Закрыть Жизнь - это обжигающая секунда Сергей Шаргунов беседует с Юрием Бондаревым, которому исполнилось 94 года Сергей Шаргунов   Юрий Бондарев   09:52 22.03.2018 1065 Время на чтение 13 минут На фото: писатель и общественный деятель Юрий Васильевич Бондарев (Фото: Борис Кавашкин/ТАСС) - Куда-то ваш голос пропадает... Как в полынью ныряет... - говорит он в телефонную трубку, и молодцевато смеется. Он обо всем говорит незаурядно. Проза Бондарева обстоятельна, выразительна, мелодична, полна красок, внимания к тонким движениям тела и души. С самых первых его вещей - это классическая литература. Пожалуй, главное для фронтовой бондаревской прозы - взятое из пережитого повторение древнего сюжета сражения при Фермопилах: не постояв за ценой, выстоять. Или проиграть, но жизнью пожертвовать. Так в повести «Батальоны просят огня» (1957) те, кому нельзя отступать и надо отвлечь противника, остаются без огневой поддержки своих. Из нескольких сот человек выживают всего пятеро. Капитан Ермаков говорит командиру дивизии Иверзеву: «Я не могу считать вас человеком и офицером». (Но и этот командир готов к смерти, позднее он лично ведет солдат в лобовую атаку и, раненый, теряя кровь, освобождает оскорбившего его капитана из-под ареста.) Натиск врага и самоотверженная погибель и в «Последних залпах» (1959), и в миниатюрах «Мгновения» (1977), а в романе «Тишина» (1962) полковая батарея окружена и расстреляна прямой наводкой. В романе «Горячий снег» (1970), посвященном боям под Сталинградом, тот же отчаянный героизм попавшего в окружение взвода. Под конец остается несколько снарядов, одно орудие, и четверо выживших. Командующий видит в бинокль, как не сдаются «казалось давно обреченные, но вот же продолжавшие бороться», кто «никак не должен был уцелеть и не числился в живых». И в романе «Выбор» (1981) - окруженная батарея, и герой, застреливший своего командира и не успевший застрелиться (но он всё же однажды лишит себя жизни). Хочется отметить деликатность и человечность мастера и фронтовика, которую проявляет Бондарев при описании самых страшных подробностей смертоубийств. Он сумел показать ужас войны точно и выпукло, но уклоняясь от натурализма, быть может, так щадя память павших. Очень часто самую жуть он вкладывает в уста персонажей, называя, но не показывая, избегая изображения.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/22/zhiz...

Закрыть Заявление Захарченко о Малороссии свидетельствует о резком изменении позиции Москвы, — Погребинский 18.07.2017 1065 Михаил Погребинский, политолог, политтехнолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии прокомментировал заявление лидера ДНР А.Захарченко: - Заявление Захарченко, как мне кажется, свидетельствует о довольно резком изменении позиции непризнанных республик и Москвы по урегулирования кризиса на Юго-Востоке. Оно направляет сразу несколько сигналов. Первый - в адрес Киева, что он перешел уже все возможные все возможные «красные линии». Угрожая какими-то военными наступлениями, законами о реинтеграции, об оккупации и т.д., Москва тем самым говорит, что считает нынешнюю украинскую власть нелегитимной и договариваться с ней бесполезно. И переходит как бы к этапу каких-то прямых действий. С другой стороны, это сигнал американцам, что если они будут занимать тут такую же позицию, как в истории с дипломатической собственностью, то Москва станет действовать в соответствии с исключительно своими интересами и игнорировать интересы США. Следующий .шаг - это признание этой территории независимым государством. То есть отказ от Минских соглашений. Пока же Москва не отказывается от Минского процесса, пусть это выглядит и несколько юмористично. Захарченко объявляет действующую украинскую власть нелигитимной, и вот это нынешнее украинское государство несуществующим, а вместо него объявляет существующим государство Малороссия. А поскольку они объявляют Малороссией всю территорию Украины, это дает им возможность говорить, что они не против Минских соглашений, поскольку по ним территория Украины должна остаться единой. А они и говорят, что они-де и есть теперь Украина , только под другим названием. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/politnews/2017/iyul/1...

