Так, анжуйский гр. Фульк (ум. в 1040) трижды совершил П. на Св. землю (1002-1003, 1008, 1039-1040) и был, по-видимому, последним, кто посетил Иерусалим до катастрофы 1009 г. Наиболее известно П. 1064-1065 гг. во главе с архиеп. Зигфридом Майнцским, епископами Гюнтером Бамбергским, Вильгельмом Утрехтским и Оттоном Регенсбургским, подробное описание к-рого сохранилось в хронистике; оно насчитывало, по несколько различающимся сведениям, от 7 до 12 тыс. чел. В защиту паломников, подвергавшихся нападению бедуинов на подходе к Иерусалиму, перед властями выступили местные арабы, к-рые опасались, что убийство паломников приведет к упадку христ. П., приносившего им немалый доход (Annales Altahenses maiores/Rec. E. L. B. ab Oefele. Hannover, 1891. P. 66-71; Lamperti monachi Hersfeldensis Opera/Rec. O. Holder-Egger. Hannover, 1894. P. 92-100; Joranson. 1928). Большие караваны, сопровождавшиеся вооруженной охраной, явились прообразом будущих крестовых походов. Они не всегда обеспечивали достижение цели: в 1056 г. многочисленный (ок. 3 тыс. чел.) отряд паломников во главе с еп. Камбре Литбертом после многомесячного ожидания в Лаодикии (на византийско-фатимидской границе) и на Кипре так и не смог отправиться в Иерусалим из-за начавшихся тогда антивизант. военных действий (Vita Lietberti episcopi Cameracensis/Ed. A. Hofmeister//MGH. SS. T. 30. Pars. 2. P. 853-858). Вместе с тем попытки прямо увязать пики и спады паломнической активности с миром или враждебностью в отношениях между Византией и Фатимидами не удается, т. к. основная масса паломников двигалась, видимо, не сухопутным путем - через Балканы, М. Азию и Сирию, а морем - из западноевроп. или визант. портов (Фессалоники, К-поль). За пределами нарративных источников остается паломническое движение представителей низших социальных слоев - горожан, простых клириков. Нек-рое представление о нем дает недавно введенный в науку источник - архивный комплекс завещаний (ок. 80 за XI в.), к-рый оставляли у себя на родине такие паломники из каталонских городов ( Jaspert.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Первые два листа, вне счёта, исписаны подписями на разных языках, более на Армянском. Представим замечательные из них в Русском переводе. На об. 1 л. написано сначала по-армянски: «кому попадёт сия книга после моей жизни, тот пусть прочитает за упокой моей души молитву: Отче наш » (по Армянскому обряду). Потом по-турецки: «бедствий много у Бога; кто будет просить у Христа (помилования), тому даст Бог». Затем по-армянски нравственное размышление (20 строк): «кто не видел горести, тот не получить дара (благодати?) Божия. Кто сам не странствовал (с лишением и скорбью), тот не поймёт состояния странника и не займётся им. А кто странствует, тот слышит много хорошего и дурного» и пр. На л. 2 по-армянски же: «Раба Божия Василия». Далее Армянскими буквами написаны Турецкие слова: «меня взяли от посланника 1062 года 10 Декабря, мучили и посадили в тюрьму, последователя Учителя Христа, и я написал сие по-армянски и по-турецки». Затем по-русски: книга глаголема псаты, и опять по-армянски: «эту псалтирь купил я в Казани в несчастии моём, сидя в тюрьме, 1065 года Февраля 23» и затем по-турецки: «Боже, избавь от тюрьмы раба Божия Василия». Потом по-русски, почерком одинаковым с предыдущим: книга глаголеаа псаты васи петрова сна ха перъски дана дев аты. Здесь же над помянутою Армянскою надписью написано почерком XVI в., но потом зачёркнуто: книга псаты ивана иванова са въника. Вероятно, это имя первого владельца рукописи. На об. Армянскими буквами написаны Русские слова: «Семека нажовник подле Мякся Васильева Малекина». На полях Псалтири написан по-армянски перевод текстов, в Славянском непонятных для владетеля