Несмотря на то что в ПВЛ конфликт 1073 г. между Изяславом и его братьями описан как внезапный, иностранные источники позволяют установить, что в ходе 2-го периода киевского княжения Изяслава, в 1069-1073 гг., против него сложилась коалиция В. Я. и Святослава, к-рая была подкреплена внешнеполитическими союзами, направленными на изоляцию польск. кн. Болеслава II Смелого как главного союзника правителя Киева: так, В. Я. женил Владимира Мономаха на Гиде, двоюродной племяннице дат. кор. Свена Эстридсена. Т. о., близилось окончательное крушение «триумвирата». Еще 20 мая 1072 г. вместе с братьями, митр. Георгием и др. архиереями В. Я. в сопровождении прибывших из Переяславля еп. Петра и игум. Николая участвовал в торжественном перенесении мощей святых Бориса и Глеба в новую церковь в Вышгороде под Киевом. По всей вероятности, именно тогда произошла и кодификация корпуса дополнительных статей к Русской Правде, к-рый носит подзаголовок «Правда Ярославичей». Одним из ее инициаторов наряду с братьями источник прямо называет В. Я. (ст. 19 Краткой Правды; ст. 2 Пространной Правды). Однако уже 22 марта 1073 г. Святослав и В. Я. лишили Изяслава киевского стола. Происшедшее в связи с вокняжением в Киеве Святослава (1073-1076) перераспределение владений реконструируется гипотетически: стольным городом В. Я. скорее всего остался Переяславль, т. е. он не получил Чернигов, как часто полагают; кроме того, князь уступил Святославу по крайней мере часть Ростовской вол. (если не всю ее). Это заставляет думать, что взамен В. Я. должен был приобрести какие-то иные земли (часть Черниговской вол.?). В кон. 1074 - нач. 1075 г. В. Я. вместе со Святославом заключил мир с отказавшимся от поддержки Изяслава Болеславом II, а зимой 1075/76 г. даже послал войска против враждебной Болеславу Чехии. Согласно гипотезе В. Г. Васильевского , примерно к этому же времени относятся неосуществившиеся планы русско-визант. союза, к-рый предполагалось скрепить браком Константина, брата визант. имп. Михаила VII Дуки , и дочери рус. князя, вероятно В. Я. (сохр. послание имп. Михаила VII к отцу своей предполагаемой невестки), впрочем, не все исследователи согласны с данным предположением. Внезапная смерть в дек. 1076 г. Святослава привела к кратковременному вокняжению В. Я. в Киеве, но в июле 1077 г. он добровольно уступил его вернувшемуся из изгнания Изяславу, а сам сел в Чернигове. Весной 1078 г. В. Я., сохранивший за собой Волынь, вывел оттуда Олега (Михаила) Святославича . Это вызвало конфликт между В. Я. и племянниками: Олег бежал в Тмутаракань (где сидел его младший брат Роман) и в авг. 1078 г. вместе с двоюродным братом Борисом Вячеславичем во главе половецкого войска нанес своему дяде поражение на р. Сожице (притоке р. Сулы) и овладел Черниговом. В. Я. бежал в Киев к Изяславу, к-рый выступил на его защиту. 3 окт. 1078 г. Ярославичи разбили рать Олега и Бориса, но в сражении пал и Изяслав. В. Я. вновь сел на княжение в Киеве.

