Прп. Варлаам дважды ездил в Иерусалим и в Царьград и, возвращаясь оттуда, скончался в 1065 г., 19 ноября, около Владимира-Волынского. По его завещанию он был погребен в Печерском монастыре, и туда же были переданы «иконы и вся сущая на потребу» (очевидно, церковная утварь, которую он вез с собой из Царьграда). •  Прп. Варлаам был первым игуменом Киево-Печерского монастыря, при нем в 1058 г. над пещерной церковью была возведена внешняя, деревянная — в честь Успения Пресвятой Богородицы. С этого времени место селения святых подвижников стало явным. Преподобные Дамиан (+ 1071), Иеремия (+ 1070) и Матфей (+ 1085), Печерские Память их празднуется 5 окт, 28 сент, вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. пресвитер Дамиан  своей особой кротостью и послушанием стяжал дары исцеления больных. Прп. Феодосий (память его 3 мая) поручал ему творить молитвы над болящими, приносимыми в монастырь, но исцеление их прп. Дамиан приписывал отцу своему духовному и сам утверждался в смирении.  Заболев предсмертной болезнью, он со слезами молился, чтобы и в будущей жизни ему не разлучаться с отцом своим. И явился ему ангел в образе прп. Феодосия и, целуя его, сказал: «Чадо, Господь, коему ты молишься, послал меня ныне возвестить тебе, что прошение твое будет исполнено: ты будешь причтен ко святым Его и с ними вселишься в Царствие Небесного Владыки. Когда же Господь повелит мне преставиться от сего мира и идти к Нему, тогда мы будем неразлучны и в том свете». Когда пришел прп. Феодосий, прп. Дамиан спросил его: «Так ли будет, отче святый, как ты обещал мне сегодня в видении?» Прп. Феодосий ответил: «Не знаю, сын мой, что такое я обещал тебе!» Тогда прп. Дамиан рассказал ему о молитве и о видении своем. И прп. Феодосий со слезами сказал: «Поистине, чадо, будет так, как тебе обещано, ибо тебе в образе моем явился Ангел Божий; я же сам, будучи грешным, как могу обещать такую славу, которая уготована праведникам?» В это время в келью к умирающему стала собираться братия. Прп. Дамиан облобызал их всех и предал чистую душу свою Богу (1071); в последнюю минуту просияло лицо его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

– 800 руб. 1061 . Таков (разумеется неисчерпывающий) перечень ассигновок Св. Синода. Среди них кажется необыкновенным постановление Синода 30 июля 1753 г., сделанное по рассмотрению экстракта из донесений о необходимости ремонта в разных местах. Синод велел Канцелярии 1) спешно запросить эти места, не исправлено ли что уже после посланных донесений, 2) представить о необходимости ремонта свое мнение, 3) прислать отчеты о деньгах уже выданных или самовольно затраченных 1062 . Однако, о результатах этого постановления Синода следов в документах мы не встретили 1063 . Но и Императрица не пожалела на ремонт шатра над плащаницей Воскресенского Новый Иерусалим монастыря – 30000 руб. доходов Канцелярии С. Э. Правления, при этом Синод распорядился, чтобы эти деньги были собраны с пожалованной Императрицей на этот монастырь симбирской вотчины села Воскресенского, Сергиевского – тож. Ее велено было из оклада Канцелярии выключить 1064 . Иногда изыскивали особые источники для оплаты расходов по ремонту, например, по резолюции В. Т. Совета на ремонт кровель Чудова монастыря были отданы остаточные за определением