В праздники Богородичны, в препразднство и попразднство тропарь воскресен 2-жды, на слава и ныне тропарь Богородицы, или препразднству и попразднству. Стихословятся две кафизмы: 2-я и 3-я; а по кафизмам ектеньи малые и седальни октоиха воскресны с Богородичными их. Полиелей, если положен по уставу (см. выше); если же полиелея не положено, то по седальнах 2-й кафизмы поются непорочны (или псалом 118-й), а после них поются тропари воскресни: Ангельский собор, с припевом: Благословен ecu Господи... (Во время полиелея, а когда его нет, то во время пения непорочных, отверзаются царские двери и бывает каждение всего храма). После тропарей воскресных малая ектения, седален или упакой воскресный рядового гласа. Если в воскресенье случится святый с полиелем или бдением, то после полиелея поется величание, и по величании, не певши величания со слава и ныне, поют тропари воскресны: Благословен еси Господи... Ангельский собор; после тропарей – малая ектения, седален или такой воскресный рядового гласа. В празднование святым с полиелем или бдениеи после упакоя поются те седальны святого минеи, которые положены по 1-м и 2-м стихословии кафизм, но которые в свое время заменены были воскресными. Далее: степенны антифоны 64 и прокимен рядового гласа, Евангелие рядовое из 11-ти воскресных утренних. По прочтении, евангелие износится из алтаря на средину храма для лобызания, а певцы поют: слава Тебе, Господи, слава Тебе, и Воскресение Христово видевше... Потом: псалом 50-й, слава – молитвами Апостолов, и ныне – молитвами Богородицы... Помилуй мя Боже... стихира – Воскрес Иисус от гроба... молитва: Спаси, Боже, люди Твоя... Господи помилуй 12-ть, возглас: Милостью и щедротами... и начинается пение канонов. В двунадесятые праздники Господни после Евангелия вместо слава: молитвами Апостолов, и ныне – молитвами Богородицы, поется особый праздничный стих – сперва на слава, потом на и ныне. В праздники Богородичны поется на слава: молитвами Богородицы и на и ныне тоже: молитвами Богородицы. В праздники святым на слава поется: молитвами святого празднуемого, на и ныне – молитвами Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Итак, впервые антидонатистская тематика вступает в действие при толковании 1Ин., когда речь заходит о стихе, который, насколько можно судить, изначально не подразумевал в употреблении первого лица множественного числа никакой полемики с раскольниками или инакомыслящими. В данном случае просто обнаруживается внимательность Августина к самомалейшим деталям толкуемого текста, которые можно использовать в полемических целях. 1.2. Ер. Io. tr. 1, 12 – толкование на 1Ин.2:10 Более явное и более значительное упоминание донатистов содержится в Ер. Io. tr. 1, 12, где комментируется стих 1Ин.2:10 : Qui diligit fratrem suum, in lumine manet, et scandalum in ео non est («Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем преткновения»). Содержание «соблазна», «преткновения» 9 , которое грозит тем, кто не ходит во свете, Августин раскрывает при помощи стиха Пс.120:6 : Per diem sol поп uret te, neque luna per noctem («Днем солнце не обожжет тебя, и луна – ночью»). В контексте антидонатистской полемики такое же аллегорическое толкование этого стиха уже привлекалось Августином (например, в Еп. ps.120 10 ): быть опаленным луной, согласно этому толкованию, значит «соблазняться о Церкви». Вот как используется эта аллегореза в Ер. Io. tr. 1, 12: Кто впадает в соблазн или создает претковение? Кто соблазняется о Христе и о Церкви. Кто соблазняется о Христе, те как бы опаляются солнцем, кто о Церкви, те – луной. Но псалом говорит: «Днем солнце не опалит тебя, и луна ночью» ( Пс.120:6 ), то есть: если ты будешь держаться любви, то не впадешь в соблазн (не преткнешься) ни о Христе, ни о Церкви, ни Христа не оставишь, ни Церкви... А кого опалила Церковь , как луна в ночи? Тех, кто произвел расколы. По слушай такое слово, сказанное апостолом: «Кто немоществует, и не немоществую я? Кто претыкается, и не опаляюсь я?» ( 2Кор.11:29 ). Почему же нет преткновения в том, кто любит брата? Потому что кто любит брата, терпит все ради единства, так как братство (fraterna dilectio) состоит в единстве любви. Обидел тебя кто-то, либо плохой, либо кого ты считаешь плохим, либо кого ты воображаешь плохим – и ты оставляешь стольких добрых людей? Хороша же братская любовь, которую являют нам эти (донатисты. – С.С.). Обвиняют африканских христиан – и порвали со всей вселенной. Разве не было во вселенной святых? И разве можно было вам осудить всех их, не выслушав? Но о если бы вы любили братьев – тогда не было бы в вас преткновения. Слушай, что говорит псалом: «Мир многий любящим закон твой, и нет у них преткновения» ( Пс.118:65 ). Мир многий, как сказано здесь, у тех, кто любит закон Божий, и поэтому нет в них преткновения. Значит те, кто претыкаются, теряют мир. А о ком сказал он, что они не претыкаются и не создают преткновения? О тех, кто любит закон Божий – и стало быть стоят в любви (in caritate positi sunt).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 декабря 2015 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба сщмч. Вениамину, митр. Петроградскому, и иже с ним пострадавшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4305352.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru ). 2 Ср.: Типикон, 1 августа, 3-е «зри»: «Аще же 1-й день августа случится в Неделю»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. Стихира святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...», совпадающая со славником стиховен утрени, может быть исполнена в составе литийных стихир. 3 Возможно пение в стихирах на литии на «Слава, и ныне» стихиры Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи...» (см. на стиховне утрени в Минее). Стихира Павла Аморрейского (из Октоиха), глас 1-й: «Ты Бога человеком соединила еси...», в этом случае поется перед «Слава, и ныне». 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63. 5 Там же. С. 65–67. 6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу...». 7 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86. 9 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. 11 Там же. С. 65–67. 12 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу...». 13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. 14 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир священномученика допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-13/

