1078 Клизовский А. И. Основы миропонимания новой эпохи. Т. 1. – Рига, 1990, с. 135. 1079 Давид-Ноэль А. Мистики и маги Тибета. – М., 1991, с. 181. 1081 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 279. 1082 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 280. 1083 Конечно, эта антипокаянная проповедь чрезвычайно уместна в постсоветской России. Уместна и созвучна пафосу «исторического оптимизма», полагающего, что любые грехи искупаются и покрываются просто течением событий, «ходом истории». Одна из самых ярко антихристианских черт современного сознания сказалась в популярной детской песенке из мультфильма о Чебурашке: «Если мы обидели кого-то зря, Календарь закроет этот лист. К новым приключениям спешим, друзья! Эй, прибавь-ка ходу, машинист!». Покаянию здесь явно нет места. Грехи и обиды покрываются «календарем», то есть чисто механическим течением событий – судьбой – кармой. Грех не изживается, не исцеляется покаянием и прощением, а просто оставляется в прошлом. Вообще к Чебурашке я отношусь хорошо, и к сказке тоже – там более чем достаточно светлых и добрых мест. Но вот мультфильмовская песенка, столь азартно распевавшаяся не только на детских, но и на взрослых посиделках, боюсь, наложила свой недобрый отпечаток на многие души, утвердив их в беспокаянном житии. 1084 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 379. 1085 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 440. 1086 Клизовский А. И. Основы миропонимания новой эпохи. Т. 1, с. 133. 1087 Лосский В. Н. Господство и Царство (эсхатологический этюд).//Богословские труды. М., 1972, с. 214. 1088 см. Древний патерик. с. 366. 1089 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 293. 1090 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 414. 1091 Изложение эпизода из книги Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана» приведено по книге – Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1. СПб., 1993, с. 7. 1092 Anand Nayak. Tantra ou l " eveil de l " energie. – Paris, 1988, p. 119. 1093 Лазарева Н. Ф. Коррекция кармы (чистая карма). Кн. 2. – СПб., 1995, с. 62. 1094 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 46.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Мы – дети Афин, некогда в этом море Укротившие морской битвой, уничтожившие флот мидян, Эти вот знаки (огщата) посвящаем Артемиде 1078 . В его описании битвы при Артемисии отсутствует повествование об эллинском строе, неясно – как действовали корабли каждого из полисов; однако как только дело доходит до отступления – «бегства», как он его называет, – он тут же заявляет, что коринфяне были первыми, а афиняне последними 1079 . 35 . Не следовало ему быть чрезмерно суровым даже к мидийствовавшим эллинам. И потом, хотя некоторые считают Геродота гражданином фурий 1080 , – он на самом деле галикарнасец, т.е. дориец, из тех, что отправились в поход на Элладу вместе со своими гаремами 1081 . И конечно, разглагольствуя о бедственном положении, в котором оказались принужденные мидийствовать эллины, он отнюдь не говорит кротко; [но его несправедливость этим не ограничивается,] так что когда он рассказывает о том, как фессалийцы отправили послание своим злейшим врагам – фокийцам, в котором обещали спасти их страну от разорения, если те заплатят пятьдесят талантов, то вот какими словами он описывает фокийцев: «Фокийцы были единственной народностью в этой части [Эллады], которая не перешла на сторону персов и, думается, не по какой иной причине, а только из ненависти к фессалийцам. Будь фессалийцы на стороне эллинов, то фокийцы, я полагаю, поддерживали бы персов» 1082 . А чуть ниже он сам скажет нам, что тринадцать городов фокийцев было сожжено варварами, что их страна была разорена, храм в Абах погиб в огне и что все мужчины и женщины, кто не бежал на Парнас, были убиты 1083 . Но несмотря на то что фокийцы, претерпев последние крайности, не отступились от прекрасного, – он полагает их ничуть не лучшими, чем наиболее ревностных из мидийствовавших. В деяниях этих мужей невозможно найти ничего достойного порицания, и тогда он, описывая [их деяния], вводит дурные мотивы, вызывает в нас подозрения, побуждает судить об их намерениях не по тому что они сделали, но по тому что могли бы сделать, поступи фессалийцы иначе, так что получается, что они не стали предателями только потому, что это место было уже занято другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

