Из истории западного богословия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 21 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 [ 1 ]  Ансельм Кентерберийский I. Биографический очерк Ансельм (1033–1109), архиепископ Кентерберийский, богослов, “отец” западной схоластики — один из самых ярких мыслителей Средневековья, автор знаменитого онтологического доказательства существования Бога.Он родился в 1033 в г. Аосте в Северной Италии в семье ломбардского землевладельца и был воспитан в христианском духе своей матерью Эрменбергой. В 15 лет Ансельм пытался уйти в монастырь, но встретил сопротивление отца. После смерти матери он в 1056 г. ушел из дому и отправился в Бургундию и Францию, где странствовал в продолжение трех лет. В 1059 г. поступил в школу при монастыре Бек (Le Bec) в Нормандии, где стал учеником знаменитого Ланфранка, своего соотечественника. По его совету в 1060 г. принял монашество, а в 1063 г. был избран приором монастыря Бек вместо своего учителя, ставшего аббатом монастыря святого Стефана в Кане. Строгий характер и незаурядные умственные способности принесли Ансельму славу выдающегося богослова и духовного наставника. В Беке он написал свои первые труды. После смерти аббата монастыря Бек Херлуина в 1078 Ансельм был избран на его место. Будучи аббатом, он несколько раз посещал Англию, где встречался со своим учителем Ланфранком, ставшим к тому времени архиепископом Кентерберийским. В 1093 г. английский король Вильгельм II попросил Ансельма занять место умершего к тому времени Ланфранка. Тот весьма неохотно принял это предложение и в декабре того же года был посвящен в архиепископа Кентерберийского. Вскоре между Ансельмом и королем Buльreльмoм II вспыхнул продолжительный конфликт из-за церковных владений, который был осложнен вопросом о признании папы Урбана II и о праве архиепископа созывать соборы. В 1098 г. Ансельм отправился в Рим за советом к папе. Однако бурная политическая и церковная деятельность не помешала ему продолжать свои научные занятия.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

13. Средневековая культура К Оглавлению На рубеже античного и средневекового мира складывается патристика — корпус христианского вероучения, оформленный отцами Церкви — Августином (354- 430), Иеронимом (342-420), Амвросием Медиоланским (339-397), Григорием I Великим (540-604). До Возрождения (нач. XIV в.) средневековая культура определялась церковно-религиозной идеологией. Церковь и церковная идеология служили высшей санкцией всех сторон жизни обитателей средневековой Западной Европы. Основой религиозного мировоззрения средневековья являлась схоластика. Средневековое вероучение оформлялось разработками и сочинениями богословов, среди которых особенно знаменитым был Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Он родился в Пьемонте (Италия). Ученый монах, первый схоласт, он становится архиепископом Кентерберийским (главой английской христианской церкви). Ансельм рассматривал веру, как обязательную основу рационального знания («верую, чтобы понять»). Он разработал онтологическое доказательство бытия Бога. Ансельм учил, что от веры следует переходить к познанию. В своих сочинениях «Pros logium» («Прибавление к рассуждению») и «Monologium» он обосновал бытие Бога из случайности конечного, Троицу — на основании разума. Ансельм дал догматическое обоснование учения об определении и искуплении. Как архиепископ, он вел борьбу с английскими королями Вильгельмом I и Генрихом I за инвеституру и отстаивал в этой борьбе позиции папы Григория VII. В 1720 г. папа Климент XI причислил Ансельма Кентерберийского к католическим вероучителям. Крупным представителем схоластики являлся Пьер Абеляр (1079-1142). Он был профессором Парижского университета и одним из его основателей. Учение Абеляра пронизано рационализмом. Условием веры он рассматривал разум. По Абеляру церковное предание, догматика должны пройти испытание разумом. Он считал, что только Священное Писание и церковные таинства не нуждаются в проверке разумом. В сочинении «Да и нет» Абеляр сопоставлял цитаты из сочинений отцов Церкви, выявляя их противоречивость. Вся система учения Абеляра не была принята официальными теологами. Особенно яростными оппонентами Абеляра выступили Бернар Клервоский и папа Иннокентий III. Учение Абеляра было осуждено на соборах в Суассоне (1121) и Сансе (1140). Трагические перипетии свой судьбы Абеляр описал в сочинении «История моих бедствий». Последние двадцать лет жизни Абеляр провел в монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/441061/

