13. Священноисповедник Николай, Митрополит Алма-Атинский (Могилевский; +1955, память 12/25 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). В 1919-1920 гг. был Епископом Стародубским, викарием Черниговской Епархии. Город Стародуб в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 14. Священномученик протоиерей Александр (Левицкий; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 15. Священномученик протоиерей Митрофан (Корницкий; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 16. Священномученик протоиерей Варлаам (Попов; +1937, память 25 ноября/8 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 17. Священномученик иерей Стефан (Грачев; +1938, память 25 января/7 февраля и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 18.Священномученик иерей Алексий (Тютюнов; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 19. Священномученик иерей Иоанн (Никольский; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 20. Священномученик иерей Корнилий (Удилович; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 21. Священномученик протодиакон Серафим (Василенко; +1937, память 30 сентября/13 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Благоверные князья: 22. Благоверный князь Давид Черниговский (+1123, память в Соборе Всех Святых, в земли Российской просиявших). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 23. Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский Чудотворец, в Ближних пещерах (+1143, память 14/27 октября и в Соборах Волынских, Печерских, Печерских в Ближних пещерах почивающих и Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 24. Благоверный великий князь Игорь Черниговский и Киевский, страстотерпец (+1147, память 19 сентября/2 октября, 5/18 июня ив Соборе Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества.

http://pravicon.com/info-1882

преподобных отцев Печерских Антония, (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября), Феодосия (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 3 сентября), Моисея Угрин а (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля), Нестора Летописца (+ 1113-1116, память 27 октября), князя и инока Николы Святоши , Черниговского, Печерского (+ 1143, память 14 октября)  и всех отцев Киево-Печерских; преподобных Иова (1551–1659, память 28 августа/10 сентября, 28 октября/10 ноября и 6/19 мая) и Амфилохия (1897–1971, память 29 апреля/12 мая), чудотворцев Почаевских, схимонаха Досифея Китаевского , схим. (+ 1777, память 25 сентября/8 октября), преподобного Серафима Саровского, преподобной Александры Дивеевской (+ 1789, память 13/26 июня), преподобного иеросхимонаха Парфения Киевопечерского (1790–1855, память 17/30 марта) святых новомучеников и исповедников: священномученика Владимира , митрополита Киевского (1848–1918, память 25 января/7февраля), Константина , митрополита Киевского ( Дьякова , 1871–1937), Александра , архиепископа Харьковского (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня), Прокопия, архиепископа Херсонского (Титова, 1877–1937), и с ним иерея Иоанна Скадовского (+ 1937, 10/23 ноября), Анатолия, митрополита Одесского (Грисюка, 1880–1938, память 10/23 января), Онуфрия , архиепископа Курского и Обоянского (Гагалюка, 1885–1938, память 19 мая/1 июня), Макария , епископа Днепропетровского (Кармазина, 1875–1937, память 20 ноября/3 декабря), Василия, епископа Прилукского (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля), Иоасафа, епископа Могилевского (Жевахова, 1874–1937, память 22 ноября/5 декабря), Дамаскина, епископа Глуховского (Цедрика, 1877–1937, память 2/15 сентября), Аркадия, епископа Бежецкого (Остальского, 1889–1937, память 16/29 декабря ), Порфирия, епископа Симферопольского и Крымского (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/2 декабря), Сергия, архиепископа Мелитопольского (Зверева, 1872–1937, память 1/14 ноября), святителей исповедников Луки , архиепископа Симферопольского и Крымского , и Афанасия, епископа Ковровского ,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

