Прочти также Трулльского собора правила 21 и 26 и что написано в них. А 79я новелла императора господина Льва Мудрого содержит в себе буквально следующее: что однажды было посвящено Богу, тому определено быть неотъемлемым, и это не только по отношению к посвященным сокровищам, но более и скорее по отношению к людям, которые чрез причисление к клиру посвящаются Богу, хотя бы мучитель грех (как много человеческих падений!) изгонял их из того чина, которого украшением они назначены быть. Итак, не принимая мысли древнего законодателя, который хочет, чтобы пресвитер, или диакон, или иподиакон, сочетавающийся с женою после своего рукоположения, совершенно оставлял этот образ и возвращался в мирскую жизнь, мы объявляем это постановление недействительным; а определяем наказание их ограничивать одним низведениям из чина, в котором они были признаваемы прежде брака; но не осуждать их совершенно на лишение образа клирика и другого служения в церквах, которое совершать дозволяется. Славянская кормчая . Прежде поставления кто во иерейство блуд сотворит, не служит . Аще исповесть пресвитер, яко согреши прежде поставления, да не служит токмо. Некая бо прегрешения, рукоположение прощает. Аще же ни исповесть, ни обличен будет от кого, сам да имать власть. Толкование . Иная убо прегрешения, рукоположение разрешает, рекше, поставление, токмо плотскаго греха устраняется. Аще убо кто прежде поставления блуд сотворив, и потом поставлен будет пресвитер, и по поставлении исповесть грех той, седания убо и чести пресвитерския да приобщается, святительскаго же, ничтоже да нс действует, рекше, да не служит. Аще ни сам исповесть, на том самом власть да лежит, или оставити святительство, или служити. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 8  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/neokesarijskij-so...

О чтецах. Посему против правил поступают те из чтецов, кои, вступив во второй брак, сохраняют еще чин свой 701 . Об этом правиле упоминает и Великий Василий в 12 своем правиле... (текст правила). А апостольское 13 (правило говорит): взявший в супружество вдову, или отверженную своим мужем, или блудницу или позорищную, так как нельзя поверить, чтобы таковые при нечестной жизни оставались целомудренными 702 не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни вообще в клире 703 . С сими двумя апостольскими правилами согласно и 3 правило IV собора. Законы. Никто вступивший во второй брак да не рукополагается во пресвитера или диакона, ни тот, кто сожительствует с женою, оставившей своего мужа, ни тот, кто имеет наложницу, – но бывший мужем только единой целомудренной (жены) и из девиц. А если кто из них приведет жену или наложницу явно или тайно, немедленно должен быть лишен чина и оставаться частным (человеком) 704 . А 79 новелла императора Льва Мудрого повелевает, чтобы те из клириков, кои вступают во второй брак 705 , не чуждались ни одежды, н служения вне алтаря, ибо говорит: мы не принимаем... γ, 15, Об обручении клириков: Вальсамон 706 . Подлинно не дозволяется никому из служащих в алтаре когда он смертию, или другою причиною будет разлучен со своею обручницей прежде брака, сочетаваться с другою женою, ибо обличенный в этом деле извергается как вступивший во второй брак, и чтец, который совершить что-нибудь подобное, не производится в другую степень. А если обручение недействительно, и если лицо, сговоренное с тем, кто хочет быть посвященным, имеет более шести лет, то сговоренному не должно быть позволено сочетаваться с другою женою и таким образом быть посвященным, ибо он почитается двоеженцем, по причине вожделения так как тогда жена бывает склонна к любви. А если лицо, сговоренное с ним, было менее шести лет, когда происходило соглашение, то тавый, по сочетанию с другою женою, может беспрепятственно приступать к священству. А по отношению к мирянам сие не имеет действия. Ибо только служащие в алтаре должны быть мужами одной жены и притом девицы, так как и сами они до сего (времени) сохраняют девство 707 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Законы Намеренно извергшая временно ссылается. А новелла императора Льва Мудрого дает право мужу расторгать брак со своей женой, намеренно извергающей его семя. Давший питье, способствующее извержению плода, если он