п. – 9) Rupert, аббат Дейцский († 1155), автор многочисленных комментариев. 724 – 10) Hugues de Saint Victor, умерший в Париже в аббатстве св. Виктора в 1145 г., оставивший De scripturis et scriptoribus sacris praenotatiunculae и Annotationes elucidatoriae in Pentateuchum. – 11) Ланфранк (в 1005–1089), архиепископ кентерберийский, который имел учеником Анзельма, в аббатстве Бекском, и комментировал послания св. Павла. – 12) Анзельм Кентерберийский (1033–1109), замечательнейший муж своего века, преемник Ланфранка по его Беккской кафедре и архиепископскому трону. – 13) Бернард (1091–1153), писания которого представляют лишь свод мест св. Писания. 725 – 14) Gilbert de la Porree, епископ пуатьесский (в 1070–1154), истолкователь Апокалипсиса и Псалмов. – 15) Нопоге d’Autun, плодовитый писатель в XI и XII веке, составивший Elucidatio Psalterii. – 16) Петр de Blois (в 1130–1200), автор Compendium in Job. – 17) Петр Ломбард, епископ парижский († 1160) изъяснивший Псалмы, Евангелия и послания. – 18) Ричард де Сен Виктор, шотландец, ставший приором монастыря св. Виктора в Париже († в 1173), комментировал аллегорически Псалмы и составил изъяснение храма Иезекииля. – 19) Петр Коместор († 1178 или 1198), занимавший кафедру богословия в парижском Нотр-Дам, автор Scolastica historia super Vetus et Novum Testamentum cum additionibus atque incidentiis, 726 работы, которая была считаема в течение трех веков совершеннейшею в своем роде и получила название схоластики, 727 по причине употребления ее в школах, и т. п. Схоластические комментаторы Знаменитейшие схоластические учители изучали св. Писание, наравне с философией и богословием. 1) Альберт Великий, епископ регенсбургский (1205–1280), комментировал пророков и евангелистов. – 2) Александр Галес, неутомимый учитель († 1245), составил постиллы 728 на всю Библию. – 3) Антоний Падуанский (1195–1231), названный Григорием IX Ковчегом Завета, написал Exposition morale de la Bible и Cinq Livres de concordances morales sur la Bible. – 4) Бонавентура (1221–1274) изъяснил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

По римско-католическому учению первородный грех отразился не столько на природе человека, сколько на отношении Бога к человеку. Бог отнял у человека сверхъестественный дар праведности, вследствие чего человек вернулся в естественнее состояние (status purorum naturalium — «состояние чистой естественности»). Этим сверхъестественным даром, до грехопадения, как уздой, сдерживалось гнездящееся в человеке стремление ко греху — похоть. Состояние человека до грехопадения отличается от состояния после грехопадения лишь так, как одетый отличается от раздетого (кардинал Беллярмин, XVII b.), поскольку сама природа падшего человека не изменилась. Вся проблема католицизма в этом вопросе состоит в том, что он в грехопадении видит только вину человека пред Богом (нарушение закона) и поэтому спасение понимается как оправдание человека, но не как исцеление. Православие понимает грех не столько как вину пред Богом, сколько как рану, которую человек наносит себе сам. Грехом вошла смерть в человеческий род (Рим. 5,12). Апостол призывает нас «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4,22–24). Всё это говорит о великой нравственной порче, которой подверглась природа падшего человека, о необходимости воссоздания, обновления этой природы. Сущность спасения в том, что Христос стал для нас начальником (началом) новой жизни, новым Адамом и что мы становимся участниками этой новой жизни во Христе. Этого, конечно, не отрицают и католики. Но, пользуясь одинаковыми с нами выражениями, они наполняют их содержанием, весьма затемняющим нравственную сущность дела Христова. 3. Доктрина о сатисфакции Основоположником юридического истолкования дела нашего спасения явился в Римско-католической церкви Ансельм, архиепископ Кентерберийский (1033–1109), римско-католический святой, отец западной схоластики. Это он ввел в богословие термин «удовлетворение» (satisfactio) (главный «сотериологический» трактат — «Cur Deus homo» (Почему Бог вочеловечился)).