Неразумие, долженствующее овладеть Сеннахеримом, будет причинено „вестью“. Некоторые из комментаторов 1228 , думают, что весть эта была извещение о восстании в Вавилоне Сузуба, которое приняло столь опасный характер, что Сеннахерим должен был лично выступить против Вавилона. Другие же комментаторы 1229 думают, что „весть“ относится к движению Тиргака, о чем упомянуто в ст. 9: „и услышал он о Тиргаке...“ Мы держимся последнего мнения, потому что по-видимому восстание Сузуба имеет место позже, так как после подавления восстания, Есархадон, сын Сеннахерима, переносит резиденцию свою в Вавилон, и живет там, чтобы предупредить возможность вторичного восстания 1230 . Заметим, что после поражения Ангелом армии Сеннахерима, он царствовал еще около 18 лет, а соправителем его был сын его Есархадон или Ассордан, как называет его Бероз 1231 . Нам кажется несомненным, что в ст. 7 „весть“ прямо относится к Тиргаку, идущему „сразиться с ним“. Понятно, что это известие было преобладающим событием в эту минуту,– поэтому кажется несомненным, что Сеннахерим стягивает в главную армию и отряд Рабсака, а к Езекии вместо его шлет уже послов без войска, с письмом полным угроз и хул. Последняя часть стиха 7-го заключает в себе пророчество о смерти Сеннахерима от меча. Ниже мы увидим, при каких обстоятельствах он убит. Здесь достаточно только указать на некоторые хронологические данные. Комментаторы и Ассириологи все согласны в том, что первые его действия повидимому совершаются в качестве соправителя и генерала отца его Саргона; начало же царствования относят к 702 году до Р. Хр., а поход к 699 году. Смерть его и восшествие на престол Есархадона относят к 680 году до Р. Хр. 8 . И возвратился Рабсак, и нашел царя Ассирийского воюющим против Ливны; ибо он слышал, что тот отошел от Лахиса. 9 . И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот он вышел сразиться с тобою. Услышав его, он послал послов в Езекии, сказав: Вслед за этим следует словесное сообщение послов, к которому присоединено было и письмо, как видно из стиха 14-го. Сущность и словесного сообщения и письма были тожественны и вкратце изложены в ст. 10–13.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Очевидно, что религиозная жизнь, в которой определяющим началом является обрядоверие, становится формальной. «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29: 13). Отпадение от живого источника Истины неизбежно ведет к омертвению и бесплодию. В средневековом церковном европейском искусстве противопоставление христианства и иудаизма аллегорически представлено в виде двух женских фигур – Церкви и Синагоги. Такими скульптурами оформлен южный портал трансепта (поперечного нефа) собора в Страсбурге (ок. 1230). Женщина, олицетворяющая Церковь, прямо и уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой. Голова увенчана короной. Взгляд устремлен вдаль. Синагога прижимает к телу сломанное в нескольких местах копье. Изгиб фигуры повторяет эту ломаную линию. Из левой руки выпадают скрижали. Голова опущена. На глазах повязка – символ духовной слепоты. 2. Следующим этапом отступления иудаизма от библейского монотеизма было зарождение и распространение среди евреев каббалы (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистического учения и мистической практики. Это эзотерическое теософское учение по духу и букве совершенно чуждо Священному Писанию. Изложению каббалы посвящены две книги: Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая написана, вероятно, в VI–VII веках по Р.Х. Утверждение самих каббалистов о существовании Сефер Иецира уже во время патриарха Авраама абсолютно мифично и не имеет никаких свидетельств. Напротив, присутствие в этих книгах философских идей поздней античности (гностицизма, неоплатонизма и др.) полностью опровергает это мнение. Автором Зогар считается испанский каббалист Моше (Моисей) да Леон. Время написания – около 1300 года. Желание современных каббалистов ( Лайтман М. Книга Зогар. М., 2003. С. 185) сделать автором Зогар ученика раби Акибы Шимона бар Йохая, жившего во II веке по Р.Х., противоречит мнению специалистов: «Арамейский язык во всех этих восемнадцати разделах один и тот же, и во всех них он обнаруживает одни и те же индивидуальные особенности.

