Под 1065 годом летописец говорит, что „в си же (Ип.: „в та же») времена „(полагаем, что это указание только приблизительное, а не вполне точное) из речки Сетомли был вытащен младенец урод, между прочим, с срамными удами на лице, „его же, замечает автор о себе, позоровахом до вечера» 131 . Случай этот, очевидно чрезвычайно памятный для летописца, так что он занес его на страницы своего летописания, обнаруживает решительно детское любопытство рассматривающего даже до вечера найденный труп, любопытство, которое указывает на слишком молодой возраст нашего летописца и возможно в том только случае, если он не был монахом Киево-Печерской обители. По поводу сейчас рассказанного случая проф. Голубинский делает следующее совершенно справедливое замечание: „так как речка Сетомль или Сетомля течет или текла под Киевом, за противоположным краем города от Печерского монастыря и весьма далеко от него; так как трудно предположить, чтобы монахи позволили себе такое неприличное занятое, как целый день глазеть на дитя-урода и притом урода какого-то еще срамного (по крайней мере таким находили его тогдашние монахи и Феодосиева монастыря): то есть вся вероятность полагать, что указанный случай имел место, когда летописец был еще в миру дитятей или юношей 132 . Таким образом, есть основание думать, что иноком Печерской обители летописец сделался когда-то после 1065 г., по всей вероятности, незадолго до кончины преп., Феодосия 133 , прожив впрочем при нем большее или меньшее время, приблизительно около 5–7 лет, так что смерть св. игумена застала его в возрасте меньшем 25-летнего. Преп. Нестор, автор „Чтения“, пришел в Печерский монастырь уже при преемнике св. Феодосия – Стефане, но не в тех юных годах, в каких прибыл летописец. Постриженный в монахи, Нестор вскоре по своем вступлении в обитель был посвящен в сан диакона тем же игуменом Стефаном. Говорим: „вскоре“, потому что Стефан управлял Печерским монастырем около 4 лет и под 1078 г. известен уже его преемник Никон. Трудно, а, пожалуй, и невозможно допустить, чтобы в обители св. Феодосия, при большом количестве братии преп. игумен „совокупи братье числом 100“, на священные степени возводили лиц слишком молодых, не имеющих, наприм., 20 лет от роду. По канонам церкви, в сан диакона должны быть поставляемы лица, достигшие уже двадцатипятилетнего возраста (29-е прав, карфаг. соб. и 14 прав. VI всел. соб.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Росписи покрывают стены, своды и подпружные арки 6 компартиментов. Каждая структурная единица пространства предназначена для размещения в нем одного сюжета. Живописную декорацию дополняют скульптурные капители. В программу росписей входят как сцены земной жизни Иисуса Христа («Благовещение», «Благовестие пастухам», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев», «Сретение», «Тайная вечеря», «Взятие Христа под стражу», «Распятие, с королевской четой у подножия Креста»), так и отдельные фигуры (святых, архангелов, пророков). На одном из сводов представлено видение ап. Иоанна Богослова, тема к-рого продолжается в композиции «Maiestas Domini». В помещении, лишенном апсид, этот свод играет роль главной апсиды. Архивольт арки со сценами календарного цикла дополняет эту композицию. Помимо фигуративных изображений своды и архивольты арок сплошь покрыты геометрическим и растительным орнаментом и стилизованными пальметтами, восходящими к позднеантичным мотивам. Некоторые ученые (напр., О. Демус) считают программу Пантеона неумело составленной, другие (Р. Уокер), напротив, полагают, что сюжеты тщательно подобраны в соответствии с общим замыслом - темой заступничества небесных покровителей за астурийских королей на Страшном Суде. Обоснованием для датировки фресок является изображение королевской четы, над к-рым сохранилась надпись: «Король Фердинанд и королева Уррака». Несмотря на т. зр. Уокера, что на фреске представлены король Леона Фердинанд I (1037-1065), основатель базилики Сан-Исидоро, и его дочь Уррака, правительница Саморы (1065-1101) и строительница базилики, и что росписи соответственно должны датироваться 1100 г. ( Walker. 