Псалом 118 В еврейской Библии этот псалом не имеет надписания, в греческой же и Вульгате он, как и все псалмы, начиная с 110, надписывается – " аллилуия». Псалом – алфавитный, причем каждой буквой еврейской азбуки начинается не один стих, как в тех псалмах, которые уже встречались у нас, а строфа в 8 стихов, а потому всех стихов в псалме 176, строф же 22, по числу знаков еврейской азбуки. Псалом можно считать написанным во время Ездры и Неемии, так как указания псалма на нестроения жизни, вроде враждебных отношений к иудеям правительства ( Пс.118:23, 46 ), появление среди самих иудеев отступников ( Пс.118:21, 53, 150 ), равно также многочисленные указания, что праведник боролся и находил защиту и подкрепление только в вере в Господа и следовании Его закону (ст. Пс.118:1–8, 14, 20, 24 и др.) совпадают с положением евреев в эпоху деятельности Ездры и Неемии, когда персидские цари мешали евреям по проискам самарян устроению их гражданской, политической и религиозной жизни, когда евреи за свою верность закону подвергались прямым даже преследованиям, напр., при Артаксерксе 3, его военачальник Вагоз обложил жертвоприношения податью; известный Артаксеркс Лонгиман издал даже повеление по проискам царедворца об истреблении иудеев ( Есф. 3:8–14 ). В это время у евреев было много отступников от веры отцов. Содержание псалма посвящено уяснению высоты содержания закона Божия и выяснению его благодетельного значения для человека. Несмотря на обширность псалма и кажущуюся повторяемость многих мыслей, он, однако, по выражению преосв. Феофана (см. толкование на этот псалом, введение к нему), полон разнообразия или в уяснении свойств закона, или разных его оттенков, так что для углубляющегося в его чтение представляет неистощимый материал для назидания. Указанный труд преосв. автора ознакомит желающего с деталями, оттенками содержания псалма, в его правовоспитательном понимании, мы же здесь остановимся лишь на тех местах, которые за некоторой темнотою нуждаются в выяснении прямого, буквального смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Е.А. Авдеенко Кафизма XVII Псалом 118 (119) отличается от прочих количеством стихов и тем, что «всякий из 176 стихов говорит что-нибудь о законе Божьем, называя его разными именами» (ПсСвОт). Псалом составлен по 22 буквам еврейского алфавита, каждая из которых содержит 8 стихов. Пс.118:78             Да постыдятся (зло-)намеренные, ибо ложью оклеветали меня,                         я размышлял о повелениях Твоих. «Злонамеренные» зед – также: наглые; те, кто грешат не по неведению и не по ошибке ( Пс.19 /18:14). «Оклеветали» – по значению корня: искривили, извратили, накрутили, наковеркали. На праведника восстают те, кто сознательно и искусно пользуются ложью. «Размышлял» – действиям клеветников противопоставлено действие «размышления», «сетования», «беседы» (значения глагола сиах) со своим сердцем ( Пс.77 /76:4,7,13). Спорить с теми, кто лжет на праведника, – абсолютно бессмысленно 551 . О действиях «злонамеренных» говорит следующий стих: Пс.118:85             Выкопали мне (зло-)намеренные ямы,                         что не по Учению Твоему. Судилище над Иисусом происходило вопреки Закону (Учению-Торе), и не по неведению или ошибке, –        Христа засудили противозаконно и злонамеренно. Пс.118:86             Все заповеди Твои – истина;                         ложью – преследовали меня; помоги мне. Противопоставлены Божья «истина» (эмуна) и " ложь» (шекер) человеков 552 . Пс.118:95             Дожидали меня нечестивые, чтобы погубить меня,                         [но] я свидетельствами 553 Твоими проникался 554 . Сила «ждать» (кава) есть праведность как один из трех видов надежды (см. комм. к Пс.25 /24:20). Но и враг с такой же неотступностью «ждет» момента, чтобы праведника убить. Сила «ждать» Божьей правды будет крепче, если знать, как «ждет» нечестивый враг твоей смерти. Пс.118:119             [Как] изгарь Ты упразднил всех нечестивых земли,                         посему я возлюбил все свидетельства Твои. Испытание человека сравнивается в Писании с переплавкой; так происходит отделение чистого от примесей (см. Пс.11 /10:5; Пс.17 /16:3). «Изгарь» (окалина, шлак) – побочный продукт переплавки, от которого нужно тщательно выплавленный металл отчистить ( Притч.25:4 ). Пророк Исаия говорит