6 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. 7 Ср.: Минея, 7 января, 1-я Маркова глава. 8 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я; 15 сентября, Маркова глава. 9 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов). 10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 11 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа. 12 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368. 13 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи...». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес..., другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368). 14 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. 15 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко нашего воскресения...». 16 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-22/

„Заповедь есть светильник“, говорим Соломон, Притч. 6:23 ; „откровение слов Господних просвещает“, говорит Псалом 118, стих 130. С этим светом Израилю легко было идти на встречу свету великому, имеющему осветить мир. Но дом Иакова не любил света, потому что дела его были злы ( Ин. 3:19–20 ). Потому то они как народ не только не потекли к горе Божией, но и остались позади общего движения язычников к свету и правде во времена Господа нашего Иисуса Христа, и после Его славного воскресения, когда создавалась всемирная церковь Христианская, ибо „Свет Господень светил язычникам“ и „он распространился до концев земли; суд Господень осветил все народы“ ( Ис. 42:6 и Ис. 2:4 ). Поэтому ревнитель отеческих преданий, которого облистал высший свет Христов, Павел, глубоко тоскуя о том, что Израиль остался позади движения к Господу, видит однако в этом особый промысл Божий и говорит о народе Израильском: „от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность“.... „ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О бездна богатства и премудрости и ведения Божия!“ ( Рим. 11:11,32–33 ). Пророк Исаия не ведает еще исторического будущего, но Дух Божий открывает ему вечные законы милосердия Всевышнего и в настоящем читаемом нами пророчестве Исаия побуждает дом Иакова идти к свету Господню, как позже Апостолы Петр и Иаков и Иоанн и Павел побуждали к тому же своих современников, братьев своих по плоти. Заметим еще по поводу выражения дома Иакова, что оно необычайно важно. Когда Ангел Гавриил предстал пред чистою Девою, избранною Богом быть Матерью воплощенного Бога, и через Него стать Матерью всех нас, молящихся ей, то он именем Всевышнего вещает ей, что Ему, имеющему родиться на земле от плоти и крови Давида подобает царствовать „над домом Иакова и царству Его не будет конца“ ( Лк. 1:31–33 ). Но дом Иакова уже будет заключать в себе все народы восходящие на гору Господню: а гора сия-лествица к небу, виденная Иаковом. 6 . Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В делах премудрости и всемогущества Божия то особенно достойно удивления, каким образом вода, стихия жидкая и плавучая и находящаяся выше земли, не потопляет землю, и каким образом земля, занимающая место ниже воды, пребывает сухою. Вот это-то действие творческой силы Божией псалмопевец и выразил словами: собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны, или, как читаем по переводу с греческого: «Господь держит как мех воды моря, заключив бездны в (сокровищницах) скровах», т.е. волнует и утишает их, подобно тому как человек надувает и сжимает мех ( Василий Великий с. 117]), или, как говорит Афанасий Великий , запечатлев бездны, как бы в сокровищницах, в потаенных местах, дабы они не излились и не затопили суши с. 118]. Подобное сему о море и водах его написано в книге Иова: «Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение и поставил запоры и ворота и сказал: доселе дойдешь и не прейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» ( Иов.38:8–11 ). Пс.32:8–9 Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася. Изобразив величие и всемогущество Бога в творении небес и в устроении и утверждении вод морских, псалмопевец призывает всех людей к благоговению и страху Божию: вся земля, т.