Свв. Центолья и Елена, девы-мученицы, пострадали в 304 году неподалеку от Бургоса в Старой Кастилии, на севере центральной Испании. Память 13 августа. Св. Магин. Родился в Таррагоне, проповедовал Евангелие в окрестностях родного города. Пострадал в 304 году. Память 25 августа. Свв. Фауст, Януарий и Марциал были ужасно изувечены и замучены в том же году в Кордове. Они стали известны как три венца Кордовы. Память 13 октября. В тот же год в Сарагоссе пострадала еще одна группа мучеников, но точное число их и имена неизвестны в отличие от восемнадцати сарагосских мучеников, о которых говорилось выше. Память этим святым 3 ноября. Св. Евлалия Сарагосская, имя которой внесено только в восточные месяцесловы, была замучена в тот же год. Память 11 ноября. Свв. Ацисклий и Виктория, брат и сестра из Кордовы, устроившие в своем доме церковь, пострадали в 304 году. Они стали главными небесными покровителями города, видевшего страдания множества мучеников. Память 17 ноября. Св. Евлалия, вероятно самая почитаемая из всех испанских мучеников, имя которой внесено и в западный и в восточный месяцесловы под одной датой, была родом из Мериды в центре юго-западной Испании. В возрасте тринадцати лет она была сожжена в печи в тот же роковой 304 год. Память 10 декабря. Св. Юлия пострадала в то же время и в том же городе, что и св. Евлалия. Память 10 декабря. Свв. Хуст и Пастор, два брата тринадцати и девяти лет, были обезглавлены городке Алкала в 304 году. Память 14 декабря. Свв. Викентий, Оронтий и Виктор. Двое первых были братьями. Святые прибыли на Пиренеи из Галлии и проповедовали Евангелие. Они пострадали в 305 году в Пуигсерде неподалеку от Барселоны. Память 22 января. Свв. Кириак и Павла были побиты камнями в Малаге в 305 году. Память 18 июня. Свв. Серванд и Герман пострадали в Кадисе на южном побережье Испании в 305 году. Память 23 октября. Св. Секундий был замучен в Кордове в 306 году. Память 21 мая. Св. Лукреция, дева-мученица из Мериды, пострадала в 306 году. Память 23 ноября. Свв. Нарцисс и Феликс, епископ и диакон, пострадали в 307 году в Хероне в Каталонии. Память 18 марта.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjatye-...

Свв. Центолья и Елена, девы-мученицы, пострадали в 304 году неподалеку от Бургоса в Старой Кастилии, на севере центральной Испании. Память 13 августа. Св. Магин. Родился в Таррагоне, проповедовал Евангелие в окрестностях родного города. Пострадал в 304 году. Память 25 августа. Свв. Фауст, Януарий и Марциал были ужасно изувечены и замучены в том же году в Кордове. Они стали известны как три венца Кордовы. Память 13 октября. В тот же год в Сарагоссе пострадала еще одна группа мучеников, но точное число их и имена неизвестны в отличие от восемнадцати сарагосских мучеников, о которых говорилось выше. Память этим святым 3 ноября. Св. Евлалия Сарагосская, имя которой внесено только в восточные месяцесловы, была замучена в тот же год. Память 11 ноября. Свв. Ацисклий и Виктория, брат и сестра из Кордовы, устроившие в своем доме церковь, пострадали в 304 году. Они стали главными небесными покровителями города, видевшего страдания множества мучеников. Память 17 ноября. Св. Евлалия, вероятно самая почитаемая из всех испанских мучеников, имя которой внесено и в западный и в восточный месяцесловы под одной датой, была родом из Мериды в центре юго-западной Испании. В возрасте тринадцати лет она была сожжена в печи в тот же роковой 304 год. Память 10 декабря. Св. Юлия пострадала в то же время и в том же городе, что и св. Евлалия. Память 10 декабря. Свв. Хуст и Пастор, два брата тринадцати и девяти лет, были обезглавлены городке Алкала в 304 году. Память 14 декабря. Свв. Викентий, Оронтий и Виктор. Двое первых были братьями. Святые прибыли на Пиренеи из Галлии и проповедовали Евангелие. Они пострадали в 305 году в Пуигсерде неподалеку от Барселоны. Память 22 января. Свв. Кириак и Павла были побиты камнями в Малаге в 305 году. Память 18 июня. Свв. Серванд и Герман пострадали в Кадисе на южном побережье Испании в 305 году. Память 23 октября. Св. Секундий был замучен в Кордове в 306 году. Память 21 мая. Св. Лукреция, дева-мученица из Мериды, пострадала в 306 году. Память 23 ноября. Свв. Нарцисс и Феликс, епископ и диакон, пострадали в 307 году в Хероне в Каталонии. Память 18 марта.

