Пресв. Девы Марии в И. вместе с десятиной, а также доход от пожертвований мон-рю. После проведенных изменений монашеская община была преобразована в кафедральный приорат каноников во главе с приором, к-рого назначал епископ. Поскольку епископ являлся настоятелем мон-ря, теоретически приор и братия имели право его избирать, однако на практике большинство епископов назначались королем, а выборы, проведенные в мон-ре, игнорировались. После смерти Гервея (1131) епископская кафедра в И. оставалась вакантной до 1133 г., когда ее занял казначей кор. Генриха I, Ниджел. Он много времени проводил при дворе, а для управления еп-ством назначил клирика Ранульфа Солсберийского, деятельность к-рого вызвала недовольство монахов. В начале правления кор. Стефана (1135-1154) Ранульф был обвинен в организации заговора и бежал из страны. Несмотря на то что еп. Ниджел вернул монахам владения, отнятые Ранульфом, конфликт между епископом и общиной не был исчерпан. Он нашел отражение в «Илийской книге», своеобразной «хронике-картулярии», написанной в И. в неск. приемов между 1131 и 1174 гг. Составитель данного текста подверг суровой критике еп. Ниджела, обвинив его в присвоении прав и владений монахов. В 1164 г. у Ниджела случился удар (воспринятый монахами как кара Божия), от к-рого он так и не оправился вплоть до смерти в 1169 г. В 1189 г. епископом И. стал Вильгельм Лонгшан, канцлер и юстициарий кор. Ричарда I (1189-1199). Однако, потерпев поражение в борьбе за власть, развернувшейся после того, как король отправился в 3-й крестовый поход, Вильгельм Лонгшан был вынужден в 1191 г. покинуть Англию. Впрочем, и вернувшись на родину вместе с кор. Ричардом в 1194 г., он занимался прежде всего адм. и дипломатическими вопросами, не уделяя еп-ству И. серьезного внимания. В 1198 г., когда в мон-ре не было ни епископа, ни приора, монахам позволили самим выбрать настоятеля (привилегия монахов И. избирать приора была подтверждена в 1229 буллой папы Григория IX ). В XIII в., в периоды, когда епископская кафедра оказывалась вакантной, все имущество мон-ря отходило королю.

