Ср. Гал.5:24. 1154 Букв. «повесил себя на кресте». 1155 Или «в самом себе». 1156 Вар. «этого изобретения (ухищрения) знания». 1157 Или «делает он гладким путь свой». 1158 Или «мыслью своей», «мышлением своим». 1159 Букв. «без тьмы». 1160 Букв. «по большей части». 1161 Букв. «духовную цель». 1162 Т.е. в тварном мире. 1163 Преп. Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице. 1164 Т.е. о конкретных деталях. 1165 Или «отшельники». 1166 Букв. «намерение твое», «цель твоя». 1167 Букв. «направь меня на них с истинной целью (с истинным намерением)». 1168 Ср. Пс.24:4–5. 1169 Или «совершенному знанию Твоему». 1170 Или «вершина (совокупность) пути». 1171 Или «соответствующими цели». 1172 Букв. «различия и пути». 1173 Вар. «начинают путь безмолвия». 1174 Букв. «различий и путей». 1175 Или «начальный этап» (букв. «голова»). 1176 Или «постом». 1177 Букв. «если есть такой человек». 1178 Букв. «в точном сложении слов». 1179 Букв. «преуспеяния сокровенных " . 1180 Букв. «во главе и в начале». 1181 Букв. «вступит он в подвижничество и широту и долготу пути». 1182 Т.е. в Беседе 22–й. 1183 Букв. «чьи цели различных " . 1184 Букв. «трудах подвижничества», «трудах образа жизни». 1185 Букв. «каждый человек среди них». 1186 Букв. «как он видит». 1187 Букв. «становится выше в собеседовании с ним». 1188 Так в Paris syr.298. В Bodleian syr.e.7 «подвижности», «порывистости». 1189 Т.е. против тела. 1190 Или «в душе своей». 1191 Букв. «собеседования со служением своим». 1192 1 Тим.1:9. 1193 Букв. «готовности воли угождать Господу их». 1194 Или «восприятия». 1195 Вар. «ни на кого–либо». 1196 Букв. «которые там используются». 1197 Так в Paris syr.298. В Bodleian syr.e.7 «все также требуется от них». 1198 Букв. «к молитве Ему и службе Господу». 1199 Букв. «ходят». 1200 Букв. «принести жертву движений служения твоего». 1201 Вар. «когда пробуждается " . 1202 Ср. Мал.4:1. 1203 Намек на мессалиан, которые считали ненужными почтительные положения тела при молитве. Подробнее см. в Беседе 14–й. 1204 Вар. «что намереваемся мы совершить?» 1205

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Далее начато: Положим, выше своего века 1148 долж 1149 значат одно, а др 1150 то, в чем его при 1151 о вас собственно самих 1152 Далее начато: Хотелось бы мне со дни этого поклоненья моего унести с собой повсюду 1153 самых дурных, соблазнительных 1154 была причина 1155 Далее начато: Это его успокоит 1156 теперь основалась 1157 не так богат 1158 морская болезнь, от которой доселе я страдал страшно 1159 В подлиннике: дорожний 1160 а потому баловство 1161 Далее начато: попались на столе 1162 ревностнее на своем 1163 лу 1164 хорошо ли оно действительно 1165 благодарю от всего сердца 1166 или же сторону 1167 Впрочем, в следующем году 1168 пр 1169 Далее начато: Раньше 1170 и побывать 1171 Далее было: и помолиться о благополучном возврате в Россию 1172 скажу еще раз, что 1173 и вооружил 1174 тем более, что видишь 1175 живу 1176 Далее начато: Если кто 1177 нежел 1178 и неименье 1179 Чем более 1180 всю величину 1181 Далее начато: Пиши всё 1182 тем я их скоро 1183 не выеду 1184 бывает иногда 1185 то же, должно 1186 силы на дело 1187 фев 1188 затруднений всяких в дороге 1189 всегда почти 1190 не мешает это знать 1191 можешь 1192 Вместе с 1193 тягость издержания 1194 придется дела 1195 не даст мне близкий друг мой 1196 а даже 1197 Далее начато: тогда уже не нужны б 1198 в нынешнем наступающем году 1199 просто в Неаполь 1200 Далее начато: Посылаю 1201 и без 1202 точно уверен 1203 хотел 1204 к