а): все восемь антифонов – по Евхологию и по Антифонарию; б): два только антифона (первый и восьмой), в праздничные и постные дни, – по Антифонарию и по Типикону; в): длиннее псалмопение от 18 до 7 антифонов (внутри 1-го и 8-го буквы б., вероятно). Мы предлагали гипотезу, что это псалмопение 25 антифонов соответствовало древним монашеским уставам города; г): нововведенное монашеское псалмопение палестинских кафизм (в рамках 1-го и 8-го антифона буквы б.). Тут сомнений мало: это псалмопение было свойственно палестинской традиции. Вторая часть Вечерни. Это – центральная часть службы, общая и похожая, хотя не идентичная, Вечерни, Утрени и Тритоекти. Мы выделяем в ней три элемента. 1-ый элемент: три антифона с соответствующими ектениями и молитвами. Это общий элемент всех служб суточного круга, как и тройного постного, так и шестеричного вне Великого Поста. К этой системе можно пририсывать и самые антифоны Литургии. 3-ий антифон Утрени (по нашему – Слава в вышних Богу) не имел пресвитерской молитвы, но он сам одновременно – песнь и молитва (особенно если иметь в виду последние стихи перед трисвя- тым). 3-ий антифон Вечерни и Утрени сопровождаются пением трисвятого; Тритоекти – с анти-трисвятым. 3-ий антифон Утрени и Тритоекти являютя входными, как и 3-ий антифон Литургии, сейчас слитый со стихом Приидите, поклонимся ( Пс. 94,6 ), остаток древнего входного псалма; но еще раньше входным пением Литургии было трисвятое, как нам напоминает стих Призри с небесе ( Пс. 79,15–16 ), который сохранился до сих пор в архиерейском Чиновнике. В Вечерне молитва 3-го антифона содержит тему пения трисвятого. Но все три молитвы антифонов ([IX], [Х] и [XI]) – молитвы вечерние: закат солнца, конец света дневного, приходящая ночь, Божия помощь... Они повторяют мысли молитв первых восьми антифонов и «отпустной» молитвы Тритоекти имеет еще молитву входа, после трех молитв антифонов (как и самая Литургия), которой не имеют ни Вечерня, ни Утреня; может быть объяснимо это явление фактом, что Вечерня и Утреня имеют как молитву входа (с паперти в храм) молитву 8-го антифона, между тем как на Тритоекти (и на Литургии), до Х-го века, вход 3-его антифона был единственный вход в храм и сразу же в алтарь. Молитва входа Тритоекти (как и Литургии в эту эпоху) сопровождалась мирной ектенией. Она так и называлась в Литургии: синапти тоу Трисагиоу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(А. Введение) Глава 345: Асматики аколоуфиа или Песненное последование получено от Отцов. Все «кафолические церкви вселенной» (все соборы империи – наш перевод) соблюдали его сначала, и особенно великие церкви Константинополя, Антиохии и Фессалоники: та единственная сохранила его до сих пор. Глава 346: Об употреблении фимиама в Храме Иерусалимском. Глава 347: Об употреблении фимиама у византийцев. Он употребляется в начале Литургии и монашеской Вечерни. (Б. Песненная Вечерня) 1 . – Иерей перед престолом: Благословено царство Отца и Сына. 2 . – Иерей: « Еириника» (мирная ектения). Заступи, спаси. Певчие: И услыши мя. Слава Тебе, Боже. (Симеон объясняет сложную технику: как певчие поют перед концем ектении последние слова первого стиха антифона следующего за возгласом, вместе с припевом 597 ). Иерей: Пресвятую, пречистую. И велегласно славословит: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Пс. 85 целиком, один стих каждый хор. К каждому стиху: Слава Тебе, Боже. Иерей: 1-ую молитву из светильничных, содержащую смысл псалма (начало молитвы 3 . – Остальные молитвы также содержат смысл псалмов антифонов. 