Поздравляю всех читателей «Русской народной линии» с наступающим Новым 2023 годом и, прежде всего, с грядущим Рождеством Христовым. Божией помощи всем нам в наступающем нелёгком 2023 году, чтобы справиться со всеми испытаниями. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 2. Консолидация нужна всегда... Нет? В наступающем году необходима консолидация общества вокруг Церкви и власти. Похоже, это верно... Но простите... А реальная " консолидация ВСЕГО общества " без единства в ежедневной ОБЩЕНАРОДНОЙ МОЛИТВЕ принципиально возможна? Я вот о чем... Всенародная молитва Грузии Чада Грузинской Церкви молятся семь раз в течение суток, через каждые три часа, и только ночью делают более долгий перерыв – с полуночи до шести утра, то есть шесть часов. Всенародная молитва Грузии По благословению и святыми молитвами Патриарха-католикоса всея Грузии Илии II в стране возродилась древняя и спасительная грузинская молитвенная традиция. Духовенство и миряне исполняют молитвенное правило согласно строке 118 псалма, где сказано: Всяк день семикратно восхвалял я Тебя ( Молитва совершается в 6, 9, 12, 15, 18, 21 и 24 часа. По благословению Патриарха те, кто в шесть утра не может проснуться или в полночь уже спит, имеет возможность прочитать молитвы, положенные на эти часы, в другое время. В положенные часы совершаются короткие молитвы по установленному порядку. Обязательно в них присутствует «Отче наш», а остальные молитвы варьируются. Чин следующий: 6 утра – молитвы начинаются с Трисвятого по Отче наш, затем 22 псалом и тропарь Кресту Христову; 9 утра – Отче наш, 50 псалом и Богородице Дево, радуйся!; Полдень – Отче наш, 90 псалом и Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице!; 15 часов – Отче наш, 142 псалом и тропарь святой Нине; 18 часов – Отче наш, 69 псалом и тропарь святому Георгию Победоносцу; 21 час – Отче наш, 127 псалом и тропарь святому Николаю Чудотворцу; Полночь – Отче наш, 133 псалом и молитва Со святыми упокой.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/28/na...

«Правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина» ( Пс.118:142 ). Тот, кто по­винуется человеческим законам, даже и в настоящей жизни не дож­дется такой чести, а исполняющий заповеди Божии имеет наградой за труды жизнь вечную. И притом законы человеческие не все содер­жат в себе правду, закон же Божий блистает истиною. Поэтому справедливо сказал пророк: «Правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина». Итак, правда Божия и закон – истина на век. Поэтому и иудеям говорил блаженный Павел: «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, не покорились праведности Божией» ( Римл.10:3 ). «Скорби и нужды постигли мен я, заповеди Твои – утешение мое» ( Пс.118:143 ). Явление – неизбежное для делателей добродетели. Это напо­минает сказанное Павлом: «кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» ( Римл.8:35, 36 ; ср. Пс.43:23 ). Таковы подвиги святых, таковы их победы. «Заповеди Твои – утешение мое». Изучение их поддерживает мое мужество, и я мужественно переношу скорби. «Откровения Твои... – правда во век: вразуми меня и жив буду» ( Пс.118:144 ), то есть, чрез них мы приобретаем вечные блага. «Вразуми меня и жив буду». Просвещаемый Тобою, я буду наслаждаться вечною жизнью. «Я воззвал всем сердцем моим: услышь мен я, Господи! Оправдания Твои взыщу " ( Пс.118:145 ). Опять воззванием называет душевное настроение, поэтому и прибавил: «всем сердцем моим». Так и Мои­сей взывал молча, но в ответ на его тайную молитву Господь сказал: «что ты вопиешь ко Мне?» ( Исх.14:15 ). Прибавление же слов: «всем сердцем» – показывает, что разумеется душевное усердие, а не крик испускаемый устами. В таком роде говорил и божественный Павел: «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф.5:19 ). «Я воззвал к Тебе: спаси меня! И со храню откровения Твои» ( Пс.118:146 ). От Тебя получая спасение, я буду хранителем Твоих законов. Так, соблю­дающие откровения Божии во всяком случае получают от Него спа­сение. »Предварял я в безвремен ии и взывал, (ибо) на слова Твои уповал» ( Пс.118:147 ). Пророк, будучи царем, отягощаемый бесчисленными заботами, а сверх того – предпринимавши походы и войны, не только днем возносил молитвы Богу, но и среди ночи, не дожидаясь пения петухов: так любил он своего Создателя – Бога, так усердно просил помощи свыше. Пророк не имел определенного времени для хвалы и благодарения Богу, но и днем и ночью (это именно обозначает – «в безвремен ии») де­лал это, научая и нас всегда иметь Бога в памяти своей. Вспоми­нать о Боге нужно чаще, чем делать дыхание, как говорил Григо­рий Богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В 1874 году в журнале «Домашняя беседа» начало печататься упомянутое выше «Толкование на 118 псалом» епископа Феофана, вышедшее в 1877 году отдельной книгой. Уже после кончины святителя Феофана среди его бумаг были найдены подготовительные материалы к истолкованию 1-го, 2-го, 51-го псалмов. Наконец, в личных письмах к окормляемым по их просьбам святитель объяснял отдельные стихи некоторых псалмов. И в других сочинениях святителя – прежде всего, духовно-нравственных – нередко встречаются ссылки на стихи псалмов с назидательным комментарием. Толкования святителя Феофана на Псалмы Первый изъясненный святителем Феофаном псалом – 33-й – был выбран, как объяснил сам толкователь, ввиду важного места, занимаемого в церковном богослужении. Этот псалом читается на всенощном бдении при окончании вечерни, а также при окончании Литургии как напутственное наставление христианам, исходящим из храма в свой круг жизни, как программа поведения на целый день и на целую жизнь. Святитель Феофан сразу отметил цель публикуемого комментария: это толкование не научное, а духовно-назидательное: «Предлагаемые заметки вызваны желанием не столько дать ученое толкование псалма, сколько представить опыт, как обращать столь употребительные в церкви Давидовы песни, извлекая из них уроки для упорядочения своих мыслей и доброго настроения сердца и всей жизни» 9 . Эту цель святитель преследовал и при составлении комментариев на другие псалмы. Однако это не означало, что святитель пренебрегал историческими или филологическими исследованиями. Он собирал и сравнивал все версии, связующие псалом с конкретными ветхозаветными событиями (преследование Саулом Давида), обращался к филологическому анализу каждого слова и целых фраз, разбирался с особенностями структуры. Но все эти сведения имели для святителя Феофана ценность постольку, поскольку могли помочь в уразумении внутреннего содержания псалма и – что являлось самым главным – его употреблению и приложению к духовно-нравственной жизни. Святитель Феофан указывает на особенность 33-го псалма, заметную только в еврейском подлиннике: псалом расположен по акростиху еврейского алфавита.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Итак, когда непорочно наше сердце, как не тогда, когда мы возрождены водою и Духом и чисты душою и телом, и по благодати святого крещения живем по оправданиям Божиим, чтобы не постыдиться в тот час, когда праведники восстанут в честь свою и славу, а грешники в стыд вечный? Да даже и в этой жизни постыдно христианину назы­ваться блудником, или обидчиком, или клеветником, или клятвопре­ступником, или братоненавистником, или пьяницей, или сплетником, или лжецом, или чем-либо подобным. «Истаевает душа моя (ожидая) спасения Твоего; на слова Твои я уповал» ( Пс.118:81 ). Когда человек сильно желает чего-нибудь, но в желаемом терпит лишение, то он как бы исчезает, изнемогает. Так, ожидающие возвращения кого-нибудь отсутствующего из ближних, с напряжением ожидая и обманываясь в своем ожидании, как бы тают от тоски; то же бывает с тем, кто терпит сильную жажду и не имеет воды для ее утоления; так и угнетаемые какими-либо несчастьями и ожидающие божественной по­мощи приходят в изнеможение, когда видят ее замедление. Спасе­нием для человеческого рода является снисхождение к нам Единого от Святой Троицы. Так как в другом псалме пророк говорит: «яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даруй нам» ( Пс.84:8 ), то значит и сам он молился о том, чтобы это ожи­даемое спасение совершилось скорее. «Истаевают очи мои (ожидая) спасения Твоего: когда... утешишь меня?» ( Пс.118:82 ) Словом называется и боже­ственное обещание, и боговдохновенное Писание. Значит, изнемогает не только тот, кто ждет исполнения божественного обещания и избав­ления от постигших бедствий, но и тот, кто живет божественными словами и желает вполне усвоить себе их и это усвоение считает для себя утешением и радостью. Но к этому он только стремится, ожидаемое же им утешение дано в евангельском слове, когда Сам Спаситель утешил нас, явившись на земле и сказав: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ); «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:30 ). «Ибо я стал как мех на морозе; (но) оправданий Твоих не забыл» ( Пс.118:83 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

