В 1742 году по Именному Высочайшему Указу повелено Троице-Сергиева монастыря Архимандриту Кириллу, как от него доношением Святейшему Синоду того года, Октября 27, представлено, в обители Троице-Сергиева монастыря учредить Семинарию для обучения Славяно-Греко-Латинских и прочих школ, и для того обучения собрать священно- и церковно- и того монастыря служительских детей (смотри ниже о сей Семинарии). В 1746 году, Июля 30,, Указом из Святейшего Синода предписано Воронежскому Преосвященному: «Поскольку Донские Козаки не допустили до переписи священно- церковно-служительских детей своих и взятия в Семинарию, ссылаясь на привилегии свои и Указ 1737 года, коим не велено Козаков переписывать, и смотров им не чинить; а дети-де священно- церковно-служительские наравне со всеми Козаками служат: для того велено Указом из Св. Синода войску Донскому, выбрав толикое число, колико к находящимся, в их местах церквам без наималейшего недостатка на убылые места, из тамошних священно- и церковно-служительских детей, потребно, в коих бы к бытию впредь в священстве была надежда, отослать для обучения в домовую Архиерейскую Воронежскую Семинарию, и содержать им их своим коштом. А буде сие возомнится им тягостно и неудобно; то позволить иметь в Черкасске или в другом по их рассмотрению пристойном месте Семинарию же или училищный дом, и содержать оный на своём коште и учителя». Вследствие того, по желанию войска Донского, заведено было в Черкасске духовное училище, около 1761 года, но продолжалось недолго. В 1747 году Преосвященный Арсений, Архиепископ Ростовский, учредил Семинарию в Ярославле. В 1765 году положено на содержание оной жалованья по 1143 руб. 70½ коп.; в 1780 году – по 2.000 рублей, а в 1797 году – по 3.000 рублей. К Семинарии сей принадлежат училища: Ростовское, а в 1776 году Преосвященным Самуилом, Архиепископом Ростовским ещё учреждено Угличское в городе Угличе. В 1750 году Преосвященный Платон, Епископ Владимирский, учредил Семинарию во Владимире на Клязме. В 1765 году положено на неё суммы по 653 руб. 55 копеек; в 1780 году – по 3.000 рублей; а в 1797 году – по 4.000 руб. К ней принадлежат училища: Суздальское, ещё в 1723 году учреждённое, и Переяславское.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Правило дошло только в латин. редакции. См. Lauchert, s. 68. 69. 1140 А в некоторых случаях к позднейшим вставкам. Одну из таких вставок Фридрих находит в следующих словах послания Иннокентия I к Витрицию: «Если между клириками ... возникнут преступления и тяжбы, но, так как сообразно с Никейским Собором, тяжба решается собранием епископов той же провинции, то пусть не дозволяется никому, оставивши священников, которые в той же провинции повелением Божественным управляют церковью Божией, обращаться с делом в другие провинции (однако, не без предварительного суждения римской церкви, которой во всех делах надлежит сохранять почтение»)... Слова, поставленные в скобках, Фридрих считает интерполяцией. Но они легко могут быть истолкованы и в качестве расширенного понимания правила Никейского Собора, так как и в Сардийских правилах нет постановления, точно отвечающего притязанию папы. 1143 Friedrich, 424–432. – Так формулирует этот общий порядок Феофил Алекс. в своем письме к Иоанну Златоусту : «Думаю, что тебе не безызвестно определение Никейских правил, которым утверждается, чтобы епископ не производил суда вне пределов (своей области): если не знаешь, узнай и воздержись от писем против меня. Ибо если нужно судить меня, то я должен быть судим Египетскими епископами, а не тобой, отстоящим от меня на 75 дней пути». 1148 Что действительно появление Сардикийских правил на первых порах вызвало этот ряд недоумений, это с несомненностью доказывается надписями в древнейших рукописных латинских списках этих канонов. Подробности об этих рукописях см. у Maassen’a, Geschichte d. Quellen, 1, 69 fg. 1154 У Фридриха, ss. 468. 