На Римском Соборе 1065 г. рассматривался схожий спор между аббатом Сен-Дени и епископом Парижским. В отличие от монахов Сен-Дени монахи К. не смогли представить на Собор убедительных доказательств своих привилегий. Они ссылались на подложную грамоту Гуго Капета от 988 г., в к-рой говорилось, что епископ Амьенский не единственный, кто имеет право совершать ординации и др. обряды в К., т. к. аббат Мегингауд (986-1013/15) получил ординацию от архиепископа Реймсского, а мон-рь находится под защитой Папского престола (изд.: Boussard J. Le diplôme de Hugues Capet, de 988, pour l " abbaye de Corbie//J. des Savants. P., 1976. N 1. P. 54-64). Весной 1065 г. мон-рь К. был принят папой Римским под защиту ( Jaff é . RPR. N 4609), но не получил экземпцию. Подобная ограниченная привилегия была дана папой Урбаном II в Туре 25 марта 1096 г.; полную экземпцию К. даровал только папа Александр III в 1170-1171 гг. ( Falkenstein. 1989). Связь К. с Сен-Дени в нач. XII в. укрепилась настолько, что в 1123 г. аббатом К. стал монах Сен-Дени Роберт, ученик Сугерия и друг клюнийского аббата Петра Достопочтенного . Хотя формального присоединения К. к Клюнийской конгрегации не произошло, к 1142 г. монахи приняли клюнийские обычаи (в частности, в К. копировались «Consuetudines» мон. Бернарда - рукописи Paris. lat. 13877, XVII в.; 13874, XII в.; 10111, XVII в.; Amiens. Bibl. Louis Aragon. 524. Fol. 4-21; Ibid. 525. Fol. 15-37; см.: Peltier. 1950; Tutsch B. Die Consuetudines Bernhards und Ulrichs von Cluny im Spiegel ihrer handschriftlichen Überlieferung//Frühmittelalterliche Studien. B., 1996. Bd. 30. S. 248-293). К этому времени в К. было 36 монахов. Упадок и закрытие К. В XII-XIII вв. обострился конфликт между аббатами К. и коммуной бурга, образовавшейся в 1123/24 г. Поскольку аббаты К. поддерживали французских королей в борьбе против Папского престола, то в 1330 г. кор. Филипп VI окончательно подтвердил права аббата на бург. В честь этого было учреждено особое празднование. В 1402-1406 гг. в келье между контрфорсами ц. св. Стефана с разрешения аббата К. жила в затворе католич. св. Колетта (1381-1447), впоследствии выступавшая за реформу францисканских обителей и составившая собственный устав.

http://pravenc.ru/text/2057224.html

Origenes, 11. 415–562. Macarius ægyptius, 34, 853–66. Basilius Cæs. De gratiarum actione, 31, 217–38. Chrysostomus, 1–2, 50, 773–86. Chrysostomus, 62, 737–40; 64, 461–66. Nilus, 79, 1165–1200. Eusebius Alex. De gratiarum actione, 86, I, 331–42. Antiochus. De oratione et confessions, 89, 1849–56. Symeon Junior Theologus. De tribus modis orationis, 120, 701–10. Nicephorus et Ignatius Xanthopuli, 147, 813–18. Callistus Telicudes. De oratione et attentions, 147, 827–32. De Oratione Dominica. Cyrillus Hierosolymitanus, 33, 1117–24. Gregorius Nyssenus, hom. 1–5, 44, 1119–94: 46, 1109–10; PGLT., 80, 737–8. Chrysostomus. 51, 41–48; 59, 627–8. Petrus Laodicenus, 86, II, 3329–36. Maximus, 90, 871–910. VII. INDEX MORALIS ET ASCETICUS A) UNIVERSE TESTAMENTUM XII PATRIARCHARUM, 2, 1037–1150. CLEMENS. Epistola ad Corinthios, 1, 201–328; Ep. 329–48. HERMAS, Pastor, 2, 89l-1012. CLEMENS ALEXANDRINUS, Pædagogus, 8, 247–684. Quis dives salvetur, 9, 603–52. De obtrectatione, 9, 751–54. ORIGENES. Exhortatio ad martyrium, 11, 563–638. ANTONIUS ABBAS. Sermo de vanitate mundi, 40, 961–64. Sermones 1–20 ad monachos, 963–78. Epistolæ 1–7. 