http://pravenc.ru/text/389245.html

Аврамий мир. 24 сент. 1158. Иоанн многострадальный 18 июля 1160. Аркадий епископ новгород. 18 сент. 1162. Эразм печерский 24 февр. 1164. В. к. Ростислав Михаил 14 мар. 1167. Евфросиния кн. полоцкая 23 мая 1173. Вел. князь Андрей богол. 29 июня 1174. Князь Глеб Андреевич 20 июня 1175. Афанасий печерский 2 дек. 1176. Герасим вологодский 4 мар. 1178. Кн. Мстислав новгород. 18 июня 1180. Поликарп арх. печерский 24 июля 1182. Кирилл епископ туров. 28 апр. 1183. Иоанн архиеп. новгород. 7 сент. 1185. Никита столпник переясл. 24 мая 1186. Илия муромец 18 дек. 1188. Анастасий диак. 22 янв. 1190. Тит печерский 27 февр. 1190. Варлаам хут. 6 нояб. 1192. Григорий арх. новгород. 4 фев. 1193. Лаврентий затвор. еписк. 29 янв. 1194. Арефа затвор. печерский 24 окт. 1195. Мартирий арх. новгород. 4 февр. 1199. Печерские подвижники Сильвестр 2 янв. Макарий 19 янв. Савва 24 апр. Онуфрий 21 июня Феофан 11 окт. Анатолий 21 окт. Нектарий 29 нояб. 13 век Досифей игумен 28 авг. 1218. Аврамий смоленский 21 авг. 1220. Антоний дымский 17 янв. 1224. Симон епископ владим. 10 мая 1226. Кн. Петр и Феврония мур. 25 июня 1228. Кн. Феодор новгородский 5 июня 1233. Акиндин игумен 28 авг. 1235. Антоний арх. новгородский 4 февр. 1238. Кн. Георгий мученик 4 мар. 1238. Кн. Василько ростовский – 1238. Меркурий мученик смолен. 24 нояб. 1238. Симеон еписк. переяслав. 28 авг. 1239. Лукиан священномученик 28 авг. 1239. Константин кос. 29 июля 1240 Меркурий еписк. смоленский 21 сент. 1241. Евпраксия кн. псковская 16 окт. 1243. Кн. Михаил чернигов. 20 сент. 1244. Ксенофонт робейский 28 июня 1245. Кн. Василий ярославский 3 июля 1249. Евфросиния суздальская 25 сент. 1250. Кн. Константин яросл. 3 июля 1257. Кн. Александр невский 23 нояб. 1263. Кн. Роман рязанский 19 июля 1270. Серапион еписк. владим. 12 июля 1275. Киприан устюжский 29 сент. 1276. Кн. Харитина 5 окт. 1281. Кн. Роман углич. 3 февр. 1285. Прокопий устюжский 8 июля 1285. Игнатий еписк. ростовский 28 мая 1288. Симеон еписк. тверской 3 февр. 1289. Петр царевич 29 июня 1290.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Др. Житие К. (BHL, N 4646) написано цистерцианцем Джоселином из Фернесса по указанию Джоселина, еп. Глазго (1174/75-1199), сохранилось в 2 рукописях XII-XIII вв. (Dublin. Marsh " s Library. MS Z 4.5.5. Fol. 7-62v; Lond. Brit. Lib. Cotton. Vitellius C. VIII. Fol. 148-195; изд.: Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. 159-242) (о еп. Джоселине см.: Ibid. P. 305-312; Shead. 2003; Broun. 2007; о Джоселине из Фернесса см.: McFadden G. The «Life of Waldef» and Its Author, Jocelin of Furness//Innes Review. 1955. Vol. 6. N 1. P. 5-13; Birkett. 2010. P. 3-16). Пространное Житие изобилует риторическими отступлениями, параллелями из Свящ. Писания и историческими экскурсами. Сокращенная версия Жития, составленная в XIV в. Иоанном из Тайнмута, включена Дж. Капгрейвом в сб. «Новая легенда Англии» (BHL, N 4648). Нотированный оффиций К. с 9 чтениями содержится в Спроустонском бревиарии (Edinburgh. National Library of Scotland. Adv. Ms. 18. 2. 13B, кон. XIII в.; см.: Holmes S. M. Catalogue of Liturgical Books and Fragments in Scotland before 1560//Innes Review. 2011. Vol. 62. N 2. P. 145), без нотации - в бревиарии, хранящемся в б-ке Эдинбургского ун-та (Edinburgh. Univ. Library. Special Coll. Ms. 27; нач. XIV в.). Оффиций составлен предположительно в XIII в. на основе 2 более ранних служб святому (BHL, N 4647; изд.: Lives of S. Ninian and S. Kentigern. 1874. P. XCIV-C; Vespers, Matins and Lauds for St. Kentigern. 2011). В Абердинский бревиарий, созданный по указанию Уильяма Элфинстона, еп. Абердина (1483-1514), включены оффиции К. (BHL, N 4649; Breviarium Aberdonense. L., 1854. Vol. 2: Pars hyemalis. Fol. 27v - 30), его матери св. Танеу (Ibid. Vol. 1: Pars aestiva. Fol. 34v - 36) и ученику св. Конвалу (Ibid. Fol. 117-117v; см.: Holmes S. M. Catalogue of Liturgical Books//Innes Review. 2011. Vol. 62. N 2. P. 174-177). Сведения о К. сохранились и в др. шотл. средневек. источниках, прежде всего в «Хронике шотландского народа» Иоанна Фордунского (XIV в.) ( Johannis de Fordun Chronica gentis Scotorum/Ed. W. F. Skene. Edinb., 1871. T. 1. P. 94, 115; см. также: Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. CI-CII). Житие