2000), большая часть исследователей считает, что памятник по своим стилистическим особенностям не может относиться к столь раннему времени, т. е. на фреске изображен кор. Фердинанд II (1157-1188) и его 1-я супруга (с 1165 по 1171/72) Уррака Португальская, что соответствует времени ок. 1170 г. Благовестие пастухам. Роспись Пантеона королей в ц.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Ранее студийские типиконы, подобно западному Уставу Св. Бенедикта, 149 не многим отличались от монастырских уставов с элементарными литургическими установлениями. Но эти литургические установления были явно студийские, и этот обычай быстро распространился из Константинополя по другим монастырским центрам. Основной святогорский устав на горе Афон, Устав ( ποτποσις) Афанасия из Великой Лавры, написанный самим Афанасием вскоре после основания Великой Лавры в 962–963 гг. – с небольшими изменениями повторяет студийский устав. 150 Этот типикон студийского типа обогащался литургически с развитием синтеза савваитской и константинопольской практики и распространялся повсеместно. Первый подобный у совершенствованный типикон был составлен Алексием, игуменом Студийского монастыря, а затем патриархом Константинополя 1025–1043 гг.» для монастыря, основанного им возле столицы. Именно этот типикон, сохранившийся ныне лишь в шести славянских рукописях, 151 Св. Феодосий Печерский перевел на старославянский в XI в. и ввел как Устав Киево-Печерской Лавры, т. е. пещерного монастыря в Киеве, колыбели православного монашества у восточных славян. С Украины он распространился по всей Руси и Московскому государству. 152 К началу XII в. усовершенствованный студийский синтез появился также в Великой Греции в полном варианте в типиконе Сан Сальваторе из Мессины (1131 г.). 153 Его можно найти в Иверском монастыре на горе Афон в типиконе Георгия III Мтацминдели (ок. 1009 – ум. 29 июня 1065 г.), т. е. «Агиорита», 154 восьмого игумена Иверского монастыря примерно с 1044 г. до его отрешения в 1065 г. Его типикон, основанный на константинопольском оригинале, датируемом временем до 906 г., был переведен на грузинский между 1043 и 1044 гг,, до игуменства Георгия. Он сохранился в нескольких грузинских рукописях, самую раннюю из которых относят к XI в. 155 Этот ключевой документ, первое полное описание литургической жизни на Афоне, показывает, что самое раннее святогорское богослужение следовало студийскому обычаю, который к этому времени был уже амальгамой студийских обычаев – Φως ι(Свете тихий) во время вечерних молитв, палестинского ρΟρος (утрени) с каноном и т. д. – с обрядом Великой церкви. 156

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1906. S. 145, 188, 201. Fig. 46). В IV-V вв. в городские укрепления входили 25 башен (нек-рые сохранялись до нач. XX в., в наст. время известна 1 башня), 4 башни с воротами, в т. ч. триумфальными на северной стороне крепости (их название «врата почета» сохранялось в средневековье; Ibid. S. 191-192; о др. воротах рим. времени см.: Ibid. S. 192-198), остатки имп. дворца (Колонию посещали имп. Константин I Великий и имп. Юлиан Отступник). Кирпичная кладка башен отличается декоративностью, «мозаичностью». Церковь Пресв. Девы Марии на Капитолии в Кёльне. Вид с востока. 