Участь Сезеры была уже предрешена, и все ожидали его падения со дня на день, когда поступили известия об осаде Эдессы турками. Получив в виде компенсации от осажденных богатые дары, император быстрым маршем направился к Антиохии, чтобы оттуда двинуться на помощь крестоносцам Эдессы. Решив эту задачу, Комнин вернулся к первоначальному плану и вскоре был уже у стен Антиохии. Это не было праздничным шествием: турки активно атаковали римский арьергард, предпочитая быстрые конные атаки открытому сражению, но и здесь обманулись. Византийцы не только отбили все их нападения, но и взяли в плен нескольких знатных турецких вельмож. А 29 августа 1137 г. жители столицы Сирии радостно приветствовали своих спасителей, а самому Комнину устроили настоящий триумф: постелили по улицам Антиохии шелковые покрывала и вместе с православным священством вышли встречать его к воротам. Пораженный мощью Византийского царя, Раймонд де Пуатье подтвердил ленную присягу, для чего ему пришлось явиться в лагерь императора и продемонстрировать внешние признаки подчинения. Из Антиохии царь отправился в Киликию, а оттуда в Константинополь, нанеся по дороге турецким войскам еще несколько поражений и успешно выдержав все атаки сельджуков на свои полки 422 . Тем временем ситуация на Востоке вновь усложнилась. Мухаммад II Данишмендид не смог помочь Масуду отстоять свои земли от византийцев, и тот почел для себя за благо заключить мирный договор с Константинополем в сентябре 1134 г. Однако василевсу пришлось столкнуться с Зенгидами – новой мощной династией, созданной атабегом Мосула и Халеба Имад-ад-дин Зенги (1127–1146), могучим вассалом Сельджукидов. Родившийся в 1084 г. в семье видного турецкого военачальника, Зенги рано познакомился с картинами гражданских войн, интриг, заговоров и убийств, закаливших и ужесточивших его характер. Ловкий, сильный, абсолютно безжалостный, красивый мужчина с коричневым цветом кожи от вечно знойного восточного солнца, он уже при жизни стал легендарной фигурой. Заручившись поддержкой султана Мухаммада II, он был назначен в 1127 г. атабегом Мосула, стал военным советником султана и двух его сыновей. Очень долго в специальной литературе Зенги изображали как правителя, посвятившего свою жизнь войне с латинянами. В действительности же интерес атабега распространялся в первую очередь на Месопотамию, где находился центр суннитского ислама и где располагались богатейшие города своего времени – Дамаск, Багдад, Мосул. Зенги, конечно, воевал и с византийцами, и с пилигримами, но эти войны имели для него, скорее, значение пограничных конфликтов. А стратегическая задача заключалась в перенесении центра влияния с Алеппо на Юг, а также захват Дамаска. Там в это время правил Унур, некогда служивший мамлюком у Тугтегина 423 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЦЕЛИН [лат. Vicelinus; нем. Vizelin, Wissel, Witzel] (ок. 1090, Квернхамельн (ныне Хамельн, Н. Саксония, Германия) - 12.12.1154, Ноймюнстер, Гольштейн), св. католич. Церкви (пам. 12 дек.), еп. Ольденбурга, миссионер. Начальное образование получил в родном приходе. После ранней смерти родителей В. оставил учебу и нек-рое время проживал в замке Эверштайн. По совету своего дяди Лудольфа, служившего священником в Феуле, В. поступил в школу бенедиктинского мон-ря Абдингхоф в Падерборне. Закончив обучение, с 1118 г. возглавлял соборную школу в Бремене. В 1122 г. В. продолжил обучение в соборной школе г. Лана (Франция), где находился под влиянием Норберта из Ксантена , основателя ордена премонстрантов , отличительной чертой к-рого было особое внимание к миссионерской деятельности. В 1126 г. Норберт, ставший архиеп. Магдебурга, рукоположил В. во пресвитера. В том же году архиеп. Гамбургским и Бременским Адальбертом В. был направлен миссионером в Вагрию (Вост. Гольштейн), где проживало слав. племя