Т. 10 ч. 2 Зак. Суд. Гражд. изд. 1876 г.) Примечание. Правило это (ст. 644) относится как к тяжбам церквей и монастырей православных Российских, так и к тяжбам православных церквей и монастырей греческих о имениях в России находящихся. (Там.) Всякое частное лицо, имеющее к духовным имениям притязание, должно подать прошение в тот Суд, в ведомстве которого состоит имение, с представлением при прошении всех доказательств 207 . (Ст. 645 там.) Судебное место, приняв прошение, сообщает о том в то духовное правительство, из ведомства которого имение отыскивается, с тем, чтобы со стороны его были доставлены, при объяснении, законные доказательства, без малейшего промедления времени. (Ст. 646 там.) При местном разбирательстве споров о границах земель, принадлежащих монастырям и церквам, к Суду присоединяются уездный стряпчий или Товарищ Губернского Прокурора и землемер для защиты духовных имений от посторонних притязаний; к суждению же и решению вообще тяжебных дел о собственности церкви православной, судебные места первой и второй степени приглашают депутатов (ср. Общ. Учр. Губ. ст. 1199, 1223 и 1765) с духовной стороны, обращаясь об этом в надлежащие духовные установления. (Ст. 647 там.) Когда из рассмотрения всех представленных доказательств и из соображения их с обстоятельствами дела и законами, будет следовать что-либо к отдаче из духовного ведомства в частное владение, то Суд первой степени, не приводя определения своего в исполнение, отсылает его совокупно со всем делом на ревизию во вторую степень Суда. (Ст. 648 там.). Если вторая степень Суда найдет определение первой степени правильным и с законами согласным, то полагает также свое решение; но не приводя в исполнение, сообщает его Казенной Палате (ср. ст. 575) и представляет дело в Правительствующий Сенат, из которого, в случае отчуждения чего-либо из духовного ведомства, дела эти поступают, но предписанному для казенных дел порядку, на ВЫСОЧАЙШЕЕ благоусмотрение. (Ст. 649 там. 208 ). Правительствующий Сенат, по тяжебным делам казны и частных лиц с духовным ведомством православного исповедания об имуществе, требует заключения Обер-прокурора Святейшего Синода. (Ст. 650 там.) Если при решении их в Департаменте Сената не будет принято мнение Обер-прокурора Святейшего Синода, то дела о духовных имениях церквей и монастырей православных переносятся в Общее Собрание Сената. (Ст. 651 там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

По распоряжению гражданской власти, иногда допускается вырытие мёртвых тел, преданных земле, для надлежащего освидетельствования оных. 1198 К вырытию мёртвого тела, преданного земле, судебный следователь не приступает до прибытия врача; для удостоверения в тождестве приглашаются священник и другие лица, бывшие при погребении, а к переосвидетельствованию приглашается, если возможно, и врач, производивший первоначальный осмотр 1199 (Св. Зак. XVI т., 1 ч., Уст. Угол. Судопр., 347 ст., изд. 1892 г.). Во всех городах и селениях лица, имеющие долг наблюдать за сохранением доброго порядка, должны тщательно смотреть, чтобы кладбища и могилы не были разрываемы для ограбления 1200 (Уст. о п. прест., 102 ст., изд. 1890 г.). За вырытие, без надлежащего разрешения, гробов или мёртвых тел, для перенесения их в другие места, виновные подвергаются денежному взысканию не свыше 100 рублей (Ул. о нак., налаг. Миров. Суд., 108 ст. изд. 1885 г.). За привоз мёртвого тела из-за границы или за провоз оного из одной губернии в другую, или же из одного уезда в другой, без надлежащего разрешения, виновные подвергаются денежному взысканию не свыше 25 рублей (там же, 109 ст.; сн. Угол. Улож., 221 ст., изд. 1903 г.). За разрытие могил, для ограбления мёртвых, виновные приговариваются к лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и к отдаче в