рукописи. Текстами же по-армянски исписан весь 49-й лист. – Иногда несчастный заключённик записывал свои сны и видения. Напр. последняя Армянская подпись на 1 листе гласит след: «1068 года Апреля 6-го во вторник, по захождении солнца, в два часа, сатана взял мена за правую руку и испугал». На об. 48 и на л. 49. по-армянски же записано: «я гадал по сей Псалтири и мне вышло жить только пять лет, а я думал жить ещё пятьдесят лет». На об. 76 л. «Казылбаш». – Год заключения узника, по Армянскому летосчислению 1062, соответствует от Р. Хр. 1613-му; в 1616 г. куплена рукопись; в 1619 г. узник все ещё находился в темнице. 35 В самом конце книги под строку, находится ещё след. криптографическая приписка писца:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Еще более зрелищное паломничество было организовано Ричардом III, герцогом Нормандским, в 1026 году. Он отправил в Святую Землю целых 700 человек – самую крупную к тому времени группу. Через девять лет, в 1035 году, его брат и наследник Роберт сам отправился в Иерусалим. Даже привыкшие к роскоши византийцы надолго запомнили широту его размаха и прозвали его «Великолепным». Говорили, что даже его мулы были подкованы золотом, а походные костры он топил фисташковыми орехами. Но еще большее впечатление на современников Роберт произвел своей смертью. На обратном пути он заболел и скончался в древнем, наполненном святынями городе Никее. Как написал один монах, возможно, Роберт был слишком хорош для этого мира, и Сам Господь его забрал к Себе таким образом в таком святом месте. Однако при жизни Роберт «прославился» гонениями на своих епископов, жестокими расправами с оппонентами, весьма «вольной» личной жизнью и, наконец, восстанием против своего старшего брата, которого он, возможно, в конце концов отравил. Но такова была вера в искупительную силу паломничества, что даже эти преступления поблекли после совершения им святого пути. Многие норманны последовали к святыням Востока вслед за своими правителями. Но паломничество стоило весьма дорого, и некоторые из них не могли удержаться от искушения, если встречали по пути богатого купца или, скажем, караван с нужными им товарами. Да и никакое крестьянское хозяйство не могло быть застраховано от того, что случившаяся рядом группа благочестивых путников не захочет избавить их от «продуктовых излишков». Местные жители начали предпринимать меры предосторожности, и сбившаяся с пути группа пилигримов могла навсегда остаться в ближайшем лесу с перерезанными глотками или пробитыми черепами. Так что все чаще паломники отправлялись в путь большими и хорошо вооруженными группами. Различие между такой группой и разбойничьей шайкой зачастую не было очевидным. Впрочем, на Востоке начали происходить перемены, которые вновь повысили опасность подобных путешествий. С ними столкнулась, например, самая большая на тот момент паломническая группа, отправившаяся в путь в 1064 году. Она состояла из германцев в количестве (так говорили потрясенные современники) от 7 до 12 тысяч человек. Скорее всего, это было преувеличение, но не чрезмерное: по всей видимости, 2–3 тысячи человек там набиралось. Они представляли все классы тогдашнего общества: простолюдины, аристократы, воины, клирики и даже несколько епископов. Возглавляли эту армию Зигфрид, епископ Майнцский, и Гюнтер, епископ Бамбергский. Многие из паломников ожидали конца света на Пасху грядущего года и желали встретить его в Иерусалиме. Конечно, основные эсхатологические ожидания приходились на 1000 год, потом на 1033, и 1065 год проигрывал по сравнению с теми – более «круглыми» – датами, но в него Благовещение приходилось на Страстную пятницу, что привело некоторых людей к мысли о неслучайности такого совпадения в телеологической перспективе.