ободритов, или вендов. С разрешения ободритского кн. Генриха В. начал миссионерскую деятельность в Ст. Любеке, однако смерть Генриха († нач. 1127) и начавшаяся борьба между его сыновьями, а также неприятие местным населением нем. миссионеров заставили В. вернуться в Бремен. Весной 1127 г. архиеп. Адальберт направил В. в Виппенторп, находившийся на границе с Вагрией, где В. основал общину августинцев-каноников (см. ст. Регулярные каноники ), получившую название Ноймюнстер. Помимо окормления местных жителей В. продолжал миссионерскую деятельность среди славян, направляя священников в Ст. Любек. В 1134 г. В. убедил имп. Лотаря III построить на границе с Вагрией крепость Зегеберг, при к-рой им была организована община регулярных каноников. Находясь в Зегеберге, В. проповедовал христианство среди вендов, способствуя колонизации германцами слав. земель. Однако проводимая саксами колонизация и христианизация встретили сопротивление со стороны вендов и привели в 1137-1138 гг. к восстаниям под предводительством вагрского кн. Прибыслава, в результате к-рых община при Зегеберге и др. христ. церкви на границе с Вагрией были разрушены, а В. был вынужден возвратиться из Зегеберга в Ноймюнстер. Через неск. лет после подавления Голштинским графом Генрихом слав. восстаний В. основал в Хёгерсдорфе (близ Зегеберга) новую общину регулярных каноников.

http://pravenc.ru/text/158910.html

2.6. Кто обязан соблюдать каноническую форму бракосочетания 1117 Statuta superius forma servanda tst, si saltem alterutra pars matrimonium contrahentium in Ecclesia catholica baptizata vel in eandem recepta sit neque actu formali ab ea defecerit, salvis praescriptis can. 1127, § 2. 1117 Установленная выше форма должна соблюдаться, если хотя бы одна из заключающих брак сторон была крещена в католической Церкви или принята в её лоно и не отреклась от неё формальным актом; при этом сохраняются в силе предписания кан. 1127, § 2. Как правило, каноническая форма заключения брака должна быть соблюдена, когда одна из сторон была окрещена в католической Церкви или принята в её лоно. К канонической форме бракосочетания обязываются также и те лица, окрещённые в католической Церкви, которые с самого детства воспитывались в другой конфессии или религии либо вне религии. Согласно правилам латинской Церкви, католик, отделившийся от своей Церкви формальным актом, освобождается от обязанности соблюдать каноническую форму, когда он заключает брак с лицом, находящимся в тех же условиях или не окрещённым. 1 . Для освобождения от канонической формы недостаточно, чтобы католик латинского обряда больше не исповедовал свою веру или прямо провозгласил себя неверующим, как недостаточно и того, чтобы он во всеуслышание устранился от подчинения церковной общине; требуется, чтобы он «отделился от Церкви формальным актом». Формальный акт – это не всякое изъявление воли; он заключается в подлинно юридическом акте публичного характера. Он требует юридически подчёркнутого изъявления воли отделиться от католической Церкви – либо имплицитным актом, когда публично и в письменном виде заявляют о своём присоединении к другой конфессии, религии, секте или объединению, по природе своей враждебному Церкви и её доктрине, либо эксплицитным актом, либо заявлением, сделанным перед церковной властью по форме, предписанной правом (кан. 1539–1543), или публичным гражданским актом, доведённым до сведения власти католической Церкви, которая должна принять его во внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