469. Мы опустили этот пункт, как не имеющий важного значения для оценки его взгляда. Дело в том, что Тернер неправильно передает эту мысль Фридриха, который констатирует здесь, напротив, искажение фальсификатором выражения Афанасия. У Афанасия – епископы «на водных путях Италии», а у него – епископы «на припутиях или на путях водных» всех стран, – далеко не одно и тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В основном эта проблема коснулась евлогианских приходов, долгое время стойко сопротивлявшихся. Автор вводит в научный оборот такие важные документы по данному вопросу, как протокол «проработки» евлогианского духовенства в министерстве церковных дел 4 августа 1937 года, ряд «заметок для памяти» сотрудников референтуры Гаугга, писем, направленных митрополитом Евлогием духовенству и прихожанам своей общины в Германии в сентябре-декабре 1937 года, ряд документов о позиции прихода в Лейпциге и его главы свящ. Мануила (Ессенского), важные материалы о собраниях прихода в Тегеле в октябре 1938 года и о реакции главы прихода, свящ. Сергия Положенского, на расторжение Братством Святого Равноапостольного Князя Владимира договора об аренде здания храма под давлением нацистов, документы Германской комиссии «Про Део», служебные записки гестапо октября 1936 года – с предложением о необходимости репрессивных мер против духовенства и активных прихожан евлогианской общины, июля 1938 года – с предложением о высылке из страны архим. Иоанна (Шаховского) и июля-ноября 1939 года – с предложением о высылке евлогианских священников. 1143 Исследователь призывает четко разграничить два момента: вину отдельных представителей РПЦЗ и позицию Архиерейского Синода в целом по вопросу поглощения евлогианских общин. Так, он пишет: «.. .обнаруженные новые факты свидетельствуют о том, что представители карловацкой епархии все же стремились использовать нацистское государство для борьбы против германской общины евлогиан. Еще в 1933 году еп. Тихон и кн. Н. Массальский обращались в имперское министерство науки, искусства, воспитания и народного образования с просьбой принять меры против евлогиан, которые привели бы к «ликвидации дружественного Антанте и, прежде всего, профранцузского влияния». А в 1934 году еп. Тихон обращался с подобным предложением в связи с ситуацией в русской православной общине Висбадена даже в полицейское управление Франкфурта-на-Майне». 1144 Однако новые архивные материалы позволяют корректно й аргументировано рассмотреть эту проблему и прийти к выводу о том, что «документы не подтверждают тезиса о соучастии или даже инициировании карловчанами этих мер нацистского государства».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Созывание этих соборов, по крайней мере раз в год, каноны ставят в безусловную обязанность митрополита, угрожая ему наказаниями, если сделает в этом упущение 1129 . Также строги каноны и к епископам, которые не явятся на собор 1130 . В случае, если епископу что-нибудь препятствует быть на соборе 1131  , он может послать своего заместителя или письменно сообщить собору свое мнение 1132 . Относительно времени и места собрания епископов на эти соборы 8 канон Трулльского собора предписывает: «установленное святыми отцами нашими, желая и мы во всем сохранить, возобновляем также и правило, повелевающее быть ежегодно соборам епископов каждой области там, где епископ митрополии усмотрит за лучшее. Но как, по причине набегов варваров и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составлять соборы дважды в год, то рассуждено: для могущих, как вероятно, возникать церковных дел, в каждой области, непременно быть собору вышеназванных епископов «однажды в год, между святым праздником Пасхи и между исходом месяца октября каждого года, в том месте, которое, как выше сказано, изберет епископ митрополии» 1133 . Компетенция этих соборов