низкого состояния, осуждается на работу в рудниках; а если знатный, ссылается с временным лишением имущества, а крайнему наказанию (смертной казни) подвергается в том случае, если кто-либо умрет от сего извержению содействующего средства, хотя бы он дал и без злого умысла. Глава 29-я – о жене, нерадящей о (ново)рожденном или покидающей (его) А 33-е правило Василия Великого , а также и 52-е полагают, что родившая при пути, если, при возможности спасти, она пренебрегла рожденным, должна подлежать наказанию убийства, хотя бы другой, взявши его, по человеколюбию сохранил ему жизнь, – между тем, как она, зачавшая от блуда, быть может, или от прелюбодеяния, «последовала совсем звериному и бесчеловечному помыслу», решившись таким образом скрыть свой грех . А если по причине недостатка в необходимом, или быв ведома как пленница, или укрываясь бегством от неприятелей, и опасаясь, чтобы не быть выданной плачем ребенка, не в силах была спасти саму себя вместе с рожденным, «то матерь особенно достойна снисхождения», по вниманию к угрожающей опасности. Потому и о тех, которые повергают своих младенцев у входа в храмы – несколько раз было рассуждение в священном синоде, и было решено, чтобы таковые подвергались наказанию как убийцы, хотя кто другой возьмет дитя и, приложив попечение, сохранит ему жизнь. Закон Убивает рожденное не тот только, кто душит, но и кто бросает, кто не кормит, и кто повергает в публичных местах, рассчитывая на милосердие, которого сам не имел. Глава 30-я – о тех, которые насилуют жен-девственниц 67-е правило святых Апостолов – насиловавшего деву необрученную повергает отлучать (ибо кто станет противоречить тому, что насиловавший обрученную должен быть наказан как прелюбодей?) и удержать ее, а не выгонять, хотя бы она была из беднейших и не соответствовала его роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Подобным образом подвергаются епитимиям и те пастухи, которые кладут некую косточку под ноги овец или козлов, чтобы животные росли и их стадо умножалось, равно как и те, которые проводят своих детей через круги. И говоря в общем, все колдуны и колдуньи, а также мужчины и женщины, обращающиеся к колдунам и колдуньям, – все они, если покаются, получают епитимию, определенную настоящим правилом, а если остаются в этом диавольском заблуждении – совершенно извергаются из христианской Церкви как часть сатаны, а не Христа. Отметь, что божественный Златоуст (Беседа 3 на Первое послание к фессалоникийцам) говорит: «Те, которые заболели и не согласились на то, чтобы над ними колдовали или облегчали болезнь заговорами и амулетами, но остались мужественными и терпели, получают мученический венец как мученики» (Ioan. Chrysost. Hom. in Ep. I ad Thessal. 3. 5//PG 62, 412). И в 5-й беседе против иудеев он так говорит: «И ты, если отвергнешь заговоры, чары и ворожбу и умрешь от болезни, будешь настоящим мучеником, потому что когда другие обещали тебе выздоровление в обмен на нечестие, ты предпочел умереть в благочестии» (Idem. Adv. Jud. 8. 8//PG 48, 940). И 65-я новелла Льва Мудрого говорит, что «тот, о ком совершенно точно узнают, что он колдует или ради исцеления от телесной болезни, или ради того, чтобы защитить плоды от повреждения, должен подвергнуться высшему наказанию и понести ту кару, какую несут бунтовщики против царя». 279 Волшебники – это те, которые призывают бесов для каких-либо благодеяний, несмотря на то, что те губители и злоумышленники. 280 Чародеями называются те, которые привлекают бесов какими-либо заговорами и призываниями к участию в тех делах, которые они намечают, а также те, которые заговаривают диких зверей, например волков и др., чтобы они не пожрали их скот, когда он находится ночью вне загонов, или берут змей в руки и делают так, чтобы они их не кусали. Чародеями называются и заговаривающие супружеские пары диавольским искусством и магией. О треклятые! О негодяи! О прогневляющие Бога! Увы и горе тем, кто занимается таким сатанинским делом! Ах, и не знают эти несчастные, какое страшное наказание постигнет их потому, что по их вине подвергается бесчестию честной брак, возникает ненависть между супругами и навсегда разлучаются те, кого Бог сочетал ( Мф. 19:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