За время своего правления К. трижды совершал поездки по Юж. Италии: в июле-дек. 1120 г. (через Монте-Кассино, Беневенто, Гаргано и Трою в Бари и обратно в Рим), в июле 1121 - марте 1122 г. (Беневенто, Бари, Тарент, Поликоро, посетил Калабрию (Никастро, Катандзаро, Кротоне, Россано)) и в авг.-нояб. 1123 г. (Веноза). В условиях слабости власти светских правителей в норманнских владениях в Капуа, Апулии и Сицилии после смерти гр. Рожера I в 1101 г. главными задачами папства в этом регионе стали предотвращение усобиц и укрепление союза с норманнами. В 1120 г. в Беневенто К. принял клятву верности от норманнских правителей Жордана II Капуанского (1120-1127), герц. Вильгельма (Гилельмо) II Апулийского (1111-1127) и др. менее значительных князей. В том же году в Трое, во владениях герц. Вильгельма II, папа провозгласил «Божие перемирие» (pax et treuga Dei). Вторая поездка папы в Юж. Италию была связана с оформлением новой церковной организации на завоеванных норманнами византийских и арабских землях. В правление К. Риму были подчинены еп-ства Аверса, Монтепелозо (Ирсина), епископская кафедра из Ории была перенесена в Бриндизи. Фрагментарно и не всегда достоверно освещено в источниках одно из важнейших предприятий К. в Юж. Италии - основание («восстановление») 14 янв. 1121 г. еп-ства Тре-Таверне (лат. Tres Tabernae). Юрисдикция нового епископа (кафедра к-рого располагалась на территории, контролируемой герц. Вильгельмом II) должна была распространиться и на нек-рые калабрийские владения гр. (впосл. короля) Сицилии Рожера II (1105-1154); т. о., основание еп-ства Тре-Таверне среди прочего имело целью расширить влияние герц. Вильгельма II. Осуществить свои намерения К. не удалось: войска гр. Рожера II заняли все калабрийские крепости на территории нового диоцеза. Переговоры К. с Рожером II в ходе Собора в Кротоне (янв. 1122) не привели к к.-л. результатам. Вскоре, сославшись на болезнь, папа вернулся на север, в Беневенто. Провал переговоров с сицилийским графом оттолкнул от К.

http://pravenc.ru/text/1320101.html

При венг. кор. Стефане I Святом (1000-1038) на наименее освоенных окраинах страны долгое время сохранялись фактически самостоятельные области. Одна из них - Русская марка (Руська марка, лат. Marchia Ruthenorum), упоминаемая в «Житии Конрада, архиепископа Зальцбургского» при описании событий 1127 г. (Vita Chuonradi, archiepiscopi Salisburgensis/Ed. D. W. Wattenbach//MGH. SS. T. 11. P. 74). Исследователи, придерживавшиеся романтической концепции ранней истории русинов, считали З. наиболее вероятным местом локализации Русской марки. Создание в З. комитатов (замковых округов) Унг и Боршова не привело к ее ликвидации, т. к. значительная часть славян продолжала жить в труднодоступных горных районах (прежде всего на землях совр. Вост. Словакии). Данных о существовании после 1127 г. особого территориального образования со слав. населением в Венгрии нет. Однако не исключено, что оно могло сохраниться до нач. XIII в., когда система королевских комитатов распространилась на северные окраины владений Арпадов. По-видимому, причинами исчезновения Русской марки стали стремление Арпадов включить приграничные земли Венгрии в систему комитатов и начавшаяся в кон. XII в. венг. военно-политическая экспансия на земли Юго-Зап. Руси. В периоды временного установления венг. власти в Галиче (1188-1189, 1210, 1215-1219) З. оказывалось внутренней областью Венгрии. Фактором, косвенно повлиявшим на исчезновение Русской марки, стало появление в сер. XII в. на сев.-вост. землях Венгрии нем. колонистов. Так, напр., в образованном в 1210 г. комитате Угоча обосновались выходцы из Фландрии. Представлявшие новую городскую организацию переселенцы, гл. обр. из Саксонии (сасы) и Швабии, основали в З., имевшем лишь крепости и сельские поселения, первые города западноевроп. типа - Берегсас (ныне Берегово) и Севлюш (Надьсёлёш, ныне Виноградов). Колонисты принесли с собой Магдебургское право и составили ядро городских организаций во всех областях Венгрии. К нач. XIV в. З. было поделено на комитаты Абауй-Торна, Берег, Земплен, Мараморош (Марамарош, Мармарош), Сепеш, Угоча, Унг и Шарош.