чем 1205 Но заговорить 1206 Далее начато: Это просто 1207 хотя при всем том с языком 1208 в то же время Россию 1209 крестьяне помещ 1210 что производит такой-то уезд и что другой 1211 всю высмотреть 1212 хоть, положим, для меня 1213 Далее начато: Замечу тебе еще 1214 из счетов, например, о приходах и расходах, которым счеты присылает мне Лиза. 1215 уже неспокойны, куды бы пристроить 1216 не взять, например, в соображен 1217 ост 1218 и уж этих денег 1219 поле 1220 много 1221 Нужно еще 1222 Далее начато: [Я помню, что] Эта сумма 1223 показывать 1224 горизонт, больший того, который он ожидал 1225

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Далее начато: я бы по 1129 Далее было: на литературе 1130 Далее было: и вызывать на него таким образом 1131 а не 1132 не произносят 1133 и всё поглощает 1134 Далее было: они отчасти точно еще христиане 1135 так сказать, в самое сердце 1136 могу 1137 Далее было: набралось всей пустоты 1138 даже отвергает 1139 что есть еще 1140 Скажу 1141 вы поместили в вашем письме мне по поводу этого безрассудного по вашему мнению дела 1142 вы сражаетесь 1143 Далее начато: действовать 1144 ни самонадеянного слова 1145 говоря в этом 1146 уже покажет 1147 сами же 1148 Не принятое в печати слово. 1149 должно быт 1150 Итак, силою такой любви 1151 останется 1152 может 1153 не может 1154 сами люди 1155 я не отриц 1156 Далее начато: или же ласка 1157 Далее начато: где уже окажется возрожденье его, как поэта 1158 то такие 1159 Далее начато: и 1160 уверенную и твердую работу 1161 до тех 1162 что не довольно удивляться 1163 достойно восхвалить 1165 В подлиннике: самих 1166 В подлиннике: самими 1167 13 1168 Далее начато: Са 1169 хорошо 1170 Далее начато: Это 1171 даже и в самых материальных вещах 1172 В подлиннике: самих 1173 в житии 1174 закрутит слишком нос 1175 воздух Парижа наполня 1176 собственных воздухов 1177 душевного свое 1178 род глядит 1179 а потому, если 1180 скажу вам, что 1181 у того 1182 получившему о том 1183 гд эти 1184 ничего бо 1185 [наполнивших] загромоз 1186 Далее начато: пет 1187 В подлиннике: четыремя 1188 Далее начато: И что всего хуже, мало вижу средств к развлеченью духа 1189 Строчкой ниже зачеркнуто: твой Г. 1190 просто вследствие 1191 также 1192 Далее начато: Но трудней христианину в те минуты 1193 относительно к нему 1194 был бы грешен 1195 писем моих 1196 парижская портьерка 1197 В подлиннике: очутительно 1198 внушит полезно 1199 когда вы полу 1200 не откажусь, что 1201 произвест и пустить в свет как 1202 Далее начато: но милосерд 1203 Нужно было прежде 1204 это насилие 1205 то есть, чтобы 1206 В подлиннике: и даже 1207 заговорить с сво 1208 чувствую хорошо 1209 В подлиннике: Ересалиме 1210

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Иона, архиепископ Новгородский с 1459 г., † 5 ноября 1470 г.— Л. 2 Иона, старец Валаамского монастыря после 1578 г.— Л. 17 Ирина, супруга портного Бориса из города Корелы, поминание рода — Л. 23   Кирилл, митрополит Московский и всея Руси с 1568 г., † 8 февраля 1572 г., поминание рода — Л. 13–13 об. Ксения, княгиня, мать(?) митрополита Климент, архиепископ Новгородский с 1276 г., † 22 мая 1299 г.— Л. 2 Колпачниковы Иван и Леонтий, поминание рода — Л. 18 Константин Всеволодович–Дмитриевич, князь Новгородский в 1205–1208 гг., князь Суздальской земли с 1216 г., † 2 февраля 1318 г.— Л. 2 об.   Лебедев Афанасий, подьячий, поминание рода — Л. 20 об. Левонтий, игумен Коневского монастыря в 1595–1598 гг. – Л. 3 об. Лука Жидята (Жирята), епископ Новгородский с 1035 г., † 15 октября 1059 г.