598 Ныне по небрежности антифоны не поются на Вечерне ежедневно – только на Утрене – вне Вел. Поста; поются шесть антифонов или одна кафизма 599 ; (поются) и в субботу вечером, но только в Св. Софии (Фессалоникийской) и только Пс. 1 (вероятно 1-ый антифон: Пс. 1 и 2. Припев: Аллилуиа) из-за недовольства ленивых. Иерей: Паки, паки. Заступи. Певчий: Вселенную. Аллилуиа. Иерей: Пресвятую, пречистую. Славословля : Яко Твоя держава. 4 . – Прокимен, также называемый «телеутаион» антифоном из-за других антифонов, которые раньше пелись и теперь пропускаются. По воскресеньям стих: Да воскреснет Бог ( Пс. 67, 2 : см. «телеутаион» Афины 2061 в субботу вечером, с. 281). Слава. И ныне. 5 . – И сразу: Пс. 140 с «упопсалмом»; Живоносное Твое (См. с. 283) исполняемое одным «воскресеньем» (хор недели В, по Афины 2061); другое: Спасительное Твое (см. с. 281: хор недели А). На стих: Яко к Тебе, Господи 600 84 ( Пс. 140,8 ), иерей, или иереи, с диаконами, прешествуемые светильниками и кадилом, совершают обычный вход. Иерей, или иереи, поклонившись, читают вечернюю молитву входа (начало и возглас молитвы Выпрямляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

III.  Дрезден 104: Воскресенье перед Рождеством (л. 138: Древнейшие, 323): Между первым и последним антифоном: шестопсалмие. IV. Пантелеймон 68 (XI-ый в.): Великий Четверг (см. Описание, I, 129, примечание) : В Великой Церкви, после Тритоекти, Лухникон «Святоградского» (иерусалимского) и омовение ног на паперти; потом Лухникон «церковного» (екклисиастикоу: тут вероятно, соборного, немонашескою чина); потом вход и восшествие на горнее место и Литургия. (По нашему мнению, Вечерня присутствующих монахов, предшествовала официальной Песненной Вечерне на которую патриарх приходил к последнему антифону). Общие замечания по поводу указаний Тиникона Великой Церкви Вступление «аскитириев», т.е. как мы думаем, монашеских коллективов, в службы Великой Церкви 588 , чередуясь с двумя хорами «недель» А и В 589 , не забывая и скромное участие «орфанов» (сирот: вероятно питомцы какого-то училища) 590 , но особенно амальгама рубрик разного литургического характера и, быть может, разного происхождения, заставляют нас думать о сложности, или даже о смешанности, богослужений в св. Софии. В главе о Молитвах Утрени 591 мы предлагали гипотезу о возможности двух параллельных служб: соборная 8 антифонов и «монашеская» 25, каждая из них по соответствующему порядку. Эта гипотеза нам не кажется сейчас возможной. Не только 25 антифонов (т.е. одна из двух неровных «половин» из них), но и кафизмы Иерусалимского Псалтыря, и даже Шестопсалмие, заменяли более или менее часто песненные семь (или шесть если пропустить телеутаион) антифонов из 68 чередующихся в одной неделе по древнему Константинопольскому Псалтырю или Антифонарию. Сохранились только первый и последний антифон, т.е. постоянные антифоны, не входящие в недельное чередование. Это положение вещей имело место, не во всех соборах города или империи, вероятно, а только в соборе Св. Софии. Вероятно, по этой причине, Евхологий сохранял традиционный общий порядок, который не предвидел никакого другого псалмопения, кроме восьмиантифонного. Маленькое примечание в Дрезден 104 подкрепляет это наше предположение: 14 сентября, после подробного объяснения обряда благословения с Крестом в конце Утрени и после Литургии, в кодексе прибавляется: Но это последование совершается только в Великой Церкви, во внешних храмах поются антифоны как обычно. 592 76