2 Ср.: Типикон, 8 сентября, 2-я Маркова глава; 15 сентября, Маркова глава; 21 ноября, 2-я Маркова глава; 7 августа, 4-е «зри»; 16 августа; Минея общая, «Изъявление вкратце...»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую...». 4 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 5 Согласно Марковой главе Типикона под 5 августа, при совпадении предпразднства Преображения Господня с Неделей, рядовые чтения понедельника, на который выпадает в этом случае сам день праздника, читаются накануне – под зачало с рядовыми чтениями воскресенья (см.: Типикон, 14 августа, «зри»; 5 августа, Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 354). На основании указаний Типикона под 14 августа («зри»), можно считать допустимым чтение в совпавший с предпразднством Успения воскресный день Апостола и Евангелия дня и понедельника (под зачало). Учитывая практическое неудобство переноса рядовых чтений понедельника на предшествующий воскресный день, а также то обстоятельство, что указания Марковой главы Типикона под 5 августа имеют уникальный характер и относятся непосредственно лишь к богослужению предпразднства Преображения, распорядок литургийных чтений в официальном календаре и Богослужебных указаниях на текущий год приводится в соответствии с устоявшейся традицией, согласно которой рядовые чтения понедельника из-за совпадения с бденным праздником переносятся, по обычаю, на вторник. Целесообразность перенесения рядовых чтений понедельника (15 августа) на вторник (16 августа) подтверждается также их логической взаимосвязью и содержанием. 6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую...». 7 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-27/