— Л. 2   Макарий, старец, уроженец Поморья, поминание рода — Л. 23 об. Максим Савин, Пятой – см. Савин Максим, Пятой Манковы, жители города Корела, поминание рода — Л. 10 Мартирий (Мантирий) Рушанин, св., архиепископ Новгородский с 1193 г. † 24 августа 1199 г.— Л. 2 Матфей, игумен Коневского монастыря около 1554 г.— Л. 3 об. Мисаил, старец, поминание рода — Л. 20 Митрофан, архиепископ Новгородский с 1201 г., изгнан из Новгорода в 1211 г., вторично управлял епархией с 1219 г., † 3 июля 1223 г.— Л. 2 Михаил Всеволодович, князь Черниговский с 1223 г., князь Новгородский с 1225 г., великий князь Киевский с 1228 г., погиб в Орде в 1246 г. – Л. 2. Михаил Александрович, великий князь Тверской в 1333–1399 гг. — Л. 2 об. Михаил (Михалко) Юрьевич–Георгиевич, князь Суздальской земли с 1174 г., † 20 июня 1176 г.— Л. 2 об. Моисей, св., архиепископ Новгородский с 1326 г., † 25 января 1363 г.— Л. 2 Мунзорин Василий, поминание рода — Л. 19, 19 об., 23 об.   Нелединский Басарга, служилый землевладелец, поминание рода — Л. 11 Никита, епископ Новгородский с 1096 г, † 30 января 1108 г.— Л. 2 Нифонт, епископ Новгородский с 1131 г., † 21 апреля 1156 г.— Л. 2   Опоев Семен, поминание рода — Л. 12   Пимин, игумен Коневского монастыря около 1551 г. — Л. 3 об., 4

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

По новому Синодальному русскому переводу: Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас — ред. 1174 У пер.: имеет — ред. 1175 Деян 8, 9–10. 1176 1 Ин 2, 18. 1177 По новому Синодальному русскому переводу: Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней — ред. 1178 2 Тим 2, 17. — По новому Синодальному русскому переводу: И слово их, как рак, будет распространяться — ред. 1179 По новому Синодальному русскому переводу: И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется — ред. 1180 Песн 8, 7. 1181 Рим 8, 35. 1182 Дан 9, 27. 1183 2 Фес 2, 3–8. 1184 Пс 75, 5. — По новому Синодальному русскому переводу: Ты славен, могущественнее гор хищнических — ред. 1185 Пс 115, 5. По новому Синодальному русскому переводу: Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его — ред. 1186 По новому Синодальному русскому переводу: Горе же беременным и питающим сосцами в те дни — ред. 1187 У пер.: имеющие — ред. 1188 У пер.: имеющего — ред. 1189 У пер.: жесткость — ред. 1190 У пер.: разуметь — ред. 1191 Пс 118, 21. — По новому Синодальному русскому переводу: Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих — ред. 1192 Пс 90, 16. 1193 Пс 21, 17. 1194 Ис 53, 7. 1195 Пс 102, 5. По новому Синодальному русскому переводу: Обновляется, подобно орлу, юность твоя — ред. 1196 В тексте Толкования: Ис 46, ?. Возможно: Ис 46, II: Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего — ред. 1197 По новому Синодальному русскому переводу: И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются — ред. 1198 Ис 30, 26. — По новому Синодальному русскому переводу: Свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней — ред. 1199

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

