Прочие мысли присоединяются к этому главному учению, то как подготовительные, то как вводные. Возблагодарив Бога за преуспеяние Солунян, Апостол возбуждает их к терпению скорбей упованием будущих благ (1 гл.). О пришествии же Господнем Апостол молит не спешить колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов, ибо день тот не придет, пока не прейдет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, пока не взят будет от среды «удерживающий» теперь. Тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 гл.). Далее Апостол дает разные наставления и побуждает к исправлению бесчинно ходящих (гл. 3). Сказавший во 2-ой главе (15-ый ст.): «стойте и держите предания, имже научистеся или словом или посланием нашим», Апостол в конце послания пишет: «если кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним» (3:14). «Приветствие моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании. Пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» 49 . Распространение послания и его церковное употребление. Второе послание святого Апостола Павла к Солунянам распространилось по всем христианским Церквам приблизительно так же скоро, как и первое. Но его учение о признаках второго пришествия Господня, и особенно об антихристе, обратило на себя самое серьезное внимание всех выдающихся отцов и учителей Церкви, а потому и свидетельства о сем послании имеются от первых веков в изобилии. Св. Поликарп, епископ Смирнский, ученик Иоанна Богослова, приводит слова этого послания (3:15) в своем послании к Филипийцам. Св. Иустин Философ словами этого послания (2:3) говорит об антихристе в своем сочинении: «Разговор с Трифоном иудеем». Св. Ириней, епископ Лионский, изъясняет некоторые речения второй главы сего послания. Антихриста он называет богоотступником, возглавляющим в себе диавольское богоотступничество. В имени его будет заключаться число 666. Храм, в котором сядет антихрист, есть Иерусалимский храм (см. у А. Беляева , стр. 474).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

(Пс. 83, 1-6; пер. Авер)   Выраженное в гимнах и молениях высокое напряжение духовной жизни Давида, Соломона и многих безымянных авторов, искреннее переживание славы и справедливости Творца на фоне собственных страданий иногда поднимало псалмы до уровня пророчеств, и поэтому некоторые псалмы, говорящие о будущем Мессии –Спасителе, строчки из которых цитирует в Евангелии Господь Иисус, называются «мессианскими». К их числу относятся Пс. 2, 15, 68, 71, 109 и др., но особенно ярким в этом отношении является 21-ый Пс, в котором страдания Христа изображены так точно, будто автор присутствовал при будущей Голгофе: «Боже мой! Боже мой! … Для чего Ты оставил меня? … Я … червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему»… Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск … язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной … скопище злых обступило меня; пронзили руки мои и ноги мои … … они смотрят, и делают из меня зрелище. Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий … (Пс 21, 1, 7-9, 15-19).   Книга псалмов перешла в НЗ и по сей день занимает важнейшее место как в богослужении (всенощном, великопостном, погребальном), так и в личном молитвенном опыте христианина. Однако, несмотря на высоту, искренность молитвы и созвучие текстов определенному душевному настроению, не следует забывать, что составлены молитвы ВЗ-ным человеком, израильтянином, и оттого темы праведности, воздаяния, отношения к врагу выдержаны в духе отношений Закона. Яркий пример этого мы находим в Пс. 108, где автор беспощадно проклинает своего врага, немилосердного человека: «Поставь над ним нечестивого, и диавол да будет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех … Дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою … Да не будет сострадающего ему … Да истребит (Господь память его) на земле»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Псалом 67 Псалом имеет в надписании имя Давида. В псалме 67 «пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена». 