исправительные арестантские отделения на время от двух с половиной до шести лет (Ул. о нак., 234 ст., по Прод. 1906 г.). За истребление или повреждение надгробных памятников и за наружное повреждение могил, когда сие сделано по злобному против погребённых в сих могилах или против семейств их чувству, виновный подвергается заключению в тюрьме на время от 4 до 8 месяцев; когда же сие учинено по одному лишь легкомыслью, то на виновного налагается денежное взыскание не свыше 50 руб.; во всяком случае виновный обязан исправить на свой счёт повреждённые им памятники (там же, 235 ст., изд. 1885 г.). О погребении старообрядцев и сектантов, иноверцев, неизвестных, некрещённых и самоубийц

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Здесь предвидится случай, когда иноземец хочет передать в дар несовершенное животное, которое от него ни в каком случае не принималось. 1196 (Ст. 26–27). Ранее семи дней нельзя было приносить в жертву животного; оно считаюсь недостаточно совершенным, чтобы быть принесенным в дар Господу; над ним не протекло еще священное число дней. 1197 (Ст. 28). Срав. стих 30 гл. XXII; во Второзаконии подобное же запрещение брать из гнезда мать вместе с птенцами. Эти постановления развивали милосердие к животным, как мы уже говорили не раз. 1198 (Ст. 29–30). Также как о жертве мирной (Лев. 40;II, 15), от которой жертва благодарности отличалась, по-видимому, только названием и поводом, не обрядовой частью. 1199 (Ст. 31–33). Как в XVIII, 30, и XIX, 37, здесь заключение еще торжественнее, потому что оно оканчивает отдел обращенный к священнодействующим (Срав. начало главы). 1200 В XXIII главе Исхода, в прим. 12-м, мы изложили уже порядок празднеств Господу, поставленных для народа Израильского, и потому мы отсылаем к этому примечанию, для ознакомления с общей системой церковного года Израильтян. Здесь в кн. Левита, написанной, вероятно, с главной целью руководства, для священнодействующих, самый текст излагает последовательно, как праздники должны следовать один за другим, начиная с еженедельного празднования суббот. 1201 (Ст. 1–3). Мы уже говорили, что под именем священного собрания, мы разумеем не только обязательное присутствование при жертвоприношениях, но еще, по всей вероятности, род народного веча, которое судило о делах, касающихся целого народа или одного из колен. В пустыне, эти собрания могли быть еженедельно; в земле обетованной, они были обязательны для взрослых мужчин лишь три раза в году. Закон субботы повторен в этом стихе, так как на этом дне покоя основывалась вся религиозная жизнь Израиля: его был днем завета. 1202 (Ст. 4–8). Устав Пасхи изображен подробно в Исх. XII, 7–27.-В Пасхальные дни позволялось приготовлять пищу (Исх. XII, 16), чего не позволялось в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Филопатор, о котором упоминается к сей главе 1199 , есть царь египетский Птоломей 1200 , четвертый в ряду одноименных ему египетских царей, сын Птоломея Евергета и внук известного Птоломея Филадельфа, при котором совершен перевод Священного Писания на греческий язык. Филопатор управлял Египтом от 221 до 204 г. до Р. X. Антиох, с которым воевал Птоломей Филопатор 1201 , есть известный сирийский государь, прозванный Великим Антиохом – за свои победы, и управлявший Сирией 37 лет (от 224 до 187). Рафия, при которой произошло сражение Антиоха великого с Птоломеем Филопатором, был первый сирийский город по дороге из Египта. Победа, одержанная Филопатором над Антиохом, произошла в 217-м году до Р. X. Название Филопатора (любящий отца) укрепилось за ним в истории, как бы, в насмешку; ибо он, из угождения прелестнице своей Агафоклее, убил отца, мать, брата, сестру и жену. Глава 2. Разрушение замысла Птоломеева а) Молитва Симона первосвященника о небесном заступлении, в которой он: 1) приводит