1164–1166. 1164 или 1170; 1166 или по Палинодии 1170. Феодор: 1161–1163. Иоанн IV – с 1164  г. (по Кнат.л.) до 1166 г. Феодор: 1151–1163. 18)  Константин II: 1167. (Татищев) или 1170 (П алинодия). 1174 (киевский каталог). Упоминаемого в Палинодии вслед за митрополитом Константином II митрополита Гавриила наш автор не считает таковым, потому что о нем не говорят ни летописи, ни иерархические каталоги (стр. 81) 1167–1174. 1107–1174, а по Истории Карамзина упоминается еще в 1185 г. 1167 или 1170; 1174. Иоанн IV: 1164–1166. Константин II c 1167; упом. в 1169 (Лавр.) и 1172 (Ципт). Иоанн IV: 1164–1166. 19)  Никифор – после 1183 (киевский каталог), около 1185 (Палип. и Коссов), 1190 (моск. кат.) или после 1197 (киевская летопись). Следующие затем: у Татищева (т. III, стр. 328) митрополит Иоанн (1198 г.), а у Зах. Копыстенского Евгений не признаны, так как их нет в иерархических каталогах (стр. 31). 1185–1197. ок. 1185; 1196 или 1197. Константин II – с 1167; упом. под 1172. Никифор II – упом. 1182–1107. 20) Гавриил и 21) Дионисий: о них упоминает Копыстенский на основании киево-софийского помянника и московских списов. Константин II: 1167–1177. 20)  Матвей – с 1200 или 1201. 1211 (моск. кат.), 1221 (Палинодия) или 1219 (Татищев). После Матвея Коссов называет митрополитом Никиту, а Селлий Дионисия (с 1217 г.). За неимением их в иерархических каталогах они Евгением не признаются. Ср. Историю российской иерархии, ч. I, изд. 1827 г., стр. 87. 1200, а «по другим» 1208 (?); 1221. Дионисий – сомнительный. 1200, а «по другим» 1201; 1220. 1201; 1211 или 1221, или 1219. Никифор II, упом. с 1182 по 1197. 19) Матвей упом. 1210–1220. 21)  Кирилл I: «когда и где посвящен и когда скончался, о том пишут различно» (стр. 82): Татищев с 1223 («ошибается») по 1233; Новг. лет. упом. под 1230 г., ум. 1233; Пушкинский список – с 1224; Палинодия с 1228; Никон. лет. с 1224 до 1233; Коссов – с 1225; моск. к. – с 1224 по 1229. (Палинодия) и Коссов называют Кирилла россиянином, а московский каталог и Татищев греком). Это одно из самых характерных мест, где Евгений является собирателем, а не критиком исторических сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

И прииде великии князь Владимер в Залешскую землю, и залож град Володимер в свое имя, и церкви постави во имя Пречистыя оуспение святей Богородица, и люди крести, и християнство оустави; и посади сына Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, и повеле грады ставити и святыя церкви, а сам иде в Киев, и преставися в вечноую жизнь (1015), княжив лет 28 по крещении. И убьен бысть Борис и Глеб от Святополка (1015), a прииде из Новагорода Ярослав, и победи Святополка; Святополк же бежав и земья его жива поглоти, и меж лядские земля пропадо и чехов (1019). И сяде в Киеве на великом княженьи Ярослав (1019–1054), и бысть у него сынов 6: Изяслав, Святослав, Всеволод, Володимер, Вячеслав, Игорь. В лето 6665 (1167) великому князя Юрию Мономаховичу родися ему сын Дмитрии на реце Яхроме, и заложи град Дмитров, а сына нарече Всеволода. В лето 6666 (1158) Князь великии Андрей Юрьевич заложи церковь святую Богородицы в Володимере. И потом сяде в Киеве на великом княженьи Всеволод Ярославич, бысть у него два сына: Володимер Мономах, да Ростислав. По сем взя великое княженье Володимер Всеволодович Мономах (1113–1125) и прииде в Залешскую землю и постави град другый Володимер, и осыпа сном, и постави церковь каменну святаго Спаса, да залотые врата, за 50 лет до великыя Богородицы церкви, и ины мнози церкви постави древяны, и посади наместници, и пойде в Киев, а сынов у него было 5: Ярополк, Мстислав, Юрьи Долгорукыи, Андреи, Вячеслав; и, приказа Володимер Мономах княженье Юрьи Долгорукому. Сей же князь велики Юрьи Володимерович приходил в Володимер, и поставил церковь камену во имя святаго мученика Георгия за 30 лет до великия Богородица. И иде в Киев и бысть у него сынов 8. Ростислав, Андреи Боголюбскыи, Святослав, Михалко, Всеволод, Борис, Мстислав, Глеб. И потом приде от Киева Андреи Юрьевич (1157–1174) и сотвори Боголюбныи град и спом осыпа, и постави церкви две камены и ворота камены, и палаты. И были оу него три сыны: Изяслав, Мстислав, Глеб. На 10 лето княженья его заложи (1158) церковь камену пресвятыя Богородица оуспенье сборную в граде Володимере, об едином версе, княжив лет 28 и убьен бысть от Кучков своих бояр (1174).