1183. Рим. 13. 7. 1184. Слово 14. 1185. Слово 14. 1186. Слово 14. 1187. Слово 15. 1188. Слово 16. 1189.  …видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг Него стояли Серафимы (Ис. 6. 1–2). 1190. Деян. 2. 17. 1191.  …излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать (Иоил. 2. 28). 1192. Добротолюбие. Ч. 1. Извлечение из жизни преподобного Максима Капсокаливи. 1193. Втор. 31. 1194. Нав. 1. 2. 1195. Слово 16. 1196. То есть ни о чем не помышляет. 1197. 2 Кор. 12. 2. 1198. Слово 16. 1199. Состояние духовного видения, будучи плодом молитвы, называется иногда духовною молитвою, в отличие от душевной молитвы, которая может быть очень возвышенною, но находится во власти молящегося. 1200. Слово 15. 1201.  …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят… терние и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3. 19, 18). 1202.  …не открыт путь во святилище (Евр. 9. 8). 1203.  В последние дни (Евр. 1. 2). 1204. При весьма внимательной молитве бывает у подвижников и пот, не только когда они утруждают тело поклонами, но и когда совершают молитву стоя или сидя. Пот является при особенном внимании, при особенном сокрушении духа. Так, преподобный Пахомий Великий при келейных молитвах своих обливался слезами и потом (житие преподобного, Четьи-Минеи мая в 15 день). — Святейший Каллист, патриарх Константинопольский, говорит: «Иногда бывает в пришедших в такое состояние (в стяжавших сердечную молитву) и пот от великой теплоты, появляющейся в теле» (Добротолюбие. Ч. 4). 1205.  …из которой взят (Быт. 3. 19). 1206. Слово 19. 1207. Гл. 52. Слово о безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2. 1208. Рим. 8. 26. 1209. Слово 21. 1210. Выше объяснено, что разумеют аскетические Отцы под словом память Божия. 1211. Слово 21. 1212. Гал. 5.19. 1213. Проникнутое ощущениями греховными. Таковым обыкновенно соделывается тело от неги, покоя, обильного питания и рассеянной, невнимательной жизни. 1214. Слово 22. 1215.  Осуществление (Евр. 11. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1188. Пс. 106. 30. 1189. Быт. 3. 1190. Слово о трезвении, гл. 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1191. Преподобного Кассиана Римлянина О постановлениях общежитий кн. 4, гл. 37. 1192. Житие это помещено при поучениях преподобного Дорофея, в начале их. 1193. Слово 4, гл. 32 и 39. 1194. Поучение 5 о том, чтоб не полагаться на свой разум. В этом поучении преподобный Дорофей, приводя вышеприведенную повесть о иноке Феопемте, говорит, что сей инок именно потому был игралищем демона, что не имел обычая исповедывать приходивших ему помыслов. 1195. Житие преподобной Марии. Четьи-Минеи, 1 апреля. 1196. Алфавитный патерик. 1197. Житие преподобной Марии. 1198. Слово. 30. Святой Исаак жил в VI веке по P. X. 1199. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1200. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1201. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1202. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26. 27, 81. 1203.  Помилуй меня, Господи, ибо я немощен (Пс. 6. 3). 1204. Слово 15, гл. 82 по московскому изданию 1855 года и по переводу старца Паисия. 1205. Слово 15, гл. 54, 55. 1206. Слово 15, гл. 54, 55. 1207. Добротолюбие. Ч. 4. 1208. Алфавитный патерик. 1209. Лк. 12. 35–38. 1210. В житии преподобного Антония повествуется следующее. Во время сильнейшей бесовской брани Преподобный внезапно освещен был неизреченным светом, причем демоны и искушение их исчезли. Познав пришествие к себе Господа, Антоний воскликнул: «Господи! где был Ты доселе?» И услышал голос: «Я был здесь; но желал видеть мужество твое» и проч. Четьи-Минеи, 17 января. 1211.  Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр. 21. 7). 1212. Слово 5. Преподобный Нил Сорский, как в сем слове, так и во всем сочинении, подробно и превосходно говорит о молитве как о главнейшем оружии против греха. 1213. Ответ 177. 1214. Мф. 4. 3, 4, б, 7. 1215.  …бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 39, 41). 1216.  …у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. …Нет, …но если кто из мертвых придет к ним, покаются. …Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16. 29–31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

