Келестин V 1293–1294. Бонифатий VIII 1294–1303. Бенедикт XI 1303–1305. Климент V 1305–1314. Иоанн XXII 1316–1334. Николай V антипапа 1328–1333. Венедикт XII 1334–1342. Климент VI 1342–1352. Иннокентий VI 1352–1362. Урбан V 1362–1370. Григорий XI 1370–1378. Урбан VI 1378–1389. Климент VII антипапа 1378–1394. Бонифатий IX 1389–1404. Венедикт XIII антипапа 1394–1423. Иннокентий VII 1404–1406. Григорий XII 1406–1409. Александр V 1409–1410. Иоанн XXIII 1410–1417. Мартин V 1417–1431. Климент VIII антипапа 1424–1429. Евгений IV 1431–1447. Феликс V антипапа 1440–1449. Николай V 1447–1455. Каллист III 1455–1458. Пий II 1458–1464. Павел II 1464–1471. Сикст IV 1471–1484. Иннокентий VIII 1484–1492. Александр VI 1492–1503. Пий III 1503. Иулий II 1503–1513. Лев Х 1513–1521. Адриан VI 1522–1523. Климент VII 1523–1534. Павел III 1534–1549. Иулий III 1550–1555. Маркелл II 1555. Павел IV 1555–1559. Пий IV 1559–1565. Пий V 1566–1572. Григорий XIII 1572–1585. Сикст V 1585–1590. Урбан VII 1590. Григорий XIV 1590–1591. Иннокентий IX 1591. Климент VIII 1592–1605. Лeb XI 1605. Павел V 1605–1621. Григорий XV 1621–1623. Урбан VIII 1623–1644. Иннокентий X 1644–1655. Александр VII 1655–1667. Климент IX 1667–1669. Климента X 1670–1676. Иннокентий XI 1676–1689. Александр VIII 1689–1691. Иннокентий XII 1691–1700. Климент XI 1700–1721. Иннокентий XIII 1721–1724. Венедикт XIII 1724–1730. Климент XII 1730–1740. Венедикт ΧIV 1740–1758. Климент XIII 1758–1769. Климент XIV 1769–1774. Пий VI 1775–1799. Пий YII 1800–1823. Лeb XII 1823–1829. Пий VIII 1829–1830. Григорий XVI 1831–1846. Пий IX 1846–1878. Лeb XIII 1878–1903. Пий X 1903. Ж. Русские князья, цари и императоры Великие князья В Новгороде: Рюрик 862–879. В Киеве: Олег 879–912. Игорь Рюрикович 912–945. Св. Ольга 945–957. Святослав Игоревич 957–972. Ярополк I Святославич 972–980. Св. Владимир I Святославич 980–1015. Святослав I Ярополкович 1015–1019. Ярослав I Владимирович 1019–1054. Изяслав I Ярославич 1054–1073. Святослав II Ярославич 1073–1076. Изяслав I Ярославич (втор.) 1076–1078.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1027 Главы о знании I,19. 1028 II/8,2. 1029 I/80 (394)=B40 (304). 1030 I/18 (76)=B27 (201). 1031 Главы о знании III,46. 1032 Исаак пользуется терминологией Евагрия. 1033 Ср. 1 Кор. 7:31. 1034 Т. е. мира сего. 1035 Главы о знании III,9. 1036 II/10,20. 1037 I/66 (346)=B12 (123). 1038 Ср. Ин. 14:2. 1039 I/58 (311)=B6 (86—87). 1040 В Царстве Небесном. 1041 Мф. 25:31—33. 1042 I/58 (311—312)=B6 (88). 1043 1 Кор. 2:9. 1044 Ин. 6:33. 1045 I/83 (397)=B43 (316—317). 1046 I/18 (76)=B27 (201—202). 1047 B26 (189). Т. е. не на то, что его естество было изначально порочным. 1048 1 Кор. 15:55. 1049 1 Кор. 15:28. 1050 Ср. 1 Кор.15:53—55. 1051 I/91 (431—432)=B50 (358—359). 1052 См. цитату в Главе I. 1053 II/39,2. 1054 II/39,2. 1055 II/39,3. 1056 Букв. «дом Адама». 1057 II/39,4. 1058 Фрагменты на Книгу Бытия (PG 66,637). 1059 II/39,5. 1060 II/39,6. 1061 Феодор Мопсуестийский. Против говорящих, что грех свойственен природе. 1062 Диодор Тарсийский. О Промысле 5—6. 1063 Мнения Феодора и Диодора. 1064 II/39,14. 1065 II/39,15—16. 1066 II/39,17. 1067 II/39,20. 1068 II/39,21—22. 1069 II/40,1. 1070 II/40,4. 1071 Т. е. геенна. 1072 II/40,5. 1073 Геенна. 1074 II/40,7. Ср. Лк. 15:7; 10. 1075 II/40,8—11. 1076 Ср. Лк. 18:14. 1077 Ср. Мр. 12:42—43. 1078 Т.е. разбойником. Ср. Лк. 23:40—43. 1079 II/40,12. 1080 II/40,13—14. 1081 II/41,1. 1082 Ср. О началах 3,5,3. 1083 Характерна формулировка Константинопольского Собора 543 г.: «Кто утверждает предсуществование душ и находящийся с ним в связи апокатастасис…» См. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 188. 1084 1 Тим. 2:4. 1085 1 Кор. 15:28. 1086 Напротив, VI Вселенский Собор включил его имя в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 г. и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

