– обман должен быть предпринят именно с намерением получить согласие Ошибка, вызванная обманом, не имеет места, если улица, предпринявшего обманное действие, не было прямого намерения получить согласие. Существенным элементом ошибки, приводящей к недействительности, является исключительно причинная связь между обманным действием и брачным согласием. – предметом обманного действия должно быть одно из качеств другого брачующегося Дефект согласия наличествует лишь тогда, когда обман вызвал ошибку de facto относительно одного из качеств личности. Фактическая ошибка касается исключительно личного качества другой стороны. Это качество – положительное или отрицательное – должно наличествовать к моменту заключения брака. – это качество должно быть из числа таких, которые способны серьёзно повредить браку Качество, физическое или моральное, необходимо существующее к моменту заключения брака, объективно должно относиться к таким качествам, которые способны серьёзно расстроить супружеский союз: например, бесплодие вследствие хирургического вмешательства, симуляция беременности, осуждение на строгое тюремное заключение, проституция, неизлечимая заразная болезнь и т.д. 3.5. Ошибка относительно личности и качества личности в восточных некатолических Церквах Ошибка относительно идентификации личности, когда речь идёт о физической подмене одного лица другим, признаётся причиной недействительности брака во всех православных Церквах – по той причине, что она приводит к радикальному изъяну согласия. В отношении ошибки относительно личного качества одного из супругов, вызванной обманом, принимаются в расчёт некоторые физические и моральные качества, считающиеся существенными в восточных традициях: напр., девственность невесты. 5.6. Ошибка относительно существенных свойств и достоинства брака-таинства 1099 Error circa matrimonii unitatem vel indissolubilitatem aut sacramentalem dignitatem, dummodo non determinet voluntatem, non vitiat consensum matrimonialem. 1099 Ошибка относительно единства брака, его нерасторжимости или достоинства брака-таинства не нарушает брачного согласия, если только она не является определяющей причиной волеизъявления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

(Frut./Ekk. Р. 104) 3. В лето Господне 1099-е. (...) [Стоявшее близ Константинополя войско крестоносцев пополнилось новыми подкреплениями и выступило в сторону Никеи, взяв которую, передало ее, согласно договору, византийскому императору 758 .] Оттуда, продвигаясь по державе Константина (regnum Constantini) 759 , земле чрезвычайно обильной, они достигают Русского моря (mare Rusciae) 760 . Как явствует из письма, доставленного графом Робертом (Rpertus) 761 , Христос вел свое войско [по местам] с таким изобилием пропитания, что баран стоил монету (nummus), а бык – сикль (siclum) 762 . [Перипетии осады крестоносцами Антиохии 763 .] (Frut./Ekk. Р 150) 753 Буквальное заимствование из «Хроники» Сигеберта из Жамблу 25/1). Это сообщение было включено в «Хронику» Эккехардом при работе над редакцией III в 1113 г. 755 Сообщение происходит из текста Фрутольфа. Имя знаменитого маркграфа Саксонской северной марки из рода Штаденов Удона II названо по недоразумению вместо имени его значительно менее известного сына – Генриха I Высокого (или Длинного). Эккехард, редактируя текст Фрутольфа, исправил эту ошибку. Правильные сведения находим и у «Саксонского анналиста», детально знавшего родословие Штаденов-Удонов (см. 45/20 и соответствующий комментарий). 756 Киевского князя Всеволода Ярославича. Речь идет о втором браке его дочери Евпраксии, в Германии получившей династическое имя Адельхайды. О вероятных политических целях этого союза см: ДР. С. 373–378 [IV, 5.3]; Назаренко 2008. С. 15–67; о Евпраксии-Адельхайде в целом: Russ 2006. S. 481–518 (здесь прочая литература). 758 Алексею I Комнину, к началу правления которого (1081 г.) Византийская империя утратила всю Малую Азию, так что даже находившаяся на берегу Мраморного моря Никея была в руках сельджуков. Речь идет о событиях Первого крестового похода и взятии Никеи, которое имело место в июне 1097 г. Таким образом, весьма пространная статья 1099 г. в «Хронике» Эккехарда носит синоптический характер. 