Патриархи Сиро-Яковитской Церкви 29 Петр 38–44 Патра 571–586 Еводий 44–68 Домн IV 586–591 Игнатий I 68–107 Юлиан I 591–595 Эрон 107–137 Афанасий I 596–636 Корнилий 137–142 Иоанн II 636–649 Эдос 142–157 Феодор I 649–668 Феофил 157–171 Севир 668–684 Максим 171–179 Афанасий II 684–687 Серафим 179–189 Юлиан II 687–709 Асклипиадий 189–201 Илия I 709–724 Филипп 201–219 Афанасий III 724–740 Зебин 219–237 Еваний I 740–759 Вавила 237–250 Гервасий I 759–790 Фабий 250–251 Иосиф 790–793 Димитрий 251–259 Кириак 793–818 Павел I 259–270 Дионисий I 818–847 Домн I 270–281 Иоанн III 847–877 Тимофей 281–291 Игнатий II 877–887 Кирилл 291–296 Феодосий 887–897 Тираний 296–301 Дионисий II 897–910 Виталий 301–318 Иоанн IV 910–922 Филогоний 318–323 Василий 922–936 Евстафий 323–328 Иоанн V 936–954 Павлин 338–383 Еваний II 954–958 Флавиан 383–386 Дионисий III 958–962 Евагрий 386–416 Авраам I 962–965 Фоспор 416–418 Иоанн VI 965–987 Александр 418–428 Афанасий IV 987–1004 Иоанн I 428–431 Иоанн VII 1004–1032 Феодот 431–442 Дионисий IV 1032–1042 Домн II 442–450 Феодор II 1042–1058 Максим 450–454 Афанасий V 1058–1064 Акакий 454–457 Иоанн VIII 1064–1074 Мартирий 457–464 Василий II 1074–1076 Петр II 464–500 Абдуне 1076–1077 Филиадий 500–509 Дионисий V 1077–1080 Севир 509–544 Еваний III 1080–1088 Сергий 544–547 Дионисий VI 1088–1091 Домн III 547–560 Афанасий VI 1091–1131 Анастасий 560–564 Иоанн IX 1131–1139 Григорий I 564–567 Афанасий VII 1139–1166 Павел II 567–571 Михаил I 1166–1199 Афанасий VIII 1199–1207 Игнатий Абдулла II 1597–1598 Михаил II 1207–1208 Игнатий Кадай 1598–1640 Иоанн X 1208–1223 Игнатий Симеон 1640–1653 Игнатий III 1223–1253 Игнатий Иисус II 1653–1661 Дионисий III 1253 Игнатий Месьях I 1661–1686 Иоанн XI 1253–1264 Игнатий Кабет 1686–1687 Игнатий IV 1264–1283 Игнатий Гервасий II 1687–1708 Филиан 1283–1293 Игнатий Исаак 1708–1722 Игнатий Сиккараблак 1722–1746 Игнатий Исмаил 1333–1366 Игнатий Гервасий III 1746–1768 Игнатий Василий III 1366–1382 Игнатий Гервасий IV 1768–1781 Игнатий Авраам II 1382–1412

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

Лестница Иакова Патриархи Сиро-Яковитской Церкви 29 Петр 38–44 Патра 571–586 Еводий 44–68 Домн IV 586–591 Игнатий I 68–107 Юлиан I 591–595 Эрон 107–137 Афанасий I 596–636 Корнилий 137–142 Иоанн II 636–649 Эдос 142–157 Феодор I 649–668 Феофил 157–171 Севир 668–684 Максим 171–179 Афанасий II 684–687 Серафим 179–189 Юлиан II 687–709 Асклипиадий 189–201 Илия I 709–724 Филипп 201–219 Афанасий III 724–740 Зебин 219–237 Еваний I 740–759 Вавила 237–250 Гервасий I 759–790 Фабий 250–251 Иосиф 790–793 Димитрий 251–259 Кириак 793–818 Павел I 259–270 Дионисий I 818–847 Домн I 270–281 Иоанн III 847–877 Тимофей 281–291 Игнатий II 877–887 Кирилл 291–296 Феодосий 887–897 Тираний 296–301 Дионисий II 897–910 Виталий 301–318 Иоанн IV 910–922 Филогоний 318–323 Василий 922–936 Евстафий 323–328 Иоанн V 936–954 Павлин 338–383 Еваний II 954–958 Флавиан 383–386 Дионисий III 958–962 Евагрий 386–416 Авраам I 962–965 Фоспор 416–418 Иоанн VI 965–987 Александр 418–428 Афанасий IV 987–1004 Иоанн I 428–431 Иоанн VII 1004–1032 Феодот 431–442 Дионисий IV 1032–1042 Домн II 442–450 Феодор II 1042–1058 Максим 450–454 Афанасий V 1058–1064 Акакий 454–457 Иоанн VIII 1064–1074 Мартирий 457–464 Василий II 1074–1076 Петр II 464–500 Абдуне 1076–1077 Филиадий 500–509 Дионисий V 1077–1080 Севир 509–544 Еваний III 1080–1088 Сергий 544–547 Дионисий VI 1088–1091 Домн III 547–560 Афанасий VI 1091–1131 Анастасий 560–564 Иоанн IX 1131–1139 Григорий I 564–567 Афанасий VII 1139–1166 Павел II 567–571 Михаил I 1166–1199 Афанасий VIII 1199–1207 Игнатий Абдулла II 1597–1598 Михаил II 1207–1208 Игнатий Кадай 1598–1640 Иоанн X 1208–1223 Игнатий Симеон 1640–1653 Игнатий III 1223–1253 Игнатий Иисус II 1653–1661 Дионисий III 1253 Игнатий Месьях I 1661–1686 Иоанн XI 1253–1264 Игнатий Кабет 1686–1687 Игнатий IV 1264–1283 Игнатий Гервасий II 1687–1708 Филиан 1283–1293 Игнатий Исаак 1708–1722 Игнатий Варух 1293–1333 Игнатий Сиккараблак 1722–1746 Игнатий Исмаил 1333–1366 Игнатий Гервасий III 1746–1768 Игнатий Василий III 1366–1382 Игнатий Гервасий IV 1768–1781