1049–1065 гг. Церковь Пресв. Девы Марии на Капитолии в Кёльне. Вид с востока. 1049–1065 гг. В эпоху позднего Рима центром гос. управления в Колонии стал преторий - резиденция имп. наместника римской провинции. Преторий представлял собой комплекс зданий (III в., сев. часть города, на берегу Рейна, на месте совр. ратуши; реконструкция представлена в Римско-Германском музее, Кёльн), состоял из расположенных по 3 сторонам двора-площади 3-нефных базилик; главный вход в здание был отмечен колонным портиком в центре фасада и октагональным куполом. Со стороны Рейна к преторию примыкал зал суда - базилика с высокой апсидой и 2 ярусами окон. Строительные работы 2-й пол. XIX в. по завершению кафедрального собора К. стимулировали развитие археологических исследований. Помимо городских укреплений было зафиксировано наличие подпорных стен, служивших для выравнивания холмистого рельефа, водоотводных каналов и системы водоснабжения. В 1866 г. перед сев.-вост. частью собора была обнаружена плита храма Меркурия с посвятительной надписью (Ibid. S. 219, 220. Fig. 82). В XX в. на территории совр. кафедрального собора были открыты остатки стен рим. времени (напр., в сев. части сокровищницы собора), внешнего рва у крепостной стены, предназначенного для заполнения водой. Под поперечным нефом собора выявлены стены жилища (ок. I в.) с фрагментами росписей, основания ряда колонн; под средокрестием обнаружены остатки системы отопления в виде небольших керамических труб разной формы, разрушенный колодец.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Я Ян Вышатич, воевода Янка (Анна), дочь Всеволода Ярославича Ярополк Владимирович, князь Ярополк Изяславович, князь Ярослав Всеволодович, князь Ярослав Мудрый, великий князь Ярослав Святославович, князь Ярослав Яропольгич, князь Яхья Антиохийский, летописец Митрополиты киевские в X – XIII веках Св. Михаил Сирин 988–992 Леонтий 992–1018 Иоанн I 1017–1034 Феопемпт 1034–1049 Иларион 1051–1054 Ефрем 1055–1065 Георгий 1065–1076 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1090–1091 Николай 1092–1104 Никифор I 1104–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1129–1145 Климент Смолятич 1147–1155 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1170 Михаил III 1171–1183 Никифор II 1183–1203 Матфей ок.1208–1220 Кирилл I 1224–1233 Иосиф ок.1236–1240 Св. Кирилл II 1246–1280 Св. Максим 1281–1305 Великие князья Владимиро-Суздальские XII – XIII века Св. Андрей Юрьевич Боголюбский 1157–1174 Михаил Юрьевич 1174–1175 Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1175–1212 Константин Всеволодович 1212–1218 Св. Юрий Всеволодович 1218–1238 Ярослав Всеволодович 1238–1246 Андрей Ярославич 1246–1252 Св. Александр Ярославич Невский 1252–1263 Ярослав Ярославич Тверской 1263–1276 Дмитрий Александрович Переяславский 1276–1281; 1283–1293 Андрей Александрович Городецкий 1281–1283; 1293–1304 Великие князья Киевские IX – XIII веков Олег 885–912 Игорь Рюрикович 912–944 Св. Ольга 945–959 Святослав Игоревич 959–972 Ярослав Святославович 972–980 Св. равноап. Владимир 980–1015 Святополк Владимирович Окаянный 1018–1021 Ярослав Мудрый 1021–1054 Изяслав Ярославич 1054–1073; 1076–1078 Святослав Ярославич Черниговский 1073–1076 Всеволод Ярославич Переяславский 1076–1093 Святополк Изяславич 1093–1113 Владимир Всеволодович Мономах 1113–1125 Св. Мстислав Владимирович Великий 1125–1132 Вячеслав Владимирович 1132–1139; 1151–1154 Всеволод Ольович Черниговский 1139–1146 Св. Игорь Олегович Черниговский 1146 Изяслав Мстиславович Смоленский 1147–1150 Юрий Владимирович Суздальский, Долгорукий 1155–1157 Св. Ростислав Мстиславич Смоленский 1154; 