147 нач. и у Муравьёва в Сношениях с Востоком ч. I, стр. 87 нач.). Что касается до тех же главных чиновников у митрополитов, то они получали эти кресты только по особым пожалованиям императоров (подобно нынешним орденам) и притом эти пожалования начались только в позднейшее время, – так чиновникам митрополита Солунского, одного из наиболее важных в патриархате Константинопольском, кресты были пожалованы в 1347г. (Миклошича Acta Patriarchat. Constantinop. I, 258, также у Ралли и П. V, 503). 1075 Название же малахай или молохаи есть, несомненно, греческое – μολχιον (Словарь Византия) от μαλχα ( μολχα и μολοχ, – Дюканж Gloss. Graecit.), -проскурняк, и означает головной покров (по преимуществу женский) похожий формой на проскурняк. 1076 Летопись занятий Археографической Комиссии, выпуск 3, отд. II, стр. 14, Иванова Описание государственного архива стр. 277, Описание документов и дел Св. Синода, т. I, приложения стр. CCIV, CCCCLXVII и CCCCLXXIII. 1077 Митрополит Киприан в послании к преподобному Сергию Радонежскому, говоря о противозаконных действиях Михаила, не называет митрополичьего клобука белым, но даёт знать, что он был отличен от обыкновенного монашеского клобука. Ибо в числе митрополичьих одежд, незаконно возложенных на себя Михаилом, называет и клобук, тогда как обыкновенный монашеский клобук Михаил носил и прежде „како, – спрашивает Киприан Сергия, – у вас стоить на митрополице месте чернець в монатьи святительской и в клобуце, и перемонатка святительская на немь и посох в руках?”- Памятники Павлова col. 180. 1078 Легаты папы, бывшие в Константинополе, положили на престол св. Софии отлучительную грамоту против Греков, с каковой минуты началось окончательное разделение, 16 Июля 1054 года. 1079 Церковь Греческая, как церковь, не провозглашала латинян еретиками посредством своего соборного (так сказать официального) приговора. Но большинство частных греческих полемистов, увлекаемое враждой в прискорбную крайность, хотело видеть в них не только еретиков (а не схизматиков), но даже и еретиков самых злых и тяжких.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

14) Из обнародованных до сих пор монастырских актов немногие (акты Пантелеимоновского монастыря на Афоне 485 и монастыря св. Павла 486 на горе Латре) относятся к нашему периоду, и интерес этих немногих крайне ограничен; кроме данных для истории соответствующих монастырей, не лишены значения некоторые указания на судебные обычаи и административную терминологию. 15) Из судебных решений постановление по делу Пселла 487 от августа 1056 г. знакомит с некоторыми степенями чиновной иерархии и присвоенными им окладами. 16) Опыт ( Περα), или Учение по деяниям Евстафия Римлянина, 488 составленное после 1034 г. 489 неизвестным автором, по-видимому, служившим под начальством Евстафия (юриста конца X и нач. XI в.), представляет богатый материал для знакомства с классами общества, административным устройством, податной системой, а всего более тогдашним византийским судопроизводством. К сожалению, невозможно приурочить рассказанные в этом сборнике юридические случаи к определенному времени и трудно доказать, что тот или другой факт относится к царствованию Константина VII или Романа III, а не Василия II. 17) Докладная записка о том, что сделано в Константинополе легатами папского престола и как предан анафеме Михаил с его последователями. 