977–1000. Alia; 1–20, 999–1066. Epistola ad Theodorum, 1065–6. Regulæ et præcepta, 1065–74. Spiritualia Documenta, 1073–80. Admonitiones, 1079–84. Sententiarum expositio, 1083–94. Responsiones, 1093–8,1097–1102: PACHOMIUS. Præcepta, 40, 947–52; vide PL., 23, 61–88. ORSIESIUS. Doctrina de institutione monachorum, 40, 869–94. De sex cogitationibus sanctorum, 895–6. THEODORUS ABBAS, 40, memoratur; vide PL. r 103, 99, 433, 441, 475. SERAPION. Epistola ad Eudoxium, 40, 923–26. Epistola ad monachos, 925–42. MACARIUS ÆGYPTIUS. Epistolæ et preces, 34, 401–48. Homiliæ spirituales, 1–50, 449–822. Opuscula ascetica [ex homiliis a Symeone Logotheta], 821–968. De custodia cordis. 821–908. De perfectione in spiritu, 841–52. De oratione, 853–66. De patientia et discretione, 865–90. De elevatione mentis, 889–908. De caritate, 907–36. De libertate mentis, 935–68. MACARIUS ALEXANDRINUS. De statu animarum post hanc vitam, 34, 385–92.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Максимальное значение для изучения богословского наследия патриарха Григория Кипрского в дореволюционное время имели труды русского патролога И.Е. Троицкого. Данный исследователь перевел на русский язык ряд текстов патриарха Григория, а также стал автором нескольких научных публикаций по данной теме. В числе публикаций И.Е. Троицкого по этой теме были переводы автобиографического сочинения патриарха и его письма императору Андронику II Палеологу В публикации историк в примечаниях говорит о некоторых деталях полемики Григория Кипрского и Иоанна Векка об исхождении Святого Духа в связи с Томосом Влахернского Собора 1285 г. с. 511, сноска 1]. И.Е. Троицким была написана серия статей, посвященных арсенитскому расколу XIII-XIV вв., в двух из которых дано подробное описание жизни и деятельности Григория Кипрского на основе сочинений византийских историков Георгия Пахимера и Никифора Григоры 25]. Автор описывает Собор 1283 г., осудивший Иоанна Векка с. 599-607]., и упоминает о присутствии на этом Соборе Григория Кипрского, будущего патриарха с. 599]. Подробно описываются события от избрания Григория патриархом Константинопольским до Влахерснкого Собора 1285 г. с. 615-645; 25, с. 1055-1063]. В работе И.Е. Троицкий уделяет большое внимание богословским спорам об исхождении Святого Духа, происходившим в период патриаршества Григория Кипрского. В центре рассмотрения данного вопроса находится Влахернский Собор 1285 г. Автор подробно описывает обстоятельства вызвавшие необходимость проведения этого Собора для повторного рассмотрения дела Иоанна Векка с. 1063-1065]. В статье подробно описан ход работы Собора с. 1065-1080]. Представлены активные участники Собора. С православной стороны участниками Собора являлись патриарх Константинопольский Григорий Кипрский, патриарх Александрийский Афанасий, великий логофет Феодор Музалон, великий хартофилакс Георгий Мосхамбар. Другая сторона была представлена бывшим патриархом Иоанном Векком, а также архидиаконами Константином Мелетиниотом и Георгием Метохитом.

