Статистические сведения о причтах, приходах и средствах содержания духовенства 1. В Петербурге 1) При церкви Святого Пантелеймона, что при Партикулярной верфи, было два священника, диакон и один причетник. Служба совершалась ежедневно. По ведомости 1738 года об исповедовавшихся показано 37 дворов и 25 казарм. В них: мужеска пола 686, женска 584, обоего 1270 человек. Кроме доходов, священство и причт получали из конторы Партикулярной верфи жалованье: старший священник 50 рублей, второй 30 рублей, диакон 25 рублей, дьячок 6 рублей и просвирня Стефанида Григорьева З рубля. 2) При церкви Святых и Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы священников два, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. В приходе, по ведомости 1739 года, показано 266 дворов, в них мужеска пола 1191, женска 1093, а всего 3094 человека. Духовенство пропитание имело только от приходских людей. 3) При церкви Святого Сергия, Радонежского чудотворца, в артиллерийских слободах священников два, диакон и два причетника. По ведомости 1740 года в приходе дворов 96, и в них обитателей мужеска пола 905, женска 530, а всего 1435 человек. Жалованье шло из артиллерийской канцелярии только одному священнику по 60 рублей в год, прочие же члены клира питались исключительно подаянием приходских людей. 4) В Ямской слободе при церкви Рождества Иоанна Предтечи с приделом Святого Николая Чудотворца было два священника, диакон, дьячок и пономарь. По ведомости 1738 года об исповедавшихся, в приходе показано 600 дворов, и в них мужеска пола 935, женска 865, а всего 1800 душ. 5) При Вознесенской церкви в Адмиралтейских слободах было три священника, диакон, два дьячка, пономарь и просвирня. Приход был очень большой. По ведомости 1737 года в нем показано 925 дворов, жителей: мужеска пола 5890, женска 4443, всего 10,333 человека. 18-го января 1743 года преосвященный Никодим, на основании указа Петра I о духовных штатах, определил четвертым священником Петра Иванова – из вызванных для армии из Москвы. 6) При церкви Святой Великомученицы Екатерины в Екатерингофе было два священника, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. В приходе, по ведомости 1738 года, значилось 138 дворов разного звания, и в них жителей мужеска пола 670, женска 699, а всего – 1369 человек. Руги никакой не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

жалуется архиерейский боярский сын Иван Губастов, оберегавший заповедные боровой и древянной леса, что в нощь пришли крестьяне «многолюдствием, с бердыши, с дубьем и с копьем... секут насильством лес на домы своя... и его бьют и увечат на смерть, а не на живот, и впредь похваляются они, боярские крестьяне, в том лесу убить его» 1092 . Сентября 20-го 1709 года произошло воровство в церкви села Кубры Раковорского стану. 1093 Буйство крестьян архиерейских и монастырских не представляет ничего исключительного. Дело доходило до вооруженных сражений с ранеными и убитыми, в коих участвовали до 3 000 человек. 1094 Понятно, что с такою паствою духовенству, даже бы находившемуся и в лучшем положении, справиться было не легко. В сферу духовной власти, желая помочь упорядочению дел, вступилось светское правительство. Прежде всего сочли полезным регламентировать духовное управление, устроить внешность. В силу этого мы и постараемся нарисовать картину официальной деятельности как светской власти, так и самого святителя Димитрия. Под официальною деятельностью св. Димитрия мы подразумеваем его внешние распоряжения по делам епархии. 24 января 1701 г. был учрежден или вернее возобновлен Монастырский приказ. 1095 Ведомству его подлежали: управление патриаршими, архиерейскими, монастырскими и церковными вотчинами, устройство и содержание тех церковных учреждений, от коих были отобраны в собственность государства вышеозначенные вотчины, установление штатов, назначение настоятелей, судебная и дисциплинарная власть над монахами всех монастырей; строительная часть всех церковных учреждений; отчасти устройство приходов, школ, богаделен; посредничество в некоторых внешних отношениях между церковью и государем. 