759 Вероятнее всего, так названы земли, исторически принадлежавшие Византийской империи, создателем которой автор считает римского императора Константина Великого – как основателя Константинополя, византийской столицы. В связи с затруднениями при истолковании топонима «Русское море» (см. следующее примеч.) высказывалось также предположение, что Константин в данном случае – это армянский правитель Киликийской Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начиная со 2-го крестового похода (1147-1149), военные экспедиции стали более организованными. Их руководители заранее запасались продовольствием, договаривались о перевозках и поставках провианта, воды и фуража. Анархия первых К. п. заставила участников последующих экспедиций выбирать главнокомандующего армией крестоносцев (нередко это была формальность), заключать контракты и определять круг обязанностей каждого. Несмотря на эти меры, в разнородном (в т. ч. и в этническом отношении) войске крестоносцев никогда не было четкого плана походов, жесткой дисциплины, а также полной скоординированности действий между армиями. С. В. Близнюк 1-й крестовый поход (1096-1099) Поводом к нему послужило обращение визант. имп. Алексея I Комнина (1081-1118) к папе Римскому Урбану II (1088-1099) с просьбой о помощи в борьбе против сельджуков. Обращение было передано папе византийской делегацией во время Собора в Пьяченце (1-7 марта 1095). После смерти султана Малик-шаха I (1072-1092) в государстве сельджуков начался династический кризис, что давало основания рассчитывать на отвоевание М. Азии. Папа Урбан II надеялся, оказав военную помощь Византийской империи, способствовать восстановлению единства Церкви, утраченного в результате схизмы 1054 г. Кроме того, папа рассматривал византийского имп. Алексея Комнина как важного союзника в противостоянии германскому имп. Генриху IV. Султан Алп-Арслан попирает визант. имп. Романа IV Диогена. Миниатюра из сочинения Дж. Боккаччо «О несчастьях знаменитых людей». 2-я четв. XV в. (Paris. fr. 232. Fol. 323) Султан Алп-Арслан попирает визант. имп. Романа IV Диогена. Миниатюра из сочинения Дж. Боккаччо «О несчастьях знаменитых людей». 2-я четв. XV в. (Paris. fr. 232. Fol. 323) Организация масштабной военной экспедиции на Восток требовала серьезной подготовки; она началась во время большого путешествия Урбана II по юго-зап. части Франции (июнь 1095 - авг. 1096). 27 нояб. 1095 г., накануне закрытия Клермонского Собора, папа официально объявил о начале крестового похода.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

– Пер. 11 Ср. статью автора: Die geschichtliche Entwicklung der orthodoxen Kirchen im Sudosten und Osten Europas//W . Nyssen u. a. (Hg). Handbuch der Ostkirchenkunde. BdI. Dusseldorf, 1984. S. 133–208, особ. 163–165 (с библиографией). 12 Baumann F. L. (Hg). Die altesten Urkunden von Allerheiligen in Schaffhausen, Rheingau und Muri (­Quellen zur schweizerischen Geschichte III). Basel, 1883. S. 146–150. 13 Delaville le Roulx J. Trois chartres du XIIe si-cle concernant l’Ordre de S. Jean de de l’Orient Latin I. Paris, 1883. P. 409–415, особ. Р. 413–415. 14 Plank P. Sabas von Kaisareia. Ein Beitrag zur Geschichte der melkitischen orthodoxen Patriarchate von Jerusalem und von Alexandrien zur Komnenen-Zeit//Ostkirchliche Studien 43 (1994). S. 23–40. Приводимые и интерпретируемые в статье документы – еще один вклад в список Патриархов Александрийских, составленный александрийским архидиаконом Дионисием в 1845 г. по неизвестным источникам для русского востоковеда архимандрита Порфирия (Успенского) : “73.: Савва в год Спасителя 1100. Правил как патриарх 22 года”. – Александрийская Патриархия. Сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской Патриархии. Т. I/Составлен архим. Порфирием (Успенским) . Издание Императорской Академии Наук под ред. Хр. М. Лопарева. СПб., 1898. С. 7. 15 Tsougarakis D. The Life of Leontios, Patriarch of Jerusalem. Text, Translation, Commentary. Leiden u.a. 1993. P. 44–52; ср. Там же. Р. 168 и сл. 16 Plank P. Ioannes IX. von Jerusalem (1156/57-vor 1166), Patriarch im Exil//Kohlbacher M.-Lesinski M. (Hg). Horizonte der Christenheit (­Festschrift F. Heyer). Erlangen, 1994. S. 176–191. 18 Plank P. Patriarch Simeon II. von Jerusalem und der erste Kreuzzug. Eine quellenkritische Untersuchung//Ostkirchliche Studien 43 (1994). S. 275–327. 19 Janin R. Chypre. Dictionnaire d " histoire et de (­DHGE) XII (1953). P. 791–820, особенно Р. 797–801. 24 Bohmer H. Kirche und Staat in England und in der Normandie im 11. und 12 Jahrhundert. Leipzig, 1899 (перепечатано Aalen 1968). 25 Norwich J. J. Die Wikinger im Mittelmeer. Das Sudreich der Normannen 1016–1130. Wiesbaden, 1968. Читать далее Источник: Планк, Петр. Православные христиане Святой Земли во времена крестовых походов (1099-1187): Ретроспективный обзор к 900-летию взятия Иерусалима. Перевод М. Журинской//Альфа и Омега, 2000, 4 (26) - М., 2000. С. 180-191. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вероятно, последним значительным событием в истории нижней церкви К. б. был совет 1099 г., на котором титулярный кардинал базилики Райнерий-ди-Бледа был избран главой Римской Церкви (папа Пасхалий II (1099-1118)). Сразу после выборов папы древняя базилика оказалась заброшена, ее засыпали, на ее основании возвели базилику, освященную в 1118-1119 гг. Средневековая базилика Средневековая базилика является примером возрождения в рим. архитектуре XII в. раннехристианских традиций. Надпись на епископском троне в алтаре сообщает, что «начал и завершил работы» в базилике кард. Анастасий († ок. 1125); освящение, очевидно, совершил папа Геласий II (1118-1119). Вид на центральную апсиду базилики сщмч. Климента Вид на центральную апсиду базилики сщмч. Климента Трехнефная одноапсидная (диаметр апсиды 8,47 м) базилика по плану аналогична нижней церкви, но значительно меньше по размеру: она занимает центральный и юж. нефы раннехрист. предшественницы. Вход устроен с зап. стороны. Центральный неф (ширина 21,69 м) отделен от боковых (ширина южного 5,73 м, северного 3,74 м) аркадой, опирающейся на 8 колонн с каждой стороны. В центре ряд колонн прерывается мощными прямоугольными опорами (столпами), что характерно для средневековых рим. храмов. Все колонны, базы и капители, так же как в нижнем храме,- античные сполии. Высокие стены клеристория в верхней части прорезаны большими прямоугольной формы окнами - по 3 с каждой стороны (первоначально были более узкие, с циркульными завершениями, по 5 справа и слева; переделаны в XVIII в.). Мозаика в конхе центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Мозаика в конхе центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Посреди центрального нефа напротив главного престола расположен средневек. хор, окруженный мраморными плитами (VI в.). Внутри хора с левой стороны - мраморный амвон (XII в.). Сень над престолом - произведение XIX в. Пол базилики (XII в.) выложен полихромным камнем в технике opus sectile в стиле косматеско. Христос Пантократор. Фрагмент мозаики предалтарной арки базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг.

http://pravenc.ru/text/1841417.html

Когда вспомнишь о бесконечных разногласиях, которые заставляли их делать столько ошибок, об ослеплении, в которое они подчас впадали накануне величайших опасностей, то станешь удивляться, как они вообще не погибли в своем предприятии. Конечно, философия может обнаружить много странного и несообразного в событиях этого похода; но она находит в них и обильный источник наблюдений, глубоких и новых, и прежде всего весь спектр страстей народа с самыми неприметными сокровенностями человеческого сердца. Разум, без сомнения, должен сожалеть о беспорядках, неистовстве и безрассудстве крестоносцев; но именно здесь человек раскрылся во всем своем своеобразии без умолчаний и ретуши. И если одни сцены этой великой драмы и возбуждают наше негодование, то другие наполняют удивлением и восторгом. Неудивительно, что поэзия увековечила эту средневековую эпопею в той же мере, как и другую, подобную ей, совершенную в древности. Если античные греки вдохновили Гомера, создавшего свою «Илиаду» ради прославления Троянской войны и ее героев, то Средневековье побудило Тассо написать «Освобожденный Иерусалим», поэму более занимательную и опирающуюся на несравненно более реальные основы. Впрочем, здесь мы уже вторгаемся в чужую сферу. А потому не станем развивать этой мысли и лучше займемся судьбой тех государственных образований крестоносцев, которые сложились на Востоке в результате Первого крестового похода. Книга V. Иерусалимское королевство (1099–1146 гг.) 1099 г. Если бы все земли Палестины с ее цветущими городами и областями находились под властью Готфрида, он бы, бесспорно, мог соперничать в могуществе с многими мусульманскими монархами. Однако Иерусалимское королевство, несмотря на свой громкий титул, в действительности состояло из Иерусалима и двух десятков населенных пунктов вблизи города; но и они не представляли сплошного массива, будучи разделены крепостями, в которых все еще господствовали мусульмане, да и в подвластных крестоносцам деревнях жили в основном турки, арабы, египтяне, настроенные враждебно к новому государству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Едва решили двигаться в путь, как в лагерь пилигримов явились послы императора Алексея Комнина (наконец-то!) с предложением отложить начало похода, поскольку василевс в принципе готов составить