490 Записка эта, обыкновенно приписываемая кардиналу Гумберту как главе папского посольства, по внешним и внутренним признакам походит на официальный отчет и в последней части посвящена буквальному воспроизведению акта отлучения, положенного папскими легатами на престол Св. Софии. В первой же части в виде предисловия к акту помещен краткий обзор того, что случилось с легатами в Константинополе в 1054 г. 18) Булла 491 папы Льва IX Вердскому женскому монастырю от 1049 г. важна по упоминанию о посольстве императора Конрада II в Константинополь. 19) Акт Римского собора 492 от 19 ноября 1078 г. интересен по указанию на экскоммуникацию, произнесенную против Никифора Вотаниата. 20) Грамоты, привилегии и другие официальные бумаги городов: Трани, 493 АмальфиНеаполя, 494 лежавших в пределах греческих владений в Италии или находившихся по соседству и вступавших в сношения с Византией, имеют значение лишь для уяснения хронологии царствования императоров, отчасти еще представляют интерес по встречающимся в них названиям византийских должностей и чинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

3396 Митрополиту Льву принадлежит полемическое сочинение «Послание об опресноках митрополита Преславы на Руси». «...Лев – митрополит, согласно последним исследованиям, титулярной Переяславской митрополии в 60-х – начале 70-х гг. XI в. Пребывание Льва, которого часто называют еще Леоном и Леонтием, на митрополичьей кафедре на Руси датируется временем между 1072 (или 1074) и 1077/1078 гг. Считается, что антилатинский трактат составлен Львом в период его пребывания в Переяславле. В качестве источников Львом были использованы сочинения византийских полемистов XI в. – Петра Антиохийского, Льва Охридского, Никиты Стифата и др. Заимствованный по тематике, трактат Льва явился самостоятельным произведением поставленного на Руси иерарха-грека» (Бибиков M. B. BYZANTINOROSSIKA Свод византийских свидетельств о Руси. Вып. 1. M.. 2004. С. 327). На основании того, что в трактате были использованы труды Византийских полемистов, делается вывод, что текст «Послания» следует датировать второй пол. XI в. Но не все историки согласны с этим. Ряд историков, напр. Митрополит Макарий (Булгаков) , считали, что это послание было написано митрополитом «Росии» Леоном (или в некоторых прочтениях Леонтом), который местопребывал в Переяславле (См. Всероссийская). Составители согласны с этим, так как полемика с латинянами началась со времени Свт. Фотия, патриарха Константинопольского (IX в.). В Западной Церкви опресноки стали употребляться для Евхаристии еще в вв. Сходство с трудами византийских полемистов может быть объяснено или наличием общего протографа, или позднейшей переработкой труда русского митрополита. В пользу атрибуции «Послания» митрополиту Леонтию говорит отсутствие в источниках упоминания имени Переяславского епископа (а тем более, митрополита) Льва (Леона). Следует также учесть, что «Послание...» имеет общерусский, более того – общецерковный характер. Появление первого полемического сочинения со стороны «титулярного» митрополита, т. е. простого епархиального архиерея, вряд ли возможно. Скорее всего, полемическое произведение по поводу всего спектра разногласий между Православным Востоком и католическим Западом исходит от главы «митрополии России» во время ее восстановления, а не после 1054 г. Именно один из первых, если не первый, митрополит по восстановлении Митрополии озабочен вопросом, как оградить новую паству от латинского влияния и пропаганды, чем и должно объяснять появление Послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