1096 В восстановлении приказа, по словам М. И. Горчакова «выражалась главным образом идея перевода церковных вотчин в безусловное ведение государства». 1097 Тотчас по учреждении приказа в 1701 г. начали составляться переписи всего церковного имущества. По архиерейским домам и монастырям были разосланы стольники, стряпчие, дворяне и приказные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ваша награда – в Господе. Ваше утешение – в благоволении Преподобного Сергия. Изъявляя Вам искреннюю к Вам благодарность моей мерности, не думаю умножить утешение Ваше, но исполняю требование моего сердца. Молю Преподобного Сергия, да благословит Вас продолжить полезное служение Ваше в обители его и еще понести мою тяготу на моем приближающемся к своему пределу поприще. Желаю, чтобы сие прочитано было в трапезе пред братнею Лавры, а также и в Вифании и в ските. Надобно, чтобы сие осталось и в делах собора в подлиннике или в списке. Письмо 21(1093). Совершенно секретно. 18 марта 1856 г. Отцу наместнику и братии мир. Благодарю за иконы. Горько слышать случившееся с мирскими в начале поста. И люди, в которых мы видели подвижников, позволяют так уничижительно побеждать себя вину. А надлежало думать, что сии остатки подвижников будут рассадником подобных. Мне одно затруднение за другим приходит. Пишут и говорят, что в Петербурге происходит совещание о новых преимуществах римско-католического духовенства у нас, как-то: в Саратове полагают устроить семинарию сего исповедания; детей от православных в супружестве с римско-католиками, которые по нынешнему закону должны быть крещены в Православии, дозволить крестить в римском, если хотят, и прочее. Членам Св. Синода говорили о сем, они отвечали, что им сие неизвестно и потому они ничего делать не могут. Но, когда дело решится, поздно будет всякое представление. Мне говорят, чтобы я писал о сем. Но это значит выйти из своих пределов, притом я не знаю определенно и достоверно, что именно угрожает. Помолитесь Преподобному Сергию, чтобы он вразумил мое безумие, должен ли я говорить, и что, и кому, или молчать и приносить скорбь свою Посещающему Православную Церковь у нас и за границею трудным испытаниям. Вот что еще странно. На сих днях было у меня от нашего ведомства из Петербурга с несколькими вопросами доверенное лицо, но в двукратной по нескольку часов беседе о вышеписанном ни слова не сказано. Письмо 22(1140). 23 января 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

23. Книги до церковного круга подлежащие имеются в достаточном количестве и к употреблению годны. В церковной библиотеке находится книг, для чтения предназначенных - томов. 24. Церковные деньги в целости за ключом церковным и печатью церковной. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 2452 руб. 31 коп., а билет находится в целости, именно 1) 20 4% Госуд. непрерывно-доходных билетов на капитал 1470 руб. 2) Свидетельство 4% Государ. ренты в 100 руб. и 3) две книжки Гос. Сбер. Кассы: одна на 50 руб. и другая на 832 руб. 31 коп. капитал имеющий специальное назначение на определенный предмет. Из означенных сумм а) по билетам вечного вклада на капитал 376 руб. 67 коп. % поступают в пользу церкви и на капитал 1093 руб. 33 коп., б) по ренте в 100 руб. и в) по книжке Госуд. Сбер. Кассы на 50 руб. %% поступают в пользу причта. 25. Имеющиеся в приходе школы: 1) одноклассная церковно-приходская школа открыта в 1884 году, 2) Вотчево-Горское земское училище открыто 21 января 1910 года, 3) Томашевское земское училище открыто 1 сентября 1913 года, и 4) Гарево-Починское земское училище открыто 1 сентября 1913 года. Церковная школа помещается в доме церковно-приход. Попечительства, на содержание её отпускается от Устюжского отделения Совета Стефано-Прокопьевского братства руб. коп. В этом году в ней обучается мальчиков девочек. 