Закрыть Взгляд из-под плинтуса, или Эффектная пустота Игорь Тюленев о попытках очернить кинофестиваль «Золотой витязь» 30.03.2016 1065 Время на чтение 3 минуты Намедни старейшая журналистка «Звезды» Людмила Каргопольцева «тряхнула стариной» прямо-таки по-бариновски. Это её слова из подписи под фотографией народного артиста России Валерия Баринова, который прибыл в краевую столицу в составе команды кинофестиваля «Золотой витязь». Причём, как явствует из подзаголовка опубликованной в газете статьи «Витязь» на распутье», прибыл, оказывается, на «заезжий фестиваль в Перми». С таким уничижением обычно говорят о гастролёрах, а не о народных артистах и любимцах отечественной публики: Зинаиде Кириенко, Николае Бурляеве, Владимире Гостюхине, Сергее Шакурове, Алексее Петренко. Рассуждая с видом «знатока» и, видимо, завсегдатая кинофестивалей в Лос-Анджелесе и Каннах, автор статьи, ничтоже сумняшеся, продемонстрировала букет собственных «странностей» – полное отсутствие слуха и вопиющие проблемы со зрением. Апеллируя к зрителям всей «прикамской столицы и её окрестностей», она якобы никогда не слышала об этом, с её точки зрения, «странном фестивале». Мало того, попыталась выдать желаемое за действительное – ввести эдакий возрастной ценз для приглашенных на фестиваль актёров (мол, все уже в достаточно преклонном возрасте, хоть и «никакие года – не беда»), явно забывая, что и сама является их ровесницей. Это по принципу: вижу только то, что хочу. Совсем не замечая, что по красной дорожке в Органный зал филармонии под горячие аплодисменты зрителей прошли и блистательные молодые актрисы Ольга Кабо, Ирина Медведева и Анна Леванова. Основная парадигма статьи Каргапольцевой – неприкрытая нелюбовь ко всему отечественному, будь то заслуженные российские актёры или фильмы, которые до недавнего времени были НЕФОРМАТОМ в прокрустовом ложе пермской краевой политики. Впрочем, попробуем посмотреть на всё происходящее не из-под плинтуса, а с высоты орлиного полёта… С 23 по 27 марта 2016 года в Перми в рамках Года кино в России при поддержке Министерства культуры Пермского края, МЧС России и Российского военно-исторического общества на едином дыхании прошёл-пролетел фестиваль духовно-нравственного кино, были показаны лучшие фильмы из коллекции кинофорума «Золотой Витязь». В киноцентре «Премьер» состоялись показы документальных лент «Про Владимира и Питирима» (режиссёр Евгения Кузнецова), «Спас-Камень» (режиссёр Валентина Гуркаленко), «Царское дело» (режиссёр Борис Лизнев), «Союзники. Верой и правдой» и «Погибли за Францию» (режиссёр Сергей Зайцев), «Портреты на фоне монастыря» (режиссёр Татьяна Карпова) и другие кинокартины.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/30/vz...

Италии и англосаксов, бежавших из Англии в результате ее покорения Вильгельмом Завоевателем. Эти наемники постепенно вытесняли варягов и русских, находившихся на визант. службе. В правление К. Д. участились нападения внешних врагов на границы империи. Угроза возникла сразу на 3 направлениях. В Юж. Италии норманны захватили Калабрию и Луканию, на Балканах в 1064-1065 гг. Дунай перешла многочисленная армия узов; разорению подверглись Эпир, Македония, др. сев. области. Вооруженные силы империи с трудом отражали атаки противников, но из-за эпидемий силы захватчиков истощились, и византийцам удалось отразить их натиск. На Востоке сложилась наиболее тяжелая ситуация. Нарушив мирный договор, на территорию империи в 1064 г. вторгся тур. султан Алп-Арслан; под его натиском пала арм. крепость Ани. К 1067 г. были утрачены фемы Васпуракан, Вел. Армения, Тарон, большая часть Месопотамии, опустошительным набегам подверглись др. обширные территории. Авторы, оставившие основные сведения о времени правления К. Д., настроены по отношению к нему критично. Даже его приближенный и друг Михаил Пселл, хотя и делает императору много комплиментов (согласно Пселлу, К. Д. был решителен, образован, не прибегал к жестоким членовредительским наказаниям), неоднозначен в оценке его политики. Михаил Атталиат описывает правление К. Д. как ужасное время; он считает, что действия К. Д. привели к упадку империи. Никифор Вриенний и Иоанн Зонара также настроены к К. Д. отрицательно. Историки пишут о его нежелании выделять деньги на гос. нужды, о патологической склонности к сутяжничеству, выдумыванию бесполезных законов, преступному предпочтению варваров на военных должностях византийцам. Объективно можно сделать вывод, что первоначальный курс правительства К. Д. на усиление столичной бюрократии и ослабление позиций провинциальной знати резко сократил финансирование армии и численность войск, что повлекло в свою очередь серьезные поражения империи на границах и территориальные потери. К. Д. скончался от болезни, на смертном одре передав власть своей жене Евдокии Макремволитиссе, к к-рой относился с почтением и доверием.

