «Версты» Полного собрания сочинений Розанова не имеется. Отметим работы о Розанове: Голлербах, Розанов. Личность и творчество. Курдюмов, Розанов (Париж 1929). Волжский, Мистический пантеизм Розанова (в книге «Из мира литературных исканий»). См. также роман Н. Н. Русова. «Золотое счастье», где выведен Розанов. Чуковский, Книга о современных писателях. Бердяев в ранних религиозно–философских статьях. См. мою книгу «Русские мыслители и Европа» (гл. VIII). 1207 Образчик такой резкой полемики с Розановым представляет статья о нем Вл. Соловьева (т. VI). По поводу статьи Розанова о Л. Толстом, написанной в довольно «неудобном» тоне и вызвавшей острое возмущение Розановым в литературных и общественных кругах, П. Б. Струве предлагал «исключить Розанова из литературы». Из Религиозно–Филос. Общества в Петербурге Розанова исключили тоже за его острые высказывания по еврейскому вопросу… 1208 Розанов, Религия и культура. (Изд. 1901 г., стр. 64). 1209  Ibid., стр. 65, 66. 1210 Ibid., стр. 243. 1211 В сборнике «В мире неясного и нерешенного» (Изд. 1901 года), стр. 47. 1212 Ibid., стр. 267. 1213 Ibid., стр. 103. 1214 Ibid., стр. 57. 1215 Ibid., стр. 61. 1216 «Около церковных стен» (1906 г.). Т. 1, стр. 15. 1217 Ibid., стр. 18. 1218 «Около церковных стен», т. II (1906), стр. 446. 1219 «Уединенное» (Петерб. 1912), стр. 213. 1220 См. особенно статью Волжского «Мистический пантеизм» (это лучшее, что было написано о Розанове) в сборнике «Из мира литературных исканий». 1221 «Около церковных стен», т. 1. стр. 12. 1222 Ibid., стр. 77–79. 1223 Сборник статей «Семейный вопрос в России» (1903), т. II, стр. 53. 1224 «Семейный вопрос», т. 1, стр. 54. 1225 «Литературные изгнанники», стр. 243 (примеч. к письму Страхова к Розанову). 1226 Рус. Вестник 1892 (VIII), стр. 196. 1227 Волжский. Из мира литературных исканий, стр. 363. 1228 Сборник «Религия и культура», стр. 21. 1229 «В мире неясного и нерешенного», стр. 7. 1230 «Люди лунного света» (1911), стр. 71. 1231

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Historiography of the Age of Constantine//Greek and Roman historiography in Late Antiquity, Fourth to Sixth Century A.D. Leiden-Boston, 2003. P. 3−41; Prinzivalli E. Storia ed escatologia in Eusebio di Cesare//Bizantinistica. 2003. Vol. 2, N 5. P. 97−112. 1227 Отмечу намерение, высказанное в своё время Сальваторе Кальдероне, опубликовать комментарий к «Житию Константина» для серии Лоренцо Вала с показательным заглавием: «Евсевий. Житие святого Константина». 1229 Euseb. Laus Constant. 3, 1 (Triakont. 200, 21 Heikel); Calderone. Il pensiero politico di Eusebio di Cesarea, cit. (сн. 7), 52; Heim F. La théologie de la victoire de Constantin à Théodose. Paris, 1992; Maraval P. La théologie politique de l’Empire chrétien: Louanges de Constantin. Paris, 2001 ; Amerise M. Eusebio di Cesarea, Elogio di Costantino: Discorso per il trentennale: Discorso regale, intr. Trad, e note. Milano, 2005. P. 18; Drake H.A. The impact of Constantine on Christianity//The Age of Constantine. Cambridge, 2005. P. 111−136; Cavalcanti E. La croce e il monogramma di Cristo nelle narrazioni del ciclo costantiniano//Costantino il Grande: La civiltà antica al bivio tra Occidente e Oriente. Milano, 2005. 48 ss. 1230 Euseb. Laus Const. 7, 12: «Великий Царь с неба сие сотворил, гоплита непобедимого вперёд выставив, слугу своего (...) он же (...) спасителю своему подражая (...) спас так же и тех, кто Бога не знает, благочестию их научая». Vita Const. 1, 3, 4: «Богом возлюблен был (...) и для людей светоносным примером был жизни набожной и благочестивой»; 1, 4: «Бог Константина роду людскому представил как учителя примерного благочестия благоговейного»; 1, 5, 2: «Бог Константина учителя веры совторил». См.: Farina R. La «pietas» del servo di Dio Costantino imperatore: Santità e culto di Costantino imperatore nella «Vita di Costantino» di Eusebio di Cesarea//Poteri religiosi e istituzioni: il culto di San Costantino imperatore tra Oriente e Occidente. Torino, 2003. 