Ансельм, архиеп. Кентерберийский. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) [лат. Anselmus] (1033, г. Аоста, Сев. Италия - 21.04. 1109, Кентербери, Англия; пам. в католич. Церкви - 21 апр.), католич. св., архиеп. Кентерберийский, богослов, считается «отцом» зап. схоластики. Из семьи землевладельца. В 1056 г., после смерти матери, А. покинул родительский дом и отправился в Бургундию и Францию. В 1059 г. поступил в школу при мон-ре Бек в Нормандии, где стал учеником Ланфранка . В 1060 г. А. принял монашество, а в 1063 г. был избран приором мон-ря Бек. Здесь он написал свои первые труды. После смерти аббата в 1078 г. А. был избран на его место. В период своего аббатства он неск. раз посещал Англию, где встречался с Ланфранком, ставшим к тому времени архиепископом Кентерберийским. В 1093 г. англ. кор. Вильгельм II предложил А. занять место умершего к тому времени Ланфранка. В дек. того же года А. был посвящен в архиепископа Кентерберийского. Вскоре между А. и королем вспыхнул конфликт из-за земель и населения архиеп-ства, к-рый был осложнен вопросом о признании папой Урбана II и о праве архиепископа созывать Соборы. В 1098 г. А. отправился в Рим за советом к папе. В окт. 1098 г. А. присутствовал на Соборе в Бари, где рассматривались догматические расхождения между Зап. и Вост. Церквами по вопросу об исхождении Св. Духа. В апр. 1099 г. он был на Латеранском Соборе, где узнал о папских декреталиях против права инвеституры . В авг. 1100 г. умер Вильгельм II. Вернувшись в Англию, А. отказался принести присягу новому кор. Генриху I и признать епископов, к-рым тот выдал инвеституры. А. потребовал от короля соблюдения папских декреталий. Так начался еще один конфликт А. со светской властью. В 1103 г. он опять отправился в Рим, чтобы добиться у папы ослабления строгости декреталий в интересах кор. Генриха I. Когда эта попытка окончилась неудачей, А. смирился со своим положением изгнанника. После того как в 1106 г. папа и Генрих I пришли к компромиссу, А. вернулся в Англию. Последние 2 года жизни он посвятил церковным делам. Созвал Собор по вопросу о целибате духовенства и вступил в борьбу за первенство с Йорком. Канонизирован в 1720 г.

http://pravenc.ru/text/115688.html

Краткий очерк истории догмата искупления в средние века и в новое время Обозревая в хронологическом порядке учение об искуплении в древний период Церкви, мы старались с возможной подробностью рассмотреть и изложить воззрения на исследуемый нами догмат Отцов и Учителей древней Церкви за этот период, потому что эти воззрения, как мы сейчас говорили, имеют первостепенное значение и важность для его положительного раскрытия и обоснования. Но догматические трактаты богословов средних веков и нового времени, естественно, для исследователя учения об искуплении не имеют такой авторитетности, как писания Отцов и Учителей древней церкви, а некоторые из средневековых и новых богословов имеют даже только отрицательное значение, т. е. учат нас тому, как не должно мыслить об исследуемом догмате. Ввиду этого дальнейшую историю сего догмата мы изложим в кратких чертах. Средневековые богословы очень нередко также излагали учение о выкупе людей у диавола. Сам Анзельм называет это учение старинным и обыкновенным, хотя и опровергает его, а Бернард Клервосский еще в 1140 году обвинял Абеляра за то, что он оспаривает право диавола на людей, в чем, по его словам, были согласны все прежние учители. Но великий схоластик – Анзельм, архиепископ Кентерберийский, (род. 1033 г., ум. 1109 г.) совершенно отвергши мысль о необходимости со стороны Бога давать выкуп диаволу, отвергши на том основании, что Бог имел право взять людей у диавола совершенно без всякого выкупа, развил теорию удовлетворения правде Божией через смерть И. Христа. Анзельм был человек глубоко верующий и вдобавок к тому глубоко убежденный в том, что истины веры можно объяснить и доказать так же точно, как и истины науки, – что можно найти внутреннее основание и постигнуть внутреннюю возможность того, что по существу своему есть тайна. С такими именно мыслями он, очевидно, приступает и к объяснению догмата об искуплении, которое он и пытается представить в своем сочинении с таким заглавием: „Cur Deus homo? qua scilicet ratione vel necessitate Deus homo factus sit et morte sua mundo vitam reddiderit“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