И Я первенцем поставлю его, превыше царей земли. Во век сохраню ему милость Мою, и завет Мой – верен ему. И продолжу во век века семя его, и престол его (сделаю), как дни неба. Если оставят сыновья его закон Мой и не будут ходить по уставам Моим, Если нарушат 1211 постановления Мои и заповедей Моих не будут хранить, То накажу жезлом беззакония их и ударами неправды их, Милости же Моей не отниму от них и не изменю 1212 истины Моей, Не нарушу 1213 завета Моего и не откажусь от того, что вышло из уст Моих. Однажды Я клялся святынею Моею 1214 : Давиду ли солгу? Семя его во век пребудет, и престол его, как солнце, предо Мною, И как полная луна во век. И свидетель (сему) на небе верен» 1215 . Ты же отринул, и уничижил, и низверг 1216 помазанника Твоего, Отверг завет с рабом Твоим, поверг на землю святыню его 1217 . Разорил все ограды, сделал опасным 1218 укрепления его. Расхищали его все проходящие дорогою, стал он поношением у соседей своих. Ты возвысил десницу притеснителей его, возвеселил всех врагов его. Ты отклонил помощь (Свою от) меча его и не защищал его на брани. Прекратил у него очищение 1219 , престол его поверг на землю. Сократил дни времени его, покрыл 1220 его стыдом. Доколе, Господи, будешь отвращаться до конца? – будет пылать, как огонь, гнев Твой? Вспомни: какова моя 1221 природа 1222 ? Ужели напрасно Ты создал всех сынов человеческих? Какой человек поживет и не увидит смерти, избавит душу свою от власти ада? Где древние милости Твои, Господи, которые, клянясь истиною Твоею, (обещал дать) Давиду 1223 ? Вспомни, Господи, поношение рабов Твоих, которое я переносил в груди 1224 моей, от многих народов, Коим поносили враги Твои, Господи, коим поносили перемену с помазанником Твоим 1225 ! Благословен Господь во век. Да будет, да будет 1226 . 1196 Греч. ν κκλησ γων, т. е. в торжествующей Церкви святых небожителей. Так терминология перевода LXX совпадает с христианской богословской терминологией. 1206 Слав. успеет соответствует Вульг. proficiet, а по-греч. υκ φελσει – не получит пользы и выгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

богослова Джона Уиклифа (между 1320 и 1330 - 1384). Военная кампания оказалась неудачной. После возвращения в Англию еп. Генрих Деспенсер и нек-рые командиры предстали перед судом за срыв сроков экспедиции, пренебрежение помощью членов королевской фамилии и сдачу захваченных ранее городов и крепостей французам. К числу К. п. против еретиков следует также отнести арагонский крестовый поход 1284-1285 гг. против кор. Арагона Педро III (1276-1285), отлученного от Церкви папой Римским Мартином IV. Крестовый поход против альбигойцев Папа Римский Иннокентий III благословляет поход против альбигойцев. Миниатюра из «Больших хроник Франции». 1332–1350 гг. (Brit. Lib. Royal. 