на память истребление исполинов потопными водами, казнь Содомлян и потопление Фараона (ст. 1–7); 2) ссылается на священное значение Иерусалима, данное ему Самим Господом, и на обещание Господа миловать Иудеев, в случае их раскаяния и теплых молитв (ст. 8–15). б) Поражение Птоломея оцепенением, и изнесение его из храма друзьями и телохранителями (ст. 16–17). в) Злоба Птоломея на Иудеев, по возвращении в Египет, и произнесенное на них проклятие (ст. 18–19). г) Воспрещение Иудеям являться во дворец, и закон о зачислении их в рабское состояние, а также, о выжигании на их телах плюшевого листа, знака Дионисова (ст. 20–21). д) Обещание Иудеям александрийского гражданства за измену вере отцов, малодушие некоторых и мужество большинства Иудеев (ст. 22–24). Первосвященник Симон, о котором упоминается в сей главе, есть Симон II-й, бывший внуком известного, одноименного ему первосвященника Симона праведного, – того самого, который восхваляется за свое благочестие в книге Иисуса, сына Сирахова 1202 . Симон II-й первосвященствовал 56 лет, от 233 до 177 г. до Р. X. Часть вторая. История Египетского гонения, и задуманный царем Птоломеем план истребления Иудеев слонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Правление, приняв дела и счеты от учредителей, распоряжается делами и капиталами компании на основании устава, инструкций и смет, утверждаемых общим собранием. Нынешний закон (2178) требует, чтобы в уставе определено было, до какой суммы правление уполномочено на сверхсметные расходы; но это требование закона, по непрактичности его, редко выполняется, и предел сверхсметной суммы определяется общим собранием. В крайних случаях правление расходует на свой страх и под ответственностью пред общим собранием (2179). Решения в правлении постановляются простым большинством присутствующих: в таком случае они обязательны и для не присутствовавших. Если большинство не может состояться, то затруднение решается общим собранием (2180), но в законе нет правила о том, что в присутствии правления должно находиться не менее положенной доли всех его членов. Директора компании, или члены правления, действуют в качестве ее уполномоченных, и потому ответственны перед ней за свои действия (2181). Не совсем ясны пределы этой ответственности. Закон говорит, что они, в случае «законопротивных распоряжений и превышения пределов власти», отвечают на общем основании законов. Итак, следует приложить к этой ответственности ст. 574, 644–647, 684 Зак. Гражд. и ст. 1198, 1199 Уложения о наказаниях за умышленный ущерб. То же правило 2181 ст. повторяется и в большой части уставов с добавлением еще, что за непредвидимые потери или убытки и за неуспех действий компании, директора не подвергаются ответственности. Наш закон вовсе не указывает специальных проступков и нарушений, за которые иностранный закон угрожает директорам специальными наказаниями и взысканиями. Относительно ответственности директоров или членов правления Гражд. Касс. Деп. Сената высказывает следующее: в п. 6 (лит. в) и п. 8 ст. 2166 Зак. Гражд. содержатся прямые указания на солидарную ответственность учредителей перед компанией, преемниками же учредителей по заведыванию делами общества являются директора правления, коими могут быть те же учредители (2174, 2175 ст. Зак. Гражд.), и если закон счел необходимым указать на солидарную ответственность учредителей, хотя они, до образования правления не составляют еще коллективной единицы, то тем более указанное начало должно характеризовать ответственность членов того установления, которое образует коллективный орган компании; на сем основании, по мнению Сената, следует признать, что нарушение членами правления компании общей их обязанности неправильным распоряжением или упущением должно влечь, по смыслу 2181 ст. Зак. Гражд., и общую, солидарную