302s. (с указанием всех важных фрагментов); Siniscalco P.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Михаиле, как святом (стр. 168). Статья Малышевского осталась, к сожалению, неоконченною, и вопрос, им постановленный, почти открытым. Его еще раз, по инициативе того же киевск. профессора, решал г. Калинников в своей статье, не отличающейся особенно научными достоинствами, – «Митрополиты и епископы при св. Владимире», и решил в духе и смысле церковного предания (Тр. Киевской духовн. академии, 1888 г., июль, стр. 522–541). 301 В Словаре дух. пис., изд. 1827 г., о м. Леонтие сказано, что он разделил всю Россию на 5 епархий (ч. II, стр. 7), а в Истор. княж. пск., вышедшей спустя 4 года после Словаря и Истории российской иерархии, замечено, что он «разделил ее сначала на 4, потом на 6 епархий» (ч. III., стр. 5). 302 Данный случай и случаи, немного выше приведенные, бесспорно указывают в Евгении ученого, не доверяющегося слепо различным историч. материалам и пособиям, а (хотя и не всегда) относящегося к ним критически и поправляющего одни другими. Заодно отметим здесь еще несколько страниц Оп. Киево-Соф. соб., где обнаруживается наш автор таковым же ученым: 61–2, 64–68, 71–3, 74 (примеч.), 75, 77–8, 81–3, 85, 91–2 (пр.), 95 (пр.) 96, 103–4, 105 (пр.), 108–9, 111–18, 128–9, 131–3, 136–7, 165–6, 170, 186–7 и 215. В этом же труде есть, наоборот, и такие места, которые показывают нам м. Евгения с другой стороны. Не отдавая предпочтения одному источнику пред другим, третьим и т. д., он сразу сообщает все разнообразные мнения или известия по одному и тому же вопросу, предоставлял разбираться в них самому читателю. См. стр. 58–9, 65–7, 69–76, 79–84, 87, 92 (пр.). 96, 98–9, 102–3, 107, 110, 113, 117, 123,128, 149, 151 (пр.), 166 и 190. 304 Характерно замечание, сделанное здесь митрополитом Евгением: «Палинедия с Коссовым полагают в сие время двух Кириллов одного за другим, и другого грека; а по каталогу Кульчинского оба россияне, и вторый с 1230 г., умерший в 1236 г.» Как видно, Евгений не цитирует свою «Историю киевской иерархии», не признает уже, как там, двух Кириллов – митрополитов, но и не говорит, кто был митрополитом с 1229 по 1136 г. 305 Отсюда понятна отчасти и та разница, какая заметна в порядке и числе митрополитов у Евгения и Голубинского, который, по указанию Палинодии, придерживался, между прочим, киево-софийских помянников и московских списков. Списки эти, известные Евгению, не были для него авторитетом, вероятно потому, что он предполагал их составленными при помощи тоже каких-нибудь помянников. – Кроме того, московский профессор свидетельства Никоновой летописи (и Степенной книги) касательно митрополитов, правдивые по мнению Евгения, считает не «совершенно надежными». (История русской церкви, т. 1, 1 пол., стр. 249).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВЕЛЬФЫ [итал. Guelfi], политическое направление в средневек. Италии, сторонники Римских пап в противостоянии императорам Свящ. Римской империи. Появление в XII в. термина «Г.» связано с развернувшейся в Германии борьбой за власть между герцогами Саксонии и Баварии и герцогами Швабии. Баварские войска, сторонники Саксонской династии Вельфов, шли в бой с кличем «Hye Welf!», к-рый и дал название партии. Их политическими противниками были гибеллины (ghibellini, искаженное от названия вюртембергского замка Weiblingen - Вайблинген) - сторонники герцогов Швабии из рода Штауфенов. В Италии термины «гвельфы» и «гибеллины» получили распространение после 1197 г.