http://bogoslov.ru/article/6170113

Иллюзии и догмы... С. 194; Протоиерей В. Цыпин . История Русской Православной Церкви. 1917–1990/Учебник для православных духовных семинарий. М., 1994. С. 45; Он же. Русская Церковь . 1917–1925. [М.], 1996. С. 160; Он же. История Русской Церкви. 1917–1997/История Русской Церкви. Кн. 9. М., 1997. С. 72; Протодиакон С. Голубцов . Московское духовенство в преддверии и начале гонений. 1917–1922 гг. М., 1999. С. 86. 66 ГАРФ. Ф. 1065. Оп. 1. Д. 16. Л. 41; Помощь. Бюллетень Всероссийского комитета...; РПЦ в советское время... С. 146–147; Алексеев В.А. Иллюзии и догмы... С. 194. 67 ГАРФ. Ф. 1065. Оп. 1. Д. 16. Л. 40–43; Алексеев В.А. Иллюзии и догмы... С. 192–195; Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922–1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997. С. 31–32; Протоиерей В. Воробьев, Кривова Н.А., Романова С.Н., Щелкачев А.В. Предисловие//Следственное дело Патриарха Тихона... С. 19. В двух последних работах, к сожалению, письмо патриарха во ВЦИК от 17 августа 1921 г. датируется 22 августа 1921 г., а в монографии Кривовой еще и вместо шестого заседания Президиума Всероссийского комитета помощи голодающим от 17 августа 1921 г. говорится об экстренном заседании Президиума ЦК Помгола при ВЦИК, на котором якобы властью было одобрено создание Церковного комитета. 22 августа 1921 г., кстати, иногда датируется и схожее по своему содержанию письмо патриарха в Президиум Всероссийского комитета помощи голодающим от 5 августа 1921 г., впервые обнародованное во втором номере бюллетеня «Помощь» от 22 августа 1921 г. – РПЦ в советское время... С. 146–147. При всем этом и В. А. Алексеев , и вслед за ним, но без ссылок на его работу, Н.А. Кривова бездоказательно утверждают, что против церковной помощи голодающим резко выступали у первого – Троцкий, Зиновьев, Ярославский, Красиков, Бухарин, а у второй еще и Ленин, Сталин, правда, почему-то без Бухарина. Поддерживали же эту помощь, борясь с первой группировкой, согласно и одному, и другому автору, – Рыков, Каменев и особенно Калинин, как председатель ЦК Помгола при ВЦИК.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Веры, 21 июня 1873 г. в К. был основан приорат регулярных каноников-премонстрантов; с 1875 г. здесь хранились спасенные монастырские реликвии. С 2007 г. мон-рь возглавляет приор Сириль Деверр. О зданиях IX-X вв. в К. почти нет сведений. При аббате Стефане I (в 942/3 - 982/4 Клермонский еп. Стефан II) в связи с увеличением числа паломников к мощам св. Веры в аббатстве была построена новая церковь с алтарями во имя Спасителя, Пресв. Девы Марии и ап. Петра. Эта церковь, описанная Бернардом в «Книге о чудесах св. Веры», представляла собой 3-нефную 3-апсидную базилику с деревянным перекрытием; с зап. стороны находился портик, вероятно, с капеллой св. Михаила в верхнем ярусе. Когда К. стал центром паломничества, что способствовало росту монастырского благосостояния, аббат Одольрик II (1030-1065) приступил к строительству церкви в романском стиле. На основании буллы папы Римского Александра II начало строительных работ относят ко времени между 1042 и 1051 гг. ( Aubert. 1954. P. 10-11). Возведение храма продолжалось при аббатах Стефане II (1065-1087) и Бегоне III (1087-1107); к нач. XII в. здание в целом было окончено, возведены своды и деамбулаторий с 5 радиальными капеллами. Однако при аббате Бонифации (1107-1125) в проект храма были внесены серьезные изменения по образцу т. н. паломнических церквей: за счет продления рукавов трансепта церковь в К. стала крестообразной в плане, были сооружены галереи над боковыми нефами и существенно повышена алтарная часть, пристроен нартекс с башнями, создан скульптурный декор. В сер. XV в., при аббате Этьене III Бартоне, заново возвели башню над средокрестьем, в юж. рукаве трансепта устроили ризницу. Храм был поврежден гугенотами (1568), после этого были восстановлены перекрытие нефа и частично башни над средокрестьем и зап. фасадом. Из-за ухудшения материальных условий мон-ря и обособленного местоположения романская церковь почти не перестраивалась. Храм в К. считается образцом паломнической церкви (в число 5 «великих» паломнических церквей входили также базилика Сен-Мартен в Туре (освящена в 1014 или 1015, впосл. перестраивалась) и монастырская ц. Сен-Марсьяль в Лиможе (освящена в 1095; обе не сохр.), базилика Сен-Сернен в Тулузе (хор и трансепт освящены в 1096) и собор в Сантьяго-де-Компостела (1075-1128; строительные работы полностью завершены к 1211)).

