Согласно изложенному ответу Свящ. Конгр. св. служения, где указан критерий, которому нужно следовать, «особенно в случае неразрешимого сомнения относительно брака, заключённого в неверности», не существует общего закона, имеющего силу во всех случаях, который обязывал бы каждый раз обращаться к Св. Престолу. Необходимость такого обращения или её отсутствие зависит от природы сомнения, а точнее – от тех предположительных ситуаций, к которым это сомнение может привести. Если все эти предположительные ситуации могут быть включены в сферу власти, которой обладают Ординарии, и разрешены в этих рамках, тогда в вышеупомянутом обращении нет необходимости. Если же хотя бы одна из возможных предположительных ситуаций остаётся за пределами сферы власти Ординариев, то обращение к Св. Престолу обязательно. Ординарии обладают судебной властью и, следовательно, могли бы объявить брак недействительным, но они не могут расторгнуть его, не обладая заместительной властью. Их полномочия в том, что касается расторжения уз, ограничиваются подтверждением существования предпосылок, требуемых отдельными генеральными распоряжениями, содержащимися или в привилегии Св. Павла, или в кан. 1148 в пользу многожёнца, принимающего католическое крещение. Если все предположительные ситуации охватываются этими генеральными распоряжениями, то сами Ординарии могут разрешить вступление в новый брак также и тем, кто находится (пусть даже только сомнительно) в условиях, требуемых для использования привилегии веры. Только в этих случаях прежние узы, если они действительно существуют, перестают существовать при заключении нового брака. Например, можно не обращаться к Св. Престолу в том случае, когда сомнительный брак был заключён между двумя нехристианами, один из которых обращается в католическую веру, а другой остаётся в неверности. Рассматриваемый брак объективно может быть или недействительным, или действительным. Во втором случае, если предположить, что существуют (хотя бы сомнительно) все другие условия и речь не идёт о диспенсации от «одобренного и завершённого брака», он может быть расторгнут в силу генерального распоряжения, входящего или в привилегию Св. Павла, или в кан. 1148, причем нет нужды обращаться к Св. Престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Самым обычным случаем был тот, когда многожёнец помнил, какая из его жён является первой, однако ему было «тяжело» расстаться с той, которую он предпочитал всем остальным. Пий V предусмотрел такую ситуацию. Обращённый многожёнец мог, расставшись с другими жёнами, удержать при себе в качестве законной супруги ту, к которой чувствовал себя сильнее привязанным – «при том условии», чтобы и она к моменту заключения брака была крещёной 286 . В этом пожаловании Пия V не упоминался такой случай, когда первая жена уже была крещена или желала принять крещение. В истолковании Святого Престола прямо говорилось, что после своего обращения многожёнец должен был остаться только с первой женой, «если она тоже была крещена или хотела принять крещение» 287 . Поэтому в этом втором случае ему надлежало запросить её на этот счёт. И только если первая жена ответила бы отрицательно, он мог бы выбрать и оставить себе в качестве единственной законной жены ту, которую любит. В дальнейшем, принимая прошения из многих мест, Свящ. Конгр. евангелизации народов в самой последней формулировке десятилетних полномочий предоставила Ординариям право «по веской причине разрешать неверным, имеющим нескольких жён, без какого-либо запроса первой жены остаться после крещения с той из них, которой они отдают предпочтение, если и она тоже будет крещена» 288 . Кан. 1148 нового Кодекса перестраивает и изменяет всё содержание распоряжений Павла III и Пия V, которые были отданы «для определённых территорий», а в кан. 1125 прежнего Кодекса были распространены «при таких же обстоятельствах на другие регионы». Из особых индультов они превратились в общее право. Нынешнее общее право рассматривает тот случай, когда многожёнцу, готовому обратиться в католическую веру, «тяжело оставаться с первой из жён», хотя, как правило, по Божественному закону, он должен был бы оставаться в супружеском союзе только с ней. В этом случае, когда твёрдым остаётся принцип моногамии, кан. 1148, § 1, формулируя генеральное распоряжение, предоставляет многожёнцу, принявшему крещение в