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Православная Церковь не отрицает существования таких явлений, но объясняет их как общение с духами тьмы (бесами). Священное Писание категорически запрещает оккультные практики и всякое гибельное для человеческой души общение с падшими духами, считая оккулвтизм безбожием. Онтологический аргумент (от греч. ον, οντος – сущее и λγος – знание, наука) – попытка чисто умозрительного доказательства бытия Божия, предложенная средневековым западным богословом и философом Ансельмом Кентерберийским (1033–1109). Ансельм считал, что существование Бога можно вывести из самого понятия о Боге. В самом общем виде онтологический аргумент сводится к тому, что Бог, как совершенная сущность, не может не существовать, иначе он не был бы совершенным. Очевидная спорность онтологического аргумента вызвала много критики в истории философии; самый известный критический разбор и опровержение этой идеи даны в «Критике чистого разума» Иммануила Канта. Освящение – процесс благодатного преображения человеческой природы и обретения святости во Христе силой Духа Святого. Христиане призваны не просто выполнять заповеди, но быть святыми и подражать в своей жизни святости и совершенству Бога: «Будьте предо Мною святы, ибо Ясвят» ( Лев.20:26 ); «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:47 ). Получив Духа Святого по вере в Христа как дар, мы сами активно участвуем в процессе освящения: сотрудничаем с Богом, будучи Его соработниками, становясь по благодати тем, чем Он является по природе. См. также Обожение. Падшие ангелы – духи тьмы. Основываясв на Священном Писании , Церковв учит, что Бог сотворил многочисленных бесплотных разумных существ – ангелов, обладающих несравненно большими духовными силами и способностями, чем человек. Еще до сотворения человека один из высших ангельских чинов взбунтовался против Бога и был низвержен с небес. С собой он увлек еще треть ангелов Божиих. С тех пор они утвердились во зле настолько глубоко, что уже не могут раскаяться. Из-за своей упорной вражды против Бога и людей они понесут наказание после Второго Пришествия Христова и отправятся в ад (см.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Рассуждения Ансельма Кентерберийского (1033–1109) имеют существенные изъяны, так как они, в сущности, не содержат учения о примирении и представляют человечество искупленным от гневного Бога, а Бога – удовлетворенным человеческой жертвой, но не в состоянии как следует уяснить, как в самом человеке совершается нравственное перерождение. Объяснение искупительного подвига Спасителя на основе сатисфакции (удовлетворения) проводит резкую грань между любовью и правдой Божией. Такое резкое разделение правды и любви совершенно чуждо духу Евангелия и древнеотеческому учению, где они органически соединяются в одно целостное воззрение – в представление о Боге как Отце Небесном, благом и справедливом в судах правды Своей, которая служит оружием Его попечения о людях. При подходе же Ансельма в отношения Бога и человека вводятся чисто человеческие понятия «права» и его нарушения, «оскорбления» и «удовлетворения», образующие основу юридической теории Искупления. В этой теории сказалось омирщенное церковное сознание рыцарских древних веков, с его светским воззрением на оскорбление чести, требующее сатисфакции, и перенесение этого ложного воззрения на отношения между Богом и человеком. Человек с его чувствами, мыслями и стремлениями остается пассивной стороной в процессе воссоздания и обновления собственной греховной природы. Кроме того, в этом случае жертва не может быть действительной жертвой, если она сполна основывается на юридическом начале возмездия; тогда ею достигалось бы только то, что грех не вменялся бы, но продолжал бы существовать в действительности: грех уничтожался бы юридически, но не уничтожался бы фактически. Христос принес Себя в жертву по прямой воле Божией: Ce, иду сотворити волю Твою ( Пс. 39:9 ; Евр. 10:7 ). Жертвы приносились и в ветхозаветное время, но они служили лишь прообразом Жертвы Христовой, сами же по себе никакого искупительного значения не имели. Напротив, исполнение прообраза – Жертва Христова – имеет величайшую силу. «Агнец ветхозаветный, – говорит святой Иоанн Златоуст , – не принимал на себя никогда иных грехов, Новозаветный Агнец принял грехи всего мира, избавил его от гнева Божия, когда ему угрожала погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Энциклика «Рерум новарум» стала программным документом Церкви по вопросам социальной политики. Объявляя себя «папой рабочих», рабочее движение стремился подчинить церковному влиянию. Льву XIII удалось ввести в рабочую среду идею классового сотрудничества, которая в дальнейшем разрабатывалась его преемниками. 