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Степенны своим содержанием очищают, «возвышают» душу и этим подготовляют молящихся к слушанию Евангелия. О предстоящем чтении Евангелия возвещается во время пения степенных звоном «в кампаны», т. е. трезвоном. Этот звон указывает на то, что «во всю землю изыде вещание» Евангелия. Евангелие только воскресной и праздничной утрени имеет пред собою звон, а литургийное нет. Однако, теперешняя практика переносит звон к утреннему Евангелию на начало полиелея 18 . Степенны антифоны имеются на все восемь гласов и помещаются в Октоихе на ряду. На воскресном бдении поются степенны антифоны соответствующего рядового гласа, почему и называются тогда «антифоны гласа». На великие праздники Господские и Богородичные и в дни памяти святых, которым полиелей и величание, поется только один 1-ый антифон 4-го гласа: «от юности моея мнози борют мя страсти». Если с воскресным днем совпадет какойлибо великий Господский праздник, а также в Неделю Ваий, Неделю 2-ую по Пасхе, Св. Ап. Фомы и в Неделю Пятидесятницы поется один только 1-ый антифон 4-го гласа. Но если с воскресным днем совпадет великий праздник в честь Пресвятой Богородицы или святого с полиелеем, то поются «степенны гласа», то есть того гласа, который следует по ряду в данный воскресный день. В степенных антифонах, как бы в ответ на призыв полиелейных стихов хвалить Господа, мы исповедуем Господу свои согрешения и немощи и славим Отца, и Сына, и Святого Духа. Прокимен, чтение Евангелия За степенными следуют молитвословия и возгласы, которые обычно всегда бывают перед чтением Евангелия и служат в качестве приготовления верующих к достойному слушанию Евангелия. Диакон возглашает: «Вонмем». «Премудрость». И затем произносит Прокимен. Этот прокимен, по своему содержанию, всегда имеет связь с тем Евангелием, которое будет читаться. На воскресном бдении, если не совпадет с этим воскресным днем Господский или Богородичный двунадесятый праздник, произносится и поется воскресный прокимен рядового гласа. Таких прокимнов, по числу гласов, всего восемь, и они чередуются каждую неделю. Если воскресный день совпадет с двунадесятым Господским или Богородичным праздником, то произносится и поется прокимен этого праздника. На бдениях под великие праздники и в честь святых поется всегда особый Прокимен праздника на 4-ый глас, содержание которого соответствует данному празднику или памяти празднуемого святого. Эти утренние прокимны всегда имеют только по одному стиху и поются ликом 2 с половиною раза.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Характерно в этом отношении и поучительно для нас то, как поступил в подобном случае высоко-авторитетный для нас приснопамятный Московский святитель Митрополит Филарет. Получив в субботу вечером известие о смерти своей любимой сестры, он в воскресение пишет письмо своим родным, в котором говорит: «сегодня (то есть в воскресение) помянули мы почившую тайно, а завтра будет открытое поминовение» (Письма к родным 247). Пример нашего великого святителя – урок для тех священнослужителей, которые в нарушение церковного устава вставляют на воскресной литургии заупокойную ектению, да еще с поминовением громадного количества имён, рассеивая этим молитвенное внимание молящихся. 51. ВОПРОС: Почему во время «Верую» одни священники открывают царские врата, а другие только занавес? ОТВЕТ : Устав церковный предписывает во время «Верую» открывать только одну занавесу, а царские врата должны оставаться закрытыми. 52. ВОПРОС: Современная эпоха являет нам никогда не бывалые ранее на Руси самочинные сокращения церковных Богослужений. Вошло уже в прочное обыкновение, например: 1) Не вычитывать всех тропарей между песнями канона на утрени, 2) Первый час начинать псалмом 100-ым («Милость и суд воспою Тебе, Господи»), совершенно опуская первые два псалма: 5-ый (Глаголы моя внуши, Господи) и 89-ый (Господи, прибежище был еси нам в род и род), 3) Не петь совершенно на Божественной литургии св. Иоанна Златоустог о в обычные воскресные дни 2-ой антифон – псалом 145-ый: «Хвали, душе моя, Господа», ограничиваясь только приданной антифону песнью – «Единородный, сыне и Слове Божий, безсмертен Сый», 4) Не придавать должного значения чередованию гласов, чередованию чего исполняются не положенные дню прокимны. Это только то, что бросается в глаза почти каждому православному человеку во время Богослужения. Не говоря уже о том, что эти сокращения умаляют и суживают круг присущих церковной службе молитвенных восприятий, они отнимают также от неё известную долю благолепной торжественности, так как порождены, главным образом, очень непохвальным желанием поскорее оставить храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