Католической Церкви, право оставить себе в качестве единственной законной супруги ту из жён, которая ему наиболее желанна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Между французами был пущен слух, что немцы, переправившиеся в Азию, быстро подвигаются вперед, шаг за шагом одерживают блистательные победы; так что французам нечего будет делать в Азии. Соревнование французов было возбуждено; они требовали переправить их поскорее через Босфор. Здесь уже, на Азиатском берегу, французы узнали о несчастной участи немецкого войска; в Никее свиделись оба короля, — Людовик и Конрад, и решились продолжать путь вместе, в верном союзе. Так как путь от Никеи до Дорилея был покрыт трупами и облит христианской кровью, оба короля желали избавить войско от тяжелого зрелища и потому отправились обходным путем, на Адрамитий, Пергам и Смирну. Путь этот был чрезвычайно трудный, замедлявший движение войска; выбирая этот путь, короли надеялись встретить здесь менее опасностей со стороны мусульман. Надежды их однако не оправдались: турецкие наездники держали в постоянном напряжении крестоносную армию, замедляли путь, грабили, отбивали людей и обозы. Кроме того, недостаток съестных припасов и фуража заставил Людовика бросить массу вьючных животных и багажа. Французский король, не предвидя всех этих затруднений, взял с собой многочисленную свиту; поезд его, в котором участвовала и его супруга Элеонора [ 3 ], был в высшей степени блистательный, пышный, не соответствовавший важности предприятия, соединенного с такими затруднениями и опасностями. Крестоносное ополчение двигалось очень медленно, теряя на своем пути массу людей, вьючного скота и багажа. Часть 3 В начале 1148 г. оба короля прибыли в Эфес с жалкими остатками войска, тогда как при переправе ополчения через Босфор византийцы, конечно преувеличенно, насчитывали его до 90 тысяч. В Эфесе короли получили от византийского императора письмо, в котором последний приглашал их в Константинополь отдохнуть. Конрад отправился морским путем в Константинополь, а Людовик, с большим трудом добравшись до приморского города Анталии, выпросил у византийского правительства кораблей и с остатками войска в марте 1148 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Обращение кн. Изяслава за помощью в Венгрию и Польшу. Радзивиловская летопись. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 188 об.) Отказ кн. Юрия Долгорукого выполнить условия договора с Изяславом Мстиславичем. Обращение кн. Изяслава за помощью в Венгрию и Польшу. Радзивиловская летопись. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 188 об.) После примирения в 1147 г. Владимира и Изяслава Давидовичей со Святославом Ольговичем задача противостояния черниговским князьям стала одной из важнейших для И. М., в то время как Ростислав Мстиславич должен был сдерживать Юрия Долгорукого на севере. В нач. 1148 г. И. М. взял Городец Остёрский, представлявший собой анклав ростово-суздальских князей в Юж. Руси. Вскоре И. М. осадил Чернигов и разорил городскую округу. В 1148 г. И. М. заключил союз с черниговскими князьями, в февр.- марте 1149 г. Мстиславичи разорили владения ростово-суздальского князя в верховьях Волги. В июле 1149 г. войска Юрия Долгорукого и союзные ему половцы выступили на Киев. В сражении под Переяславлем 23 авг. 1149 г. они нанесли поражение отрядам И. М., который бежал во Владимир-Волынский. Получив помощь из Центр. Европы, И. М. намеревался возобновить борьбу за Киев, для чего позвал на киевский стол дядю Вячеслава Владимировича. Однако союзники И. М. оставили его из-за нападения пруссов на Польшу, а Юрия Долгорукого поддержал галицкий кн. Владимирко Володаревич. В этой ситуации И. М. начал переговоры с Юрием Долгоруким. В марте 1150 г. между князьями был заключен мир, по к-рому И. М. отказался от Киева. На состоявшейся позднее встрече Юрия и Вячеслава Владимировичей с И. М. в Пересопнице было решено вернуть последнему его имущество, захваченное ростовским войском в сражении 23 авг. 1149 г. Невыполнение Юрием Долгоруким условий договора стало поводом для И. М. к походу на Киев летом 1150 г. После победы над отрядами Глеба Юрьевича у Пересопницы И. М. вступил в столицу и вынудил въехавшего туда ранее Вячеслава Владимировича перейти в Вышгород. Между тем Юрий Долгорукий соединился с Ольговичами и Давидовичами, на помощь ему шел галицкий кн.