http://pravenc.ru/text/1684197.html

Иосиф Иасит получил от имп. Алексея I хрисовул о ежегодной выдаче мон-рю 300 модиев пшеницы с Крита и 24 номисм. Имп. Иоанн II увеличил объем пшеницы до 500 модиев (1119), а Мануил I (вскоре после 1143) - до 700 модиев и добавил еще 24 номисмы. В 1176 г. вместо пшеницы было решено выплачивать мон-рю 2 литры золота ( Βρανοση. Σββας. 1966. Σ. 221). И. Б. м., свободный и независимый, находившийся под покровительством императора и патриарха, получил статус ставропигиального ранее 1132 г. (в этом году статус монастыря был подтвержден К-польским патриархом Иоанном IX Агапитом) ( Ν. Ο. Τ πατριαρχικ, μοναστηριακ κα διωτικ γγραφα. 1988. Σ. 337), по всей видимости еще при К-польском патриархе Николае III Грамматике (1084-1111) (BMFD. P. 566). Ставропигия И. Б. м. подтверждалась и позднее, в связи с тем что епископы Лероса, Икарии и Коса неоднократно пытались подчинить себе монастырь ( Miklosich, M ü ller. 1890. P. 115, 203). Гробница прп. Христодула в аркосолии придла прп. Христодула кафоликона мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе Гробница прп. Христодула в аркосолии придла прп. Христодула кафоликона мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе Из числа насельников И. Б. м. вышли неск. архиереев (напр., Иоанн, митр. Родосский, автор 1-го Жития прп. Христодула), среди них - патриархи Афанасий I Антиохийский (1157-1171) и свт. Леонтий II Иерусалимский, уроженец Тивериополя (ныне Струмица, Республика Македония) (кафигумен с 1157/58, патриарх в 1174/75-1184/85; † ок. 1190). Завещания кафигуменов И. Б. м. Саввы (ранее 1118), Феоктиста (1157/58) и Германа (1272) содержат важные исторические сведения. В кон. XII в. в И. Б. м. подвизалось ок. 150 монахов ( Αντπας (Νικηταρς), καθηγομενος. 2007. Σ. 18). Освобождение монастырских кораблей от уплаты пошлины способствовало развитию торговли. Известно, что в 1195 г. мон-рь владел кораблями вместимостью 1,5 тыс. морских модиев, а в 1199 г.- 2 тыс. модиев. Эти суда могли беспошлинно торговать во всех гаванях Византийской империи и 1 раз в год в К-поле.

http://pravenc.ru/text/471591.html

Крепость Калатрава-ла-Вьеха. IX в. Крепость Калатрава-ла-Вьеха. IX в. Период до кон. XII в. характеризовался постепенным ростом владений ордена: в 1174 г. К. отошла крепость Сорита-де-лос-Канес; в 1179 г. кор. Альфонсо II Арагонский передал ордену замок Альканьис, тем самым положив начало арагонской ветви ордена; в 1183 г. под управление К. были переданы имения близ Абенохара и Агудо. Однако после поражения от мусульман христ. армии кор. Альфонсо VIII в битве при Аларкосе (1195) крепость Калатрава была захвачена альмохадами. Орденская резиденция была перенесена в Сируэлос, а с 1198 г.- в крепость Сальватьерра (до 1212 орден назывался по этому замку). В 1212 г. рыцари ордена приняли участие в крестовом походе, организованном после захвата в 1211 г. Сальватьерры мусульманами. В результате победы в сражении при Лас-Навас-де-Толоса после взятия Баэсы и Убеды под власть христиан были возвращены основные земли, принадлежавшие ордену (замок Сальватьерра оставался в руках мусульман до 1226). Однако крепость Калатрава потеряла ключевое значение, новой резиденцией ордена стал замок Калатрава-ла-Нуэва (Нов. Калатрава), в 1213-1217 гг. выстроенный на месте крепости Дуэньяс. Калатрава-ла-Вьеха (Ст. Калатрава) оставалась центром орденских владений (энкомьенды) в Леоне и Кастилии. После поражения при Аларкосе (1195) и переноса центра ордена в Сируэлос, а затем в Сальватьерру арагонские рыцари К. избрали нового магистра - Гарсию Лопеса де Мовента, несмотря на то что прежний, Нуньо Перес де Киньонес, продолжал исполнять свои обязанности. Резиденцией нового магистра стал замок Альканьис. Этот раскол в ордене усугубился после смерти Гарсии Лопеса де Мовента и избрания магистром в Сальватьерре Мартина Мартинеса (1199). Только в 1206 г. магистры смогли прийти к соглашению, по к-рому арагонский магистр отказывался от своего титула взамен признания его (и всех его наследников) главным командором и местоблюстителем магистра ордена в Арагоне. 1-я пол. XIII в. стала эпохой расцвета ордена. Магистр К. получил от кастильского кор. Фернандо III Святого право визитации рыцарского ордена Алькантара и Авишского ордена . В 1221 г. в состав К. вошла община рыцарей ордена Монфрагуэ. Рыцари К. принимали участие в Реконкисте, что способствовало закреплению ордена в Андалусии (к владениям ордена были присоединены крепости Мартос, Поркуна, Виборас, Алькаудете). После упразднения ордена тамплиеров в 1312 г. в юрисдикцию магистра К. перешли орден Монтеса и орден Христа. В XIV в. рыцари К. воевали против мусульм. правителей из берберской династии Маринидов (в частности, участвовали в битве при р. Саладо (Рио-Саладо) в 1340, после к-рой Маринидам пришлось оставить Пиренейский п-ов). В этот период орден К. приобрел владения в Хаэне (Лопера, Химена, Архона), Кордове (Фуэнте-Обехуна, Бельмес, Вильяфранка-де-Кордова) и Севилье (Осуна).