простирается на все дела, которые касаются известной церковной области и которые превосходят юрисдикцию епископа во вверенной ему церкви 1134 . В 6 каноне VII Вселенского собора предметы подлежащие ведению этих соборов разделены на: канонические и евангельские ( περ κανονικν κα εαγγελικν πραγμτων) 1135 Комментаторы канонов к первым, то есть к предметам канонического характера, относят все, касающееся суда, управления церковным имуществом, избрания священнослужителей и т. под., а ко вторым, то есть евангельским предметам, – все, что касается исполнения таинств и других заповедей Божиих 1136 . По этому разделению, собору подлежат вообще: I. Относительно канонических предметов: 1) совершение церковного суда 1137 ; 2) избрание и поставление епископов 1138 ; 3) учреждение новой епархии 1139 ; 4) управление церковным имуществом 1140 ; 5) устранение злоупотреблений, случайно возникающих в церкви 1141 ; 6) рассуждение о народе, который не желает принять избранного епископа 1142 ; 7) перемещение епископов 1143 , и вообще 8) надзор за тем, все ли по закону совершают епископы в своих церквах 1144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Об отце Павле Щёголеве известно чуть более. Родился в 1862 году в с. Арбеньевка Кирсановского уезда, Тамбовской губернии. Отец Павел приехал в Крутые Хутора после окончания Тамбовской духовной семинарии вместе с супругой – Ольгой Алексеевной. Супругам Щёголевым Господь даровал девять детей, двое из которых – Алексей и Сергей – так же, как и отец, стали священниками, а дочь Елена – вышла замуж за священника. В 1918 году неизвестные убили сыновей-священнослужителей, Алексея и Сергея. Спустя несколько месяцев на глазах у матушки Елены, дочери батюшки Павла, застрелили её супруга, священника Николая. А через два года, в 1920 году, храм Благовещения Божией Матери и вовсе закрыли, и Щёголевы перебрались в Липецк. Здесь протоиерей Павел Щёголев стал служить в кафедральном Преображенском соборе (не сохранился, находился недалеко от театра им. Льва Толстого). В 1937 году отца Павла арестовали по групповому делу «Следственное дело епископа Александра Торопова и др. Липецк. 1937г.». 15 октября 1937 года постановлением тройки УНКВД по Воронежской области по ст. 58-10-2, 58-11 был приговорен к расстрелу. Протоиерей Павел Щёголев был расстрелян в числе 20 священнослужителей вместе с епископом Липецким Александром (Тороповым) в тюрьме г. Липецка в тот же день. Реабилитирован постановлением президиума Липецкого областного суда от 07.09.1960. Оригинал статьи на сайте Липландия . Выписка из Справочной книжки по Тамбовской епархии на 1876 год: «В селе Крутом хуторе церковь Благовещенская, каменная, построена в 1856 г. тщанием прихожан, престол один; главная. При ней: 1) в селе Частной Дуброве Богоявленская, каменная, построена в 1837 г. тщанием помещицы Жадовой; 2) в селе Студеном хуторе церковь Рождество Богородицкая, деревянная, построена в 1849 году тщанием прихожан, приписные. Приход: 1070 человек мужского пола, 1143 женского. Земли пахатной 33 десятины. Штат: настоятель священник Михаил Иванович Лисицын, 2 разряда; помощники - священник Павел Михайлович Громов, студ. и священник Иван Смирнов, 2 разряда. Церковный староста государственный крестьянин Вишняков».

http://sobory.ru/article/?object=12520