http://pravoslavie.ru/68586.html

Лит. наследие Г. условно можно разделить на 6 групп. 1. Философские и богословские сочинения: «De ordine emanandi causatorum a Deo» (О порядке эманации причин от Бога), «De intelligentiis» (Об интеллигенциях), «De finitate motus et temporis» (О конечности движения и времени), «De unica forma omnium» (О единой форме всего), «De statu causarum» (О пределе причин), «De potentia et actu» (О возможности и действительности), «De anima» (О душе), «De libero arbitrio» (О свободном произволении), «De veritate» (Об истине), «De veritate propositionis» (Об истине высказывания), «De scientia Dei» (О знании Бога), «De decem mandatis» (О десяти заповедях), «Templum Dei» (Храм Божий), «Quod homo sit minor mundus» (Почему человек есть малый мир), богословская поэма «Le Chasteau d " Amour» (Замок Любви, ок. 1215), «De luce seu De inchoatione formarum» (О свете, или О начале форм, 1225-1228) и др.; в т. ч. сочинения по свободным искусствам (см. Artes liberales ) (пропедевтике): «De artibus liberalibus» (О свободных искусствах, до 1209), «De generatione sonorum» (О происхождении звуков, до 1209), «Grammatica» (Грамматика), «De quadratura circuli» (О квадратуре круга). 2. Естественнонаучные трактаты: «De sphaera» (О сфере, 1215-1220), «De impressionibus aeris seu De prognosticatione» (Об импрессиях воздуха, или О составлении погодных предсказаний, 1215-1220), «De generatione stellarum» (О происхождении звезд, 1217-1225), «De cometis» (О кометах, 1222-1224), «De impressionibus elementorum» (Об импрессиях элементов, до 1225), «Quaestio de fluxu et refluxu maris» (Вопрос о приливах и отливах моря, 1226-1228), «De motu corporali et luce» (О телесном движении и свете, ок. 1230), «De motu supercaelestium» (О движении наднебесного, ок. 1230), «De differentiis localibus» (О локальных различиях, ок. 1230), «De iride seu De iride et speculo» (О радуге, или О радуге и зеркале, 1230-1233), «De colore» (О цвете, 1230-1233), «De lineis, angulis et figuris seu De fractionibus et reflexionibus radiorum» (О линиях, углах и фигурах, или О преломлениях и отражениях лучей, 1230-1233), «De natura locorum» (О природе мест, 1230-1233), «De universitatis machina» (О вселенской машине), «De calore solis» (О тепле Солнца) и др.

http://pravenc.ru/text/168181.html

Из области оборотов речи и грамматических форм отметим следующее. Пристрастие к оборотам с дательным самостоятельным, напр. князю же Александру слышавши словеса их; идущу же ему из церкви; и оному же... падшю и т. д. Вместо слов «иже с ним крепко мужьствоваху» составатель Комм. списка написал: и бе мужство их с княземь крепко. Измененные глагольные формы: хотяще вместо хотя, скончавъши вместо скончав; поможеве вместо поможем; наихавши вместо наехав и т. д. Принимая во внимание, что составитель Коммиссионого списка вообще сравнительно свободно относится к тексту своего оригинала, обстоятельство, на которое впервые было обращено внимание академиком Шахматовым 75 , мы имеем основание предполагать, что перечисленные искажения происходят от редакционной работы составителя. В подтверждение этого предположения мы подобрали из Комм. списка ряд случаев подобного искажения текста, рассеянных по разным местам: Под 1215 г. прибавлено: на память св. отца нашего Мелентея, архиепископа Мелетиискаго (ср. 1204, 1205, 1206, 1208, 1211, 1214, 1215 и пр.); г. 1158: понеже бо велик бяше смрад; 1216: якоже елене: 1218: и у гроба отца своего кость своя положити; 1230: и абие же ему разболевшуся и пребывшю ему в том недузе; 1238: бо в то время нужьное; 1261: и дай ему Бог спасаная молитва отпущение грехов; 1230: нь сиа страшная казнь на нас бысть, понеже бо грехов своих не каяхомся, а злая дела беспрестани творяще; нь во всей Руской земли такову казнь вдаст Бог нам по грехом нашим, а Кыевьскаго града Бог сблюде; ср. 1223, 1228, 1261 и т. д. Из мелких вставок: под 1204 г. именем, в то время, пакы; 1216: с себе, пакы, великою (честью); 1218: сице, к ним, пакы, обои; 1220: самому, и абие; 1225: и пакы назад; 1232: (Алексея) человека Божиа; 1266: князя, тако; 1224: и сице, абие и правда, ничим и т. д. Дательный самостоятельный: Ярославу вбегашю (1216): и абие приспевши нощи (1228, ср. 1230:1233). Замена одних выражений другими: и мышляаше в себе вм. хотяше (1204). Что касается Толстовского (и Академического) списка, то и в нем мы находим, хотя не в такой мере, как в Комм.