Другой показательный прецедент — норма о единобрачии архиереев, имеющая своим источником требование апостола Павла об архипастырях: «Епископ должен быть одной жены муж» (1 Тим. 3:2). Первоначально, в течение почти пяти веков, именно это ограничение и считалось обязательным для хиротонии лица. 17-е Апостольское правило так и гласит: «Кто по святом крещении двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быть епископом». Однако, как известно, со временем общецерковное сознание пришло к иному правилу, имеющему до сих пор универсальное значение, о полном безбрачии епископата (137-я новелла императора св. Юстиниана Великого, 12-е и 48-е правила Трулльского Собора). Удивительно, но при внешней несхожести обоих предписаний никакого противоречия между ними нет. Апостол писал свое послание в то время, когда безбрачных лиц для епископской хиротонии найти было очень трудно. Да и обязательный целибат выглядел слишком революционно для своего времени. Вследствие этих причин апостол Павел установил некоторое ограничение (архиерею дозволяется только один брак), но даже оно часто выступало диссонансом в древние, языческие времена на фоне распущенных нравов современного ему общества. С течением времени помимо женатых лиц в епископский сан стали рукополагать и неженатых мужчин. И общецерковное сознание, основываясь на собственной оценке последствий одной и второй практики, постепенно сформулировало с необходимой для правовой нормы четкостью указанный выше принцип во всей его полноте История, однако, на этом не закончилась. В эпоху иконоборчества и после нее стало считаться должным, чтобы в епископы хиротонисался только кто-либо из монашествующих. Белое священство, а также лица, имевшие детей, по мнению ревнителей церковной чистоты, не вправе были претендовать на архиерейский сан. Это побудило императора Льва VI Мудрого издать соответствующую новеллу, согласно которой данные ограничения объявлялись излишними. Но это дало косвенный повод для епископов, ставших таковыми из мирян и имевших ранее жен и детей, настаивать на продолжении их брачных отношений с супругами.

http://bogoslov.ru/article/5706489

А когда один из благородных людей дал клятву навсегда воздерживаться от мяса в третий день седмицы, думая тем почтить честнаго Предтечу, и когда было предложено на обсуждение собору, должно ли ему и в праздник Рождества Христова, случившийся тогда в третий день (седмицы) соблюдать клятву поста, то святейший оный патриарх Лука с подведомым ему синодом отвечал, что хотя хорошее дело пост и во всякое время, но не должно предпочитать таковую клятву Господскому празднику: ибо если Апостолы наказывают постящагося или преклоняющего колена в субботу или в день Господень, то кто может простить предпочитающего частную и самовольную клятву поста Господскому празднику и духовному веселию [Указание на практ. разр. вопр. недоумен. взято из Вальсамона.]. Ищи еще в 9-й главе буквы Β правило 28-е того же святого отца и в главе 1-й буквы Α правило 81-е. 94-е правило VI Собора, упоминая об этом (правиле), говорит: поелику " клянущихся клятвами языческими " (как-то: " клянусь солнцем " или чем-нибудь иным) правило 81-е Василия Великого епитимии подвергает, то и мы таковым отлучение определяем. Законы Епископам и клирикам до чтецов - клясться совсем запрещено: клятва для них заменяется письменным показанием. Епископ, отказывающийся от своей подписи на избраниях архиереев и только в этом случае - извергается, а в иных случаях не извергается, но подвергается наказанию по законам. А 72-я новелла императора Льва Мудрого говорит: всякая запись, на которой рукою составителя ее начертан образ честного и животворящего креста, должна иметь силу и неизменность, хотя бы и не была обеспечена пенею. Никто, поклявшийся Богом, наказанию не подвергается, ибо Бог есть праведный каратель клятвы (ложной); а поклявшийся царем по некоторой ревности (по отношению к неприкосновенности царя) [См. толк. cap.44, tit.V, XXII lib. Basilic. " quodam calore " ; tom.11, p.566.] прощается; впрочем, поклявшийся царем в уплате долга и оказавшийся клятвопреступником дает пеню, лишается своего дела и лишается гражданской чести.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