207 Псалом является пророчеством о Воскресении Христовом. Ст. 1–4: «Да восстанет (слав. перевод: Да воскреснет) Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые погибнут от лица Божия. А праведники, да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости». Толкование блаженного Феодорит: «Время воскреснуть Тебе, Владыка, говорит пророк, и совершить спасение человеков. Все полчище врагов немедленно обратится в бегство, рассеянное светом Твоего пришествия. Воскресением же, как говорили мы неоднократно, называет не только прекращение долготерпения, но и то, что Спаситель мира, прияв за нас вольную смерть, по трех днях воскрес». 208 То, что псалмопевец в псалме 67 говорит о Воскресении Спасителя, свидетельствует Церковь , используя слова псалма в качестве стихов в стихирах Пасхи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». «Яко исчезает дым, да исчезнут». «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы, да возвеселятся». Святой апостол Павел приводит в Послании к Ефесянам 19-ый стих 67 псалма как мессианский. «Каждому … из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен, и дал дары человекам» ( Псал.67:19 ). А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф. 4, 7–10 ). Псалом 68 Святитель Афанасий Великий , приступая к толкованию псалма 68, говорит: «Псалом содержит в себе молитву, приносимую Спасителем от лица человечества, также причины, по которым нанесена Ему смерть крестная. Еще в ясных чертах описывает самое страдание, и бедствия, постигшие иудеев по страдании. Сверх же сего, изображает введение евангельского жития и учение о поклонении духом и истиною, чем и заключается псалом». 209

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Селуня преславную похвалу, апостолов удобрение, «ныне Силуана мудрого восхвалим…» (5 песнь канона, 2-ый стих). В нескольких стихах службы оба – Сила и Силуан, – упоминаются вместе: «Составим лик в дому Бога нашего, славяще Силуана и Силу…» (9 песнь). «Силу и Силуана воспоем согласно» (7 песнь). «Да восхвалятся Крискент и Андроник с Силою, да возвеличится днесь Силуан…» (4 песнь канона и др.). Также и в общей службе 70 апостолов – 4 января Силуан упоминается отдельно от Силы (см. стихиры на Господи воззвах и др.). Святой апостол Крисп Св. ап. Крисп, до своего обращения в Христову церковь был начальником иудейской синагоги в Коринфе. О нем упоминается в Апостольских Деяниях (гл. XVIII, 8). Во время второго путешествия ап. Павел, оставив Афины, пришел в Киринф ( Дeяh. XVII, 1 ); временно приютившись в помещении Акилы и Прискилы и с ними трудился приготовлением палаток, он во всякую субботу говорил в синагоге, убеждая иудеев и эллинов (эллинистов) в том, что Иисус – Христос, но так как слушатели противились и злословили св. Павла, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист: отныне иду с проповедью к язычникам ( Дeяh. XVIII, 4, 6 ). Грозная речь св. Павла видно сильно подействала на некоторых слушателей, прежде противившихся апостольской проповеди, и Крисп, начальник синагоги, уверовал в Господа, со всем домом своим, и многие из коринфян, слушая (евангельское благовестие), уверовали и крестились ( Дeяh. XVIII, 8 ). Сам св. Ап. Павел крестил Криспа ( 1Kop. I, 14 ), не столько по отсутствие будто бы спутников апостола языков, (как некоторые думают, на основании 17 стиха, 1 гл. 1 послания к Коринфянам, сколько по уважению и благорасположению к знатному положению нового христианина (начальника Синагоги), который своим примером мог расположить и других к принятию крещения (подтверждает в Дeяh. XVIII, 8 ). По оставлении г. Коринфа ап. Павлом там вскоре образовалось среди христиан несколько партий (одни считали своим учителем Павла, другие Кифу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Скачать epub pdf ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Сегодня мы рассмотрим 11-ую главу Книги Исход, в которой говорится о том, как пророк Божий Моисей угрожает фараону десятой казнью – смертью всех первенцев. Скажем прямо, не все казни сопровождались конкретной угрозой, иногда казнь возникала как Божья кара без предварительного предупреждения. Но в данном случае угроза была совершенно уместна, потому что вопрос касался жизни каждого первенца в Египетском государстве: от первенца фараона до первенца находящегося в темнице