348 Billot Lois (1846–1931) – священник с 1869 г., член «Общества Иисуса». Изучал догматическое богословие в Грегорианском университете, а затем там преподавал (1885–1910). В 1911 г. посвящен в сан кардинала папой Пием X. Поддерживал движение Action Francaise, осужденное папой Пием XI в 1927 г. Его богословские сочинения, посвященные догматическим вопросам, издавались в Риме с 1892 по 1912 г. Bartmann Bernard (1860–1938) – пастор с 1888 г.; с 1898 г.– профессор догматического богословия в Педеборнском университете. Гл. соч.: «Lehbuch der Dogmatik» (Freiburg, 1905). 362 Jaeger Z. «Das Oekumenische Konzil, die Kirche und die Christenheit », 1960, Paderborn, S. 94. 373 Беда Достопочтенный (Beda Venerabilis) (ок. 673–735) – англосаксонский богослов и историк. С 17 лет – бенедиктинский монах аббатства Уирмаут, затем, до конца жизни,– Ярроу. Автор многочисленных комментариев к библейским книгам, а также филолог, астроном. Беда составил пасхальные таблицы до 1064 г., с помощью которых исторические события были привязаны к летосчислению от Рождества Христова. Гл. труд Беды «Церковная история английского народа» – уникальный источник по ранней истории Англии. В 1899 г. канонизирован и причислен к учителям Церкви. 374 Ансельм Кентерберийский (1033–1109) – средневековый богослов-схоласт. Родился в Пьемонте (Италия). С 1060 г. – монах. С 1093 г.– архиепископ Кентерберийский. Считается первым схоластом. Ансельм рассматривал веру как необходимую предпосылку рационального знания («верую, дабы уразуметь»). Он разработал онтологическое доказательство бытия Божия, в соответствии с которым само понятие о Боге как всесовершенной сущности предполагает Его (т. е. Бога) бытие. Вера должна предшествовать познанию, она сама по себе исключает всякое сомнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

35 Ансельм (Анзельм) Кентерберийский (1033–1109), архиепископ, представитель средневековой схоластики. Отношение веры и знания выражено в его известном тезисе «верю, чтобы понимать». 36 Минто С. (1845–1893), английский писатель, автор «Учебника логики», переведенного на русский язык и широко распространенного. 40 Кант И. (1724–1804) в работе «Общая естественная история и теория неба» (1755) в полемике с Ньютоном дал объяснение закономерности движения планет, образованных из рассеянной материи, однако не сумел обосновать картину вращения околосолнечного пылевого облака. В конце 18 в. П. Лаплас (1749–1827) в приложении к книге «Изложение системы мира» (1795) выдвинул теорию происхождения солнечной системы из первичной туманности, медленно и равномерно вращавшейся. 41 Мультон Ф. Р. (р. 1870), американский астроном, специалист по небесной механике и космогонии. Кроме ученых трудов ему принадлежит ряд учебников, в том числе «Введение в астрономию» («Ап introduction to Astronomy»), 1906. Его книга «Эволюция солнечной системы» («On the evolution of the solar system»), о которой упоминает Лосев, вышла в 1904 г. 42 Дюбуа-Реймон Э. (1818–1896), немецкий физиолог, профессор берлинского университета, академик, представитель физического направления в физиологии, интересовался философскими проблемами («О границах познания природы», «Семь мировых загадок», 1898). 47 Кудрявцев В. Д. (Кудрявцев-Платонов, 1828–1891), философ и богослов, профессор Московской духовной Академии. Называл свое учение системой трансцендентального монизма, считая материю и дух просветлением высшей творческой причины, т. е. Бога. 48 Светлов П. Я. (р. 1861), протоиерей, выдающийся богослов, профессор Киевского Университета. Исследовал проблемы взаимоотношения философии и религии, веры и разума, богословия и светской науки. 50 Гартвиг К. Э. (р. 1851), астроном, директор обсерватории в Бамберге. Занимался переменными звездами. Открыл в 1885 г. новую звезду в туманности Андромеды. Бенер А.Н., немецкий ученый. Его книга «Космос. Библия природы» издавалась на русском языке в 1870 г. и в 1876 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