им компанию в борьбе за Иерусалим; нужно лишь время, чтобы он собрал необходимую армию. Раймунд ликовал, всем своим видом демонстрируя, что лишь он один был прав в своих предположениях. Но рядовые крестоносцы, которым опротивело бесконечное ожидание, требовали игнорировать такое предложение о военном союзе 336 . Поскольку Боэмунд не собирался покидать с таким трудом доставшуюся ему Антиохию, Раймунд, проглотивший сквозь горечь слез еще один удар судьбы – он так и не смог покорить Мару, 13 января 1099 г. совершил демонстративный и многозначный поступок. Босой и одетый как кающийся грешник, он вышел из своей палатки и пошел по направлению к Иерусалиму. Этот благородный поступок, помноженный на с умом потраченные деньги, принесли графу много пользы: его авторитет стал непререкаемым, и уже он, а не норманн стал неформальным главой крестоносного мероприятия. Даже Танкред, не говоря уже о Роберте Норманнском, получившие от Раймунда по 10 тыс. золотых монет, признали его лидерство и отправились с ним в поход. Впрочем, нельзя отбрасывать и того предположения, что переход на службу к Раймунду был втайне согласован Танкредом с дядей, с большим недовольством взиравшим на активность своего врага 337 . Поход продолжался, равно как и бедствия, которыми были со всех сторон окружены крестоносцы. Ведь вследствие упорного «стояния» Раймунда латиняне отправились в путь не благословенной весной, а уже в конце мая 1099 г., когда солнце начало давать себя знать в полном объеме. Состояние их было тяжелым, положение – отчаянным. Автор сочинения «Cesta Francorum» писал: «Наши люди столь измучены жаждой, что пускали кровь лошадям или ослам, чтобы напиться. Другие опускали в сточные ямы пояса или другую одежду и выжимали в рот влагу. Третьи раскапывали влажную землю и ложились на спину, укладывая землю себе на грудь. Столь ужасным был голод, что люди варили и ели листья смоковницы, винограда, чертополоха, других растений. Иные варили высушенные шкуры лошадей, верблюдов, ослов, быков или волов и ели их». И далее: «Мы страдали от жажды настолько, что зашивали шкуры быков или волов и использовали их, чтобы принести воду за шесть миль. Мы пили воду из этих бурдюков, хотя она воняла. И вот от дурной воды и ячменного хлеба мы каждый день терпели страдания, да еще и сарацины устраивали засады у каждого источника или пруда, где убивали наших и резали их тела на части» 338 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но и помимо этого хватало трудностей. Как всегда, междоусобица постоянно давала себя знать, и уже скоро авторитет Раймунда Тулузского, как единоличного лидера, пошатнулся. Теперь крестоносцев вели он, Готфрид Бульонский и Роберт Норманнский. Боэмунд так и не исполнил своего обещания, сославшись на неотложные проблемы, занимавшие его в Антиохии. Правда, часть его норманнов была переподчинена Танкреду. По свидетельствам современников, крестоносная армия являла собой жалкие остатки некогда пышного 300-тысячного воинства. Теперь в лагере насчитывалось не более 40 тыс. человек различного сословия и пола, из которых не более 20 тыс. были способны носить оружие. Кроме того, возникли сложности с бывшим союзником в лице Египетских Фатимидов, захвативших Иерусалим. К визирю аль-Афдалю были направлены послы с требованием передать Святой город латинянам, но мусульманин категорически отказал в этом. Теперь вместо одного врага у крестоносцев появилось два. Всем было ясно, что после неудачного посольства египтяне начнут готовить новую армию для посылки в Иерусалим, а латинянам еще нужно было пройти почти 300 км, чтобы достичь цели своего похода раньше Фатимидов. Правда, неожиданно нашлись и добровольные помощники – мелкие турецкие князья, чьи владения располагались возле Бейрута, Тира, Сидона, не желавшие найти смерть от пилигримского меча, начали охотно снабжать крестоносцев продовольствием. Наконец, 7 июня 1099 г., пройдя за три года более 3 тыс. км, крестоносцы увидели Иерусалим 339 . 12 июня, полные религиозного возбуждения, пилигримы совершили Крестный ход, а затем, по совету старика-христианина, уроженца этих мест, устремились на штурм, который, увы, оказался для них неудачным. Пришлось подождать подхода главных сил, срочно изготавливать штурмовые башни и уже под их прикрытием идти вперед. 