У. Крейг, Дж. Морленд (ред.) 1. Проект естественного богословия Чарльз Талиаферро Естественное богословие – это практика философского размышления о существовании и природе Бога независимо от подлинного или мнимого божественного откровения или священного писания. Обычно естественное богословие связывают с оценкой аргументов за и против существования Бога и противопоставляют богооткровенному богословию, которое может разрабатываться в контексте явленного откровения или Священного Писания . Так, богооткровенное богословие может принять в качестве авторитетных определенные утверждения Нового Завета об Иисусе, а затем построить философскую или богословскую модель для понимания того, каким образом Иисус может быть и человеком, и Богом. Естественное же богословие разрабатывает аргументы, касающиеся Бога, исходя из существования космоса, из самого понятия Бога и из различных черт природы космоса, таких как его явная упорядоченность и ценность. На Западе и на Ближнем Востоке естественное богословие часто разрабатывалось в связи с теистическим представлением о Боге, то есть в связи с Богом иудаизма, христианства и ислама. Но естественным богословием занимались также те, кто отвергал такие религиозные традиции (так, Вольтер (1694–1778) был сторонником теистического естественного богословия, однако не принимал христианского откровения); кроме того, философы пользовались естественным богословием, чтобы привести аргументы в пользу того, что естество и свойства Бога не вполне таковы или вовсе не таковы, какими рисует их ортодоксальная теология. Философское учение о Боге, разработанное Спинозой (1632–1677), служит примером естественного богословия, в котором Бог предстает совершенно отличным от теизма иудейских и христианских современников этого мыслителя. Платон (428–348 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.) и их последователи в античной и средневековой философии разработали веские аргументы в пользу существования Бога, не опираясь на откровение. Ансельм Кентерберийский (1033–1109), Фома Аквинский (1225–1274) и Дунс Скот (1266–1308) относятся к наиболее знаменитым западным мыслителям, внесшим вклад в естественное богословие. Мусульманская философия также была богатой почвой для естественного богословия, особенно для космологических теистических аргументов. Отчасти это, пожалуй, связано с тем, что такие философы, как Ибн Сина (или Авиценна, 980–1037), особенно подчеркивали тезис о необходимой, неконтингентной реальности Бога в отличие от контингентного космоса.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nov...

Указатель имен Августин Аврелий (354–430), христианский теолог и философ, представитель христианской патристики. Авель (библ.), второй сын Адама и Евы, «пастырь овец», убитый своим старшим братом Каином ( Быт.4:2–8 ). Авраам (библ.), родоначальник еврейского народа. Адам (библ.), первый человек, созданный Богом и вместе с Евой изгнанный из Рая. Адлер Альфред (1870–1937), австрийский врач и психолог, основатель школы «индивидуальной психологии». Алданов (наст. фамилия Ландау) Марк Александрович (1886–1957), русский писатель и публицист, с 1919 г. в эмиграции. Александр из Гэльса, Александр Гэльский (ок. 1185–1245), средневековый богослов и философ, основатель францисканской школы в Парижском университете, которому приписывается обширный труд «Сумма теологии», составленный его последователями. Александр I (1777–1825), российский император с 1801 г. Александр II (1818–1881), российский император с 1855 г. Алексеев Николай Николаевич (1879–1964), русский философ и социолог, близкий друг и родственник Б. П. Вышеславцева . Анаксимандр (610 – ок. 540 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ансельм Кентерберийский (1033–1109), теолог, представитель схоластики. Аполлон (миф.), бог солнечного света, бог прорицатель и врачеватель, покровитель музыки и поэзии («Мусагет», т. е. «водитель Муз»), сын Зевса и Латоны. Арджуна, в древнеиндийской мифологии герой, третий среди братьев-пандавов, идеальный воин, у которого сила и мужество сочетаются с благородством и великодушием. Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ. Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, одно из действующих лиц диалога Платона «Пир». Архимед (ок. 287–212 до н. э.), древнегреческий ученый, математик и механик, убитый римским солдатом при взятии Сиракуз. Аскольдов (наст. фамилия Алексеев) Сергей Александрович (1871–1945), русский философ. Афина (миф.), дочь Зевса, родившаяся из его головы, богиня мудрости. Бакунин Михаил Александрович (1814–1876), русский революционер, мыслитель, теоретик анархизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

