Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНСЕЛЬМ [лат. Anselmus, нем. Anselm von Havelberg] (1099 - 12.08. 1158, близ Милана), еп. Хафельбергский (1129-1155), с 1155 г. архиеп. и экзарх Равенны, средневек. католич. богослов, ученик св. Норберта Ксантенского , член ордена премонстрантов . Был советником герм. императоров Лотаря III, Конрада III и Фридриха I Барбароссы . За посредничество в разрешении конфликта между имп. Фридрихом I и папой Адрианом IV получил Равеннское архиеп-ство. Участвовал во 2-м крестовом походе (1147). Дважды, в 1136 и 1154 гг., посещал К-поль в качестве имп. посла. Во время первого посольства в К-поле вел богословские диспуты с Никитой , архиеп. Никомидийским, по вопросу об исхождении Св. Духа и прерогативах Римской Церкви. Старался укрепить власть империи в слав. землях и с этой целью основал мон-рь премонстрантов Ерихов (Саксония-Анхальт, к югу от Хафельберга). Содержание богословских споров А. с греками изложено в его соч. «Dialogi», или «Anticimenon», в 3 книгах (1149-1150). Взгляды А. сформировались частично под влиянием П. Абеляра . В сохранившемся письме аббату Экберту Хайсбургскому А. рассматривал систему церковной иерархии и ставил чин регулярных каноников выше монахов. Соч.: PL. 188. Col. 1091-1254. Лит.: Berges W. Anselm von Havelberg in der Geistesgeschichte des 12. Jh.//Jb. f. die Geschichte Mittel- und Ostdeutschlands. B., 1956. Bd. 5. S. 39-57; Fina K. Anselm von Havelberg: Untersuchung zur Kirchen- und Geistesgeschichte des 12. Jh.//Analecta Praemonstratensia. Tongerloo, 1956. Bd. 32. S. 69-101, 193-227; 1957. Bd. 33. S. 5-39, 268-301; 1958. Bd. 34. S. 13-41; Braun J. W. Studies zur Überlieferung der Werke Anselms von Havelberg. Marburg; Köln, 1972. Bd. 1: Die Überlieferung des Anticimenon. S. 133-209. (Deutsche Arch. f. Erforschung d. Mittelalters; Bd. 28.) О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) ДАЛЬБЕРГ Карл Теодор Антон Мария фон (1744 - 1817), нем. католич. архиепископ, теолог, философ, гос. деятель ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан] (не позже 1068 - 1117), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ

http://pravenc.ru/text/115690.html

(Ott. Fris. 1912. Р. 311–312; Ott. Fris. 1960. Р 502) 3. VII, 21. [Примерно в то же время, что и император Лотарь 1098 , умерло много знатных людей, в том числе английский король Генрих, после чего в Англии началась смута 1099 .] И Паннония 1100 оказалась под гнетом беспорядков, после того как незадолго до этого времени умер ее король Иштван (Stephanus), сын Кальмана (Cholomannus) 1101 , который (Стефан. – Сост.) и сам, пока был жив, пребывал в длительном разладе с императором греков (Grecorum imperator) 1102 . Когда королевский трон занял Бела (Bela), сын Альмоша (Almus), некогда ослепленный Кальманом вместе с отцом Альмошем 1103 , Борис (Boricius), про которого говорили, что он также был сыном Кальмана, но от другой, нежели Иштван, матери, дочери короля Руси (Rutenorum), или Киева (Chios) 1104 , требует отцовское королевство. Для этого, перейдя в Грецию (Grecia), он вступил в брак с кровной родственницей императора Калоиоанна (Kaloiohannes) 1105 , а потом, отправившись в Польшу (Polunia), склонил к своим замыслам князя (dux) той страны 1106 . Итак, с помощью его войска, по призыву некоторых венгерских графов (comites) 1107 , он пересекает лес, разделяющий поляков и венгров, [и] вступает в Паннонию 1108 . Но король Бела, соединившись с сыном маркграфа Леопольда (Leopaldus marchio) Адальбертом (Albertus), который был женат на его сестре 1109 , и кое с кем из нашего королевства, выступает против Бориса. А тот, заслышав шум и воинственные голоса, по языку понял, что в войске много немцев; боясь их больше, чем венгров, он вместе с польским князем обратился в бегство, во время которого потерял много людей. В первой же схватке между венграми и поляками, до прибытия немцев, пало множество с обеих сторон, и некоторые из бывших на стороне Белы, но вероломно предавших врагам своих [товарищей], по справедливому приговору лишились жизни во искупление за свое коварство 1110 . (Ott. Fris. 1912. Р. 340–343; Ott. Fris. I960. Р. 534–538) 4. VII, 34. [Конфликт папы Евгения с римлянами 1111 .] Король 1112 же, отпраздновав Рождество 1113 во дворце в Ахене (Aquis), вступает в Баварию (Baioaria).