http://pravoslavie.ru/1985.html

В XII столетии известный византийский канонист Феодор Вальсамон прямо говорит, что «священнейшими одеяниями поручей (τν πιμανχων) и епигонатия почтены (πεφιλοτμηται) одни лишь архиереи» 109 . Поручи для епископов являлись необходимостию, так как саккосы архиерейские даже во времена Симеона Солунского еще «не имели так называемых рукавов» (μανκια 110 , и руки их оставались открытыми, при облачении в названную одежду 111 . От епископов в XII–XIII веке 112 поручи перешли и к священникам, а в конце XIV столетия, как свидетельствует Симеон Солунский 113 , сделались их необходимою богослужебною принадлежностию. В XIV–XV веке, как отличие, поручи появлись и у архидиаконов 114 , так как и их коротко–рукавые стихари (см. Минологий имп. Василия II), нуждались в дополнении, для прикрытия рукавов иматия. По примеру архидиаконов, но уже после времени Симеона Солунского , который не говорит еще об употреблении поручей диаконами, стали употреблять их и эти последние, в видах блогообразия, чтобы скрыть рукава своего иматия или подрясника. Проф. А. Дмитриевский 2 Камисий низших церковно служителей византийской церкви, выродившись непосредственно из греко-римской tunica tolaris или ποδρης, был не только принадлежностию священно-церковно-служителей, но входил в гардероб многих придворных сановников, как напр., анфипатов, патрициев, остиариев, кувикуляриев, протоспафариев, оффициалов, хартулариев, нотариев и др. (Mign. Patrol, curs, complet. t. 112, col. 1065–1068), именуясь иногда у некоторых из них, напр., у евнухов-протосиафариев, примикириев и магистров, стихарями (Ibid, col. 1065). Одни из этих придворных чинов имели на себе поверх камисия верхние одежды, а другие только камисий, подпоясанный мечем. 4 Проф. Е. Е. Голубинский . Эти «воскрильцы» считает «остроконечными скуфьями» (Истор. русской церкви т. I, пол. II, стр. 233). У Кодина эти «воскрильцы» называются «πιρριπταρια» (Mign. Patr. curs, complet. t. 127, col. 62, 77). Место это у Кодина весьма любопытно и заслуживает быть приведенным здесь целиком, так как оно дословно почти сходится с рассказом об одеянии певцов диакона Игнатия Смолнянинова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Около 1061 года преподобный Никон вступил в конфликт с великим князем Изяславом Ярославичем, который прогневался на то, что Никон постриг в монахи двух его бояр. Никон покидает Киев и направляется в Тмутаракань, вблизи которой на одном из островов основывает новый монастырь по образу Печерского. Преподобный Никон активно участвовал в политической жизни Тмутараканского княжества и по просьбе его граждан возглавил посольство ко князю Святославу Ярославичу Черниговскому с просьбой послать своего сына править в Тмутаракани. Скончался преподобный Никон в начале 1080-х годов в Печерской обители, где до сего времени почивают его нетленные мощи. Ряд известных исследователей (А.Шахматов, М.Приселков, Г.