1071 . Об апостоликах, 41 (61) ересь. С. 48–60. PG 41, 1040 –1052. 1072 . О савеллианах, 42 (62) ересь. С. 60–72. PG 41, 1052–1061 290 . 1073 . Об оригенистах первых, 43 (63) ересь. С. 73–79. PG 41, 1061–1068. 1074 . Об Оригене , который зовется и адамантовым, 44 (64) ересь. Главы 1–36. С. 80–143. PG 41, 1068–1128. ТСО 46. Кн. 3. 1075 . Об Оригене , который зовется и адамантовым, 44 (64) ересь. Главы 37–73. С. 143–222. PG 41,1128–1200. ТСО 46. Кн. 4. Отд. 2. 1076 . [Содержание.] С. 223–224. PG 42, 9–12. 1077 . О Павле Самосатском, 45 (65) ересь. С. 224–240. PG 42, 12–29. 1078 . Против манихеев, ереси 46 (66). Главы 1–42. С. 241–301. PG 42, 29–93. 1880 Творения свт. Кирилла Александрийского 291 . Часть 1 ТСО 47. Кн. 1. О ПОКЛОНЕНИИ И СЛУЖЕНИИ В ДУХЕ И ИСТИНЕ (17 КНИГ). TLG 4090/96. DE ADORATIONE ET CULTU IN SPIRITU ET VERITATE. CPG 5200. PG 68, 133–301. 1079 . Книга 1. С. 1–84. [С. 125–173.р 292 PG 68,134–209. 1080 . Книга 2. С. 85–136. [С. 174–204.] PG 68, 212–261. 1081 . Книга 3. С. 137–176. [С. 205–228.] PG 68, 264–301. Творения свт. Епифания Кипрского. Часть 4 ТСО 48. Кн. 2. НА ВОСЕМЬДЕСЯТ ЕРЕСЕЙ ПАНАРИЙ , ИЛИ КО В Ч Е Г. 2021/2. PANARION (ADVERSUS HAERESES). CPG 3745. PG 42, 93–284. Книга вторая. Отд. 2. 1082 . Против манихеев, ереси 46 (66). Главы 43–88. С. 1–78. PG 42, 93–172. 1083 . Против иеракитов, 47 (67) ересь. С. 78–90. PG 42,172–184. 1084 . Раскол Мелетия египетского, 48 (68) ересь. С. 90–106. PG 42, 184–201. ТСО 48. Кн. 4. 1085 . Против ариоманитов, 49 (69) ересь. Главы 1–52. С. 107–182. PG 42, 201–284. 1881 Творения свт. Кирилла Александрийского часть 1 (продолжение) ТСО 47/ 293 . Кн. 1. О ПОКЛОНЕНИИ И СЛУЖЕНИИ В ДУХЕ И ИСТВНЕ (17 КНИ Г ). T LG 4090/96 . DE ADORATIONE ET CULTU IN SPIRITU ET VERITATE. CPG 5200. PG 68, 301–477. 1086 . Книга 4. С. 177–237. [С. 229–263.] PG 68, 301–357. 1087 . Книга 5. С. 238–256. [С. 264–275.] PG 68, 360–377. ТСО 47/Кн. 3. 1088 . Книга 5. С. 257–289. [С. 275–293.] PG 68, 377–408 1089 . Книга 6. С. 290–368. [С. 294–338.] PG 68, 408–477. Творения свт. Епифания Кипрского часть 4 (продолжение)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ († не ранее 1077/78, после 1088 (?)), прп. Киево-Печерский, Прозорливый (пам. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МАТФЕЙ Иванович Александров (1872-1921), свящ., сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Запорожских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Александрович Алоин (1879 - 1937), прот., сщмч. (пам. 12 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Васильевич Казарин (1886-1942), протодиак., сщмч. (пам. 30 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/Матфием.html

Ср. Быт. 3:16. 1048 См. его стихотворение " " На лукавого во время болезни " " (рус. пер. " На болезнь " " ): PG 37, 1385–1393=2.124–127. 1049 PG 37, 1378=2.117. Снова отголосок платоновского учения о теле как могиле и темнице. 1050 PG 37, 1357–1358=2.68. 1051 Сл. 4, 124, 14–18; SC 309, 292=1.122. 1052 О христологии Григория см., в частности, Norris. Doctrine; Wesche. Union. 1053 Ин. 1:1. 1054 Сл. 29, 17, 1–18; 212–214=1.424–425. 1055 Сл. 38, 15, 10–11; SC 358, 138=1.530. 1056 Сл. 29, 18, 21–29; 216=1.426. 1057 Притч. 8:22. В русском Синодальном переводе: " Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони " " . 1058 Притч. 8:25. 1059 Сл. 30, 2, 1–27; SC 250, 226–230=1.429–430. 1060 Сл. 30, 2, 27–30; 230=1.430. 1061 Ис. 53:11; Ис. 49:6. 1062 Лк. 1:78. 1063 Лк. 1:35. 1064 Ср. Фил. 2:7–10. 1065 Сл. 30, 3, 3–16; 230=1.430. Ср. Деян. 2:36. 1066 Об обожении см. подробнее в следующей главе нашей работы. 1067 1 Кор. 15:25. 1068 Деян. 3:21. 1069 Евр. 1:13. 1070 Анти–арианская формула " " егоже царствию не будет конца " " (ouk estai telos) вошла в Никео–Цареградский Символ веры. 1071 Пс. 93:3. 1072 Ср. Пс. 81:1. 1073 Ср. Гал. 3:13. 1074 Ср. 2 Кор. 5:21. 1075 Ин. 1:29. 1076 Сл. 30, 4, 8–5, 14; 232–234=1.431. 1077 Мф. 27:46; Пс. 21:1. 1078 Сл. 30, 5, 21–29; 234=1.431–432. 1079 Евр. 5:7–8. 1080 Сл. 30, 6, 7–12; 236=1.432. 1081 Сл. 30, 6, 12–30; 236–238=1.433. Ср. Евр. 2:18. 1082 Ин. 14:23. 1083 Ср. Ин. 5:18–21. 1084 Сл. 30, 7; 240, 1–17=1.433. 1085 Ин. 20:17. 1086 Сл. 30, 8, 1–15; 240–242=1.433–434. 1087 Лк. 18:19. 1088 Сл. 30, 13, 18–21; 254=1.437. 1089 Мр. 13:32. 1090 Сл. 30, 15, 1–20; 156–158=1.438–439. 1091 Ин. 5:19. 1092 Ин. 5:19. 1093 Сл. 30, 11, 1–33; 244–248=1.435–436. 1094 Ин. 6:38. 1095 Ср. Мф. 26:39. 1096 Сл. 30, 12, 3–20; 248–250=1.436. 1097 См. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры 3, 18. 1098 См. Meyendorff. Christ, 136–137; 146–149. 1099 Ср. Евр. 7:25. 1100 Ср. 2 Кор. 5:16. 1101 Ср. 1 Ин. 2:1. 1102 Сл. 30, 14, 8–20; 256=1.438. 1103 Систематическим рассмотрением имен Христа занимался до Григория Ориген. Ср. Daniйlou. Origen, 256–260. 1104

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

1056. Иов. 1. 5. 1057. Мф. 6. 21. 1058. Лк. 12. 33. 1059. Мф. 6. 24–33. 1060. Мф. 14. 22–33. 1061. Лествица. Слово 4, гл. 43. 1062. Преподобного Макария Египетского Беседа 7, гл. 5. 1063. Святого Исаака Сирского Слова 43 и 48. 1064. При изображении отношения бумаги, воды и масла употреблены здесь технические выражения физики. 1065. Быт 2. 25. 1066. Еф. 5. 32. 1067. Лк. 2. 14. 1068. Требник. Последование венчания. 1069. Благовестник. Мф 19. 12. 1070. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 13. 1071. Преподобный Кассиан Римлянин. Кн. 4, гл. 5. 1072. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 255. 1073. Мф. 19. 12. 1074. Благовестник. Всякий просящий получает, и ищущий находит (Мф. 7. 8). 1075. Histoire du Christianisme, Fleury. Livre 26, chap. 5. 1076. 2 Кор. 6. 16–18. 1077. Сир. 6. 18–19. 1078. Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих (Еккл. 11. 9). 1079. Прем. 8. 2–4. 1080. Таковы были Савва Освященный (5 декабря), Симеон Дивногорец (24 мая) и многие другие. 1081. Так случилось с преподобным Силуаном. Четьи-Минеи, житие преподобного Пахомия Великого, 15 мая. 1082. Слово 47. 1083. Лествица. Слово 27, гл. 29. 1084. Лествица. Слово 1, гл. 18 и 19. 1085.  Алфавитный патерик. 1086. Книга 11, гл. 3. 1087. Лествица. Слово 1, гл. 4. 1088. «Предание». 1089–1090. «Предание». 1091. «Предание». 1092. Иак. 5. 16. 1093. Добротолюбие Ч. 4. О святых Отцех, иже в Ските, и о рассуждении. 1094. «Предание» 1095. «Предание». 1096. Ответ 603. 1097–1098. «Предание». 1099. Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Мф 13. 29–30). 1100. Горе миру от соблазнов (Мф. 18. 7). 1101. По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24. 12). 1102. Надобно придти соблазнам (Мф. 18. 7). 1103. 2 Тим. 3. 