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аще ся не останете сихъ, то горшая бды почаете по семъ. Но, моляся, вамъ глаголю: приимемъ покаянье от сердца, да Богъ оставит гнвъ свой и обратимъся от всхъ дл злыхъ, да Господь Богъ обратиться к намъ. Се вд азъ, поучаю вы, яко за моя грхи бды сия дються. Придте же со мною на покаянье, да умолим Бога; вд убо, аще ся покаев, будемъ помиловании; аще ли не останетеся безумья и неправды, то узрите горша напослдь. Богу же нашему. 854 Колико видхомъ солнца погибша... Нын же земли трясенье...– Говорится о землетрясении 3 мая 1230 г., особенно разрушительном в Киеве; перед этим речь идет о солнечном затмении 28 февраля 1206 г., затмении луны 3 февраля 1207 г., о кометах, бывших в 1223 и в 1230 гг. 856 Не глад ли? не морови ли? не рати ли многыя? – Согласно летописи, голод и мор обрушились на Русскую землю в 1230 г.; имеются также в виду первые столкновения русских с монголо-татарскими силами (1223) и постоянные сражения с южными соседями – половцами. 857 ...аще будете оумножили талантъ...– Согласно евангельской притче, господин дал рабам несколько талантов, и только один из них не пустил свою долю в оборот, закопав свой талант в землю. Именно этот раб и был наказан вернувшимся господином ( Мф. 25, 15–30 ). 858 Не плнена ли бысть земля наша? ...к 40 лт приближаеть томление и мука...– Здесь сказано, что монголо-татарское нашествие началось сорок лет назад, следовательно «Слово» произносилось в 1275 г. 859 Слышимъ бо Ниневгыю град...– В библейской Книге Пророка Ионы говорится о пророчествах Ионы; по поручению Бога Иона предрек гибель Ниневии через сорок дней за великие грехи; жители, начиная с царя, покаялись и были прощены Богом, что раздражило Иону, пророчество которого оказалось несбывшимся. Этот текст сам Серапион немного расширяет; так, в Библии не говорится об отлучении младенцев от молока, нет и других подробностей. 860 ...аки Содома и Гомора...– В Библии говорится об ужасном разрушении этих городов, погрязших в грехе и разврате. 861 ...еже любити друг друга... любити ближняго своего аки себе...– Автор строит поэтическую градацию на нескольких афоризмах из Библии и при этом опускаст не актуальное в его время продолжение этого рода: любите врагов ваших. 862 ...волхвованию вруете...– «Слово» направлено против языческих обрядов и верований, очень распространенных в то время: ниже излагается смысл некоторых ордалий, например испытание водою. 863 ...по три лта житу рода нсть не токмо в Русь, но в Латн...– Русские и западнославянские летописи говорят о неурожаях в 1271–1273 гг.; латина – собирательное название католиков, в том числе и западных славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1208 . Breck Fr. J. St Silouan and the Mystery of God//Sourozh: A Journal of Orthodox Life and Thought. L. 1999. 78. 1–19. 1209 . Cervera C. D. Silvano del Monte Athos, il monaco che amavo teneramente la Madre di Dio//Mater Ecclesiae. 1980. 16. 45–54. 1210 . Clément O. La spiritualità dello «starec» Silvano//SA 9 .1230). 41–62. 1211 . Cremaschi L. La vergogna di stare agli inferi secondo Silvano del Monte Athos//Parola, Spirito e Vita. 1989. 20. 285–303. 1212 . Egger M. Archimandrite Sophrony: le moine pour le monde//Contacts. 1993. 163. 163–177. же://Buisson Ardent. 