Вернадский) считают преп. Никона зачинателем русского летописания, преемство которого от него воспринял преп. Нестор Летописец . Митрополит Ефрем (1055–1065) и Георгий (1065–1076) и вопрос о митрополиях Черниговской и Переяславской Перед своей смертью Ярослав Мудрый определил своим сыновьям уделы их княжения. Старший сын Ярослава Владимир умер раньше отца (1052г.), поэтому великое княжение Киевское наследовал второй его сын – Изяслав. В великокняжеский удел входили кроме земли Киевской Новгород, земли в Прибалтике и современной Западной Белоруссии, Червоная Русь. Третий сын Ярослава – Святослав получил во владение Чернигов, Тмутараканскую область, земли Муромскую и Рязанскую. Всеволод Ярославич получил в удел Переяславскую землю, лежащую южнее владений Святослава и области Смоленскую, Ростовскую и Суздальскую – расположенные на северо-востоке. Владимиро-Волынское княжество досталось Игорю Ярославичу. Полоцкое княжение не досталось сыновьям Ярослава, так как там княжили потомки старшего сына Владимира Святого Изяслава – Брячислав (+1044) и Всеслав (+1101). Получив в удел огромные владения, Святослав и Всеволод чувствовали себя независимыми государями и стали вести вполне независимую от Киева политику. К последнему вынуждала их и политическая позиция великого князя, бывшая для младших братьев не всегда приемлемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНРИХ IV (11.11.1050, Гослар - 7.08.1106, Льеж), герм. кор. и имп. Римско-Германской империи из Салической (франконской) династии. Сын имп. Генриха III от брака с Агнессой Аквитанской. От первого брака с Бертой Туринской (1066) у Г. род. сыновья герц. Н. Лотарингии Конрад и буд. имп. Генрих V, а также дочь Агнесса. Второй брак Г. (1088/89) — с Евпраксией (Адельгейдой) Всеволодовной , дочерью Всеволода (Андрея) Ярославича , вел. кн. киевского. Г. был избран герм. королем на съезде знати в Трибуре (1053). Коронационная церемония, в к-рой участвовал архиеп. Кёльнский Герман II, состоялась в Ахене (17 июля 1054). После смерти имп. Генриха III (5 окт. 1056) регентшей при малолетнем короле стала имп. Агнесса, продолжившая политику мужа. После смерти ее главного советника папы Римского Виктора II (1057) императрица не смогла противостоять местным герцогам. 60-е гг. XI в. стали периодом ослабления королевской власти и роста сепаратизма среди нем. князей. Окончательно Агнесса утратила влияние на сына и на политику после того, как Г. по приказу герцогов был похищен в Кайзерсверте (1062) архиеп. Кёльнским Анноном II, к-рый стал наставником малолетнего короля и фактическим главой гос-ва. Позднее власть перешла в руки архиеп. Гамбургского и Бременского Адальберта . Он был учителем короля и в 1062-1065 гг. практически отстранил Г. от управления страной, вернувшись к политике Конрада II, направленной на создание королевских владений внутри каждого из герц-ств. Вероятно, именно под влиянием Адальберта для усиления своей власти в Саксонии и Тюрингии Г. стал искать поддержку у городов в противовес союзу с местной знатью. Союзником короля выступила католич. Церковь: вице-граф Гослара и еп. Оснабрюка Бенно осуществляли волю Г. в этих герм. регионах. После конфликта Адальберта с герцогами архиеп. Бенно был отстранен от дел на съезде знати в Трибуре (1066). Хотя 29 марта 1065 г. Г. был провозглашен совершеннолетним, власть вновь перешла под контроль архиепископов Кёльнского Аннона и Майнцского Зигфрида.