А кому случилось обладать здравым умом, тот не предается неуместным мыслям, и не приходится опасаться, что он будет когда-либо введен в заблуждение каким-либо словом, так или иначе сказанным некогда по-человечески, и поскользнется в вере, покуда имеет ум согласным со знанием души о том, что нетварное божество никогда не может ни быть видимым телесными очами, ни подвергаться какому бы то ни было изменению. Ибо если бы это не было так, то ничто бы не помешало всякому человеку постоянно склоняться к нечестию и день и ночь шататься и колебаться [в вере], подобно порожнему кораблю, качающемуся на волнах неспокойного моря и беспорядочно влекомому всеми ветрами. Книга 35, раздел 21 Ибо, согласно великому Василию, если кто некритически будет внимать букве [писаний], то уклонится к языческим и одновременно иудейским и старушечьим басням и состарится в совершенной скудости достойных понятий о Боге 1078 . Но тому, кто в совершенстве познал, что Христос двояк и составлен из божеских, а ныне и из человеческих [...] 1079 , нетрудно отнести возвышенные [речения] к божеству, а более низкие – к человечеству. И когда он слышит: Слово стало плотью 1080 , и снова: немногие капли крови Божией исцелили весь мир 1081 то вовсе не подумает о каких-либо переменах или изменениях в божестве. Книга 35, раздел 22 И когда он слышит, что человек назван Сыном Божиим, он не помыслит о природном рождении Бога в дольнем мире. Да и о Преображении Господнем слыша, он не поддастся на речи иконоборцев и не помыслит о превращении плоти в нетварное или о пресуществлении божества в иное – низшее и бессущественное – божество, как [учит] Палама. А если так, то тем более он не станет, услышав о немного приоткрытой или отчасти явленной славе божества, склоняться к абсурдным и далеко отстоящим от благочестия представлениям, отнюдь не соответствующими свету истинного знания. Книга 35, раздел 23 Так что мне остается только удивляться, как и почему Палама дошел до таких богохульств. Ибо он не может сказать, что [выражения] «отчасти явиться» 1082 или «чуть [при]открыть божество» 1083 побуждают считать, что оный свет родился тогда из божества. Если бы не было приставки παρα- и [слов] «немного приоткрыл», и тому подобных, то он и рой иконоборцев, возможно, еще как-то могли бы, хоть и несправедливо, иметь некое основание для таковой своей ереси. Теперь же для них не остается никакого извинения. Ведь божественные отцы церкви, следуя наставлениям науки о словах, и сами применяют такие врачебные меры к столь дерзостным мыслям, и нас поощряют. Книга 35, раздел 24

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21:2—6. 1077 Ср.: Исх. 16:5. 1078 Отметим, что, согласно 66-му Апостольскому правилу, постящиеся (речь идет о соблюдающих строгий пост) в субботу или в воскресенье клирики лишаются сана, а миряне подвергаются отлучению. Ср.: 55-е правило Трулльского Собора и 18-е правило Гангрского Поместного Собора. Единственное исключение из этого правила — строгий пост в Великую субботу. 1079 Конъектура Кройманна. В рукописи употреблено прошедшее время глагола. 1080 Ср.: Tert. Adv. Marc., IV, 11, 6. 1081 Ср.: Лк. 6:7. 1082 Кройманн предлагает такую реконструкцию: «что другой Христом нигде не был проповедован». 1083 Конъектура Кроймана. В рукописи: «Он». 1084 См.: Исх. 20:10. 1085 См.: Исх. 12:16. 1086 Ср.: Лк. 6:5. 1087 Ср.: Ис. Нов. 6:3—4. 1088 Ср.: Ис. 1:14. 1089 Ср.: Ис. 29:13. 1090 Ср.: Ис. 58:13; 56:2. 1091 См.: Мф. 5:17. 1092 По мнению Кройманна, здесь пропуск: «соскоблив это речение». 1093 Ср.: Быт. 2:3. 