http://pravenc.ru/text/293929.html

Раймунд Антиохийский принял французов очень радушно: последовал ряд празднеств и торжеств, в которых французская королева Элеонора играла первенствующую роль. Не замедлила проявиться интрига, которая не осталась без влияния на общий ход дел: Элеонора вступила в связь с Раймундом. Само собою разумеется, Людовик чувствовал себя оскорбленным, униженным, он потерял энергию, воодушевление и охоту вести начатое дело. Но были обстоятельства, которые еще хуже отозвались на деле второго крестового похода. Пребывание Конрада III в Константинополе в зиму 1147/48 гг. сопровождалось охлаждением между ним и византийским императором. Весною 1148 г. Конрад отправился из Константинополя в Малую Азию, но только не в Антиохию для соединения с французским королем, а прямо в Иерусалим. Как для Раймунда, так и для Людовика было в высшей степени неприятно известие, что Конрад оставил задачи крестового похода и предался интересам Иерусалимского королевства. Балдуин III, король Иерусалима, побудил Конрада стать во главе войска, которого иерусалимское королевство могло выставить до 50 тыс., и предпринять поход против Дамаска. Это предприятие следует считать в высшей степени неверным и ошибочным, да оно и не входило в виды второго крестового похода. Движение против Дамаска в интересах Иерусалимского княжества окончилось весьма печальными результатами. В Дамаске, правда, находилась довольно грозная сила; но весь центр тяжести мусульманского Востока, вся сила и опасность для христиан сосредоточивалась в это время не в Дамаске, а в Мосуле. Эмир моссульский Зенги, а не другой кто завоевал Эдесу и угрожал остальным христианским владениям. После смерти Зенги в Мосуле сидел сын его Нуредин (Нур-эд-дин), который приобрел весьма крупную, хотя и печальную известность в восточных христианских летописях как самый непримиримый и грозный враг Антиохии и Триполи. Само собою разумеется, что если бы его не ослабили в 1148 г., он впоследствии мог сделаться грозною, роковою силою для всего восточного христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В этом же году стала женой короля Франции Людовика VII, которого сопровождала во втором крестовом походе, возглавляя отряд знатных дам. Ее фривольное поведение возбуждало сильную ревность короля, и по возвращении во Францию церковный собор расторг их брак (1152 г.). Вместе с ней Людовик VII потерял территорию огромной Аквитании, которая в результате второго брака герцогини (1152 г.) с графом Генрихом Анжуйским, будущим королем Англии Генрихом II Плантегенетом (1154 г.), вошла в состав английского государства. Спор за аквитанское наследство между Англией и Францией нашел свое окончательное разрешение только в ходе Столетней войны. За интриги против Генриха II королева была заключена в тюрьму (1173-1189). Освобожденная своим старшим сыном Ричардом I Львиное Сердце, во время его крестового похода управляла Англией. Часть 3 В начале 1148 г. оба короля прибыли в Эфес с жалкими остатками войска, тогда как при переправе ополчения через Босфор византийцы, конечно преувеличенно, насчитывали его до 90 тысяч. В Эфесе короли получили от византийского императора письмо, в котором последний приглашал их в Константинополь отдохнуть. Конрад отправился морским путем в Константинополь, а Людовик, с большим трудом добравшись до приморского города Анталии, выпросил у византийского правительства кораблей и с остатками войска в марте 1148 г. прибыл в Антиохию. Рассказанными событиями, можно сказать, исчерпывается результат Второго крестового похода; громадные армии королей растаяли под ударами мусульман; а короли, — французский и немецкий, соединившиеся для одной цели, скоро разошлись и стали преследовать противоположные задачи. Раймунд Антиохийский [ 1 ] принял французов очень радушно: последовал ряд празднеств и торжеств, в которых французская королева Элеонора играла первенствующую роль. Не замедлила проявиться интрига, которая не осталась без влияния на общий ход дел: Элеонора вступила в связь с Раймундом. Само собою разумеется, Людовик чувствовал себя оскорбленным, униженным, он потерял энергию, воодушевление и охоту вести начатое дело.