раба. И мы читаем 1-ый стих: Исх.11:1 . «И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда». Итак, Господь собеседует с Моисеем, Своим пророком, и дает ему наставления о том, что будет казнь, и казнь будет страшная: после нее уже никто не будет пытаться удерживать евреев в египетском рабстве, но, напротив, их отпустят! Их будут даже с поспешностью гнать из Египта! То есть ужас этой казни, то впечатление, которое она произведет на египтян, будет столь сильным, столь мощным, что для них это будет полный кошмар: паника и дикий страх наполнят египтян, и они реально будут гнать верующих из своей земли. Еще ранее фараону было сказано: «Отпусти народ Мой», и теперь Бог угрожает ему тем, что Он умертвит его первенца. Фараон является символом диавола, сатаны – так рассуждали отцы, аллегорически понимая этот образ. А первенец диавола – это антихрист, которому предстоит родиться и прийти в этот мир. Поэтому существуют некие параллели между египетским фараоном, его первенцем и теми событиями, которые будут происходить во время воцарения антихриста, когда будет его царство, когда начнутся казни Божии, и когда Иисус Христос дыханием уст убьет первенца диавола, то есть антихриста. И мы читаем 2-ой стих: Исх.11:2 . «Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых». Обращение, о котором говорится с 1-го стиха по 3-ий, предшествует последней казни, последним событиям, когда Божий гнев будет обрушен на богов Египта. Божий пророк Моисей, разговаривая с фараоном в последний раз, уже знает о тяжелом ударе, который будет сокрушать весь Египет. И вот это откровение, что фараон «окончательно изгонит вас отсюда», Моисей получает, что бы понимать, что после этого последнего наказания, которое обрушится на Египет, немедленно разрешится вопрос освобождения народа Божьего, и нужно быть готовым к Исходу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Следующее за указанными стихами Деяний Апостольских чтение Евангелия от Иоанна есть свидетельство на весь мир о Божественности воскресшаго Спасителя и Основателя вселенской Церкви, Который был, есть и будет истинное Слово, от начала сущий Бог (Иегова), ныне восходящий «туда, где был прежде» ( Ин.8:15, 6:62 ). «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин.3:13 ). Посему Рождество, Воскресение и Вознесение суть три единых проявления вечной Божественной природы Богочеловека. По указанной причине и читаются стихи 1–17 главы 1-й от Иоанна, что в них утверждается изначальность, вечность Слова и благовествуется о Его воплощении ради спасения и обожения человека, завершительным моментом чего является Воскресение и Вознесение. В читаемом Евангелии два богословских центра: ст. 1–4 (В начале – ν ρχ – было Слово – λγος и Слово было у Бога, и Слово было Бог – κα Θες ν λγος); и ст. 14-ый («И слово стало плотью» – κα λγος σρξ γνετο) Смысл этих текстов в данном литургическом их истолковании тот, что воскресить Свою плоть во времени принятую, мог только Ее вневременный, вечный Обитатель. Воскреснуть мог лишь из начала Сущий, Вечный, ибо Воскресение выражает неподвластность возникновению и уничтожению. Но это и есть вечность. «Се, Я, с вами во вся дни до скончания века. Аминь». ( Мф.28:20 ). Дать такое обетование мог только Тот, Кто в другом месте говорит про Себя: «Я есмь первый и последний» ( Откр1:17 ). Быть в начале всего – это значит быть началом всего, принципом всего. Вечное Слово в силу Своего всемогущества и вечности соделало и плоть Свою, принятую у смертных, плотью вечною. Воскресшая плоть есть плоть вечная, плоть для бытия в вечности. Вечное Слово Божие затем и воплотилось, чтобы соделать земное, плотяное вечным, небесным; другими словами, Оно воплотилось для того, чтобы воскреснуть и воскресить. Воскресение есть выражение вечности Сына Божия и Славы Его в образе плоти. Воскресшая плоть есть образ вечности воплотившагося.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Собственные мысли нужно всегда поверять мыслями Божиими. А они — вот: в Господе Иисусе Христе; а Господь Иисус Христос — вот: Он в Своем Богочеловеческом Теле — в Церкви, где обитает Дух Святой, «Дух Истины», наставляющий — устами святых Апостолов и святых Отцов — любого ревнителя веры на всякую истину, касающуюся Владыки Христа и нашего спасения (ср.: Ин.16:13-16, 14:16).    