8. 1104. 2 Фес. 2. 12. 1105. Невежды в вере, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3. 8). 1106. Евр. 10. 26.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1056. Иов. 1. 5. 1057. Мф. 6. 21. 1058. Лк. 12. 33. 1059. Мф. 6. 24–33. 1060. Мф. 14. 22–33. 1061. Лествица. Слово 4, гл. 43. 1062. Преподобного Макария Египетского Беседа 7, гл. 5. 1063. Святого Исаака Сирского Слова 43 и 48. 1064. При изображении отношения бумаги, воды и масла употреблены здесь технические выражения физики. 1065. Быт 2. 25. 1066. Еф. 5. 32. 1067. Лк. 2. 14. 1068. Требник. Последование венчания. 1069. Благовестник. Мф 19. 12. 1070. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 13. 1071. Преподобный Кассиан Римлянин. Кн. 4, гл. 5. 1072. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 255. 1073. Мф. 19. 12. 1074. Благовестник. Всякий просящий получает, и ищущий находит (Мф. 7. 8). 1075. Histoire du Christianisme, Fleury. Livre 26, chap. 5. 1076. 2 Кор. 6. 16–18. 1077. Сир. 6. 18–19. 1078.  Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих (Еккл. 11. 9). 1079. Прем. 8. 2–4. 1080. Таковы были Савва Освященный (5 декабря), Симеон Дивногорец (24 мая) и многие другие. 1081. Так случилось с преподобным Силуаном. Четьи-Минеи, житие преподобного Пахомия Великого, 15 мая. 1082. Слово 47. 1083. Лествица. Слово 27, гл. 29. 1084. Лествица. Слово 1, гл. 18 и 19. 1085.  Алфавитный патерик. 1086. Книга 11, гл. 3. 1087. Лествица. Слово 1, гл. 4. 1088. «Предание». 1089–1090. «Предание». 1091. «Предание». 1092. Иак. 5. 16. 1093. Добротолюбие Ч. 4. О святых Отцех, иже в Ските, и о рассуждении. 1094. «Предание» 1095. «Предание». 1096. Ответ 603. 1097–1098. «Предание». 1099.  Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Мф 13. 29–30). 1100.  Горе миру от соблазнов (Мф. 18. 7). 1101.  По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24. 12). 1102.  Надобно придти соблазнам (Мф. 18. 7). 1103. 2 Тим. 3. 8. 1104. 2 Фес. 2. 12. 1105.  Невежды в вере, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3. 8). 1106. Евр. 10. 26.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Иер. 47 :7. Но как он успокоится? ибо Господь дал ему повеление возстать на Аскалон, и на приморских и на остальных 1073 жителей. Глава 48 1074 Иер. 48 :1. О Моаве 1075 так сказал Господь Вседержитель. Бог. Израилев: горе Нававу, ибо погиб, взят Кариафаим, посрамлен Масигаф 1076 и побежден. Иер. 48 :2. Нет более цельбы у Моава, веселия в Есевоне, замыслили на него зло: „идите и истребим их 1077 из народовъ“, посему умолкнешь, (ибо) 1078 меч пойдет за тобою. Иер. 48 :3. Голос вопля (слышен) от Оронаима: опустошение и раззорение большое. Иер. 48 :4. Сокрушен Моав, возвестите вопль детей 1079 его. Иер. 48 :5. Ибо Алаоф наполнен плачем, поднимется с плачем по пути к Оронаиму, враги слышали 1080 вопль о раззорении. Иер. 48 :6. Бегите и спасайте души ваши 1081 , и будьте подобны дикому ослу 1082 в пустыни. Иер. 48 :7. Так как ты надеялся на укрепления твои и сокровища твои 1083 , то и ты будешь взят, и пойдет Хамос в плен и священники его вместе с князьями его 1084 . Иер. 48 :8. И придет опустошитель на всякий город, и не избавится ни один город, и погибнут долины, и опустеют поля 1085 , как сказал Господь. Иер. 48 :9. Дайте знак Моаву, ибо он будет сильно