Климент Ш (Виберто ди Парма) (антипапа) (25 июня 1080, 24 марта 1084 – 8 сентября 1100) 158 . Виктор III (Дезидерий Эпифани) (24 мая 1086/9 мая 1087 – 16 сентября 1087) 159 . Урбан II (Эд де Шатийон) (12 марта 1088 – 29 июля 1099) 160 . Пасхалий II (Раньеро ди Бьеда) (13/14 августа 1099 – 21 января 1118) Теодор (Джибер) (антипапа) (1100–1102) Альберт (антипапа) (1102) Сильвестр IV (Маджинульфо) (антипапа) (18 ноября 1105 – 1111) 161 . Геласий II (Джованни Каэтани) (24 января/10 марта 1118 – 28 января 1119) Григорий VIII (Морис Бурден де Брага) (антипапа) (8 марта 1118–1121) 162 . Каликст II (Ги из Бургундии) (2/9 февраля 1119 – 13/14 декабря 1124) 163 . Гонорий II (Ламберто ди Фьяньяно) (15/21 декабря 1124 – 13/14 февраля 1130) Целестин II (Тибальдо Буккапек) (антипапа) (декабрь 1124) 164 . Иннокентий II (Грегорио Папарески) (14/23 февраля 1130 – 24 сентября 1143) Анаклет II (Пьетро Петри Леонис) (антипапа) (24 февраля 1130 – 25 января 1138) Виктор IV (Григорий) (антипапа) (март 1138 – 29 мая 1138) 165 . Целестин II (Гвидо из Читта ди Кастелло) (26 сентября/3 октября 1143 – 8 марта 1144) 166 . Луций II (Джерардо Каччанемичи) (12 марта 1144 – 15 февраля 1145) 167 . Евгений III (Бернардо Паганелли) (15/18 февраля 1145 – 8 июля 1153) 168 . Анастасий IV (Коррадо) (12 июля 1153 – 3 декабря 1154) 169 . Адриан IV (Николай Брейкспир) (4/5 декабря 1154 – 1 сентября 1159) 170 . Александр III (Роландо Бандинелли) (7/20 сентября 1159 – 30 августа 1181) Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа) (7 сентября 1159 – 20 апреля 1164) Пасхалий Ш (Гвидо да Крема) (антипапа) (22 апреля 1164 – 20 сентября 1168) Калликст III (Джованни де Струми) (антипапа) (сентябрь 1168 – 29 августа 1178) Иннокентий III (Ландо) (антипапа) (29 сентября 1179 – 1180) 171 . Луций III (Убальдо Алючиньоли) (1/6 сентября 1181 – 25 ноября 1185) 172 . Урбан III (Уберто Кривелли) (25 ноября/1 декабря 1185 – 20 октября 1187) 173 . Григорий VIII (Альберто де Морра) (21/25 октября – 17 декабря 1187) 174 . Климент III (Паоло Сколари) (19/20 декабря 1187 – март 1191)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

7 . 1 октября 1143 г. состоялось новое заседание синода, с привлечением к нему тех же светских чиновников, что и в августе. На заседании были заслушаны претензии Василия Тианского к двум обвиняемым бывшим епископам, и ответы последних. Большая часть претензий против Леонтия оказалась незначительной, а Клименту и вовсе удалось вменить в вину лишь рукоположение диаконисс, так что громкого процесса не получилось, хотя оба бывших епископа и были приговорены к изоляции за «богомильские взгляды и их распространение» (βογομηλικς ατς κα φρονεν κα διδσκειν μολογουμνως διαγνσκομεν) 15 . 30 октября того же года синод издал еще одно постановление, содержащее анафему всем тем, кто сомневается в правильности принятого 1 октября решения 16 . Необходимость подкрепить это решение дополнительными угрозами, вероятно, была обусловлена тем, что дело, задуманное в качестве триумфального 17 , вызывало сомнение и даже неприятие в Константинополе. Ярким свидетельством тому стали заявления монаха Нифонта, близкого к отцу Мануила, покойному императору Иоанну II Комнину. 1 октября – очевидно, на том же заседании синода, на котором были осуждены два бывших каппадокийских епископа, – монаху Нифонту предъявили претензии в том, что он «оскорбляет всю Церковь и всех называет еретиками» (πσαν τν κκλησαν βρζει, αρετικος πντας ποκαλν), и предписали заключить его в столичном монастыре Богородицы Перивлепты для покаяния 18 . Но на Нифонта это наказание не подействовало, и он начал уже конкретно утверждать, что епископы Леонтий и Климент были осуждены незаконно. Тогда Михаил Куркуас 22 февраля 1144 г. провел еще один синод, на сей раз – без Константина и Иоанна (Адриана) Комнинов, но с участием Льва Иканата. Нифонту были предъявлены обвинения в поддержке осужденных епископов, а также в том, что он, якобы, анафематствовал «Бога евреев». В итоге, Нифонт был осужден как еретик, подвергнут унизительному острижению бороды и заключению, а любые контакты с ним были всем строго запрещены 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 27 октября мин., 22.05.2012 Преподобной Параскевы-Петки (XI). Мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54-68). Священномученика Сильвана, пресвитера Газского (IV). Преподобного Николы Святоши (Святослава), князя Черниговского, Печерского чудотворца (1143). Сщмч. Михаила пресвитера (1921). Свт. Амвросия исп. еп. Каменец-Подольского (1932). Сщмч. Петра пресвитера (1937). Прмч. Максимилиана (1938). Яхромской иконы Божией Матери (XV). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ Флп., 248 зач., IV, 10-23. Лк., 43 зач., IX, 18-22. ЦИТАТА ДНЯ Не словами надо очаровывать слушателей, но деятельностью вести за собой видящих жизнь твою. прп. Исидор Пелусиот РАДИО ВЕРА Рассказы о святых и датах, которые вспоминает Церковь 27 октября (аудио + текст): прп. Никола Святоша прп. Параскева Петка сщмч. Михаил Лекторский Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-10-27.html

За год в мордовских колониях приняли православие 120 осужденных Саранск, 28 октября 2003 г. За период с октября прошлого года до настоящего времени приняли православие 120 заключённых исправительного учреждения ЖХ-385, сообщает Благовест-инфо соссылкой на пресс-службу Управления исполнения наказаний министерства юстиции РФ по республике Мордовия. Год назад Управление исполнения наказаний и Саранская епархия Русской Православной Церкви заключили соглашение о сотрудничестве в деле духовно-нравственного воспитания заключенных и служащих учреждения. Согласно статистике, за истекший срок в колониях клирики Саранской епархии совершили 310 богослужений, на которых исповедались 1143 и причастились 882 осуждённых. Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков) закрепил за каждой колонией священников, ответственных за окормление контингента. Ныне Дубравлаг посещают 24 священнослужителя. В учреждениях действуют 1 православный храм, 5 домовых церквей и 8 молитвенных комнат, а также 1 католический костёл и молитвенная комната для мусульман. В колониях Дубравлага содержится порядка 20 тысяч осуждённых. 28 октября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8008.html

Προσετεθει δε δευτερα οκτωβρου Εν ετει εκτω οκτακοσιοςω τω τε εξακισχλοςω ενδεκατης ινδικτ «Положена второго октября, в лето 6806-ое одиннадцатого индикта». Гора, на которой находился монастырь св. Авксентия, была в Вифинии близь Халкидона. У Никона он известен под именем монастыря «в горе св. Авксентия обон пол Константина града». 1 Этому разнообразию состава соответствуют и разные названия, под которыми были известны служебник и требник у древних греческих и славянских писателей. Более употребительное из них есть «υχολγιον», по-славянски «молитвенник». В описи церковного имущества монастыря Ксилургу (1143 г.) упоминается в числе книг υχολγιον χον ςαυρν ργυρον... (Акты Пантел. монаст. стр. 50). В описи имущества монастыря св. Пантелеймона (1232): οκτηχος δικαννος, ψαλτριον, Ευχολγιоν, υαγγλιον, κοντκιον, τριδιον, προφητικν, μηναιν, τυπικν, ναγνωστιρκν πεντηκοστριον. (Acta patr. ΙV p. 56). Тоже название встречается и в завещании игумена Герасима, изданном Монфоконом. (Palaeogr. gr. p. 404). Это название перешло и в славянскую терминологию. В синод. уставе XII в. 330 (л. 198) молитву, произносимую священником перед обедом «Господи Боже наш небесный, и животворящий хлеб», указывается искать в евхологии. У Никона Черногорца (Такт. сл. 14) молитва разрешительная после исповеди заключается «в молитвеннице». Там же, «по его словам, находились молитвы крещения и монашеского пострига (сл. 16). В слав. Кормч. 1282 г. (рукоп. Синодальн. библиот. 132) говорится « Егда т стоитъ новосщныи попъ. оурокъ свои. оу сборно цркви. ко же обычаи сть. еппъ т поуща и к пороучуни моу цркви накаавъ дасть м т роукоу свою млтвникъ». В ответах на вопросы Кирика молитвы при крещении и миропомазании «поп в молитвеннице кажет». Ипат. летопись, говоря о пожертвованиях Владимира Васильковича Волынского в построенные им церкви, упоминает: «и молитвенник да». Для знакомства с составом этой служебной книги, замечательно следующее прибавление: списа же и служебник св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010