Ритм, объемлющий фигуры, при этом архитектоничен и прост, хотя и состоит из суммы линейных узоров. Драпировки почти все падают параллельными, прямыми складками, а если образуют орнаментальный узор, то лишь там, где необходимо выявить пластику. Выступ формы – на бедре, под коленями. Складки и плотный цвет (типичный для «стиля около 1200 г.» – розоватый, голубой, синий) фиксируют обширные плоскости. Свет возвращает свои возможности не только моделирования, но и экспансивного «озарения» лучами поверхности плоти. Лики – большие, смуглые, с интенсивной темной карнацией и растушёванными мазками светов, поражают соединением огромности внешнего с внутренним напряжением, впечатлением интенсивности внутренней жизни, переживания божественного откровения. Фактура письма совершенно открыта и весьма экспрессивна. Матовому шероховатому плотному тону со смуглыми, растёртыми румянами, противопоставлены ударные точки белил. В неожиданно острой выразительности этих миниатюр – отголоски прежнего напряжённого драматизма, и одновременно предвидение будущих мистических исканий, сопряжённых с Афоном. К XII в. восходит вариация стиля самого начала XIII в., отразившаяся в таких произведениях, как фрески капеллы Св. Неофита на Кипре, около 1200 г., Евангелия из Эрмитажа и памятники, так называемой, чикаго-карахиссарской группы, возникшие с середины XII в. в провинциальных скрипториях Кипра. Живопись 1230-х гг. – середины XIII в. Длительное время считалось, что «стиль около 1200 г.» дожил до середины столетия, благополучно трансформируясь в иные варианты. На самом же деле на границе между 1225 и 1230 гг. возник абсолютно новый стиль, не связанный преемственностью с искусством начала века. Главные его художественные качества – грандиозность и подчёркнутая демонстрация телесности. Формируются понятия нового пластического языка. Они связаны с иным образным содержанием, сменой духовной программы. Памятником, открывающим новую фазу стиля, является цикл росписей в церкви Вознесения в Милешеве, в Сербии (1224–1234).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Перевод Т. Н. Джаксон по Hb. 331) VIII.5. «Прядь о Торстейне, сыне Халля с Побережья» Прядь («Þorsteins þáttr Siðu-Hallssonar») сохранилась в двух редакциях в составе «Саги о Магнусе Добром и Харальде Суровом Правителе» в «Гнилой коже», а также в «Книге с Плоского Острова». Знатный норвежец Эйнар Брюхотряс напоминает в разговоре конунгу Магнусу Доброму, как он ездил за ним на Русь. В пряди используется самое раннее древнескандинавское обозначение Руси – Гарды. Издание: Morkinskinna/Finnur Jnsson//SUGNL. 1932. В. LIII. S. 111–115. Литература: Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 363; Гуревич 2004. [Исландец Торстейн, вызвавший гнев конунга Магнуса Доброго, проводит зиму у Эйндриди, сына Эйнара Брюхотряса. Эйнар пытается всех помирить и на йоль приходит к конунгу. Среди прочего, Эйнар говорит:] «И кажется мне, что ты уже не помнишь, как я ездил за тобой на восток в Гарды, и поддерживал твою власть, и стал твоим приемным отцом 665 . Думаю я о тебе каждый час, как честь твою увеличить. А сейчас я уеду из страны и никогда больше не буду тебе помогать». [Эйнару удается помирить исландца, своего сына и конунга Магнуса.] (Перевод Т. Н. Джаксон по Msk. 115) VIII.6. «Прядь о Харальде Гренландце» Прядь («Haralds