После трех антифонов и седальна, содержание которых сосредоточено вокруг жестокосердия Иуды (как бы прямо выражающаго сатанинской принцип противособорности), читается Второе Евангелие от Иоанна, зачало 58: «Во время оно изыде Иисус со ученики». Конец: «Но да ядят пасху» ( Ин.18:1–28 ). Евангелие это повествует о взятии Иисуса воинами первосвященника под предводительством Иуды-предателя, об отречении Петра, о заушении Иисуса во дворе Каиафы и о приведении Его в преторию Понтия Пилата. Поемые всед за чтением антифоны (4, 5 и 6) также, как и предыдущее, останавливаются на падении Иуды Искариота: «Днесь (сегодня) Иуда оставляет Учителя и приемлет диавола» (антифон 4). После малой Ектении исполняется седален на глас 7-ый. Он доводит упреки, посылаемые Церковью Иуде, до величайшей силы. Приводим текст целиком. Перевод: «Каким образом Иуда, ты сделался предателем Иисуса? Разве Он тебя отлучил от общества апостолов? Или лишил тебя дарования исцелений? Или, сев вечерять с теми, отринул тебя от трапезы? Или, умыв ноги у других, твои презрел? О скольких благах забыл ты! Этим обличается твой неблагодарный нрав и проповедуется Его долготерпение и великая милость». Третье Евангелие от Матфея, зачало 109: «Во время оно, воины емше Иисуса, ведоша к Каиафе архиереови». Конец: «Плакася горько» ( Мф. 26:57–75 ). В сем Евангелии повествуется, как Иисус во дворе Каиафы Сам свидетельствует о Себе, как о Сыне Божием и принимает за это свидетельство заушение и оплевание. Здесь же изображены история отречения Петра и раскаяние его. Антифон 7-й, следующий за Евангелием, воспевает добровольное страдание Господа во исполнение пророчества Антифон 8-й шлет упреки врагам Христа, не желавшим понять, что закон и пророки были от Него. Четвертое Евангелие от Иоанна, зачало 59: «Во время оно, ведоша Иисуса от Каиафы в претор». Конец: «Предаде Его им, да распнется». ( Ин.18:28, 19:16 ). Центральными в этом Евангелии являются: 1. диалог Спасителя и Пилата, 2. Повествование о бичевании Господа и облечение Его в терновый венец и багряницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И ныне, глас 2. Иоанна монаха Сегодня Христос рождается 1012 в Вифлееме от Девы; сегодня Безначальный 1013 начинается и Слово воплощается; небесныя силы 1014 радуются 1015 и Земля с людьми веселится 1016 . Волхвы приносят дары; пастухи дивятся Рожденному 1017 . Мы же непрестанно 1018 восклицаем: 1019 слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение. Антифоны Для антифонов взяты соседние псалмы в их начальных стихах, изображающие I) величие дела спасения: 110, 1 – 3; II) нравственную высоту Спасителя: 111, 1 – 3; III) Его царственность и богосыновство: 109, 1– 3. Припев к 1-му пс. – обычный – моление о спасении по ходатайству Богородицы; ко 2-му такое же моление во имя события, которое характеризуется по связи с первым припевом, как «рождение от Девы», к 3-му припев – тропарь праздника. Гласа для 1 и 2 антифонов обычный – 2-й (только на Богоявление 1-ый ант. 1 гл.), глас (в его тропарном напеве) легкой грусти, в данном случае навеваемой мыслью о самоистощании Спасителя – предвестнике смерти Его (воспоминаемой на литургии); для 3 антифона, как обычно – глас тропаря – 4-й. Антифон 1, псалом 110, глас 2 Исповедаюсь 1020 Тебе, Господи, всем сердцем моим. (Пс. 110, 1) Молитвами Богородицы, Спаситель, спаси нас. В совете и сонме праведных, велики дела Господни. (Пс. 110, 1, 2) Изысканны во всех желаниях Его 1021 . (Пс. 110, 2) Хвала 1022 и великолепие дело Его 1023 , и правда Его пребывает в век века 1024 . (Пс. 110, 3) Антифон 1, псалом 111, глас 2 Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит 1025 . (Пс. 11, 1) Спаси, Сын Божий, родившийся от Девы, нас поющих Тебе: аллилуиа. Мощно на земле будет семя его, род правых 1026 благословится. (Пс. 111, 2) Слава 1027 и богатство в доме его, и правда 1028 его пребывает в век века 1029 . (Пс. 111, 3) Возсиял 1030 во тьме свет правым: он 1031 милостив, сострадателен 1032 и праведен. (Пс. 111, 4) Антифон 3, псалом 109, глас 4 Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня. (Пс. 109, 1) Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. (Пс. 109, 1)

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Рядовых антифонов было всего 68. К ним присоединились библейские песни, которые заменяли рядовые антифоны в субботней Утрене. Повторим, что вся Псалтырь пелась в течение одной недели; в следующей неделе вечерняя псалмодия пелась утром и утренняя вечером: так получаются неделя А и неделя В кодекса 2061, между тем как в кодексе 2062 даются указания только в отношении одной недели, совпадающей с неделею А кодекса 2061. Поскольку этот кодекс более позднего происхождения, эпохи св. Симеона, можно предполагать, что ревностный пастырь так перестроил псалмопение опираясь на древние порядки, чтобы его паства (не особенно прилежная, по словам самого архиепископа) могла слушать всю Псалтырь, так как некоторые посещали храм только утром или только вечером, хотя в другом месте, как увидим позже, сам архиепископ жалуется на то, что древнее псалмопение больше не практикуется. Во всяком случае вот таблица, составленная по Афины 2061 и 2062 554 . Неделя А кодекса Афины 2061 Единственная неделя кодекса Афины 2062 Воскресенье вечером: (1). Пс. 85 . Припев: Слава Тебе Боже. (8). (антифон LII): Пс. 103 . Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион 555 : Славная Приснодево Богородице Матерь Бога . принеси нашу молитву . Сыну Твоему . и Богу нашему. Вход (в храм) 556 . Прокимен. Иерей: прошения [аитисеис]. Антифоны: (1-ый) Пс. 114,1.2.5.6 . Слава. И ныне. (На каждый стих): Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Антифон 2-ой: Пс. 115 ,1а.16.3.4. Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен сый поющия Tü Аллилуиа. Слава: Единородный Сыне. И ныне: Преславную Матерь Бога. Антифон 3-ий: Пс. 116 ,1а.1б.2а.2б. Слава и ныне. (На каждый стих): Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас. Повторяется последний раз повышая голос. Остальное последование [аколоуфиа]. Отпуст [аполусис]. Понедельник утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе Боже. (2) . (VII): Пс. 17 . Аллилуиа. (3) . (VIII): Пс. 18 (, 19, 20). Услыши мя, Господи. (4) . (IX): Пс. 21 . Аллилуиа. Каждение иереем. (5) . (X): Пс. 22 (, 23). Помилуй мя, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    В неделю 2-ую по Пасхе, то есть следующую по Пасхе, носящую название: «Неделя Антипасхи», вспоминается «Осязание святого славного апостола Фомы» Тут же сделано примечание, что «в сей второй недели Антипасхи не поются воскресная, но вся праздника». В этот 8-ый день по Воскресении Господа вспоминается, как Господь явился всем Своим ученикам, собранным вместе, на этот раз с Фомою, и дал Фоме, сомневавшемуся в Его воскресении, осязать Свои раны, и как Фома, уверовав, исповедал Его своим Господом и Богом, а Господь ублажил тех, кто не видел, а