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1158. 1246. 1274) и еврейский оригинал у Ап. Павла (I: 224. II: 157–9. 473). Семьдесят языков якобы обязательны для членов синедриона II: 854. Сенека фил. (II: 403,1198. 774,1103. 775,1117; 1009. 1010. 1011. 1013. 1017. 1018. 1019. 1023. 1029. 1030. 1039. 1046. 1082. 1105. 1146. 1286) в отношениях к иудейству (II: 1068 сл.), христианству и Ап. Павлу (II: 1048 сл. 1052 сл. 1056 сл. 1064 сл. 1068 сл. 1239,2038), переписка с последним (II: 1048–52) и его пороки (II: 1074–5). Sepharim chizzonim I: 833 сл. 880,567. II: 431,2. 656,827. 832–3. 850. Сефироты I: 261. 263. II: 221. Сивиллы и Сивидлины оракулы г. 868,548. 877,558. II: 774. 111,1029. (II: 413 и III: 16). Симеоново колено, из членов коего якобы были минимы, мистики александрийские II: 412,1246. Симеон, сын Гамадиила 81 II: 834 82 . 854. 870–1. Симеон, сын Гиддедя 83 I: 153. Сим(е)он бен-Иохай рав. 84 I. 187. 291. 293,60 698,164. II: 12. Симеон бен-Зома см. на стр. 23,4. Симеон бен-Лакиш рав. 85 I: 564,267. 854. 863–4. II: 10. 12. 414,1248. 1099. Симлай рав. 86 II: 849,119. Сим(е)он бен-Аззай рав. 87 II: 920,665а. Симон маг II: 808,1256. 1050. Синагога и книжничество II: 762,1049. Синагога Александрийцев и Тарсийцев II: 1246,29. συγγενες (–ς) II: 903. 967,945. Синайский завет по Гaлam. II: 72 сл. Синайское законодательство: при нем участвовали Ангелы (I: 701. 705 сл. 778–9), а у Израиля изглажден (первородный) грех , который остался у язычников, отвергнувших тогда закон Божий (I. 342. 795,361). Синедрион в римскую эпоху I: 153–4. Синедрион небесный I: 770. Синкретизм религиозный II: 434,5. 1068. 1148. 1151. 1154. 1159. συνεδηοι II: 804,1246. 979,1069. 984 (см. еще «совесть» на стр. 68). Синкелл Георгий, визант. хроногр. IX в. I: 837. 846,509. συ(ν)οτχεοιν II: 80. Сира рав. I: 716 напечатано ошибочно вместо «Зера» (см. стр. 35). Сирахова сына Иисуса книга см. «Иисуса с. Сир. кн.» выше на стр. 38. Сирийский язык II: 834. 853. Сион I: 566,276. Скинотворчество Ап. Павла I: 180–1. Скрибизм в иуд. I: 822,424. 832,456. σχλοψ I: 758,271. Смерть по иуд. воззрениям (I: 292 сл. 416–7 сл. 468) и у Ап. Павла (I: 469–470. 590,358)·

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1098 г. Антиохию захватили крестоносцы и вскоре образовали здесь латинский Патриархат (1100-1292). Правосл. патриарх Иоанн IV Оксит (1089-1100) был вынужден покинуть город и жить в изгнании в К-поле. К. в это время также испытала сильное давление латинян, стремившихся создать свою церковную иерархию. Уже в 1099 г. в Тарс и Мопсуестию были отправлены лат. епископы, к-рых местный клир согласился принять. Тем не менее до кон. XII в. византийцы пытались сохранить свое влияние в К. и для этой цели использовали в т. ч. Церковь. Подробности судеб митрополичьих и епископских кафедр в К. в XII в. известны плохо, и в основном связаны с переменами в военно-политическом положении региона. В 1108 г. между визант. имп. Алексеем I Комнином и кн. Боэмундом Антиохийским был заключен Девольский мирный договор, согласно которому Византия сохраняла формальный сюзеренитет над Антиохией и землями К. Договором предполагалось также возвращение правосл. патриархов в Антиохию, но крестоносцы не выполнили это условие. В последующие десятилетия влияние византийцев в регионе сокращалось, правосл. епископат был вытеснен и из большинства городов К. латинянами. В 1136-1138 гг. имп. Иоанн II Комнин предпринял большой поход на Ближ. Восток и на короткое время