157. УРБАН II. 1088—1099. Француз, Оддон де Лажери. Был приором аббатства Клюни, а затем кардиналом-епископом Остии. Избран папой кардинальской коллегией, которая собралась в Террачине, поскольку Рим находился в руках антипапы Климента III. Урбан II, как и Григорий VII, обратился за помощью к норманну Роже I — брату Роберта Гюискара. Благодаря ему Урбану удалось войти в Рим и поселиться на одном из островов на Тибре. Борьба за столицу христианства продолжалась с переменным успехом до 1093 г. Антипапа Климент III, который тогда уже не мог рассчитывать на поддержку императора Генриха IV, погрязшего во внутренних распрях, вынужден был покинуть Рим. Урбан II занял трон св. Петра; население Рима приняло папу-француза без особого энтузиазма. Правивший с 1081 г. византийский император Алексей I из рода Комнинов вступил в переписку с Урбаном II, рассчитывая на поддержку папства в организации помощи восточному христианству, которому угрожал набирающий силу ислам. Тогда папа постановил объявить великий военный поход христианского рыцарства (название «крестовый поход» появилось намного позже) с целью освободить из рук сарацинов Иерусалим и другие места, освященные пребыванием в них Христа. Организация крестового похода создала для пап выгодную позицию в их борьбе с германским императором. Значительная часть рыцарства объединилась вокруг «наместника Христа», что возвратило папству силу и блеск, ослабило антиримские настроения. Открывались возможности объединения западного и восточного христианства под властью апостольской столицы. Урбан II лично направился во Францию, чтобы в октябре 1095 г. на синоде в Клермоне — столице Оверни — провозгласить первый крестовый поход. Тем, кто поддержит этот «призыв Христа», папа клятвенно обещал «силой, полученной им от св. Петра», дать полное отпущение грехов. В первый раз в истории христианства было употреблено выражение «отпущение грехов», по-латыни — indulgentia, которым позднее часто изобиловали папские документы. В 1098 г. папа подтолкнул также и норманнов к более энергичным действиям против сарацинов, взамен чего признал их владения на Сицилии Сицилийским королевством. Содержание и реализация этой буллы стали предметом непрерывных споров между Сицилией и папством вплоть до середины XIX в. В период понтификата Урбана II во Франции появилась новая ветвь реформированного ордена св. Бенедикта в основанном Робертом из Моле монастыре в Сито (на юг от Дижона). В 1093 г. Урбан II назначил бенедиктинца Ансельма из Аосты (1033—1109) архиепископом в Кентербери (Англия). Ансельм был выдающимся представителем научного и методического изложения проблем теологии и философии, называемого в период средневековья «схоластикой». Урбан II умер через две недели после взятия крестоносцами под водительством Готфрида Бульонского Иерусалима. В 1881 г. Урбан II был признан блаженным.