http://pravenc.ru/text/1841928.html

Николаевский П. Ф.Учреждение патриаршества в России//Христианское чтение. 1879. Ч. 2. Июль—август. С. 12—13. Там же. С. 13. М. Д. Приселков также писал о том, что до создания митрополии в Киеве десятина, «общая для всей русской земли», шла константинопольскому патриарху и архиепископу Охриды. См.: Приселков М. Д.Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. М., 1913. С. 79. Acta Patriarchatus Constantinopolitani/Ed. F. Miklosich et I. Muller. Vindobonae, 1860. T. 1. P. 127—129. Соколов П. П.Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913. С. 415, сн. 1. Никольский Н. М.История русской церкви. 3-е изд. М., 1983. С. 32. В этом списке названа митрополия г. Росиона во Фракии ( ??? ?? ??? ????????? ??????????? " ?????? — Acta. ?. 1. ?. 128), но это не Русь, которая обозначается в греческих документах как " ?????. Митрополитом Росиона в 1355 г. был Феодул (Acta. Т. 1. Р. 433). М. В. Левченко писал, что «патриарх назначал русского митрополита и за это получал очень крупные суммы» (Левченко М. В.Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1957. С. 450), но остается не ясно, от кого он их получал? От самого кандидата — грека? См. слова Ипатьевской летописи: «Приде митрополит Иван в Русь и не хоте его Ростислав прияти, занеже отрядил бяше Ростислав Гюряту Семковича к цареви хотя отправити Клима в митрополью и въвзратися опять Гюрята из Олешья с митрополитом и с царевом послом и приела царь дары многы Ростиславу... » (ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 2. Стб. 522. 1164 г.). Об экстраординарных платах патриарху с Руси упоминается в XV в. Патриарх Иосиф II (1416—1439) говорил, что для созыва собора в Константинополе можно было бы собрать до ста тысяч аспров. «Митрополит русский один привезет такую сумму...» (История Флорентийского собора. М., 1847. С. 23). «Тои же весне преставися архепископ Нифонт, априля в 21: шьл бяше Кыеву противу митрополита» (НПЛ. М.; Л., 1950. С. 29. 1156 г.). Приселков М. Д.Очерки... С. 343—344. Янин В. Л.Актовые печати Древней Руси X—XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 174. В Прил. I Ефрем — 1054/55—1065 гг.; Георгий — 1065—1076 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/438153/

С. 117). С постройкой кафедрального собора связана история, описанная арм. историком Степаносом Таронеци (Асоликом). «Князь апхазов» Бер предпринял поход на Армению и отправил к армянскому царю посла с приказанием не освящать церкви по обряду «веры святого Григория» (т. е. монофизитскому), пока «не придет он сам и не освятит по постановлению Халкидонского Собора». Бер был схвачен, его привезли в Карс и царь сказал ему: «Взгляни на эту красивую церковь, ибо ты больше не увидишь ее»,- и приказал выколоть Беру глаза (Там же. С. 117-118). Рассказ отражает попытку груз. царей распространить среди местного населения халкидонское (православное) вероисповедание и соответственно юрисдикцию ГПЦ на пограничные арм. области. Во 2-й пол. X в. было образовано арм. Карсское (Ванандское) царство со столицей в Карсе. Правящая династия Багратуни находилась в вассальной зависимости от ширакских царей. Расположенный на торговом пути из М. Азии в Закавказье, Карс являлся одним из важнейших торговых центров Армении. По словам арм. историка XI в. Аристакеса Ластивертци , «с давних времен этот город был избавлен от бедствий, посему жители пребывали в беззаботности и безмятежности и богатели, накапливая щедроты моря и суши» ( Аристакес Ластивертци . 