В этом святитель видит смысл: азы духовной жизни, «без знания и исполнения которых никто не может жить благочестиво и спокойно» 10 , должны быть затвержены не менее твердо, чем словесный алфавит. На толковании этого псалма святитель Феофан выстраивает учение о молитве, которое в том или ином ракурсе передавал своим духовным детям. Милость, которую всегда получают взыскующие Бога, побуждает постоянно пребывать в благодарении Его. От сего благодарения мысль переходит к созерцанию всех совершенств Божиих и бесконечного Его величия и возрождает хваление и прославление (ст. 2–4) 11 . Во всех сложных и скорбных состояниях Господь не оставляет уповающих на Него всем сердцем, приступающих к Нему, взывающих в молитве (ст. 5–11) 12 . Для «благонадежного прибегания к Богу» следует удерживать и возгревать в своем сердце убежденность в Его благости и безусловное упование. Но они не могут держаться в сердце, если в основание не положен спасительный страх Божий. Особое внимание святитель обращает на «практику страха Божия» – систему нравственных предписаний, которую необходимо освоить каждому: удерживай язык от зла, уста – от лести; удаляйся от зла; твори добро; устрой и храни мир (ст. 14–15) 13 . Самым значительным, несомненно, является толкование святителя Феофана на 118-й псалом, который занимает особое место во всей Псалтири – не только по своему объему (176 стихов, целая кафизма при церковном чтении), но и по охвату основных моментов и проблем духовной жизни. Эта многогранность 118-го псалма определила и его использование в литургической практике: он читается в православной традиции на каждой повседневной полунощнице, на субботней утрени, в том числе Великой субботы, входит в состав погребальной и заупокойной служб. Предваряя само толкование кратким введением, святитель Феофан обращает внимание на известную особенность этого псалма: как и 33-й псалом, он построен по акростиху еврейского алфавита. В этом псалме святитель Феофан усматривает большее значение для «алфавитного» построения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Надо понимать, что наши энергии – это не просто некая умственная идея (некая мысль). Это реальные действия, союз ума, тела и души, действующих сообща. Направленные к истине, они разделяют эту истину и соучаствуют в ней. Наше «да» Богу и Его действиям звучит в гармонии с «да» всего творения, стенающего в муках. Воистину муки творения (ср. Рим. 8, 22) – это его собственное стремление к окончательному человеческому «да», обращенному к Богу. Святитель Григорий Нисский сказал: «Человек – это музыкальная композиция, прекрасно написанный гимн великому делу сотворения». В самом деле, он смотрит на пение, воздаяние хвалы, как на путь единения с Богом. Григорий сравнивает все первоначальное творение с хором и танцем, когда все взирали на единого Хормейстера, приводящего в гармонию всю свою песнь. Грех же внес дисгармонию, и люди выпали из этого хора. Только через Иисуса Христа и через испытания очистительных невзгод человеческие личности восстанавливаются для участия в этом хоре и танце. Эти «очистительные невзгоды» для меня есть подходящее описание первоначальных противоречий, которые возникают при восприятии Божественного Промысла. Святой Патриарх Иосиф пережил невыносимые трудности: предательство братьев, изгнание, рабство, ложные обвинения. Но в конечном итоге, в речи, обращенной к его братьям, после того как его жизнь послужила для спасения Египта и его семьи, он говорит: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50, 20). В этом самом исповедании веры заключена тайна и парадокс самой Пасхи. Ведь все наше существование – это Пасха Господня, вписанная в нашу жизнь, мир и все вокруг нас. В Писании сказано, что Сам Христос и его ученики воспели псалом, выйдя из горницы по пути в Гефсиманский сад. Он представляет собой песнь Христа Отцу, гимн Его Пасхи. Возможно, это был Псалом 118, последний из пасхальных псалмов. Несомненно, творение пело с Ним: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Да скажет ныне дом Израилев: Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 118, 1, 1).

http://pravoslavie.ru/140927.html

Древним является служение бдений, знакомым благом для всех святых. Ведь Исаия пророк вопиет к Богу: «От ночи бодрствует к Тебе дух мой, Боже, зане свет повеления Твои на земле» (Ис. 26: 9). Давид, освященный царским и пророческим помазанием, так поет: «Господи Боже, возможность спасения моего, во дни воззвал я и в ночи пред Тобою» (Пс. 87: 2). Он же говорит: «Помянул я в ночи имя Твое, Господи, и сохранил я закон Твой» (Пс. 118: 55). Но, возможно, лежа на своей постели, он воспевал это, поскольку некоторые ленивцы считают достаточным, если кто-либо молится на постели своей или, скорее, бормочет псалом. Впрочем, и это – благо: спасительно есть всегда и везде вспоминать о Боге. Но еще лучше – присутствовать стоящим под Божественным взором. Восприими же и иное изречение того же пророка, которое являет и место, и время, и обычай молящегося: «В ночах возденьте руки ваши во святое и благословите Господа» (Пс. 133: 2). И чтобы ты не думал, что здесь названы только вечерние часы ночи, то пророк выходит навстречу и говорит: «В полуночи я восстал исповедаться о судьбах правды Твоей» (Пс. 118: 62). Ты имеешь и определенное время восстания, и очевидную заботу, как исповедаться Богу. 5. До сих пор, когда я обсуждаю намерение святых, то навстречу выходит нечто большее и утомительное, и считается оно превыше состояния человеческой природы, когда я слышу того же пророка, поющего: «Если и взойду на постель ложа моего, если дам сон очам моим, и зрачкам моим дремание, и покой векам моим, пока не найду место Господу, святилище Богу Иакова». Кто же столь застынет в любви к Богу и в преданности духа, чтобы полностью отвергнуть сон, без которого человеческие тела увядают, пока царь и пророк не найдет место для храма Господнего, имеющего создатися? Каковое дело должно нас твердо уверить, если мы сами хотим быть местом Господа и обиталищем Его, а также желаем оказаться Его вечным храмом, как удостоверяет Павел, говоря: «Вы есте храм Бога живаго» (1 Кор. 3: 16). Насколько возможем, возлюбим по примеру святых бдения, чтобы о нас не было сказано, как поется во псалме: «Уснули сном своим и ничего не нашли» (Пс.