J. Edwards, The Works of Jonathan Edwards. E. Fudge, The Fire That Consumes. L. E. Froom, The Condicionalist‘s Faith of Our Father. N. L. Geisler, «Man’s Destiny: Free or Forced», CSH, 9.2. J. Gerstner, Jonathan Edwards on Heaven and Hell. C. S. Lewis, The Great Divorce. → The Problem of Pain. Chapter 8. → The Screw tape Letters. F. Nietzsche, Toward a Genealogy of Morals. R. A. Peterson, «A Traditionalist Response to John Stott’s Arguments for Annihilationism», JETS, December 1994. → «Hell on Trial: The Case for Eternal Punishment». C. Pinnock, A Wideness in God’s Mercy. B. Russell, Why I Am Not a Christian. J. P. Sartre, No Exit. G. T. Shed, Eternal Punishment. Ансельм (ANSELM) Ансельм Кентерберийский (1033–1109) родился в Аосте, Пьемонт (Италия). Он был настоятелем бенедиктинского монастыря, а позднее стал епископом Кентерберийским (1093). В число главных трудов Ансельма входят: Proslogion, Monologion, Cur Deus Homo? («Почему Бог вочеловечился?») и Truth ( " Истина»). В философском отношении идеи Ансельма сформировались под влиянием Платона. В богословском отношении определяющими для его мышления стали труды Августина. Тем не менее Ансельм является достаточно оригинальным мыслителем, создавшим одно из самых плодотворных, спорных и актуальных по сей день доказательств существования Бога – °онтологическое доказательство. Взгляды Ансельма. Вера и разум. На представления Ансельма о вере и разуме оказала влияние августиновская концепция «веры, стремящейся к пониманию». Однако до возведения разума на его собственное основание, как у Ансельма, Августин не доходил. Фактически, позднейший схоластический метод рассуждения проистекает из философской диалектики Ансельма. Это относится к его доказательствам существования Бога, особенно к онтологическому доказательству, которое начинается с созерцательного размышления и кончается едва ли не самыми сложными и тонкими доводами о существовании Бога из когда-либо выдвинутых (см. Бог: возражения на доказательства бытия; Бог: свидетельства существования).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Leuven, 2002; Sheldon–Williams I.P A bibliography of the works of Johannes Scottus Eriugena/Journal of Ecclesiastical History. 1959. Vol. 10; idem. A list of the works doubtfully or wrongly attributed to Johannes Scottus Eriugena/Journal of Ecclesiastical History. 1965. Vol. 15. 690 Kolakowski L. Main Currents of Marxism: The Founders, the Golden Age, the Breakdown/Trans. P.S. Falla. 3 vols. Vol. 1. Oxford, 1975. 693 Bead Lanfranci Opera omnia/Ed. L. d’Achery. Paris, 1648; Lanfranci Opera/Ed. J.A. Giles. 2 vols. Oxford, 1844 (более полное изд.). 694 Представитель рационалистической школы и один из основателей схоластики Ансельм (лат. Anselmus Cantuariensis; в Италии известен как Ансельм из Аосты, Anselmo d’Aosta; 1033–1109), архиепископ Кентерберийский с 1093 г., своими трактатами Monologion и Proslogion (1077–1078) снискал европейскую известность и высокую репутацию в сфере богословия. Ансельм считал веру основой рационального знания и вывел бытие Бога из самого понятия Бога (« онтологическое доказательство бытия Бога). Общий ход его рассуждений таков: 1. Все стремится к Благу – но Бог и есть Абсолютное Благо; 2. Все ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог; 3. Бытие целое по какой- то причине. Это и есть Бог; 4. Бог как совершенство. Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит, Он существует вне нас и вне этого мира (Бог есть, потому что Он есть – и при рождении человека Он вкладывает в его разум идею о Себе). См.: St. Anselmi Opera/PL. Vol. 158–159; St. Anselm. Proslogium; Monologium/Trans. Sidney Norton Dean. Chicago, 1903 (repr.: 1926); The Devotions of Saint Anselm Archbishop of Canterbury/Ed. Clement C.J. Webb. London, 1903; Anselmus. Leben, Lehre, Werke/Ubers., eingel. und erlaut. von Rudolf Allers. Wien, 1936; idem. De veritate. Тб., 1983; Ансельм Кентерберийский. Соч. М., 1996; см. также: Poppi A. Classicita del pensiero medievale: Anselmo, Bonaventura, Tommaso, Duns Scoto alia prora dellelenchos. Milano, 1988. 695 Например, архидиакон Гильом Оксеррский (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