http://pravenc.ru/text/1319923.html

А новгородци вси бяху за острогомъ, не можаху противу стати, но токмо плакахуся кождо себе свою погыбель видяще, понеже бо суздалци и улици раздлиша на свои городы. Бывшю же часу 6-му, начаша приступати ко городу вси полци рускыя. И спустиша стрлы, яко дождь умноженъ. Тогда же икона Божиимъ промысломъ обратися лицемъ на град и вид архиепископъ слезы, текуща от иконы, и приять въ фелонъ 836 свой. И великое, страшное чюдо! Како се можеше быти от суха древа? Не суть бо слезы, но являеть знамение своея милости: симъ бо образомъ молится святая Богородица сыну своему и Богу нашему за град нашь – не дати в поругание супротивнымь. Тогда Господь Богъ нашь умилосердися на град нашь молитвами святыя Богородица: пусти гнвъ свой на вся полкы рускыя, и покры ихъ тма, яко же бысть при Моиси, егда бо проведе Богъ сквоз Чермьное море жиды, а фараона погрузи. Тако и на сихъ нападе трепетъ и ужасть, и ослпоша вси, и начаша ся бити межи собою. Се же новгородци видвше, изыдоша на поле, ови избша, а прочихъ живы изымаша. Оттол отъятся слава суздальская и честь, Новгородъ же избавленъ бысть молитвами святыя Богородица. Святый же архиепископъ Иванъ створи празникъ светелъ, начаша праздновати всимь Новымьгородомъ вси мужи новгородци, жены и дти Честному Знамению святыи Богородица. Богу же нашему. 826 Романъ Мьстиславличъ, внукъ Изяславль – сын киевского князя Мстислава Изяславича, внук великого князя киевского Изяслава Мстиславича, с 1168 по 1170 г. князь новгородский, с 1170 по 1205 г. князь владимиро-волынский, a c 1199 г. и галицкий. 827 ...двиняни... – жители Двинской земли, по реке Северной Двине, входившей в состав владений Новгорода. 828 ...вдашася князю Андрю Сусьдаскому... – Андрей Юрьевич Боголюбский, князь владимиро-суздальский с 1157 по 1174 г. 831 ...святому архиепископу Ивану... – Иоанн, в миру – Илья, сначала был священником церкви Власия на Волосовой улице в Новгороде, в 1164 г. был избран новгородским епископом. Β 1167 г. в Новгороде была установлена архиепископия, и Иоанн стал первым новгородским архиепископом; умер в 1186 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. 1. Стб. 356; Т. 2. Стб. 552). Некий митр. упомянут среди присутствовавших на Константинопольском Соборе 24 марта 1171 г. Это, как и некоторые другие соображения, дает основание полагать, что после митр. Константина II и до Никифора II следует поместить предстоятельство в Киеве митр. Михаила II, в летописях, однако, не упоминаемого: митрополит, встречавший в Киеве в 1174 г. (надо, вероятно,— в 1171 г.) кн. Романа Ростиславича, не назван по имени (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 568) (Поппэ А. Митрополиты Киевские. С. 199–200); см. также коммент. По январь 1198 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 707). Неясно, почему А. Поппэ приписывает Никифору II рукоположение Новгородского архиеп. Митрофана 3 июля 1201 г. (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. С. 45) (Поппэ А. Митрополиты Киевские. С. 201). Избранный на кафедру вскоре после 26 августа 1199 г., Митрофан был «посажен» новгородцами «донележе будеть от митрополита позвание» (Новгородская первая летопись. С. 44). «Позвание» случилось только через два года, и это показывает, что в конце лета 1199 г. митрополичий стол, скорее всего, пустовал. Следовательно, прибытие митр. Матфея на Русь с большой вероятностью можно отнести к 1200 г. Правильнее: 1236 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 270). На недавно обнаруженной печати Ростовского еп. Леонта, современника первого Новгородского архиеп. Ильи (Иоанна), он титулуется также архиепископом: Янин В. Л. Моливдовул Ростовского архиепископа Леонтия//Вспомогательные исторические дисциплины. 1994. Т. 25. С. 5–18. Правильнее: 1184 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 391; Бережков Н. Г. Хронология. С. 82). Речь идет, надо думать, о монастыре св. Петра в Ростове, так как Пахомий был духовником Константина Всеволодовича, тогда еще князя ростовского (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). Правильнее: 1214 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). Говоря о «князьях литовско-новгородских», автор имеет в виду, разумеется, не Новгород Великий, а Новогородок Литовский (Новогрудок) в верховьях Немана, который уже в сер. XIII в., когда он появляется на страницах летописей (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 816), выступает как находящийся в сфере влияния Литвы. Приводимая митр. Макарием генеалогия и хронология литовских князей Новогрудка — позднейшего происхождения и не заслуживает доверия. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