их ответственность (Касс. реш. 1886 г., N 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Суд признал этот взнос действительным, так как в договоре не был определен порядок взноса, и плательщик вынужден был во избежание пропуска внести деньги в ближайшее административное место (Касс. реш. 1868 г., N 105). В 1868 г., истолковывая контракт Балк с Цетлиным по вопросу о неустойке, Сенат признал, что первым нарушителем контракта о рубке леса был покупщик Цетлин. Из условия выведено, что не продавщица должна была являться за срочными платежами, а покупщик с наступлением срока должен был доставлять их ей. Местом платежа следует признать место нахождения предмета договора и место жительства Балк, т.е. ее имение. Цетлин вносил деньги в полицейское место другой губернии, тогда как 2055 ст. указывает вносить в судебное место, в ведении коего предмет договора. Посему с Цетлина присуждена неустойка за нарушение договора, и действие его прекращено, так как в договоре положено за просрочку в платеже и заплаченные деньги и невывезенный еще лес признавать собственностью продавщицы (1 Общ. Собр. Сен. 28 сентября 1873 г.). Решением Сената 1868 г. (2 Сб. Сен. реш. II, N 422) признан правильным и согласным с 2055 ст. взнос денег за квартиру, за отказом домовладельца и полиции, в Управу Благочиния. По 2055 ст., отсутствие займодавца признается не единственным поводом ко внесению срочного платежа в суд: нет причины не отнести к числу этих поводов и отсутствие плательщика из места жительства займодавца (Касс. реш. 1869 г., N 1199). Следовало бы прибавить, что для правильного решения вопроса надлежит в каждом данном случае сообразить: в каком месте, по свойству или по условиям договора, предполагается обязанность платить и принимать платеж 2055 ст. Зак. Гражд. имеет в виду случаи, когда должник не может произвести платеж самому кредитору, независимо от воли сторон, и не касается тех случаев, когда должник мог отыскать кредитора в день срока и приносил ему деньги, но кредитор от принятия отказался. Взнос платежа в судебное место по закону ограждает должника от ответственности за промедление, но из сего не следует, чтобы должник, не воспользовавшийся сим правом, подлежал непременно неустойки и не мог бы доказывать уклонение займодавца от предложенного ему в срок платежа (Касс.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Назначенные депутатами обязаны быть всегда в готовности, дабы один из них мог явиться на назначенное место и время немедленно, коль скоро светскими следователями через повестки приглашены будут; для того им депутатам, а особенно в одно время обоим, от приходов своих не отлучаться, в отдаленное же место и один из них не иначе отлучаться может, как с дозволения Архиерейского, дабы до возвращения его, мог быть к тому определен другой, в чем их и подписками обязать с крепким подтверждением, дабы поступали рачительно и с должной благопристойностью в этом звании, снабдя их к тому нужными наставлениями. Определенных в депутаты священников и диаконов, кроме приходских их должностей, ни в какие другие, ниже к случающимся временно каким-либо по духовной команде исследованиям, не употреблять, дабы через то не произошло по депутатству их помешательства и затруднения; а если бы кто из них по какому случаю из мест своих вовсе не был, или на время отвлечен быть мог, то на место такого немедленно определять другого. Об определенных в данное звание лицах, Духовные Консистории обязаны сообщать сведения светским местам по принадлежности. (Указ. 26 Сентября 1791. П. С. 3. 