þáttr grenska») представляет собой небольшой рассказ о гибели Харальда, отца Олава Святого, во время его сватовства к шведской королеве Сигрид Гордой. Прядь сохранилась в составе отдельной «Саги об Олаве Святом» в «Книге с Плоского Острова», но сведения об этом сватовстве имеются в «Саге об Олаве Трюггвасоне» монаха Одда и в «Круге земном» Снорри Стурлусона. Автор отдельной саги – тоже Снорри Стурлусон. Если «Круг земной» был написан им ок. 1230 г., то отдельная сага создавалась в 1220–1230 гг. Среди неудачливых женихов Сигрид Гордой назван и некий Висивальд, конунг Гардов. Издание: Flateyjarbk. En Samling af norske Konge-Sagaer med indskudte mindre Fortællinger om Begivenheder i og udenfor Norge samt Annaler/Guðbrandr Vigfússon, C. R. Unger. Christiania, 1860. В. II. S. 3–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Абраам (638-669); Крикор Етесаци (669-696); Кеворк (696-708); Мгрдич (708-730); Ованнес (730-758); Степанос (758-774); Елия (774-797); ?; Абраам (885-909); ?; Крикор (981-1006); Арсен (1006-1038); Месроб (1008); ?; Симеон (1090-1109); Мовсес (1109-1133); Есайи (1133-1152); Сааг (1152-1180); Абраам (1180-1191); Минас (1191-1205); Абраам (1215-1218); Аракел (1218-1230); Ованнес Гарнеци (1230-1238); Гарабед (1238-1254); Агопос (1254-1281); Саркис (1281-1313); Асдвадзадур (Феодор) (1313-1316); Тавит (1316-1321); Богос (1321-1323); Вартан Аревелци (1323-1332); Ованнес (1332-1341); Парсег (1341-1356); Гарабед (1349); Крикор (1356-1363); Гирагос, сопредстоятель Крикора; Мгрдич (1363-1378); Ованнес (1378-1386); Крикор (1386-1391); Есайи (1391-1394); Саркис (1394-1415); Мардирос, сопредстоятель (?) (1399); Месроб, сопредстоятель (?) (1402); Богос Карнеци (1415-1419); Мардирос (1419-1430); Минас, сопредстоятель (?) (1426); Есайи (1430-1431); Ованнес (1431-1441); Мурон (1436-1437); Абраам Мисирци (1441-1454); Месроб (1454-1461); Бедрос (1461-1476); Мгрдич Еловци (1476-1479); Абраам Периахци (1497-1485); Ованнес Мисирци (1485-1491); Мардирос Брусаци (1491-1501); Бедрос (1501-1507); Саркис (1507-1517); Ованнес (1517-1522); Асдвадзадур (Феодор) Мердинци (1532-1542); Пилибос (1542-1550); Асдвадзадур Мердинци, повторно (1550-1551); Антреас Мердинци (1551-1583); Тавит Мердинци (1583-1613); Крикор Канцагеци (1613-1645); Асдвадзадур Даронеци (1645-1664); Егиазар Ромглаеци (1664-1665); Асдвадзадур Даронеци, повторно (1665-1666); Егиазар (1666-1668); Асдвадзадур (1668-1670); Егиазар, повторно (1670-1677); Мардирос Кримци (1677-1680); Ованнес Амасьяци (1680); Мардирос Кримци, повторно (1681-1683); Ованнес Болсеци (1684-1697); Симеон (1688-1691); Минас Амтеци (1697-1704); Калусд Хетунци, сопредстоятель; Крикор (1704-1715); Агоп Нальян (1749-1752); Теоторос (1752-1761); Гарабед Танчагеци (1761-1768); Богос Ванеци (1768-1775); Ованнес Канаперци (1775-1793); Бедрос Евтогияци (1793-1800); Теоторос Ванеци (1800-1818); Каприэл Нигомитаци (1818-1840); Богос Атривнуболсеци (1824-1847); Закария Гопеци (1840-1846); Гирагос Иерусалимский (1846-1850); Ованнес Смирнский (1850-1860); (1860-1864); Есайи Таласский (1864-1885); Арутюн Вехабедиан (1889-1910); Егише I Туриан (1921-1929); Торком I Кушагян (1929-1939); Месроб Нишанян (1939-1944); Гурег Исраэлян (1944-1949); Тиран Нерсоян (1957-1958); Егише II Дердериан (1960-1990); Торком II Манугян (с 1990).

