Как отмечают исследователи, «долгосрочные стратегические последствия Крестовых походов в большей степени были связаны с Византийским государством, нежели с турками или арабами. (...) Все дипломатические и церковные переговоры Византии с латинским христианством после битвы при Манцикерте вплоть до окончательного падения Империи в XV веке будут обусловлены острой необходимостью в поддержке. (...) Византийские императоры решили использовать в качестве приманки вопрос о религиозном объединении – чтобы получить от папы необходимую военную помощь и поддержку». Первые переговоры Константинополя с Римом после 1054 г. состоялись при императоре Михаиле VII Дуке и папе Григории VII. Перед лицом натиска сельджуков, разгромивших имперскую армию при Манцикерте в 1071 г., Михаил VII был вынужден при посредничестве папы искать примирения с норманнами. В 1074 г. была достигнута договоренность о помолвке Константина, юного сына императора, с Еленой, дочерью Робера Гвискара. Однако вскоре Михаил был свергнут с престола, и новый император Никифор III Вотаниат (1078–1081) разорвал союз с норманнами – за что был немедленно отлучен от церкви папой Григорием. Отлучению подвергся и следующий император, Алексей I Комнин (1081–1118). Свидетельством отсутствия в то время четкой границы между восточным и западным христианством служит пример с почитанием свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских. Этот греческий святой, славившийся своим заступничеством за бедных и помощью путешественникам, был весьма почитаем в Италии. В 1087 г. купцы из г. Бари тайно вывезли мощи свт. Николая из малоазийских Мир (ныне Демре в Турции) в свой город, едва успев опередить венецианцев, собиравшихся перехватить святыню. По этому случаю был установлен праздник перенесения мощей святителя, который не позднее 1097 г. стал отмечаться и на Руси. При папе Урбане II (1088–1099) отношения Рима и Константинополя становятся более дружелюбными. В послании к императору Алексею Комнину папа пожаловался на то, что его имя не поминается на литургии в Константинополе. Вопрос был рассмотрен на соборе 1089 г. во главе с патриархом Николаем III (1084–1111). Поскольку никаких официальных решений по этому поводу в архивах обнаружено не было, исключение пап из патриарших диптихов было признано незаконным и ошибочным – «ибо противоречит законам и канонам исключать имя папы из списка святейших патриархов и диптихов прежде канонического осуждения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилл Лящевицкий 1761–1770 Феофил Игнатович 1770–1788 75 Иерофей Малицкий 1788–1796 Виктор Садковский, архиеп. 1796–1803 Архиепископы Черниговские и Нежинские: Михаил Десницкий 1803–1818 с1816 года архиепископ Симеон Крылов-Платонов 1818–1820 с 1819 года архиепископ Лаврентий Бакшеевский 1820–1831 с 1826 года архиепископ Владимир Ужинский 1831–1836 Павел Подлипский 1836–1859 с 1839 года архиепископ Филарет Гумилевский 1859–1866 Варлаам Денисов 1866–1871 с 1868 года архиепископ Нафанаил Савченко 1871–1875 с 1874 года архиепископ Серапион Маевский, еп. 1876–1882 Вениамин Быковский, еп. 1882–1893 Сергий Соколов 1893 Антоний Соколов 1893 Новгород-Северское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (в Чернигове): Феофилакт Праведников 1868–1869 Серапион Маевский 1869–1876 Афанасий Пархомович 1885–1888 Антоний Соколов 1889–1891 Сергий Соколов 1891–1893 Мефодий Никольский 1893–1894 Питирим Окнов 1894 Ярославская Учреждена в 991 году. 86 Епископы Ростовские и Суздальские: Феодор, грек, святой 991–992, упом. 1010–1014 Иларион, грек. прибыл в Ростов в 993 Леонтий, святой 1054–1073 Исайя, святой 1078–1090 Ефрем I 1090–1119 Прохор 1119–1130 Иоанн I 1131–1146 Нестор I 1149–1157 Леон 1157–1164 Ростовские, Суздальские и Владимирские: Нестор II 1164–1168 Феодор II 1179–1172 Николай, грек не принят 1183 Лука 1185–1189 Иоанн II 1190–1213 Епископы Ростовские, Переяславские 87 и Ярославские: Пахомий 1214–1216 Кирилл I 1216–1229 Кирилл II 1231–1262 Игнатий, св. 1262–1288 Тарасий 1288–1291 Симеон 1291–1311 Прохор (Трифон) 1311–1328 Антоний 1329–1336 Гавриил 1336–1345 Иоанн III 1346–1356 Игнатий II 1356–1364 Петр (Парфений) 1364–1365 Арсений I, кн. Луговский-Грива 1374–1380 Матфей, грек 1383 Иаков, св. 1386–1389 Архиепископы Ростовские и Ярославские: Феодор, св. 1390–1394 Арсений II 1394–1396 Григорий 1396–1416 Дионисий, грек 1418–1425 Ефрем II 1427–1454 до 1448 года епископ Феодосий Бывальцев 1454–1461 Трифон 1462–1467 Вассиан Рыло 1468–1481 Иоасаф, кн. Оболенский 1481–1489 Тихон Малышкин 1490–1503