1094 В Библии не говорится, что воскрешение ребенка произошло в субботу. Напротив, там сказано, что день, в который его мать отправилась к пророку к горе Кармил, не был субботним (4 Цар. 4:23, 25). 1095 Ср.: 4 Цар. 4:32—37. 1096 Ср.: Ис. 35:3. 1097 Ср.: Лк. 6:12. 1098 См.: Ис. 40:9. 1099 См: Мк. 1:22; Мф. 7:29; ср.: Лк. 4:32. 1100 См.: Ис. 52:6. 1101 См.: Наум 1:15; ср.: Ис. 52:7. 1102 См.: Пс. 22 21:3. 1103 См.: Пс. 3:5. 1104 Ср.: Лк. 6:13—16. 1105 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Почему же он избрал двенадцать апостолов, а не какое-нибудь другое количество, чтобы и на этом основании я не мог истолковать его как моего Христа, предсказанного не только словами пророков, но и знаками деяний?» 1106 Ср.: Числ. 33:9. 1107 Ср.: Исх. 28:17—21. 1108 В Библии не сказано, что камни были положены в Ковчег Завета. Ср.: Ис. Нов. 4:4—9. 1109 См.: Ис. 43:19. 1110 Ср.: Быт. 17:5. 1111 Ср.: Быт. 17:15. 1112 Т. е. Осии, ср.: Числ. 13:17. 1113 Ср.: Ис. 8:14. 1114 Ср.: Лк. 6:17—19. 1115 См.: Пс. 87 86:4—5. 1116 См.: Ис. 49:12. 1117 См.: Ис. 49:18. 1118 См.: Ис. 49:21. 1119 «Извращенность», очевидно, в том, что Христос неотделим от традиции пророков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Проследим рост земельных владений Кефалы. В 1078 г. император Никифор III Вотаниат жалует вестарху и примикирию вестиаритов Льву Кефале класму в 334 модия в округе Адриму 369 . Далее следует освобождение от всех налогов за исключением димосия 370 . Алексей I Комнин, пришедший к власти в 1081 г., подтверждает хрисовул, которым Льву пожаловали земли и их освобождение от налогов 371 . В 1083 г. Алексей I дарит проастий в Месалимне уже магистру Льву Кефале. Причем в этом акте говорится, что ранее этот проастий имелся в иронии у Стефана Малеина, затем у Оттона и Льва Ваасарканиотов, франков. Затем он был у них конфискован и снова прикреплен к фиску, после того как вышеозначенные лица были уличены в том, что приняли участие в бунте. В 1084 г. дарение подтверждено новым хрисовулом 372 . В том же году Лев стал катепаном Абидоса и проэдром. В это время Алексей I совершает дарение хориона Хостиана в феме Моглена, ссылаясь на отличное руководство Львом войсками при защите Лариссы от норманнов Боэмунда 373 . В 1086 г. Алексей I подтверждает дарение новым хрисовулом. Позже он дарит Кефале проастий Ано в епископии Македонии 374 . Наконец после смерти Льва Кефалы Алексей I Комнин подтверждает хрисовулом владение его сына Никифора всеми этими территориями, а также их освобождение от налогов. Тут же говорится о том, что Никифор может владеть определенным количеством государственных париков 375 . Можно, таким образом, заключить, что перед нами служилая ирония знатной семьи Кефала. А. П. Каждан относит эту семью к представителям военной знати комниновского клана 376 . Но первые приобретения Лев получает уже от Никифора Вотаниата. Видимо, впоследствии он поддержал Алексея Комнина и поэтому не лишился своих владений. Обратим внимание на то, что император освобождает его только от некоторых налогов, но не от государственного налога димосия, который нужно уплачивать в казну. Ф. Дэльгер полагал, что таким образом государство сохраняло право верховной собственности на земли служилых землевладельцев 377 . К. В. Хвостова видит в этом сохранение верховной власти императора в отношении прониарных владений. По-видимому, правы Н. Зворонос и Э. Арвейлер, рассматривающие пронии не как условные земельные владения прониара, а просто как делегацию права сбора с определенных территорий налогов в качестве платы за службу. Владение Кефалы они склонны относить именно к такому виду служилого пожалования. В самом деле, хрисовул 1086 г. отмечает, что император дарит эти земли Кефале как «доблестному защитнику Лариссы» 378 . А хрисовул 1083 г. на дарение проастия в Месолимне утверждает, что ранее эта земля была в собственности других знатных лиц, но, после того как они подняли бунт против императора, владения их были конфискованы и приписаны