http://pravenc.ru/text/76124.html

К XI в. относится формирование адм. системы архиеп-ства и церковного княжества. Значительная роль в управлении принадлежала министериалам, приближенным архиепископа (ими не обязательно были представители духовенства), которые проживали гл. обр. в К. Высшие министериалы составляли двор архиепископа, являлись крупными землевладельцами и торговцами, имели влияние в городе (об их значении в княжестве свидетельствует тот факт, что многие патрицианские роды XIII-XIV вв. восходили к придворным министериалам). Сформировались основные властные органы архиеп-ства. Место хорепископов (о них сохр. мало сведений), составлявших «среднее звено» управления диоцезом, заняли архидиаконы, окончательно оформилась система городских приходов. В кон. XI в. возникла коллегия приоров; именно ей, а не соборному капитулу до сер. XIII в. было делегировано право избирать архиепископа. Коллегия приоров состояла из пробстов и деканов городских церквей, аббатов основных монастырей в К. и настоятелей крупных аббатств Дойц и Зигбург, представителей соборного клира и духовенства крупных городов митрополии (Бонн, Ксантен и Зост). С ростом благосостояния горожан было связано формирование городского сословия, начались выступления жителей К. против полновластия архиепископа. Проявлением борьбы за городские свободы стало восстание 1074 г. Поводом для мятежа послужил произвол Аннон II, конфисковавшего у некоего купца судно для собственных нужд. Возмущенные горожане вынудили архиепископа укрыться в соборе, а затем бежать из города. Вскоре Аннон II подступил к К. с войском и заставил мятежников сдаться. Зачинщики были сурово наказаны, многие жители, опасаясь репрессий со стороны иерарха, покинули город. Только перед смертью (4 дек. 1075) архиепископ даровал прощение бунтовщикам и снял наложенное им отлучение. Райнольд фон Дассель, архиеп. Кёльнский. Фрагмент реликвария Трех волхвов. Ок. 1180–1230 гг. Райнольд фон Дассель, архиеп. Кёльнский. Фрагмент реликвария Трех волхвов. Ок. 1180–1230 гг. В XII в. увеличились население и территория К.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Понтификат Г. проходил под знаком борьбы с имп. Фридрихом II Штауфеном. Продолжая политику папы Гонория III и настаивая на выполнении решений Латеранского IV Собора (1215), Г. требовал от имп. Фридриха II сдержать неоднократно данное им обещание организовать новый крестовый поход в Палестину не позже 1227 г. По истечении условленных сроков 29 сент. 1227 г. в Ананьи Г. объявил об отлучении Фридриха II, что заставило императора организовать крестовый поход в 1228 г., но привело к острому конфликту с папой. На Страстной неделе 1228 г. сторонники императора и представители знатного рим. рода Франджипани восстали против Г., вынудив его бежать из Рима в Умбрию, и затем в Риети и в Ассизи. Папа предпринял военную операцию против принадлежавшего Фридриху II Сицилийского королевства, но по возвращении императора из Палестины в июне 1230 г. папские войска были разбиты. 20 июля 1230 г. Г. и Фридрих II договорились о перемирии; Г. объявил о снятии с императора отлучения, а Фридрих II гарантировал неприкосновенность папских владений. В 1234 г. Г. поддержал императора во время конфликта с сыном, к-рого папа подверг отлучению; в том же году Фридрих II оказал Г. помощь в подавлении восстания в Риме. Однако в 1236 г. между папой и императором вспыхнул новый конфликт по вопросу контроля над итал. городами. 20 марта 1239 г. Г. вторично подверг Фридриха II отлучению и в 1240 г. объявил о даровании индульгенций всем, кто примут участие в борьбе с императором, приравняв эти индульгенции к получаемым за участие в крестовых походах. Отлучив императора и объявив его предшественником антихриста, Г. хотел закрепить это решениями Собора Римско-католической Церкви, открытие к-рого было намечено в Риме на 31 марта 1241 г., однако папа умер в период его подготовки. Г. способствовал примирению Тулузского гр. Раймона VII с франц. кор. Людовиком IX Святым и дал необходимое разрешение на брак дочери Раймона VII с одним из братьев короля. Несмотря на окончание войны с альбигойцами , одной из главных задач в понтификат Г. оставалась борьба с др. еретиками. В февр. 1231 г. папа распорядился, чтобы в землях церковного гос-ва осужденные церковным судом еретики передавались светским властям для казни или тюремного содержания, а с 1233 г. закрепил повсеместное распространение инквизиции . Буллой 1239 г. Г. предписал всем правителям христ. мира изымать у евреев экземпляры Талмуда .