http://pravoslavie.ru/107670.html

Ответ: Это традиция древней Восточной Церкви, которую сохраняют и западные христиане. 37-е правило св. Василия Великого обязывает христиан исполнять молитвы в установленные часы. И обоснование этому там дается такое: «В шестой же час признали мы необходимым молиться в подражание святым, говорившим: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» ( Пс. 54:18 ); причем, чтобы избавиться от нападения и беса полуденного, читается и 90 псалом. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими апостолами в книге Деяний, где повествуется, что «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ). А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение или непроизвольно, или даже и тайно, состояло ли оно в словах или в делах или заключалось в самом сердце, – за все должны мы умилостивить Бога молитвою. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: «размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» ( Пс. 4,5 ). Опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний. А что и полунощь нужна нам на молитву, это предали Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога» ( Деян. 16,25 ). И псалмопевец говорит: «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» ( Пс. 118:62 ). И опять надобно вставать на молитву, предваряя утро, чтобы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказанного: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» ( Пс. 118,148 ). И тем, которые решились жить тщательно во славу Бога и Христа Его, не надобно пренебрегать ни одним из сих времен. Полагаю, что разность и разнообразие молитв и псалмопений в установленные часы полезны и по той причине, что единообразием душа нередко приводится в какое-то равнодушие и рассеяние, а переменою и разнообразием псалмопения и чтения в каждый час вожделение ее приобретает новые силы и трезвенность обновляется».

http://azbyka.ru/chaso-slov/faq/

5) Не должно пренебрегать установленные времена молитв, потому что каждое из них особенным образом напоминает о благах, подаваемых от Бога. Так не должно пренебрегать утра, чтобы первыя движения души и ума посвящаемы были Богу, чтоб мы ничем другим не озабочивались, пока не возвеселены мыслию о Боге, по написанному: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76, 4), чтоб и тело не приводили в движение для делания, пока не исполним сказаннаго: «заутра услыши глас мой; заутра предстану Ти и узриши мя» (Пс. 5, 3.4). И в третий час должно вставать на молитву, воспоминая дар Духа, данный в третий час Апостолам, чтобы и нам сделаться достойными принятия святыни, и испросить у Духа руководства и учения на пользу, подражая сказавшему: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздажд ми радость спасения Твоего, и Духом владычным утверди мя» (Пс. 50, 12–14). Потом опять приниматься за дела. В шестой же час признали мы необходимым в подражание святым молиться, говоря: «вечер, и заутра, и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой» (Пс. 54, 18), а чтоб избавиться и беса полуденного, читая вместе и девяностый псалом. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими Апостолами в книге Деяний, где повествуется, что «Петр и Иоанн восхождасте во святилище на молитву в час девятый» (Деян. 3, 1). А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам, или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, что, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение, или непроизвольно, или даже тайно, состояло ли оно в словах, или в делах, или заключалось в самом сердце; за все должны мы умилостивить Бога молитвою. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтоб снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: «яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся» (Пс. 4, 5). Но опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний, читая и в этот час девяностый псалом. А что и полночь нужна нам на молитву, это передал Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: «в полунощи же Павел и Сила молящеся, пояху Бога» (16, 25). И Псалмопевец говоря: «в полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды твоея» (Пс. 118, 62). Опять надобно вставать на молитву и предваряя утро, дабы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказавшего: «предваристе очи мои ко утру поучатися словесем твоим» (тамже ст. 144). Тем, которые решились жить тщательно во славу Бога и Христа Его, не надобно пренебрегать ни одного из сих времен 178–180].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010