http://pravenc.ru/text/155466.html

Однако еще прежде, чем он достиг Константинополя, его схватили и раскаленным железом выжгли глаза. Пселл, превзойдя самого себя, направил ослепленному императору послание, в котором восхвалял свою жертву как мученика: Бог отнял у него глаза, поскольку-де счел его достойным вышнего света 771 . От ужасных ран Роман Диоген в скором времени скончался (лето 1072). Только эта жуткая развязка превратила поражение при Манци-керте в подлинную катастрофу: заключенный Алп-Арсланом с императором Романом договор утратил силу, и турки использовали это в качестве повода к началу наступательной и завоевательной войны против Византии. Вновь, как и во время великого арабского нашествия, Империя стояла перед опасностью завоевания. В то время на пути идущего на штурм врага встала преградой героическая воля наследников Ираклия, а Империя внутренне была здорова. Теперь все находилось в состоянии глубокого разложения; сильная оборонительная система оседлых стратиотов пришла в упадок, а в качестве соперника могучих турецких султанов в столице Империи сидел окруженный придворными интриганами и болтливыми литераторами жалкий выкормыш Пселла, далекий от реальной жизни книжный червь, преждевременно увядший и телесно, и духовно. Малая Азия оказалась обречена. Дорога для сельджуков была открыта, не было больше ни сил, ни воли, которая могла бы им противостать. Катастрофа последовала одновременно на обоих концах византийского мира. Судьбе было угодно, чтобы в том же самом 1071 г., когда произошло поражение под Манцикертом, город Бари попал в руки Робера Гвискара. Тем самым завершилось норманнское завоевание византийских владений в Италии, и с этой стороны Византии стала грозить большая опасность 772 . В этом отчаянном положении правительство Михаила VII обратилось за помощью к папе Григорию VII и тем самым внесло свой вклад в устремления великого папы к церковной унии на основе идеи римского всемирного владычества. Около этого времени зашаталась и византийская власть на Балканском полуострове. В областях бывшего царства Самуила в 1072 г. разгорелось новое восстание, которое нашло сильную поддержку со стороны независимого княжества Зеты. Константин Бодин, сын князя Михаила Зетского, был провозглашен царем в Призрене, и лишь с большим трудом императорским военачальникам удалось разгромить узурпатора 773 . На Адриатическом побережье Византия все более утрачивала свои позиции. Признание византийского суверенитета, на которое перед лицом Василия II были вынуждены согласиться хорваты, продолжалось недолго, и после того как Петр Крешимир IV (1058–1074) значительно раздвинул границы своей державы, его преемник Дмитрий Звонимир в 1076 г. в качестве папского вассала был увенчан королевской короной легатами Григория VII 774 . Еще более чувствительным ударом оказалось для Византии то обстоятельство, что в 1077 г. королевскую корону получил из Рима также Михаил Зетский 775 . Грабительские походы печенегов и участившиеся вторжения венгров еще больше усилили общее смятение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1072 ? Новая редакция Русской Правды (так наз. Правда Ярославичей) 1072 Торжественное перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в новую деревянную церковь , построенную кн. Изяславом Ярославичем 1073–1077 Изгнание Изяслава из Киева братьями Святославом и Всеволодом, пребывание Изяслава в Польше и Германии, поездка Ярополка Изяслави-ча в Рим к папе Григорию VII 1073 Преставление прп. Антония Печерского ранее 1070-х гг. Создание Ростовской епископии 1073–1076 Киевский кн. Святослав Ярославич 1077–1078 Изяслав Ярославич снова в Киеве 1070-е гг. Мученическая смерть свт. Леонтия, первого епископа Ростовского 