почти полностью восстановил визант. правление в К. Лат. епископы были изгнаны со всех местных кафедр (в т. ч. из Тарса, Мопсуестии, Корика). Армянская Церковь в К. также пострадала, и католикосы начали постепенно обращаться к союзу с латинянами против греков. С 1137 г. правосл. патриарх Лука (1137-1156) занял престол в Антиохии, но в 1159 г. в ходе очередных церковно-политических конфликтов в господствующем положении вновь оказались латиняне. В 1158-1159 гг. византийцы во главе с имп. Мануилом I Комнином вступили в К. с большим войском и возвели на Антиохийский церковный престол патриарха Афанасия I (1157-1171). Однако на этот раз им пришлось уже считаться с интересами армянских княжеств К. Если в 1137-1138 гг. византийцы уничтожили враждебное им княжество Рубенидов в Горной К., то спустя 20 лет возродившиеся Рубениды лишь признали себя союзниками и вассалами императора, сохранив большинство своих владений, а также позиции Армянской Церкви, к-рой они покровительствовали. В 1165 г. правосл. патриарх Афанасий I вернулся в Антиохию; в 1171 г. он погиб в храме во время землетрясения. В 1178 г. кн. Боэмунд III Антиохийский, женившийся на визант. царевне, хотел вновь предоставить правосл. Церкви свободу в своих владениях, но папа Римский Александр III специальным посланием запретил антиохийцам под угрозой отлучения пускать в город правосл. патриарха. После смерти визант. имп. Мануила I в 1180 г. начался кризис и распад Византийской империи, и в последующие годы визант. гос. и церковные структуры в К. быстро разрушились. В нач. 80-х гг. XII в. латиняне вновь смогли поставить на важнейшие кафедры К. своих епископов, изгнав греков и договорившись с армянами.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

1095 В других списках читается «maritima Rutenorum», т. е. «побережье Руси». Разночтение объясняется тем, что Оттон Фрайзингенский в данном случае опирается на «Хронику» Эккехарда, где речь идет о «Русском море» (см. 26/3 и соответствующий комментарий). Чтение «побережье Скифии» восходит к оригиналу Оттона и, являясь ученой антикизацией, в то же время ближе к истине, чем «побережье Руси» позднейших редакторов, которые формально приблизили текст к его источнику, но фактически допустили ошибку: достигнув берега «Русского моря», крестоносцы отнюдь не достигли «побережья Руси». 1099 Умерший в декабре 1135 г. король Генрих I, младший сын Вильгельма Завоевателя, не оставил мужского потомства. Знать избрала преемником Стефана, графа блуаского, сына Аделы, сестры Генриха I, но дочь последнего Матильда, вдова германского императора Генриха V и супруга анжуйского графа и нормандского герцога Готфрида (Жоффруа) V Плантагенета, предъявила свои права на английский трон. Ее сын стал под именем Генриха II первым английским королем из династии Плантагенетов после смерти в 1154 г. короля Стефана. 1103 Герцог Альмош – младший брат короля Кальмана (оба были сыновьями венгерского короля Гезы I). Кальман подозревал его в заговоре и ок. 1113 г. ослепил вместе с сыном (будущим королем Белой II). Правивший после Кальмана сын Иштван II, не имея мужского потомства, был вынужден объявить слепого Белу престолонаследником. 1104 Второй женой Кальмана в 1112 г. стала Евфимия, дочь переяславского (тогда) князя Владимира Всеволодовича Мономаха, так что хронист отчасти заблуждается, говоря задним числом о «короле Киева». О дальнейшей судьбе Евфимии см. 37, примеч. 928. Эта история нашла отражение в венгерской историографической традиции (см. 63, примеч. 1882–1885). 1105 См. примеч. 1102. Тронная форма имени «Калоиоанн» происходит от обычного «Иоанн» путем присоединения греч. καλς «красивый»; таким образом, ее можно было бы перевести как «Красноиоанн». Иоанн II, безусловно, хотел использовать Бориса в своей венгерской политике, чем и объясняется брак с лицом сомнительного происхождения (неуверенность отразилась и в тексте Оттона: «про которого говорили, что он также был сыном Кальмана»). Впрочем, хронист был родным братом графа Адальберта, союзника Белы II (см. примеч. 