16 G VI. Fol. 374) В ответ на это убийство папа Иннокентий III издал буллу, в к-рой обещал одарить землями, принадлежащими еретикам Лангедока, всех, кто примут участие в походе. На призыв откликнулись гл. обр. сеньоры из сев. областей Франции, хотя состав войска неоднократно менялся. Так, после 1-й экспедиции (1209) практически все участники похода, за исключением 30 рыцарей, вернулись домой. В том же году войско собралось в Лионе. После захвата г. Сервьян крестоносцы взяли г. Безье, население к-рого отказалось сдаться и было полностью уничтожено после штурма. В авг. сдался без боя г. Каркасон. Затем войска крестоносцев заняли Альби, Кастр, Фанжо, Лиму, Ломбер и Монреаль. После краткого перерыва боевые действия возобновились весной 1210 г. Были взяты Брам и Терм. После взятия Минерва 140 катаров, которые отказались отречься от ереси, были сожжены на костре. Затем в конфликт вмешался кор. Арагона Педро II (1196-1213), ранее придерживавшийся нейтралитета. В 1211 г. он принял от одного из руководителей похода, гр. Симона де Монфора, вассальную клятву за виконтство Каркасон и обещал женить своего сына Хайме на дочери графа. Однако в 1212 г., после успешного похода против мавров и битвы при Лас-Навас-де-Толоса, кор. Педро II выступил в защиту своего шурина Раймунда Тулузского. После того как попытка короля отстоять права сеньоров Лангедока на Соборе в Лаворе в 1213 г. не увенчалась успехом, его войска при поддержке отрядов графов Фуа и Тулузы осадили замок Мюре. Кор. Педро II погиб 12 сент. 1213 г. в сражении под Мюре, победу одержал Симон де Монфор. Владения последнего увеличились после захвата крестоносцами Тулузы в 1215 г. Кроме того, по решению IV Латеранского Собора Раймунд VII, сына Раймунда VI, был лишен прав на все земли: владения графа Тулузского были переданы Симону де Монфору; за Раймундом VII сохранилось лишь право наследовать маркизат Прованс.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

1196 В 1867 г. Черняев женился на Антонине Александровне фон Вульферт. У них родилось шесть девочек и мальчик. 1197 О митр. Михаиле (Йовановиче) см. примеч. 76 на с. 379. 20 мая 1893 г. Михаил писал Шаховскому: «Хорошо помню Никиту Петровича, ценил я патриотизм и чистую любовь его к России и к славянам.» (РНБ. Ф. 847. 141. Л. 1). 1198 Милан IV Обренович (1854–1901), сербский князь (с 1868 г.), король Сербии (1882–1889), отрекся от престола в пользу старшего сына. 1199 Николай (Никола) I Петрович Негош (1841–1921), князь Черногорский (с 1860 г.), король (19101918), был низложен. 1200 Вероятно, подразумевается газета «Русский мир», которую в 1873–1875 гг. издавал Черняев (совместно с генералом Р. А. Фадеевым). 1211 Известно, что Черняев обращался в судебные органы с поддержкой позиции Гилярова в его деле со Сковронской. 1212 Речь идет о передовой статье: < Гиляров-Платонов Н. П.> . Москва, 28 октября. Дневное обозрение//СИ. 1879. 29 окт. 298. С. 2. Она начинается так: «Мы тронуты выражениями сочувствия, которые получаем по поводу последних двух наших процессов и небывало тяжкой кары, нам присужденной в первой судебной инстанции. Нам выражают уверенность, что правда восторжествует наконец и что независимо от всего читатели наши совершенно иным образом оценивают нашу общественную деятельность, нежели состоявшиеся судебные решения». 1213 Гиляров писал, обращаясь к судебному процессу против него, начатому по жалобе миллионера Н. М. Бостанджогло и его служащего Антоновича из-за довольно невинного фельетона П. А. Збруева, где, по убеждению Г.-П., нельзя было усмотреть «ни одного элемента клеветы и вообще оскорбительности в неопределенном указании фельетониста»: «Когда минуя путь разъяснения пред обществом, обращаются к суду против журналиста, закрываясь одною личною неприкосновенностью, этим доказывают прежде всего неуважение к обществу и его голосу». При этом защитник Бостанджогло, отмечает Гиляров, «в обвинение против нас приводил между прочим, зачем фельетонист осмелился называть его купчиной, тогда как он есть почетный гражданин, а нас между тем тот же защитник обозвал в публичной речи «пристанодержателями», вероятно полагая, что название «пристанодержатель» есть безразличное для чести человека, а «купчина» – оскорбительное». Антонович же, жаловавшийся, что его оклеветали, приписав ему приобретение имений в период службы на Курской железной дороге, как оказалось впоследствии, обманул суд, ибо действительно в то время «приобрел в одной их южных губерний 762 десятины земли» (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