Истолковывая этот 15-ый стих (Флп.3:15), святой Златоуст говорит: «Свойственно совершенному не считать себя совершенным. А кто мыслит иначе, то есть мнит, что совершил все добродетели, такого Бог вразумит, Бог ему (это) откроет. Святой Апостол сказал: «Бог откроет», — дабы показать, что такое мнение о себе проистекает главным образом из неведения. Это сказано не о догматах, а о совершенстве жизни и о том, что не следует считать себя совершенным; ибо помышляющий о себе, что он уже достиг всего, ничего не имеет».    Но чтобы не подумали, что на земле небесной жизнью жить нельзя, святой Апостол тут же приводит примеры такой жизни. — «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп.3:17). А мы? Ведь и мы — люди, из того же вещества, из которого и вы, — предлагаем вам именно то, что, как видите, мы и сами делаем. Мы — ваши современники, живущие с вами на той же земле, под тем же небом, в тех же условиях. По всему мы — родственники, братья. Вы скажете: Господь Иисус Христос Божественно высок, неподражаемо велик; как можем мы, слабые и ничтожные, жить Им и в Нем? Да, но я не требую, чтобы вы подражали Ему; Он — Бог и Господь; подражайте своим братиям и мне: ведь и мы — люди, как и вы. И хотим мы только одного, и об одном только молимся — «чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам» (2Фес.3:9). Подражать Христу несложно: от нас требуется лишь ревностная вера, а Сам Он щедро подаст все благодатные силы, необходимые для небесной жизни в Нем. Для такой веры нужна только наша решимость. Скажите, разве много от нас требуется? Ведь это настолько мало, что каждое человеческое существо может дать это от себя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Стих 9 понимается различно, не по существу, а по вопросу, к кому посылала послов с драгоценными мастями блудная жена? Кей в Sp. Comm., – сравнивая слова в Исх. 30 „масть составную“ и далее ст. 29–33, которыми эта масть предназначалась только для священного употребления, как „святыня великая“, и вспоминая унижение Ахаза пред царем Ассирийским ( 2Пар. 28 ) и действие самого Езекии ( Ис. 39 ), который показывал свои сокровища Вавилонским послам, и посылал несомненно дары царю их Меродаху Вавилонскому, – в числе которых вероятно была и „великая святыня масть составная“,– думает, что 9-ый стих имеет в виду эти посольства, не принесшие Израилю ничего, кроме бедствия 1722 . Это мнение и комментария Спб. Дух. Академии (стр. 862–863), который указывает, впрочем, исключительно, на послов Меродаха и на вероятное посольство Езекии в Вавилон. Шмидер же в примеч. на стих 9-й и имея в виду главу XXX Исаии о посылке в Египет с просьбой помощи-думает, что к этому последнему событию относятся слова Исаии. 10 . От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: „надежда потеряна!“; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. 11 . Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не оттого ли, что Я молчал и притом долго, ты перестала бояться Меня? Нам кажется, что начало стиха 10-го уясняется пророчеством и обличением Иеремии II, 25, обращенным к Израилю: „но ты сказал не надейся, нет, ибо люблю чужих и буду ходить вслед их“. Изображаемое у Исаии хождение Израиля и утомление его под видом блудницы (см. ст. 9) означает привязанность народа к языческим обрядам и упование его не на Бога, а на разные соседние народы. Несмотря на несчастия Израиля и на бесплодность его надежд и упований, он все-таки не утомлялся окончательно, не приходил к тому убеждению, которое было бы для него благотворным, что надежда на чужих потеряна. Все еще,-говорит ст. 10, – живость руки (приверженность к плотской жизни Еп. Петр ст. 248) оставалась неизмененною, и потому блудница Израиль, по словам Иеремии, продолжала „любить чужих“ (l. s. cit.); и „не чувствовала ослабления“ в этой приверженности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Субботний год». Каждый седьмой год закон предписывает не сеять и не убирать урожай: « шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай » ( Лев.25:3–4 ), все же выросшее на