http://pravenc.ru/text/162132.html

Обширность предпринятого нами труда и сознание слабости наших сил может служить для всякого надежным ручательством, что как указания, сделанных уже нами недосмотров и упущений, так и советы, касающиеся продолжений настоящего труда, будут приняты нами с полною благодарностью. Критика документов Первый по времени документ, относящийся к истории Кирилла и Мефодия – письмо Хазарского царя Иосифа к раввину Хисдаи – не помещен в настоящем сборнике; мы не имели того письма под руками. Об этом документе упоминает Шафарик, говоря, – что в том письме находится „известие об ученом прении Константина с иудеями в Таврии и Козарах“; славянский ученый прибавляет, что это письмо сохранилось „в книге Сеферъ-Козри“ 4 . Ответственность за достоверность этого известия лежит на Шафарике; мы поставлены в невозможность проверить справедливость его слов, но мы не можем умолчать о важности письма Иосифа в Хисдаи: это письмо есть единственный документ, сохранивший известие о хазарской миссии Константина, упоминания о которой встречаются в легендах 5 . I. Severus, Pragensis episcopus, cartulam donationum ad s. Petrum Olumucii olim a ducibus Ratis et Swatopluk faetarum transcribit. В полов. XI стол., Пражский епископ Север списал и скрепил герцогскою печатью древнейшее известие об освящении братом Кириллом церкви св. Петра в г. Оломуце. Север был шестым епископом Праги; время его избрания и посвящения неизвестно; сохранились однако же положительные указания, что предшественник его Иццон (Hizzo, Iso) скончался 30-го января 1030 г. Север умер 9-го декабря 1067 г. по мнению Палацкого, или в декабре 1065 г. по указаниям древнейших известий 6 . Рассматриваемый документ был писан, следовательно, между 1030 и 1065 годом 7 . – Город Оломуц, в котором Константин освятил церков, древний, известный город Speculi-Iulium, в средневековых актах – Iuliomontium, близ которого находится гора Iuliumberg, получившая свое название, по догадке Шафарика, со времен Квадов, от германского празднества Iulfest 8 . Это извещение Севера, обращенное ко всем христианам, было отыскано проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Список новых книг и брошюр, поступивших для отзыва в редакцию «Миссионерского Обозрения». Стр. 1053. Хроника. Из мира инославия и из жизни заграничного сектантства. Новое доказательство подлинности священного Писания.– Американская колония мудрецов.– Боги Японии.– Фанатическая секта на острове.– Образцовый человек.– Новый поход духоборов. Стр. 1054–1065. С. Вердеревская. Американская авантюра штундиста Колесникова. Стр. 1065–1066. Миссионерство, секты и раскол. Скопический процесс.– Суд и раскольники.– Раскольники вопрос в заседании учёного общества.– Костромской раскол. Стр. 1067–1074. Э. Я. Корреспонденция «Миссионерского обозрения», известия и заметки. Из Макарьевского уезда, Костромской губ. (Крах «Митрофановой веры»). Стр. 1075–1076. Э. Я. Из Новочеркасска. (Миссионерская экскурсия воспитанников Донской духовной семинарии). Стр. 1076–1077. N. Из Оренбурга. (Архиерейсков освящение раскольничьей часовни). Стр. 1077–1078. Н. Гринякин. Двухсотлетие со дня перенесения мощей св. праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, из мест их обретения – села Меркушина в г. Верхотурье. Стр. 1078–1080. Свящ. Иаков Шестаков. Дело о раскольничьем браке. Стр. 1080–1081. Письмо в редакцию. Стр. 1081–1082. Мисс. Могилевск. епарх., свящ. Алексий Елеонский. Пожертвования на нужды военного времени, поступившие в редакцию “Миссионерского Обозрения”. Стр. 1082. Из литературы и жизни. (Впечатления миссионера). Об условиях, обязательных для литературно-миссионерской полемики. (По поводу ответа г. Сопоцько: «Мисс. Обозр.» 