1 . Св. НИКИТА, Епископ Новгородский, преставился в 1107 году (а по Следованной Псалтири – в 1101 году, но неправильно), Января 31. Св. мощи его обретены в 1558 году, Апреля 30, и почивают открыто в Новгородском Софийском соборе в приделе Св. Богоотец Иоакима и Анны. Церковь память его совершает Января 31, а в Новгороде – и 30 Апреля. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Января 31. 2 . Св. КИРИЛЛ, Епископ Туровский, преставился в 1120 году, Апреля 28. Смотри Пролог и Четь Минею, Апреля 28. 3 . Св. ВСЕВОЛОД Мстиславич, Князь Новгородский и Псковский, во св. крещении ГАВРИИЛ, преставился в 1138 году, Февраля 11. Св. мощи его обретены в XIV веке и почивают в Псковской Троицкой соборной церкви. Церковь память его совершает Февраля 11. Смотри Месяцеслов, Пролог и Четь Минею, Февраля 11. 4 . Пр. ПИМЕН Многоболезненный, Печерский, преставился в 1139 году, Августа 7. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Августа 7. 5 . Пр. НИКОЛА Святоша, Князь Черниговский, преставился в 1143 году, Октября 14. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Память Октября 14. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 14. 6 . Св. ИГОРЬ Ольгович, Князь Киевский, преставился страдальчески в 1147 году, Июня 5. Св. мощи его почивают в Чернигове в церкви Всемилостивого Спаса в Епископии, в тереме красном. Смотри Пролог и Четь Минею, Июня 5. 7 . Пр. АНТОНИЙ Римлянин, преставился в 1147 году, Августа 3. Св. мощи его обретены в 1497 году, Июля 1, и почивают в обители его в соборной церкви, открыто на правой стороне. Церковь память его совершает Августа 3, а в Новгороде, кроме того, Января 17 и после 29 Июня в первую пятницу. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Августа 3. 8 . Пр. ИСААКИЙ, затворник Печерский, преставился в XII веке, Февраля 14. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею Февраля 14, и Пролог Апреля 27. 9 . Св. НИФОНТ, Епископ Новгородский, преставился в Киеве в 1156 году, Апреля 8. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский, Пролог и Четь Минею, Апреля 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1143 году, после 36–летнего пребывания в Печерской обители, преподобный скончался 14 октября. На погребение его собрался весь Киев, многие проливали слезы над ним, а особенно оплакивали кончину его братья Владимир и Изяслав. Они просили игумена прислать крест, который носил на себе св. Николай, и много дали золота в обитель на память о нем. Вскоре по смерти преподобного Николая сильно заболел князь Изяслав. Игумен прислал ему власяницу преподобного; великий князь надел ее на себя и немедленно получил облегчение от болезни. Изяслав после этого не переставал носить власяницу, выходил в ней на войну — и оставался цел. После преподобного Николая, по завещанию, в монастыре осталось много книг. Мощи его почивают в Антониевых (Ближних пещерах). Преподобному Николаю есть особая служба. Блж. Симон, окончив свою повесть, говорит иноку Поликарпу нужное и для других: «Ты что подобное сделал? Богатство ли оставил? Но у тебя не было его. Славу ли? Но ты не владел ею. Ты в бедности перешел к известности и счастью. Подумай об этом князе. Подобного ему никто из князей не сделал; никто из них волею не пошел в иночество: истинно он выше всех русских князей…» Косма, Яхромский чудотворец, преподобный Преподобный Косма Яхромской, когда был отроком, служил у одного боярина и во время продолжительной болезни своего господина утешал его чтением книг. Как–то, переезжая из города в город, они остановились на реке Яхроме, в 40 верстах от Владимира, и больной уснул. Внезапно Косма увидел яркий свет и услышал голос, повелевавший быть ему иноком и устроить монастырь. Свет исходил от иконы Пресвятой Богородицы, явившейся на дереве. Его больной господин тогда же получил от иконы исцеление, а Косма с чудотворной иконой отравился в Киев в Печерскую лавру, где ему показали подлинное изображение чудотворной иконы (Успения Божией Матери, так как Яхромская икона изображает Успение Богоматери). В Печерском монастыре он был пострижен и возрос для самостоятельных духовных подвигов. По тайному внушению Божию преподобный Косма взял с собой чудотворную икону и удалился на берег Яхромы в то место, где обрел этот образ, и при пособии добрых христиан построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором поставил Яхромскую икону. К преподобному стала собираться братия, и образовался монастырь. Преподобный Косма был избран игуменом. Слава об иноческих подвигах святого доходила в те времена даже до великого князя. Преподобный Косма скончался в глубокой старости 18 февраля 1492 г. и был погребен в основанной им обители. Память ему совершается 18 февраля/2 марта и 14/27 октября, в день празднования Божией Матери ради Ее иконы Яхромской. Октябрь 15 Лука, епископ Новогородский, святитель — преставление