к казне. Только в 1084 г. Алексей I передал их Льву Кефале 379 . Пожалуй, прав Н. Зворонос, который отмечал, что в таких случаях государство просто лишало владельцев налоговых льгот и они переставали быть прониарами 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коронация Романа II и Евдокии. Пластина. Слоновая кость. XI в. В Лондоне, в Музее Виктории и Альберта, хранится рельеф из темно-зеленого порфира с изображением Богоматери, вокруг фигуры которой вместо рамки идет надпись, включающая имя императора Никифора Вотаниата. Это позволяет датировать рельеф 1078–1081 годами. К этой иконке близок благородной простотой исполнения небольшой мраморный рельеф с поколенной фигурой Богоматери Одигитрии, находящейся в Археологическом музее Стамбула. Богоматерь. Рельеф. Зеленый порфир. XI в. Необходимые для роскоши и блеска дворцовой жизни, для удовлетворения запросов знати, для украшения интерьеров храмов, все эти многочисленные иконы, ларцы, потиры, дискосы разнообразны по своей форме, по своим художественным и техническим принципам. Но высокий уровень исполнения отличает всегда произведения византийского прикладного искусства. Большинство подобных предметов было вывезено из столицы после ее захвата в 1204 году крестоносцами. Теперь основная их части хранится в разных музеях мира. XI–XII века можно считать классической эпохой византийского искусства, когда художественный стиль наилучшим образом отвечал строгим правилам окончательно сложившегося к этому времени иконографического канона. Искусство Византии вышло далеко за пределы империи. Оно оказывало плодотворное влияние на развитие культуры других стран. При этом к живописи все более предъявлялись дидактические требования. Византийские мастера выработали законченный стиль, который в течение названных столетий характеризовался определенной устойчивостью. Художественный язык византийских произведений этого времени отличался торжественностью и возвышенностью, соответствующими наилучшим образом ритуалу богослужения. Еще большее, чем раньше, значение в живописи получил нейтральный золотой фон. На нем теперь отсутствовали или сводились к минимуму архитектурные и пейзажные детали. Легкие, вытянутых пропорций фигуры святых, помещенные на этом фоне, воспринимались бесплотными. Если их тела изображались подчеркнуто плоскими, то в лицах сохранялась тонкая светотеневая моделировка, намечающая их объемность. Движения святых подчинялись строгому регламенту. Даже в колорите любовью пользовались такие переливчатые тона, которые сообщали изображаемому оттенок нереальности. Стиль византийского искусства XI–XII веков получил в нашей науке название спиритуалистического.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Развившись из старинного обычая для решения важнейших вопросов созывать общенародные собрания или спрашивать все население, оно выражается здесь в настоящее время в двух формах, в форме референдума и народной инициативы. Первый состоит в том, что проект законодательного собрания представляется на суд всего народа, который выражает свое одобрение или неодобрение по большинству голосов, вторая дает право известному количеству граждан требовать опроса всего народа относительно той или другой предлагаемой ими реформы. Что касается результатов прямого законодательства, то в общем их следует признать скорее удовлетворительными. „Семнадцать лет состою я в числе представителей швейцарского народа, говорит Курти, и я убежден, что референдум лишь мало добрых намерений помешал нам осуществить, но, несомненно, предотвратил не одно зло тем, что стоял перед нами в качестве предостережения“ 1077 . Эсмен, вообще довольно скептически относящийся —544— к референдуму, должен был признать, „что народ чаще всего высказывает себя вообще мудрым, далеким от крайних тенденций и экономичным в отношении к общественным средствам“ 1078 . Правда, указывают на два вредных следствия прямого законодательства, именно на постепенное уменьшение количества голосующих, что