http://pravenc.ru/text/2057054.html

По законам рецензионного жанра необходимо найти какие-нибудь недостатки в рецензируемой монографии. Однако небольшая по объему книга А.А.Иванова настолько информативна, полна малоизвестными данными, что указать на что-либо неточное практически невозможно. Единственное, что можно поставить автору в вину, так это то, что он сохранил некоторые пропагандистские штампы в отношении черносотенцев. Так, в начале 1-й главы, говоря о " регулярной финансовой поддержке правых организаций вплоть до 1917 г. " , автор не упомянул, что само по себе финансирование черносотенцев было весьма незначительным в сравнении с теми денежными средствами, которыми располагали их противники из революционного и либерального лагерей. Ряд черносотенных организаций, в частности Союз русского народа (СРН), действительно получал, весьма непериодически, субсидии от правительства. Но заметим, что оппозиционные партии, включая кадетов, не брезговали получать деньги от зарубежных спецслужб (так, создание кадетской партии осуществлялось на деньги воюющей против России Японии). Впрочем, и отечественная буржуазия финансировала кадетов очень активно (например, основным спонсором кадетов был Азово-Донской банк, один из самых крупных не только в России, но и в Европе). Революционеры пополняли партийные кассы за счет экспроприаций. Общая сумма правительственных субсидий черносотенцам, по подсчетам С.А.Степанова, составляла 250-300 тыс. руб. в год. Учитывая, что на одного союзника приходилось меньше рубля, сумму не приходится считать значительной. По отчету московского градоначальника, на выборах разных уровней черносотенцы затратили 1065 руб., а кадеты - 700 тыс. (!). Несмотря на частные пожертвования сочувствующих " русскому делу " , черносотенные союзы постоянно испытывали финансовые трудности. Доктор А.И.Дубровин из личных средств финансировал многие мероприятия СРН. Огромную роль в финансировании газеты СРН " Русское Знамя " сыграла Е.А.Полубояринова. Впрочем, данное замечание носит совершенно непринципиальный характер, да и практически не относится к теме деятельности правых в IV Думе.

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/14/...

В то же время, не различая четко категории аристотелевской метафизики, он отрицал возможность изменения сущности при сохранении акциденций, ибо, по Б. Т., невозможно, чтобы при «разрушении сущности» не разрушилось бы то, «что находилось в сущности» (Rescriptum. 2. 1693). Поскольку после освящения хлеб и вино сохраняют видимые свойства, их сущность, по Б. Т., не изменяется. Поэтому смысл установительных слов Евхаристии, согласно Б. Т., таков: «Этот хлеб и есть Мое Тело» (Ibid. 3. 525), и «поскольку говорится, что хлеб, освященный на престоле, есть Тело Христово, со всей истинностью признается, что хлеб сохраняется» (Ibid. 1. 1065). «Все, что освящается,- говорит Б. Т.,- не истребляется, не устраняется, не разрушается, но остается» (De sacra coena. P. 248). Т. о., сохранение природы хлеба и вина в Евхаристии - основополагающий тезис учения Б. Т. Кроме того, всякая телесная сущность, по мнению Б. Т., подчинена законам пространства, включая и пребывающее на небе Тело Христово. Поэтому невозможно, чтобы оно пребывало где-нибудь еще, кроме неба, было бы оттуда «сведено» ( Lanfrancus. Col. 421). Если допустить, что пребывающее на небе Тело Христа присутствует в Св. Дарах, то придется признать, по Б. Т., что оно присутствует в них лишь частично, но Христос неделим; если же Христос присутствует в конкретных Св. Дарах целиком, то Он не может быть одновременно еще и на небе, и на множестве др. алтарей (Rescriptum. 1. 1981, 2169; 2. 1693). Евхаристическое учение Б. Т. имело, на взгляд его оппонентов и последователей, 2 взаимоисключающие формы. Таинство Евхаристии для Б. Т., как и для Ратрамна, есть «образ (figura), знак (signum) и залог (pignus) Тела и Крови Господа» (De sacra coena. P. 41; Rescriptum. 1. 290). Именно такое понимание таинства ставил в вину Б. Т. «реалист» Ланфранк, к-рый писал, что, по Б. Т., хлеб и вино называются Телом и Кровью Христовыми, потому что они «священнодействуются в Церкви в воспоминание распятой Плоти и истекшей из ребра Крови» ( Lanfrancus. Col. 440).