суммы, ибо определенных на ремонт по 150 руб. ежегодно не хватало и в одном 1727 г. на те же кровли уже было истрачено за два года 1065 ; на суммы от продажи остаточного хлеба, с разрешения Св. Синода ремонтировался Нижегородский Печерский монастырь в 1729 г. 1066 , а Нижегородский Благовещенский в 1754 г. 1067 ; на оставшиеся в Спасо-Каменном монастыре после арестанта схимонаха Дашкова 1068 деньги ремонтировались и расписывались в 1737 г. домовая церковь Вологодского архиерея 1069 ; на выморочные деньги, т.е. оставшиеся после умерших архиереев и образовавшиеся от продажи их движимого имущества в 1739 г. по Высочайшему указу 18 августа 1739 г. достраивалось здание Казанской Семинарии 1070 . Та же семинария возобновлялась в 1743 г. на счет остаточных сумм новокрещенцев 1071 . Наконец, некоторые ремонты производились обыкновенно под наблюдением Коллегии Экономии, которая иногда получала для этого деньги из Рентереи, иногда затрачивала свои за счет Штатс-Конторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

347 Casquet. L " empire byzantin et la monarchic franque. P. 254—255, 253—275. 348 Ibid. 263. 349 Как говорят франкские писатели Einhardus и грамматик Saxo. 350 Casquet. P. 265; Hartmann. Gesch. Italiens. III. S. 306—312. 351 Hefele-Leclercq. III. P. 1062, n. 3; Gundlach. Mon. Germ. Epist. III. P. 449. 352 Hefele-Leclercq. III. P. 1065. 353 Hefele-Leclercq. III. P. 1071, squ.; Hartmann. Gesch. Ital. II, 321. 354 Знаменитый Франкфуртский собор, созванный Карлом в 794 г., имел непосредственной задачей разрешение западных церковных вопросов, главным образом, христологического вопроса, возбужденного в Испании учением епископов Елипанда и Феликса об адопцианизме. На этом соборе присутствовали легаты папы и представители почти всей Западной романо-германской Церкви, председательствовал на соборе Карл. Вообще, это было одно из самых величественных собраний, какие только видела Западная Церковь со времени Каролингов, почему западные писатели обыкновенно усвояют ему имя Вселенского (Universalis); и если принять в соображение, что осуждение деяний Никейского собора составляло после решения христологического вопроса самое важное дело Франкфуртского собора, то станет понятным притязание западных писателей придать ему имя Вселенского. В числе 56 глав (capitula), постановленных для руководства Церкви на соборе во Франкфурте, вторая глава предает анафеме тех, кто будет воздавать иконам поклонение и обожание (servitium и adoratio), свойственные божеству. Хотя по существу Никейский собор тщательно различает поклонение, воздаваемое иконам, от служения, приличествующего божеству, тем не менее, франкфуртские отцы поставили ему в обвинение ими самими измышленное учение, не по злому, впрочем, умыслу, а вследствие неправильного перевода надлежащего места в греческом тексте. 355 Главнейше: Abel. Jahrbucher unter Karl dem Grossem: Sim son. Jahrbucher. Berlin, 1866—1883. 356 До некоторой степени марковое устройство напоминает фемное в Византии. 357 Vita Caroli M. IÏ Omnes barbaras ac feras nationes, quae inter Renum a Visulam fluvias, oceanumque ac Danubium positae… ita perdomuit, ut eas tributarias efficeret. Inter quas fere praecipuae sunf Velatabi, Surabi, Abodriti, Boemanni.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3439...