свидетельствует, по-видимому, о развивающемся индифферентизме народа, и на падение авторитета законодательных собраний, что в свою очередь может вредно отозваться на качестве их работы 1079 . Но оба эти опасения, по-видимому, напрасны 1080 . Во всяком случае опыт Швейцарии все более и более привлекает к себе симпатии Западной Европы. Даже Лорд Сольсбери в 1894 г. говорил в одной речи: „референдум есть во всяком случае честная процедура. Я думаю, что он вполне оправдали ожидания – в Швейцарии под очень широкой формой, а в Соединенных Штатах – под формой очень ограниченной. Я ни в каком случае не расположен сказать что-нибудь против него. Я думаю, что в форме, под которой он существует в Соединенных Штатах, он решительно полезен для хорошего правления и для устойчивости страны“ 1081 . Однако референдум имеет гораздо больше врагов, тем друзей. Обыкновенно находят, что огромное большинство народа, будучи способно выбирать представителей и таким образом направлять законодательство, в тоже время не способно произвести должную оценку законов. Ему недостает для этого, как говорит Сиэйс, двух необходимых условий: образования, чтобы понимать проекты, и досуга, чтобы их изучать 1082 . Другие прибавляют к этому, что толпа вследствие именно того, что она толпа, вообще неспособна на обдуманное решение. Лишь немногое размышляют и высказывают свои взгляды, громадное же большинство принимает решение других по мотивам, ничего общего с делом не имеющим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

484 По версии Мария Меркатора яснее: «что не завладевают мною Городская жизнь, угождение и слава и что я не жажду высоких престолов»... По версии Synodicon " a «что я не тягощусь жить за городом (в назначенном монастыре) и исполнять повеление (о сем) и что я не скован желанием высокого престола» (Quod habitare in villa non metuam et obsequi regulae, et excelsi throni non sim desiderio compeditus). 485 Разумеются полипы и хамелеоны. В других версиях собственные наименования этих животных читаются в тексте. Ср. в письмах 147 (на стр. 222) и 245 (гл. 110). 486 Письмо это сохранилось только в латинском переводе; другая латинская версия его – в Synodicon " e сар. CXXXIX (Migne, gr. ser t. LXXXIV, col. 754–755 и см. ниже Как ясно из слов: et post alia, Марий Меркатор приводит (Migne, lat. ser. t XLVIII, col. 1079–1080) из него только выдержку (почему необходимо признать перевод Synodicon " a более правильным), замечая (col. 1078–1079), что это письмо было отправлено в Константинополь в пользу несториан (in favorem Nestorianorum Constantinopolim destinavit – Theodoretus). Надписание «монаху Константинопольскому Андрею» сделано Гарнье (Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 301–303) – без всякого обоснования. У Валюза так. (Migne, lat. ser. t. XLVIII, col. 1079, not, а): «Ejusdem Theodoreti ex epistola, quam pro consolatione Nestorianorum Constantinopolin destinavit»; ибо туда же и с такою же целью блаж. Феодорит отправлял еще два письма (Synodicon, сар. XL. XLVIÏ Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 642–647. 654). Настоящее письмо было составлено после того, как Кирилл Александрийский прислал Иоанну Антиохийскому свое исповедание веры, т.е. в конце 442 года. 487 Ср. письмо 172 на стр. 304. Возможно, что в подлиннике стояло: «письма Египтянина», как блаж. Феодорит иногда называл Кирилла лександрийского: см. напр., письмо 151 (стр. 236), 156 (стр. 262), 160 (стр. 269; ср. на стр. 21), 162 (стр. 274), 165 (стр. 281) и к письму 177-му: на стр. 308. 488 Другая версия этого письма сохранилась в Synodicon " е, сар. LXXI (Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 678–680) и еще-у Мария Меркатора (Migne. lat. ser. t. XLVIII, col. 1081–1083). Перевод редакции Synodicon " a см. ниже 237.