http://pravoslavie.ru/93428.html

Отрок исполнил приказание и стал замечать многих бояр, кланявшихся св. Феодосию. На отрока находил все больший и больший страх. Так прибыли они к монастырю. Все иноки вышли навстречу св. Феодосию и поклонились ему до земли. Отрок стал думать: «Кто он такой, что все ему так поклоняются?» Но тут св. Феодосий взял его за руку, ввел в трапезу и приказал накормить его, а потом, одаривши, отпустил. Обо всем этом рассказывал инокам тот же отрок. Св. Феодосий был весьма тверд в вере и никогда не отступал от правды. Часто с наступлением ночи он удалялся в ту часть города, где жили евреи, и препирался с этими врагами Христа об истинах веры, укоряя их и называя богоубийцами и отметниками закона Божия; желал, как истинный подражатель Христов, быть убитым за исповедание своей веры, и преимущественно от тех людей, которыми был убит сам Христос. Твердость свою в правде св. Феодосий показал в борьбе, происшедшей между князьями, сыновьями Ярослава Мудрого. Эта борьба коснулась также тихо подвизавшегося в своей пещере св. Антония. Князь полоцкий Всеслав, правнук Владимира св., стал вести войну с внуками Владимира св., сыновьями Ярослава Мудрого: Изяславом киевским, Святославом черниговским и Всеволодом переяславским за то, что они не сделали ему прибавки к области, наследованной им от отца своего, и сперва сделал неудачное нападение на город Псков (1065), а потом на Новгород (1066), и город этот ограбил подобно неприятелю: снял даже колокола и паникадила в новгородском Софийском храме. Дети Ярослава: Изяслав, Святослав и Всеволод соединились и пошли воевать Всеслава; Всеслав не мог устоять против троих князей и просил мира. Изяслав звал его на мир и поклялся на кресте, что не сделает ему никакого зла. Но лишь только Всеслав явился в шатер Изяслава у Смоленска, как великий князь Изяслав нарушил клятву: приказал заковать Всеслава в цепи и отвезти под стражей в Киев, где он был заключен в темницу. Сталось, что в следующем году (1067) напали на киевскую область иноплеменники половцы; Изяслав с братьями выступил против них, но на реке Альте князья были разбиты и бежали; Изяслав сперва бежал в Киев, а когда половцы пошли по следам его, стали грабить и жечь все по пути – бежал в Польшу. Тогда киевские граждане освободили Всеслава из темницы и провозгласили его у себя князем. Черниговский князь Святослав между тем отразил половцев. Всеслав недолго, однако, был князем в Киеве: в 1068 году Изяслав возвратился с польскими войсками, и Всеслав сам ушел в свою область, а Изяслав, давши обещание никого не казнить из киевлян за Всеслава, без боя занял Киев. Он не сдержал, однако, данного им обещания, и сыном его Мстиславом в Киеве было умерщвлено около 70 граждан, многие были ослеплены или подпали другим казням; дело при этом не было хорошо расследовано, и многие пострадали безвинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Паул, святый апостол, церковный учитель и светило всего мира, посылая к Тимофию писание, глаголаше: Чадо, Тимофию, еже слыша от Мене многы послухы, то же предажь и верным человеком, иже довольно будуть и ины научити 1063 . И блаженный апостол Лука евангелист глаголеть, к Феофилу писаше, глаголя: Понеже мнози начашя повести деяти о известных вещех, бывших в нас, изволися и мне, ходившю исперва и по всех писати тебе, державный Феофиле, да разумееши о нихже начя (начат) Иисус творити же и учити 1064 . К тому Феофилу написа Деяния апостольска и Евангелие святый апостол Лука. Потом многих святых писати начяша житиа и мучения. Такоже и аз, худый мних Ииаков, слышав от многих о благовернем князе Володимери всея Рускыа земля, о сыну Святославле, и мало събрав от многых я (от многиа) добродетели его написах, и о сыну его, реку же святую и славную мученика Бориса и Глеба, – како просвети благодать Божиа сердце князю рускому Володимеру, сыну Святославлю и внуку Игореву, и възлюбивый (възлюби и) человеколюбивый Бог, хотяй спасти всякаго человека и в разум истинный прийти, и вжада святого крещениа. Якоже жадает елень на источникы водныя 1065 , тако вжада благоверный князь Володимер святого крещениа, и Бог сътвори хотение его. Пишеть бо: Вълю боящихся его