http://pravenc.ru/text/78134.html

В опубликованной посмертно в 1888 г. ст. «Злобы дня» К. отмечал, что «человеческое общество только в отвлеченном представлении является единицей; в живой реальной действительности оно есть собрание людей, связанных единством сожительства и общения. Перенесенное в сферу чувств, оно является высшим нравственным законом - любовью к ближнему» (Собр. соч. 1899. Т. 3. Стб. 1065). Отсюда его уверенность в том, что суть цивилизации вообще и цивилизации русской в частности заключается в умственном и нравственном развитии отдельных личностей - элементов общества. Такое понимание значения личности в развитии общества у К. связано с его убеждением в том, что формирование духовно-развитой личности во мн. народах, и в рус. народе в частности, связано с исключительным влиянием христианства, к-рое раскрывает и глубоко развивает в человеке внутренний, невидимый, духовный мир. К. отмечал, что именно христианство поставило духовный мир человека бесконечно выше над внешним, материальным миром, благодаря чему совершенно изменился характер истории: «Когда внутренний духовный мир получил такое господство над внешним, материальным миром, тогда и человеческая личность должна была получить великое, святое значение, которого прежде не имела» (Взгляд на юридический быт древней России//Собр. соч. 1897. Т. 1. Стб. 14). В древности, по мысли К., человек воспринимался исключительно в рамках определенных сословий, каст, национальностей, гражданства; древние религии носили местный, национальный характер. Христианство же «во имя внутреннего, духовного мира отрицает все видимые, материальные, условные, следовательно несущественные, ничтожные различия между людьми. Все народы и племена, все касты и сословия, всех, и свободных и несвободных, оно призывает к спасению, всех равно называет по духу чадами Божиими, всем обещает и дает равное участие в благах небесных» (Там же. Стб. 15). К. указывает на первые христ. общины как на самое первое общество, в к-ром люди разных племен и разных сословий были уравнены и соединены «жаждой приобщиться к одной небесной, духовной жизни».

http://pravenc.ru/text/1319752.html

Психологический анализ морального состояния Лукреции в минуты совершаемого над нею бесчестия, критический разбор языческого философского богоучения и теургических хитросплетений, тонкое и глубоковерное изображение процесса деморализации римского народа выходят из-под того же пера, которое изображает невидимую деятельность злых духов, таинственные намерения божественного Провидения и загробную жизнь людей так, как будто пишущий им видит все это непосредственно сам. Как и следует ожидать, положительных сведений, общепринятых верований и убеждений Церкви в творении „о царстве Божием“ не много, при том автор пользуется ими не как готовыми, безусловно обязательными истинами, но как выводами самостоятельного исследования, и старается выставлять их в таком виде, в каком они вероятны без всякого насилия для разума. „Сочинение Августина, говорит Шрекк, называют ученым; в некотором отношении оно действительно таково“. Если вместе со Шрекком под именем учености разуметь только эрудицию; то с отзывом его нельзя не согласиться, потому что „в творении о царстве Божием, как справедливо заметил Дюпэн, нет ничего, кроме того, что автор его почерпнул у Варрона, Цицерона, Сенеки и у других общедоступных римских писателей». В этом творении обнаруживается обширная эрудиция, но она ограничивается только знанием латинской литературы и Библии и не отличается богатством сведений по части подлинной христианской и антихристианской литературы греков. Из языческих писателей римских автор его цитирует Персия, Теренция, Саллюстия, Юстина, Горация, Клавдиана, Сенеку, Авла Геллия, Плиния младшего 1063 , часто Цицерона и Апулея, а еще чаще Варрона и Виргилия, а из греческих Платона, Плотина и Порфирия. Из того, как он приводит слова римских писателей, несомненно видно, что он сам читал их и многие места знал наизусть. Что же касается писателей греческих, то их цитирует он или по латинским переводам, как, например, Порфирия 1064 и Гермеса Трисмегиста 1065 , или по философским трактатам Цицерона, которого он читал „днем и ночью“ 1066 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