1157–1167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во 2-й пол. XI в. над Кавказом нависла новая угроза - турки-сельджуки. В этот период В. и. проводила на Кавказе в основном оборонительные операции, не стремясь к обострению отношений с Грузией, игравшей важную роль на Кавказе. Ок. 1064 г. по инициативе визант. двора были начаты переговоры с Грузией о заключении династического брака. В 1065 г. в Грузию прибыл посол визант. императора Аарон, чтобы сопроводить в К-поль дочь Баграта IV Марту (в визант. традиции - Мария Аланская), невесту буд. имп. Михаила VII Дуки. Их свадьба состоялась либо между 1065-1066 гг., либо между 1071-1073 гг. Этот династический брак существенно укрепил политические отношения гос-в. В кон. 60-х гг. турки-сельджуки предприняли широкомасштабное нашествие в Закавказье. Византия после поражения в битве при Манцикерте (1071) заключила мир (1074) и уступила сельджукам вост. земли: в 1076-1080 гг. они заняли Ивирийскую фему (принятая ранее датировка ее упразднения 1072-1074 гг. крайне спорна - см.: Метревели Р., Самушия Дж. Царь царей Георгий II. Тбилиси, 2003. С. 100-105). После упорного сопротивления и смерти Баграта IV, его сын Георгий II признал поражение и выразил готовность стать данником султана. Несмотря на это, грузины играли видную роль при визант. дворе. В 1081 г. груз. партия способствовала восшествию на престол Алексея I Комнина. В 1089 г. Георгий II возвел на престол своего 16-летнего сына Давида IV Строителя. Давид провел реорганизацию армии и укрепил центральную власть. К этому времени гос-во сельджуков начинало распадаться, В. и. активизировала свою внешнюю политику на вост. направлении, что позволило и Грузии вступить в боевые действия и к 1118 г. изгнать сельджуков со своей территории. Христиане Кавказа получили покровительство правосл. Грузии. В. и. в тот период также была заинтересована в дружественных отношениях с ней, что проявилось в заключении династического брака между Багратионами и Комнинами. В 1116 г. дочь Давида IV была выдана за сына имп. Алексея Комнина, севастократора Исаака.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Как мы видели выше, единственным исключением из практики интронизации митрополитов Руси в Константинополе для XI в. было настоловани Илариона в Св. Софии Киевской. Этот неканоничный, с точки зрения Патриархии, акт повлек за собой последующее переосвящение Св. Софии Киевской новым митрополитом Ефремом 41 . Новооткрытое эпиграфическое свидетельство об этом акте (см. ниже) позволяет уточнить не только его дату – 1052 г., но и всю хронологию Киевских митрополитов XI в. в целом. Однако прежде чем перейти к этой проблеме, следует отметить, что первые списки русских иерархов – прежде всего, митрополитов, о которых и сохранилось больше всего сведений, – возникли в позднее Средневековье и базировались преимущественно на данных более древних летописей. Эти списки влияли друг на друга, видоизменяясь и пополняясь новыми данными. Особого расцвета этот жанр достиг на Украине XVII в., в рамках борьбы с унией: именно тогда были созданы труды Захарии Копыстенского, Сильвестра Косова и др. 42 С развитием научного изучения летописей с конца XIX в. стала понятна искусственность и натянутость многих построений этих каталогов. Критические издания летописных текстов и привлечение сравнительного материала заставило ученых начать пересмотр традиционных списков русских митрополитов. Результат этого процесса переосмысления был сформулирован А. Поппэ в новом каталоге ранних русских первосвятителей 43 – его хронология была с теми или иными мелкими поправками принята и авторами наиболее авторитетных работ по ранней истории Русской церкви 44 . Согласно Поппэ, хронология русских митрополитов 2-й трети XI в. должна быть восстановлена так: Иоанн I (до 1018 – не позднее 1035) – Феопемпт (после 1030 – после 1039) – Иларион (1051–1054/5) – Ефрем (1054/5 – ок. 1065) – Георгий (ок. 1065 – ок. 1076). Но совсем недавно А.