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1077 Anacleti, ер. II, Amtii. – Evaristi ер. II; Calixti ер. II; Anmeri ер.; Pelagii II ер. I. – Felicis IV ер. I. – Все так называемые causae majores должны восходить на воззрение апостольского престола, которому принадлежит право решать все такие дела. Напр. Zephirini, ер. I. 1078 Julii ер. I. с. 2: ер. II pooem. Non debere praeter sententiam Romani pontificis ullomodo concilia celebrari. Marcelli ер. I и II; ер. II; Damasi, IV. 1080 Zephirini, ер. II. Judicium episcoporum имеет право разбирать также и causae saeculares и каждый oppressus беспрепятственно должен апеллировать к духовному суду. Anacleti ер. I; ер. II. 1081 Маассен, Девять глав о свободной церкви и свободе совести. Пер. проф. Суворова. Яросл. 1882. Стр. 99. 1082 Eleutherii ер. I; а Victori ер. I; Sephirini ер. I, Sixti ер. I; Marcelli ер. J, Melchiadi prooem. Julii ер. I prooem. ер. II prooem. Felicis II ер. I; Damasi, ер. IV. 1085 Zephirini ер. II; Urbani, Fabiani ер. II; Stephani ер. II; Felicis ер. I и II; Gaji ер., Marcelli ер. II; Eusebii ер. II; и друг. Миряне не могут быть обвинителями духовных лиц, Clementis ер. I; Marcellini ер. II, Eusebii ер. I, Silvester in council. Romana II, ибо вообще низший не может быть обвинителем высшего. Canon Silvestri или Capitolum editum а Silvestro papa, с. III. Вообще о всех этих пунктах см. Вальтера (Lehrbuch, § 98) и Вассершлебена (Pseudoisidor, R. En с. XII). 1087 Литература: Павлов, Номоканон при Большом Требнике. Одесса. 1872. Горчаков, К истории епитимийных номоканонов. Спб. 1874. – Павлов, Замечания о грузинском номоканоне. Записки Имп. Акад. наук, 1874, т. XXV, кн. 1, стр. 29–42. – Суворов, К вопросу о тайной исповеди. Яросл. 1886. – Суворов, Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права. Яросл. 1888 (Книга, можно сказать, фантастическая). – Павлов, Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках юго-славянского и русского церковного права. Чтения в общ. любит. духовного просв. М. 1891, ноябрь–дек., 693 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

На берегах Понта Эвксинского длинные стены охраняли колонию Херсон, а сильная цитадель Петра защищала страну лазов. Затем от Трапезунда до Ефрата в несколько линий были расположены цитадели. 1076 Таковы были, кроме замков в стране Тцанов, Феодосиополис (Эрзерум), Кифарицон, Мартирополис; в Месопотамии – Амида, Константина, «оплот римской империи» – Дара 1077 , другой Феодосиополис, Цирцезиум на Ефрате, далее – Зеновия и Пальмира на границах пустыни, не считая промежуточных castella , соединявших указанные большие города и которых на пространстве между Дарой и Амидой насчитывалось не менее пятнадцати. 1078 Несколько позади, во второй линии, находились Сатала, Колонея, Никополис, Себастея, «оплот Армении» Мелитена 1079 , Эдесса, Карра, Каллиникум в Озроене, Сура, Гиераполис, Ценгма в Ефратезе и, наконец, Антиохия, которая после катастрофы 540 г. Была обращена в сильную крепость. Конечно, не все эти сооружения начаты были в царствование Юстиниана; многие из них, например Дара, Мартирополис, Феодосиополис , начаты были императором Анастасием 1080 , но заслуга Юстиниана в том, что он пополнил эти работы и привел их в строгообдуманную систему. 1081 IV. Обозревая всю совокупность этого оборонительного дела, можно прийти в изумление, каким образом все эти так зрело обдуманные меры оказывались так часто недействительными; каким образом эта столь частая сеть укрепленных мест, так разумно расположенных, в конце концов оказалась бессильной остановить нашествия персов и арабов в Азии, славян и гуннов в Европе и берберов в Африке. Это обстоятельство необходимо выяснить. Прежде всего эти укрепления, покрывавшие густой сетью всю страну, были, вероятно, чересчур многочисленны для того, чтобы можно было обеспечить действительную защиту их. Чтобы воздвигнуть в несколько лет такое множество цитаделей, не один раз приходилось жертвовать прочностью сооружения только бы поскорее закончить его. 1111 Поэтому многие из крепостей имели недостаточно хорошо сделанные валы 1112 , а в некоторых они даже остались недоконченными.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010