http://pravmir.ru/DREVNIE-VOSTOCHNYIE-TS...

Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Михаил I святой (грек), 988–991. Леон (Лев) I (грек), 991–1007. Иоанн I (грек), 1008–1035. Феопемпт (грек), 1035–1049. Кирилл I, 1050. Иларион (первый из русских), 1051–1054. Ефрем I, 1055. Георгий I (грек), 1067–1077. Иоанн II святой (грек), 1077–1089. Иоанн III (грек), 1088–1091. Ефрем II (грек), 1092–1097. Николай (грек), 1097–1102. Никифор I (грек), 1103–1121. Никита (грек), 1122–1126. Михаил II (грек), 1127–1145. Климент Смолятич (русский), 1147–1154, †1170. Константин I (грек), 1155–1159. Феодор (грек), 1161–1163. Иоанн IV (грек), 1164–66. Константин II (грек), 1167–1177. Никифор II (грек), 1182–1198. Гавриил. Дионисий, уп. 1205. Матвей (грек), уп. 1209–1220. Кирилл II (грек), 1224–1233. Иосиф I (грек), прибыл 1237. Кирилл III (грек), избран 1243, †1281. Максим (грек), 1283–1305. Св. Пётр (Московский), 1308–1326. Св. Феогност (грек), 1328–1353. Св. Алексий (Плещеев), хиротония 1350; вступил на митрополию 1354, †1378. Пимен (грек), хиротония 1380, удал. 1380; возвратил. 1382, низложен 1388. Св. Киприан (серб), 1381–1383; 1390–1406. Св. Дионисий, 1383–1385. Св. Фотий (грек), 1408–1431. Исидор (болгарин), 1437–1441. Св. Иона (Одноушев), 1448–1461. Григорий II (болгарин), 1458–1473. Мисаил, князь Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич, управлял митрополией 1474–1480. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон, 1481–1488. Uoha II Глезна, 1492–1494. Св. Макарий I, 1495–1497. Иосиф II (Болгаринович), 1500–1503. Uoha III, 1503–1507 . Иосиф III (Солтан), 1509–1521. Иосиф IV (Руссин), 1523–1534. Макарий II (Москвитянин), 1535–1556. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Иона Протасевич-Островский, 1568–1577. Илия Куча, 1577–1579. Онисифор Девочка (Девочий), 1583–1588. Михаил Рагоза с 1588 года; в 1596 году отпал в унию. Киевские, Галицкие и всея Малыя Руси Гедеон Святополк, князь Черниговский, 1685–1690. Варлаам Ясинский, 1690–1707. Иоасаф Краковский, 1708–1718. Варлаам Вонатович, 1722–1730. Архиепископ. Рафаил Забаровский, 1731–1747.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Абдул- Гамид I. Гавриил IV Прокопий Неофит VII Селим III (1790). Герасим III Григорий V (Пелопонесский) Неофит VII (во 2 раз) Каллиник V Григорий V (во 2 раз) Мустафа IV (1807). Каллиник V (во 2 раз) Махмут II. Иеремия IV Кирилл VI Григорий V (в 3 раз) Евгений I Освобождение Эллинов 25 марта. Анфим III Хрисанф Агафангел Константий I Константий II Григорий VI Абдул-Меджид-Хан (1839). Анфим IV из Ефеса Анфим V Византийский Макарий Кирилл VII Иоаким II Абдул-Азис-Хан (1861). II. Иерархия Русской Церкви. Киевская кафедра Митрополия Киевская и всея России установлена в 988 г. в Киеве; в 991 г. кафедра перенесена в Переяславль, в 1035 г. возвращена в Киев, в 1299 г. перенесена во Владимир на Клязьму, и, наконец, в 1325 в Москву. С половины XIV в., вследствие стремления южно-русских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на 2 и более митрополии. В 1458 г. установилось окончательное разделение Всероссийской митрополии на северо-восточную или Киево-Московскую и