П. Толочко 45 , справедливо указав на ряд натяжек в этом перечне митрополитов, предложил свой собственный вариант, основанный на методе исторической деконструкции. Главными ее итогами стали исключение из списка киевских митрополитов Ефрема и перестановка Иоанна на более позднее время, в результате чего список митрополитов стал выглядеть так: Феопемпт (упом. 1039) – Иларион (пост. 1050) – Иоанн (пост. 1052) – Георгий (упом. 1072 г.). Основанием для столь существенного пересмотра стали, впрочем, не столько новые источники (которые, как мы увидим ниже, говорят как раз не в пользу гипотезы Толочко), сколько сделавшееся уже традиционным для «киевской школы» летописеведения последовательное отвержение сведений новгородского летописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

(Ibid. 34. Р. 89–91). Иоанн Лаодикин упоминается также среди свидетелей в одном судебном акте 1251 г., где среди свидетелей упомянут еще номик деревни, находившейся в пронии у рыцаря Сиргариса, иерей Николай Лаодикин, несомненно, родственник Иоанна (Ibid. 28. Р. 81–83). 732 Ср.: Ahrweiler H. Lhistoire et la géographie... P. 118– 120; Angold M. A byzantine government in exile. P. 273–274. 733 MM. Vol. 4. 10. P. 48–51 (Феодор Астрагалин расписался также в числе свидетелей в купчей 1225 г.; Ibid. 108. Р. 190). 744 Falkenhausen V. υοn, Amelotti Μ. Notariato e documento... P. 29. Весь очерк о южноитальянском нотариате написан нами на материалах обстоятельной статьи Веры фон Фалькенхаузен (Ibid. Р. 9–39). 745 Syllabus. 8. Р. 6–7; 9. Р. 7–9; Falkenhausen V. υοn, Amelotti Μ. Notariato e documento... Tav. I-II. 748 Syllabus. 27. P. 31–32; 34. Р. 41–42; 35. P. 42–42; 36. P. 44–45; 39. P. 48–49; 41. P. 51–52. 751 Guillou A. La Théotokos de Hagia-Agathé (Oppido) (1050–1064/1065). Città del Vaticano. 1972. 5, 7, 9–11, 14, 22–24, 26, 30, 39, 41. 752 Mercati S. G., Giannelli C., Guillou A. Saint-Jean-Théristès (1054–1264). Città del Vaticano. 1980. 2. P. 46; 5. Р. 68; 8. Р. 76; 19. Р. 125; 22. Р. 138; 25. Р. 149; 30. Р. 168; 42, Р. 219; 45. Р. 232. 755 Robinson G. History and cartulary of the greek monastery of St. Elias and St. Anastasius of Carbone//Orientalia Christiana. 1930. 19(1). P. 145–149. 760 Actes de S. Maria di Messina. 22. P. 167–168. Издатель читает дату документа как 6774 г. от сотворения мира, но Фалькенхаузен предлагает, как ей кажется, более правильное чтение – 6574, т. е. 1065/66. См.: Falkenhausen V. von., Amelotti Μ. Notariato e docuinento... P. 30. N. 76. 765 Robinson G. History and cartulary... P. 81–83, 92–95; Syllabus. 189. P. 248–249; Taranto Archivio Capitolare – не издано. 771 Guillou Α., Holtzmann W. Zwei Katepansurkunden aus Tricarico//Quellen und Forschungen aus italienischen Archiven und Bibliotheken. 1961. 41. P. 11. 774 Ibid. 1. P. 38, 108; 2. P. 664, 666; Garufi C.A.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Prologus gr.-lat., 1419–22. Notitia FH., 1411–14; Ducæus, 1415–20. Index analyticus, 1869–78. ANTIPATER BOSTRENSIS, ep., s. V, 85. Homilia in S. Joannem Baptistam, 1763–76. – in SS. Deiparæ; Annuntiationem, 1775–92, Ballerini monitum, 1757–62. Fragmenta. 1 . Contradictio in Eusebii Apologiam Origenis (Mansi), 1791–4. 2 . In mulierem hæmorrhoissam (Labbe), 1793–4. 3 . Adversus Origenem (M.), 1793–96. 4 . In crucem (M.), 1795–6. 