А именно: чтобы детей крестили не чужие люди из другой страны или из другого рода и семьи, даже если они православные, но сами кровные родственники детей, принимающих крещение, например дяди, двоюродные или троюродные братья и другие родственники, брак с которыми запрещен. Ведь поскольку они состоят в кровном родстве и из-за него брак между ними запрещается, то, соответственно, их брак запрещается и из-за духовного родства, и таким образом они не впадают ни в какое беззаконие. 550 У самого митр. Илии Критского речь идет о детях от одних и тех же родителей. См.: PG 119, 996А. 551 Стоит рассмотреть и исследовать, почему новелла-постановление Льва Мудрого предписывает, чтобы при родстве от усыновления имело силу все то же самое, что соблюдается и при родстве от святого крещения (это согласно также с постановлением, вынесенном при Николае Константинопольском), и хотя закон не запретил вступать в брак тем, кто находится в родстве от святого крещения по боковой линии, но здесь, в родстве от усыновления, запретил вступать в брак и родственникам по боковой линии. Вероятно, закон запретил им вступать в брак, во-первых, потому, что, по законам, родство от усыновления представляется более близким, чем родство от крещения (хотя первое в наши времена исчезло и встречается редко), и, таким образом, в родстве от крещения закон запретил вступать в брак только родственникам по прямой линии до третьей степени, тогда как родственникам по боковой линии не запретил вообще, а в родстве от усыновления запретил браки и между родственниками по боковой линии. Во-вторых, чтобы было ясно, кто должен наследовать имущество своих родственников от усыновления, как и в кровном родстве. А в родстве от крещения закон не запретил вступать в брак родственникам по боковой линии, потому что такие родственники не наследуют своим духовным отцам и родственникам. 552 Вообще говоря, при родстве от усыновления, согласно Властарю, должно соблюдать, как и в кровном родстве, и брачные степени, и порядок наследования родителям, как учат благочестивые законы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

1324 г. Синодальное определение 24 марта 1324 г. при патриархе Исаии по поводу дела чтеца Матфея Фалассена, женатого на обрученной другому и пожелавшего получить священство. Обручение жены не признано препятствием к хиротонии, но не принципиально, а потому, что невесте было 5 лет, а жениху 9 и они жили отдельно друг от друга 697 . 1335 г. Матфей Властарь в своей «Σνταγμα κατ οτοιχεον» γ, гл. 2, 4: О браках дозволенных и недозволенных: Святых Апостол 26 правило и 6-е VI собора и Карфагенского 16 (20 в книге правил) позволяют вступать в законный брак тем из причисленных к клиру, которые состоят пока в должности чтецов и певцов; после же производства в степень иподиакона, или диакона, или пресвитера, отнюдь не дозволяют им вступать в брак, ибо те из посвященных, кои уклоняются к браку, немедленно извергаются 698 . И 1-е (правило) соб. Неокесарийского лишает священства пресвитера, даже законно сочетавшегося с женою. (Далее приводится 13 пр. VI собора и почти буквально повествование Сократа о защите брака священнослужителей св. Пафнутием). А на 10-е (прав. соб. Анкирского), которое говорит, что по закону можно вступать в брак и после рукоположения с позволения своего епископа – не обращай совсем внимания. Закон. Ибо новелла царя Льва Мудрого говорит, что, хотя, на основании написанного обычая, посвященным лицам, можно было брать законных жен в пределах десяти лет 699 после рукоположения, – но сие, как воспрещенное церковными правилами (Ап. 26; VI всел. 6, 3), не должно иметь действия. (Далее приводится Нов. Юст. 123 гл. 14 по Номок. Фотия IX, 29: ср. Василики III, 1, 14 и из Прохирона Вас. Македонянина V, 1. при чем последние слова κα τς ξας ατς γυμνονται, очевидно, под влиянием 79 новеллы Льва, опускаются). γ, 4: о лицах посвященных, вступающих во второй брак 700 . (Приведя 17 ап. правило, он продолжает): ибо благодать Всесвятого Духа, в неизреченном и уму непостижимом таинстве божественного крещения омывши от всякой скверны крещенного и показавши причастным света, не препятствует ему впредь просветляться и чистым светом священства; после же божественной бани уже не остается жертвы за грехи, которая бы могла даровать и священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