- так стали называть противников и сторонников политики герм. императоров, направленной на усиление имп. власти и ограничения свобод итал. городов. На принадлежность к той или иной партии влияли социальные противоречия между торгово-ремесленными кругами (чаще принадлежавшими к партии Г.) и феодальной знатью (в основном гибеллинской), противостояние знатных и влиятельных семей, соперничество городов. Принадлежность к партиям была клановой и часто наследственной. Во Флоренции и ориентированной на нее Лукке преобладали Г.; Пиза, Комо, Ареццо и Сиена, конкурировавшие с Флоренцией, встали на сторону императора. В стороне осталась только Венеция, не являвшаяся вассалом Свящ. Римской империи. Наибольший размах столкновения Г. и гибеллинов приняли в 1-й пол. XIII в., в период конфликта папства и имп. Фридриха II Штауфена (1212-1250). После коронации имп. Фридриха II (1220), под властью к-рого уже находилось Сицилийское королевство (с 1197), в его руках сосредоточилась власть над большей частью Италии. Хотя в коронационной клятве Фридрих II обещал не объединять Неаполь и Сицилию с Германией и незамедлительно отправиться в крестовый поход, император не стремился выполнять обещания. Открытое противостояние началось в 1227 г., когда папа Григорий IX отлучил Фридриха II от католич. Церкви за нежелание отправляться в крестовый поход. В 1229 г. Фридрих II разгромил посланную против него армию папы. В 1230 г. папой и императором, к тому времени вернувшимся из крестового похода, было заключено перемирие, но оно оказалось недолгим. Григорий IX, выступая арбитром между Фридрихом II и Ломбардской лигой (союзом североитал. городов), принял неск. решений в пользу горожан, что привело к оформлению союза между папством и городами Ломбардии. Результатом стала война, в к-рой против императора выступило большинство городов Сев. Италии. Фридрих II, одержав победу при Кортенуове (1237), открыто заговорил о намерении присоединить к империи Ломбардию, Тоскану и Папское гос-во. Вся Италия оказалась расколотой на враждебные партии, в одних и тех же городах были и Г. и гибеллины.

http://pravenc.ru/text/161777.html

Клариссы перед ц. Сан-Дамиано оплакивают Франциска Ассизского. Роспись верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1296-1304 гг. Мастерская Джотто Клариссы перед ц. Сан-Дамиано оплакивают Франциска Ассизского. Роспись верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1296-1304 гг. Мастерская Джотто В дек. 1227 г. папа Григорий IX буллой «Quoties cordis» поручил опеку над К. генералу ордена францисканцев, однако в тексте буллы не упоминалось о роли Франциска Ассизского в основании общины Сан-Дамиано и, следов., о принципиальной связи К. с орденом францисканцев. Стремясь, вероятно, к унификации мон-рей К. и установлению контроля над ними, летом 1228 г. папа изъял общины К. из юрисдикции местных епископов и подчинил напрямую Папскому престолу. В официальной переписке общины именовались «орденом св. Дамиана». Дальнейшие действия понтифика привели к конфликту с Кларой Ассизской. В 1230 г. папа буллой «Quo elongati» запретил монахам-францисканцам проповедовать в обителях «ордена св. Дамиана» без папского дозволения. Клара Ассизская, протестуя против этого, отослала из своего мон-ря всех мирян, занимавшихся сбором милостыни для соблюдавших затвор монахинь. Папе пришлось отменить свое решение для общины Сан-Дамиано. После смерти Григория IX (22 авг. 1241) Агнесса Богемская обратилась к его преемнику, папе Иннокентию IV, с просьбой изменить сложившуюся у К. ситуацию, когда монахини должны были соблюдать предписания Франциска Ассизского наряду с уставом 1218 г. (quod impossibile reputetur quod in ordine tuo duae regulae debeant observari - Bullarium franciscanum. 1759. T. 1. P. 316). Сначала папа настаивал на соблюдении устава (папское послание «Divini timore» от 13 нояб. 1243), но позднее буллой «Cum omnis» от 6 авг. 1247 г. утвердил для К. новый устав, к-рый назывался уставом св. Франциска (хотя в основе лежал прежний устав, 1218 г.). Этим шагом папа намеревался продемонстрировать духовную и юрисдикционную связь между К. и орденом францисканцев, тем более что мон-ри К. были окончательно подчинены генералу ордена францисканцев. Однако общинам К. было разрешено владеть рентами и общим имуществом, что противоречило францисканскому принципу абсолютной бедности и полученной К. «привилегии бедности».