1213–1214); русск. перев. творений св. Иринея. С. 532 (тот же номер). 1184 Русский перевод творений св. Иринея. Фрагменты под X, XII и XXXIII. См. обо всех них (Harvey " я, Responsiones и последних трех) также во II части нашей работы. 1189 La question de la pâque an concile de Nicée//Revue des questions historiques. Т. XXVIII. 1880. P. 5–42. К нему присоединились: I. Schmid (Die Osterfestfrage auf dem ersten allgemeinen Konzil von Nicäa. Wien, 1905); E. Schwartz (Christliche und Judische Ostertafeln. Berlin, 1905), В. В. Болотов (Лекции. Вып. II. С. 435) и др. 1193 НЕ. V, 15 (у Schwarmz’a S. 197; русск. перев. С. 263) и V, 20, 1–2 (у Schwarmz’a S. 207; русск. перев. С. 275–276). Евсевий, как мы увидим ниже, не был знаком непосредственно с сочинениями Флорина и знал о его ереси, по-видимому, только на основании посланий против него Иринея, которые были у церковного историка, вероятно, в полном виде. Местами его сообщения отличаются также некоторой путаностью (напр., когда он говорит о заблуждении Власта как почти одинаковом с Флорином – V, 15). Однако нельзя отрицать достоверности их во всем объеме (ср.: Kastner. Irenäus von Lyon und der römische Presbyter Plorinus//Katholik. 1910. Bd. VI, II. S. 48–50). 1194 V, 20,2–8(у Schwarmz’a S. 207–208; русск. перев. С. 276–277; у Migne’я Col. 1225–1228; русск. перев. творений св. Иринея. С. 529–530). 1195 Т. II. Р. 457 XXVIII). Напечатан вместе с английским переводом. Лучший перевод дан Цаном на немецком языке в Forschungen. Thl. IV. S. 289–290 и Thl. VI. S. 32–33. На русский язык фрагмент переведен прот. Преображенским (при творениях св. Иринея. С. 547. XLVIII). 1196 " Λαμπρς πρσσοντα« в отрывке из » Περ μοναρχας« у Евсевия. V, 20,5 (указ. стр.). См. об этом периоде жизни Флорина также с. 56–65 нашего сочинения. 1199 Отрывок из Περ μοναρχας у Евсевия. V, 20, 4 (у Schwartz " а S. 207; русск. перев. С. 276; у Migne’я Col. 1225–1226; русск. перев. творений св. Иринея. С. 529). Ср. также конец сирийского фрагмента. 1200 Τατα τ δγματα ( Φλωρνου) οδ ο ξω τς κκλησας αρετικο τλμησαν ποφνασθα πτε (Ibid, у Евсевия).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

1196. sicut non ed. Romanä sicut codd. 1197. Мысль об одряхлении мира встречается у авторов: языческих (2. 1131 — 1175), иудейских (opif. mund.) и христианских (Demetr). Свт. Амвросий, обращаясь к Третьей книге Ездры, объясняет наблюдающееся измельчание человечества. 1198. В тексте лакуна. 1199. См.: 2Тим. 4. 8. 1200. Термин praeuaricatio в римской судебной практике обозначал сговор с противоположной стороной и, таким образом, предательство того дела, которое необходимо защищать. В словоупотреблении христиан это слово стало обозначать вероотступничество, когда христианин встает на сторону врага (см.: Свт. Амвросий Медиоланский. О покаянии//Собр. творений. Т. 1. М., 2012. С. 305. примеч. 3). — Примеч. ред. 1201. См.: Быт. 3. 8. 1202. См.: 3 Езд. 7. 91–96. Это описание — предшественник визионерской литературы Средневековья, вплоть до Данте с его небесами блаженных душ. 1203. На вопросе о разных чинах славы свт. Амвросий останавливается и в exp. Luc. 5. 61. 1204. См.: 3Езд. 7. 96–98. 1205. Ср.: Дан. 12. 3; Мф. 13. 43; 1Кор. 15. 41. 1206. В 3 Езд. 7. 81–87 сказано, что мучения грешников, как и блаженства праведников, разделяются на семь видов. При этом в пророческой книге отсутствует непосредственное описание загробных мучений, но имеется указание на муки, имеющие исключительно духовный характер: сознание своих преступлений, невозможность раскаяния и т. д. Свт. Амвросий объясняет лаконизм Ездры в отношении посмертных мук тем, что пример праведников более действен и способен принести большие плоды. Ср. также его скептическое отношение к описанию ужасов загробного мира у поэтов–язычников (см.: 8. 