26. При церкви состоит старостою церковным крестьянин Петр Григориев Вологдин, который должность свою проходит с 1914 года. 27. Преосвященный последний раз посетил приход в - (?) году. http://s-sokolov.ru/temples/shaska_1917.php Добавить комментарий Комментарии и обсуждение РГАДА, Ф. 1209, Оп. 1, Д. 15047 Л. 406. Волость Шаская а в ней Васильевской погост на погосте В. поп Иван Иосиев Амосовых у него же братья два Петрушки Никифорко 12 лет Тараско 10 лет у него ж племянник Гришка Петров полутора году у него ж работник Якушко Ульянов Ворониных В том же дворе у него ж попа половник Гаврилко Максимов Баровьев В. дьячек Савка Аввакумов Завалиных у него племянники Фочка Филипов Тихонко Игнатьев В. пономарь Анкидинко Васильев Бердников у него брат Миронька у Миронка дети Родка 3 лет Исачко полугоду у него ж работник Микифорко Ульянов Ворониных В. просвирница Матренка Алисиева Яхлаковых В. трапезник Панфилко Георгиев Яхлаков у него же дети Демка 13 лет Ивашко 11 лет Писцовая книга Устюжского уезда 1675-1683 гг. РГАДА, Ф. 1209, Оп. 1, Д. 515 Л. 287. Волость Шаска а в ней погост на реке на Югу а на погосте церковь Василия Великого холодная древяная шатровая да теплая церковь Николая Чюдотворца древяная клетцки... 25 декабря 2019. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12656

Могилу и келью старца посетил военный министр А.Н. Куропаткин 12 октября 1899 г. В начале января 1902 г. побывал в этих святых местах министр путей сообщения князь М.И. Хилков. «Посещали могилу статс-секретарь Куломзин, бывший главнокомандующий нашей армией на Дальнем Востоке генерал Линевич и многие другие высокопоставленные лица» 1089 , – сказано в книжке Томского кружка почитателей старца Феодора Кузьмича. В газете «Колокол» от 23 сентября 1909 г. среди лиц, посетивших могилу и келью старца, назван также С.Ю. Витте 1090 . В 1903–1904 гг. на могиле была возведена часовня. Мы уже писали 1091 о том, что при строительстве ее обнаружили повреждение на крышке гроба. Когда для устранения повреждения крышку подняли, архимандрит Иона (Изосимов) с подрядчиком Иваном Петровичем Ледневым и архитектором Викентием Флорентинови-чем Оржешко при свете восковой свечи (гроб помещался в склепе) усмотрели остов человека с головой, сохранившимися седыми волосами и волнистой бородой 1092 . Этим вынужденным действием, зафиксированным архимандритом Ионой, опровергалась версия о секретном перевозе тела старца М.Н. Галкиным-Врас-ским в 1864 г. в Петербург. Часовня была торжественно освящена 16 августа 1904 г. В ее создании участвовали, как считалось, высокопоставленные лица, имена которых остались неизвестными. Известен всем был в этой связи опять-таки М.Н. Галкин-Врасский 1093 . С годами поток богомольцев к могиле Александра Благословенного не оскудевал. В 1907 г. даже великий князь Николай Михайлович признавал, что могила старца «пользуется большим почетом у набожных слоев общества города Томска, она также уже многие годы посещается и путешественниками» 1094 . Иеромонах Поликарп (впоследствии архимандрит в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле), живший в 1908–1912 гг. в Томском Богородице-Алексеевском монастыре, свидетельствовал о монастырском служении в часовне на могиле и в келье в эти годы. В это время по распоряжению настоятеля монастыря ежедневно после Божественной литургии монастырский иеромонах с послушником ходили в находящуюся внутри монастыря часовню и служили панихиду или литию по усопшем старце Феодоре Кузьмиче, а иногда служили панихиду в той же часовне и по просьбе прихожан. Каждый воскресный день, после вечернего богослужения, иеромонах с певчими ходили в дом Хромова и служили в нем панихиду. В святом углу келии горела неугасимая лампада 1095 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако, не дожидаясь этого «генерального определения», будучи 12 апреля 1722 года в Сенате Петр Великий повелел, чтобы жалованье отставным давалось в монастырях из тех сумм, которые были назначены на содержание определенного Монастырским Приказом числа монахов, таким образом, чтобы там, где во время издания этого повеления не доставало штатного числа монахов, т.