1078–1093 Киевский кн. Всеволод Ярославич 1070-е гг. Начало летописания в Киево-Печерском монастыре 1087 Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в апулийский г. Бари 1089 Освящение собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерском монастыре 1089 Послание антипапы Климента III к свт. Иоанну II, митрополиту Киевскому, о церковном единстве и ответ Uoahha II 1093–1113 Киевский кн. Святополк Изяславич 1096–1117 Княжение Мстислава Владимировича в Новгороде 1093 /1095 Оформление Киево-Печерского летописного свода (так наз. Начального свода) 1096 Осада Киева половецким ханом Боняком. Разграбление Киево-Печерской лавры ок. 1095 г. Установление в Русской Церкви праздника в честь перенесения честных мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар-град (9 мая) 1097 Съезд князей в Любече, провозглашение вотчинного принципа («каждый да держит отчину свою») ок. 1106 /1107 г. Паломничество игумена Даниила в Святую землю 1113–1125 Киевский кн. Владимир Всеволодович Мономах 1117–1136 Княжение в Новгороде Всеволода Мстиславича 1115 Перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в каменную церковь в Вьшгороде, построенную кн. Олегом Святославичем 1125–1132 Киевский кн. Мстислав Владимирович Великий 1110-е гг. Завершение работы в Киево-Печерском монастыре над Повестью временных лет 1132–1139 Киевский кн. Ярополк Владимирович 1128 /1132 Первая из сохранившихся дарственных княжеских грамот Русской Церкви (дарственная киевского кн. Мстислава Великого и его сына новгородского кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю в Новгороде)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИБОРАДА [герм. Wiborada] († 926), св. дева (пам. зап. 2 мая), мц. Санкт-Галленская. Сохранилось 2 жития В., первое написано мон. Санкт-Галленского мон-ря Хартманом между 993 и 1047 гг.; второе житие составил мон. того же мон-ря Эриман между 1072 и 1076 гг. О мученической кончине В. при нападении венгров также упоминает аббат Эккехард IV († 1060) в «Истории Санкт-Галленского монастыря», составленной по просьбе братии в качестве продолжения к хронике Ратперта. К менее значительным источникам относятся «Старшие Санкт-Галленские анналы» и анонимное «Продолжение истории Санкт-Галленского монастыря», рассказывающее о почитании и канонизации В. Согласно житиям, В. происходила из знатной герм. семьи из Турговии, с ранних лет отличалась благочестием и милосердием. По совету В. ее брат Иттон стал священником, а впосл. монахом в Санкт-Галлене. После смерти матери в 912 г. В. покинула родительский дом и подвизалась в келлии возле ц. св. Георгия, недалеко от Санкт-Галлена, в 916 г.- в келлии возле ц. св. Магна. Святая отличалась даром пророчества. Мн. монахи и иерархи Санкт-Галлена просили совета и помощи В.; между 920 и 922 гг. ее посетил еп. Аугсбургский Ульрих . В 926 г. незадолго до нападения на Санкт-Галлен венгров В. посоветовала аббату Энгильберту спрятать церковные книги и сокровища, к-рые были перенесены в мон-рь Авгия (Райхенау). В. приняла мученическую кончину 1 мая 926 г. при взятии Санкт-Галлена язычниками-венграми. Между 946 и 952 гг. ее мощи были перенесены в ц. св. Магна. Канонизация В. была совершена в 1047 г. папой Климентом II в присутствии имп. Свящ. Римской империи Генриха III. В. изображается с книгой в одной руке и алебардой, орудием, к-рым, по преданию, ее пытали венгры,- в др. Ист.: ActaSS. Mai. T. 1. P. 284-308; MGH. SS. T. 4. P. 452-457. Лит.: Duft J. Wiborada//LTK. Bd. 10. Sp. 1088-1089; Irblich E. Die Vita sanctae Wiboradae: Ein Heiligen-Leben des 10. Jh. als Zeitbild. St. Gallen, 1970; idem. Viborada di S. Gallo//BiblSS. Vol. 12. Col 1072-1073. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158366.html