А на 10-е (прав.) собора Анкирского, которое говорит, что диакону можно вступать в брак и после рукоположения, с позволения своего епископа – не обращай совсем внимания. Закон Ибо новелла царя Льва Мудрого , что хотя, на основании неписанного обычая, посвященным лицам можно было брать законных жен в пределах десяти лет после рукоположения, – но сие, как воспрещенное церковными правилами (Ап. 26; VI Вс. 6, 3), не должно иметь действия. Рукополагающий безбрачного должен спросить его, может ли без законной жены честно жить, и, если согласится, пусть рукополагает его. А позволяющий диакону брать жену после рукоположения должен быть извержен из епископства, пресвитер же, или диакон, или иподиакон, вступивший в брак после рукоположения, извергается из клира. Клирикам позволено иметь законных жен. Певцы и чтецы могут вступать в законный брак; а иподиаконам, диаконам и пресвитерам воспрещено раз навсегда; посему те из них, кои приобщились браку, лишаются священства. Определение брака Брак есть мужа и жены союз и общий жребий на всю жизнь, общение божественного и человеческого права, заключается ли он посредством благословения, или посредством венчания, или посредством договора. А что бывает помимо сего, считается недействительным. Римляне составляют между собою законные супружества, когда исполнят все обнародованное законами относительно браков. А требуется, чтобы брачущиеся мужского пола были в (совершенном) возрасте, 52 а женского – способны к замужеству, – т.е. те превзошли четырнадцатилетний возраст, а эти были более двенадцати лет. А сие говорим, самовластны ли или подвластны сходящие к браку. Брак не бывает, если не будут согласны совокупляющиеся и те, которые имеют их подвластными. 53 Брак состоит не в том, чтобы муж и жена разделяли ложе между собою, но в супружеском их согласии. Полновластный, имеющий совершенный возраст, вступает в брак и помимо согласия отца. Траур по восходящим (родственникам) не препятствует браку лиц, состоящих в трауре. Живущий в целомудрии не должен быть принуждаем от своего отца ко вступлению в брак, хотя бы был и подвластный.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Вальсамон . Настоящее правило есть 27е правило Халкидонского собора без изменения. Ищи, что в нем написано, и еще 9го титула настоящего собрания 30ю главу и что написано в ней; также и 67е Апостольское правило. А что, если кто похитит женщину не под именем супружества, но для блудодеяния, неужели не должен быть наказан вместе с содействовавшими ему и соизволившими? Решение . И тем паче. Об этом не может быть и вопроса; а в отношении к тому вопрос возбуждался предлогом супружества; ибо некоторые говорили, что не сделал никакого зла тот, кто похитил женщину за тем, чтобы законным образом сочетаться с нею, которая была, может быть, недостойна рода его, и потому более была и уведена. Отцам это не было угодно, потому что может поощрять зло и ниспровергать добрый порядок в городах. – Еще кто-нибудь спросит: если похищенная после похищения пожелает законным образом жить с похитителем, – должно ли ее слушать? Решение . Никаким образом. Ибо 143я Юстинианова новелла , то есть 3я глава 58-го титула 60й книги ( Василик ) говорит буквально следующее: « похищенная не должна вступать в брак с похитившим ее; даже если бы родители ея согласились на такое супружество, они сами подвергаются ссылке ». А 4я, 5я и 6я главы того же титула и книги говорят, что похищенная получает в свою пользу имущество похитителя, если не хочет вступить в законное супружество с ним; а если захочет сего, отбирается в казну имущество ея, и похитителя, и тех, которые соизволяли на это зло, будут ли это родители их, или чужие. Прочти тот же 58й титул в целом виде и узнаешь, что каждый похитивший какую бы то ни было женщину, хотя бы это была невеста его, хотя бы раба, или отпущенная на свободу, если сделал это с оружием, он сам наказывается мечем, а содействовавшие или соизволявшие ему, после телесного наказания и острижения, лишаются ноздрей; а если без оружия, то у похитителя отсекаются руки, а помощники его, после телесного наказания и острижения, ссылаются в ссылку. Так бывает и в том случае, если и сама женщина дала согласие на похищение ея. Прочти еще 35ю новеллу императора господина Льва Мудрого .