1170 Поход войск св. блгв. кн. Андрея Боголюбского на Новгород («битва новгородцев с суздальцами») 1160-е гг. Обретение мощей Ростовских святителей Леонтия и Исаии 1176–1212 Владимиро-суздальский кн. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1160-е гг. Попытка св. блгв. кн. Андрея Боголюбского создать самостоятельную митрополию во Владимире на Клязьме отвергнута Константинопольским патриархом Лукою Хрисовергом 1176–1194 Киевский кн. Святослав Всеволодович (с небольшим перерывом) 1174 Мученическая смерть св. блгв. кн. Андрея Боголюбского 1181–1194 Совместное управление («дуумвират») Киевской землей Святославом Всеволодовичем и Рюриком Ростиславичем после 1185 г. Создание «Слова о полку Игореве» 1186 Восстановление Болгарского царства со столицей в Тырнове 1199 /1200 Завершение в Киевском Выдубицком монастыре работы над Киевской летописью 1195–1201,1205–1210 Киевский кн. Рюрик Ростиславич (с перерывами) ок. 1200 г. Учреждение Рязанской епископии путем отделения от епископии Черниговской 1205 Гибель кн. Романа Мстиславича во время похода на Польшу и распад Галицко-Волынского княжества ок. 1200 г. Паломничество Добрыни Ядрейковича (будущего Новгородского архиепископа свт. Антония) к святыням Цареграда 1212–1237 Владимиро-суздальский кн. Юрий Всеволодович ок.1214 г. Учреждение Владимиро-Суздальской епископии путем отделения от епископии Ростовской 1214–1223 Киевский кн. Мстислав Романович Старый 1214–1218 Попытка венгерского королевича Кальмана закрепиться в захваченном Галиче ок. 1219 г. Учреждение Перемышльской епископии путем отделения от епископии Владимиро-Волынской 2070 1223 Поражение русско-половецкого войска монголе-татарами на р. Калке 1220-е гг. Создание Патерика Киево-Печерского монастыря трудами Владимиро-Суздальского епископа Симона и печерского монаха Поликарпа 1223–1238 Киевский кн. Владимир Рюрикович 1233 Изгнание из Киева доминиканских проповедников киевским кн. Владимиром Рюриковичем 1237–1238 Опустошение монголо-татарами Рязанской и Владимиро-Суздальской земель, разорение Рязани, Коломны, Москвы, Владимира, Суздаля, Переяславля Залесского, Торжка и др. городов