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Это достойное доверия свидетельство было замечено уже более столетия назад, но всерьез никогда не учитывалось, поскольку, с одной стороны, считалось, что Константин II пребывал на кафедре минимум до 1174 г., а с другой, поименованный Михаил русским источникам неизвестен. И все же Ипатьевская летопись содержит сведения, которые могли бы быть отнесены к Михаилу. В рассказе об утверждении на киевском столе Романа Ростиславича сказано, что навстречу въезжавшему в город князю вышли, среди прочих, митрополит и архимандрит Печерского монастыря. Так как митрополит здесь не назван по имени, вообще говоря, можно предположить, что речь идет о Константине II, последнем митрополите, названном по имени выше по ходу изложения, в связи с событиями 1169 г. Однако следует учесть, что летопись представляет собой не однородный текст, а компиляцию, что особенно ярко проявляется в ее хронологической непоследовательности. Так, упомянутый въезд Романа в Киев отнесен к 6682 (1174) г., тогда как в действительности, по вполне достоверным данным, этот князь занял киевский стол еще в начале июля 1171 г. Рассказ позаимствован из летописи Печерского монастыря, доведенной до 1182 г. и частично использованной в Киевской летописи около 1200 г., хотя в данном случае с неверной датировкой: составитель Киевской летописи перепутал год возвращения Романа на киевский стол (1174) с годом его первого вокняжения (1171). С другой стороны, в рассказе печерского автора, современном описанным событиям, ни митрополит, ни архимандрит не названы по имени. Разумеется, вполне возможно, что митрополит Константин II и игумен Поликарп, конфликтовавшие в 1169 г., к тому времени уже примирились или, несмотря на конфликт, выразили готовность возглавить киевское духовенство, приветствовавшее нового князя. Вместе с тем в рассказе есть деталь, позволяющая усомниться, что речь идет именно о Константине II: игумен Печерского монастыря здесь впервые упомянут как носитель почетного звания архимандрита. Как известно, Киево-Печерский монастырь относился к тем монастырям, которые находились под особым покровительством княжеской власти и до известной степени были исключены из юрисдикции митрополитов, пользуясь самоуправлением (ατεξουσα, ατοδεσποτεα).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и араб. традиции. Крупнейшие постройки норманнской Сицилии - базиликальные соборы в Чефалу, Монреале и Палермо. Собор в Чефалу, к востоку от Палермо (1131-1267),- базилика с трансептом и 2 башнями по сторонам портика западного фасада (окончены к 1240), напоминающими раннехристианские базилики Сирии. В этом храме необычно длинные предапсидные пространства, перекрытия центрального нефа и трансепта деревянные. Повышенные стрельчатые арки, имеющие длинные вертикальные участки у пят, формируют средокрестие. Изящество колонн, обилие декора и колористическое богатство сочетаются с простотой и со строгостью композиционного замысла. Близок к этой композиции собор Санта-Мария-Нуова в Монреале, пригороде Палермо (1174 - ок. 1185), в котором перед алтарем выделено 4-столпное средокрестие со стрельчатыми арками. Огромный двор (кон. XII в.) оформлен аркадой, невероятно тонко и причудливо украшенной инкрустацией, резьбой и скульптурой. Венчающие тонкие колонки шапки капителей украшены сценами на библейские сюжеты. Собор Санта-Мария-Ассунта в Палермо (освящен в 1185) также имеет выделенное средокрестие и по 2 башни по сторонам зап. фасада и по сторонам боковых апсид. Его отличительной чертой является контраст необыкновенно вытянутых нефов и очень высокого монументального трансепта. Вост. фасад собора в Монреале. 