http://pravenc.ru/text/166763.html

С л. 189 под витою, раскрашенною заставкою помещён месяцеслов, начинающийся с Января. При Римских названиях месяцев пишутся и древние Славянске. Месяцеслов обнимает все дни года: но на каждый пишется по одному и не более двух святых. О Феоктиристе Февр. 29. (ркп. фестерикта) замечено: се поминаи на. д. лто. Под 24. Июля Бориса и Глеба, Октября 1. бц. покро в . Никаких других Русских и Славянских святых нет. Л. 192. Таблицы, служащие к определению Пасхи и некоторых других праздников, и постов. Между ними, л. 192 об., ключевая таблица на 532 года великого индиктионного круга. В этой таблице, расположенной в 28 клеток в длину и 19 в ширину, при известных ключевых буквах, находятся различные хронологические показания, относящиеся к тринадцатому великому иидиктиону, начавшемуся с 876 года. Все эти показания, кроме только двух, подтверждаются свидетельством летописей, как это показано уже в статье г. Сухомлинова: «О древней Русской летописи, как памятнике литературном», помещённой в Учёных Записках 2 отд. Академии наук кн. III. стр. 37. Так в 27-й клетке 5-го порядка написано: борисъ. Это значит, что в сем году скончался св. Борис. Ибо 28 × 4 27=139, а сложив это число с 876 получим 1015, год мученической смерти св. Бориса. (См. Лаврентьевскую и. др. летописи). В 3– клетке 13-го порядка (1215 г.) замечено: юрьва рать (Вел. князя Юрия Всеволодовича, воевавшего с Новгородом, см. Новгор. 1 лет. под 1216 г.). В 18 клетке того же ряда (1230) написано: дороговь (дороговизна хлеба, см. там же под 1230 г.). В 25 того же ряда (1237): тотарьско (нашествие, см. Лавр. лет. под 1237 г., Новгор. 1 под 1238 г.). В 12 клетке 14 порядка (1252): иеврюво (нашествие, см. Воскрес. лет. под 1252 г.). В 23 клетке того же по рядка (1263): олендръ кнз прес. (Невский, см. Лаврент. лет. под 1263 г.). В 24 клетке того же ряда (1264): андри суздалс. (разум. преставися, см. Воскрес. лет. под 1263 г.). В 27 клетке того же порядка (1267): дмитр. нмц вз. (разум. княживший в Новгороде Дмитрий Александрович, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Цистерцианское аббатство Коркомро (графство Клэр). XIII в. Цистерцианское аббатство Коркомро (графство Клэр). XIII в. Параллельно с соборами возводится большое количество цистерцианских монастырских комплексов в переходной позднероманской стилистике, характерной чертой к-рой были заостренные арки. Аббатства Балтинглас (графство Уиклоу; 2-я пол. XII в.), Джерпойнт (графство Килкенни; кон. XII в.), Бойл (графство Роскоммон; ок. 1161-1230), Монастеранена (графство Лимерик; кон. XII - нач. XIII в.), Меллифонт (XIII в.) создавались под западноангл. влиянием, даже если строились без непосредственного участия англо-нормандских мастеров. Храмы в этих монастырях возводились в форме 3-нефных базилик с трансептом, с каменными перекрытиями, с алтарными капеллами в ряд. Обычно к церкви с юга примыкал клуатр с обходом, окруженным жилыми помещениями. К востоку от клуатра располагался зал капитула, к югу - кухня и рефекторий, к западу - дормиторий. Огромный фонтан сохранился в монастыре Меллифонт. Первые чисто готические сооружения - аббатства Инч (кон. XII - нач. XIII в.) и Грей (ок. 1200), оба в графстве Даун,- были построены под североангл. влиянием. В архитектуре церкви мон-ря Грейгнамана (графство Килкенни; 1-я пол. XIII в.), крупнейшем в И. цистерцианском храме, готические формы получили дальнейшее развитие. Цистерцианское аббатство Бойл (графство Роскоммон). Ок. 1161–1220 гг., XVI–XVII вв. Цистерцианское аббатство Бойл (графство Роскоммон). Ок. 1161–1220 гг., XVI–XVII вв. Поскольку при строительстве