5 . Adversus Apollinarem (M.), 1795–6. Notitia FH., 1755–58. ANTIPATER, præses, s. IV. Epistola ad Basilium Cæs. (inter B. epistolas, 187), 32, 663–4. S. ANTONIUS Magnus, abbas, s. IV, 40. Sermo de vanitate mundi, latine, 961–64. Sermones 1–20 ad monachos, latine (Echellensis), 963–78. Epistola; 1–7, latine, 977–1000. Epistola; 1–20 latine (id), 999–1066. Epistola ad Theodorum, 1065–6. Regulæ et præcepta, 1065–74 (ex recensions Arabica et recensione S. Benedicti Anianensis). Spiritualia Documenta (Echell. ex arab.), 1073–80. Admonitiones, 1079–84. Sententiarum expositio, 1083–1094. Responsiones, 1093–98 et 1097–1102. [De moribus hominis et bona conversations græce (Philcatia), capitula 1–170, 162, 479). Excerpta ex menologiis, latine, 40, 957–62. Notitia G., 953–58. ANTONIUS MELISSA, s. XI, 136. Loci communes (ex Gesnero et Ribitto), 765–1244. Notitia F., 765–6. Index analyticus, 1333–8. APOLLINARIS. Vide CLAUDIUS A. APOLLINARIS LAODICENUS, hæreticus, s. IV, 33. Metaphrasis in Psalten, 1313–1538; 1627–34. Epistolæ 1–2 ad Basilium (inter ep. Basilii, 362,364:32, 1101–6, 1105–8). [In Proverbia, fg. (M.), 162,533; PGLT.,80, 717–20. In Ezechielem, fg. (M.) 1309–14, 468, 545]. Notitia G., 33, 1309–14. APOLLONIUS, s. II-III, 5. Adversus Cataphrygas, fg. 1381–86. Notitia G., 1375–80. APOLOGETÆ SECUNDI SÆCULI, editio Maran, 6. (Justinus, Tatianus, Athenagoras, Theophi-lus, Hermias.) H. Nolle conjecturæ et emendationes, 1705–1816 Maran. Præfatio, 9–206 (de superioribus editio-nibus 9–22; de doctrina, 23–106; de gestis et scriptis, 105–206. Index græcitatis, 1605–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Валентина 27 ноября 2016, 23:07 Боже Милостивый.Молитвами святого великомученика Филумене спаси нас грешных.Валентина Дарья 16 сентября 2016, 23:48 Святый отче Филумене, моли Господа о нас , грешных Наталия 20 июля 2016, 19:44 Моли Бога о нас грешных, отче Филумене!!! тамара 21 сентября 2015, 20:37 Филумене,моли Бога о нас. mila t 30 ноября 2014, 07:28 Святый великомучениче Филумене моли БОГА о нас грешных воистину дивен БОГ во Святых Своих Светлана 29 ноября 2014, 07:51 Моли Бога о нас грешных ,Священномучениче Филумене- рабах Божиих болящей Тамаре,болящей Ирине, Максиме,Фотинии,Игоре и Владиславе. Во имя Отца и Сына и Святого духа. римма 28 ноября 2014, 17:16 Святой священномученик Филуан Святогробец, помолись обо мне грешной. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! игорь 28 ноября 2014, 10:08 отче священномучениче Филумене моли БОГА о нас грешных рабах Божиих Марии бол.Анатолии. Игоре. бол.Ираиде. .Христисе непраздной Марии. Александре Елена 30 ноября 2013, 18:51 Священномученик Фелумене, моли Бога о нас! Помолись у Господня Престола о прощение наших грехов и спасение душ наших! Татьяна 30 ноября 2013, 17:28 Священомученник Филумене,моли Бога о нас грешных! Преклоняюсь перед подвигом твоим и великой любовью к Господу нашему и простым смертным. Нина Фатеева 30 ноября 2013, 12:32 Увидела икону и подумала : " Какое милое лицо... " " (надо прочесть...).Его любовь к Богу - нам во укрепление... Священномученик Филумен , моли Бога о нас. Сергей 30 ноября 2013, 00:05 Дивен Бог во святых Его! Братья и сёстры ,несите весть о таких праведниках людям , особенно малоцерковным . P.s.Cepreю Сергееву. Дружище ,по вашей логике и Христу не следовало бы приходить в мир. Без обид. Наталья 29 ноября 2013, 23:15 недавно были в Храме над колодцем Иакова, служили литургию. Святый Священномучениче Филумене, моли о нас, грешных Господа! Дарья 29 ноября 2013, 23:05 Отче Филумене,огради нас от скверны,злости,мыслей темных.спаси и сохрани наши души грешные.светлая память. Владислав 29 ноября 2013, 22:26

http://pravoslavie.ru/57769.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010