А новелла императора Льва Мудрого евнуха, сочетавшегося законным образом с женою, повелевает подвергать наказанию любодеяния, а священника, незаконно сочетавшего (его браком), лишать священнического достоинства; но позволяет евнухам усыновлять, кого они хотят. Глава 35-я. - о благочинии молитв 75-е правило VI Собора повелевает, чтобы молящиеся в церкви и поющие не издавали безчинных и напряженных звуков, но с сокрушенным сердцем и смиренным расположением духа и со вниманием творили молитвы и псалмопения, дабы и внутренним расположением духа и внешним видом привлекать милость Божию к грешным. Ибо, благоговейны, - говорит книга Левит, - сотворите сыны Израилевы (Лев.15:31). Запрещает также правило употреблять отрывистые и непристойные мелодии, излишнюю вычурность и игривость песнопений, что более приличествует театральным песням, нежели церкви Божией. А сие многократно было возбраняемо многими патриархами с решительными запрещениями; заповедано же употреблять простое и невычурное псалмопение и во всенощных и в погребальных обрядах, чтобы держался древний и боголюбезный обычай и ничего более не было [Добавл. из Вальсам. Ср. Уст. Дух. Консис. Paзд.II, гл.2, стр.35,36. УК. Св. Син. 1084 г. 22 дек. п.1-3.]. О Трисвятой песни А 81-е (правило того же собора) и тех, которые, не стыдясь примешивать к Трисвятой песни слова Петра Кнафея [Петр Кнафей, или Фуллон, патр. Антиохийский, последователь Евтихия, поддерживаемый импер. Зеноном и Анастасием. Феопасхиты или патрипассиане также утверждали, что пострадало не одно лицо Пресвятыя Троицы, но все три лица. Христ. Чт. 1823 года, часть XII, стр.151. Оп. Курса Церк. Законов, выпуск II, стр.482.], к словам: " Святый Бессмертный " прибавили слова: " Распныйся за ны, помилуй нас " , подвергает погибельному осуждению анафемы: ибо таковое прибавление или вводит четвертое лицо и поставляет отдельно Сына Божия, ипостасную силу Отца, и отдельно распятаго Христа, как будто бы другого, отдельного от Крепкаго, или заключает мысль о страдании Троицы и о сораспятии с Сыном Отца и Святаго Духа. А мы знаем из церковной истории, что когда в Константинополе, при архиепископе Прокле, народ, удручаемый каким-то посланным от Бога бедствием, совершал молебствие, восхищен был на воздух отрок и таинственно научен был сей самой песни и, спустившись, возвестил присутствующим таинственно открытое ему, и когда народ пропел (песнь) без прибавления, бедствие, Богом посланное, прекратилось [Вальсам.; см. излож. веры Св. Иоанн Дамаск. kh.III, гл.Х. О том же свидетельствуют Акакий Архиеп. Константинопольский. Кодин, Кедрин, Никифор Каллист и др. (Хр. Чт. 1839 г., ч.4.]. Но и святый и Вселенский IV Собор постановил петь Трисвятую песнь таким же образом, хотя темный и коварный род армян не оставляет и до ныне сего мерзкого заблуждения. - Ищи в 11-й главе буквы Β правило 15-е собора Лаодикийского стр. 96 (выноска 3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Заметь, что хотя настоящее правило и не предписывает христианам в обязательном порядке оставлять все дела по воскресеньям, и прибавляет «если они имеют возможность оставить дела», всё же гражданские законы предписали всем христианам обязательно оставаться в покое по воскресеньям, за исключением земледельцев. И даже земледельцам 54-я новелла Льва Мудрого позже предписала оставлять в воскресенье свои дела. А Никифор Исповедник в своем 2-м правиле из семнадцати, содержащихся в т. 2 «Синодикона», говорит (с. 918), что в воскресенье не подобает и путешествовать без необходимости. Христианам же нужно тратить свободное время в воскресенья и прочие праздники не на пьянство, игры, песни и беспорядки, но на то, чтобы ходить в церковь и слушать божественные слова, читать священные книги и делать другие добрые дела. Поэтому Игнатий Богоносец в Послании к магнезийцам повелевает: «Каждый из нас да субботствует духовно, радуясь поучению в законе, а не послаблению плоти, не пляске и безумным воплям» (Ign. Ер. ad Magn. 9//PG 5, 768А.). Св. Амвросий учит, что дни отдыха не подобает превращать в праздники распутства. А Златоуст в «Слове на новый год» (т. 5, с. 357) говорит: «Какой же праздник приличествует христианам? Давайте послушаем, что говорит Павел: Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины ( 1Кор.5:8 )» (Ioan. Chrysost. In kalend. 