1109), и потому мог быть тенденциозен. О браке Бориса с родственницей императора Uoahha II сообщает и историограф Комнинов, современник событий, Иоанн Киннам (Бибиков 1997. С. 52, 63).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1099-1105 Гражданская война среди сельджуков. 1102 Фатимиды наносят поражение крестоносцам при Рамлахе. 1109 Крестоносцы овладевают Триполи. 1115-1116 Крестоносцы оккупируют Трансиорданию. 1118 Смерть византийского императора Алексея I Комнина. 1119 Войска Атабега наносят поражение крестоносцам на " Кровавом поле " . 1122 Аббасидский халиф впервые за много лет собирает свою армию. В последнем набеге на Византию печенеги терпят поражение при Эски-Загре, половцы занимают их земли. 1124-1126 Война Византии с Венецией. 1127 Занги становится губернатором Мосула. 1128 Венгры вторгаются в земли Византии до Филиппополя, но отражены. 1136-1139 Иоанн II Комнин (1118-1143) в упорной борьбе отвоевывает у турок значительную часть потерянных в предыдущие два десятилетия земель в Анатолии, отвоевывает Киликийскую Армению, совершает походы в Северную Сирию, установив сюзеренитет над крестоносным княжеством Антиохией после осады города (1137-1138). 1138 Вероятный год рождения Саладина. 1144 Занги овладевает удерживавшейся крестоносцами Эдессой. 1146 Убийство Занги. Крупный поход византийцев против турок, окончившийся успехом, но не принесший результатов. 1147 Второй крестовый поход проходит через Константинополь. Крестовый поход германцев терпит поражение от сельджуков. 1147-1148 Роже II Сицилийский нападает на Эвбею и Коринф, захватывает Корфу, пока не изгнан. 1148 Второй крестовый поход терпит поражение под Дамаском. 1149-1152 Мануил I Комнин (1143-1180) подавляет восстание сербов и наносит поражение пришедшей им на помощь венгерской армии (1150), вплоть до вторжения в Венгрию. Возобновившаяся в 1155-1156 война снова оканчивается поражением венгров. 1152 Карательный поход византийцев против Киликийской Армении. 1153 Крестоносцы овладевают Аскалоном, последним опорным пунктом Фатимидов в Палестине. 1154 Нур-ал-Дин захватывает Дамаск. 1155-1158 Пытаясь вернуть потерянные Византией владения в Италии, византийцы наносят поражение сицилийским норманнам в битве при Андрии (1155). Несмотря на этот и другие успехи поход терпит неудачу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

На нее стала жаловаться Сенату Военная Коллегия, а Сенат заставил Синод сделать подтверждение об исполнении прежних указов 1155 . После сказанного прошло еще около двух лет, как 22 января 1757 г. Императрица устно приказала члену Военной Коллегии Сумарокову передать Синоду что, уведомившись о неприятии в монастыри отставных и сожалея о них, она велит принимать их беспрепятственно, выдавая жалованье по указам Петра Великого 1156 . Синод принял к этому меры 1157 , как 30 сентября, присутствуя лично на заседании Конференции Императрица, между прочим, распорядилась: «понеже при монастырях определено было содержание отставных, а оных уже несколько лет они не содержали, то за все годы сколько не содержали взять с тех монастырей, те порции деньгами, которыя бы они теми годами на положенное число выдать имели, и впредь оныя брать погодно на положенное число, а из того собираемыми за прошедшие годы деньгами учредить инвалидные домы, а остальное в банк отдать, дабы процентами и ежегодными с монастырей порциями будущих в них отставных содержать» 1158 . 