Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ГРУЗИН [Иоане, Иоване] [Картвели; груз. , ] (1-я пол.- сер. IX в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен). Имя И. Г. упоминается в Житии прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) (Hieros. Patr. 2, 951 г.), основателя Кларджетских мон-рей. Автор Жития прп. Георгий Мерчуле указывает, что «Житие блаженного Григория написано в Хандзте совокупным усердием всех 3 лиц - игумена Хандзты (прп. Феодора Грузина.- Авт.), брата его Иоанна и автора этой книги Георгия Мерчуле» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 248-249; цит. по: Георгий Мерчуле. 1911. С. 150). На заседании Синода Грузинской Церкви 18 окт. 2002 г. И. Г. был причислен к лику святых в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен, празднование к-рым приурочено ко дню памяти прп. Григория (5 окт.). Ист.: Георгий Мерчуле. Житие Григория (Григола) Хандзтийского/Изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1911. С. 150. (ТРАГФ; 7); он же. Труд и деятельность достойной жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, строителя Хандзты и Шатберди, и вместе с ним память многих отцов блаженных//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 248-249. Н. Т.-М. Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/471121.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Иларион Твалели. Икона. XX в. Иларион Твалели [Туалоели; груз. ], прп. (пам. груз. 24 июля) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), подвизавшийся в нач. XI в. в одном из мон-рей Кларджетской пустыни - Хахули , наставник прп. Георгия Святогорца , одного из основателей Иверского монастыря на Афоне. Сведения об И. Т. содержатся в Житии прп. Георгия (НЦРГ. S 353, XI в.; А 130, 1713 г.; 9 рукописей XVIII в.), составленном учеником преподобного Георгием Мцире в 1066-1068 гг. В источнике сказано, что 10-летнего Георгия привели в монастырь Хахули, крупный литературно-просветительный центр того времени, и решили отдать на воспитание «какому-нибудь доброму пастырю, чтобы он духовно рос и выпивал молоко духовного учения и преуспевал в полноте добродетели». Выбор родственников прп. Георгия пал на «прославленного в высшей добродетели и духовного учителя великого Илариона Туалоели, который в то время, как небесное светило, сиял среди собора отцов монастыря». Под рук. И. Т. мальчик овладел искусством перевода священных книг (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 116). Этноним «Туалоели» указывает на то, что до Хахули святой подвизался в мон-ре Туалта () на Чёрной горе в Сирии. Память И. Т. отмечается в календарях ГПЦ с 20-30-х гг. XX в. Ист.: Георгий Мцире. Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца (Мтацмидели)//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 116. Лит.: Мачитадзе З., прот., др. Жития груз. святых. Тбилиси, 2002. С. 119. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/389233.html

Однако же, хотя святые и истина тождественны, но, действуя в западных странах, они не были известны в срединном государстве, до династии Суй, правления Кай хуан, когда эта вера вошла в Китай и распространилась в поднебесной. При нынешней династии, император Тянь бао, так как учение западного св. мудреца одинаково с учением китайских св. мудрецов, основывая религию на прямоте, повелел чиновнику строительной палаты Ло тань цзю принять начальство над рабочими и построить для неё кумирню (сы), в которую и поместить последователей этой веры. Глава этой веры был Бай дур ди. Этот человек много разумел св. и другие книги; посему во главе общества, он следовал св. вере, и таким образом было место, где он мог совершить поклонения, чествуя Бога, и молить о продолжении жизни государя. Работа началась в 1-й год, 3 луны счастливого дня; кончена сего года 8 луны 20 дня. Опасаясь, чтобы с течением времени память об этом не исчезла и документов не осталось, Бай дур ди с проч. поставили памятник с описанием сего дела. В первый год Тан бао (742), в 8 луне счастливого дня. Кажется подделка. 