поражен 1086 , и все города его будут пусты 1087 и без жителей. Иер. 48 :10. Проклят (человек) 1088 , совершающий небрежно Господне дело, и проклят удерживающий меч свой 1089 от крови! Иер. 48 :11. Моав был спокоен с юности своей и надеялся на славу свою, не был переливаем из сосуда в сосуд, и в плен не уходил, посему сохранился вкус его в нем, и запах его не изменялся. Иер. 48 :12. Посему вот наступают дни, говорит Господь, и пошлю на него переселителей, и переселят 1090 его, и сосуды его опустошат, и рога его сломают. Иер. 48 :13. И посрамлен будет Моав из-за Хамоса, как посрамлен дом Израилев из-за Вефиля, на который надеялся. Иер. 48 :14. Как вы говорите: „мы сильны и люди крепкие на войне?“ Иер. 48 :15. Погиб Моав: город его и отборные юноши его пошли под меч, говорит Царь, Господь Вседержитель — имя Ему. Иер. 48 :16. Скоро придет день 1091 Моаву, и бедствие его быстро наступает 1092 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

1088 Α иже изломить копье... колко далъ будеть на немъ. – Давно было отмечено, что эта норма была заимствована из Закона Судного людем. Она была отредактирована и добавлена κ тексту так называемой Правды Ярослава, или Древнейшей Правды, видимо, небольшое время спустя после ее издания. 1089 Правда уставлена руськои земли... – Β литературе преобладает мнение, что данный заголовок начинает так называемую Правду Ярославичей, или Домениальный устав, который был издан братьями после смерти Ярослава Мудрого. Однако текстологический анализ И. А. Стратонова и А. А. Зимина показал, что текст статей 19–41 КП относится ко времени Ярослава (но связан с законодательной деятельностью Ярославичей). Развивая эти наблюдения. М. Б. Свердлов предположил, что 1) текст статей 19–41 КП имел заголовок «Правда уставлена руськой земли», 2) он был издан при Ярославе Мудром и представлял собой Домениальный устав, 3) имена Ярославичей и их мужей появились в заголовке в результате неудачного более позднего редактирования (Свердлов М. Б. От Закона Русского κ Русской Правде. М., 1988, с. 84–101). 1090 Изяслав – Изяслав Ярославич (1024–1078), третий сын Ярослава Мудрого, ко времени смерти отца в 1054 г. старший из сыновей, оставшихся в живых, туровский князь (до 1054), киевский князь в 1054–1068, 1069–1073, 1077–1078 гг. 1091 Всеволод – Всеволод Ярославич (1033–1093), пятый сын Ярослава Мудрого, в 1054–1073 гг. переяславский князь, правил также Ростово-Суздальской и Белозерской землями, в 1073–1077 гг. князь черниговский и других земель, в 1077, 1078–1093 гг. – киевский князь. 1092 Святослав – Святослав Ярославич (1027–1076), четвертый сын Ярослава Мудрого, до 1054 г. правил во Владимиро-Волынской земле, в 1054–1073 гг. – князь черниговский и других земель, в 1073–1076 гг. – киевский князь. 1093 Коснячко – в киевское княжение Изяслава Ярославича упоминается в 1068 г. как воевода, владел в Киеве двором в верхней части города, где находились наиболее важные церкви, дворы князей и знати. 1094 Перенег – как отметил М. Н. Тихомиров, имя Перенег неизвестно, но в Ипатьевской летописи под 6721 (1213) годом упоминается уменьшительная форма имени – Перенжько. Поэтому он с полным основанием, как ранее в Академическом издании Русской Правды и в подготовленном на его основе Учебном пособии, разделяет имена Коснячко и Перенег (Тихомиров Μ. Η. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953, с. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