церковных сооружений продолжали придерживаться романского стиля, готическое влияние часто проявлялось лишь в отдельных элементах (порталах, наличниках, аркатурах) на примитивных зданиях. Своеобразно развивалась архитектура в областях Томонд (Сев. Мунстер) и Коннахт, не занятых англичанами; здесь сформировалась т. н. зап. школа, развивавшаяся примерно до 1230 г. и соединившая раннеготические и гиберно-романские традиции. Мастеров этой школы отличал высокий уровень камнерезного искусства (капители, орнаменты с фигурами людей и животных, растительные орнаменты) и оттеска камня (профиля арок и окон).

http://pravenc.ru/text/674067.html

Факт, на который ссылается Сковронская, во всяком случае не может дать никаких оснований ни к каким выводам по настоящему делу, и мне оставалось бы 1230 недоумевать, 1231 ввиду каких возможных заключений найден нужным допрос Ходнева, 1232 который не мог служить ровно ни к чему, кроме лишней огласки дела. 1233 Но так этот допрос есть не единственный, из которого обнаруживается, что производимое обо мне 1234 следствие одушевлено предвзятою верою во всякое произвольное объяснение, которое дает она фактам, то я вынуждаюсь 1235 показанию г-жи Сковронской противопоставить упомянутое происшествие с г. Андреевым. Сношения с Ходневым касаются самой Сковронской, а никак не меня. Она ничем не доказала, чтоб я даже знал о переписке ее с ним, чего я действительно и не помню. Но если б я и 1236 знал, и если б 1237 отказал г. Ходневу именно я, а не она, ничем не доказано, чтоб я обязан был помочь г. Ходневу в поездке в Сербию, всякому иль вообще всякому, кто ко мне за этим обращался. Я и помогал действительно только по выбору, на который имел полное право, и отказывал в помощи по усмотрению, на которое тоже имел полное право, 1238 а не потому, чтобы присвоивал себе 1239 фонд, из которого могли 1240 выдаваться мною пособие. Студент, 1241 публиковавший о себе в «Современных известиях», не заслуживал доверия по собранным мною справкам, и на этом основании я отклонил 1242 пособие. По логике Сковронской и той логике, которою руководствуется следствие, принимающее клеветы за основание, выходило бы, что и г. Андреева я удержал из желания присвоить себе его пожертвование, столь щедро им предложенное. Представляя при сем свидетельство врача Постникова о 1243 причине, не дозволяющей мне явиться по вызову на сие число, прошу г. следователя составить, с выдачею мне копии, протокол, в коем объяснить: в силу каких соображений он, в упомянутом вызове, отменил формулы, более соответствующие 1244 делу, которые в подобных вызовах прежде употреблял, обращается ко мне так: «в качестве обвиняемого по делу о растраченных вами суммах, собранных на славян», утверждая сими слова(ми), и приписывает мне факт растраты, 1245 когда меня в оном еще только обвиняют.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Так-как некоторые церковные учители представляют Досифея родоначальником саддукейства, а Абульфат говорить о возникновении секты Досифеян еще при Александре Великом, то отсюда можно заключать, что древнейший Досифей жил в эпоху до-христианскую. Косвенное подтверждение этого находят в том, что иудейские предания неоднократно упоминают о каком-то Досифее, игравшем роль в самарянстве библейского периода. Так, в мидрашах именем Достаи (Досифея) называется один из тех священников, которых послал ассирийский царь для наставления самарян в истинах израильской религии 1230 , а у И. Флавия (Древн. XIII, 3, 4) с именем Феодота (­Досифей) выступает перед Птоломеем Филометором защитник самарянских интересов в споре с иудеями. Характерной чертою древнейшей