33). 1207. Ср. у Платона: Phaed. 99d. 1208. См.: Пс. 142. 2. 1209. См.: Иов. 14. 5. 1210. См.: Притч. 20. 9. 1211. См. также у Платона: Phaed. 63 bc. 1212. В данном случае точнее было бы сказать, что изложил Платон, так как речь идет о Сократе как о действующем лице платоновского «Пира» (symp. 203bcd). 1213. См.: Мф. 17. 3. 1214. См.: Быт. 18. 2. 1215. См.: Быт. 32. 1. 1216. См.: Дан. 12. 3.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1193 Конечно, это с уверенностью можно установить лишь в том случае, если врач обладает необходимыми сведениями в историко-символической области. 1196 Литературным примером могут служить Ивиковы журавли. Если стая сорок с шумом садится возле дома, это означает смерть ее обитателя и т.д. Не следует забывать также и о толкованиях авгуров. 1199 «Время есть протяженность движения неба». De Opificio Mundi 26, Philonis Alexandrini Opera ed. Leop. Cohn. I. P. 8. 1200 De mirabilibus mundi. Инкунабула Цюрихской Центральной библиотеки, не датирована. (Есть ее Кельнская перепечатка, 1485 г.). 1205 В последнее время Паскаль Иордан весьма достойным образом принялся за научные исследования пространственного ясновидения (Zentralblatt fuer Psychotherapie, Bd. IX, 1936, Heft 3). Я хотел бы также указать и на его сочинение Verdrangung und Komplementaritat, 1947, которое важно для взаимосвязи между микрофизикой и психологией безсознательного. 1209 Если эксперимент производится с классическими стеблями тысячелистника, то разделение 49 стеблей представляет собой фактор случайности. 1213 Это обозначение я впервые сделал достоянием гласности в моей речи, посвященной памяти Рихарда Вильгельма (Richard Wilhelm) (10 мая 1930 г. в Мюнхене). Эта речь была опубликована во втором и последующих изданиях «Тайны золотого цветка» (издана совместно Вильгельмом и мною в 1929 г.). Там p. XI значится: «Наука И-Цзин основывается не на причинном принципе, а на некоем до сих пор не названном – поскольку у нас не встречающемся, – на принципе, которому я предварительно и в виде опыта дал название синхронистического. 1216 Также для этой цели могут быть использованы какие-либо зерна или некоторое количество игральных костей. 1218 Наилучшим образом представлена у Роберта Флудда (1574–1637) в De Arte Geomantica. См. также Thorndikë A History of Magic and Experimental Science. 1929, II, 110. 1219 Другими однозначно определенными фактами могли бы быть убийство или самоубийство. Подобный материал можно найти у Г. фон Клокера (Astrologie als Erfahrungswissenschaft, 1927, p. 232 ff и 260 ff) Статистические данные, в которых, к сожалению, отсутствует сопоставление со средними обычными показателями и которые поэтому не применимы для наших целей. Напротив, Поль Фламбар (Preuves et Bases del " Astrologie Scientifique, 1912, p 79 ff) графически представил статистику об асценденте у духовно выдающихся личностей (123 человека). Можно наблюдать отчетливые скопления в углах воздушного тригона

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Пусть будет доказанным, что был тайный договор Венеции с Малек-Аделем. Что же из этого следует? Только то, что для удовлетворения желания султана и для выполнения договора с ним было бы вполне достаточным, если бы венецианцы отклонили крестоносцев от похода на Египет. Тогда была бы спасена Византийская империя, разрушение которой и не входило в планы султана и не обусловливалось договором 13 мая 1202 г. Само собою разумеется, что для того, чтобы объяснить, в силу каких побуждений крестоносцы пошли на Константинополь, нужно было направить исследования в другую