http://pravenc.ru/text/182499.html

В этом вопросе законодатель передаёт дальнейшие определения различным Конференциям Епископов, поскольку важность проблемы и восприимчивость к экуменизму сильно разнятся от страны к стране. Согласно Motu Proprio Папы Павла VI-ro «Matrimonia mixta» от 25-го сентября 1970 года, «Заявления и обещания обычно должны даваться католической стороной в письменном виде и в согласии с п. 4 настоящего Motu Proprio в присутствии Ординария или делегированного им лица, которым может быть приходский настоятель, чтобы тот довёл их до сведения некатолической стороны». С этой целью можно предложить один из вариантов «схемы заявления и обещания», которую супруг-католик должен составить письменно или прочесть по записи Ординария или делегированного им лица. Содержание этой схемы может быть таким: «Свободное и неотменимое брачное согласие, которое объединит меня с в общении жизни и любви посредством брачных уз, я понимаю в том смысле, что оно будет полностью соответствовать моему вероисповеданию и сопровождать меня в благородном и постоянном исполнении моих обязанностей по отношению к супругу, к порождению детей, к их крещению и воспитанию в католической Церкви». Обязательства, которые принимает на себя супруг, весьма серьёзны. Поэтому новый ККП ввёл одно из церковных наказаний, которое было отменено в Motu Proprio Папы Павла VI-ro: кан. 1366 утверждает, что подлежат «цензуре или другому справедливому наказанию» родители (или лица, исполняющие их обязанности), крестившие и воспитавшие детей в некатолической религии. 6.2. Форма заключения смешанного брака 1127 § 1. Ad formam quod attinet in matrimonio mixto adhibendam, serventur praescripta can. 1108; si tamen pars catholica ritus orientalis, forma canonica celebrationis servanda est ad liceitatem tantum; ad validitatem autem requiritur interventus ministri sacri, servatis aliis de iure servandis. 1127 § 1. Что касается формы, применяемой при смешанном браке, то следует соблюдать предписания кан. 1108; впрочем, если католическая сторона заключает брак с некатолической стороной, принадлежащей к восточному обряду, то каноническая форма бракосочетания должна соблюдаться лишь для законности брака, тогда как для его действительности необходимо участие священнослужителя, причём должны соблюдаться прочие требования права.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Тут же он при­водит мнение аббата Rohrbacher’a, что saint Léon établit Théodoret comme son vicaire ou comme son nonce dans les provinces de l’Euphrate et de l’Armenië rien ne pouvait être plus honorable que cette confiance d’un si grand Pape. 1114 Gennadii Massiliensis Liber de scriptoribus ecclesiasticis, cap. 89: Migne, lat. ser. t. 58, col. 1113. Геннадий пишет: sunt ejus (Theodoreti) decem Historiae ecclesiasticae libri, quos imitatus Eusebium Caesariensem scripsit, incipiens a fine librorum Eusebii usque ad suum tempus, id est a Vicennalibus Constantini usque ad imperium Leonis senioris, sub quo et mortuus est. 1115 Событие это подробно описано Евагрием (Hist. eccles., II, 8–10: Migne, gr. ser. t. 86, 2, col. 2520–2533. Ц. И., стр. 77–88). Относящиеся сюда документы помещены у Манси, в VII томе, и в VI т. «Деяний вселенских соборов». 1116 Mansi, VII, 547–549. 550–551. Деян., IV, стр. 519–525. 525–528. Кирр при­надлежал собственно к области Иерапольского митрополита, каким в это время был Стефан. Хотя Лев требовал ответа и от последнего епископа (Mansi, VII, 523. А. Деян., IV, стр. 464), но его подписи нигде не сохранилось. Это может вызывать вопрос: не было ли еще послания от Евфратисии, в котором значилось и имя Феодорита на ряду с Иерапольским владыкой? За неимением прямых данных, мы оставляем его откры­тым и пользуемся только наличными известиями. 1117 Так нужно заключать на основании ответного письма папы Льва императору (epist. S. Leonis 156 (125): Mansi, VI, 323–327. Migne, lat. ser. t. 54, col. 1127–1132. Деян., IV, стр. 492–497), датированного (Migne, ibid., col. 1127, not. а) 1-м декабря 457 года. едва ли можно допустить, чтобы послание Сирийцев было составлено позднее. 