В июле 1073 года к Григорию VII явились два монаха с письмом от императора Михаила VII, в котором выражалось «не малое почтение» к римской церкви; устно монахи передали секретное заявление Михаила о желании его восстановить согласие с латинскою церковью. Однако, личность послов не внушала доверия папе Григорию, и он отправил своего легата в Константинополь 15 . Далее известно, что в марте 1074 года Григорий VII призывал западных христиан к походу на Восток для помощи «христианам» византийской империи; а в 1076 году 16 устроился брачный союз малолетнего сына Михайлова, Константина младшего, с дочерью Роберта Гвискара. Но отсюда нельзя заключать о том, чтобы состоялась какая-либо уния. Как сказано, вопрос о соединении церквей мало подвинулся вперед. Еще в конце 1074 года папа Григорий писал, что Константинопольская церковь , несогласная с латинскою по вопросу о исхождении Св. Духа, ожидает соглашения с римским престолом 17 . Итак, по крайней мере до 1075 года соглашения не было. Из этого видно, что занимающие нас письма писаны гораздо ранее того времени, когда Михаил получил хотя некоторую тень основания говорить о единстве благочестия и обряда в письмах к истребителю греческого обряда в южной Италии, к гонителю греческих женатых священников. Странно было бы предполагать, что еще в 1075 или 1076 году, при таком близком соседстве Византии с норманнскими владениями, Михаил Пселл обязан был в письме своего императора делать сообщения, относящиеся к событиям 1071 года. Падение Романа, утверждение во власти Михаила Дуки, все это было давно и вполне известно в южной Италии, и извещать о всем этом через четыре года было бы забавным празднословием. Сам г. Сафа совершенно основательно относит письма к 1072 или 1073 году, и только в том случае, если они были назначены для страны более отдаленной, с которою сношения не были так близки и часты, можно будет отодвинуть их несколько далее. Совершенною нелепостью, самым грубым посмеянием не только над внутреннею правдою, но и над внешним ее подобием были бы несколько раз повторяемые в письмах ссылки на миролюбие, на отвращение к крови того властителя, к которому пишутся послания, и на знатность его рода, если мы будем относить все это к Роберту Гвискару, если будем думать, что письма, в самом деле, к нему были адресованы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОН (Леонт, Лев), митр. Переяславский (Переяславля Русского) (ок. 1069/70 (?) - до 1076). Л. известен по единственному упоминанию - в заголовке полемического антилат. трактата «Λοντος μητροπολτου τς ν Ρωσ Πρεσθλβας» («Леон(т)а, митрополита Преславы в Росии», т. е. Переяславля Русского). Временная титулярная митрополия в Переяславле, стольном городе переяславского и ростовского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича , была открыта ок. 1069/70 г. (А. В. Назаренко; по мнению А. Поппе - ок. 1060, по Я. Н. Щапову - после 1072), и Л. стал, вероятно, ее 1-м главой (см. Переяславская митрополия ). На 1076 г. приходится наиболее поздняя из возможных дат поставления следующего после Л. Переяславского митр. Ефрема . Небольшой трактат Л. известен в 11 полных списках; русского перевода, как и в случае с полемическим сочинением Киевского митр. Ефрема , не обнаруживается. Авторство Л. предполагал М. Д. Присёлков (идея которого о перенесении в 70-х гг. XI в. митрополии из Киева в Переяславль, однако, неудачна) и надежно обосновано Поппе; мнения о принадлежности сочинения Леону (Леонту) , мнимому Киевскому митр. нач. XI в. (Е. Е. Голубинский , А. Н. Попов , А. С. Павлов , Н. К. Никольский , В. А. Мошин и др.), или архиеп. Охридскому Льву (Б. Леб, Х. Г. Бек и др.) следует признать устаревшими. Трактат Л. составлен в популярном жанре вопросов-ответов (ρωταποκρσεις), для антилатинской полемики, однако, нетипичном. В формулировках вопросов, которые именуются возражениями, а ответы на них - опровержениями, усматривается влияние ответного послания папы Льва IX к К-польскому патриарху Михаилу I Кируларию , написанного в 1053 г. кард. Гумбертом , еп. Сильва-Кандидским (PL. 143. Col. 744C - 769D). Т. о., трактат Л., возможно, написан в качестве опровержения аргументов папы Льва, т. е. до поставления Л. на Переяславскую митрополию. Действительно, никаких специфически рус. реалий в тексте нет в отличие, напр., от сочинения митр. Ефрема, с которым трактат Л. сближается хронологически. Неоднократные обращения Л. к «римлянам, сиречь латинянам» позволяют предполагать, что текст был зачитан на каком-то диспуте с представителями Западной Церкви, что также говорит против его написания на Руси.