18) Памятник возобновления предшествующей мечети, в 1526 г. Она была исправляема, при Сунах, в 1127 г., под ведением А тао ла. При Юанях в 1342 г. (?), а в 1315 г. исправлена под ведением Сай дянь чи (?). Также при Минах в 1466 г.; в 1482 г. переименована, по императорскому повелению, в Цин сю сы (подвижную). Ныне, в 1522 г. снова понадобилось исправить и сообща исправили. 19) Памятник построения двух мечетей, в Цзян нань, Ин тянь фу, двух мечетей Цин цзю сы и Ли бай сы в мечети на юг от города. В 1492 г. писан князем императорской фамилии. Хвалит образование магометан. Со времени подданства Кэ ма лу дин, И бу ла гинь и проч. Минскому Тай цзу, магометане пользуются покровительством и благодеяниями династии. Он поддался во время похода на Цзинь шанский Кай юань, в 1388 г.; оттоле переселился в столицу, где построили для пяти домов, Кэ ма лу дин, и прочих переселенцев мечеть: Цин цзю сы; а И бу ла гинь восемь домов в Ли бай сы, на юге города. Избавлены были от повинностей. В 1405 г., при Юн лэ, приказано четырем домам быть в Пекине, для учительства в Сы и гуань. Теперь есть девять домов их здесь. Награды и поощрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

св. Отцов и учит. т. I, стр. 107. 1102 Mystagogia с. XIII. МР. gr. t. XCI, col. 692C; русск. перев. в Писан. св. Отцов и учит. Цер... т. I, стр. 327. 1103 Rerum ecclesiast, contemplatio. МР. gr. t. XCVIII, col. 429В; русск. перев. в Писан. св. Отцов и учит. Цер. т. I, стр. 402. 1106 Oratio XXVII theol. I. МР. gr. t. XXXVI, col. 13B; русск. перев. твор. ч. III, изд. 3-е, стр. 4. 1107 Цитир. греческ. изд. твор. Симеона НБ. μ. I, λ. 23, σ. 127; λ. 37, σ. 177. На последней стр. выражение τ μυστριον το χριστιανισμο употреблено целых семь раз, и однажды ещё выражение τ μ. το Χριστο. Русск. перев. вып. I, стр. 212, 312–314; ср. вып. I, стр. 172, 462 и пр. 1108 De eccles. hier, с. I, § 3. MP. gr. t. III, col. 373D; русск. перев. в Писан. св. Отцов и учит. т. I, стр. 13. 1110 Capitum quinquies cent. centuria III, с. 60. MP. gr. t. XC col. 1288C; русск. перев. в Добротолюб. т. III, стр. 278. 1115 Capitum theol. et oecon. centuria II, с. 70. MP. gr. t. XC, col. 1156C; русск. перев. в Добротолюб. т. III, стр. 243. 1116 Clementis Alex.: Stromat. 1. V, с. 13. MP. gr. t. IX, col. 125A; Gregorii Theol.: oratio XXXI theol. V. MP. gr. t. XXXVI, col. 172A; Maximi Confess.: capitum de charit. centuria IV, c. 77. MP. gr. t. XC, col. 1068A etc. В русск. перев. Климента Алекс. Строматы, стр. 592; Кирилла Иерусал. 16 огл. сл. твор. изд. 2, стр. 220; Василия Вел. твор. ч. III, стр. 74–75; Григория Богосл. твор. ч. III, стр. 109; ч. I, стр. 31; Григория Нисск. твор. ч. IV, стр. 363; Иоанна Златоуста твор. т. I, стр. 512. 514–515 и пр. 1127 Gregorii Theol. oratio XXVII theol. I. MP. gr. t. XXXVI, col. 13CD, oratio XXXII De moderatione in disput. col. 212C; Maximi Confess.: capitum de charit. centuria IV, c. 70. MP. gr. t. XC, col. 1065A; Ibid., c. 97. col. 1072C etc. В русск. перев. Григория Богосл. твор. ч. II, стр. 142; ч. ΙII, стр. 5. 134; Исаака Сир. сл. 55, стр. 256. 263; сл. 74, стр. 370 и пр. 1128 Capitum quinquies cent. centuria IV, с. 88. MP. gr. t. XC, col. 1341D–1344A; русск.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

1098. Преподобный Марк Подвижник. Слово о Крещении; Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, главы 1–6. Добротолюбие. Ч. 2. 1099. Ioanni Chrisostomi in Epistola 11 ad Cor. Homila VII, cap. 5. 1100. Деян. 8:39. 1101. Деян. 10:44–46. 1102. Скобель — плотничный инструмент, которым скоблят дерево. 1103. «Церковная История» Флери, книга 8, гл. 49. Подобная этой повести помещена в Четьих-Минеях, сентября в 15 день. Комедиант Порфирий, погрузясь в воду для насмешки над крещением, был претворен святым Таинством в христианина. Это произошло пред взорами императора Юлиана Отступника. Порфирий исповедал Христа, обличил царя в нечестии, за что был жестоко мучим и потом казнен. 1104. Святитель Григорий Богослов. Слово 18. Творения святых Отцов. 