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Псалом 83 1. В конец. О точилах 1146 . Сынам Кореевым 1147 . Псалом. Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Всемерно желает 1148 душа моя (войти) во дворы Господни, сердце мое и плоть моя радуются о Боге живом. Ибо и птица 1149 находит себе жилье, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих: (таковы) для меня алтари Твои, Господи сил, Царь мой и Боже мой! 1150 Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков они будут восхвалять Тебя. Блажен муж, для которого есть защита у Тебя, который в сердце своем положил восхождение В долину плача, в назначенное (Богом) место 1151 , ибо Законоположитель дарует (за сие) благословение. Будут они восходить от силы в силу, явится (для них) Бог богов в Сионе. Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иакова! Защитник наш, узри, Боже, и призри на помазанника Твоего! Ибо один день во дворах Твоих лучше тысяч: предпочел я лучше повергаться 1152 у дома Бога моего, нежели жить в домах грешников. Ибо милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст. Господь не лишит благ ходящих незлобиво. Господи, Боже 1153 сил, блажен человек, уповающий на Тебя! 1148 Слав. желает и скончавается по-русски вульгарно: до смерти хочет. «Душа изнемогает от чрезмерного желания» (Зигабен). 1150 Т. е. я признаю для себя (2–3 стт.) местом прибежища, как птица – гнездо, Твои жертвенники и храм (Феодорит и мн. новые толковники – Hupfeld. Die Psalmen. Bd. 3. S. 458–461; Hoberg. Die Psalmen. S. 304). Распространение и принятое в синод. пер. и у преосв. Порфирия чт. у олтарей не соответствует греч. т. и не естественно: как могли у жертвенников свивать гнезда птицы? Неужели так небрежно было священство при Давиде и сынах Кореевых?.. (Hupfeld. L. с.). 1152 Греч. παραρριπτεσθαι – слав. приметатися, быть повергаему, занимать у порога последнее место; «с нищими стоять» – по нашему обычаю. 1153 Слав. Боже соответствует Θες [добавление из 9 ст.] – син. [после испр.], 13, 21, 39, 55, 65–67 и др. (ок. 100), у Григ. Нис., Кир. Алекс., компл., альд., в греч. церк. Псалт. и у Анфима; а в ват., [син. до испр.,] алекс. и др. – нет. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

К. было уделено налаживанию отношений с крестоносцами, с поддерживавшими их европ. гос-вами и преодолению невыгодных для Византии последствий крестового похода. Летом 1147 г. на Балканы пришло войско нем. крестоносцев во главе с имп. Конрадом III, участником 2-го крестового похода. Византийцы пытались препятствовать грабежам рыцарей на своей земле, что вскоре привело к стычкам и настроило византийцев и крестоносцев враждебно. Византийцы фактически оборонялись от войска Конрада III, позволяя рыцарям двигаться только по согласованным маршрутам. В нач. осени 1147 г. Конрад был переправлен М. К. в М. Азию, где вскоре был разбит тюрками. М. К. предлагал военную помощь крестоносцам в М. Азии, но получил отказ. Одновременно враждебность европейцев и возможность их союза против Византии подтвердились после нападения летом 1147 г. флота кор. Рожера II Сицилийского на греч. побережье и захвата им Корфу (Керкиры). Франц. крестоносное войско кор. Людовика VII подошло к К-полю в кон. осени 1147 г. Людовик стремился сохранять дружественные отношения с М. К. и отвергал предложения нек-рых своих сеньоров поддержать сицилийцев и вступить с Византией в войну. М. К. торжественно принял Людовика и вскоре переправил его войска в М. Азию, где под Никеей они соединились с остатками войска Конрада. Раненый Конрад вскоре вернулся в К-поль и провел при дворе М. К. зиму 1147/48 г., а весной отправился на Св. землю морским путем. После фактической неудачи 2-го крестового похода, возвращаясь в Европу, осенью 1148 г. Конрад вновь встретился с М. К. в Фессалонике; союз между 2 империями был упрочен. Конрад выражал готовность выступить против Сицилии одновременно с византийцами. В 1148/49 г. был заключен брак между племянницей М. К. Феодорой и племянником Конрада Генрихом Бабенбергом, герц. Австрийским. Весной 1150 г. также велись переговоры о династическом браке между принцем Генрихом Германским и одной из родственниц М. К. Брак, однако, так и не состоялся (вероятно, из-за смерти Генриха в 1151). Союз М.

http://pravenc.ru/text/МАНУИЛ I ...