е. были вакансии, или – по выражению того времени – убылыя порции, убылыя места, вакансии эти замещались отставными; там же, где таких вакансий нет – создавать таковые путем перевода трети или половины монахов в такие монастыри и пустыни, «где не жалованьем, но рукоделием и трудами питаются, а на те убылыя места определить оных отставных». Последним велено давать из монастырей жалованье по такому расчету: пожелавшим жить в монастырях холостым, а также пожелавшим жить около монастыря женатым рядовым – давать порции как монахам; унтер-офицерам – по полторы порции, а обер- и штаб-офицерам порционы согласно Регламенту. Кроме сего, было велено живущим в своих домах отставным – от монастырей жалованья не давать, а способных еще к деятельности определять к монастырским делам 1091 . Данное распоряжение вполне соответствовало целям Петра. Оно освобождало казну от расходов на призрение отставных увечных инвалидов, и в то же время – монастыри от излишнего количества монахов и тунеядцев, о чем он позаботился особенно впоследствии. Напротив, для монашества и монастырей в России оно имело очень важные неблагоприятные последствия. По-видимому, ничто другое 1092 , как желание возложить призрение отставных на монастыри не повлияло в такой же мере на запрещение постригать в монахи 1093 , отчего впоследствии монастыри и Синод горько сетовали на оскудение монашества до того, что некому было совершать в монастырях богослужение 1094 . Именно со времени названного указа 12 апреля 1722 г. вошло в обыкновение посылать в монастыри «на убылыя порции» не только отставных, но и другие разряды обременявших государство лиц, причем нередко не справляясь с тем, имеются ли на самом деле такие «убылыя места», что впрочем и выяснить иногда было невозможно. Дело в том, что определенное штатами число монахов было лишь в 58 монастырях 1095 . Остальные не были определены Монастырским Приказом, так что Петру Великому, для его целей, пришло на мысль фиксировать наличное число монахов путем регистрации их в ведомостях, которые им 28 января 1723 года 1096 велено было составить «в самой скорости» во всех монастырях как епархий, так и Синодальной области 1097 , «дабы впредь отнюдь никого не постригать, а сколько из обретающегося ныне числа оных монахов и монахинь будет убывать, о том в Синод рапортовать во вся месячно, а на те убылые места определять отставных солдат ».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

4 июля 1955 г. Сан Мен Мун вновь попал на скамью подсудимых. На этот раз по обвинению в полигамии и сексуальных извращениях: против него свидетельствовали полтора десятка женщин. На одной из совращенных им студенток одного из университетов г.Сеула, 18-летней Хан Хак Я , Мун для приглушения скандала вынужден был жениться. Эта, по выражению Муна «свадьба агнцев», состоялась в 1960 году. В качестве свадебного подарка «пророк» преподнес своей суженой титул «мать мироздания» и трактат «Божественные Принципы». Обвинения в результате были сняты, и он был освобожден, пробыв в предварительном заключении 3 месяца 1090 , 1091 . В 1960 г. Мун женился на своей нынешней супруге Хак Джа Хан Мун, и у них родилось 13 детей 1092 . 