юго-западную или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться «Московскими и всея России» (с 1461 г.). Прежний титул «Киевских и всея России» перешел к митрополитам юго-западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вилене. В 1595 Киевская митрополия отпала в унию; в 1620 г. восстановлена в Киеве: в 1686 г. была присоединена к Московскому патриаршеству. Кафедра в Киеве. Митрополиты Киевские и всея России Михаил I Св. (грек) 988–991. Леон (лев) I (грек) 991–1007. Иоанн I (грек) 1008–1035. Феопемпт (грек) 1035–1049. Кирилл I 1050. Иларион (перв. из русск.) 1051–1054. Ефрем I 1055. Георгий I (грек) 1067–1077. Иоанн II св. (грек) 1077–1089. Иоанн III (грек) 1088–1091. Ефрем II (грек) 1092–1097. Николай (грек) 1097–1102. Никифор I (грек) 1103–1121. Никита (грек) 1122–1126. Михаил II (грек) 1127–1145. Климент Смолятич (русск.) 1147–1154 † 1170 Константин I (грек) 1155–1159. Феодор (грек) 1161–1163. Иоанн IV (грек) 1164–1166. Константин II (грек) 1167–1177.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕБХАРД [нем. Gebhard; лат. Gebhardus, Gebehardus, Kebehardus, Gebardus] (ок. 1025, Швабия - 15.06.1088, Верфен, близ Зальцбурга), архиеп. Зальцбургский (с 1060), блж. католич. Церкви (пам. 15 июня). Происходил из древнего швабского рода. Рано посвятил себя церковной жизни. 4 марта 1055 г. был рукоположен во пресвитера. Вскоре назначенный капелланом при дворе герм. имп. Генриха III , Г. с сент. 1058 по дек. 1059 г. исполнял также функции канцлера империи. Весной 1060 г., после смерти архиеп. Зальцбургского Балдуина, Г. стал его преемником (еп. Вюрцбургский Адальберт рукоположил Г. 30 июля в Ратисбоне (совр. Регенсбург)). В 1062 г. имп. Генрих III отправил Г. в К-поль с целью заручиться поддержкой визант. императора против норманнов в Юж. Италии. По возвращении Г. участвовал в рейхстаге в Майнце (июль 1062). Будучи хорошим администратором, он упорядочил взимание десятины, в частности со слав. населения в Каринтии. Основал в Каринтии новое еп-ство Гурк в составе Зальцбургского архиеп-ства, что было подтверждено буллой папы Александра II от 21 марта 1070 г. и имп. Генрихом IV 4 февр. 1072 г. В Штирии Г. основал бенедиктинское аббатство Адмонт (1074), подчиненное непосредственно архиепископу. В новый мон-рь были приглашены монахи из аббатства св. Петра в Зальцбурге. Сторонник церковных реформ папы Григория VII (см. Григорианская реформа ), в рамках к-рых можно рассматривать и основание еп-ства Гурк и аббатства Адмонт. Архиепископ участвовал в рим. Соборе (март 1074), осудившем николаитизм и симонию . Однако в 1075 г. Г. поддержал имп. Генриха IV в войне в Саксонии, но воздержался от участия в Соборе герм. епископов в Вормсе (24 янв. 1976), принявшем решение о низложении папы Григория VII. Участвовал в договоре герцогов против императора в Трибуре (1076), в Форххайме был среди избравших герм. королем герц. Швабии Рудольфа Райнфельденского (15 марта 1077). В 1077 г. имп. Генрихом IV Г. был смещен с архиепископской кафедры и провел 9 лет в изгнании в Саксонии и Швабии, пытаясь организовать выступления противников императора. Участвовал в Соборах епископов в Кауфунгене (1081) и в Герштунгене (янв. 1085), собранных с целью урегулировать отношения между папой и императором, но результатов данные встречи не принесли. В 1085 г. принял участие в Соборе в Кведлинбурге, на к-ром имп. Генрих IV был вновь отлучен от Церкви. Император в свою очередь хотел отлучить от Церкви Г. и передать Зальцбургское архиеп-ство одному из своих сторонников. Однако успешные выступления противников императора в Саксонии вынудили Генриха IV отказаться от действий против Г.