1105. Святитель Григорий Богослов. Слово 40. Творения святых Отцов. 1106. Четьи-Минеи, 1 января. 1107. Ин. 7:38. 1108. Пс. 50:20–21. 1109. Слово 4 о послушании. 1110. …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). 1111. Мф. 3:11. 1112. …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). 1113. …покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15). 1114. Мф. 10:7. 1115. Деян. 20:21. 1116. …что нам делать, мужи братия? …Покайтесь, и да крестится каждый из вас. во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2:37–38). 1117. См. сочинения св. Григория Богослова, св. Кирилла Иерусалимского, св. Иоанна Златоуста и других. 1118. …во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25:30). 1119. «Закон свободы, — сказал преподобный Марк, — разумением истинным чтется; деланием же заповедей (евангельских) разумеется»: глава 32, О Законе Духовном. 1120. …в единство веры… в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). 1121. Заключение «Слова о Крещении». 1122. …моего собственного виноградника я не стерегла. …Паси козлят твоих (Песн. 1:5–7). 1123. Слово 21. 1124. Слово 7. 1125. …дух сокрушенный (Пс. 50:18–19). 1126. Слово 5. Советы ума душе. 1127. Слово 1. 1128. Слово к иноку Николаю. 1129. …суды Твои да помогут мне (Пс. 118:175).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

48. Содержание книги Авдия Обличив непримиримую вражду и низкое предательство Идумеев против народа Иудейского, им родственного, пророк возвещает, что от Господа определено Идумее совершенное низвращение и опустошение, а царству Иудейскому – возвращение прежнего благосостояния, так что его жители получат возможность отмстить Идумеям. Порядок изложения следующий. Указав предмет своих видений – Идумею, пророк говорит, что от Господа послано известие народам: вставайте и выступим против него войной! Т. е. особенным действием Промысла возбуждено между народами намерение начать войну против Идумеи (1:1–2 1127 ). По устроению Божию, Идумеяне оставались независимыми, хотя были народ незначительный, даже ничтожный (в сравнении с Египтянами и Вавилонянами). Оттого возгордились до самообольщения неприступностью своих жилищ на утесах и в скалах и говорили в сердце своем: кто меня свержет на землю, т. е. кто будет в состоянии взойти на мои неприступные скалы, чтоб взять меня оттуда и увести в плен (1:3)? Но хотя бы ты вознесся как орел, даже если бы свил гнездо между звездами, то и оттуда низрину тебя, говорит Господь (1:4 1128 ). Ибо если бы случайный набег сделан был на тебя, то хищники унесли бы то, что попало на глаза или под руки, подобно тому, как в садах после воров остается уцелевшее (1:5 1129 ). Но ты разорена и обобрана совершенно из конца в конец…… это мужи завета твоего, это мужи живущие в мире с тобой, т. е. союзники твои Вавилоняне обыскали и забрали все сокровища по всей стране (1:6–7). При этом у Идумеев, обыкновенно отличавшихся хитростью и военной предусмотрителностью, недостанет смысла предпринять что-нибудь для своей защиты; даже воины Фемана – этого источника мудрости ( Иов. 4:1 ) сделаются трусами, так, что не останется жителей на горе Исавовой за обиду или несправедливости против брата Иакова, т. е. за то, что Идумеи были участниками в разорении Иерусалима, радовались опустошению Иудеи; или рубили, или хватали спасавшихся и выдавали неприятелю (1:8–14 1130 ). Вот теперь поступят также и с ними, – и злодеяния их обрушатся на их головы (1:15–16 1131 ). А в разоренном теперь Иерусалиме будут спасшиеся и в последствии времени отомстят Идумеям; истребят их, как огонь истребляет солому, и займут земли, бывшия во владении у Идумеев, Филистимлян и Израильтян. И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава: и будет царство Господа (1:17–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