1974. С. 86). В 50-х гг. XI в. на царство напали турки-сельджуки. Царь Гагик (1029-1065) нашел убежище в Византии, а царство в 1065 г. уступил визант. имп. Константину X Дуке . Карсская обл. стала частью Иберийской, а позднее Феодосиопольской фемы Византийской империи. Власть византийцев была номинальной; Карс и др. арм. провинции заняли войска сельджукского султана Алп-Арслана. Имп. двор, учитывая буферное положение единоверной Грузии, был вынужден уступить ей эти земли. Дипломатическая миссия была возложена на известного визант. сановника, выходца из знатного груз. рода и основателя Петрицонского (Бачковского) мон-ря Григория Пакуриана (Бакурианис-дзе). По сведению анонимного груз. историка XII в., когда царь Георгий II (1072-1089), одержав победу над сельджуками, разбил лагерь в Бане (пров.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

По записям в рукописях, перепнеанных в монастырь известны з его игумена: Константин (1064 г.), Тимофей(1065, 1067 гг.) и Афанасий (1103 г.). Монастырь имел библиотеку. Некоторые монахи занимались перепиской рукописей, из них по именам известны: библиотекарь Герасим (1064 г.), иеромонахГригорий (1065, 1067 гг.) и монах Фома (XII в.). Местоположение монастыря. Монастырь Евергетиды имел в самом Константинополе подворье, которое некоторые смешивали с самим монастырем, местоположение котораго указывается в различных источниках. Типикон игумена Тимофея говорит, что основатель, игумен Павел, покинул столицу и удалился в загородный дом; говорит также, что монастырь былдоступен нападениям варваров. т.е. находился вне городских стен. Также и житие св. Саввы Сербскаго , составленное в XIII в иеромонахом Домитианом, говорит, что в 1235 г. святой Савва прибыл сначала в обитель Богородицы Евергетиды, а затемл уже – внутрь города, «к святому апостолу Андрею». Все это заставляет сделать вывод, что монастырь находился на известном разстоянии от города. Это подтверждается и в акте дарения кардинала Бенедикта и в конфирмации этого акта папой Гонорием III где сказано, что монастырь находится в двух милях от Константинополя. То, что монастырь был подвержен варварским угрозам, говорить о его местоположении где-то в европейских пригородах Константинополя. То, что монастырское подворье -находилось неподалеку от городских ворот Пиги, говорит о том что монастырь должен был быть где-то у дороги, ведущей к этих ворот, поскольку надо думать, что местоположение а ворья выбиралось с тем расчетом, чтобы до него было удобно добираться из монастыря. Монастырское подворье упоминает прежде других – Антоний Новгородский (около 1200 г.). Посетив монастыри святого Маманта и Богородицы Перивлепты, он отправился к в этому Мокию и по дороге встретил церковь , в которой были щи святого Стефана Новаго; сразу за ней, отмечает св. Антоний, следует подворье святой Богородицы Евергетиды: в этой церкви есть железный посох, увенчанный крестом святого апостола Андрея; в этом монастыре живал Савва, князь Сербский, когда езжал со Святой Горы». Понятно, что, пребывая в Константинополе для решения важных дел, святой Савва пребывал на подворье больше, чем в самом монастыре. Свидетельство св. Антония Новгородскаго подтверждает то, что говорит о пребывании св. Саввы в Константинополе иеромонах Домитиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Миниатюра из Кодекса аббатисы Хитды (Darmstadt, Hessische Landes-und Hochschulbibliothek. Hs. 1640. Fol. 115r). Ок. 1020 г. Воскрешение сына вдовы из Наина. Миниатюра из Кодекса аббатисы Хитды (Darmstadt, Hessische Landes-und Hochschulbibliothek. Hs. 1640. Fol. 115r). Ок. 1020 г. В эпоху романики были построены и поновлены 12 церквей в К.: вмч. Пантелеимона, св. Цецилии, Пресв. Девы Марии на Капитолии, св. Урсулы, св. Гереона, св. Северина, св. Апостолов, св. Мартина Турского, св. Куниберта, св. Андрея, вмч. Георгия, Пресв. Девы Марии в Лискирхене. Во 2-й пол. XI