1174 — ок. 1185 г. Вост. фасад собора в Монреале. 1174 — ок. 1185 г. В Палермо Палатинская капелла (1130-1143) и ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо, или Марторана (1143), являются базиликами с 3 апсидами, с аркадами на колоннах между нефами и с куполом над перекрестием с трансептом. Арки и стены этих храмов украшены мозаиками, над которыми работали визант. мастера, возможно, столичные. Визант. влияние ощущается в вост. части Мартораны, представляющей собой крестово-купольную структуру на 4 колоннах. К этой древнейшей части здания было пристроено с запада базиликальное завершение. Сохранившийся образец подобной квадратной в плане 4-колонной 3-апсидной церкви - Сантиссима-Тринита-ди-Делия близ Кастельветрано, 1-я пол.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Во 2-й пол. 60-х гг. XII в. Е. получил назначение на должность магистра риторов по протекции того же Михаила Анхиала, ставшего ипатом философов. (Ранее считалось, что Е. был магистром риторов незадолго до избрания митрополитом, в 1172-1174, см.: Darrouzès J. Deux lettres de Grégoire Antioch écrites de Bulgarie vers 1173//Bsl. 1962. Vol. 23. P. 276; Eust. Thess. Esp. P. XLVI.) Вскоре после 1170 г. Е. лишился места диакона в ц. Св. Софии, о чем он с сожалением извещал своих корреспондентов, в т. ч. патриарха Михаила Анхиала ( Каждан. 1967. С. 93). Видимо, жалобы Е. не остались без ответа, и он получил сан митрополита Мир Ликийских, однако на кафедру не прибыл, т. к. вскоре под влиянием имп. Мануила I был назначен митрополитом Фессалоники. Долгое время считалось, что Е. стал митрополитом Мир Ликийских в дек. 1174 г., митрополитом Фессалоники - в нач. 1175 г. Однако Каждан доказал, что эти события произошли не ранее 1178/79 г., т. к., согласно хронологическому анализу произведений Е., последний оставался в К-поле до 1179/80 г. и читал эпитафию на смерть имп. Мануила I в сент. 1180 г., едва получив назначение в Фессалонику (Там же. С. 93-100). Т. о., к-польский период жизни и деятельности Е. продолжался до кон. 2-й пол. 70-х гг. XII в. В это время Е. составил комментарии к произведениям античных авторов (Гомера, Пиндара, Дионисия Периегета и др.), выступал с речами, вел обширную переписку, преподавал грамматику, риторику в патриарших и имп. учебных заведениях, давал уроки дома, к-рый стал «истинной обителью муз, второй Академией, Стоей и школой перипатетиков» ( Εθυμου Μαλκη τ σωζμενα. 1937. Σ. 82. 24-83. 3; Μιχαλ Ακομιντου το Χωνιτου τ σωζμενα. 1879. Τ. 1. Σ. 289. 4-8). Среди его учеников были буд. иерархи и ученые Михаил Хониат, Георгий Антиох, дети высокопоставленных особ К-поля. Вероятно, еще до получения места магистра риторов Е. занимал различные преподавательские должности в Патриаршей академии и имп. ун-те в К-поле. Накануне смерти имп. Мануила I Е. резко выступил против желания императора упразднить анафему мусульм. богу, за что чуть не попал в опалу ( Nicet. Chon. Hist. VII 6).

http://pravenc.ru/text/187417.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010