1 января 1972 года «Господь» еще раз, по словам Муна, посетил его, рекомендовав подготовить народ ко Второму Пришествию. В начале 1974 года Мун приехал в США и начал поездку по стране, разъясняя, что Бог рассчитывает на Америку. Несколько конгрессменов пригласили Муна выступить с речью на неофициальном приеме в палате представителей конгресса США. В печать проникли сведения, что на этом приеме Мун заявил: «Главам правительства нужно много привлекательных девушек. Мы прикомандируем по три девушки к каждому сенатору. Это означает, что нам нужно их 300. Пусть девушки установят с ними добрые отношения» 1093 . Начиная с 1976 года « Церковь Объединения» не раз попадала в скандальные истории. В июле 1984 года Сан Мен Мун был приговорен к нескольким месяцам тюремного заключения и штрафу в 25 000 1094 , 1095 . Мун представил ложную декларацию о размере своих доходов, он «забыл» упомянуть в налоговой декларации, что владеет в штате Нью-Йорк поместьем стоимостью 625000 1096 . Мун обжаловал это решение в федеральном апелляционном суде, утверждая, что ему вынесен обвинительный приговор только из-за его национальной принадлежности и приверженности религии. В его защиту были его последователями организованы петиции от множества религиозных организаций США 1097 . В конечном счете адвокаты сумели доказать, что деньги Муна принадлежат его «Церкви Объединения», которая, как религиозная организация, по Американским законам освобождена от уплаты налогов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

4-й стих восполняется 5-м и сущность их,-какой бы перевод мы ни приняли,-одинакова: Господь спасет и пощадит. Ассур же погибает (ср. главы X и XIV и ниже историческое сказание XXXVI-VII), потому что он грозил рукой Сиону, потому что он хулил Бога Израилева, потому что он тип сатаны, борющагося против Бога и Его повелений. Господь наказует Свой народ, но и милует. В стихах 5 и 6 трогательно изображено действие милосердия Божия и призыв пророка к Всемилосердному. Господь даже не ожидает, пока проявится покаяние народа и даст вожделенные плоды:- нет, Господь прежде обещает спасти Иерусалим, и затем требует покаяния 1092 . Обличение пророком Исаией, в 6 стихе, Израиля в отпадении от Господа, конечно, указывает на неверие, проявленное в настойчивом искании союза с Египтом, с намеком на XXIX, 15, 18 и XXX, 7. 7 . В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. 8 . И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, – он избежит от меча и юноши его будут податью. 9 . И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени, говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме. 8-й стих исполняется в прямом своем значении над армиею Сеннахерима; Ассур поражается рожденным не от Адама 1093 , т. е. Ангелом Иеговы. Шмидер вместо слов: „избежит от меча“,-читает: побежит от меча, подразумевая Сеннахерима, а жертвою будут его юноши, т. е. воины.-Вульгата дает чтение: „fugiet non а facie gladii“, т. е. побежит не от меча, а от высшей силы. Подобный же перевод мы читаем и в Славянском: „погибнет не от лица меча“. В стихе 9-м изображается бегство царя и остатков армии. Мы читаем и в книге Царств и у пророка, что поражено в стане 185000 человек,-но не сказано, что поражена была без остатка вся армия. Поэтому мы думаем, что остатки войска рассыпались, пораженные страхом в разные стороны, но преимущественно должны были бежать по пути, по которому они шли по Палестине. Проф. Якимов (стр. 489–490) по поводу выражения: „побежит мимо крепости своей“, указывает, что точнее переводить „мимо скалы своей“. Он поясняет, что Ассирияне, вместо того, чтобы спасаться на скалах, как делали то побежденные 1094 , побегут мимо, ибо на скалах они увидят знамена вооруженных туземцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И изгнал от лица их народы, и по жребию разделил им (землю их) 1084 межевою вервию, и поселил в жилищах их колена Израилевы. Но 1085 они искушали и огорчали Бога Всевышнего и уставов Его не хранили. И отвращались и отступали, как и отцы их, превратились в неверный лук. И прогневляли Его высотами своими и истуканами своими раздражали Его. Услышал Бог, и (гневно) воззрел 1086 , и уничижил сильно Израиля, И отверг скинию Силомскую, жилище, в котором Он обитал среди людей, И отдал в плен крепость их и красу их – в руки врагов 1087 . И предал 1088 мечу народ Свой и достояние Свое презрел. Юношей их поел огонь, и