сътворить, и молитву их услышить, и спасеть я 1066 ; и сам рече Господь: Просите и приимите, ищите и обрящете, толцете и отверзется вам; всяк просяй приметь (приемлеть), ищай обрящетъ, толкущему отверзается (отверзется) 1067 ; и пакы рече: Иже веру иметь, крестится и спасен будеть, а иже веры не имать, не крестится, уже осужден будеть 1068 . Взыска спасениа, и прия от бабе (о бабе) своей Олзе, како шедши ко Царюгороду, и прияла бяше святое крещение, и пожи добре пред Богом, всеми добрыми делы украсившися, и почи с миром о Христе Иисусе и в вере блазе. То все слышав князь Владимер от бабе своей Олзе, нареченней в святом крещеньи Елена (Елене), тоя и житие подража (такоже и) святыя царица (свята царици) Елены (матере великаго царя Костянтина житию ревнуя всем и) блаженныя княгыни Олги, то слышав Владимер, разгарашется Святым Духом сердце его, хотя святого крещениа. Видя ж Бог хотение сердца его, провидя доброту его и призри (призре) с небесе милостию Своею и щедротами и (к – нет в другом списке) в Троици славимый (Бог, Отець и Сын и Святый Дух, на) князя Володимера, испытая сердца и утробы, Бог праведен, вся прежде ведый и просвети сердце князю Рускыя земля Володимеру приати святое крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2 О границах свободы нашей воли необходимо сказать следующее. Воля каждого человека может противиться греху, но без Бога не в состоянии победить или искоренить личное зло 1061 . Если человек ограничится только собственным подвигом и не примет благодати Святого Духа, то не может принести Господу достойных плодов. Человеческий труд в деле спасения состоит в удалении от мира, молитвенном бодрствовании и любви к Богу и братиям. Сверх же того, каждый должен испросить у Бога орошения своей души благодатным дождем Святого Духа 1062 . Кто думает сам себя избавить от страстей, тот трудится напрасно. Человеку, естественно, не дано силы преуспевать в чистоте без содействия Святого Духа 1063 . Но Господь Сам украшает и обновляет людские сердца действием благодати, как художник украшает изделия свои резьбой. Он производит в людях Свою любовь и превращает их жестокосердие в мягкость, а горечь – в сладость. Благодать поэтому, подобно пчеле, тайно выделывает сот добродетельных навыков в улье всякой души 1064 . На протяжении всей нашей земной жизни для спасения нашей души необходимы и действие личной душевной воли, и содействие благодати Святого Духа. Потому апостол в наставление христианам говорит: »Духа не угашайте " 1065 . Даже при высшем духовном совершенстве усердие к Богу зависимо от естественной воли 1066 и вместе с тем – от содействия благодати. Иные грешники по своему надмению напрасно думают своей лишь силой устранить от себя поводы ко греху. Грех осуждается единственно таинством креста. Свобода же, возможная человеку, простирается только лишь на одно противление диаволу, но не на возобладание страстями, как и в Писании сказано: «Если не Господь создаст дом и сохранит город, то напрасно бодрствует стерегущий и трудится зиждущий 1067 . Человеческое естество без всеоружия Духа Святого не может ни противостоять сатанинским козням, ни делаться причастником Божественных Таин, потому и заповедано нам молитвенно говорить: »Не введи нас в напасть, но избави нас от лукавого " 1068 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Обращаясь к себе самой и выделяя идеи ума из того сложного целого, которое является ее внутренним миром, душа познает идеи своей высшей стороной, которую Плотин называет иногда первой душой. 1063 Как Мировая Душа стоит к Уму в отношении материи к форме 1064 , так и высшая сторона души в акте познания идей становится материей по отношению к своему уму. 1065 Само восприятие идей душой Плотин понимает по аналогии со зрением. Как чувство зрения до восприятия есть нечто неопределенное и служит как бы материей для воспринимаемой формы, так душа служит материей по отношению к интеллекту. 