http://pravenc.ru/text/161806.html

Через несколько лет, по устроении монастыря и проповеди христианства, он снова вернулся в Киев. Начавшиеся там смуты среди князей, недовольство нового князя Святослава деятельностью братии Киево-Печерского монастыря в пользу князя Святослава заставили преподобного Никона вновь в 1073 г. удалиться в Тмутаракань. На этот раз он пробыл здесь с 1073 по 1077 год. По возвращении в Киев его избирают игуменом Киево-Печерского монастыря, во главе которого он простоял до своей кончины в 1088 г. В общей сложности в Тмутаракани преп. Никон пробыл около 10 лет, распространяя свет Христовой веры. Историк В. Сысоев пишет, что «дикий народ объят был изумлением, когда увидел иноческие подвиги Никона, толпами он сходился смотреть на дивного человека и скоро подчинился его влиянию». Благодаря трудам преподобного Никона на Таманском полуострове не только был основан первый монастырь, но и учреждена Тмутараканская епархия, во главе которой около 1088 г. стал епископ Николай. Об этом Кавказском архиерее имеется упоминание в «житии» самого преподобного Никона, затворника Печерского. Никон – насадитель христианства и монашества в древней Тмутаракани – по праву является одним из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви на Северном Кавказе. Он также единственный святой русский угодник, о ком точно известно, что он жил и подвизался на Северном Кавказе. Не остались вне влияния христианства и аланы – древние предки осетин. Автор труда «Христианство в Осетии» А. Гатуев считает, что уже в VI веке, во времена правления Юстиниана Великого , греческие миссионеры распространяют среди осетин христианское учение. «В селе Галиате до сих пор сохранилась маленькая каменная церковь с монашескими келиями, и осетины рассказывают, что именно в этих келиях жили греческие монахи». Эта церковь называется Юс-дзуар, т. е. церковь Юстиниана. Современные историки Б. В. Скитский и М. С. Тотоев, однако, утверждают, что аланы приняли христианство между 921 и 925 гг. Христианизации алан содействовал тогда абхазский князь Георгий, которому Константинопольский патриарх Николай Мистик писал: «Ты не мало приложил старания в деле просвещения алан и тех, которые удостоились крещения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Русская Православная Церковь под управлением митрополитов 988 — 1589 К оглавлению Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.) Канонический статус Русской Православной Церкви как Митрополии Константинопольского Патриархата был определен при Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром (36). Первым Митрополитом Киевским и всея Руси был святитель Михаил, по прозванию Сирин (сириец) (37). Затем Митрополитом Киевским, вероятно, стал Преосвященный Феофилакт, перемещенный в 990 г. из митрополии Севастийской (в Армении) (38). Следующим Митрополитом некоторые церковные источники называют Преосвященного Леона (или Леонтия), занимавшего Киевскую кафедру в 992—1008 гг. (14, с. 282). Вслед за ними, по русским источникам, за период до монголо-татарского нашествия, следуют 24 Митрополита: Иоанн I (1008—1035), Феопемпт (1037—1043), Кирилл I (1043—1046), Иларион (1051—1053), Ефрем (1055—1061), Георгий (1062—1072), Иоанн II Продром (1077—1088), Иоанн III (1088—1089), Николай (1097—1104), Никифор I (1104—1121), Никита (1122—1126), Михаил II (1127—1145), Климент (Смолятич; 1147—1155), Константин I (1156—1158), Феодор (1161—1163), Иоанн IV (1164—1166), Константин II (1167—1170), Михаил III (ок. 1171—1181), Никифор II (1182— 1197), Гавриил, Матфей (ок. 1210—1220), Дионисий, Кирилл II (1224—1233), Иосиф (1237—1240) (14, с. 285—289). Все они, за исключением двух, были посвящены в Константинополе, но не все они были греками. Епископы русских епархий преимущественно были по происхождению русскими (предполагают, что среди них были и выходцы из Болгарии). Митрополит Макарий за первые сто лет русской иерархии, по прямым летописным указаниям, называет только трех епископов-греков (39). Иначе и не могло быть. «В первые века истории Русской Церкви епархиальные епископы избирались на местах, причем право выбора принадлежало князьям (в епархиях, принадлежащих тому или иному удельному княжеству) или народному вечу (как это было в Новгороде начиная с середины XII в.). В том и другом случае избирались русские епископы» (40, с. 6).