13). Стр. 1083–1088. Д. Боголюбов. Отклики. Воспитание и гигиена характера с христианской точки зрения. Стр. 1089–1101. Доктор мед. Н. Плясковский. По поводу войны. (Больные места нашей общественной жизни. Патриотизм и еретичество). Стр. 1101–1104. С. Глебов. Письма с Дальнего Востока. (От собственного корреспондента). Стр. 1104–1110. М. Аркадьев. Со скрижалей сердца. Два слова по поводу Высочайшей отмена телесных наказаний и Синодального призыва духовенства к заботам о призрении сирот погибших на войне защитников Отечества. Поправка к статье «Нового Времени» раскольников. Стр. 1111–1119. В. Скворцов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Матильда и Эццон основали мон-рь во имя святых Медарда и Н. в Браувайлере близ Кёльна. Ок. 1080 г. было составлено сказание об основании аббатства, к к-рому по указанию аббата св. Вольфхельма (1065-1091) добавили описание чудес, совершавшихся в обители по молитвам к Н. (BHL, N 6178; MGH. SS. T. 14. P. 121-146). Аббатство Браувайлер было усыпальницей Эццона, Матильды и их потомков, в т. ч. польск. кор. Рихезы (Рыксы) Лотарингской († 1063). В бывш. монастырской церкви сохранилась статуя Н. (XII в.). Свт. Николай Чудотворец. Скульптура в ц. аббатства Браувайлер, Германия. XII в. Свт. Николай Чудотворец. Скульптура в ц. аббатства Браувайлер, Германия. XII в. В XI в. почитание Н. распространялось на герм. землях не только благодаря покровительству Эццонидов. Так, в кафедральном соборе в Бамберге, построенном по указанию имп. Генриха II и освященном в 1012 г., во имя Н. был освящен юж. алтарь вост. хора; соответствующий алтарь на сев. стороне был посвящен св. Власию. Возможно, с посвящением этих алтарей связано наличие изображений Н. и Власия на переносном алтаре, изготовленном в нач. XI в. в Германии (Париж, музей Клюни). В Магдебурге при архиеп. Хумфриде (1023-1051) была основана коллегиальная церковь во имя Н. С сер. XI в. укрепление почитания святого получило отражение в увеличении числа посвященных ему церквей и капелл в Германии и в сопредельных регионах, прежде всего в Лотарингии. Так, в 40-х гг. XI в. алтари во имя Н. были в кафедральном соборе и в аббатстве св. Витона в Вердене; в Камбре еп. Герхард I († 1051) построил кладбищенскую капеллу во имя Н. и в честь Св. Гроба; ок. 1070 г. упоминается алтарь во имя святого в Меце (см.: Corbet P. Les origines du culte de St. Nicolas dans l " est de la France, principalement en Champagne (XIe-XIIIe s.)//St. Nicolas. 1988. P. 13-25). При аббате Генрихе (1055-1093), сыне пфальцгр. Эццона, в мон-ре Горце был освящен ораторий во имя Н. и др. святых при госпитале (1065); впосл. реликвии мн. святых, в т. ч. Н., поместили в алтарь монастырской церкви (1068) (MGH.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

В связи с этим с X в. в Восточной К. активно развиваются епархии Армянской Апостольской и Сирийской яковитской Церквей, а также многочисленные общины армян-халкидонитов. Арм. католикосы в этот период во многом стремятся политически ориентироваться на Византию, поддерживать с ней тесные связи. Ок. 1048 г. католикос Армянской Апостольской Церкви Петрос I Гетадардз с одобрения визант. властей перенес резиденцию в Севастию. В 1062-1065 гг. католикос Хачик II был выслан в Таранту (Тавблур) в К. и здесь умер. Католикос Григор II Вкаясер перенес резиденцию в Цаманд (Цамндав; 1065-1090). В X-XII вв. известны арм. епархии в Лариссе, Арапкире, Лулоне, Хонии, Пласте (Эльбистане) (TIB. Bd. 2. S. 117). Епархии яковитов появились в Восточной К. еще в период араб. правления. В IX в. известны яковитские епархии в Мелитине (впервые упом. в 793) и Созопетре; в течение X в. появляются епархии Калудия, Цаманд, Аромана, Арависс, Арка, Тела-Кастра (восточнее Мелитины); в XI в.