1052 Аслан-шах – сын Гандзакского султана Тугрула II (1131–1133), вступил на престол в 1133 г., однако фактическим правителем был Ильдегиз, которого султан Масуд женил на вдове Тугрула II. С 1148 г. Ильдегиз становится, правителем Аррана и Гандзака. 1053 Вслед за Хосровом Гандзакеци Г. Тер-Мкртчян издал «Мученичество Иосепа Двинеци» (см.: Иосеп Норашенци. – Арарат, 1897, с. 41–48). 1058 Я. Манандян. Критический обзор истории армянского народа, т. III. Ереван, 1952, с. 106–107 (на арм. яз.). 1065 Селение Арест находилось на северо-восточной оконечности Ванского озера. Рыбные промыслы Ареста славились далеко за пределами Армении. 1066 Г. Тер-Мкртчян (указ. ст., с. 41) читает (п. 7) (т. е. мелкая соленая рыба) и, считая это опиской переписчика, заменяет словами (п. 7) (рыба тарех). Я. Манандян и Р. Ачарян слову (п. 7) придают значение «молотая рыба», поскольку в западно-армянском языке имеется слово (п. 7) с тем же значением. В переводе мы сохранили интерпретацию Г. Тер-Мкртчяна, которая нам кажется более правильной. 1067 Мазаз – округ исторической Армении, входил в Айраратскую область (подробно о Мазазе см. упоминаемую в предисловии статью Г. Тер-Мкртчяна, с. 41). 1069 Ахпат и Санаин – прославленные средневековые монастыри и культурные центры Армении, построены в 967 г. Переживали расцвет до XIV в. Монастыри эти находились на границе провинции Утик и Таширской области провинции Гугарк. Ныне Туманянский район Армении. 1070 Ширакская область находилась в провинции Айрарат. Занимала долину среднего и нижнего течения реки Ахурян. 1072 Г. Тер-Мкртчян особое внимание уделяет упоминанию холма Шреш, известного из древнеармянского эпоса. «Ныне, – пишет Тер-Мкртчян, – называются Шришапат скопления камней, которые протягиваются от Аштарака, Ованаванка, Сагмосаванка по землям Егварда до Канакера, которые, возможно, являются остатками кладки стены. Они могут быть полезны для освещения древнеармянского эпоса» (указ. ст., с. 41). 1075 Атабак, или атабек, – в переводе с персидского «отец царя», «старший отец». Атабеки были воспитателями царских детей. Значит, также «наместник». При сельджуках – независимый правитель.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В последние годы своего правления Хлодвиг переключил вни­мание с юга Галлии на исконные земли франков, лежавшие по обоим берегам Рейна, где еще сохранялись независимые коро­левства франков. Они и стали объектом дальнейшей экспансии, завершившейся их поглощением. Первым делом он решил разобраться со своим родственником, королем Сигибертом, под властью которого находились франки, традиционно называемые в историографии рипуарскими. Для ликвидации государства Сигиберта он воспользовался власто­любием его сына Хлодериха и отправил к нему посланца, пору­чив ему передать такое предложение: «Вот твой отец состарил­ся, у него больная нога, и он хромает. Если бы он умер, то тебе по праву досталось вместе с нашей дружбой и его королевство» 1065 . Предложение оказалось заманчивым, и когда однажды Сигиберт, покинув свою столицу Кельн, отправился погулять в Буконском лесу, сын подослал к нему убийц. О гибели отца Хлодерих немедленно известил Хлодвига, и тот направил к нему послан­цев, которым отцеубийца решил показать отцовскую кладовую. И, как пишет Григорий Турский , «во время осмотра различных драгоценностей он им сказал: “В этом сундучке обычно мой отец хранил золотые деньги». В ответ на это они ему предложи­ли: “Опусти до дна руку... и все перебери». Когда он это сделал и сильно наклонился, то один из них поднял секиру и рассек ему череп» 1066 . Узнав о случившемся, Хлодвиг прибыл в Кельн и созвал там народ, которому он представил происшедшее в таком виде, чтобы отвести обвинение от себя. Хлодерих, виновный в гибели отца, по его словам, «погиб, не знаю, кем сраженный, когда он открывал кладовую своего отца. Но во всем этом я совершенно не виновен. Ведь я не могу проливать кровь моих родственни­ков, поскольку делать это грешно» 1067 . Трудно сказать, поверил ли народ заверениям Хлодвига в своей невиновности, но его совет: «Обратитесь ко мне, дабы вам быть под моей защитой» 1068 – наро­дом был принят: люди «в знак одобрения стали ударять в щиты и кричать, затем подняли Хлодвига на круглом щите и сделали его над собой королем» 1069 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010