Подробно покаянную дисциплину разработал Анкирский Собор (314), жесткость правил к-рого продиктована тем, что он занимался вопросом о приеме в церковное общение христиан, отступивших от веры во время гонения: 4-м и 5-м правилами он определяет епитимии для христиан, к-рые, будучи принуждены силой, принесли жертвы идолам и ели от идоложертвенного: тем, кто делали это с веселым лицом и не проявляли сожаления, Собор предписывает находиться год среди слушающих Свящ. Писание, 3 года в числе припадающих, 2 года могут быть в молитвенном общении - и лишь по 6-летнем покаянии они допускаются к совершенному общению (прав. 4); те, кто выражали сожаление, печаль, если не ели идоложертвенного, по исполнении 2-летнего покаяния допускаются к Причащению, а если ели идоложертвенное,- то после 3 лет покаяния. Патриарх и канонист Феодор Вальсамон в толковании на это правило Г. Ч. высказывает собственное мнение по этому вопросу: «Мне кажется, что ни один из таковых не должен оставаться без епитимии, те, которые ели такую пищу (идоложертвенное.- Л. Л.) по сластолюбию, должны подвергнуться тягчайшим епитимиям; а которые по нужде и для питания тела, так как не могли напитаться чем-нибудь другим, должны быть наказаны слабее; остальные же за скверноядение должны подвергнуться более умеренным епитимиям». Сравнивая наст. правило и 14-е прав. из «Слова о покаянии» сщмч. Петра I , архиеп. Александрийского ( 311), к-рое было написано по вопросу о принятии возвращавшихся в Церковь после падения во время гонений христиан, Феодор Вальсамон поясняет: сщмч. Петр говорит, что христиане терпели мучения, когда ели идоложертвенное, «железо во уста прияли», правило же Г. Ч. не говорит, что и при «самом ядении» христиане терпели насилие,- поэтому, согласно Г. Ч., они должны быть наказаны умеренно, «как вполне подчинившиеся воле насилующего» - сам Феодор Вальсамон полагает, что для принятия таковых христиан в Церковь необходима епитимия. Что же касается пленных христианок, чьи тела были осквернены варварами, то Г. Ч. отличает женщин, жизнь к-рых прежде была чиста и лишь в плену они подверглись поруганию, от женщин легкого поведения: на первых он не налагает епитимии, о вторых говорит, что их «не вскоре должно допускати к общению в молитвах». О первом случае и свт. Василий Великий в 49-м прав. говорит: «Растления, бывающая насилием, да не подвергаются обвинению». В толковании на эту часть правила Феодор Вальсамон приводит гражданский закон Римской империи в отношении претерпевшей насилие: оскверненная неприятелем и возвратившаяся к мужу не обвиняется мужем и брак не расторгается (Кн. 60. Тит. 38. Гл. 12). Однако церковный закон, продолжает он, не допускает, чтобы находившаяся в плену и даже неоскверненная варварами не очистилась посредством епитимии (103-я новелла имп. Льва Мудрого), но если была осквернена ими, то брак ее по возвращении может быть и расторгнут (117-я новелла имп. св. Юстиниана).

http://pravenc.ru/text/168083.html

Изменился порядок управления провинциями, а также расширились полномочия чиновников. Своими новеллами царь определил области, где отменялось старое разделение между военной и гражданской властью и все бразды правления сосредоточил в руках одного лица: Писидия (24-я новелла), Ликаония (25-я новелла), Геленопонт (28-я новелла), Капподакия (30-я новелла), Пафлогония (29-я новелла), Фракия – Европа (26-я новелла). Эти правители получали титул претора, а иногда и консула, и, помимо общих указаний об их компетенции, император каждому из них дал детальные инструкции, направленные на улучшение быта граждан этих провинций. Особое внимание царь обязывал уделять состоянию дорог, мостов, водопроводов и крепостных стен 321 . Понимая тем не менее всю тяжесть римской администрации, св. Юстиниан предусмотрел создание (вернее, восстановление, поскольку этот институт существовал и ранее, но затем пришёл в забвение) на местах специального органа defensor civitatis. На эту должность избирались лица местных сообществ, и defensor имел право непосредственно обращаться к самым высшим чинам Римской империи, если того требовали обстоятельства дела. В 535 г. император издал даже специальный закон о дефензорах (15-я новелла) и распространил этот институт на все провинции 322 . Всё же, к сожалению, его административная реформа в целом хотя и продемонстрировала фонтан всевозможных идей, но в итоге не реализовалась полностью 323 . Величайшая занятость царя, постоянные военные хлопоты, дела Церкви, природные катаклизмы, бунты ипподромных партий и внешние набеги варваров постоянно отвлекали его на более неотложные дела. Серьёзное влияние царя испытала на себе финансовая политика государства и торговля. 