1118 Есть и еще несколько данных, которые так или иначе могли бы влиять на опре­деление года смерти Феодорита, если бы отличались некоторою достоверностью. Вот эти немногочисленные указания. Комит Марцеллин (Chronicon ad an. 466: Migne, lat. ser. t. 51, col. 930–931) под 466 годом пишет: Theodoritus, episcopus Cyri civitatis, scripsit de incarnatione Domini adversus Eutychem presbyterum et Dioscorum Alexandrinae Ecclesiae episcopum, qui humanam in Christo carnem fuisse deneganf.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Однако если говорить не просто о действительном, а о сакраментальном браке, то непонятно, почему церковный законодатель не осмелился потребовать и для этого типа браков то, чего он требует для действительности или сакраменталь ности браков между католиками и христианами-некатоликами восточного обряда, – а именно, вмешательства minister sacer (священнослужителя, кан. 1127 § 1). Важность и актуальность смешанных браков должны были бы подсказать также более точную формулировку канона 1366. Действительно, возможность применения канонических санкций к родителям, которые позволяют крестить и воспитывать детей в некатолической вере, касается в первую очередь тех верующих-католиков, которые активно совершают такой выбор, и лишь во вторую очередь относится к тем супругам-католикам, которые, живя в смешанном браке, сознательно не прикладывают всех возможных усилий к выполнению своих обещаний 614 . б) Браки между католиками и не крещеными Согласно канонам 1086 и 1129, нормы, регулирующие браки между католиками и крещеными других христианских конфессий, применяются также к бракам между католиками и не крещеными. Эти браки, заключаемые действительным образом только после получения диспенсации от препятствия различия вероисповеданий, не являются сакраментальными и представляют для католической стороны больший риск и большую ответственность. Действительно, в Европе такие браки все чаще заключаются между католиками и мусульманами, которые имеют совершенно другое представление как о браке, так и о семье 615 . Согласно мусульманской концепции брака, не только женщина не имеет равных прав с мужчиной «в том, что касается принадлежности к сообществу семейной жизни» (кан. 1135). Большая семья мужчины-мусульманина имеет также права и на его детей, а ей представляется почти невозможным, чтобы дети могли быть воспитаны в иной вере, нежели вера отца. С другой стороны, последний может, в соответствии с Кораном, иметь до четырех жен. По всем этим причинам церковная власть, прежде чем дать диспенсацию, должна: 1) убедиться в действительном намерении некатолической стороны признать единство и нерасторжимость существен ными свойствами собственного брака; 2) потребовать от некатоли- ческой стороны обещания уважать данные обязательства даже в случае возвращения в свою страну 616 . Католической стороне предъявляются те же требования, что предусмотрены каноном 1125 в отношении смешанных браков между католиками и крещеными других христианских вероисповеданий. 17.4 Брачные процедуры

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Уровень религиозного сознания западных христиан был также невероятно высок в сравнении с последующими веками, и европейская культура не чувствовала себя обделенной по сравнению с византийской. Но особенно были заметны достижения Запада в военном деле, что не удивительно. Вечно воюющие германцы и французы достигли совершенства в военных технологиях и организации армии. И Мануил I Комнин, хорошо знакомый с западной культурой, считал необходимым перенимать положительный опыт. Естественно, юному и отважному сердцу Мануила Комнина были близки рыцарские девизы, среди которых первенствовал: «Esto miles pacificus, strenuus, fidelis et Deo devotus» («Будь рыцарем миролюбивым, отважным, верным и преданным Богу») 445 . Воин по природе, он по достоинству оценил технические новшества крестоносцев и решил многие из них адаптировать к византийской действительности, проведя