веровал. «Антипасха» значит «вместо Пасхи», потому что этот день первый из воскресных дней всего года, в который событие Воскресения Христова вновь празднуется. Этот день называется также «Неделей обновления», «Неделею новою», потому что он после Пасхи повторяет в первый раз и как бы «обновляет» великий праздник Воскресения. Порядок службы этого дня, как и его содержание не обычные воскресные. Это как бы чинопоследование двунадесятого Господского праздника, только без паремий, но с литией, пением особых стихир воспевающих воспоминаемое событие, троекратного пения тропаря: «Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси, Христе Боже…» как на вечерни, так и на утрени, поются степенны, 1-ый антифон 4-го гласа, как во все двунадесятые праздники, а по полиелее особое величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго. Канон особый, праздника, а не пасхальный и не воскресный. Вечерня в неделю Фомы великая с великим прокименом: «Кто бог велий…» тоже, как бывает в двунадесятые Господские праздники. Утреня, начиная с Фоминой недели и до отдания Пасхи, совершается по обычаю (ибо в Типиконе нет для этого достаточных оснований) с опущением первых двух «царских псалмов» и моления о царе, сразу возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Нераздельней Троице…» после чего поется очень протяжно трижды «Христос воскресе», во время чего иерей совершает каждение всего храма, и затем сразу читается Шестопсалмие: «Слава в вышних Богу…» и прочее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) Приложение II. Молитвы Коленопреклонения Святой Пятидесятницы по кодексам Гроттаферрата Г β I и Коален 213 606 2 1 . – Гротт. лист 27; Коал. л. 45об: Молитвы коленопреклонения (гонуклисиас) святой Пятидесятницы. После прокимна и Господи, помилуй [Коал.: сугубого моления, диакон говорит: Приклонше колена. Архиерей читает вслух эту 1-ую молитву:] читает иерей: Пречисте, нескверне, безначальне... (См. Триодь). 2 . – Г. 28об; К. 47: [Коал.: И присоединяет 1-ую молитву антифонов Светильничного, про себя]: Благословен еси Господи Владыко... (наша [IX] с. 266). [Коал.: И когда читал ее про себя, «берет время» стоящий на амвоне диакон и говорит: Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани. И совершает синапти: О свышнем мире. О мире. И прочие от прошений до сих пор пока архидиакон не поставит конец. Тогда говорит : Пресвятую, пречистую. И читает велегласно архиерей :] Твое бо есть еже миловати... 3 . – К. 47об: [Коал.: И после возгласа, 1-ый антифон: Возлюбих... ( Пс. 114 ,1.2.4б.8: на каждый стих Молитвами Богородицы. Слава. И ныне.] 4 . – Г. 29; К. 47об: [Коал.: Сразу говорит диакон: Паки и паки приклонше колена. И совершает архиерей 2-ую молитву:] Молитва 2-го антифона: Возлюбих ( Пс. 114 : так!): Господи, Боже наш, мир Твой подавый... (См. Триодь). 5 . – Г. 30об; К. 49: [Коал.: И присоединяет про себя 2-ую молитву антифонов:] Господи, Господи, избавлей... (наша [X] с. 266). [Коал. : И когда (архиерей) присоединил (молитву), говорит диакон: Заступи, спаси, помилуй, возстави. И совершает синапти: О свышнем. Пресвятую пречистую. И читает велегласно архиерей:] Благоволением и благостию... 6 . – К. 49об: [Коал.: Затем 2-ой антифон: Веровах...· ( Пс. 115 ,1.2.5.10). Аллилуиа. Слава: Единородный Сыне. И ныне: Преславную Матерь Христа . и святейшую ангелов . немолча воспеваем . сердцем и устами . сущую Богородицу исповедающие . яко праведно родшую Бога воплотившагося . и молящуюся безпрестанно . о душах наших. 7 . – Г. 31; К. 49об: [Коал.: И снова говорит диакон: Паки и паки приклонше колена. И совершает архиерей велегласно также 3-ью молитву:] Молитва 3-го антифона: Веровах ( Пс. 115 : так!):

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010