http://pravenc.ru/text/2463393.html

Детская паллиативная помощь - одна из самых молодых отраслей медицины. В то же время, на Первом Всероссийском конгрессе по развитию паллиативной помощи детям член Совета Федерации Федерального собрания Вадим Тюльпанов подчеркивал: " В каждом субъекте Федерации должен быть построен детский хоспис " . Святой благоверный князь Игорь Черниговский. Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все - правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца - святого Мстислава Великого (+ 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название " Мономашичи " ). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного за свою горькую судьбу " Гори-славичем " . Олег Гориславич был сын Киевского князя Святослава (+ 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени - " Изборника Святослава 1073 г. " и " Изборника 1076 г. " . В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша (+ 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, - святой князь-мученик Игорь Ольгович (+1147). Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц. В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: " Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав - брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю " . Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. " Не хотим быть в наследстве " , - решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

На средства Святослава в Киево-Печерском монастыре был возведён Успенский собор . Он был заложен весной-летом 1073 года, князь лично принимал участие в закладке фундамента (освящение состоялось уже по смерти князя, 14 августа 1089 года). Для Святослава было важно заручиться поддержкой Киево-Печерского монастыря, киевлян и Церкви в целом, поскольку на престол он вступил, нарушив порядок наследования власти. Следуя традиции, заложенной его отцом и старшим братом, Святослав основал свой монастырь в Киеве, на Копыревом конце, во имя св. Симеона   . В период киевского княжения Святослав заказал две пергаменные иллюминированные рукописи, сохранившиеся до настоящего времени и являющиеся одними из древнейших кириллических четьих книг: Изборник 1073 года и Изборник 1076 года. Первая из книг, переписанная писцом Иоанном, содержит миниатюру, на которой изображена семья князя: он сам, его вторая супруга и пятеро сыновей. В " Избор­нике " Святослава содержатся статьи по христиан­скому богословию, астрономии, зоологии, ботани­ке, математике, физике, истории, этике и много по­учений. Вот как говорится, например, о пользе чте­ния книг: " Добро есть, братия, почитание книжное, егде чтение книги, ты не тщася борзо идти до дру­гая главезны, но поразумей, что глаголют книги и словеса, то и трижды, обращался о единой главы… Красота воину оружие и кораблю ветрила, то и пра­веднику почитание книжное " . Святослав Ярославич скончался 27 декабря 1076 от неудачной операции по вскрытию опухоли или нарыва ( " желвы " ), эта болезнь, судя по всему, мучила его ещё с 1072 года. Он был похоронен в черниговском Спасо-Преображенском соборе. Первая жена Святослава - некая Килликия (Кикилия), упомянута в перечне черниговских князей в так называемом Любецком синодике. От брака с нею родились его сыновья Глеб , Олег , Роман и Давид Святославичи. Вторая жена, согласно западноевропейским источникам, - Ода, родственница германского короля Генриха IV, брак с которой был заключён ок. 1070/1071 года, родила сына Ярослава . Святослав Ярославич - основатель клана черниговских князей в династии Рюриковичей, получивших название по имени его сына Ольговичи .

http://drevo-info.ru/articles/13681472.h...