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1172 Савва 1858, 186; Горский, Невоструев 1859, 288–307 155); Покровский 1916, 126; Щепкина и др. 1965. 153, Грибов 2002, 106–107. 1174 Савва 1858, 188; Горский, Невоструев 1859, 193–205 141); Покровский 1916, 129; Щепкина и др. 1965, 194. 1178 «Дв книги Иоанна описателя Лствицы, писаны в десть», «Книга Лствица писмяная в полдестъ в доскахь», «Книга Лственникъ въ десть», «Книга Иоанна Лствичника въ десть», две «книги Лствицы въ полъдесть», «Книга Лствичникъ съ толкованиемъ въ полъдесть на харать», «Книга Лствичникъ въ десть на харатъ», «Книга третья Иоанна Лствичника въ десть», «Книга Предзрние Святые Лствицы въ полъдесть», «Книга Лствичнйкь с толкованиемъ въ десть», «Книга Иоанна Лствичника въ полъдесть» – Беляев 1852, 11, 121, 122, 125, 126, 128, 129, 130, 132. 1183 Савва 1858, 218; Срезневский 1876, 50–110; Смирнов 1917, 296; Щепкина и др. 1965, 140; Протасьева 1973, 39–40, Грибов, Юхименко 2002, 100. 1185 Среди присланных книг значилась и «Книга Патерикъ Скитцкий въ десть» – Беляев 1852, 10, 118, 128, 130. 1191 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 306–314 387); Покровский 1916, 111, 124–125; Щепкина и др. 1965, 206–207. 1193 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 276 383); Покровский 1916, 124–125; Щепкина и др. 1965, 199. 1199 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 259 380); Покровский 1916, 124–125; Щепкина и др. 1965, 152. 1200 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 288–302 385); Покровский 1916, 129; Щепкина и др. 1965, 214. 1205 Флоринский 1880; Барсов 1883; Змеев 1896; Груздев 1974, 343; Колесов 1990; Коткова 1991, 173–195; Соболева 1990, 75–83; Панич 1992, 17–28. 1209 Демин 1978, 22; Лаврентьев 1989, 164–178; Лаврентьев 1993, 283. После того, как в 1674 г. библиотека Воскресенского монастыря была перевезена в Москву, книги, собранные патриархом Никоном по русской и всемирной истории, привлекли внимание прежде всего патриарха Иоакима. В описи домовой казны патриарха Иоакима 1677 г. (РГАДА, ф. 396, оп. 2, л. 1171) на л. 212 числится книга «летописная в десть в переплёте, писана скорописью с прописными красными словами, а на ней по листам с начала подписано на 19 листе: Лета 7169-го сию книгу положил в дом святого живоносного Воскресения Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нового Иеросалима смиренный Никон, Божиею милостию патриарх и проч.» – Володихин 1993, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1-й том). В кон. XVII в. подчинение Ирландии англ. короне и введение дискриминационных законов против католиков привели к маргинализации, а затем к исчезновению традиц. лит-ры. Сочинений Ж. л. в Шотландии сохранилось крайне мало. Наиболее древним центром агиографического творчества на территории совр. Шотландии был ирл. мон-рь Иона. Известен краткий рассказ прп. Беды Достопочтенного в «Церковной истории народа англов» о свт. Ниниане, легендарном просветителе пиктов, а также англосакс. поэма о чудесах Ниниана (VIII в.). Между X и XII вв. было составлено Житие св. Сервана, в к-ром заметно влияние ирл. саг. К XII в. относится краткий рассказ на ирл. языке о прп. Дростане, основателе мон-ря Дир, в «Книге из Дира». Др. сохранившиеся тексты, посвященные древним святым, созданы в эпоху англо-франц. влияния. Среди трудов св. Алреда, аббата мон-ря Риво в совр. графстве Норт-Йоркшир (1147-1167), есть Житие свт. Ниниана, в основе к-рого лежит несохранившийся источник, вероятно англосакс. происхождения. По заказу Джоселина, еп. Глазго (1174-1199), цистерцианский мон. Джоселин из Фернесса († после 1214) составил Житие св. Кентигерна, к-рое стало одним из аргументов в юрисдикционных спорах между шотл. прелатами и архиепископом Йоркским. Джоселин составил также Житие св. Вальтеофа († 1159), аббата мон-ря Мелроз на англо-шотл. пограничье. Шотл. Ж. л. XII в. отличалась высокопарным и усложненным языком, она находилась под влиянием псевдоисторических «реконструкций» (ср. творчество Гальфрида Монмутского в Уэльсе). Житие св. кор. Маргариты († 1093), составленное Турготом (Тюрго), архиеп. Сент-Андруса (1107-1115), близко к франц. традиции. Из Ж. л. на англо-шотл. языке (скотс) сохранилась поэма о жизни и чудесах свт. Ниниана (Sanct Niniane, XIV-XV вв.). Утерянные ныне агиографические памятники были использованы в сочинениях позднесредневек. шотл. авторов, в т. ч. в «Хронике шотландского народа» (завершена ок. 1360) пресв. Иоанна Фордунского (Джона Фордуна), «История шотландского народа» (1527) Гектора Боэция (Бойса) и др.

http://pravenc.ru/text/182317.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010