Израилю:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Толкования на псалмы В этом томе мы объединили толкования святителя Феофана Затворника на Псалмы. Это прежде всего толкования на 118 псалом. Свт. Феофан пишет о нем: «Сто восемнадцатый псалом отличается от других псалмов такими видными особенностями, которых нельзя не заметить с первого же раза. Количество стихов сказывается само собою; у нас один этот псалом составляет целую кафизму. Прочитавший его со вниманием не может не заметить и другой еще особенности — именно той, что всякий из 176 стихов говорит что–нибудь о законе Божием, означая его только разными именами. То и другое может быть еще не так важно, но тому нельзя уже не дивиться, что, — как находят лица, много потрудившиеся в изучении Писания, — в таком количестве стихов все — об одном и том же предмете, нет изречений слабых и нет совершенно тождественных повторений. Есть похожие один на другой стихи, но из них всегда у одного, сравнительно с другим, указывается особая какая–либо черта закона или какой–либо оттенок той же черты. Равным образом, очень простые на вид изречения, когда поближе станешь всматриваться в них, открывают взору ума вход в глубину Божественного законоположения.» Также сюда вошли толкования на первый, второй, пятьдесят первый и тридцать третий псалмы. Псалом 118-й, истолкованный святителем Феофаном Предисловие Сто восемнадцатый псалом отличается от других псалмов такими видными особенностями, которых нельзя не заметить с первого же раза. Количество стихов сказывается само собою; у нас один этот псалом составляет целую кафизму. Прочитавший его со вниманием не может не заметить и другой еще особенности — именно той, что всякий из 176 стихов говорит что–нибудь о законе Божием, означая его только разными именами. То и другое может быть еще не так важно, но тому нельзя уже не дивиться, что, — как находят лица, много потрудившиеся в изучении Писания, — в таком количестве стихов все — об одном и том же предмете, нет изречений слабых и нет совершенно тождественных повторений. Есть похожие один на другой стихи, но из них всегда у одного, сравнительно с другим, указывается особая какая–либо черта закона или какой–либо оттенок той же черты. Равным образом, очень простые на вид изречения, когда поближе станешь всматриваться в них, открывают взору ума вход в глубину Божественного законоположения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Псалом 54 D конец, в песнях, разума Давиду (1) (1) В других списках вместо: Давиду, написано: Асафу. Слова Исихия: Этот псалом изображает человека, испытываемого искушениями. Посему он завещает воспевать с разумением Того, Кто может освободить от оных. Причем ясно предлагается и пророчество о Владычних страданиях. Давид написал и этот псалом во время бегства от Саула и обитания своего в пустыне. По словам Афанасия, своими страданиями он изображает страдания, которые имел претерпеть Христос. Потому то псалом и надписывается: к концу, также в песнях и разумения, что предпосылает слушателя к концу того, что предсказано о Христе, побуждая его петь Христу, принявшему на Себя, как изъясняет Феодорит, таковые страдания, и слушать псалом с разумением, потому что в нем содержится прикровенное и неясное пророчество о Христе. Пс.54:2 .  Внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего. Пс.54:3 .  Вонми ми и услыши мя Во 2-м стихе предыдущего 53-го псалма мы уже сказали, что значит: «внуши и услыши», куда и обратись. Здесь только заметим, что 16-й псалом содержит сии слова в обратном порядке, потому что в нем сначала стоит: «услыши», потом «вонми», и наконец «внуши». Услышь, говорит, Господи, правду мою, внемли молению моему, прими во уши молитву мою, из чего явно, что сии слова между собою не различаются, а означают совершенно одно и то же (1). (1) Слова Исихия: С молящимся о сем Христом будем молиться и мы; будем подражать Ему в том, как рабы владыки, как нищие богатому. Ибо Он, желая показать способ, как должно молиться, говорит: прими во уши и не презри: так как часто выслушав нашу молитву, Бог презирает ее и отвергаете, как излишнюю и недостойную слуха Его. Возскорбех печалию моею (в размышлении моем). Наименование: αδολεσχια принимается собственно за непрестанное беседование. Но пророк часто принимает его и за непрерывное и постоянное