344 . 37–39. Aliud (LXIX-LXX). PG 38,117–118. 345 . 40. Aliud (LXXI-LXXII). PG 38,118–119. 346 . 41–44. Aliud (LXXIII-LXVI). PG 38, 119–120. 347 . 45–46. Aliud (LXXVIII-LXXIX). PG 38, 121. 348 . 47–48. Aliud (LXXX). PG 38, 121–122. 349 . 49–54. Aliud (LXXXI-LXXXVI). PG 38,122–124. 350 . 55–60. Aliud (LXXXIX-XCIV). PG 38, 125–130. 1848 Творения св. Василия Великого. Часть 7 ТСО 11. Кн. 1. 351 . Отдел II. Письма, написанные св. Василием во время епископства. Письма 180–283. С. 1–293. 2040/4. CPG 2900. Classis II. Epistulae CLXXXVIII-CCXCU. PG 32, 664–1033. ТСО 11. Кн. 2. Отдел III. Письма, написанные св. Василием, в которых не видно времени написания. 2040/4. CPG 2900. Classis ИП. Epistulae. 352 . Письма 284–312. С. 294–325. Epistulae ССХСИИ-СССХХ. PG 32, 1033–1068. 353 . Письма 313–326. С. 325–335. Epistulae СССХХИИ-СССХХХ40;. PG 32, 1068–1077. 354 . Письмо 327. С. 335–336. Epistula СССХХХ40;ИИ. PG 32,1081. 355 . Письмо 328. С. 336–337. Epistula СССХХХИХ. PG 32, 1084–1085. 356 . Письмо 329. С. 338. Epistula CCCXLII. PG 32, 1088. 357 . Письмо 330. С. 339. Epistula CCCXLIV. PG 32, 1088–1089. 358 . Письмо 331. С. 339–340. Epistula CCCXLVIII. PG 32, 1092–1093. 359 . Письмо 332. С. 340–341 31 . Epistula CCCL. PG 32, 1093. 360 . Письмо 333. С. 341–342. Epistula CCCLI. PG 32, 1093, 1096. 361 . Письмо 334. С. 342. Epistula CCCLIII. PG 32, 1096. 362 . Письмо 335. С. 343 32 . Epistula CCCLVI. PG 32, 1097. 363 . Письмо 336. С. 343–344. Epistula CCCLIX. PG 32,1100. Указатель мест Священного Писания , объясняемых или приводимых в творениях, и алфавитный указатель предметов, содержащихся в семи частях творений св. Василия Великого . Т. 11. Кн. 2. С. V-LXXVIII. Письма св. Василия Великого (сводная таблица) 33 TCO Pyc. пер. T. 10. Кн. 3. T. 10. Кн. 4. 73–112 77–116 113–160 118–165 161–179 168–186 T. 11. Кн. 1. 180–283 188–291 T. 11. Кн. 2. 284–312 292–320 313–325 322–334 Творения св. Ефрема Сирина. Часть 1 ТСО 12. Кн. 3. ПИСАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ. 364 .1. Слово о добродетелях и пороках. С. 3–31. [Т. I. С. 3–23.] TLG 4138/1. Sermo de virtutibus et vitiis [Dub.] 34 . CPG 3903.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Биография Давида Святославича также полна загадок. В «Повести временных лет» он впервые упоминается под 1095 г.: «Иде Давыд Святославич из Новагорода . Большинство исследователей отмечают, что в «послужном списке» Давида значится княжение в Муроме (1076–1093 гг.), Новгороде (1093–1095 гг.), Смоленске (1095–1097 по решению Любечского съезда князей 1097 г. он – князь Черниговский. Имеются и другие даты княжений Давида сообщению В. Н. Татищева Святослав Ярославич посадил в марте 1073 г. Давида на княжение в Новгород Великий, где он находился до конца 1076 – начала 1077 г., когда его сменил брат Замечу, что в перечне князей Великого Новгорода, читаемого в Новгородской первой летописи младшего извода под 989 г., эти данные отсутствуют. В Тверской, Ермолинской, Львовской и некоторых других летописях записано, что после ухода из Новгорода в Туров в 1088 г. Святополка Изяславича «Новегороде седе Давыд в 1088 г. Давид попытался сесть на княжение в Новгороде, но