Damasc. De fide contr. Nest.; Contr. Nest.). В значительной мере вытесненное за пределы империи, оно все больше набирало силу в соседней Персии, где шел процесс «несторианизации» Церкви Востока. Главным богословским авторитетом несторианства оставался Феодор Мопсуестийский. В самой империи его богословие и то, что было сродного ему у Феодорита Кирского, питало несторианскую тенденцию богословия, к-рая в условиях жестокой полемики с монофизитами работала в пользу последних. Св. Юстиниан показывает, что несторианская ересь бывает иногда настолько скрыта, что проявляется не на терминологическом, а на грамматическом уровне. Когда Феодор говорит о Боге и человеке во Христе «иной и иной», ересь выдается здесь муж. родом, замена к-рого на средний дает правосл. высказывание (PG. 86 Col. 1063). Но часто несторианство проявляет себя более грубым образом: в учении о двух лицах во Христе (Ibid. 1073 - после св. Юстиниана это хрестоматийный пример богословия Феодора; см. также: Ibid. 1053, 1057, 1059, 1065 et al.); в терминологии «обитания» (сравнение Иисуса из Назарета с храмом и Живущим в нем Богом - Ibid. 1021) и связи (σχσις - Ibid. 1071); в аналогии с мужем и женой (Ibid. 1073), выражающей двойственность лиц; в отказе признать два рождения Одного и Того же Сына Божия - от Отца и от Девы (Ibid. 1053); в учении о том, что Человек Иисус не чужд не только неукоризненных естественных немощей человека, но даже и греховных наклонностей, с к-рыми Он боролся в ходе нравственного совершенствования (Ibid. 1039). В основе всего этого лежит убеждение несториан в том, что Сын Божий соединился с человеческой ипостасью, существовавшей прежде соединения (Ibid. 997). Св. Юстиниан противопоставляет этому учение, согласно к-рому человеческая природа Христа не имеет особой ипостаси, поскольку она до Воплощения не существовала, а соединилась с Ипостасью Слова в момент зачатия (Ibid. 1011, 1133). Т. о. отвергается несторианская двойственность лиц во Христе, вводящая «четвертое лицо» в Святую Троицу (Ibid.

http://pravenc.ru/text/155498.html

В 1078 г. был заключен брак между Алексеем Комнином, племянником имп. Исаака I, и Ириной Дукеной, внучкой кесаря Иоанна Дуки. В следующем году Алексей занял пост вел. доместика схол и проявил себя как талантливый полководец. В нач. 1081 г. против непопулярного имп. Никифора Вотаниата был поднят очередной мятеж военачальников, к-рый возглавил кесарь Иоанн Дука. К нему вскоре присоединились Комнины, и общим согласием представителей этих знатных фамилий было решено провозгласить Алексея императором. В апр. 1081 г. войска Дук и Комнинов вошли в К-поль, подвергнув столицу частичному разграблению. С воцарением Алексея I Комнина (1081-1118) многолетняя борьба за престол завершилась. На фоне гражданских войн в 70-х гг. продолжалось нашествие сельджуков. Разбив основные военные силы империи при Манцикерте (1071), сельджуки в течение неск. лет захватили почти всю территорию М. Азии и Сирии. К началу правления Алексея I Комнина под властью византийцев в Азии находилось неск. приморских портов с окрестностями: Трапезунд, Синоп, Амастрида, Никомидия, Атталия и нек-рые др.,- и это положение не менялось до начала 1-го крестового похода (1097). За короткий период времени империя лишилась огромного региона. Утрата М. Азии стала непоправимым ударом, несмотря на то что в XII-XIII вв. византийцам удалось отвоевать часть ее территории. В эти же годы усилился натиск на дунайскую границу со стороны печенегов, к-рых из Сев. Причерноморья вытесняли куманы и узы. В 1048-1053 гг. на Балканы совершили крупный набег печенежские ханы Кеген и Тирах. Печенеги разгромили визант. войска в ряде сражений, и имп. Константин Мономах был вынужден откупиться. В 1059 г. имп. Исаак Комнин вновь вел кампанию против печенегов, на этот раз победоносно. В 1065 и 1073 гг. племена узов переходили Дунай и опустошали страну. Кульминацией борьбы на Балканах в этот период стала тяжелейшая война 1086-1091 гг., к-рую вел имп. Алексей I Комнин против союза печенегов и куман, поддержанных венграми. Первоначально византийцы не сумели сдержать вторжение на дунайской границе; войска Алексея потерпели поражение при Доростоле (1088), и в 1090-1091 гг.