Tunc secedunt et stantes pro ianuis cancellorum a dextris et a sinistris, unusquisque dicit orationes mysteriorum in silentio intuentes ad sanctam mensam. 1144 И немного позже после диаконского призыва «Станем добре», возвещавшего начало анафоры, мы находим рубрику: Quo dicto, sacerdos qui solus assistit diuine mense et qui secus illam diaconi contingentes uenerabile peplum subleuant... 1145 Следовательно, только один священник стоял возле престола; другие, расположившиеся в алтаре «in circuitu [в круге]» 1146 во время диалога, как упоминается, отходят и выстраиваются справа и слева от «pro ianuis cancellorum». Что это значит? Может быть, во время анафоры сослужители стояли вне алтаря пред оградой, тем более, что двери были закрыты после лобзания мира? 1147 Рубрика, которая предшествует литании после входа ничем нам не поможет. Она только сообщает, что священники стоят «in locis suis». 1148 И язык, используемый Львом Тосканским в других рубриках, не проливает света на то, что он подразумевает под «pro ianuis». 1149 Pro может означать «в», или «на», а также «прежде», «перед», «прямо напротив». 1150 Но Тосканец, вероятно, переводил «προ τν θυρν», которую трудно интерпретировать в любом случае иначе как «перед, прежде, до». Возможно, ключ к загадочной рубрике Тосканца можно найти в форме алтарного ограждения Святой Софии. Второй алтарь Юстиниана, построенный после 558 г., просуществовал до захвата Константинополя в 1204 г. Согласно реконструкции Ксидиса и Мэтьюза, ограда была «П-образной формы» 1151 , и Павел Силенциарий явно упоминает двери со всех трех сторон. 1152 Следовательно, возможно, что пресвитеры стояли вдоль северных и южных сторон престола перед двумя меньшими дверями. Но относится «pro ianuis» Тосканца к этим боковым дверям или к центральным «святым вратам»? Мы думаем, что он использовать pro с точки зрения одного положения внутри. Казалось бы, что сослужители находятся рядом с предстоятелем во время диалога «Помяни мя, брате», затем отходят, когда он приближается к престолу для молитвы чина accessus. Другие источники поддерживают эту гипотезу. В XIV в. Архиератикон Гемиста сообщает, что во время входа тайн сослужащие епископы стоят в двойном ряду «по обеим сторонам алтаря от святых врат до престола». 1153 Это, вероятно, объясняет рубрику кодекса British Museum Add. 34060, патриаршего диатаксиса XII в., в соответствии с которой патриарх отходит от престола после покрытия даров и стоит возле сослужителей у святых дверей во время диалога. Мы цитируем эту рукопись (f. 513v), потому что издание Арабатзоглу (P. 238) является дефектным:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Спасайтесь! Даруй вам, Господи, отгуляться досыта. Ваш богомолец Еп. Феофан. 9 июня 1881 г. 1147. О раздаче писем святителя против Пашковцев. Исход заботы о защите иконопочитания. О своем здоровье Милость Божия буди с вами! Насилу дождался присылки писем от о. Васильева. От Никитина тоже получил давно. Но это не все – только четыре первые... и эти сойдут. Но теперь что шлются (еще есть на почте тюки) – это все письма... и много их. Два тюка получил – до 200. На почте еще 3 тюка. Стало быть, всех будет 400–500. Благодарствую. Теперь я их буду щедро рассылать в разные стороны. Тамбовцы, слышно, читают усердно. Если желаете, пришлю; шлю 10, – лучше, чем дожидать, но раздавайте не иереям. Вам, – не пару экземпляров, а хоть пару десятков. Там раздавать можете для чтения, – и так. Мудрость в них не велика. Но сведено под один обзор, и поставлено на своем месте, – что не худо действует на душу. Я сначала думал, что по пустякам болтал; а теперь надумалось, что не по пустякам. Кому-либо пригодится. Собирался было писать об иконопочитании. Но пришла благоверная, связала руки. На днях получил письмо от о. протоиерея Орловского Остромысленского, – где извещает, что он составил статью об иконопочитании, и печатает в Орле. Он был в Москве и там кто-то подзадорил его. Вот я и покоен. Мне же очень стало нравиться – ничегонеделание. И я ничего не делаю, хоть немножко и досадую на себя. Глаз мой почти закрылся. Но другой бодрится. Прочее здоровье в порядке. Что будет писать о. Матвеевский, – готов перечитывать. Но он когда распишется, гладко и дельно будет писать. Желаю вам нагуляться в деревне, – и набраться освежающих стихий. Спасайтесь! Ваш богомолец Еп. Феофан. 1148. Разные ответы. Продолжаются указания и советы составителю книги о жизни Спасителя Милость Божия буди с вами! Добрейший мой Н-лай В-вич! Милость Божия буди с вами! Письма уж и разослали! Если имеете еще места, куда послать, скажите. Пришлю хоть полсотни. Горчакова диссертации не читал. Белое духовенство ваше не может пройти без пользы. Если имеете еще что писать в том же роде, – пишите ничтоже сомняся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010