Для меня является очевидным, что " Сказание о гибели Бориса и Глеба " вместе с рассказом о перенесении их мощей в 1072 г., помещенном уже в начале XII в. в " Сказание о чудесах " , были написаны в годы княжения в Киеве Святослава, т.е. между мартом 1073 г. и декабрем 1076 г. И свои рассуждения по этому поводу я изложил выше. Что же касается описаний трех чудес - о хромом, сухорукой жене и слепце из " Сказания о чудесах " , то они были сделаны гораздо позднее, и даже не в 80-е годы, когда произошло чудо с сухорукой женой, и в иной, нежели у Нестора, редакции. К ним примыкает эпизод о заключенных в темницу, произошедший, якобы, при Святополке Изяславиче (а у Нестора - при Ярославе Мудром!); рассказ о золочении раки святых Владимиром Мономахом в 1102 г.; и повествование о новом перенесении мощей святых Бориса и Глеба 2 мая 1115 г. Совершенно очевидно, что эта часть " Сказания о Борисе и Глебе " не могла быть написана ранее последней даты. Помещение описания событий 20 мая 1072 г. в более позднее по созданию " Сказание о чудесах " , иная, чем у Нестора, редакция трех чудес, иная, по сравнению с Нестором же, интерпретация эпизода с заключенными позволяют думать, что при написании " Сказания о чудесах " его автором была проделана большая работа по переделке существовавших на то время текстов, и, прежде всего, Несторового описания чудес. Остановлюсь только на одном описании чуда с узниками, в двух изложениях - Несторовом и в " Сказании о чудесах " . В " Чтении " речь идет о неких согрешивших мужах, которых осудил на заточение в темницу старейшина города. Здесь заключенные раскаялись о " согрешении своем " и призвали на помощь свв. Бориса и Глеба, которые в скором времени и явились к ним с прощением и освободили из темницы. Весть о чудесном освобождении мужей дошла до Ярослава и он повелел на месте темницы построить церковь, сохранившуюся до Нестеровых времен. В " Сказании " это чудо дано совершенно в иной интерпретации. Во-первых, совершилось оно уже при княжившем в Киеве Святополке Изяславиче, т.е. между 1093 и 1113 гг. Во-вторых, Святополк выступает не как " свидетель " чуда (Нестором эта роль отводилась Ярославу Мудрому), а как непосредственный виновник случившегося. Именно он сажает в темницу оклеветанных мужей, творя " волю княжу " : позабыв предупреждение пророка Даниила о невинно осужденных, сам совершает греховный проступок. Святые Борис и Глеб освобождают невиновных, и тень авторского осуждения ложится на Святополка.

http://pravoslavie.ru/archiv/borisgleb.h...

По всей видимости, Святослав " назначил " своего Черниговского епископа престолоблюстителем на время отсутствия на Руси митрополита-грека. Это тем более легко было сделать, если епископ Неофит был уже титулярным митрополитом Черниговским, как полагал А.Поппэ. Взявшийся написать " Сказание о гибели Бориса и Глеба " - не каноническое житие, а историческую повесть, черниговский (или прочерниговский) автор отразил занимаемое на то время положение епископа Неофита и как бы узаконил его, упомянув его имя рядом с Киевским митрополитом Георгием при описании торжеств 1072 г. Негативное отношение к Неофиту (или его назначению митрополитом, совершенном Святославом), продемонстрировали не только печерские монахи, не пригласив его на закладку Успенской церкви, но и выдубицкие, уже в начале XII в. поместившие в " Повесть временных лет " статью под 1072 г. вовсе без упоминания, по какой-то причине, его имени. Недовольство Печерской обители могло вызвать если не согласие, то, во всяком случае, непротивление владыки Неофита узурпации власти Святославом, преступившем " заповедь отню, паче же Божью " . Появление " Сказания о гибели Бориса и Глеба " могло быть как-то связано со строительством Святославом каменной церкви во имя Глеба и Бориса. Точнее, заказано к торжествам, которые, надо полагать, планировались по ее завершении, и выразились бы в очередном перенесении мощей страстотерпцев. Но князь Святослав Ярославич неожиданно умер, церковь осталась недостроенной. В 1076 г. в Киев возвращается Изяслав Ярославич, за два года не проявивший интереса к новостройке и к мощам Бориса и Глеба. 3 октября 1078 г. он погиб в битве с сыном Святослава, Черниговским князем Олегом на Нежатиной ниве. Киевский престол занимает младший из Ярославичей - Всеволод, княживший до своей смерти 13 апреля 1093 г. Всеволод Ярославич возобновил строительство каменной церкви: как и Святослав, он был заинтересован в укреплении культа страстотерпцев, но не Глебоборисовского, черниговского, а Борисоглебского, поскольку Борис был покровителем Всеволода и отцом выделенного надела - Переяславльского княжества.

http://pravoslavie.ru/archiv/borisgleb.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010