http://pravenc.ru/text/1841265.html

Если он убил сына хозяина, [то] должны убить сына этого строителя» (Законы Хаммурапи). Дети не должны быть наказываемы смертью за отцов ( Втор. 24, 16 ). «Если цирюльник без [дозволения] рабовладельца сбрил рабский знак у чужого раба, [то] этому цирюльнику должны отрубить кисть [руки]» (Законы Хаммурапи). Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего; пусть он у тебя живет… не притесняй его ( Втор. 23, 15–16 ). Не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего ( Лев. 25, 43 ). «Если человек заболел или умер, а его жена украла нечто в его доме и передала это человеку… то эту жену человека, а также и получателя, должно убить» (Среднеассирийские законы [вторая половина II тысячелетия до Р.Х.]). «Если жена человека украла нечто в доме другого человека… Если угодно ее мужу, он отдаст краденое и [тем] выкупит ее, и он отрежет ей уши. А если ее мужу неугодно выкупить ее, хозяин украденной вещи может… [женщину] забрать и отрезать ей нос» (Среднеассирийские законы). «Человек может бить свою жену, таскать [за волосы], повреждать и прокалывать ее уши. Вины в том нет» (Среднеассирийские законы). Закон же Моисеев предписывает защиту невинной жены (см.: Втор. 22, 13–19 ). Единственное преступление, которого не знают языческие народы периода Патриархов, но за которое следует по законодательству Синайскому наказание смертью , – отступление в сфере религиозной: поклонение чуждым богам (см.: Исх. 22, 20 ), хуление имени Божия (см.: Лев. 24, 16 ), нарушение субботы (см.: Исх. 31, 14 ). Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230–1200 до Р.Х.) Важнейшими историческими событиями этого периода явились вторжения с севера и востока и расселение в Палестине значительных групп израильских племен, а с запада – народов моря. Археологические свидетельства тому многочисленны; так, вся территория огромного по тем временам Гацора/Асора была опустошена, и на руинах возникли лишь отдельные убогие одноэтажные домишки завоевателей; подверглись полному разрушению также Иерихон, Гай, Давир/Кириаф-Сефер и другие. В то же время наиболее важные города ханаанеев не были подчинены израильским племенам. Некоторые из них вступили с завоевателями в союзные отношения, например Гаваон, город ханаанейского племени хиввитов (гаваонитяне синодального текста [см.: 2Цар. 21, 1–9 ]).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Энгельгардту .............................. 1330 в ресторацию .............................. 260 Дюме ...................................... 220 (за вино) Павлищеву ................................. 837 портному .................................. 390 Плещееву .................................. 1500 Сверх того ты получил: ассигнациями ....... 280 (в августе 1834 г.) золотом ............... 950 __________ 5767 Энгельгардту .............................. 1330 в ресторацию .............................. 260 Дюме ...................................... 220 (за вино) Павлищеву ................................. 837 портному .................................. 390 Плещееву .................................. 1500 Сверх того ты получил: ассигнациями ....... 280 (в августе 1834 г.) золотом ............... 950 __________ 5767 Твое заемное письмо (10 000) было выкуплено. Следовательно, не считая квартиры, стола и портного, которые тебе ничего не стоили, ты получил 1230 р. Так как матери было очень худо, я всё еще веду дела, несмотря на сильнейшее отвращение. Рассчитываю сдать их при первом удобном случае. Постараюсь тогда, чтобы ты получил свою долю земли и крестьян. Надо надеяться, что тогда ты займешься собственными делами и потеряешь свою беспечность и ту легкость, с которой ты позволял себе жить изо дня в день. С этого времени обращайся к родителям. Я не уплатил твоих мелких карточных долгов, потому что не трудился разыскивать твоих приятелей — это им следовало обратиться ко мне. (Франц.) 645 Очень прошу вас извинить меня. Мне невозможно будет пообедать у вас. Жена вдруг почувствовала себя очень плохо. Будьте добры сообщите мне адрес господина Сиркура. Весь ваш Пушкин. 25 мая. (Франц.) 647 Осмеливаюсь представить на решение вашего сиятельства. В 1832 г. его величество соизволил разрешить мне быть издателем политической и литературной газеты. Ремесло это не мое и неприятно мне во многих отношениях, но обстоятельства заставляют меня прибегнуть к средству, без которого я до сего времени надеялся обойтись. Я проживаю в Петербурге, где благодаря его величеству могу предаваться занятиям более важным и более отвечающим моему вкусу, но жизнь, которую я веду, вызывающая расходы, и дела семьи, крайне расстроенные, ставят меня в необходимость либо оставить исторические труды, которые стали мне дороги, либо прибегнуть к щедротам государя, на которые я не имею никаких других прав, кроме тех благодеяний, коими он меня уже осыпал.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010