е. все люди; или, как выражено во второй половине стиха, вси живущий по вселенней, да убоятся Господа, пусть все проникнутся трепетным опасением оскорбить Его величие. Пусть все знают, что все, что ни есть в мире, создано Богом, по Его всемогущему слову и повелению, и все зависит от мановения Того, от Кого получило бытие свое. Той рече – и сбылось; Он повелел – и настало. А потому ничто как повредить нам не может, если Бог не попустит, так и защитить от гнева Его не в силах, если мы лишаемся Его благоволения и милости. Помня все сие, все народы земные должны иметь страх Божий и, под опасением оскорбить святое величие и всемогущество Творца и Промыслителя вселенной, должны прославлять Его усердным исполнением Его заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Виноват, что долго не отвечал. Леность обуяла. А тут пришла охота сработать что-нибудь. Из работ – все точенье – маленький подсвечник тому, кто должен больше всех молиться; солонка кормилице – матушке; свеча неугасимая (скрывающая игольник) и открытый игольник красавицам, которых долг работать без просыпу». Очень часто святитель отправлял книгорезки собственного производства: «Влагаю и две книгорезки (деревянные ножи собственного точения): одну для супруги вашей, а другую для вас. Книги делать трудновато, а книгорезки (точить на токарном станке) очень легко. Вот и собираюсь первое заменить вторым». Время затвора явилось самым плодотворным этапом его деятельности как духовного писателя и богослова. На Выше были написаны известные нравоучительные, истолковательные и переводные творения святителя. Одним из важнейших творений святителя являются труды по изъяснения Слова Божия, которые стали значительным вкладом в русскую библеистику: толкование Посланий апостола Павла, толкования на 33-й, 118-й псалом, толкование Шестопсалмия. В период затвора были подготовлены основные переводные сочинения: «Добротолюбие», «Невидимая брань», «Древние иноческие уставы» и др. За эти труды все духовные академии Русской Православной Церкви и Берлинское братство избрали святителя Феофана своим почетным членом, а Петербургская присвоила ему в 1890 года звание доктора богословия. Кроме научных занятий, святитель в затворе вел обширную переписку. Ежедневно ему приходило от двадцати до сорока писем, на которые он сам писал подробные ответы. Святитель чутко улавливал духовные потребности адресата, обстоятельно разъяснял все вопросы и недоумения. Живо реагировал на события, которые происходили в церковной и общественной жизни, обсуждал вопросы перевода Библии на современный русский язык, события Русско-турецкой войны 1877–1878 годов и др. В последние годы святитель готовился принять схиму и сам сшил схимническое облачение. Но Господь судил иначе. Святитель Феофан почил после Божественной литургии на праздник Богоявления Господня 6/19 января 1894 года.

http://pravoslavie.ru/76612.html

— Все дни этой недели или великие, или чистые. — В народе говорят, что четверг нужно посвятить особой уборке. Это последствия суеверий? — Посвятить четверг уборке не получится людям, которые ходят в храм и молятся. Убраться к Пасхе, конечно, надо, но в другие дни, до четверга. Днем Великой Пятницы происходит еще одно богослужение, во время которого выносят плащаницу . Обычно эта служба начинается в 2–3 часа дня. Читается Евангелие, посвященное Страстям Христовым, составленное из текстов разных евангелистов. Совершается удивительная служба, которая называется «Плач Богородицы». Звучит канон, посвященный тем страданиям, которые испытала Матерь Божия, находясь у креста Господня. Богородица говорит, обращаясь к Своему Сыну: «Почему Ты Сам лег в гроб, а Меня оставил здесь одну?» Вечером в пятницу совершается уже утреня Великой Субботы . Это богослужение начинается в скорбных тонах, а заканчивается крестным ходом с плащаницей вокруг храма. Читаются отрывки из Деяний Апостолов и Евангелия, предваряемые прокимном «Да воскреснет Бог». Уже начинается предвкушение Воскресения Христова. В это время, несмотря на черные облачения священников, зажигается свет в храме, торжественно читается паремия. Священники стоят у плащаницы и совершают как бы погребение Спасителя. Песнопения похожи на те, которые поются при погребении обычного человека. Читается 17-я кафизма, 118-й псалом . Стихи псалма уже перемежаются с новозаветными тропарями, которые посвящены Христу Спасителю. Заканчивается это богослужение крестным ходом у храма, торжественными изречениями, а также пророчеством Иезекииля о том, что было поле, полное костей — и эти кости оживают. Затем поется прокимен: «Воскресни, Господи и Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забудь убогих Твоих до конца». Утром в Великую Субботу служится уже вечерня, которая включает в свой состав литургию. Читается паремия с ветхозаветным пророчеством воскресения Христова, и перед чтением Евангелия звучат песнопения. В это время в алтаре священники меняют свои одежды с черных на белые. Это символизирует то, что Господь, сошедый Своим духом в ад, победил диавола.

http://pravmir.ru/xristos-na-krest-a-my-...