1066 Как в зрительном ощущении формы воспринимаемого уже присущи зрению в виде потенций, превращающихся под влиянием вещи в акты, так и в душе интеллигибельное находится потенциально, но оно переходит в акт, когда душа обращается к уму. 1067 Как форма предмета в зрении не есть извне сделанный отпечаток, подобный оттиску на воске, но переход из потенциального в актуальное состояние того, что уже находилось в зрении, и потому не предполагает разрушения и страдания в собственном смысле, точно так же и душа потенциально содержит в себе то, что созерцает, обращаясь к уму. Она имеет в себе созерцаемое, поскольку познает его, и не имеет, поскольку познанное не подобно извне сделанному отпечатку. 1068 Так как в познании, или просвещении, ум есть форма души, то между ней и умом не может быть никакого посредствующего начала: они соприкасаются между собой непосредственно. 1069 Вследствие соединения души с умом, как формой, душа достигает в нем своего совершенства и полного единения с познаваемым. И в этом отношении она напоминает зрение. Мы видим предметы и цвета потому, что свет, находящийся в глазу, соединяется со светом, который блистает вне его. Тот и другой свет соединяются настолько тесно, что их нельзя различить. Так и лучшая часть души, которая есть свет, хотя и более слабый, соединяется с более совершенным светом ума, и после соединения из двух светов получается один. Вследствие соединения души с интеллектом, сама она становится интеллектуальной (νοερν) и потому в себе самой познает идеи интеллекта. 1070

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Впрочем, кан. 1065 предписывает (§1), чтобы католики, ещё не принявшие таинство конфирмации (миропомазания), приобщились к нему прежде, чем они будут допущены к бракосочетанию, если можно сделать это без серьёзных затруднений. В указанной норме венчающимся также настоятельно рекомендуется (§ 2) принять таинства покаяния и Евхаристии, чтобы таинство брака было плодотворным. 1.2. Требования юридического характера: брачное оглашение По основному принципу, подтверждённому кан. 1058, «заключить брак могут все лица, которым это не запрещено правом». Поэтому необходимо предварительно удостовериться в том, что ничто не мешает действительному и законному заключению брака (кан. 1066) и нет, таким образом, ни одного из препятствий , предусмотренных церковным законодательством. Это происходит, на основе нормативов, утверждённых местными Конференциями Епископов (кан. 1067), посредством: – тщательного опроса венчающихся; – оглашения (при котором до сведения верующих доводятся имена тех, кто намерен вступить в брак); – любого другого средства, подходящего для получения необходимых сведений о брачующихся; Предписывается также (кан. 1069), что до заключения брака «все верующие обязаны сообщать настоятелю прихода или Епископу об известных им препятствиях к данному браку». В случае опасности скорой смерти, когда нет возможности получить другие доказательства и нет указаний на противное, достаточным считается (кан. 1068) утверждение обоих вступающих в брак, при необходимости закрепляемое клятвой , что они окрещены и что отсутствуют препятствия их союзу. 1.3 Возможные требования (брачное обещание) Обычно, особенно в некоторых странах, бракосочетанию предшествует так называемое « брачное обещание », т.е. данное одной из сторон или обеими сторонами посредством договора обещание вступить в брак или сделать это в определённое время или в срок, установленный обычаем. Согласно кан. 1062, §1, оно может быть: – двусторонним обещанием брака (так называемая помолвка или обручение ) в собственном смысле, когда обе стороны обязуются заключить брак; – односторонним обещанием , когда, напротив, лишь одна сторона обязуется вступить в брак с другой, тогда как другая соглашается на это, не принимая на себя таких обязательств.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