16986 и Указ. 31 Августа 1810 г.) По делам о священнослужителях и причетниках, судимых за уголовные преступления, присутствует в подлежащих судебных местах депутат с духовной стороны, которого голос, в суждении по делу, приемлется наравне с прочими членами. (Ст. 151 Уст. Дух. Конс. и ст. 395 пр. 1. Т. 15 ч. 2 Зак. Суд. Угол. изд. 1876 г.) Духовные депутаты приглашаются судебными местами и первой и второй степени, при местном разбирательстве споров о границах земель, принадлежащих монастырям и церквам, и вообще при суждении и решении тяжебных дел о собственности православной церкви. О требовании таковых депутатов светские присутственные места обращаются в подлежащие духовные установления 96 . (Ст. 647 Т. 10 ч. 2 Зак. Суд. Угол. изд. 1876 г. ст. 1199 и 1765. Т. 2 ч. 1. Общ. Учр. Губ. изд. 1876 г.) Наряжаемым со стороны духовного начальства депутатам предоставляется снимать с произведенного следствия, или с некоторых нужных бумаг, копии для представления их епархиальному начальству.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Гл. 2, ст. 7 : τι χελη ερως φυλξεται γνσιν, κα νμον κζητσουσιν κ στματος ατο, διτι γγελος Κυρου Παντοκρτορς στιν. Ибо губы священника хранят знание, и закона ищут от уст его, ибо он – вестник Иеговы, Саваофа. § 75. . Указывается основание, в силу которого древний Левий мог и должен был оказывать благотворное влияние на мирян. В переводе этих слов серьезные разности обнаруживаются только в выборе времени и наклонение для глаголов и и в передаче , а в остальном переводчики согласны. 1195 Оба глагола LXX и вульгата переводят будущим временем (φυλξεται – κζητσουσιν, 1196 «custodient – requirent»). В новое время так уже не переводят. Сирский – перевод («капают – требуют») благоприятствует переводу настоящим временем. Из новых переводчиков настоящим передают: Рейнке, Грецов, Эвальд, Смит, Велльгаузен, Новак и Бахман – оба глагола; Кейль и Орелли – лишь второй. 1197 Много в новое время толкователей, переводящих , как modus jussivus или voluntativus: «должны хранить». Таковы – ван Тиль, Розенмюллер, Кёлер, Кейль, Гитциг, Пьюзей, Орелли, Прессель и др. 1198 Из церковных переводов сюда принадлежат Лютеров и русский синодский. Из них лишь Кейль (suchet man), Орелли (erwartet man) и русск. син. передают «ищут», а остальные, в соответствие с , – «должны искать». Слово , как и в ст. 6, многими из новых комментаторов передается «учение», «наставление», «решение», иными же – «закон». Древние все переводили «закон». Что касается выбора между этими различными переводами, то прежде всего мы, в соответствие с переводом ст. 6-го, передаем – «закон». Относительно и мы должны присоединиться к ученым нового времени, не находящим возможности передавать эти глаголы, вместе с древними переводами, будущим. 1199 Действительно, каким образом факт будущего может обусловливать явление, имевшее место в прошедшем? Почему древний Левий мог бы благотворно влиять на мирян, когда причина этого влияния тогда еще не существовала, а лишь предсказывается в будущем? 1200 Защитники перевода «должны хранить» и «должны искать» опираются на соображение о смысле, в каком может священникам усвоиться хранение знания и руководство мирянами в вопросах закона, а мирянам искание этого знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

1195 Греч.: κα τ ργα τν χειρν μν κατεθυνον φ μς κα τ ργον τν χειρν μν κατθυνον. В МТ дважды повторяется «дело рук наших» ( ). Вероятно, lectio difficilior здесь древнее. Греч, текст, с учетом всего контекста, обобщает человеческую жизнь как «дело рук», состоящее из множества дел, тем самым интерпретируя тему псалма как итог жизни. 1197 LXX: «Бог разрушит тебя до конца: исторгнет тебя и переселит тебя из селения твоего, и корень твой – из живой земли». Фраза построена хиастически, подчеркнутый фрагмент может быть вынесен в конец. Выражение «земля живых» (γ ζντων, ) представляет собой идиому, регулярно воспроизводимую LXX в виде гебраизма. Важно, что глг. истолкован как иетстаттци Переводчик рассматривает смерть как пространственное перемещение – из живой земли в мертвую. 