Гораздо больший интерес представляет сравнение толкований на псалмы старца Амвросия с экзегезой его современника, епископа Палладия. Преподобный и епископ полагали в основу богословского творчество творения святых отцов 23 . Книга русского экзегета могла быть для старца дополнительным источником. Поскольку комментарии на псалмы епископа Палладия охватывают библейскую книгу практически полностью, есть возможность сравнить их со всеми толкованиями оптинского старца. В большинстве случаев подобное сравнение влечёт за собой вывод о независимости преподобного Амвросия от творения епископа. В самом деле, касательно отдельных стихов 118-го псалма – 66-го, 96-го, 165-го, на которые старец предлагает подробные поучения в отеческом духе, епископ Палладий ограничивается лишь краткими замечаниями, содержащим ссылки на святых отцов или сравнения с еврейским текстом 24 . 69-й псалом, о важности которого писал преподобный 25 , оставлен учёным практически без внимания. В толковании на ( Пс. 24:8, 10 ) преподобный Амвросий далёк от епископа. Оптинский старец составил прекрасное поучение на праздничный прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори» ( Пс. 113:11 ) 26 . Владыка Палладий предлагает только русский перевод данного стиха 27 . Интересное наблюдение можно сделать, сопоставив толкования старца и учёного богослова на стихи псалмопевца: «Господи Боже мой на тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя. Да не когда похитит яко лев душу мою, не сушу избавляющу, ниже спасающу» ( Пс. 7:2–3 ). Епископ Палладий приводит слова святителя Иоанна Златоуста : «Некоторые, принимая эти слова в переносном смысле, говорят, что лев и гонящие означают диавола и злых духов» 28 . Преподобный Амвросий, в свою очередь, ссылается 29 на святителя Василия Великого , который, ранее святителя Иоанна Златоуста указывал на подобный переносный смысл 30 . Возможно, святитель Иоанн имел ввиду толкование великого каппадокийца. Таким образом, оптинский старец ссылается на более ранний источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Даниил 10 апреля 2015, 20:01 Видимо рано я согласился со статьёй, забираю свои слова обратно. Автор утверждает, что называющие себя уранополитами считают себя уже заживо святыми, и пренебрегают заповедями Божиими о почитании властей и родителей. Уранополит утверждает главенство Божественных законов над земными, примат любви к небесному Отцу и Его небесному Царству над всеми естественными и греховными стремлениями человека. (Из определения со страницы Даниила Сысоева). Автор утверждает, что считать своим отечеством небо прежде всего небо могут только аскеты и подвижники (что-то в духе, если ты уранополит, тогда иди в горы " Приведём две цитаты св. Отцов: " Что суть Христиане в мире сем. Истинные Христиане в мире сем живут так, как путники, странники и пришельцы, и в всегда к небесному Отечеству верою и душевными очами взирают, и тое достигнуть тщаться... " (свт. Тихон Задонский. Наставление о собственных всякого христианина должностях) " Пришлец я есть на земле — эту мысль всякий должен носить в сердце своём; не имею здесь пребывающего града, но грядущего взыскую; отечество моё не здесь: тут я случайно, на время, странник... " (свт. Феофан Затворник Псалом Давида 118, толкование беседовательное) Обращаю ваше внимание на то, что цитаты подобраны святых, которые писали труды больше для мирян, и данные труды обращены ко всякому христианину Владимир 10 апреля 2015, 06:17 Очень хорошая статья,я бы наверное добавил сравнение любовь к родине (отчизне не даром такое название) как любовь к родителям вспомните как по библи мы должны относиться к родителям так же и к родине должны. Конечно есть страшные моменты когда сородники могут встать против бога и тогда нужно отринуться от них как сказанно в Евангелие но не переставать их любить и молиться о них. Так же и с родиной. Любовь к родине так же не должна быть показной и пафосной как и любая другая любовь,она открывается в поступках. ps прошу прощения за мою костноязычность. Владислав 10 апреля 2015, 03:18 Андрею и всем, кто переживал, что ничего нет от святых отцов:

http://pravoslavie.ru/78343.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010