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

131-й новеллой император св. Юстиниан I Великий (527–565) запретил еретикам получать имущество по наследству и законодательно определил, кого следует отнести к этому статусу. В XXXIX титуле «Прохирона» императоров Василия I Македонянина (867–886) и Льва VI Мудрого (886–912) содержится новелла, предусматривающая уголовные наказания («тягчайшие наказания») для лиц, удостоившихся святого крещения, а затем вновь перешедших в язычество. Помимо этого таковым персонам запрещалось завещать, дарить или получать по завещанию и в качестве дара имущество. В «Василиках» (титул XXXVII) говорится о том, что лиц, смесившихся с животными (скотоложников), следует наказывать путем отсечения члена. Разумеется, это наказание касалось не только христиан, но всех подданных Византийского царя. 123-я новелла императора св. Юстиниана Великого запрещает епископам оставлять свои епархии сверх установленного царем срока. Это же правило подтвердил в 1174 г. император Мануил I Комнин (1143–1180). Знаменитая 17-я новелла императора Льва VI Мудрого детально регулирует порядок причащения женщин после родов, определив сроки естественного очищения. Св. Юстиниан Великий своей 12й новеллой также установил порядок причащения Святых Даров и основания для отлучения от него епископами и пресвитерами. Никого в то время не смущало, что император самостоятельно определил иерархию церковных кафедр (130-я новелла св. Юстиниана Великого), предоставив преимущество чести Римскому папе. Самые амбициозные понтифики охотно повторяли легенду, что именно император святой равноапостольный Константин Великий (306–337) высказался в том духе, будто Римский епископ имеет во Вселенной власть, б ольшую царской. С другой стороны, мы видим множество патриарших или соборных актов, касающихся этих же вопросов, в частности брачных отношений. Так, 11-е правило Анкирского собора обязывает возвращать похищенных дев обрученным с ними мужчинам, даже если бы похититель лишил их девственности и насиловал. А в «Эпанагоге», авторство которой принадлежит патриарху св. Фотию (858–867; 877–886), содержится целый раздел, посвященный царям. В нем определяется его сакральный статус («царь есть законное начальство, общее благо всех подданных»), главные обязанности («забота царя — наличные силы охранять и утверждать, потерянные — мудростью и справедливыми средствами приобретать»), цель деятельности («благодетельствовать») и, наконец, главное требование к нему («царь должен отличаться православием и благочестием и прославляться ревностью к Богу»).

http://bogoslov.ru/article/5706489

Император Мануил I Комнин инициировал как минимум три догматических спора, возникших в годы его правления: в 1145, 1166 и 1180 гг. В ходе соборных дебатов многие архиереи прямо говорили об императоре: «Ведь если не теперь, то после смерти, – там он будет непременно предан анафеме» 42 . Но в ходе заседаний многие архиереи оставили свою точку зрения, и в заключение все сошлись на том, что император лучше их понимает смысл Священного Писания. В результате возобладало мнение царя 43 . Как законодатели Церкви, хотя бы и вместе с епископатом, византийские императоры далеко шагнули за границы обычного нормотворчества. Св. Феодосий I Великий издавал эдикты о проверке достоинства кандидата в епископы, а затем лично утверждал их. Он же регламентировал своими законами жизнь клириков, устанавливал судебные полномочия архиереев и даже пытался закрепить за собой единоличное право прославления святых 44 . 123-й новеллой император св. Юстиниан Великий определил, что отлучение от Святых Даров может быть осуществлено епископом или пресвитером лишь после того, как вина лица доказана. Этой же новеллой он установил возраст для рукоположения пресвитеров, диаконов, иподиаконов, чтецов и диаконис (соответственно 30, 25, 20, 18 и 40 лет). 86-я новелла императора Льва VI Мудрого (886–912) установила еще одно основание для низвержения епископа из сана – если он занимается защитой на суде (адвокатской практикой), откупами или поручительствами. Пожалуй, лишь св. Юстиниан Великий может соперничать с каноническим творчеством этого выдающегося императора, который касался любой сферы церковной жизни, если видел в этом потребность. Так, он определил необходимое число иноков для учреждения нового монастыря. Этому царю также принадлежит новелла, согласно которой иночествующим запрещается одеваться в одежду мирян. Лев VI также издал закон о рабе (9-я новелла), принявшем священнический сан без воли господина, в соответствии с которым раб должен быть возвращен в прежнее состояние 45 . Своим законом (17-я новелла) царь определил сроки крещения новорожденных (если им угрожает смерть или они больны) и случаи, когда допускалось принятие Святых Даров роженицами. «Относительно родивших жен, – говорится в указанной новелле, – и всех тех, которые находятся в состоянии естественного очищения, определяем, чтобы те из них, которые не подвержены другому какому-либо страданию, угрожающему их жизни, оставались без участия некрещенные в просвещении, а просвещенные в причащении пречистых Тайн, до исполнения сорока дней; а когда застигнет их какая-нибудь болезнь, угрожающая пресечению жизни, тогда во всяком случае они должны причащаться Тайн» 46 . Императора не смутило то обстоятельство, что ранее действовавший канон (2-е правило свщм. Дионисия Александрийского ) этой возможности не допускал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/bozhes...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010