размышление, как в следующих словах: и я постоянно размышлял об оправданиях Твоих ( Псал.118:48 ), то есть, непрерывно размышлял о законе Твоем. И здесь теперь подобным образом говорит, что я печален по причине размышления моего; ибо я размышлял, каким бы способом избавиться мне от наветов врагов моих, но пал в скорбь, потому что не нахожу никакого средства к освобождению себя. Речение: αδολεσχια принимается еще и в отношении к напряжению зрения для высматривания чего-либо, как в следующем месте: и вышел Исаак посмотреть в поле около вечера; и воззрев очами своими, увидел идущих верблюдов ( Быт.24:63 ) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «НЕПОРОЧНЫ» [Церковнослав.  ; греч. Αμωμοι], в правосл. богослужении 17-я кафизма Псалтири, состоящая из одного псалма - Пс 118 (в масоретской нумерации - Пс 119). Название происходит от 1-го стиха:         («Блаженны непорочные в пути»; Μακριοι ο μωμοι ν δ). Форма и композиция Пс 118 Этот псалом выделяется среди др. текстов Псалтири большим объемом - в нем 176 стихов. Евр. текст представляет собой алфавитный акростих: в нем 22 строфы (по числу букв евр. алфавита), в каждой строфе по 8 строк-стихов, начинающихся с одной и той же буквы. Стих обычно складывается из 2 полустиший - параллельных по содержанию высказываний, взаимно раскрывающих смысл друг друга (характерный для библейской поэзии прием параллелизма). Основной стихотворный метр - 3+2. Строки и строфы в псалме связаны друг с другом лексически и тематически - через цепочки ключевых слов и мотивов (техника concatenatio). Строфы попарно размещены вместе по принципу тематической связи либо контраста (прием iuxtapositio; как правило, 2 последовательные строфы составляют связанную пару) (подробнее: Nodder. 2005. P. 326-329). Основная тема и содержание Пс 118 Фактически псалом посвящен одной теме - закону (евр.  ). Этот термин в евр. тексте Пс 118 встречается 25 раз (во всей Псалтири употребляется 36 раз). Многозначное понятие «закон» раскрывается в псалме через 8 синонимов:   (слово),   (установление, закон),   (изречение, суждение),   (заповедь),   (постановление, суд),  /  (откровение, предостережение),   (распоряжение, предписание). Несмотря на то что происхождение большинства из этих терминов коренится в правовой традиции, в псалме отсутствуют прямые ссылки на этические или правовые нормы. При этом перечисленные слова грамматически всегда связаны с тетраграммой имени Божия (YHWH). Из этого следует, что в Пс 118 «закон Господа» - нечто существенно большее, чем просто свод правил и законоположений. Лейтмотив всех изречений псалма - хвала Богу за благодатное откровение Его воли.

http://pravenc.ru/text/2565050.html

Собеседование 29 на псалом 118 Статья 2-я Пс.118:73 .  Руки Твои сотворили меня и создали меня: вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. 1. Пророк Давид в своей жизни все испытал – и власть, и царское достоинство, и богатство, и славу, и почести, и удовольствия, и воинскую доблесть; но все это презирая, ценил только то, что дей­ствительно достойно любви и привязанности, почему и говорил: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ). Будем же и мы, братие (это ведь и написано в наставление нам), соблюдать закон и заповеди Божии, почитая все остальное ничтожным. Желая же показать, какой чести удостоен человек (от Бога), псалмопевец говорит далее: «руки Твои сотворили меня и создали меня». Бог все создал и привел из небытия в бытие Своим словом. Так, сотво­рив небо и землю, Он сказал: «да будет свет. И стал свет», а потом: «да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды; да произрастит земля зелень; да будут светила на тверди небесной; да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их» ( Быт.1:3, 6, 11, 14, 20, 24 ). «И создал Господь Бог человека из праха земного» ( Быт.2:7 ). И вот, по внушению божественного Духа, пророк напоминает Творцу об этом проявлении особенной Его любви к человеческой природе. Тогда как все остальное устроено Его словом, о теле человека го­ворится, что Он создал его Сам; не то это значит, что Он действовал будто бы руками, так как Он бестелесен и безвиден: «Бог есть дух» ( Ин.4:24 ), по слову Господа, – но что Он обнару­жил особенное расположение к этому творению, а также то особое отношение, в каком мы, люди, находимся к Нему, как созданные по Его образцу ( Быт.1:26 ), в силу чего человек является единствен­ным из животных, одаренным разумом. Поэтому пророк и про­сит Создателя даровать Своему созданию разумение; с этою целью прибавлены слова: «боящиеся Тебя увидят меня и возвеселя тся, ибо я на слова Твои уповал» ( Пс.118:74 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 91 Благо есть прославлять благость и премудрость Господа вечного: ибо благочестивые благоденствуют в своей долголетней жизни, нечестивые гибнут как трава. 