девицы их не оплаканы были, Священники их от меча пали, и вдовы их не будут оплаканы 1089 . Но восстал, как бы от сна, Господь, как сильный и шумящий от вина 1090 . И поразил врагов Своих в тыл, вечному позору предал их. И отверг селение Иосифа, и колена Ефремова не избрал. А избрал колено Иудово, гору Сион, которую возлюбил. И построил, как (жилище) единорога 1091 , святилище Свое, на земле основал его 1092 на век. И избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец. От 1093 доящих взял его пасти Иакова, раба Своего, и Израиля – наследие Свое. И пас он их в незлобии сердца своего, и разумно 1094 руками своими путеводил их 1095 . 1052 Греч. οκ πιστθη μετ το Θεο – слав. не увери с Богом – букв., но неясно. У преосв. Порфирия не удостоверял Богом (духа своего) – тоже не лучше. «Не приобрели твердой веры в Бога и противились Его уставам» (ср. 22 и 37 стт.) (Афан. Вел. и Феодорит). 1055 Слав. представи соответствует παρστησε – букв. поставил сбоку, приставил к ним – минуск. (более 100), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим; а ват., [син.,] text. recept., Фильд и Тишендорф – στησεν. 1056 Не дал им разливаться и затоплять путь евреев, как бы собрав их в мех и поставив вокруг евреев. Так понимают свт. Афанасий, бл. Феодорит, патр. Анфим, Гоберг, Вульгата ([quasi] in utre [др. чтт. quasi in utrem или quasi utrem]), преосв. Порфирий, в слав. неясно: яко мех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ст. 10. …И вышел от них корень греха – Антиох Епифан…, т. е., от одного из военачальников Александровых произошел Антиох Епифан. Здесь, очевидно, разумеется Селевк Никатор, объявивший себя властителем Сирии, по смерти Александра, и положивший начало фамилии Селевкидов (около 312 г. до Р. X.). От него-то, в пятом поколении 1093 и произошел Антиох, прозванный Епифаном, т. е. знаменитым, за некоторые свои деяния. Но за характер его – подозрительный и жестокий – историки дали ему подобнозвучное прозвание Епимана, т.е. яростного или бешеного. Библейское название «корень греха» вполне обрисовывает свирепый нрав Антиоха. Он был сын …царя Антиоха и был заложником в Риме... Антиох IV Епифан был младшим сыном Антиоха III-ro, прознанного великим. По смерти этого государя (в 187 г. до Р. X.), парствовал сначала старший сын его, Селевк IV-й Филопатор (187–176 до Р. X.), Антиох же Епифан отправлен был заложником в Рим, после несчастной битвы при Магнезии. Впоследствии же, Селевк, желая вызвать к себе брата, послал к нему в Рим на смену сына своего Димитрия, но сам был вскоре отравлен. Тогда-то и воцарился Антиох Епифан (176 г. до Р. X), отняв царство у законного наследника, т. е. у племянника своего, Димитрия. ... и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского... Эти 137 лет считаются от того года, когда Селевк Никатор, поразив Антигона, полководца Александрова, овладел Сузианой и Мидией, и возвысил царство сирийское на высшую степень могущества. Это случилось в 312-м году до Р. X. Таким образом, 137-й год греческого владычества в Сирии, т. е. год воцарения Антиоха Епифана, падает на 176-й год пред Р. X. Ст. 14. …Они (т. е. иудеи, изменившие вере отцов), построили в Иерусалиме училище, по обычаю языческому... Это была, так называемая, гимназия в греческом вкусе, т. е. место, где молодые люди занимались в обнаженном виде телесными упражнениями, как то: борьбой, бегом, прыжками и т. п. Здесь же устраивались игры в честь богов языческих. Ст. 20. …После поражения Египта, Антиох возвратился о сто сорок третьем году (т. е. в 169 г. до Р. X.); и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением… Побуждением к сему нападению, грабежу и убийствам, было то, что Иудеи обнаружили сильнейшую радость, по случаю распространившейся вести о смерти Антиоха. Весть оказалась ложной, – между тем, Антиоху стало известно, какие чувства имеют к нему Иудеи 1094 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010