сторону, то есть показать, для кого было полезно именно такое направление похода, причем вопрос о договоре Венеции с султаном естественно теряет первостепенное значение в истории Четвертого похода. Иннокентий III (1160-1216) — папа римский с 1198 г., один из организаторов четвертого крестового похода. Папство в его правление достигло наивысшей светской и духовной власти. Виллардуэн, маршал Шампани — Жоффруа де Виллардуэн (ок. 1150-1213), сын сира Вилэна ди Виллардуэна, хронист четвертого крестового похода. Маршал Шампани с 1185 г., участник третьего крестового похода и многих крестоносных кампаний. Автор хроники " Завоевание Константинополя " . " Теорией случайностей " концепцию Виллардуэна первым назвал французский историк П. Риан (см. прим. 11). Mas-Latrie J.-M.-J.-L., Comte de. Histoire de l " ile de Chypre sous le regne des princes de la maison de Lusignan. 3 vol. Paris. 1852-1861. Мас-Латри, Жак-Мари-Жозеф-Луи, граф де (1815-1897) — французский историк, специалист по отношениям Европы и Востока в средние века. Энрико Дандоло (1107-1205) — дож Венеции. В 1173 г., будучи посланником в Константинополе, был ослеплен по приказу императора Мануила I, но не совсем потерял зрение и в 1192 г. в возрасте 84 лет был выбран дожем. С помощью крестоносцев заложил основы морского могущества Венеции, был одним из руководителей четвертого крестового похода и участвовал в захвате Константинополя (1204 г.). Вильгельм Тирский — Гийом Тирский (1130-1196), один из лучших историков крестовых походов; родился в Палестине в знатной французской семье, архиепископ Тира с 1174 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Широкую известность в Европе получил трактат Мухаммада аль-Идриси (1100-1165 или 1166) «Развлечение истомленного в странствии по областям», написанный по заказу сицилийского кор. Рожера II (1130-1154); в этом сочинении были обобщены географические познания античных и араб. авторов. Из исторических сочинений наиболее известен трактат аль-Аббара (1199-1260) «Туника, расшитая золотом». В литературе XII-XIII вв. получила распространение народная диалектальная строфическая поэзия - заджаль, с упрощенной ритмической структурой (в этой манере написаны мн. произведения кордовского поэта Ибн Кузмана (ум. в 1160)). К этому времени относится одно из самых известных произведений араб. средневек. художественной прозы - «Повесть о Хайе, сыне Якзана» философа и писателя Ибн Туфайля (Абубацер, ум. в 1185/86). Популярностью пользовалась мистическая суфийская лирика; видными представителями этого направления являлись аш-Шуштари (1203-1269) и Салих ибн Шариф ар-Рунди (1204-1285). Высокого уровня достигла медицина - за пределами И. были широко известны медики Абу Марван Ибн Зухр (Авензогар, ум. в 1162) из Севильи и Ибн Байтар (ум. в 1248) из Малаги, автор соч. «Сборник простых медикаментов» с описанием действия различных лекарственных трав. При альмохадском халифе Якубе аль-Мансуре (1184-1199) в Севилье была построена обсерватория для занятий астрономией (1196). Выдающимся математиком был аль-Ишбили (ум. ок. 1213) из Севильи, продолживший традиции родоначальника сферической тригонометрии египетского ученого аль-Джайяни (989 - ок. 1050). Численность христ. населения, а также характер его расселения в мусульм. И. установить сложно. Известно, что христиане проживали как в крупных городах Андалуса (в Толедо, Кордове, Севилье, Мериде), образуя особые кварталы или свободно расселяясь среди иноверцев, так и в сельской местности. До сер. X в. мосарабы составляли большинство населения мусульм. И. По приблизительным оценкам, в 850 г. на территориях, покоренных арабами, мусульманами являлось ок. 20-30%, в 961 г.- 50% населения.

http://pravenc.ru/text/674995.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010