1995. 1. 23–41. пер.: Эггер М. Архимандрит Софроний: монах для мира//Континент. 1994. 80. 304–316. же:// Софроний (Сахаров) , архим. Духовные беседы. СПб. 1997. 72–86. пер.: Archimandrite Sophrony: A monk for the world//Sourozh. 1995. 59. 1–11. 1213 . Enzo Bianchi. «Tieni il tuo spirito all’inferno e non disperare»//SA 9 .1230). 19–39. пер.: Бьянки Э. Значение преподобного Силуана Афонского /Пер. с ит. Заварнова В.//ЦиВ 2000. 2(11). 239–255. 1214 . Epin R. Vie et message d’un saint. Saint Silouane l’Athonite//Le Chemin. Bar le Due. 1990. 7. 37–54. 1215 . Evdokimov M. Le starets Silouane//La prière des chrétiens russes. Chambrayles-Tours 1988. 89–106. 1216 . Gooskens B. L’expérience de l’Esprit Saint chez le starets Silouane. Diepenveen [Hollande] 1971. 130. (Mémoire de l’Institut catholique de Paris. Institut supérieur d’Études Oecuméniques). 1217 . Ioannis Zizioulas. La teologia di san Silvano dell’ Athos//SA 9 .1230). 117–130. пер.: Иоанн (Зизиулас), митроп. Богословие преподобного Силуана Афонского //ЦиВ 2000. 2(11). 270–282. 1218 . Kallistos Ware, bp. «We must pray for all»: salvation according to St. Silouan//Sobornost. 1997. 19(1). 34–55. пер.: Каллист, еп. Диоклийский. Мы должны молиться за всех людей. Спасение мира по учению старца Силуана/Пер. Казачкова Ю.//АО 1998. 3(17). 113–117. же, др. пер.: «Нужно молиться за всех». Спасение по учению преподобного Силуана Афонского /Пер. Илариона (Алфеева) , иером.//ЦиВ 1999. 2(9). 231–258.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1219 . Kallistos Ware, bp. «Kénosis» e umiltà «a somiglianza di Cristo»//SA 9 .1230). 63–77. пер.: Каллист (Уэр), еп. Кенозис и богоподобное смирение по учению преподобного Силуана Афонского /Пер. с англ. Илариона (Алфеева) , игумена//ЦиВ 2000. 2(11). 256–269. 1220 . Larchet J.-C. La formule «Tiens ton esprit en enfer et ne désespère pas» à la lumière de la tradition patristique//Buisson Ardent. 1995. 1. 51–68. 1221 . Larchet J.-C. L’amour des ennemis selon saint Silouan lAthonite et dans la tradition patristique//Buisson Ardent. 1996. 2. 66–95. 1222 . Larchet J.-C. Saint Silouane de l’Athos. P. 2001. 1223 . Lilienfeld Fairy von. Lo «starec» Silvano e la Russia del suo tempo//SA 9 .1230). 79–96. 1224 . Manzoni G. Silvano del Monte Athos//La spiritualità della chiesa ortodossa russa. Bologna 1993. 499–526. 1225 . Model S. Vie des saints: saint Silouane l’Athonite//ACER-Tribune. 1989. 10. 44–49. 1226 . Saint Silouane l’Athonite//Paix. Message du Monastère orthodoxe français Saint-Nicolas de la Dalmerie, Le Bousquet d’Orb. 1988. 54–55. 104. 1227 . Sakharov N. The Uncreated Light in St. Gregory Palamas and archimandrite Sophrony// γιος Γρηγριος Παλαμ ς στν στορα κα στ παρν. Πρακτικ διεθνν πιστημονικν συνεδρων θηνν (13–15 Νοεμβρου 1998) κα Λεμεσο (5–7 Νοεμβρου 1999)/Ed. Mantzarides G. Batopedi. γιον ρος 2000. 307–318. 1228 . Sakharov N. V. I love, therefore I am. The theological legacy of archimandrite Sophrony. Crestwood 2002. 253. [Систематич. излож. и анализ богословия архим. Софрония. Сод.: 1. Формирование богословия о. Софрония. 2. Принципы богословия о. Софрония. 3. Личность – Божественная и человеческая. 4. Кеносис. 5. Образ и подобие. 6. Обожение человека. 7. Богооставленность. 8. Послушание. 9. Память смертная. Закл. Библ., именной указ.]. 1229 . Serafim, archim. Verklärte Schöpfung (Starez Siluan)//Auferstehung und verklärte Schöpfung in orthodoxer Sicht. Marburg 1959. 9–15. (Oekumenische Texte und Studien. 9). 1230 . Silvano dell’Athos. Atti del Colloquio internazionale « " Tieni il tuo spirito agli inferni e non disperare!» Silvano dell’Athos: vita e spiritualità», Bose, 3–4 ottobre 1998/A cura di Adalberto Mainardi. Bose 1999. 160. [SA], См. 1189, 1191, 1192, 1194, 1196, 1199.