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но с тех пор под варягами, составлявшими лейб-гвардию императора, должны быть понимаемы не русские, а англосаксы. Таким образом, и этот так, по-видимому, малозначительный факт свидетельствует о сближении с Западом, которым характеризуется империя накануне крестовых походов. «Поворот к Западу... выразился в замене русских православных людей людьми Запада» 114 . Мы считали необходимым изложить эти несколько сухие и однообразные известия о присутствии русского военного отряда на службе империи. Этот отряд пользовался в качестве почетной стражи во дворце и в качестве лейб-гвардии императоров немаловажным значением. По-видимому, перед крестовыми походами значение русского отряда начинает падать, уступая место англосаксонским наемникам. С этими наблюдениями переходим к легенде о походе на Византию Владимира Мономаха . Сам по себе этот факт не заслуживает особого интереса, и тем более что известия о нем спутаны. Дочь царя Алексея, которая могла бы располагать хорошими сведениями, дает сухое сообщение, что в 1114 г. до Константинополя дошел слух, будто половцы приготовляются к вторжению в области империи. Так как речь шла о защите дунайской границы, то император поспешил лично в Болгарию, поставил гарнизоны в балканских проходах и потом подошел к Видину, где, впрочем, мог только удостовериться в том, что половцы отложили переправу за Дунай. По всей вероятности, что подтверждается и русской летописью, здесь имеется в виду, собственно, поход киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, или его воеводы Ивана Войтишига, или сына его Вячеслава. Хотя это входит, собственно, в русскую историю, но по общности имени Мономах, которое носил киевский великий князь и один из византийских царей, Константин IX (1042–1054), этот эпизод не должен остаться неисчерпанным и в нашем изложении. По русским известиям, поход Владимира Мономаха на Дунай вызван был желанием поддержать притязания на престол сына Романа Диогена Льва, который был женат будто бы на дочери киевского великого князя. Хотя византийская летопись совсем не знает о Льве Диогеновиче и об его родстве с великокняжеским домом в Киеве, но та же летопись, хотя совершенно в другой обстановке и при других обстоятельствах, упоминает о Константине Диогеновиче, убитом в сражении с турками-сельджуками близ Антиохии, и о появлении потом самозванца того же имени, который бежал к половцам, ходил с ними в поход против империи и был ослеплен греками, обманом захватившими его в плен; но это было в 1095 г. Таким образом, выяснение того обстоятельства, кто был зятем Мономаха, осталось совершенно не удавшейся доселе попыткой 115 . Можем утверждать лишь тот факт, что в занимающее нас время продолжались еще сношения между Русью и Византией. Так, известны два письма Михаила VII Дуки (1071 – 1078), посланные к двум русским князьям с просьбой у них помощи против болгар и корсунян 116 . Глава 9. Время царя Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Они назначались им для народного употребления, а частью и для пения в храме, и написаны стихами. Святой Ефрем оставил также много умилительных молитв и молитвенных песнопений. Таковы его песнопения на Рождество Христово, отличающиеся особенною торжественностью; ему же принадлежат глубоко-трогательные стихиры, поемые при погребении; из молитв, составленных им, особенно известна умилительно-трогательная молитва, читаемая в дни Великого поста: «Господи и владыка жизни моей! Не дай духу праздности, любоначалия, празнословия овладеть мной. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. О, Господи, Владыка, даруй мне возможность видеть прегрешения мои, и не осуждать брата моего, благословен будь во веки веков. Аминь». ( < < back) Ефрем мирно скончался в городе Эдессе в 373 году. ( < < back) Житие святого Ефрема Печерского, епископа Переяславского первый игумен Печерский, непосредственный ученик преп. Антония Печерского, первоначальника русского иночества; память его — ноября 19-го. ( < < back) Ярославич — великий князь Киевский; княжил с 1054–1068 г. ( < < back) игумен Печерский, первый ученик и сотрудник преп. Антония; память его — 23-го марта. ( < < back) устав был составлен преп. Феодором Студитом, игуменом Студийского монастыря в Константинополе в начале IX века. В конце XI века он был введен в руководство Русскою Церковью и держался в ней до половины XIV b., когда начинает уступать иерусалимскому, но по местам оставался в силе гораздо дольше и в некоторых монастырях русских действовал даже до последнего времени. ( < < back) Ярославич — князь Переяславский (Переяславля-Южного; переяславское княжество граничило с Киевским), — впоследствии великий князь Киевский (1078–1093 г.). ( < < back) того, в отдаленном, но подведомом переяславскому князю, Суздале св. Ефрем также построил две церкви. ( < < back) хан Батый — внук Чингиз-Хана. Нашествие Батыя началось в 1237 и закончилось в 1240 г. взятием Киева и покорением русской земли. ( < < back) мощей преп. Феодосия Печерского было в 1091 году. ( < < back) Ефрем Переяславский скончался в 1096 году. Мощи его почивают в пещерах преподобного Антония. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Память преподобного Палладия Пустынника Палладий пустынник подвизался в Антиохии Сирийской в конце IV века. ( < < back) Перенесение мощей святого священномученика Игнатия Богоносца 107 году, 20-го декабря. ( < < back) перенесение мощей св. Игнатия Богоносца было в 108 году, второе из предградия в саму Антиохию в 438 году. Впоследствии (в VII b.) мощи его перенесены были в Рим, где находятся ныне в церкви св. Климента. ( < < back) Житие преподобного отца нашего Лаврентия, затворника Печерского преп. Исаакия, затворника Печерского, — 14-го февраля; память Никиты затворника, скончавшегося епископом Новгородским, 31-го января. Оба они прельщены были видением искусителя в светлом образе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Печерские иноки, насаждавшие веру православную: у вятичей – преподобный Кукша (память 27 августа (9 сентября), убитый волхвами около 1110 года; у мери – святитель Леонтий, епископ Ростовский, убитый в 1074 году и его последователи: святитель Исайя (†1090 г., 15 (28) мая), постриженник преподобного Феодосия, и преподобный Авраамий (†1117 г.), уничтоживший идола Белеса чудесным жезлом, данным ему в видении святым Иоанном Богословом, у вологжан – преподобный Герасим (†1178 г., 4 (17) марта). «Радуйся, насадитель виноградника Христова, ибо простерлись ветви его до моря и отрасли его до великих рек. Нет места, куда бы не проникли отпрыски от виноградной лозы Феодосия,» – восхваляет древний летописец святого устроителя Киево-Печерской обители. Святители: святой Михаил (†992 г., 30 сентября (13 октября), первый митрополит Киевский, прибывший в Русскую землю вместе с новым христианином, великим князем Владимиром, архипастырь, положивший начало образованию русского народа; Иларион (с 1051 г.), первый митрополит из русских, знаменитый пламенною верою, ученостью, писавший о законе и благодати, «похвалу кагану Владимиру»; святой Лука Жидята (†1059 г.), епископ Новгородский, известный своими поучениями. «Не будьте буйны, горды; помните, что, может быть, завтра будете смрад, гной, черви. Будьте смиренны и кротки; у гордого в сердце дьявол сидит, и Божье слово не прильнет к нему,» – учил он свою паству. Святой Иоанн (†1090 г.), митрополит Киевский, соединявший кротость со смелым обличением грехов тогдашней Руси… Переподобный Антоний Римлянин (†1147 г. Память 3(16) августа и 17(30) января), чудесно на камне прибывший в 1106 году из Италии под Новгород и основавший там монастырь. Благочестивые государи: великий князь Ярослав Мудрый, во Крещении Георгий (1019–1054 гг.), князь- " христолюбец,» по именованию преподобного Нестора; сын его святой князь Владимир Новгородский († 1052 г., 4(17) октября), строитель Софийского собора и ктитор его; великий князь Всеволод 1 Ярославич (1078– 10&3 г.