→ The Heart " s Deepest Longing. P. Kurtz, ed., Humanist Manifestos I and II. C. S. Lewis, Mere Christianity. → Surprised by Joy. → The Problem of Pain. M. Macdonald, «The Roots of Commitment», CT, 19 November 1976. M. Marty, Varieties of Unbelief. F. Nietzsche, The Portable Nietzsche. H. Ross, The Fingerprint of God. B. Russell. The Autobiography of Bertrand Russell. C. Sagan, Cosmos. A. Sandage, «А Scientist Reflects on Religious Belief», Truth, 1985. J. P. Sartre, Words. F. Schleiermacher, On Religion: Speeches to Its Cultural Despisers. Thomas Aquinas, Summa Theologica. P. Tillich, Ultimate Concern. D. E. Trueblood, Philosophy of Religion. S. Weinberg, Dreams of a Final Theory – The Search for the Fundamental Laws of Nature. J. Whitehead, «The Establishment of the Religion of Secular Humanism and Its First Amendment Implications ». TTLR. Бог: Сущность (GOD, NATURE OF) °Естественное богословие занимается тем, что можно узнать о существовании (см. доказательство космологическое; доказательство космологическое, горизонтальная форма) и природе Бога посредством естественного разумения (см. откровение общее), то есть помимо любого сверхъестественного откровения (см. откровение частное, или особое). По мнению классических христианских теистов (см. теизм), таких как Фома Аквинский (1225–1274), с помощью естественного разумения можно постичь все существенные метафизические атрибуты Бога. В их число входят самодостаточность, неделимость, необходимость, неизменность, бесстрастность, вечность, беспредельность, единственность и нравственность. Самодостаточность (независимость бытия) . Большинство классических теистов рассматривают самодостаточность бытия Бога, Его Чистое Существование, в качестве ключевого атрибута. Отцы ранней церкви, а также °Августин (354–430), °Ансельм (1033–1109) и °Фома Аквинский постоянно ссылаются в поддержку этой позиции на Библию. Для обоснования самодостаточности бытия Бога классические теисты, такие как Фома Аквинский, часто цитировали стих Исх. 3:14 , где Бог раскрывает Себя Моисею в словах «[Я есть Тот, Кто есть]» семь Они понимали их в качестве указания на то, что Бог есть чистое Бытие, чистое Существование.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Ансельм Кентерберийский (1033-1109) в «Монологионе» приводит ряд аргументов (существование блага в мире; Б. сотворенных вещей; благость и совершенство отдельных вещей) для обоснования существования высшей природы, которую нельзя вывести ни из «ничто» (материи), ни из «нечто» (отдельных вещей) и к-рая существует «через себя саму» ( Anselmus. Monolog. V 16). Этой высшей природой, сущностью (essentia), или субстанцией, Ансельм считает Бога; из нее же дедуцирует троичный догмат. В учении о высшей природе, к-рая открывается через себя, сущность (essentia), Б. (esse) и сущее (ens) образуют единство в различии; рассуждая по аналогии, Ансельм утверждает, что они относятся друг к другу как «свет, светить и светящееся» (VI 14). В «Прослогионе», опираясь на понятие Б., Ансельм формулирует доказательство Б. Бога как абсолютного Б. и тем самым обосновывает и существование самого Б. Бонавентура (1217 или 1221-1274) в соч. «Путеводитель души к Богу» пишет о 2 способах узрения Бога через сущность и ипостасные свойства. К 1-му способу он относит направленность взора на Б. (esse) и понимание Бога как Сущего: «Сущий - первое имя Бога» ( Bonav. Itin. V 2); ко 2-му способу - созерцание Бога как Блага (Bonum). В учении о созерцании Бога Бонавентура опирается на понятие «несомненности» (или очевидности); созерцание Б. Бога как несомненного открывает Его Б. как полноту; эта полнота Б. тождественна «полной лишенности небытия» (Ibid. V 3). В устанавливаемой противоположности Б. и небытия Бонавентура определяющим считает Б.; в отличие от Б., к-рое дано либо в виде актуально сущего, либо в качестве потенциально сущего, небытие как отсутствие Б. становится предметом осмысления, только через Б. Божественное Б., согласно Бонавентуре, «есть чистый акт Сущего», или «бытие как таковое» (Ibidem), оно отлично от Б. всех остальных вещей: это не частное или абстрактное Б., но Б. чистейшее, простое и абсолютное, а поэтому Б. первичное, вечное, актуальнейшее, совершеннейшее, неизменнейшее, бесконечное и в высшей степени единое (Ibid. V 5, 8).

http://pravenc.ru/text/153741.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010