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Св. Григорий Нисский считает, что «до грехопадения человек имел тело тонкое, духовное, он не нуждался в физической пище» 1065 . «Сам рай, в котором он жил, находился на небе и не был обыкновенным садом» 1066 . Св. Григорий пишет, что «Бог творит человека и призывает его «к познанию Себя (т.е. Бога), чтобы ему быть другом Божиим и разделить Его блаженство». Логос Божий творит человека «от преизбытка Своей любви с целью сделать его участником божественных благ». Бог, как благо, и даже превышающий благо, не мог иметь иных мотивов творения. После премудрого создания мира и выполнения всего творческого плана во всех деталях оставалось увенчать это творение» 1067 . Важное значение Св. Григорий «придает особому, самостоятельному акту творения человека, отличному от создания прочих живых существ. «Свет, небо, светила, море, рыбы, звери и птицы созданы просто, без совета Божия», тогда как о человеке состоялся особый совет Божий. Из формы множественного числа «сотворим», св. Григорий делает заключение об участии всей Св. Троицы в этом совете; а слово «сотворил» указывает на единство Божества» 1068 . Двукратное «сотворил» при творении человека ( Быт.1:27 ) 1069 дает св. Григорию основание говорить о двух устроениях человека: «одно уподобляемое естеству Божественному, а другое разделяемое на разные полы» 1070 . « " Образ Божий, усматриваемый во всем естестве человеческом уже был, но не произошел еще Адам. Потому что Адамом , по словопроизводству, означается земная тварь, как говорят сведущие в еврейском языке... Итак, по образу сотворен человек, это всецелое естество». Деление на полы чуждо божественному естеству, ибо «во Христе Иисусе несть мужеский пол или женский» ( Гал.3:28 ). Второе устроение человека, т.е. деление на два пола, объясняется так. «Бог предведал в нас наклонность к худшему и то, что, утратив добровольно равночестность с ангелами, человек приблизится к общению с низшим. Поэтому Бог примешал нечто от неразумной твари к собственному Своему образу. Ибо в божественном и блаженном естестве нет различия мужского и женского пола». Богом предопределено известное число душ, предназначенных для жизни. «Бог усмотрел и соразмерное устроению человеков время, чтобы появлению определенного числа душ соответствовало и продолжение времени, и тогда остановилось текучее движение времени, когда прекратится в нем распространение человеческого рода... А когда кончится сей способ рождения людей, с окончанием его, кончится и время " » 1071 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

(Деяние 5 - Mansi. T. 8. Col. 1041-1048). Сразу же после открытия К. С. 518 г. монахи всех мон-рей К-поля представили прошение с просьбой, чтобы оно было прочитано вслух (Ibid. Col. 1049-1052). Собор нашел требования монахов справедливыми и обоснованными и постановил донести их до сведения императора и императрицы Евфимии. В прошении содержались следующие требования: чтобы имена патриархов, умерших в изгнании - Евфимия и Македония, были восстановлены в списке К-польских патриархов и в диптихах; чтобы были восстановлены все те, кто были осуждены из-за поддержки этих патриархов; чтобы были внесены в диптихи предыдущие Вселенские Соборы (Никейский, К-польский, Эфесский и Халкидонский); чтобы имя папы Льва было внесено в диптихи с той же честью, что и имя свт. Кирилла Александрийского , уже находившееся в диптихах. Наконец, К. С. объявил, что в согласии с требованиями монахов и народа следует анафематствовать Севира Антиохийского, к-рый постоянно выступал против Халкидонского Собора и против к-рого было представлено послание на этот К. С. от Антиохийской Церкви. Эти требования были перечислены в соборном послании патриарху Иоанну К-польскому, подписанном всеми участниками Собора во главе