- Хесн-Патрик и Губос. В 958 г. был основан знаменитый впосл. яковитский мон-рь Саргисия (святых Сергия и Вакха) близ Калудии ( Honigmann. 1954. P. 54; Dagron. 1976. P. 189, 192). В 965 г., после встречи визант. имп. Никифора II Фоки и яковитского патриарха Иоанна VII, яковиты пользовались веротерпимостью визант. властей (RegPatr, N 697). Резиденция яковитских патриархов была перенесена в Мелитину, а в 969-1029 гг.- в мон-рь Барид близ гор Антитавра, который был освобожден патриархом Иоанном VII (TIB. Bd. 2. S. 156). В этот же период получили известность яковитские мон-ри Бар-Гагай и Курсор близ Мелитины ( Dagron. 1976. P. 191). К. стала местом наиболее активного развития сиро-яковитов; мон-ри близ Мелитины были центрами книжности и образования, в них переписывались рукописи. Т. о., в X-XI вв., по-видимому, большинство населения Восточной К. тяготело к исповеданию монофизитских Церквей и К-польской Православной Церкви так и не удалось полностью восстановить свое влияние в регионе. Успехи армян и яковитов беспокоили правосл.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Передав повествование евангелиста Луки (19, 29. 31) о входе Господа в Иерусалим, проповедник изъясняет данное место в аллегорическом духе; «противолежащая весь, говорить он, есть образ настоящей жизни: ибо сия жизнь была против Бога и далеко от Него. Итак, когда Бог уже приблизился к сей веси, когда, воплотившись, Он стал с нами, тогда-то и посылает двух учеников, т. е. два завета, привести к Нему два народа – ветхую и состарившуюся синагогу, и новый еще не наученный народ языческий“. Возвратясь затем снова к евангельскому рассказу, именно к словам – «благословен грядый во имя Господне“, проповедник фигурой недоумения ( πορα) спрашивает, как мог быть сидящий на осле Богом, и затем в драматической форме, от лица разных разговаривающих лиц, доказывает божественное достоинство Иисуса Христа. – р. 1053 – 1056. Далее, проповедник выводить на сцепу сначала иудея (р. 1057 – 1060), потом разных еретиков: манихеев, Ария, Маркиана, Павла самосатского – человекопоклонника (р. 1060 – 1064), затем снова иудея (р. 1064 – 1065), и против них доказывает (речь изложена в полемико-драмматической форме) божественное достоинство Иисуса Христа. Против иудеев проповедник доказывает божественное достоинство Иисуса Христа текстами из ветхозаветных священных писаний ( Пс. 46, 9; 109, 10 ; Ис. 9, 6 и др.); против последних – как местами Нового, так и Ветхого Заветов и их сопоставлениями. Для той же цели автор приводит (р. 1065 – 1068) исповедание Девы Марии своего Сына Богом. Снова возвращаясь к радостному событию праздника и раскрывая его историю, в аллегорическом духе («Лазарь – это связанный узами заблуждений, осленок и ослята – это связанные заблуждениями, находящиеся в стране, противоположной селению веры“), проповедник вдается наконец в сильный драматизм, смешанный с аллегоризмом (р. 1068 – 1069). Здесь автор представляет разные существа и предметы вопрошающими друг друга, недоумевающими, славословящими Господа, вступающего в Иерусалим, приказывающими воздать ему божеское поклонениф. При этом вход в земной Иерусалим сливается у проповедника с входом в горний Иерусалим, – В заключение проповедник делает нравственноф увещание к слушателям, состоящее, впрочем, из общих фраз. – р. 1069–1072.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010