350 Стр. 290. …княгини Ростиславляа Верхослава… – Жена великого князя Ростислава Рюриковича (ум. в 1218 г.), дочь Всеволода Большое Гнездо. 351 …послушай Павла, глаголюща к Тимофю… – Имеется в виду одно из посланий апостола Павла к Тимофею (апостольские послания находятся в Новом завете после апостольских деяний). 352 Князь Георгий – Георгий (Юрий) Всеволодович, великий князь Владимирский, брат Верхославы (ум. в 1238 г.). 353 Стр. 292. Леонтий, епископ Ростовъскый – епископствовал с 1073 по 1077 г. Далее перечисляются русские епископы, выходцы из Печерского монастыря. 354 …с онема варягома… – Под 983 годом «Повесть временных лет» рассказывает о гибели варягов-христиан отца и сына, живших в Киеве, которые были убиты киевлянами-язычниками. 356 …сиа съборныа церкви, красоты Владимерьскиа, и другиа Суждальскиа церъки… – Имеются в виду Успенский собор во Владимире (построен в 1158–1161 гг. и капитально перестроен в 1185 г.) и собор Рождества богородицы в Суздале (построен в 1222–1225 гг., перестроен в 1528 г.). 358 Стр. 300. …Якуна Слепаго, иже отбеже от златыа луды, биася… с лютымъ Мстиславомь. – Луда – плащ. Имеется в виду битва 1024 г. при Листвене (урочище близ Чернигова) Ярослава Владимировича Мудрого (киевский вел. кн. с 1019 по 1054 г.) с братом Мстиславом (князь Черниговский и Тмутороканский, ум. в 1036 г.). Ярослав потерпел поражение, участвующий на стороне Ярослава вождь варяжского отряда Якун (Гакон) во время бегства с поля боя потерял свой плащ. Об этом рассказывает и «Повесть временных лет». 359 …Изяслав, Святослави Всеволод – сыновья Ярослава Мудрого, в разное время занимавшие великокняжеский Киевский стол. Изяслав умер в 1078 г.; Святослав – в 1076 г.; Всеволод – в 1093 г. 361 Стр. 304. …сд Георгий Владимерович в Киев… – Юрий Владимирович Долгорукий начал княжить в Киеве с 1149 г. 363 Стр. 316. Ростислав же утопе… – Ростислав Всеволодович утонул в реке Стугне во время переправы через нее после битвы с половцами в 1093 г. В противоположность Киево-Печерскому патерику «Слово о полку Игореве» очень сочувственно говорит о гибели юного князя (см. стр. 210).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

62 Стр. 102. …о блаженмь Антонии… – Антоний – монах, поселившийся в окрестностях Киева, в пещере. Позднее на этом месте возник Киево-Печерский монастырь. 63 …великому Никону… – Никон – монах, живший в пещере с Антонием. Полагают, что это постригшийся под именем Никона бывший киевский митрополит Иларион. 67 Стр. 112. …великууму Никону стьдящю и длающю книги… – Никону принадлежит так называемый «Киевский летописный свод», над которым он работал в монастыре в 1068–1073 гг. (см. стр. 700–701). Возможио, этот факт и нашел отражение в Житии. 68 …къ христолюбъцю князю Изяславу… – Изяслав Ярославич, киевский князь с 1054 по 1073 г. (с перерывом в 1068–1069 гг., когда княжил Всеслав), покровительствовал монастырю. 69 Стр. 118. …гривьну злата… – Гривна – см. прим. на стр. 705. Здесь речь идет, возможно, о золотом слитке достоинством в одну золотую гривну. 70 Стр. 124–126. …посл же положи душю свою за брата своего… – Изяслав Ярославич погиб в 1078 г. в битве при Нежатиной Ниве, выступив на помощь своему брату Всеволоду (см. прим. на стр. 711). 71 Стр. 128. …дъвма брань сътворити на единого старишааго… – В 1073 г. братья Изяслава, Святослав и Всеволод, изгнали его из Киева. Киевским князем стал до своей смерти в 1076 г. Святослав. 73 …и яко отьця си и брата старишаго прогънавъша. – Видимо, намек на завещание Ярослава Мудрого, который, согласно летописи, сказал: «Се же поручаю в собе место стол старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу – Киев, сего послушайте, яко же послушаете мене, да той вы будеть в мене место». 