1. Псалом песни в день субботный. Сей псалом есть хвалебная песнь, назначенная для пения во храме в день субботний или в праздник субботы. Значению этого праздника вполне соответствует содержание псалма. Священный бытописатель, заканчивая повествование о сотворении мира и человека, говорит: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый. И совершил Бог к седьмому дню дела свои, который Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.1:31;2:2–3 ). – Посему и псалмопевец прославляет творение Божие и благословляет Бога в своей песни. 2–4. Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь, в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех. – Благо для души праведника, если он исповедует – громко возвещает славу Божию и воспевает имя Божие, т. е. свойства и совершенства, как они проявлены Господом в Его творении и промышлении, и возвещает заутра – при утренней молитве милость, явленную Богом в предшедший день, и – истину Божию, т. е. истинное поклонение Богу во всякую ночь, возвещает все это на псалтири десятоструннем, как самом полнозвучном, или на гуслях в созвучии с песнью – псалмом. Так и еще учил Давид и говорил: «блажен муж, который о законе Господнем размышляет день и ночь», ( Пс.1:2 ), и так именно сам поступал. «Я вспоминал о Тебе, говорит Давид Господу, на постели моей, размышлял о Тебе на утренних стражах ( Пс.62:7 ). – Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» ( Пс.118:55,62 ). 5–7. Яко возвеселил мя еси Господи в творении Твоем, и в делах руку Твоею возрадуюся. Яко возвеличишася дела Твоя Господи: зело углубишася помышления Твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Изъяснение псалма 118-го. «Аллилуия». Божественный Давид много различных перемен имел в жизни, и бегством спасался от врагов, и в бегство обращал врагов, впадал в горести, и потом вел жизнь радостную; проходил путь божественный, и претыкался в шествии, и снова следовал Божественным законам. Поэтому все сие собрал во едино в настоящем псалме, и все молитвы, какия при каждом обстоятельстве приносимы были им Богу, приведя в один стройный состав, предложил людям единое полезное учение, и в сказанном им показывает, как можно преуспевать в деятельной добродетели. Не оставляет же без особеннаго внимания и точности догматов, но к нравственным урокам присоединяет учение и об оных. А потому псалма сего достаточно к тому, чтобы желающих совершенной добродетели усовершить в ней, живущих в разсеянности возбудить к тщанию, воодушевить упадающих в духе, исправить нерадивых, и одним словом, против различных человеческих немощей дать всякаго рода врачество. Пс.118:1 .   Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. «Блажени непорочнии в пути». Пророк ублажает тех, которые неуклонно шествуют путем царским, и следуя внушениям закона, не совращаются ни в правую, ни в левую сторону. Кто же сии блаженные, показывает далее. «Ходящии в законе Господни». Ибо жительствующим сообразно с законами Божиими принадлежит непорочность. А " путем» Пророк именует жизнь, которую все мы проходим от рождения до гроба. Пс.118:2 .   Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. «Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его». Еще объясняя осмнадцатый псалом, сказали мы, чем различаются закон, свидения, оправдания, судьбы, заповеди. Впрочем кратко напомянем сказанное там. Законом Пророк называет закон, данный Богом всяческих чрез божественнаго Моисея; заповедями и повелениями – тот же опять закон, как царственно преподанный и постановленный; оправданиями, как имеющий силу оправдывать исполняющаго оный; судьбами же, как указующий Божественныя определения и достойныя воздаяния живущим законно и противозаконно; и свидениями, как свидетельствующий и показывающий, каким наказаниям подвергнутся преступающие закон. Посему