2//PG 48, 956.). И еще он же в «Слове первом на Пятидесятницу» говорит: «Праздник есть не что иное, как радость духовная» (т. 5, с. 603) (Idem. De Sancta Pentecost. I, 2//PG 50, 455.). А Вальсамон в ответе 51 (Греко-римское право. С. 386) учит, что в день воскресный не следует даже мыться, имеющим же бани не должно топить их в этот день; того же, кто вымоется в воскресенье, вразумлять епитимией, налагаемой по рассуждению епископа. Об этом сказано и в «Апостольских постановлениях» (кн. 5, гл. 10): «И в воскресные дни не позволяем вам ни произносить, ни делать что-либо бесчестное. Так и в Писании где-то сказано: Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом ( Пс.2:11 .) т. е. радость наша должна быть соединена со страхом и трепетом» (PG 1, 853С.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Сведения, сообщаемые нам византийскими историческими сочинениями, позволяют утверждать, что в конце IX в. в малоазийских фемах идет формирование крупного землевладения провинциальной знати. Продолжатель Феофана говорит о семействе Аргиров 92 . Лев Аргир был основателем рода и являлся турмархом фемы. У него были земельные владения в феме Харсиан, где он также основал монастырь св. Елизаветы. Продолжатель Феофана и Константин Багрянородный упоминают о его сыне Евстафии Аргире, который занимал высокие посты в армейской структуре (в частности, он был стратигом Аиатолика) 93 . Будучи смещенным по какому-то подозрению со своего поста, он был отправлен в родовое имение в Харсиан. Из Малой Азии происходили также Фоки. Продолжатель Феофана сообщает, что Никифор Фока прибыл в Италию для войны с арабами в сопровождении «большой силы из восточных архонтов» 94 . Как Фоки, так и Аргиры, таким образом, имели земельные владения в Малой Азии. Но обращает на себя внимание то, что упоминания о них в источниках весьма скудны. Зато Продолжатель Феофана постоянно ссылается на отличные боевые качества представителей этих семейств, помогавшие им достигнуть высших военных постов в империи. Это дает нам право говорить о том, что провинциальная знать в конце IX – начале X в. была связана прежде всего с государственной службой, а не с эксплуатацией провинциальной собственности. На это обстоятельство указывает также законодательство императора Льва VI Мудрого. Новелла 84 проводит в жизнь принцип законодательства Юстиниана, запрещавшего провинциальным чиновникам приобретать недвижимость в тех провинциях, где они исполняют обязанности государственных чиновников. Но в то же время она разрешает другим лицам приобретать недвижимость в провинции, правда, с разрешения местного стратига 95 . Согласно новелле разрешалось «невозбранно и беспрепятственно продавать ее (недвижимость. – М. М.) кому захочется, поскольку она облагается димосием» 96 . На первый взгляд очевидна непоследовательность законодательства в этом вопросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

правления) и до Евстафия (1019–1025 гг. правления), кроме впавших в ересь, покинувших кафедру или ведших недостойную жизнь. В последующее время в канонизации архиереев появляется существенная избирательность, и это свидетельствует об определенном изменении концепции святительской святости: акцент переносится с праведного пастырства на личное подвижничество архиерея и его роль в устроении церковной жизни. Это изменение концепции было обусловлено, видимо, распространением общепочитаемости на лик святителей, когда лишь отдельные местночтимые епископы оказываются в числе чтимых всею церковью святых (что предполагает избирательность). Существует новелла императора Льва Мудрого (886–911 гг. правления), в которой предписывается, чтобы во всей греческой церкви, наряду с апостолами и мучениками, праздновалась память семи знаменитейших святителей: Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Епифания Кипрского . Нужно думать, что этот указ закреплял уже сложившуюся практику, и это показывает, что избирательность уже была ей присуща. В русской церкви избирательность в почитании святителей имеет место с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ум. ок. 1077 г.). Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. в день обретения его мощей (23 мая); характерно, что одновременно были обретены мощи его преемника Исаии, однако почитание его памяти установлено не было; избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св. Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты московские Петр , Алексий и Иона, св. Стефан Пермский. В честь святителей вынимается четвертая частица из “девятичинной” просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: “Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; Афанасия и Кирилла Александрийских , Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских , Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей”.