15 июля 1099 г. начался новый и последний штурм Иерусалима. Битва была чрезвычайно кровопролитной. Крестоносцы несколько раз с трех сторон бросались на штурм, но их атаки отбивали защитника города. Наконец, воспользовавшись густым дымом, затянувшим часть крепостных стен Иерусалима, два рыцаря – Летольд и Энгельберт из Турне спустились по подъемному мосту восточной башни на крепостную стену. Следом за ними первым в город ворвался Готфрид Бульонский, ставший после этого кумиром рыцарства, «героем 1» латинского христианства 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правило это имеет в виду особливый случай, когда спор относится к родовому происхождению завещанного имения. Имение велено брать в опеку, когда по документам, от истца представленным при самом предъявлении спора, имение оказывается родовым; в противном случае на имение налагается только запрещение. Вообще узаконения, помещенные в 1098–1103 ст. Зак. Гр., относятся в особенности к вопросам о владении завещанным имением и о положении оного в случае спора на завещание, и потому применять их следует в тесном смысле. Так, в 1099 ст. сказано, что споры на духовные завещания в благоприобретенных недвижимых имениях допускаются в двух только случаях: или по извету в фальшивом составлении оных, или по ясным доказательствам, что имение, названное благоприобретенным, есть родовое. Из мнен. Госуд. Сов. 1827 года (П. С. З. N 871), из коего извлечена эта статья, видно, что предметом узаконения было постановить дополнительные правила к указу 31 марта 1815 года об отдаче спорных имений в опеку, и Государственный Совет имел в виду эту цель преимущественно. Из 1099 ст. невозможно выводить такое заключение, будто бы, кроме означенных в ней видов и оснований спора против завещаний, другие вовсе не допускаются, ибо закон, постановляя разнообразные правила о составлении и содержании завещаний, тем самым предполагает возможность нарушения сих правил, а следовательно, и спора о нарушении. Притом редакция этой статьи такова, что едва ли можно уразуметь ее в отдельности, без связи с последующей статьей, с коей она по предмету связана; взятая же в отдельности, она не имеет определенного смысла и потому на практике постоянно оставалась без применения (ср. реш. Сен. по делу Варгина, Журн. Мин. Юст. 1862 г., N 12). Из всех актов гражданской жизни завещания едва ли не чаще всего подвергаются спору: может быть, потому, что побуждения к спору в этом случае живее и настоятельнее, и надежда на успех спора поддерживается и питается множеством случайностей и формальностей, с коими связано составление завещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Т. 1. 1334–1598. СПб.. 1841. С. 192. 130 857 Румянц. 373, л. 259–261 об. Опубл.: Востоков А.Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. С. 551–552; Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества... Т. 2. С. 92 –95. 859 Мифологические рассказы и легенды Русского Севера/Сост. и автор коммент. О.А Черепанова СПб., 1996. С. 195. 867 М-КДА 174: O.I.100, л. 37об.–40 об.; Ж-O.I.473: КДА 174л, л. 265 об.–268, Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99. 872 М-Петр. 91: 94, л 225–228; Ж-O.I. 173: КДА 174л, л. 265 об.–268, Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99. 94, л. 228–230, O.I.473, л. 119–120 об.; М-КДА 174: КДА 174л, л. 262–265, O.I. 100, л. 37 об.–40 об.; М-Погод. 314: Арханг. Д. 71, л. 164–165 и 170 об.–171, Погод, 314, л. 179 об.–181, Солов. 1099/1208, л. 179–180, Соф. 1089 , л. 103–104, Ж-Типог.р. 385: Типогр. 385, л. 48–49. 875 Троска или треска – жердь, кол, щепка (Срезневский И.И. Материалы для Словаря... Т. 3. ч. 2. С. 1003). 878 Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об. Потвор – волшебство, колдовство; отравление; зелье, отрава, яд (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 1991. Вып. 17. С. 284). 879 М-КБ 5307787: Кир.-Бел. 530/787, л. 147 об-49 об.; М-Колоб. 176: Колоб. 176, л. 8 об.–9 об.; Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.; Ж-O.I. 473: Кир.– Бел. 6/1083, л. 97–99. 885 О суевериях, приметах и гаданиях см.: Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества... Т. 1. С. 256–313. 895 Румянц. 373, л. 259–261 об., Опубл : Востоков А.Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. С. 551–552; Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества.. Т. 2. С. 92–95. 901 Подробный анализ эволюции славянских представлений о роде и роженицах см. в книге Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества... Т. 1. С 153–191. 902 Ж-Погод. 314: Арханг. Д. 71, л. 165 об.–166, Погод. 314, л. 181–181 об., Солов. 1099/1208, л. 180–180 об., Соф. 1089 , л. 105–105 об.; Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 74–76; Арханг. Д. 72, л. 50–53, Арханг. Д.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010