в сжатые сроки перевооружение и реорганизацию своей армии. По его приказу солдатам были выданы другие щиты – не круглые, как раньше, а высокие и продольные. Особое внимание было уделено кавалерии, которую василевс учил сражаться копьем и мечом, а не луком со стрелами. Сам царь постоянно демонстрировал солдатам навыки работы с холодным оружием, поражая их силой и ловкостью. Благодаря упорству василевса, вскоре византийская армия ни в чем не уступала западным воинам в умении биться и держать строй. А византийская конная атака производила жуткое впечатление на врагов 446 . Во-вторых, при всех центробежных силах, разрывающих западное общество, оно было довольно монолитным, когда речь заходила об общем враге, и уже начало явственно ощущать свою несхожесть с византийской цивилизацией. Первый, а за ним и второй Крестовые походы со всей очевидностью показали, что латиняне способны объединить усилия для достижения одной конкретно поставленной цели, и даже при всех огрехах организации крестоносных предприятий их военные достижения были ощутимы. Обычно, говоря о Крестовых походах, особенно первых, упоминают лишь события, произошедшие в Палестине и Сирии. Но в действительности Запад показал, насколько он может объединяться в рамках одной христианской цивилизации, когда идет война на выживание. Достаточно сказать, что в то время, в котором жил герой нашего повествования, исторические предприятия осуществлялись и в Испании. Несмотря на первую неудачу – распад союза Кастилии и Арагона, сын и наследник королевы Урраки Кастильской (1109–1126) от первого брака Альфонс Кастильский (1127–1157) начал в 1132 г. войну против мусульман, и в 1147 г. стоял уже под стенами Кордовы. Признав его верховным правителем Испании, 26 мая 1135 г. легат папы Иннокентия II венчал главу Альфонса VII императорским венцом. Но любопытно то, что в деле Реконкисты большую поддержку оказали ему французские рыцари 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Записи: л. 1–6 – стертая запись; л. 17–33 – «Продал сию книгу Постригалник Фома Васильев сын скому попу Еремию, и кто в ту книгу учнет вступатися, имел ту книгу очищати» (запись частично стёрта). Содержание: л. 102 об.–115 – поновление священникам; л. 115 об.–117 – поучение Григория Нисского об исповедающихся; л. 117–156 об. – чин исповеди; л. 121–138 об. – поновление мирянам; л. 138 об.–144 об. – поновление священникам; л. 150–150 об. – поновление мирянам: л. 150 об.–151 об. – поновление вельможам; л. 151 об.–154 об. – поучение кающемуся; л. 154 об.–156 об. – поучение кающемуся; л. 157–184 – чин исповеди; л. 162 об.–163 об. Наставление-вопросник; л. 163 об.–164 – вопросник о вере (ВВ- Соф. 86 9); л. 164–165 об. – поновление мирянам; л. 166 об.–170 об – поновление мирянам; л 170 об.—173— поновление священникам; л. 177–179 об. – поучение; л. 179 об.–181 – вопросник мужчинам (М-Погод. 314); л. 181–181 об. – вопросник женщинам (Ж-Погод. 314); л. 181 об.–183 – поновление инокам. Описания: Рукописные книги собрания М.П. Погодина. Вып. 1. С. 225 – 226; ПС XV, 3294. Издание: Алмазов. Т 3. С. 212–218, 265–267 (поновление, л. 121–138 об.; –поучение кающемуся, л. 151 об.–154 об.). Погод, 316. Требник. Первая половина XVI в. 4° 159 л. Содержание: л. 121–140 об. – чин исповеди; л. 125 об.–129 об. – поновление мирянам; л. 130–132 – поновление инокам; л. 132 об.–136 – молитва разрешительная; л. 138 об.–139 – поновление священникам. Описание: Рукописные книги собрания М.П. Погодина. Вьш. 1. С. 227. Погод. 439. Сборник богослужебный. Вторая половина XV в. 8° 240 л. Записи: л. 120 об. «Сия книга Ильи Пророка да пресвятеи Его Матере да Николы Чюдотворца»; л. 166 – «Левъка Попов писал»; л. 166 об. – «Левка Попов пизал». Содержание: л. 176 об.–179 об. – поновление мужчинам; л. 179 об.–181 – вопросник женщинам (Ж-Погод. 439). Описание: Рукописные книги собрания М.П. Погодина. Вып. 2. С. 92–93. Солов. 1018/1127 Служебник. Рубеж XV–XVI вв 4°. 127 л. Филигрань: Кувшин с одной ручкой, вид: Лихачёв.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010