и здесь Пророк ублажает тех, которые непрестанно испытывают свидения Божии; и всем сердцем взыскуют Бога. Но сие возможно не всякому, а только достигшему самаго верха добродетели; ибо таковый не делит ума своего на помышления и о Боге, и о житейских попечениях, но всего себя посвящает Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Сортировать по Исключить новости Кафизма 15 мая, 2012 Кафизма: что это Кафизма — это один из разделов Псалтири. Во время чтения кафизмы на богослужении можно сидеть. При этом изначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели наоборот на следующих за ними седальнах и святоотеческих чтениях. Деление Псалтири на кафизмы Всего в Псалтири существует двадцать кафизм. Они составляют приблизительно одинаковую длину, это очень важно для образования кафизмы, потому что число псалмов в кафизмах может различаться даже при одинаковой длине. Больше всего псалов в 18-ой кафизме — 15 (псалмы 119-133). Кафизма делится на три части. Каждая часть зовется статией (статия от греч. στασεις – глава, подраздел) или славой. Слава может включать в себя как один, так и несколько псалмов. Название «слава» происходит от славословия: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Греки называют кафизмы «стихологии». Чтение кафизм в храме Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы: Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава I 97—100 101—102 107—108 109—111 112—114 115—117 118:1—72 118:73—131 118:132—176 119—123 124—128 129—133 134—136 137—139 140—142 143—144 145—147 148—150 Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы. Читайте также — Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой». В недельном Богослужении кафизмы читаются так: Одна на вечерне. Две на утрени. При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает.

http://pravmir.ru/kafizma/

Псалом 44 Торжественный брак, царя Соломона есть прообраз таинственного союза, Христа с Церковью . 1. В конец, о изменяемых сыном Кореовым, в разум, песнь о Возлюбленнем. Выражение о изменяемых, по переводу с греческого языка (πρ τν λλοιωθησομνων, от λλοιω переменяю, переиначиваю), значит – о том, что должно понимать в ином, т. е. переносном смысле, или иносказательно, разумеется – потому, что содержание псалма есть собственно пророчество, изображаемое под покровом исторического события боговдохновенным писателем (ст. 2). – Как песнь и вместе боговдохновенное учение разума, псалом принадлежит благочестивым левитам, – сыном или потомкам левита Корея, которые были писателями и певцами псалмов при скинии, а потом при храме. – Выражение о Возлюбленнем дает определенное понятие о лице, которое есть главный предмет псалма, как в его историческом значении, так и в иносказательном или пророческом. Прежде всего, наименование Возлюбленный Богом (по-еврейски iedidia) принадлежит сыну Давида Соломону, так назвал его пророк Нафан ( 2Цар.12:25 ); а в высшем и совершеннейшем смысле наименован возлюбленным Иисус Христос, как Сын Божий Единородный, Самим Богом Отцем, при крещении и преображении Его ( Мф.3:17;17:5 ). 2. Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви: язык мой трость книжника скорописца. Сия песнь о Возлюбленном есть боговдохновенное пророчество. Об этом свидетельствует сам псалмопевец, говоря: Сердце мое отрыгнуло слово, т. е. невольно высказало, под неотразимым влиянием внешней силы Духа Божия излилось из сердца моего слово, именно – слово или откровение – пророчество в слове, разумеется, в форме сего псалма. Слово это благо, как по своему происхождению от Духа Божия, так и по предмету, ибо оно есть пророчество о Мессии. Как такое, оно отрадно, оно есть благовестие или Евангелие псалмопевца: глаголю аз, говорит псалмопевец, дела моя цареви, точнее – слова о делах Царя (ср. Пс.118:171–172 ), именно – о будущем благословенном, славном и вечном царствовании Его (ср. – ст. 3–8). Как пророчество о будущем и вечном, это слово могло быть вдохновлено только от Святого Духа; посему псалмопевец говорит: язык мой трость книжника скорописца, разумеется – писатель, коему принадлежит содержание пророчества, есть собственно Дух Святый, а язык псалмопевца есть только орудие того Писателя, как бы трость тростниковая палочка, какой обыкновенно писали в древности на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010