г.), отличавшийся набожностью, воздержанием, милостью к нищим и особенно любовью к монахам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Печерские иноки, насаждавшие веру православную: у вятичей – преподобный Кукша (память 27 августа), убитый волхвами около 1110 г.; у мери – святитель Леонтий, епископ Ростовский, убитый в 1074 г. и его последователи: святитель Исаия († 1090. 15 мая), постриженник преподобного Феодосия, и преподобный Авраамий († 1117), уничтоживший идола Велеса чудесным жезлом, данным ему в видении святым Иоанном Богословом; у вологжан – преподобный Герасим († 1178. 4 марта). «Радуйся, насадитель виноградника Христова, ибо простерлись ветви его до моря и отрасли его до великих рек. Нет места, куда бы ни проникли отпрыски от виноградной лозы Феодосия», – восхваляет древний летописец святого устроителя Киево-Печерской обители. Святители: святой Михаил († 992. 30 сентября), первый митрополит Киевский, прибывший в Русскую Землю вместе с новым христианином, Великим Князем Владимиром, архипастырь, положивший начало образованию русского народа; Иларион (с 1051 г.), первый митрополит из русских, знаменитый пламенною верою, ученостью, писавший о законе и благодати «похвалу кагану Владимиру»; святой Лука Жидята († 1058. 10 февраля), епископ Новгородский, известный своими поучениями. «Не будьте буйны, горды; помните, что, может быть, завтра будете смрад, гной, черви. Будьте смиренны и кротки; у гордого в сердце диавол сидит, и Божие слово не прильнет к нему»,– учил он свою паству. Святой Иоанн († 1090. Память 31 августа), митрополит Киевский, соединявший кротость со смелым обличением грехов тогдашней Руси. Преподобный Антоний Римлянин († 1147. Память 3 августа и 17 января), чудесно на камне прибывший в 1106 г. из Италии под Новгород и основавший там монастырь. Благочестивые Государи: Великий Князь Ярослав Мудрый, во крещении Георгий (1019–1054), князь «христолюбец», по именованию преподобного Нестора; сын его святой Князь Владимир Новгородский († 1052. 4 октября), строитель Софийского собора и ктитор его; Великий Князь Всеволод I Ярославич (1078–1093 гг.), отличавшийся набожностью, воздержанием, милостью к нищим и особенно любовью к монахам. Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, Великий Князь Владимир Мономах (1113–1125 гг.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую Землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой Великий Князь Мстислав (Феодор) Владимирович (1132. 15 апреля), благородный Великий Князь Ярополк (1132–1139), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский († 1138), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею Землей, Великий Князь Изяслав II (1146–1154), обладавший истинно христианскими качествами души, Великий Князь Ростислав (Михаил) († 1169. 14 марта), коему Церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый († 1180. 14 июня), князь Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Послания: Epistulae//CSEL 54–56. Русский перевод: Иероним Стридонский , блж. [Письма]//Творения. Ч. 1–3. Киев, 1893–1903. Иларий Пиктавийский Комментарий на Евангелие от Матфея: Commentarius in Matthaeum//PL 9, 917–1078. Иоанн Златоуст Беседы о покаянии: Homiliae 9, de poenitentia//PG 49, 277–350. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. О покаянии//Творения. СПб., 1896. Т. 2. Кн. 1. С. 308–391. Толкование на святого Матфея-евангелиста: Homiliae in Mattheum, 1–90//PG 57–58. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Толкование на святого Матфея-евангелиста//Творения. Т. 7. СПб., 1901. Кн. 1–2. О Лазаре: Homiliae 7, de Lazaro//PG 48, 963–1054. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. О Лазаре//Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 778–877. Слово огласительное на святую Пасху: Sermo catecheticus in pascha//PG 59, 721–724. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т. 8. Кн. 2. С. 923–924 (считается не принадлежащим свт. Иоанну Златоусту ). Иоанн Кассиан Римлянин Об общежительных установлениях: De institutis coenobionum. PL 49, 53–476. Русский перевод: О правилах общежительных монастырей//Писания/пер. с лат. еп. Петра (Екатериновского). М., 1892. С. 9–164. Иоанн Синайский Лествица: Scala Paradisi//PG 88, 631–1164. Русский перевод: Иоанн, игум. Синайский. Лествица. М., 1996. Ипполит Римский Апостольское предание: Traductio Apostolica//SC 11. Русский перевод: «Апостольское предание» св. Ипполита Римского /пер. с лат. и предисл. свящ. П. Бубуруза//БТ. 1970. Сб. 5. С. 277–296. Ириней Лионский Против ересей: Adversus haereses. Libri I–V//PG 7; SC 263–264, 293–294, 210–211, 100, 152–153. Ириней Лионский , сщмч. Творения./пер. с лат. прот. П. Преображенского . СПб., 1900. М., 1996 р . Исаак Сирин Слова подвижнические: Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa/ed. P. Bedjan. Paris, 1909. Русский перевод: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические/пер. под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911. Второе собрание: «The Second Part», Chapters IV–XLI/Ed. S. P. Brock//CSCO 554–555. Русский перевод: Исаак Сирин , прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты/пер. митр. Илариона (Алфеева) . СПб., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Правда, в службе 9 мая первый канон на утрени – явно русское сочинение XVIII века. «Сказание» указывает на время перенесения, называя греческого царя Алексия I (Комнина, 1081–1118), патриарха Царьградского Николая III, (Грамматика, 1084–1110), великого князя Киевского Всеволода Ярославича (1078–1093). Далее в нем объясняется то, чем вызвано перенесение: «грехов ради наших» попустил Господь «агарянам» разорить многие области Византии, в том числе Ликию с городом Миры. Чтобы мощи великого Святителя «не были без почитания и под спудом... а также дабы и Западу не лишиться благодеяний Божиих, ходатайством великого того архиерея бываемых». Далее повествуется о том, что святитель Николай явился в сонном видении некоему пресвитеру города Бари и повелел горожанам перевезти его мощи в свой город, за что они радостно взялись, опередив и перехитрив венецианских купцов. Раскрыв гробницу Святителя, собрали в сосуды благодатное миро, мощи священники перенесли на корабль и отправились в Бари, куда благополучно прибыли 9 мая (тогда это было в воскресенье вечером). Поместили мощи в храм Иоанна Предтечи, а через 3 года закончили строительство новой каменной церкви во имя святителя Николая, куда перенесли мощи 9 мая и установили в 1090 году общецерковный праздник всего православного мира (в том числе и для Римской Церкви, несмотря на то, то в 1054 году произошел окончательный разрыв («великий раскол») между Западной (Римской) и Восточной (Константинопольской) Церквами. В 1087–1090 годах церковная подчиненность города Бари Константинопольскому Патриарху еще не прекратилась, хотя практически связи были затруднены, а у Римской Церкви нарастала активность в овладении областями южной Италии, в том числе город Бари. Период перенесения мощей святителя Николая был переходным для города Бари. И, естественно, обе Церкви праздновали память великого Святителя как свой праздник. Он стал как бы мостом между двумя Церквами, соединяя то, что казалось несоединяемым. Служба в православных храмах России в этот день – составная: стихиры на «Господи воззвах», на литии, на 50-м псалме, на стиховне, на «Хвалитех» просто взяты из службы 6 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Преосвященный Порфирий полагает, что традиция составлять отдельные сборники чтений, употреблявшихся во время богослужения, корнями своими уходит в практику синагогального богослужения, а широкому их распространению на Востоке способствовал император Лев I Фракиец (457–474), который, как полагают, повелел написать «блестящий (στβουσαν)» Избор «золотыми буквами» (τν χρυσολαμπν γραμμτων). Самый древний из таких Изборов, виденный преосвященным Порфирием, относится к 715 г. и написан рукой императора Феодосия III (715–717), – см.: Там же. С. 1089, 1093–1096 (нижн. паг.). 