б) А с другой стороны – в словах самого Бога к Иову: при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости ( Иов. 38:7 ). Ангелами, или (по еврейскому тексту) сынами Божиими в настоящем месте несомненно названы ангелы в собственном смысле, духи бесплотные, потому что этим именем они еще прежде двукратно названы в той же книге Иова (1:6; 2:1). Между тем они признаются здесь уже суще­ствующими и славословящими Бога в день четвертый, когда со­творены были звезды; значит, предполагаются сотворенными прежде. 1127 Из святых Отцов и учителей Церкви несомненно признавали ангелов сотворенными прежде мира вещественного: Святой Василий Великий : “Еще ранее бытия мира было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зижди­тель всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые при­роды и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований. Они-то наполняют собой сущность невидимого мира, как научает нас Павел, говоря: ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли ( Кол. 1:16 ), и ангельские воинства, и архангельские чиноначалия. А когда уже стало нужно присоединить к существующему и сей мир – главным образом училище и место образования душ человеческих, а потом и вообще местопребывание для всего подлежащего рождению и разрушению, тогда произведено сродное миру и находящимся в нем животным и растениям преемство времени, всегда поспешающее и проте­кающее, и нигде не прерывающее своего течения”. 1128 Святой Григорий Богослов . “Так как для Доброты не довольно было упражняться только в созерцании Себя самой, а надлежало, чтобы добро разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее (ибо сие свойство высочайшей доброты), то Бог измышляет прежде всего ( πρτον) ангельские и небесные силы, и мысль стала делом, которое ис­полнено Словом и совершено Духом... Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир – веществен­ный и видимый; и это есть стройный состав неба, земли и того, что между ними”. 1129

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Другими словами, в самом строе жизни народов насилия и разврата и лжи, лежит начало их уничтожения: они сами-горючий материал, сгорающий, когда пламень, ими же возженный, охватит их. В отношении Ассириян момент этот пришел, как только новая сильная раса тронула это царство, наполнившее землю злодеяниями (ср. X, 17; XIV, 20, 25). Но заметим, что пророк говорит, что будут гореть „народы“. Очевидно, пророчество объемлет все царства и народы входившие в сферу влияния и Ассура и Вавилона и жившие единой с ними жизнью, как Сирийцы, Хеттеи, отчасти Аравитяне правого берега Евфрата и другие, перечисляемые в надписях Ассирии и Вавилона. Горел и Египет, занятый Персами, а позже Греками и Римлянами. Приговор Господа совершается постепенно над народами Месопотамии, и первый удар грядущего переворота есть гибель армии Сеннахерима, грозившего рукою Сиону и хулившего имя Бога Израилева 1125 . Ст. 13 предупреждает и дальних и ближних познать всемогущество Бога единого, Бога Израилева. По нашему убеждению слова пророчества Исаии должны быть изучаемы не только как ветхозаветные пророчества, применимые к государствам его только времени, – но и все народы ближние и дальние (по времени) могут и должны поучаться у великого пророка 1126 . Да не накопляют народы горючого материала, который вспыхнет и сожжет их при первом несчастьи, если нет у них религиозных и нравственных оснований. 14 . Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: „кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени? “ – Стих этот рисует ужас, овладевающий самым спасенным от гибели Иерусалимом при известии о чудесном истреблении войска Сеннахерима. Не смотря на радость избавления,-чувство страха овладевает жителями и преимущественно грешниками, думающими, что Бог далеко: как к сожалению думают многие и в наше время 1127 . Жителей Иерусалима ужасает близость Бога, в существовании Которого они сомневались, говоря: „пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святого Израилева, чтобы мы узнали!