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1121 Там же. С.42 и сл. (под 1196 г.), 43 и сл. (под 1198–1199 гг.); Барсуков Н. (прим. 474). С.357. 1122 НПЛ. С.34 (под 1174 г.). Конфликт Андрея с новгородцами представлен здесь в более благоприятном для Новгорода свете, чем в Лаврентьевской летописи: с.33 (под 1169–1170 гг.); ср. прим. 1056, прим. 1094. 1123 Там же. С.46–49 (под 1204 г.); см.: Мещерский Н.А. Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами в 1204 г.//ТОДРЛ. 1954. Т.10. С. 120–135; он же. Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами как источник по истории Византии//ВБ. 1956. Т.9. С. 170–185; Freydank F. Die altrussische Erzählung über die Eroberung Konnstantinopels 1204 und ihr historischer Quellenwert//WBMLU. 1966 (K 1). Bd. 23. S. 71–77; idem. Die altrussische Erzählung über die Eroberung Konstantinopels 1204 (Chronista Novgorodensis)//ByzSlav. 1968. T.29. S.334–359 [Творогов О.В. Повесть о взятии Царьграда фрягами//СлККДР. Вып.1. С.352–354. – Прим. изд. (А.Н.)]. 1127 Там же. С.61–63 (под 1224 г.); см. также: с.69–71 (под 1230 г.), 74 (под 1237 г.), 75–77 (под 1238 г.). Для объяснения неизвестного происхождения татар снова привлекается Откровение Псевдо-Мефодия: см. прим. 404. 1128 Там же. С.69 (под 1230 г.), 70 и сл. (под 1230 г.), 72 (под 1233 г.: князь Феодор Ярославич). 1129 Там же. С. 76 и сл. (под 1238 г.); ср.: ПСРЛ. Т.1. Стб. 167–170 (под 1068 г.), 73 (под 1235 г.). 1130 Strobel А. Ursprung und Geschichte des frühchristlichen Osterkalenders. (TU. Bd. 121). Berlin, 1977. S. 395–428. 1132 Бобынин В.В. Состояние математических знаний в России до XVI в.//ЖМНП. 1884. 4.232. Апрель. С. 183–209, особ. 185–191; Степанов Н. Заметка о хронологической статье Кирика (XII век)//ИОРЯС. 1910. Т.15. С. 129–150; Коншина Т.И., Зубов В.П. Кирик Новгородец: Учение им же ведати человеку числа всех лет//ИМИ. 1953. Т.6. С. 174–191; Зубов В.П. Примечания к “Наставлению, как человеку познать счисление лет” Кирика Новгородца//Там же. С. 192–195; он же. Кирик Новгородец и древнерусские деления часа//Там же. С. 196–212; Райк А.Е. К вопросу о делении часа у Кирика Новгородца//Там же. 1965. Т.16. С. 187–189; Мурьянов М.Ф. О новгородской культуре XII века//SE. 1969/1970. Т.19. С.415–436; он же. О космологии Кирика Новгородца//Вопросы истории астрономии. Μ., 1974. Сб.З. С. 12–17; Иванов В.В. Замечания по поводу языковых особенностей сочинения Кирика Новгородца о числах и счете (1136 г.)//ИМИ. 1973. Т.18. С. 278 и сл.; Симонов Р.А. О композиционной структуре “Учения” Кирика Новгородца (1136 г.)//Там же. С. 264–277 (на с. 266 список изданий текста за 1825–1953 гг.); он же. Кирик Новгородец – ученый XII в. Μ., 1980 (исчерпывающий список литературы); Пиотровская Е.К. “Летописец вскоре” константинопольского патриарха Никифора и “Учение о числах” Кирика Новгородца//ВО. 1977. С.216–224 [она же. Кирик Новгородец//СлККДР. Вып. 1. С.215–217. – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1224–1229 Кирилл I – «грек или россиянин; когда и где посвящен и когда скончался, неизвестно; а пишут о нем различно» – и только. Матвей упом. 1201–1202; 1220. Матвей упом. 1210–1220. Матвей упом. 1200; 1220. 22)     Кирилл II: 1230 (Коссов)-1236 (киев. кат.). Московскому каталогу, считающему этого Кирилла за одно лицо с предыдущим, Евгений почему-то на этот раз не доверяет. 1230–1236. Иосиф: 1236 или 1237. Кирилл II. 1230–1236. Кирилл I: 1224–1233. 23) Кирилл II: 1224–1233. Это, по Голубинскому, одно лицо с Евгениевским Кириллом I. Основанием для его мнения служит Лавр. и Новг. 1-я лет., а не каталоги, которые-де все ошибаются вслед за Густынскую летописью. Кирилл II: 1224–1233. 23)  Иосиф – с 1236 (Татищев) или 1237. 1236–1240. Кирилл II: 1250–1280. Иосиф – с 1236 или 1237. Иосиф I – с 1237. Иосиф I – 1237–1240. 24)  Кирилл III – с 1250 или 1251. 1280. 1250–1280. 