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

было 14 октября 1143 года. Мощи преп. Николы Святоши нетленно почивают в пещере преподобного Антония. Память святого священномученика Сильвана в Палестине, около которого находилась рудокопня. в 311 г. Память его совершается еще 4-го мая. В рудокопнях он сделался епископом, почему в прологах называется еще епископом Кесарийским. Житие преподобного отца нашего Евфимия Нового небольшая гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией. Название получила от Галатов — воинственных племен Галльского или Кельтского происхождения. — Анкира был один из замечательных городов Галатии. гора в Малой Азии, на границе между Фригией и Вифинией. Иоанникий Великий подвизался на горе Олимпе в половине IX века. Прославился даром пророчества, предсказав окончание иконоборства и свою смерть. Память его 4 ноября. (от греч. — «кинос» общий, и «виос» — жизнь) — называются общежительные монастыри в которых братия не только стол, но и одежду и т. п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а с своей стороны весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря. великую схиму. «Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» (Пс. 48:13). его 1-го сентября. так как непосвященным не позволено брать Христовы Тайны своими руками, то святой Евфимий принял диаконское рукоположение, чтобы ему можно было самому приобщаться в пустыне Запасными Дарами. его празднуется Церковью 9 ноября. — Грецию. Евфимий Великий подвизался в V веке; память его 20 января.— В отличие от Евфимия Великого, преподобный Евфимий Солунский называется «Новым». преп. Евфимий Новый и называется Солунским или Фессалоникийским, — хотя отечество его было селение Опсо, находившееся в далеком расстоянии от Солуни; город Солунь пользовался покровительством и заступничеством преп. Евфимия, как при жизни его, так и по кончине, и в нем совершалось много чудес от св. мощей преподобного. Житие и страдание преподобномученика Лукиана, пресвитера антиохийского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

78 Указ Святейшего Синода от 18 июня 1909 г., предписывавший Советам духовных академий ряд мер по улучшению организационной, учебной и воспитательной деятельности (см.: Журналы заседаний Совета МДА за 1909 г. Сергиев Посад, 1910. С. 219–230). 81 Жузе Пантелеимон Крестович (1870–1942) – араб по происхождению, присланный из Сирии в Россию для получения богословского образования; окончил три курса в МДА (1895), выпускник КазДА (1896); практикант при кафедре арабского языка и истории и обличения магометанства. 82 Спасский Иван Иванович – выпускник КазДА (1886); деятель ИППО, после революции остался в Палестине, в 1926 г. перебрался в Америку. 83 Сердобольский Николай Александрович (1856 – после 1918), протоиерей – выпускник Казанской ДС (1878) и КазДА (1881; XXIII курс; вышел после 3 курса в звании действительного студента). Служил священником в казанском Варваринском храме (1885–1918). Именины 14 октября (27 октября по н. ст.) – память преподобного Николы Святоши, князя Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах (1143 г.). 84 Царевский Алексей Александрович (1855 – после 1925) – выпускник (1878) и профессор КазДА по кафедре русского языка и словесности; доктор богословия (1899). Никольский Николай Васильевич (1878–1961) – выпускник КазДА (1903), преподаватель чувашского языка, истории и этнографии чувашей на миссионерских курсах при академии (чуваш по происхождению). В дальнейшем профессор Казанского университета, Восточного педагогического института, Марийского педагогического института, доктор исторических наук, этнограф. 85 Речь идет о работе Комиссии по составлению нового Устава духовных академий, созданной в Петербурге по указу императора от 3 марта 1909 г. и работавшей, с перерывом на летние каникулы, на протяжении всего 1909 г. В состав комиссии было вызвано по одному представителю от каждой академии, от КазДА – И. С. Бердников . 86 Речь идет о ревизии, проведенной архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) в КДА весной 1908 г. Критический отчет о ревизии, опубликованный преосвященным Антонием, и ответ на него корпорации КДА см.: Антоний [(Храповицкий)],архиеп. Отчет по Высочайше назначенное ревизии Киевской духовной академии в марте и апреле 1908 года. Почаев, 1909; Правда о Киевской духовной академии: Вынужденный ответ на изданную архиепископом Волынским Антонием брошюру «Отчет по Высочайше назначенное ревизии Киевской духовной академии в марте и апреле 1908 года». Киев, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