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Список новых книг и брошюр, поступивших для отзыва в редакцию «Миссионерского Обозрения». Стр. 1053. Хроника. Из мира инославия и из жизни заграничного сектантства. Новое доказательство подлинности священного Писания.– Американская колония мудрецов.– Боги Японии.– Фанатическая секта на острове.– Образцовый человек.– Новый поход духоборов. Стр. 1054–1065. С. Вердеревская. Американская авантюра штундиста Колесникова. Стр. 1065–1066. Миссионерство, секты и раскол. Скопический процесс.– Суд и раскольники.– Раскольники вопрос в заседании учёного общества.– Костромской раскол. Стр. 1067–1074. Э. Я. Корреспонденция «Миссионерского обозрения», известия и заметки. Из Макарьевского уезда, Костромской губ. (Крах «Митрофановой веры»). Стр. 1075–1076. Э. Я. Из Новочеркасска. (Миссионерская экскурсия воспитанников Донской духовной семинарии). Стр. 1076–1077. N. Из Оренбурга. (Архиерейсков освящение раскольничьей часовни). Стр. 1077–1078. Н. Гринякин. Двухсотлетие со дня перенесения мощей св. праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, из мест их обретения – села Меркушина в г. Верхотурье. Стр. 1078–1080. Свящ. Иаков Шестаков. Дело о раскольничьем браке. Стр. 1080–1081. Письмо в редакцию. Стр. 1081–1082. Мисс. Могилевск. епарх., свящ. Алексий Елеонский. Пожертвования на нужды военного времени, поступившие в редакцию “Миссионерского Обозрения”. Стр. 1082. Из литературы и жизни. (Впечатления миссионера). Об условиях, обязательных для литературно-миссионерской полемики. (По поводу ответа г. Сопоцько: «Мисс. Обозр.» 13). Стр. 1083–1088. Д. Боголюбов. Отклики. Воспитание и гигиена характера с христианской точки зрения. Стр. 1089–1101. Доктор мед. Н. Плясковский. По поводу войны. (Больные места нашей общественной жизни. Патриотизм и еретичество). Стр. 1101–1104. С. Глебов. Письма с Дальнего Востока. (От собственного корреспондента). Стр. 1104–1110. М. Аркадьев. Со скрижалей сердца. Два слова по поводу Высочайшей отмена телесных наказаний и Синодального призыва духовенства к заботам о призрении сирот погибших на войне защитников Отечества. Поправка к статье «Нового Времени» раскольников. Стр. 1111–1119. В. Скворцов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каллиник V Григорий V (во второй раз) Мустафа IV (1807) Каллиник V (во второй раз) Махмут II Иеремия IV Кирилл VI Григорий V (в третий раз) Евгений I Освобождение Эллинов 25 марта Анфим III Хрисанф Агафангел Константий I Константий II Григорий VI Абдул–Меджид–Хан (1839) Анфим IV из Ефеса Анфим V Византийский Макарий Кирилл VII Иоаким II Абдул–Азис–Хан (1861) Иерархия Русской Церкви Киевская кафедра Митрополия Киевская и всея России установлена в 988 г. в Киеве; в 991 г. кафедра перенесена в Переяслав, в 1035 г. возвращена в Киев, в 1299 г. перенесена во Владимир на Клязьму, и, наконец, в 1325 в Москву. С половины 14 в., вследствие стремления южно–русских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на 2 и более митрополии. В 1458 г. установилось окончательное разделение Всероссийской митрополии на северо–восточную или Киево–Московскую и юго–западную или Киево–Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться «Московскими и всея России» (с 1461 г.). Прежний титул «Киевских и всея России» перешел к митрополитам юго–западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вильне. В 1595 Киевская митрополия отпала в унию; в 1620 г. восстановлена в Киеве; в 1686 г. была присоединена к Московскому патриаршеству. Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Михаил I Св. (грек) 988–991 Михаил II (грек) 1127–1145 Леон (Лев) I (грек) 991–1007 Климент Смолятич (русск. 1147–1154 † 1170 Иоанн I (грек) 1008–1035. Константин I (грек) 1155–1159 Феопемпт (грек) 1035–1049. Феодор (грек) 1161–1163 Кирилл I 1050 Иоанн IV (грек) 1164–66 Иларион (перв. из русск.) 1051–1054 Константин II (грек) 1167–1177 Ефрем I 1055 Никифор II (грек) 1182–1198 Георгий I (грек) 1067–1077 Гавриил Иоанн II св. (грек) 1077–1089 Дионисий уп. 1205 Иоанн III (грек) 1088–1091 Матвей (грек) уп. 1209 † 1220. Ефрем II (грек) 1092–1097 Рафаил Забаровский 1731–1747. До 1743 Архиеп. Николай (грек) 1097–1102 Никифор I (грек) 1103–1121 Тимофей Щербацкий 1748–1757 Никита (грек) 1122–1126

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1077 Гд Елисей... Ахавова? – В рукописи отсутствует. Восст. по изд. Кунцевича. Имеется в виду история о том, как Елисей вступился за бедную женщину перед царем Израилевым Иоаромом, сыном Ахава. 1078 ...Амбросий... Феодосия? – Вероятно, имеется в виду история о том, как византийский император Феодосий, будучи на богослужении в Миланском соборе, занял место в той части, которая предназначалась для клира. Амвросий не побоялся указать ему на место среди мирян и Феодосий, выразив благодарность, подчинился. По возвращении в Константинополь он ввел такой же порядок в своей столице. 1085 О Скориных книгах. – Этого заглавия в рукописи нет. Восст. по изд. Кунцевича. В этом отрывке Курбский критикует перевод Священного Писания на старобелорусский язык, выполненный Франциском Скориной и напечатанный им в Праге и в Вильне в 1517–1525 гг. Для перевода он использовал в числе других источников и Вульгату, и ее чешский перевод, напечатанный в 1506 г. в Венеции, репутация которых в глазах правоверного христианина должна была быть сильно испорченной ввиду их связи с масоретскими еврейскими текстами (см. выше коммент. к «Ответу о правой вере»). 1086 ...седморичнаго века... – В этом отрывке нашло отражение средневековое представление о конце света, предполагавшемся в 1492 г. от рождества Христова (или в 7000 г. от сотворения мира). Согласно этому представлению, именно в 7000 г. должно было наступить тысячелетнее царство Христа после его второго пришествия. Согласно же иудейскому календарю, мир был создан за 3761 год до рождества Христова, т. е. разница в летосчислении у православных и иудеев составляла приблизительно 1500 лет. См. также «Ответ о правой вере» и Предисловие к Новому Маргариту. 1088 ...шли... в Немцы... – Здесь Курбский говорит о начальном этапе Ливонской войны, когда он вначале во главе сторожевого полка, а затем, будучи вместе с А. Ф. Адашевым во главе передового полка русского войска, участвовал в успешно завершенном походе русских войск на Нейгауз и Дерпт. 1090 ...Феофила... Златоустъца. – Здесь Курбский проводит историческую параллель между современными ему событиями и тем случаем, когда Феофил, епископ Александрийский, имея сильное влияние при дворе императрицы Евдоксии, хитростью подчинил ее своему влиянию и сумел оклеветать бывшего в то время епископом константинопольским Иоанна Златоуста , что и привело к изгнанию последнего из Константинополя в 404 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010