Всеволод Ярославич посадил там сына Владимира Мономаха . В перечне князей Великого Новгорода отмечено: «Давыд приде к Новгороду княжить; и по двою лету выгнаша По мнению О. М. Рапова, эти события произошли в 1093 г. после смерти великого князя Всеволода Ярославича, «когда Святославичи развили политическую активность и начали добиваться для себя новых территорий»; и княжил Давид в Новгороде до 1095 г., когда, поссорившись с новгородцами, ушел в Смоленск, выгнав оттуда сына Владимира Мономаха В Новгородской первой летописи младшего извода и в Софийской первой летописи под 1095 г. записано: «Иде Святополк и Володимерь на Давыда к Смоленьску и даша Давыду Как считает О. М. Рапов, Святополк Изяславич и Владимир Мономах силой вынудили Давида Святославича вернуться из Смоленска, отобранного у сына Мономаха Изяслава, в Новгород, но новгородцы не захотели повторно принять его, и Давиду пришлось снова вернуться в Смоленск. «Владимир Мономах пожертвовал Смоленском в пользу Давида, однако взамен Смоленской земли он получил Муромскую, куда посадил на княжение сына да еще и Новгород Великий, где сел его старший сын

http://sedmitza.ru/lib/text/5677369/

Fruhchristliche Baptisterien. – Munster, 1998; Сорочан C. Б. Византийский Херсон. – Ч. 2. – С. 857–870. 1077 Бармина Н. И. Контуры перемен: Мангупский памятник в контексте истории крымского средневековья//АДСВ. – 2002. – Вып. 33. – С. 24. 1078 Мраморная купель в виде перевернутой усеченной пирамиды с квадратным основанием 0,76 х 0,90 м, с отверстием для спуска воды и изображением крестов по узким сторонам («как на капителях») была открыта на большой агоре в 1891 г. (Отчет за 1891 г. – Л. 5; Раскопки в Таврической губернии. 1) В Херсонесе//ОАК за 1891 г. – С. 4; Бертье-Делагард А. Л. Древности южной России. Раскопки Херсонеса. – С. 50, прим. 4). Еще одна портативная купель была найдена во время раскопок С. А. Беляевым «базилики на холме» О подобных писцинах см.: Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – С. 416; Хрушкова Л. Г. Крещальни древнерусских храмов. – С. 31. 1082 Именно так, близ юго-западного угла храма, располагался баптистерий св. Софии Константинопольской, тоже купольный, хотя иной, прямоугольной в плане формы (Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. – Baltimore, 1975. – P. 217). 1088 Ср.: Хрушкова Л. Г. Крещальни древнерусских храмов. – С. 35; Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – С. 146. 1089 Grabar A. Martyrium... – Р.445–446; Fevrier Р.-А. Baptisteres, martyrs et reliques//Rivista di Archeologia Cristiana. – 1986. – T.62. – Fasc. 1–2. – P. 109–138; Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – C. 146, 314, 347, 415. 1091 Khatchatrian A. Origine et typologie des baptisteres paleochretiens. – Mulhouse, 1982. – P.13; Хрушкова Л. Г. Крещальни... – C. 35; Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – С. 414, табл. XXIV, 2; XXVII, 3; Завадская И. А. Баптистерии Херсонеса. – С. 259, 261–262. 1092 См.: Сорочан С. Б. Византийский Херсон. – Ч. 2. – С. 835–836. Примечательно, что H. Е. Гайдуков не упомянул данное литургическое устройство среди выделенных им херсонских мощехранительниц (Гайдуков H. Е. Отверстия для вложения мощей в престолах византийских храмов Херсонеса//Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010