74 Стр. 132. …другыя же оръганъныя гласи поющемъ, и инмъ замаръныя писки гласящемъ… – Органы – металлические ударные инструменты; замры (?) – видимо, название духового инструмента. 75 Стр. 134. …иде же б манастыръ съставилъ… – В 1062 г., спасаясь от гнева Изяслава, недовольного пострижением в монахи своего боярина Варлаама, Никон бежал из Киева в Тмуторокань и основал там монастырь. В 1073 г. в знак протеста против изгнания Изяслава Никон снова отправляется в Тмуторокань.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

6) Димитрий I. 7) Сергий I 8) Григорий I. 9) Дамиан 1: он при болгарском царе Симеоне принял титул болгарского патриарха, и в этом звании признан был (930 г.) и константинопольским патриархом Трифоном и императором Романом Лакапеном. 10) Николай 1. 11) Герман I или Гавриил-, он управлял только македоно-албанской Болгарией, которая не была занята греками, и жил в Охриде. 12) Филипп I: перенес кафедру из Преспы в Охриду. 13) Давид 1 (1015 – 1019 г.). 14) Иоанн 1, поставленный (1019 г.) по воле императора Василия в архиепископа Болгарии из игуменов дьбрского мопастыря. 14) Лев 1 (1 около 1054 – 57 г.) из хартофилаксов Великой церкви. Он первый из греков поставлен был в архиепископа Болгарии; после него также греки стали занимать архиеп. болгарскую кафедру. Этот святитель ревностно помогал патриарху Михаилу Керулларию в борьбе с латинянами. 15) Сводул 2 из игуменов константинопольского монастыря св. Леонтия. 16) Иоанн II Лампен (ф ок. 1078– 79 г.), бывший подвижник Олимпа. 17) Иоанн 111 Трезвый (йоиио;) из игуменов монастыря Ариция. 18) Феофилакт I (ок. 1084 – 1107 г.), родом из Еврина, на о. Евбее, из диаконов и проповедников Великой церкви, известный толкователь св. Писания. 19) Лев II Мунг из крещенных евреев. 20) Михаил 1, по прозванию Максим, из диаконов Великой церкви. 21) Василий 1. 22) Евстафий 7. 23) Иоанн IV Помнен, в мире Адриан, сын Исаака Комнена, старшего брата Алексея Комнена, царствовавшего в 1081 – 1118 г. 24) Евстафий II. 25) Константин 7, низложенный константинопольским собором 1166 г. 26) Иоанн V Каматер, бывший каниклий, т. е. чиновник, скреплявший царскую подпись 398 . Основатели второго болгарского царства, два брата Петр и Асеня, учредили новую автокефальную болгарскую архиепископию, которая была в новой столице болгарского государства Тернове и с 1234 года стала называться патриархатом. Поводом к этому послужило для них то обстоятельство, что город Охрида с бывшею в нем автокефальною кафедрою сербского архиепископа остался во власти греков. Терновскому патриарху подчинены были все собственно болгарския епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

85. В Древней Церкви Равноапостольными первоначально называли только Учениц Христа - Жeh-Mvpohocuц, миссия Которых при Иисусе Христе приближалась к миссии Христовых Учеников - Апостолов и отличалась совершено исключительным служением этих Святых Жен по смерти Христа: Они отерли Его Тело драгоценным мvpoм (тела распятых по закону было запрещено омывать водою), но тем самым Они воздали Телу Иисуса Христа Царские почести, мvponoмaзahueм приуготовив Его к Воскресению для Нового Царства, обернули Его в плащаницу, а потом Главу Его обернули сударем и погребли Спасителя в гробе Иосифа Аримафейского. Именно Святые Равноапостольные Жены Mvpohocuцы Промыслом Божиим были удостоены первыми узнать от Архангела Гавриила о Воскресении Христа, и Им же первым из людей явился Сам Воскресший Христос. Но в дальнейшем чина «Равноапостольный» стали удостаиваться Святые, которые, подобно Апостолам, просвещавшим народы и