909 К времени зарождения на Руси книгопечатания (17 в.) апракосы были уже малоупотребительны и издавались мало. Краткая выборка из Евангелия и Апостола трижды печаталась на Украине (Угорцы, 1620; Луцк, 1640; Львов, 1706), полное напрестольное Евангелие апракос было издано в Киеве в 1707 г. («Евангелие или благовествование») и в Москве в Синодальной типографии в 1854 г. («Божественное и священное Евангелие, сиречь книги божественного и священного Нового Завета»); последнее издание переиздано в 1904 г. (Святое Евангелие, в порядке церковных чтений изложенное»). См. также: Святое Евангелие апракос, по церковным зачалам расположенное, на церковнославянском и русском языках/Сост. А.А. Алексеев при участии прот. Б. Даниленко, прот. И. Малинина и др. СПб., 2007 (издание Российского Библейского общества). 910 Одним из первых собрал установленные зачала в своем Апостоле александрийский диакон Евфалий (461); в виде особой книги Праксапостол порядок ежедневных чтений переписал монах Исаия в 587 г. (рукопись 1630 г. с обозначением авторства Исаии была найдена на Афоне в монастыре Зограф). 912 Златоуст советовал христианам прочитывать паримии дома, чтобы затем в церкви выслушать разумно пояснения к прочитанному тексту. Среди лучших греческих Профитологов Преосвященный Порфирий выделяет Профитолог 1054 г. (в его собственной библиотеке), Афонолаврский 1078 г., Профитологи 1203 г. из Иерусалимского Патриаршего училища и 1552 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При Киево-Софийском Соборе в северо-западном углу верхней галереи помещена была особая библиотека, имеющая около 1000 на еврейском, греческом, латинском, польском, славянском, русском, немецком и других языках, большей частью редких ныне книг, печатных и рукописных. Она составилась по завещаниям от разных киевских митрополитов. Но по причине сырости места она в 1824 г. перенесена в верхний этаж южной стороны, в бывшую церковь св. Иоанна Богослова. В архиерейской ризнице сохраняются также многие подлинные грамоты царские, императорские, патриаршие и синодальные. Но ныне из них ни одной старше конца 17 века. Некоторые помещены в конце сей книги. Там же собраны и высочайшие рескрипты митрополитам Киевским. В Киево-Софийском Соборе погребены многие князья киевские, как то: Ярослав Владимирович, создатель сего храма, скончавшийся 1054 г. февраля 19, Изяслав Ярославич, убиенный 1078 г. октября 3 у Чернигова, Всеволод Ярославич скончав. 1093 г. апреля 13, Ростислав Всеволодович, утонувший в реке Стугне 1094 г. мая 26; Владимир Всеволодович Мономах, скончавш. 1125 г. мая 19, Вячеслав Владимирович Мономах, скончавш. 1155 г в начале февраля. Но места гробов их неизвестны, кроме Ярославова, и о нем Нестор сказал только, что положиша его в раце мраморяне в церкви святыя Софии. А Киево-Печерский архимандрит Захарий Копыстенский, писавший свою Палинодию в 1621 г, сказал, что Ярослав погребен в приделе выше дверей самой Великой Церкви, не упомянув о имени придела. Киевский же Синопсис говорит, что он погребен в притворе св. Григория. Ныне же его надгробие мраморное уцелевшее находится при южной стене алтаря, устроенного уже после в левом пристенке, во имя благоверного князя Владимира, отца его. Вероятно, все сии князья положены в погребе под упомянутым древним пристенком Ярославова храма, где ныне Блатовещенский придел, или под алтарем Трехсветительского придела, который, по Киевскому Синопсису, был во времена сочинителя сей книги, то есть в конце 17 века, может быть во имя св. Григория.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010