с архиеп. Феофилом Ираклийским (Ibid. Col. 1047-1049). Копии соборных постановлений были разосланы патриархом Иоанном др. епископам. Сохранились 2 из этих писем - патриарху Иоанну III Иерусалимскому и архиеп. Епифанию Тирскому (Ibid. Col. 1065-1067), к-рые в том же году созвали Соборы: в Иерусалиме - 6 авг. (33 епископа) и в Тире - 16 сент. В посланиях патриарху Иоанну К-польскому и епископам, собравшимся вокруг него, эти Соборы объявляли солидарность с принятыми К. С. решениями (Ibid. Col. 1067-1071). В послании Тирского Собора, кроме того, содержалось подробное описание преступлений Севира Антиохийского и его последователя, тирского клирика Иоанна Мандрита, а также требование, чтобы наряду с именем папы Льва было восстановлено в диптихах и имя Флавиана Антиохийского. Еще один Собор епископов по поводу К.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

19 Плиний Максиму 1065 привет. (1) И радость и утешение для меня в литературных занятиях; всякую радость делают они радостнее, всякую печаль менее печальной. Огорченный и нездоровьем жены и опасными болезнями, а иногда и смертью моих людей 1066 , я прибегал к единственному облегчению в скорби – к занятиям: они заставляют меня лучше понять несчастье, но и учат терпеливее его переносить. (2) У меня в обычае отдавать на дружеский суд, в первую очередь на твой, то, что я собираюсь выпустить в свет. Обрати поэтому особое внимание на книгу, которую ты получишь с этим письмом: боюсь, что я в своей печали был к ней не очень внимателен. Я мог, скорбя, заставить себя писать, но заставить себя писать так, как пишут с легкой душой, этого я не мог. А затем как занятия дают радость, так и занятия идут лучше от веселого настроения. Будь здоров. 20 Плиний Галлу 1067 привет. (1) Мы имеем обыкновение отправляться в путешествия и переплывать моря 1068 , желая с чем-нибудь познакомиться, и не обращаем внимания на то, что находится у нас перед глазами. Так ли уж устроено природой, что мы не интересуемся близким и гонимся за далеким; слабеет ли всякое желание, если удовлетворить его легко; откладываем ли мы посещение того, что можно всегда увидеть, в расчете, что мы часто можем это видеть, – (2) но как бы то ни было, мы многого не знаем в нашем городе и его окрестностях не только по собственному впечатлению, но и по рассказам. Будь это в Ахайе, в Египте, в Азии или в какой-нибудь другой стране, богатой диковинками и прокричавшей о них, мы об этом слушали бы, читали и все бы переглядели. (3) Сам я как раз услышал о том, о чем раньше не слыхал, и я увидел то, чего до сих пор не видел. Дед моей жены велел мне осмотреть его америнские поместья 1069 . Когда я проезжал по ним, мне показали лежащее внизу озеро, именуемое Вадимонским 1070 , и рассказали при этом о нем невероятные вещи. Я спустился к нему самому. (4) Озеро похоже на лежачее колесо: это равномерно описанный круг 1071 , без единого залива, без единого угла; все вымерено, все одинаково, словно выдолблено и вырезано рукой мастера.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

3 . Впрочем, получающие их, не охвачены изумлением ума, как [в том случае, когда] откровение происходит посредством душевных очей и узревается душой 1049 , например: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и серафимов, у каждого по шести крыл, вокруг Него» 1050 , или в откровении Иезекиилю 1051 с колесами и изумительными подобиями и звуком из колес, подобным звуку морского прибоя 1052 , и славословиями, которые слышались от херувимов со многими очами, говоривших: «Благословенно величие Господа от места Его» 1053 . Насколько же эти откровения тоньше тех чинов, упомянутых прежде, известно просвещенным. [Сюда же относится] и полотно, что явилось Петру, и животные на нем, вместе с прочими описанными вещами 1054 . И кто хочет, может узнать это из Писаний. [К откровениям] же в восхищении ума [относится], например: «Он был восхищен на третье небо и – в теле, или вне тела, не знаю, – но он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» 1055 . А [откровения] пророчества – это те, что бывали пророкам, которые за много веков предсказывали будущие [события], как и Валааму-прорицателю дано было предсказать многие [вещи] в духе пророчества – даже еще более многочисленные, чем те, о которых предсказывали пророки. 