полях отдается бедным и животным: « что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; и будет это в продолжение субботы земли всем в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу » ( Лев.25:5–7 ). Кроме того, законом предусматривалось, что в конце каждого седьмого года отменялись все долги ( Втор.15:1–2 ), причем особо отмечается, что никто не имеет права отказываться от дачи в долг в последний год ( Втор.15:9 ). Однако долги прощались только евреям: « с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости » ( Втор.15:3 ). Наконец, соплеменники, находившиеся в рабском состоянии, отпускались на волю в 7ой год. ( Лев.25:39–55 , Исх.21:2, 26, 27, 32 ). При этом, отпускалась на волю и жена раба. Если же жена была дана рабу господином и она родила детей, то она и дети должны оставаться у хозяина. Смысл последнего в том, что жена с детьми оставались у господина по человеколюбию: на седьмой год раб не засевал своего поля и ему было бы нечем прокормить семью/7:166/. Юбилейный год. По слову Христа – « лето Господне благоприятное » ( Лк.4:19 ). По тексту Ветхого Завета –это именно 50-ый год. В юбилейный год, как и в «субботу Господню», предписывается не сеять и не жать. Иначе говоря, два года подряд земля не должна засеваться. Это обстоятельство побудило некоторых библеистов высказать мнение, что юбилейный год – 49й. Как бы там ни было, смысл юбилейного года в словах: « возвратитесь каждый во владение свое » ( Лев.25–13 ). Восстанавливается как бы «статус кво» времен Иисуса Навина, когда вся земля обетованная была разделена по жребию между еврейскими семьями. Ветхий завет допускал продажу земли, в том числе – и за долги. Однако, всякая купленная земля в юбилейный год возвращается к продавшему ее, даже если он не имеет, чем за нее заплатить. Таким образом, законодательство юбилейного года продажу земли фактически превращает в аренду на определенный срок, причем подчеркивается: « Землю нельзя продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня » ( Лев.25:23 ).

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Такое сочетание понятий в текстах Писания – не без значения; оно открыло различение света сотворенного ( Быm. I, 3 ) от благодатного света, осиявающого душу человека Святым Духом и изливающегося на него или вокруг него, видимым образом ( Ucx. XXXIV, 29–35 ; Mф. XVII, 2 ; Дeяh. XXII, 6 ). Учение о Фаворском или Божественном свете изложено, на основе опыта подвижников, св. Григорием Паламой – гл. образом в его труде «О священнобезмолствующих, 9 слов»; затем Поместный Константинопольский Собор в 1341 году подтвердил это учение. Свет этот не вещественный, хотя он – не сущность Божия, но то откровение, через которое удостоенный человек познает Бога. «Ныне Христос, просияв на горе Фаворе, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, как обещал; они же, исполнившись светоносного божественного сияния, в радости воспевали: воспоем Богу нашему; ибо Он прославился» (1-ый канон Косьмы Маюм. утр. Преображения, песнь 1-я, троп. 3-й. То-же у Мф. XVI, 28). Этот особый свет описан в житии преп. Серафима Саровскаго . Излияние в избытке этого благодатного света и это сияние славы – присущи Царствию Небесному . 242. Какая еще радость присуща Царствию Небесному? Будет полное и радостное утешение всем невинным страдальцам земли . «и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Omkp. VII, 17 ). 243. Все ли праведные будут в блаженстве равно и одинаково? Хотя все они будут в наслаждении блаженством выше слов, все-же они будут различны один от другого в славе, сообразно степени содеянного ими на земле добра . " Ибо придать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его« ( Mф. XVI, 27 ). »Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, воздать каждому по делам его« ( Omkp. XXII, 12 ). Но, чтобы в Царстве Славы не было и тени безпокойства, «никто не увидит меры высшого и низшаго» (Св. Ефрем Сирин , О небесных обителях). 244. Кому будет недоступно Царство Небесное? Врагам Бога. Ослушникам призывов Христовых . Те и другие будут осуждены Последним Судом на вечное мучение в соединении с диаволом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010