137 Например, в 3-м из своих слов о символе к оглашенным, он пишет: О haeresis ariana, quid insultas, quid exsufflas, quid etiam ad tempus usurpas? Injuriam a te patitur domina ab ancilla: multas ei ingeris contumelias: licet haec doleat, non te magno metuit sponsa Christi sancta catholica. Cum enim respexerit ille Sponsus, ejicieris tu ut ancilla cum filiis tuis; quoniam non erunt haeredes filii ancillae cum filiis liberae. Cap. 13, col. 668. 139 Migne Patrolog. Curs. Compl. tom. 38, opp. Avgustini tom. 5, pars 1, col. 1060–1065, – sermo 213, in traditione symboli. 140 Sirmondi Opera Varia, tom. 2, edit. Parisiis 1696 an , – Facundi episcopi Hermianensis Epistola Fidei Catholicae col. 846. 141 Migne Patrolog. Curs. Compl. tom. 88, – Venantii Fortunati operum pars 1, Miscellaneorum lib. XI, cap. 1, col. 345–351. 142 Ibidem col. 350 et 351. Of. Rufini Comment, in Symbol. Apostol. num. 36. Non dixit in Sanctam Ecclesiam... Si enim addidisset in praepositionem, una cum superioribus eademque vis fieret. Nunc avtem in illis quidem vocabulis, ubi de divinitate ordinatur fides, in Deo Patre dicitur... In caeteris vero ubi non de divinitate, sed de creaturis et de mysteriis sermo est, in praepositio non additur... sed sanctam Ecclesiam credendam esse, etc 144 «Enarratio Psevdo-Athanasiana in Symbolum antehac inedita et Vigilii Tapsitani de Trinitate ad Theophilum liber VI, primum genuinus е codice Veronensi. Accessit symbolum Nicaenum». Edidit Ioseph. Blanchini, Veronae 1732 anno. – Vid. Walchii Biblioth. Symbol, pag. 74; Hahn, Bibliothek der Symbole, S. 34. 145 В той рукописи, из которой, по изданию ее Бланчини, известен этот текст, нескольких листов здесь не достает, – вследствие чего и произошел настоящий пробел. 146 «De Trinitate, alias in Symbolum Apostolorum tractatus», edit Migne Patrolog. Curs. Compl. tom. 17, s. Ambrosii opp. tomi secundi et Ultimi pars posterior, Appendicis col. 507–546 Сочинение это прежде издавалось в совершенно искаженном папистами виде, со вставкой во многих местах Filioque и целых тирад в подобнои роде; но теперь, благодаря бенедиктинцам, оно издано согласно с рукописями, в которых сохранилось, и снабжено даже указаниями всех прежних искажений. О времени его происхождения см. ibidem col. 507–509. Св. Гана Bibliothek der Symbole, S. 16–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/s...

1057 Эта ремарка Составителя, видимо, вызвана тем, что Иисус Христос любил применять подобного рода слова к «огрубевшим сердцем» книжникам и фарисеям; ср.: «Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» ( Мф. 13:13 ). 1059 Намёк на мессианские ожидания иудеев, связанные с представлением о Мессии как о земном царе, который обеспечит торжество евреев над другими народами. 1062 Вновь звучит весьма характерная попытка «оправдания» языческого прошлого своего народа, призванная обосновать приоритетную избранность новых народов в приобщении к христианскому учению и благодати. 1063 Антииудейская направленность этого фрагмента ясно не выражена, но она, тем не менее, присутствует в тексте. Согласно представлениям иудаизма, прямым верховным покровителем иудеев является сам Господь, тогда как за остальными народами закреплены ангелы-хранители. Здесь же, в евангельском духе, проводится мысль о равенстве всех народов в распределении над ними небесного попечительства. Выражение «ко всем народам приставлены ангелы» соответствует словам Епифания Кипрского «к каждой твари (созданию) ангел приставлен», воспроизведённым в «Повести временных лет» (ПСРЛ. Т. 2. С. 262–263). 1065 Сюжет о научении Моисея премудрости архангелом Гавриилом читается в Хронографической редакции Палеи и в «Речи философа» из «Повести временных лет» (см.: ПСРЛ. Т. 1. Стлб. 94–95). Сначала этот факт был расценён как доказательство влияния Палеи на летопись. Но В. М. Истрин привёл убедительные факты в пользу того, что даже не во всём совпадающие между собой детали жизнеописания Моисея в разных редакциях Палеи восходят к общему источнику, представлявшему собой какую-то полубиблейскую, полуапокрифическую историю Моисея, но к этому же источнику восходят и летописные сведения о Моисее. А. А. Шахматов также склонялся к тому, что в части совпадений с «Речью Философа» одним и тем же источником мог пользоваться писец и создатель палейный текстов (см.: Истрин–1906. С. 97; Шахматов–1904. С. 8; Шахматов–1940. С. 131–136). Для нас в данном случае важно, что Составитель знал эти апокрифические подробности и воспроизвёл их в своём авторском тексте. Вставка характеризует широту его кругозора, поскольку в этом, как и во многих других случаях, автор оперирует внепалейным материалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010