23 января 1758 г. Синод представил в Кабинет по поводу изложенного, между прочим, свои соображения 1159 , но они, вероятно, никого не удовлетворили, так как 4 января 1759 г. последовало из Кабинета новое требование прислать ведомости, запрошенные еще 1 октября 1748 г., но якобы до сих пор не поданные 1160 , но Синод ответил, что эти ведомости представлены Императрице 14 августа 1754 г. 1161 . Впрочем, распоряжение о взыскании с монастырей за прежние годы, по-видимому, не было осуществлено. За то и в последующее время, как по инициативе названной Конференции, так и в обычном порядке принимались меры к действительному и притом равномерному распределению отставных в монастыри 1162 , не смотря на протесты 1163 , особенно в виду бывшей тогда семилетней войны. В заключение приведем статистические данные об отставных из времени, непосредственно предшествовавшего секуляризации. По ведомостям 1764 г. на пропитании у монастырей было 4930 человек, которым, по указу 1731 г., выдавалось из монастырских сумм жалованья 41625 руб. 37 коп. Кроме того, месячный провиант: женатым по 6 чтв. ржаной муки и 3 чк. круп в год, а холостым половина этого, итого муки 17616 чтв., круп 1099 чтв. 6 чк., а всего 18715 чтв. 6 чк. Если же этот хлеб перевести по справочным ценам на деньги, то это составит 18840 руб. 41 1/4 коп. Значит всего расходовалось монастырями на отставных ежегодно по 60465 руб. 78 1/4 коп. 1164 . Нельзя сказать, чтобы отставные обходились монастырям дешево… B. Призрение умалишенных

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Оттон, с. польского кн. Казимира I (ум. ок. 1148 г.) IV, 173 Оттон I, II, III, кн. оломоуцкие, см. Ота (Оттон) I, II, III Оттон, герц, каринтийский (978–985, 1002–1004) 164 Оттон, гр. нортхаймский, герц, баварский (1061–1070, ум. в 1083 г.) 232–233, 232, 342 Оттон, пгр. баварский (1156–1180), герц, баварский (1180–1183) 252 Оттон, гр. орламюндский, мгр. майсенский (1062–1067) IXa, 230–231, 230, 232, 233 Оттон, с. мгр. Саксонской северной марки Бернхарда (уб. в 1057 г.) IXa, 328, 329 Оттон, б. гр. Випрехта I 218 Оттон II, гр. вольфратсхаузенский и дисенский (ум. в 1122 г. ?) III, IXb Оттон Богатый, гр. балленштедский, о. мгр. бранденбургского Альбрехта Медведя (ум. в 1123 г.) 342 Оттон Орсеоло, дож венецианский (1009–1027) V, 350 Оттон Шваб, кор. германский (ошибочно) 348, 348, 354 Оттон, еп. регенсбургский (1060/1–1089) 159 Оттон, еп. пражский (1140–1148) 261, 265 Оттон, монах Цвифальтенского м-ря (перв. пол. XI в.) 199 Оттон Бамбергский, еп. (1102/6–1139), миссионер 253, 255, 257 Оттон Фрайзингенский, еп. (1138–1158), немецкий хронист II, 237–252 Оттоны, см. Саксонская династия Павел, св., апостол 75, 75, 205, 206, 252, 285 Павел Диакон, лонгобардский хронист (ум. в 799 г.) 45, 45, 125, 148 Пазмань, венгерский род 366, 368 Пандульф I Железная Голова, герц, беневентский и капуанский (943–981) 117 Пандульф II, герц, беневентский (981–1014) и капуанский (с 1007 г.) 164, 164 Пантелеимон, св. (умучен в 303 г.) 180–183, 181–183, 193 Парис, с. троянского царя Приама, герой «Илиады» 202 Пасхалий II, п. римский (1099–1118) 176, 207, 285 Пасхалий III, (анти)п. римский (1164–1168) 251–252, 251, 258 Пашуто В. Т 33, 58, 87, 107–108, 137, 173, 198, 202, 252, 255, 263–264, 280, 309–310, 317, 329, 343, 347, 356 «Пегауские анналы» (сер. XII в.) 218–219 Педиадит Василий, см. Василий Педиадит «Пёльденские анналы» (кон. XII в.) 327 Пелка (Фулькон), еп. краковский (1186–1207) 315, 320, 320 Передслава, д. киевского кн. Владимира Святославича (ум. после 1018 г.) IXa, 82, 168, 329 Передслава, ж. венгерского герц. Альмоша, д. киевского кн. Святополка Изяславича (ум. после 1106/8 г.) V, IXa, 202, 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1148 Сборн., ркп. (XVI в.) Волокол. библ. 576, л. 260–263 об. См. прилож., отд. VI. – Что это поучение, действительно, употреблялось как по-исповдиое, то видится из связи его в данной ркп. с предшествующею ему статьею «Предисловие покаянью» (Ibid. л. 249–260; см. о ней ниже). 1149 Служ. с требн., ркп. Соф. библ. 875, л. 164–167 (Помещено собственно после чина исповеди и чина причащения больных). По содержанию, впрочем, это поучение скорее может относиться к пред-испоедным. (См. прилож., отд. VI). 