секты Досифеян было, по-видимому, то, что она удерживала отрицание веры в воскресение мертвых даже в то время, когда самаряне уже приняли эту веру, и, затем, особенно строго соблюдала обрядовые предписания о субботе, о чистоте и т. п. Досифеяне, нужно думать, были как бы фарисеями среди самарян. Другая секта Досифеян, по-видимому, возникла уже в эпоху христианскую. Основатель этой секты выдавал себя за Христа, а главными пунктами в учении секты были – признание каких-то мистических книг и обрядовых омовений, грубые верования в воскресение мертвых, аскетизм и почитание Досифея за Мессию. Это, очевидно, была одна из тех энтузиастических и энкратистических сект, которые во множестве возникали в начале распространения христианства, имея кратковременное бытие. В какой мере она была собственно самарянской сектой, трудно сказать. К этой секте Досифеян должно отнести свидетельство Оригена , что в его время секта имела только 30 членов. Если эта секта первоначально образовалось среди самарян, то возникновение ее можно связать с тем моментом, когда самаряне приняли отвергавшееся ранее учение о воскресении, так-как характерною чертою учения рассматриваемой секты является напряженное ожидание воскресения мертвых. Что касается первой секты Досифеян, то она, очевидно, имела продолжительное существование, сохранившись до времен сообщающих о ней арабских писателей 1231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Разъединенный неурядицами, бессильный, бедный и невежественный, русский народ был предоставлен самому себе в бедах (которыми переполнена наша древняя история), являлся беззащитною жертвою внутренних и внешних неустройств. Относительно внутренних неустройств русские всего чаще страдали от грозных сил природы, с которыми не умели справиться, и во-первых – от огня. Незнакомые с правилами архитектуры и гигиены, русские строились кое-как, скучивая деревянные здания на тесных пространствах, небрежно обращаясь с печами и трубами, и потому часто подвергались опустошительным пожарам. В древней России часто выгорали не только села, но целые города. Самая столица не была исключением из общего правила, тем более что в ней и улицы застраивались лавками. Олеарий заметил, что в бытность его в Москве в разных местах вспыхивали пожары, и русские не тушили их, а ломали соседние дома. В Москве пожары чередовались с некоторою правильностью, так что на каждое семилетие приходилось по одному большому пожару, при чем гибло множество народа. Во время пожара, произведенного Девлет-Гиреем, сгорела вся Москва (кроме Кремля) в три часа времени. Столпившиеся у ворот, в тесных улицах, в три ряда шли по головам друг друга. Река не пронесла трупов. Народа и войска погибло до 800,000. В 1737 г. вся Москва сгорела от свечки. Во-вторых, русские страдали от голода и атмосферических влияний суровой природы. Голод, как и пожар, чередовался в России с некоторою правильностью. Русским не были известны агрономические законы, по которым скудная почва истощается раз в 7–14 лет, а хорошая – в 24 года, и производит голодовку. К тому же, в стране, покрытой лесами и болотами, сильные холода сменялись проливными дождями и засухами, и все затоплялось, или горело; а пособий искусственных против сил природы не было. В 1601 году дождь лил непрестанно, в течение 10 недель, и 15 августа жестокий мороз побил на полях хлеб. От наставшего голода пострадали и погибли миллионы людей, так как запасных магазинов в России не было. 29 В одной Москве умерло тогда 500,000 человек. Подобный голод опустошал Россию в 1230, 1309, 1419, 1421, 1429 годах 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010