“ И вот они „увидели и угнали“, и по милосердию Божию увидели близость Божию не в наказании за свое богохульство, а в Его милосердии в ним и спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Закрыть Раздумья о грядущем Протоиерей Александр Васькин   13:50 06.02.2020 1127 Время на чтение 11 минут «Особенно громко и ясно должен звучать голос церковного вразумления в годины всенародных испытаний и смут. Недопустимо и безнравственно стоять в стороне от жизни, прикрываясь мнимой «неотмирностью» тогда, когда твоя Родина и твой народ находятся на краю гибели» Митр. Иоанн (Снычев). Россия, именно православная, мистическая, т. е. Святая Русь, невидимая апостасийным миром, но хорошо известная и ненавистная антихристианским силам и их хозяину-сатане, стоит на пороге решающих, судьбоносных событий. Эта Россия незнакома многим русским людям, насильственно и подло лишенным религиозно-национального самосознания и знающим о спасительной вере своих христолюбивых предков только по пасхальным куличам, да по лицемерным, совершенно оторванным от реальной жизни проповедям и безвольным действиям многих бессмысленных пастырей, которые или поддались «модному» духу стяжательства и властолюбия, или боятся возвысить свой голос в защиту поруганной Отчизны и брошенного народа, или в силу своей незрелости не понимают, что происходит, и каковы грозные перспективы продолжения вопиющего беззакония. Как здесь не вспомнить слова Спасителя: « Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15: 14). Если мы, русские, израненные и покалеченные до неузнаваемости, смертельно уставшие и обезверившиеся, найдем в себе последние силы совершить отважный и жертвенный бросок в вечность и сохраним дарованную нам Господом Славы драгоценнейшую жемчужину Православия в чистоте и неповрежденности до конца времен, то воскрешенное Богом возлюбленное Русское Отечество наше выступит с всемирной проповедью покаяния и даст обезумевшему человечеству последний шанс для исправления. Тогда на нас исполнятся чудные слова Евангелия: « Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф. 5,: 14-16).

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/06/...

И опять все без объяснений. Христиане думают при этом о двурогом звере, выходящем из земли 1120 и о семиглавом звере, выходящем из моря 1121 – о лжепророке и антихристе, в которых в конечные дни сосредоточится вся сила зла, вся сила дракона, древнего змия, сатаны 1122 . Концы с концами сомкнулись. От сатаны, представшего пред Богом, на­чались страдания Многострадального Иова – на слугах сатаны лжепророке и антихристе в великой скорби 1123 все и кончится. Но Иов слышит не о них, а только о каких-то странных бегемоте и левиафане. Если он не мог ответить о море, воде и граде, то тем более об этих, он вовсе не знает ничего. Да и не видел он ничего подобного 1124 . Чем ответил Иов – Богоборец вопрошавшему его Богу? Теперь уже не борьбой. Ответил покаянием. И отвечал Иов Ягве (Господу), и сказал: Я знаю, что Ты все можешь, я не знаю ответы на твои вопросы, но знаю, что Ты все это можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так я говорил о том, чего не разумел, О делах чудных для меня, которых я не знал. ………………………………………………….. Поэтому я отрекаюсь И раскаиваюсь в прахе и пепле. 1125 Иов закончил борьбу покаянием за то, что в нее вступил. Он больше не Богоборец, он – смиренно приемлющий Провидение Божие, Он больше не пытает Бога. Не зная, за что ниспослано страдание, так и не узнав, он при­емлет дела Божии, чудные для него и непостижимые. Он приемлет Бога и не нуждается в Его объяснениях. С какой готовностью он согласился бы с Аввакумом, что душа надменная не успокоится, а праведный своею ве­рою жив будет 1126 ! После покаяния Иова так кстати было бы похвалить друзей Иова за их но­тации и нравоучения, что за грехи посылаются скорби. Но ведь нет! О, чудо! Горит гнев Бога на Елифаза Феманитянина (из Фемана, городка Едомского) и двоих друзей – Вилдада и Софара. Они должны принести жертву за себя, а Иов должен помолиться за них Богу, ведь они говорили о Боге не так верно, как раб Его Иов 1127 . Потрясающе! Богоборчество Иова было угод­нее Богу, чем благочестие его друзей. Почему?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010