http://sedmitza.ru/lib/text/442346/

Как была сформулирована популярная в западном богословии «юридическая теория искупления»? Кто первым привел онтологическое доказательство бытия Бога и в чем его суть? И почему, опираясь на понятие, например, о Деде Морозе, нельзя с помощью онтологического аргумента доказать существование этого сказочного персонажа? Рассказывает Виктор Петрович Лега . Ансельм Кентерберийский. Витраж. XIX в.      Первым действительно крупным богословом и философом эпохи схоластики принято называть Ансельма, архиепископа Кентерберийского. Он известен не только как святой Католической церкви, но и как автор так называемой «юридической теории искупления», принятой Католической церковью, а также и некоторыми православными богословами. «Второй Августин» Ансельм Кентерберийский (1033–1109) родился в небольшом итальянском городке Аоста. После смерти матери он покинул родные места, несколько лет странствовал; попав на север Франции, в Нормандию, остался здесь, поступив в бенедиктинский Бекский монастырь. Бенедиктинский монашеский орден в Католической церкви известен как орден с довольно строгим монашеским уставом. Девиз этого ордена: «Трудись и молись». Так что выбор монастыря уже говорит о духовных склонностях Ансельма. Возможно, на выбор повлиял и тот факт, что в середине XI века Ланфранк, бывший тогда настоятелем монастыря, основал в нем знаменитую монастырскую школу, в которой Ансельм обучался семи свободным наукам. В 1078 году он становится аббатом – настоятелем Бекского монастыря, а в 1093 году его назначают в Кентербери епископом – после кончины Ланфранка, более 20 лет возглавлявшего эту кафедру. Ансельм противился назначению на Кентерберийскую кафедру: тихая жизнь в монастыре, где он мог предаваться богословским и философским трудам, ему нравилась больше. Но пришлось подчиниться и отправиться в Англию. Кстати, сам выбор Ансельма на эту кафедру свидетельствует об огромном авторитете, который он к этому времени уже имел. К нему даже прилепилось прозвище «Второй Августин». Действительно, Ансельм следовал этому великому отцу Церкви, не изобретая ничего нового, стараясь найти правильную, догматически выверенную истину в работах блаженного Августина . А, как мы помним, блаженный Августин сам часто сомневался, менял свою точку зрения. Но поскольку Августин был одним из величайших отцов Церкви и для Западной церкви наиболее авторитетным, выработка четкого богословского мнения по каждому вопросу была насущной необходимостью.

http://pravoslavie.ru/93073.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСМУНД Осмунд, еп. Солсберийский. Скульптура на вост. фасаде собора в Солсбери. 1878 г. Скульптор Дж. Редферн. Фото: R. Avery. 2010 г. Осмунд, еп. Солсберийский. Скульптура на вост. фасаде собора в Солсбери. 1878 г. Скульптор Дж. Редферн. Фото: R. Avery. 2010 г. [Лат. Osmundus] († 1099), св. (пам. зап. 4 дек.), еп. Солсберийский (Сарисберийский). Племянник и соратник Вильгельма Завоевателя, лорд-канцлер. Один из составителей «Книги Страшного Суда» (Doomsday Book). Источники Упоминания об О. встречаются в «Деяниях понтификов» и «Деяниях королей» Уильяма Мальмсберийского ( Willelmus Malmesbirsensis. 1870. P. 183-184, 424-428; Idem. 1840. Vol. 1. P. 372, 375; Vol. 2. P. 505), а также в «Истории последних событий в Англии» (Historia novorum in Anglia) Эадмера , Registrum Osmundi (устав мон-ря согласно норманнскому церковному обычаю, составленный О. после 1092 и переписанный в нач. XIII в.), «Memoranda de Osmundo» (1229), «Laudatio Osmundi» (1456). Помимо этого небольшой синопсис деяний св. Осмунда, включенный в сборник житий святых ( Antonius Florentinus. 1491. Fol. CCCXVv - CCCXVIr), подготовил Антонин Пьероцци (1389-1459) ок. 1440 г. ( Tervoort. 2004. P. 138). Жизнь О. род. в семье Генриха, гр. Сагии (ныне Се, деп. Орн, Франция) (Nova Legenda Angliae. 1901. P. 244), и Изабеллы, дочери Робера, герц. Нормандии, сестры Вильгельма Завоевателя (Family descent of S. Osmund. 1891. P. 373). Был одним из королевских капелланов, в 1078 г. стал епископом Сарисбери (Сарума, ныне Солсбери, Великобритания), возможно, был также эрлом Дорсета (In Festo. 1901. P. 244). Будучи одним из авторов «Книги Страшного Суда», вероятно, занимался переписью земельных владений графств Дерби, Ноттингем, Центр. и Сев. Ланкашир, Хантингдон, Уэстморленд, Линкольн и Йорк (Dictionary of National Biography. 1895. P. 313). В 1086 г. О. присутствовал на совете в Саруме, к-рый принял результаты работы над переписью, а также признал верховную власть короля над всеми перечисленными в ней землями ( Rich Jones. 2012. P. XXIV). 5 апр. 1092 г. был освящен новый кафедральный собор в крепости Сарума, построенный под рук. О. ( Willelmus Malmesbiriensis. 1840. Vol. 2. P. 505). Также О. реформировал капитул собора по норманнскому образцу. В февр. 1095 г. епископ принимал участие на стороне короля в Соборе в Рокингеме ( Eadmerus Cantuarensis. 2009. P. 160-162), на к-ром оппонировал архиеп. Кентерберийскому Ансельму (1033-1109) в споре об инвеституре ( Darch, Burns. 2017. P. 112; Smith. 2015. P. 63). После долгих лет епископства мирно скончался. Почитание