24) Кирилл II: 1243–1280. Кирилл III: 1250–1281. Митрополитом Кириллом II оканчивается у Голубинского речь о киевских и всея Руси митрополитах. Им же и мы закончим свой сравнительный список – (Кирилл III вставлен нами потому, что его иногда считают заодно лицо с Кириллом II). – Конечно, список этот можно было бы продолжить и дальше по книгам самого Евгения, митрополита Макария и г. Дурново. Но это было бы крайне утомительно и с другой стороны ничего не прибавило бы к тому выводу, какой мы получаем из рассмотрения приведенного нами списка. А вывод этот таков. Преосвященный Евгений при порядковом перечне митрополитов руководится преимущественно иерархичеекими каталогами – киевским и московским. Вот почему он не вносит в число митрополитов тех, которые считаются таковыми в Палинодии, у Коссова, Селлия и Татищева, и вовсе не упомянуты в каталогах, или, наоборот, включает таких, кои отмечены только каталогами и о коих молчат Копыстенский, Коссов и др. 305 . Такое преимущественное доверие к каталогам наш автор оказывает на том, конечно, основании, что они исчисляют митрополитов при помощи главным образом летописей, и при том всех, какими можно было тогда пользоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В XI-XIV вв. в Н. наблюдался бурный демографический рост, основными причинами к-рого были освоение новых сельскохозяйственных земель и значительное увеличение производства зерна. Улучшение климата, начало осушения прибрежных территорий в сев. частях страны вместе с усовершенствованиями в обработке полей и введением в XII в. трехпольной системы земледелия повысили экономические показатели нидерланд. областей, которые вошли в число наиболее развитых регионов Европы. Быстрые темпы демографического роста привели к тому, что с рубежа XI и XII вв. выходцы из Н. принимали участие в колонизации слав. земель за Эльбой. Местные купцы занимали ведущее положение в торговле на Северном м. С образованием во 2-й пол. XII в. Ганзы ок. 20 городов Н. вошло в ее состав, получив значительные торговые привилегии. Жан Воклен де ла Френе преподносит кн. «Хроника знаменитых властителей Эно» герцогу Филиппу III Доброму. Худож. Рогир ван дер Вейден (?). Ок. 1446 г. (Королевская б-ка, Брюссель) Жан Воклен де ла Френе преподносит кн. «Хроника знаменитых властителей Эно» герцогу Филиппу III Доброму. Худож. Рогир ван дер Вейден (?). Ок. 1446 г. (Королевская б-ка, Брюссель) Увеличение численности населения и развитие ремесленного и торгового дела способствовали быстрому экономическому росту в XI-XIII вв. старых городов и появлению новых. В 1066 г. князь-епископ Льежа Теодин пожаловал жителям Юи городское право (является древнейшей записью городских обычаев севернее Альп). Писаное право горожанам Утрехта подтвердил имп. Генрих V в 1122 г. Маастрихт получил городские права в 1204 г. Запись городского права Льежа датируется ок. 1230 г. Политический кризис 1127-1128 гг. во Фландрии обусловил начало записи городских статутов в Южных Н. Сначала гр. Филипп Фландрский даровал привилегии городской общине Артуа, затем горожанам Гента, Ипра, Брюгге, Лилля, Дуэ, Орши, Сент-Омера и Ауденарде. Городские хартии, закрепившие вольности и привилегии городов (права самоуправления, возможность заключать договоры, вести войны и др.), в Голландии, Зеландии и Гелдерне получили Дордрехт (1220), Неймеген (1230), Харлем (1245), Зирикзе (1248), Амстердам (ок. 1300), Роттердам (1340). Графские наместники в городах были заменены выборными органами городского самоуправления - магистратами. В городах шла борьба за власть между патрициатом и цехами, сельское население неоднократно поднимало антифеодальные восстания (напр., длительная борьба кеннемеров в Голландии). Мн. деревни также добились права на самоуправление. Важными центрами цехового ремесла и торговли стали города Арнем, Зютфен, Утрехт, Гронинген.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010