земли Вселенной Светом Христовой Истины, потрудились над просвещением тех или иных народов и стран. В иконографии Равноапостольных Святых принято изображать с Крестом в руке. Среди Святых, почитаемых в Лике Равноапостольных, широко известны - современница Святого Царя Константина и родственница Великомученика Победоносца Георгия Никомидийского, Просветительница Грузии Святая Равноапостольная Нина Грузинская и Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий, Просветители Словенские. Во второй половине XIX - начале ХХ века подвигами, подобными деяниям Апостолов, прославился Святитель Николай, Митрополит всея Японии, канонизированный Русской Православной Церковью в 1970-е годы как Равноапостольный. 86. ААЭ. Т. II. С. 17. Выделено мной. - Л.Б. Великий Князь Ярослав Bлaдuмipobuч Мудрый родился около 978 года, в начале 1016 года вступает в Киев и занимает Великокняжеский престол. Умер 19 Февраля 1054 года. 87. ААЭ. Т. II. С. 17. Великий Князь Всеволод Ярославич родился в 1030 году. После 3 Октября 1078 года занимает Великокняжеский Престол в Киеве. Умер 13 Апреля 1093 года. 88. ААЭ. Т. II. С. 17. Великий Князь Bлaдuмip Всеволодович Мономах родился в 1053 году. Около 1108 года Князь Bлaдuмip ставит город Bлaдuмip-ha-Kлязьмe. Великий Князь Киевский с 1113 гола. Умер 19 Мая 1125 года.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/31/...

891 г.), Льва IX (ум. 1054 г.), Николая II (ум. 1061 г.) и Александра II (ум. 1073 г.) 1382 , только при грозном, ни перед чем не задумывавшемся папе Григории VII, который на соборе Римском 1074 г. безусловно потребовал от всех женатых священнослужителей, чтобы они совершенно и навсегда отказались или от своих жен, или от своего сана 1383 , а на последующих двух Римских соборах, бывших в 1078 и 1083 годах, окончательно утвердил, оставшийся уже неизменным, закон о безусловном безбрачии духовенства в Римской Церкви 1384 . А насколько нецерковен и пагубен был этот закон, это самим делом показали невообразимые смуты и волнения, среди которых он вводился в жизнь 1385 , громко раздававшиеся при этом отовсюду протесты и возгласы, что «Григорий – еретик, проповедует сумасбродное учение, забыл слова Господни: не вси вмещают словесе сего... могий вместити, да вместит ( Мф. 19:11, 12 ) и апостольские: аще не удержатся, да посягают: лучше бо есть женитися, нежели разжизатися ( 1Кор. 7:9 ), насильно принуждает людей жить по-ангельски, восстает против естественного чина природы и дает полную свободу блуду и нечистоте» 1386 , более же всего проистекшие отсюда для Западной Церкви самые печальные последствия, выразившиеся вскоре в крайней деморализации здешнего духовенства, а впоследствии, в возникновении и широком распространении в целых обществах христианских легких взглядов на брак, что, в свою очередь, в дальнейшем своем развитии привело многих к совершенному игнорированию или отрицанию церковного брака и замене его, так называемым, гражданским браком. Уже лютеранство, возникшее из крайнего отрицания в Западной Церкви не одного незаконного и несправедливого, а и многого вполне законного и священного, совершенно легко отнеслось к христианскому браку, отказав ему, вопреки ясному учению ап. Павла, в религиозно-таинственном значении и, низведши, вместе с тем, таинственное священнодействие брака на степень простого обряда, через который, по сознанию самих пасторов, ничего благодатного не может быть сообщено брачующимся, а только последними может и должно быть пред ними засвидетельствовано, что они по взаимному согласию обязались жить по установленному Богом браку.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010