http://pravenc.ru/text/2581631.html

Статистика Ансельм Кентерберийский Ансельм Кентерберийский (ок. 1033–1109), учитель церкви и архиепископ Кентерберийский. Родился в Аосте (Пьемонт, Италия) в знатной ломбардской семье. Вынужденный уйти из дома, поступил в известный монастырь в Беке (Нормандия), где в 1060 принял монашеский постриг, а в 1063 стал преемником своего учителя Ланфранка в звании приора. В 1078 был избран настоятелем аббатства и посетил владения своего монастыря в Англии, где приобрел множество друзей. После кончины Ланфранка, бывшего архиепископом Кентерберийским, король Вильгельм Рыжий, противясь всеобщему желанию видеть Ансельма преемником Ланфранка, четыре года держал архиепископскую кафедру вакантной и уступил лишь в 1093. Ансельм потребовал, чтобы знаки его архиепископского достоинства были вручены ему папой, а не королем. Хотя этот спор удалось уладить, Ансельм все же отбыл в 1097 в Рим, где оставался до тех пор, пока в 1100 преемник Вильгельма Рыжего, Генрих I, не призвал его вновь на архиепископскую кафедру. Спор по поводу мирских инвеститур разгорелся с новой силой, и его удалось разрешить только в 1107, когда стороны пришли к соглашению о том, что епископы должны оказывать надлежащие почести правителям своей страны, однако символы их духовного сана им может вручать только Церковь. Умер Ансельм в Кентербери 21 апреля 1109 и был причислен к лику святых в 1494. В Западной церкви день памяти святого 21 апреля. В области христианского вероучения Ансельм предложил новую трактовку догмата искупления, согласно которой жертва Христа была не выкупом дьяволу за согрешившее человечество, как принято было думать до тех пор, а выкупом, принесенным за человечество Богу. Это новое толкование вскоре завоевало всеобщее признание. Рассматривая проблему соотношения веры и разума, Ансельм в духе августиновского учения утверждал, что вера является необходимой предпосылкой рациональной спекуляции. Его знаменитые изречения – например, «вера, требующая понимания» (fides quaerens intellectum) или «верую, чтобы понять» (credo ut intelligam) – стали своего рода девизами августинианской школы, а большинство его последователей – вплоть до эпохи св. Альберта Великого и св. Фомы Аквинского – разделяли его точку зрения на отношение веры и разума. Однако главная заслуга Ансельма состояла в том, что он сформулировал т.н. онтологическое доказательство бытия Бога, призванное показать, что из самого понятия Бога с необходимостью вытекает его существование; впоследствии это доказательство развивали, обсуждали и опровергали многие выдающиеся философы. К числу важнейших сочинений Ансельма относятся Монолог (Monologion), Прибавление к рассуждению (Proslogion), Об истине (De veritate) и Почему Бог стал человеком (Cur Deus homo); последнее посвящено изложению знаменитого учения Ансельма о смысле искупительной жертвы Христа. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/903

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010