1151 Чин исповеди, ркп. Успенского, л. 37 об. – 39; Требн., ркп. Соф. библ. 1088. л. 361 об. – 363 об. (гл. оа.). В последней ркп оно правильно надписывается – «По в . по . кд .щкмъ». Ср. по Требн., ркп той же библ. 1099, л. 259–263 (поучение надписано: «Поуч. дте м д х.овны м w начальная слова: «Присп дти по ....»; трактует исключительно о препровождении поста; помещено изолировано от чина исповеди). 1153 Требнн. и Служ., ркпп. – Импер. Публ. библ. 35 (О. I), л. 68 об.; собр. Погод. 75, д. 121–122; 308, л. 295–297; 314, л. 178–179 об.: Кирилло-Белоз. библ. 817 / 1074 , л. 167 об. – 168 об.; Общ. Древн. Письм. 4063 (CCXII, Q), л. 228 об. – 232 об.; Румянц. муз. 231; 1670, л. 240; Соф. библ. 576 л. 103 об. – 104 об. 109 об.; 657, л. 239 об. – 242 об.; 697, л. 119 об. – 120 об.; 1070, л. 85–87 об.1, 1093, л. 83–84 об. (надписание – «Hakaзahie сыяу д х.овном .»); 1061, м. 255–257; 1023. 1156 Служебн. с требн., ркп. Соф. библ. 836, л. 180 об. – 215; 838, ж. 196 – об.; Требн., ркп. библ. Троице-Серг. лавры 232, л. 25 об. – 26 (Здесь однако, это поучение имеет особое надписание – «По .чehie дтемъ д х.овнымъ»); Кирилло-Белоз. библ. 522 / 739 , л. 14 об. – 15. 1158 Требн., ркп. Арх. Мин. Иностр. Дел 439 / 900 , л. 163 об. – 165. с т.ы х писании, како жити православны м крестьяин м »), + 166–168 («Иное все м православны м хр .тияно м »); Служ. и Требн. ркп. Соф. библ. 848, л. 252–257 об. («По се м дас т заповдь дте м д х.овнымъ и дте м д х.овнымъ в по . вки»); 1061, л. 250 об. –267; 1023, л. 247 об. – 251 об. («По пришедшем . на покаяние»; – скорее наставление священникам, о котором см. ниже); Требнк., ркпп. собр. Погодина 314, л. 151 об. – 156 об.; 308, л. 265–299 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Православные христиане Святой Земли во времена крестовых походов (1099–1187) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 21 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 Ретроспективный обзор к 900-летию взятия Иерусалима Самое позднее к весне 1099 года, когда в Палестине распространились одновременно две вести — о том, что западное рыцарское войско, собравшееся два года назад, уже близко к цели, и о том, что мародерствующие мусульмане в ярости и страхе перед угрожающей им катастрофой растерзали 15 мая пятнадцать монахов богатого традициями монастыря святого Саввы, — палестинским христианам стало ясно, что меч, который приближался к ним с намерением освободить их от угнетения и рабства, для них — меч обоюдоострый[ 1 ]. И действительно, немного спустя, 15 июля, участники Первого крестового похода после длительных и тяжких усилий и сражений захватили Святой Град Иерусалим. Они следовали призыву римского папы Урбана II (1088–1099) придти на помощь христианству Востока, которому все больше угрожала опасность со стороны мусульман — арабов и сельджуков. 1. Мать всех Церквей Однако о местных христианах, спасать которых вроде бы собирались крестоносцы, теперь, когда они пришли на Восток, уже не было речи. О них скромно умалчивают и современные им латинские хронисты, и научная историография наших дней. В Эдессе (современная Урфа на турецко-иракской границе), в Антиохии (ныне Антакия) и в самом Иерусалиме крестоносцы после успешного завоевания установили не только светское правление (графство Эдесса, княжество Антиохия, королевство Иерусалимское), но и поставили епископов (в Антиохии и Иерусалиме — патриархов), как будто бы до их прихода там не было ни Церквей, ни епископата. А ведь речь идет о древнейших восточных Церквах и о древнейших епископских кафедрах христианства вообще. С незапамятных времен в Антиохии и Иерусалиме находились патриархи, предстоятели самостоятельных Церквей, которые, будучи во главе епископатов, представляли независимые юрисдикционные образования.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-hristian...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010