1037.             Освящение храма Георгия великомуч. в Киеве. 26 ноября. 1041.             Моисей Угрин, преп. Печерский. 26 июля. 1071.            Дамиан пресв., преп. Печерский. 5 окт. 1072.            Перенесение мощей князей Бориса и Глеба. 2 мая. 1073.            Антоний, преп. Печерский. 10 июля. 1074.            Феодосий преп., игумен Печерский. 3 мая. 1081.            Собор трех святителей. 30 янв. 1085.            Празднование Киевопечерской иконе Пресв. Богородицы. 3 мая. 1087.            Перенесение мощей Николая, архиеп. Мир Ликийских, в Бари Итал. 9 мая. 1088.            Никон преп., игумен Печерский. 23 марта. 1090.            Исаия, еп. Ростовский. 15 мая. 1091.            Феодор и Василий, препп. Печерские. 11 авг. 1092.             Стефан, еп. Владимирский на Волыни. 27 апр. Григорий, преп., Печерский. 8 янв. 1095.             Агапит, преп. Печер. 1 июня. Ок. 1100.       Евстратий, преп. Печерский, муч. Корсунский. 28 марта. 12 век Аврамий, архимандрит Ростовский. 29 октября. Иноки Печерские: Анастасий преподобномуч. 22 янв. Иарлаом игумен. 19 ноября. Иеремия и Матфей прозорливые. 5 окт. Марк пещерник и Феофил плачливый. 29 дек. Ефрем преп., Новоторжский, чудотворец. 28 янв. 1103.             Прохор, преп. Печерский. 10 февр. 1105.             Ефрем евнух, еп. Переяславский. 28 янв. 1108.             Никита, еп. Новгородский, затворник Печерский. 31 янв. и 14 мая. 1114.             Алипий иконописец, преп. Печерский. 17 авг. 1120.             Кирилл, еп. Туровский. 28 апр. 1138.            Всеволод-Гавриил, князь Псковский. 11 февр. 1139.            Пимен многоболезненный, преп. Печерский. 7 авг. 1143.             Никола святоша, князь Черниговский. 14 окт. 1147.             Игорь блаж., князь Черниговский и Киевский. 5 июня. Антоний Римлянин, преп. Новгородский. 3 авг. 1157.             Нифонт, еп. Новгородский. 8 апр. 1159.             Константин блаж., митрополит Киевский. 5 июня. 1101.             Празднество Спасителю и Богоматери, в память побед Благоверного в. кн. Андрея Боголюбского. 1 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Спустя много лет, во время правления святого царя Феодосия (408–450), святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше, открыл мощи святых мучеников. Святые мощи, прославившиеся многими исцелениями, были торжественно перенесены в Медиоланский собор. Преподобный Никола Святоша (Святослав ) Преподобный Никола Святоша (Святослав) , в Крещении Панкратий, был сыном Черниговского князя Давида Святославича. По воле своих родителей он женился и в 1097 году стал Луцким князем, но вскоре вернулся в Чернигов. Дочь его впоследствии была замужем за святым князем Всеволодом-Гавриилом (†1138; память 11 февраля). Не по душе были миролюбивому князю постоянные споры между русскими князьями, доходившие нередко до пролития крови. Оставив семью, он принял постриг 17 февраля 1106 года в Киево-Печерском монастыре. Святой инок-князь усердно трудился на поварне, был привратником, прислуживал при братской трапезе. Святой Никола любил читать книги. Любовью к послушаниям и безропотностью их исполнения он день снискал себе уважение всей братии. Преподобный Никола, возрастая духовно, с благословения игумена принял на себя тридцатилетний подвиг молчания, чтобы в постоянном делании Иисусовой молитвы устремиться к совершенству. Согласно преданию, преподобный построил на свои средства церковь во имя святителя Николая. Над монастырскими вратами он построил храм во Имя Святой Троицы. Преподобный обладал даром прозорливости и врачевания разных болезней. Он предсказал время кончины своему бывшему врачу Петру. Благоверный князь иногда оставлял келлию и шел в мир со словом любви. Так, в 1142 году преподобный Никола по просьбе князя Всеволода Олеговича (1139–1146) примирил Черниговских князей. 14 октября 1143 года блаженный Никола Святоша отошел в вечную жизнь, к Господу Иисусу Христу. Весь Киев собрался на погребение блаженного старца. Честные останки его были положены в пещере преподобного Антония. 14-й день Преподобная Параскева Сербская Преподобная Параскева Сербская жила в XI веке. Родилась она в Сербии в селении Епиват. Родители святой были людьми благочестивыми, неуклонно исполнявшими все заповеди Божии и известные своими благотворениями и милостынями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