4 . [Откровения] в умопостигаемом виде – это, например, то, о чем блаженный Павел говорит: «Молюсь я, чтобы вы исполнялись познания Бога во всякой мудрости и разумении духовном» 1056 ; и: «Бог Господа Иисуса Христа, Отец славы, да даст вам духа премудрости и откровения в познании Его, и да просветятся очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славы Его во святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих» 1057 ; и прочие [вещи], которые были даны апостолу в откровении знания о [вещах] мира грядущего, и о чине воскресения и изменения тел человеческих 1058 , и так далее. Что же до чина высоких прозрений, а также и знания о естестве Божием, как, например, [сказанное]: «Который есть образ Бога невидимого 1059 , через Которого [Бог] и веки сотворил 1060 , – то это открыл нам Бог Духом Своим» 1061 . И еще: «Мы отчасти знаем, и отчасти уразумеваем» 1062 ; и: «В начале было Слово» 1063 ; и: «Ты – Христос, Сын Бога живого» 1064 , и так далее. И: «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» 1065 ; и: «Тот, Кто все совершает по изволению воли Своей» 1066 ; и: «Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» 1067 , и так далее. Таковы [исполненные] смысла знания 1068 о естестве Божием, которые через Духа даны были им, чтобы они [могли] познать [это] и уразуметь.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Ст. 8. Олоферну приказано было, …чтобы все… покоренные им …народы служили одному Навуходоносору, и все языки, и все племена их призывали его, как Бога... Эта дикая и, по-видимому, сумасбродная гордость царя ассирийского несколько проясняется тем, что, по древним верованиям восточных народов, божество воплощалось в особах их царей. Подобные грубые понятия, как известно, до сих пор с особенной силой живут в современном нам Китае. Часть вторая. Осада Ветилуи. Глава 4. Приготовление Иудеев к обороне а) Страх и опасение Иудеев за разрушение Иерусалима и осквернение храма от Олоферна (ст. 1–3). б) Послание из Иерусалима по всей Иудее с оповещением об опасности и с воззванием к вооружению (ст. 4–5). в) Нарочитое послание первосвященника Иоакима к жителям Ветилуи и Ветомесфема, дабы заградили Олоферну вход в Иудею (ст. 6–8). г) Всеобщий пост и усиленная молитва Иудеев об отвращении предстоящей опасности (ст. 9–16). Ст. 2–3. … очень, очень испугались… Иудеи Олоферна, …и трепетали за Иерусалим и храм Господа Бога своего; потому что недавно возвратились они из плена, недавно весь народ Иудейский собрался, и освящены от осквернения сосуды, жертвенник и дом Господень... Не должно полагать, что здесь говорится о плене Вавилонском, который случился гораздо позднее времен Иудифи. Впрочем, это видно уже из того, что по возвращении из плена, Иудеи лишь освятили от осквернения сосуды, жертвенник и дом Господень; тогда как после плена Вавилонского пришлось построить совершенно вновь и храм, и город Иерусалим, разрушенные до основания Халдеями. Большинство толковников полагают, что в исследуемом месте книги Иудифь говорится о пленении, претерпенном Манассией, нечестивым царем Иудейским со многими его подданными, от Асаргаддона, царя Ассирийского. Из этого плена Иудеи возвратились за несколько лет прежде, чем Олоферн сделал нападение на Иудею, и, тотчас же по прибытии в Иерусалим, освятили храм, оскверненный идолослужением Манассии. Между тем, Манассия еще несколько времени оставался в плену и там, познавши силу Иеговы и раскаявшись, сделал со своей стороны то же, по возвращении в Иерусалим, что до него уже сделали его подданные. Он « восстановил жертвенник Господень, и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господу, Богу Израилеву » 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010