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

Поэтому тотчас поётся: «Возстани, Господи» и читается пресвитером на амвоне утреннее евангелие... и после того сугубая ектенья,– великие прошения, главопреклонение и отпуск»... 2 . Новелла императора Льва Мудрого (886–911) неизвестного года о всеобщем праздновании некоторым святителям. (Напечатана в Jus Graeco-Romanum Цахарие, III, 184). Т σεβασμ τν σεπτν ποστλων θεσπσματι πρς δξαν κα τιμν κπεφωνημν τν τε ερωττων μερν, α τ ορτζειν μν τ τν λων δεσπτ κομζουσι, κκενων δ, σαι τς τε ατν τοτων τν οιδμων νομογρφων κα τν λλων καλλινκων γωνιστν, ο σφαγας οκεαις τν δυσσβειαν τροπσαντο, τς τελεισεις μηνουσι, ξου τυγχνοντος κα τοτου συσεπισυνφθαι, στε κα τν μετ’ κενους ν τ κκλησ διαλαμψντων θεηγρων νδρν κα φωστρων δκην τ τς κκλησας στερωμα πρξεσι κα διδγμασι καταπυρσευσντων μ γρστους μηδ’ νερτους ε ναι τς μνμας, τ λεπον προσαναπληροντες θεσπζομεν, κα τοτων τς ερς τς τελεισεως μρας τιμας εροπρεπσι κατασεμννεσθαι· ν στ γε τ νματα· θανσιος, ν ρχιερεσι θεο περινυμος· βασ λειος, τς κκλησας σεμντης· γρηγριος, τς θεολογας πνυμς· γρηγριος, γλυκς τς κκλησας ποταμς κα πρλαμπρος· ωννης, τ πνχρυσον στμα το πνεματος· κα σν τοτοις κριλλος κα πιφνιος, ν κα τ κατορθματα κα τ κλος τος’ ερημνοις φμιλλον. Русский перевод: «К досточтимому славных апостолов узаконению, изглашенному в честь и славу священнейших дней, празднование которых приводит нас к Владыке всяческих 982 , а также и тех (дней), которые являют кончины самих сих блаженных законодавцев и других добропобедных борцов, своими мученическими смертями посрамивших нечестие 983 , (- к узаконению этому) достойно присовокупить и то, чтобы памяти и после них воссиявших в церкви богопроповедных мужей и наподобие звёзд озаривших твердь церкви делами и учениями не были оставлены без чествования и без празднования. Поэтому, восполняя недостающее, узаконяем, чтобы священные дни кончины и сих были чтимы священно-подобающими честями; имена же сих: Афанасий, во архиереях Божиих преславный; Василий, царское украшение церкви; Григорий, богословию тезоименитый; Григорий, сладкая церкви река и преславный; Иоанн, всезлатые уста Духа, и с этими Кирилл и Епифаний, которых подвиги и слава (которые подвигами и славой) соревновали с (выше) поименованными.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

59 Об этом сотенном росте упоминает и божественный Златоуст (Беседа 56 на Евангелие от Матфея): «Один (человек, имеющий долг. – Прп. Н.) едва отдает сотенный рост, Другой же (Бог. – Прп. Н.) воздает во сто крат и жизнь вечную (Ioan. Chrysost. Hom. in Matth. 56. 5//PG 58, 556). 60 Поэтому и Симеон Фессалоникийский говорит: «Диаконы не должны приносить частицы, но все диаконы делают это через пресвитеров». И еще: «Ибо дара совершать приношение Богу они [диаконы] не имеют, ведь они суть диаконы и обладают только служебным достоинством. В самом деле, если им нельзя облечься в священную одежду без благословения архиерея или иерея и нельзя начать никакого священнодействия без пресвитера, то как они сами станут совершать проскомидию?» (Sym. Thessal. De sacra liturg. 96//PG 155, 289BC). И божественный Епифаний в главе о 79-й ереси говорит то же самое: «Ведь диаконам в церковном чине вверено не совершение какого-либо таинства, но лишь служение при совершаемом» (Epiph. Adv. haer. 79. 4//PG 42, 745A). И в «Апостольских постановлениях» (кн. 8, гл. 46) сказано: «Диакону не позволено приносить жертву, или крестить, или совершать благословение, малое или великое» (PG 1, 1153A). 61 Поэтому должно считать недействительным письменное постановление императора Алексея Комнина, которое определяет, что хартофилакс Великой церкви, будучи диаконом, в собраниях (за исключением Собора) садится выше не только иереев, но и самих архиереев. Это постановление обосновывает отмену данных соборных правил не чем иным, как удержавшимся долговременным обычаем. Однако это не является достаточным основанием: скорее напротив, должны побеждать правила, а не обычай, противный правилам. Хотя обычай имеет силу неписаного закона, а в гражданских делах давний обычай даже получает силу закона, однако не во всем подряд, но там, где нет писаного закона и где это не противоречит писаному закону или правилу. Так считает и сам Вальсамон, хотя он и одобряет (поскольку сам был хартофилаксом) неуместное решение императора. И в соответствии с 4-м постановлением 3-го тит. 1-й кн. «Дигест», которое есть 41-я гл. 1-го тит. 2-й кн. «Василик», 6-я новелла Льва Мудрого также определяет, что не должен иметь силы неписаный обычай, запрещаемый правилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Дошло