в. в К. сложился новый архитектурный тип храмов - с 3-лепестковым завершением вост. части, в подражание ц. Рождества Христова в Вифлееме. Апсиды были объединены общим обходом (деамбулаторием), который вел в боковые нефы; они были перекрыты крестовыми сводами, благодаря чему в вост. части создавалось единое пространство, характерное скорее для центрических храмов, строившихся под византийским влиянием. Соединение базиликальной (западной) и центрической (восточной) частей - особенность кёльнского варианта романики и более поздней архитектуры К. Самый ранний памятник такого типа, ц. Пресв. Девы Марии на Капитолии (1049-1065), считался в городе 2-м по значению после кафедрального собора. Декорация храмов скупа снаружи: массивную, разделенную на ярусы стену украшают только аркатурные пояса, заимствованные из ломбардской архитектуры; капители имеют простую кубическую форму. Главный неф по-прежнему бывает перекрыт деревянными стропилами. В церкви сохранились рельефные деревянные двери (до 1065). Их украшает более 20 сцен, в основном с христологическими сюжетами (от Благовещения до Пятидесятницы). Непропорционально короткие и большеголовые фигурки, обобщенная трактовка, сдержанность и строгость характеризуют этот этап романской деревянной скульптуры. Церковь вмч. Пантелеимона в Кёльне. Зап. фасад. Церковь вмч. Пантелеимона в Кёльне. Зап. фасад. Ок. 1150-1160 гг. была перестроена в романском стиле ц. вмч. Пантелеимона, ставшая 3-нефной; к этой же эпохе относится драгоценный реликварий вмч.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

7 . Vishnyakov S. O blagotvornom vliyanii drevnyago pravoslavnogo monashestva na obshchestvo [The beneficial influence of ancient Orthodox monasticism on society]. Dushepoleznoe chtenie [Soulful reading]. Part 1–2. June. 1860. P. 138–166; July. 1860. Part 2. P. 245–284. 8 . Vladimir Kievskii i Galitskii. O neobkhodimosti, sushchnosti i nachale vospitaniya [About necessity, essence and the beginning of education]. Pravoslavnoe vospitanie. Aforizmy i poucheniya [Orthodox education. Aphorisms and teachings]. Ed. A. M. Jaci. Moscow: Palomnik Publ., 2007. P. 46–52. 9 . Vostorgov I. Podvizhnichestvo i monashestvo [Asceticism and monasticism]. O monashestve v 2 t. [About monasticism in 2 t]. Rovne: Melisa Publ., 2006. V. 1. P. 405–418. 10 . Vostorgov I. Pouchenie o tom, chto takoe monastyr» dlya monakhov i miryan [A teaching on what a monastery is for monks and laity]. O monashestve v 2 t. [About monasticism in 2 t]. Rovno: Melisa Publ., 2006. V. 1. P. 440–455. 11 . V svyatogorskom uchilishche «Afoniada» torzhestvenno otmetili nachalo uchebnogo goda [Svyatogorsk school “Athoniada” celebrated the beginning of the school year]. URL: http://afonit.info/novosti/novosti-afona/afoniada (date of access: 08.01.2018). 12 . Vo vsei krase blistayushchego solntsa. Prepodobnyi Amvrosii Optinskii o khristianskom vospitanii detei [In all the glory of the shining sun. The monk Ambrose of Optina on the Christian upbringing of children]. Moscow: Publishing house of the Sisterhood in the name of S. Ignatius (Bryanchaninov), 2007. 13 . Gabidzashvili E., Krasheninnikova N. N. Georgii Sviatogorets (1009–1065) [George Svyatogorets (1009–1065)]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox encyclopedia]. Moscow: Orthodox encyclopedia Publ., 2006. V. 11. P. 75–78. 14 . Damaskin (Christensen). Ne ot mira sego. Zhizn» i uchenie ieromonakha Serafima (Rouza) Platinskogo [Not of this world. The life and teaching of Fr Seraphim (rose) Placestogo] transl. from English. I. Bagrov et al.. Moscow et al.: The Russian Branch of the Valaam society of America Publ., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010