1198 Этот ст. сделан основанием проповеди воскресения Христа (как пророческого прототипа героя псалма) в Деян 2:25–28 . Вообще в различных контекстах «вселение с надеждой» означает обеспеченное, главным образом, плодами будущего урожая существование, что в контексте «вселения» плоти в могилу (как толкует апостол Лука) выглядит намеком на ее воскресное «прорастание». Иногда смысл этого выражения контекстом не разъясняется и, по-видимому, клонится просто к «безопасности» ( Зах 14:11 ). Но не так в Пс 15 , где «надежда» плоти состоит именно в том, что душа не будет оставлена в аду. По этому поводу Юнгеров замечает, что «избавление от Шеола как следствие всей настоящей жизни не может быть отождествлено с избавлением от какой-нибудь временной опасности» (Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни. С. 91). Ср.: Schaper J. Der Septuaginta-Psalter als Dokument jbdischer Eschatologie//Die Septuaginta zwischen Judentum und Christentum. S. 46. 1199 Евр. интерпретируется как «врата смерти» (Син), литературно – «путь, уводящий от смерти» (РБО), ближе всего к варианту LXX пер. «выходы из смерти» (Т-Ав). 1200 В этом ст. происходит как бы мерцание терминов: σκνωμα в одних рукописях, σμα в других, что можно было бы объяснить и ошибкой в орфографии, но более вероятно истолкование одного слова при помощи другого, так как в контексте перевода говорится о биче (μστιξ), который «не приблизится» к тому, что является, в зависимости от редакции, «шатром твоим» или «телом твоим». В евр. это

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Riga, 1844. Bd. 3. H. 2. S. 187-230; B ü ttner A. Die Vereinigung des livländischen Schwertbrüderordens mit dem deutschen Orden//Ibid. 1868. Bd. 11. S. 3-75; Bunge F. G., von. Der Orden der Schwertbrüder: Dessen Stiftung, Verfassung und Auflösung. Lpz., 1875 (рус. пер.: Бунге Ф. Г. Орден меченосцев//Сб. мат-лов и ст. по истории Прибалтийского края/Ред.: Е. В. Чешихин. Рига, 1879. Т. 2. С. 16-43); Чешихин Е. В. История Ливонии с древнейших времен. Рига, 1884. Т. 1; Donner G. A. Kardinal Wilhelm von Sabina, Bischof von Modena 1222-1234: Päpstlicher Legat in den nordischen Ländern († 1251). Helsingfors, 1929; Ammann A. Kirchenpolitische Wandlungen im Ostbaltikum bis zum Tode Alexander Newski " s. R., 1936; Hellmann M. Das Lettenland im Mittelalter: Studien zur ostbaltischen Frühzeit und lettischen Stammesgeschichte, insbesondere Lettgallens. Köln, 1954; idem. Der Deutsche Orden im politischen Gefüge Altlivlands//Zschr. f. Ostforschung. Marburg, 1991. Bd. 40. N 4. S. 481-499; Gnegel-Waitschies G. Bischof Albert von Riga: Ein Bremer Domherr als Kirchenfürst im Osten (1199-1229). Hamburg, 1958; Benninghoven F. Der Orden der Schwertbrüder: Fratres Milicie Christi de Livonia. Köln; Graz, 1965; idem. Zur Rolle des Schwertbrüderordens und des Deutschen Ordens im politischen Gefüge Alt-Livlands//Zschr. f. Ostforschung. Marburg, 1992. Bd. 41. N 2. S. 161-185; Назарова Е. Л. «Ливонские Правды» как ист. источник//ДГСССР, 1979. М., 1980. С. 5-218; она же. Ливония между империей и Русью (кон. XII - нач. XIII вв.)//Славяне и их соседи. М., 1998. Вып. 8. С. 64-73; она же. Место Ливонии в отношениях между Новгородом и Псковом: 1-я четв. XIII в.//Ист. археология: Традиции и перспективы/Ред.: В. Л. Янин и др. М., 1998. С. 350-360; Tarvel E. Livländische Chroniken des 13. Jh. als Quelle für die Geschichte des Schwertbrüderordens und Livlands//Werkstatt des Historikers der mittelalterlichen Ritterorden/Hrsg. Z. H. Nowak. Toru, 1987. S. 175-184; Ekdahl S. Die Rolle der Ritterorden bei der Christianisierung der Liven und Letten//Gli Inizi del Cristianesimo in Livonia-Lettonia: Atti del Colloquio intern.

http://pravenc.ru/text/2563140.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010