до святого Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру ради гнусного прибытка берут на откуп чужие имения и устраивают мирские дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются и поручения по имениям принимают из сребролюбия. Посему определил святой и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений и в распоряжение мирскими делами не вступал, разве только по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ города поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах, или вдовах беспомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Если же кто впредь дерзнет преступить сие определение, таковой да будет подвергнут церковному наказанию. Правило было составлено в соответствии с пожеланием императора Маркиана во время шестого заседания. Оно отражает содержание второго из предложений, представленных тогда на рассмотрение отцов Собора 1118 . Последние, сохранив сущность, а частично и форму предложенного текста, внесли в него изменения редакционного характера. Они дополнили предложенный текст двумя исключениями – в связи с опекой над несовершеннолетними, в случае, когда к тому существует законная необходимость, и в связи с попечением о некоторых категориях лиц, о которых Церковь традиционно проявляла заботу. Кроме того, тогда как в тексте проекта для нарушителей предусматривалось низложение, в принятом правиле гораздо меньше ясности в отношении меры наказания. Новелла 86 императора Льва VI Мудрого предусматривает запрещение в служении на определенный период, и лишь повторное нарушение влечет за собой извержение 1119 . Церковь никогда категорически не противилась тому, чтобы в случае нужды духовенство занималось светской деятельностью. Но, конечно, это относится только к определенным занятиям и профессиям. Так, совершенно воспрещается всякая деятельность, связанная с коммерческими операциями широкого масштаба или финансовыми спекуляциями. Еще до Халкидонского Собора тот же принцип выражен в ясном виде 6 правилом Святых Апостолов и 16 правилом Карфагенского Собора 1120 . Правда, зло это не было уже новостью. Еще в III в. св. Киприан бичевал в своих творениях епископов, принимавших богато оплачиваемые должности и занимавшихся коммерцией 1121 . Позже блж. Иероним говорил о клириках, ставших procuratores et dispensatores domorum alienarum atque villarum [управителями и распорядителями чужих домов и вилл] 1122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

А так как апостолы составляют лик святых высший лика мучеников, то необходимо думать, что им начало быть празднуемо во всей Греческой церкви или ранее или во всяком случае не позднее, чем мученикам ( Константин Великий построил в Константинополе храм в честь 12-ти апостолов, – знаменитый храм апостолов, имевший служить и служивший усыпальницею для императоров и для патриархов). После апостолов и мучеников распространена была общепочитаемость на святителей и преподобных весьма нескоро. Существует новелла импер. Льва Мудрого , занимавшего престол с 886-го года по 911-й год, которою повелевается, чтобы вместе с ликами апостолов и мучеников было празднуемо по всей Греческой церкви семи знаменитейшим святым из лика святителей: Афанасию Александрийскому , Василию Великому , Григорию Богослову , Григорию Нисскому , Иоанну Златоустом у, Кириллу Александрийскому и Епифанию Кипрскому 24 . Нет сомнения, что сейчас поименованным знаменитейшим святителям во времена Льва было празднуемо не в одних только их частных церквах, а более или менее широко и за пределами последних; однако, указ императора свидетельствует, что еще не во всей Греческой церкви в точном смысле этого слова 25 . За тем, указ ясно свидетельствует, что лики или классы святителей и преподобных оставались еще до Льва, как и на будущее время остались, местнопочитаемыми 26 . Начавшемуся со времени импер. Льва распространению общепочитаемости на лик святителей, а за ним, вероятно, и на лик преподобных, чрез столетие после Льва весьма много содействовал в достижении его предела или конца импер. Василий Болгаробоец, занимавший престол с 975-го года по 1025-й год, который издал иллюстрированный или украшенный изображениями пролог, содержащий краткие жития святых всех классов, noчumaeмыx so bcex частных церквах Греческих или на пространстве всей церкви Греческой, взятой как одного общего цeлoro (Menologium Graecorum, Basilii Porphyrogeniti imperatoris jussu editum) 27 . Однако, и в конце XI – начале XII века это распространение общепочитаемости на наши два класса святых еще не было совершенно полным 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010