190 Здесь блаженный князь владел многими землями и тем устройвал покой свой, своей семье – жене и детям. 191 Это-то между прочим и было причиною того, что Святоша издревле именуется князем Черниговским, хотя в собственном смысле он ни разу не сидел на столе Черниговском и кроме удела Луцкого никаким другим Княжением никогда не владел, так что вследствие этого, по всей справедливости, ему несравненно приличнее наименование князя Луцкого, чем Черниговского. 192 В 1107 году Святослав Давидович оставил жену и детей и 17 февраля того же года принял пострижение в Киево-печерской Лавре с именем Николая. 193 Долго жил здесь Святоша, питаясь всегда трудами рук своих, несмотря на богатые доходы, получаемые им от имений, которые он употреблял на нищую братию и в особенности на строение храмов. – Так, по преданию, устроен им в Лавре храм Св. Троицы, что над св. вратами, и больничный монастырь Св. Николая, принадлежащий искони печерской обители и существующей доселе. Вместе с сим Св. князь любил также приобретать разные церковный книги, которые потом жертвовал в монастыри и церкви на потребу верующих. За сим в 1142 году еще раз видим Св. князя миротворцем между братьями велик. князя Всеволода и князьями Черниговскими, разорявшими в борьбе за уделы области Черниговскую и Переяславскую. – Великий князь просил Святошу быть посредником между враждующими; блаженный отправился на место борьбы и своими внушениями совершенно примирил князей Черниговских с братьями Всеволода. 194 Это было последнее служение преподобного Николая Церкви и отечеству. В следующем 1143 году 14 октября блаженный князь – инок почил от трудов своих и перешел в вечность служить единому Господу. 195 В этот же день Св. Церковь совершает и его память. 196 VIII. Преподобный Нифонт, Епископ Новгородский (игумен Волынский). Родители Блаженного Нифонта, в мире Никиты, были люди благочестивые и зажиточные, жившие близ Киева. По смерти их благочестивый сын роздал свое имение бедным и посвятил себя на служение Богу в Киево-Пвчерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

6. Никита: жил в VIII веке. После него – два архиепископа, неизвестных по имени. Один из них был на двух поместных сборах при патриархе Иоанне VIII Ксифилине в 1066 и 1067 г., а другой – на соборе 1143 г. 7. Константин: был на двух соборах: на соборе 1147 г., где подписал приговор о лишении сана патриарха Космы II Аттика, зараженного ересью богомилов, и на соборе 1156 г., на котором состоялось определение о лишении престола антиохийского патриарха. 8. Арсений. – В XIII в. готфская архиепископия была переименована в митрополию. 9. Софроний митрополит: заседал в синоде в 1292 г., на котором были читаны царские уложения. 442 10. Феодосий: разбирал около 1385 г., недоразумение: к готфской или херсонисской епархии принадлежал Кинсанус. 443 11. Антоний: продолжал в 1386 и 1389 г. тоже разбирательство. 444 12. Иоанн Оловолос или Оловол, из великих хартофилаксов, занимал готфскую митрополию в 1399–1410 г. 13. Дамиан, митрополит всей Готфии: возобновил в 1428 г. Партенитский храм, построенный св. Иоанном, архиеп. готфским. 445 14. Константий. О нем свидетельствует каменная с греческой надписью плита, найденная под развалинами церкви селения Бияссал, при р. Каче. Вот ее содержание: «Воздвигнут от основания и покрыт святый и чтимый храм честнейшего и славнейшего пророка, предтечи, крестителя Иоанна смиренною рукою Константия, архиерея и настоятеля Готфии, старанием, помощью и иждивением господина Бината Темирского на память его и родителей его, лета 7096 (т.е. в 1588 г. по Р. Хр.), в ноябре месяце.» 446 15. Анфим митрополит: прибыл в Крым в 1639 г. За ним следует пять митрополитов, о которых упомянуто только время прибытие в Крым, именно: 16) Давид: 12 октября 1652 г., 17) Мефодий: 15 ноября 1673 г., 18) Неофит: 13 мая 1680 г., 19) Макарий: 21 июня 1707 г. и 20) Парфений: 23 декабря 1710 г. Он, по некоторым сведениям, первый подписался o Gotfias kai Kafa и жил до 1721 г. 447 21. Гедеон прибыл в Крым 25 ноября 1725 г. По ходатайству константинопольского патриарха Серафима, оп получил (1759 г.) от турецкого султана Мустафы грамоту, состоявшую из 39 пунктов.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010