30 апреля 531 г. на пост префекта претория был назначен Иоанн Капподакиец, длительное время служивший мелким чиновником в ведомстве магистра армии, а затем сумевший добиться доверия царя. Это был один из самых близких ему людей. Его целеустремленная политика в деле взимания налогов и устранения любых субъективных препятствий дала государству невиданный прирост налоговых поступлений и… отставку самого Иоанна, который ополчил против себя всех. Но в 532 г. император, остро нуждавшийся в средствах, вновь предоставил ему этот пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значительно больший размах получает строительство готических храмов во Флоренции. Церковь Санта-Мария-Новелла (ок. 1246 - ок. 1360) была начата по инициативе членов доминиканского ордена и должна была быть просторной и иметь хорошую акустику. Не будучи монастырской, она не нуждалась в обширном хоре, поэтому он пропорционально меньше, но устроен аналогично хору в Фоссанове - выраженный короткий трансепт, квадратная главная апсида с 4 капеллами, фланкирующими ее попарно. Каменные своды в центральном нефе были одновременно и данью новой, идущей из Франции, моде, и средством улучшить акустические свойства церковного пространства. Церковь Санта-Мария-Новелла просторна, каждой квадратной травее центрального нефа соответствует широкая, но неглубокая травея бокового нефа, что еще раз подчеркивает главенство центрального, не столько возвышенного, сколько спокойного и ясно обозримого, пространства - эффект, отличный от того, к-рый в храмах аббатств в Фоссанове, Касамари, Сан-Гальгано с их значительно более узкими травеями центрального нефа и соответственно более частым расположением главных опор. Высота аркады почти равна высоте клеристория, отчего линия перекрытий кажется ниже. Нервюры и архивольты арок, пилоны и приставленные к ним, сильно вытянутые полуколонны с растительными капителями, близко напоминающими коринфские, выделены темным pietra serena на фоне светлой штукатурки стены. Интерьер ц. Санта-Мария-Новелла представляет собой компромисс между новой франц. конструкцией и итал. чувством пространства с его размеренным, классицизирующим характером. Церковь Санта-Мария-Новелла стала прототипом ц. Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме (1280 - сер. XIII в., фасад завершен в 1453), также принадлежащей доминиканскому ордену. В строительстве последней предположительно участвовали те же мастера, что возводили ц. Санта-Мария-Новелла (Ibid. Р. 82). Довольно близким по времени и композиционным принципам (однако в архитектурном отношении менее совершенным) храмом является готическая ц. Санта-Тринита во Флоренции (предположительно Никола Пизано или Нери ди Фьораванти, 1258 - ок. 1405; фасад - 1593-1594, Бернардо Буонталенти). Др. флорентийские храмы, в к-рых продолжились эксперименты, начатые в Санта-Мария-Новелла,- ц. Санта-Кроче и собор Санта-Мария-дель-Фьоре.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Вероятно, поэтому Дидаскалия, включающая диаконисс в число вдов, понижает для последних возрастной ценз до пятидесяти лет, тогда как Постановления апостольские, говорящие о диакониссах особо, для вдов восстанавливают прежний шестидесятилетний ценз, а возраст диаконисс не указывают. Император Феодосий устанавливает шестидесятилетний возраст для вдов-диаконисс, но ничего не говорит о вдовах-девах 335 , а из истории мы знаем, что и по отношению к диакониссам-вдовам его закон соблюдался нестрого. Так, Созомен свидетельствует, что знаменитая Олимпиада была посвящена патриархом Нектарием еще тогда, когда ей не исполнилось сорока лет 336 . Надгробные памятники некоторых диаконисс свидетельствуют, что они умерли до 60-летнего возраста 337 . По житию Панкратия, молодыми девами были поставлены в диакониссы круглые сироты Сергия и Сусанна 338 . Халкидонский Собор устанавливает сорокалетний возраст диаконисс, но лишь, по-видимому, для одних дев; что Собор не имел в виду здесь и диаконисс-вдов, это, помимо свидетельства Зонары, видно из самого текста правила: «В диакониссу поставляти жену не прежде четыредесяти лет возраста». Собор, таким образом, не понижает возрастной ценз, а скорее возвышает, устанавливая минимум, очевидно, не соблюдавшийся до него в отношении к девам. За это же говорит и законодательство Юстиниана, более раннее предписание которого в Кодексе 339 требует от вдовдиаконисс шестидесятилетнего возраста. Это постановление попало и в «Собрание церковных постановлений» 340 . Но в своих Новеллах Юстиниан устанавливает уже общий ценз для диаконисс-дев и диаконисс-вдов, и, быть может, именно потому ценз более низкий. Обычно указывают на противоречие Новелл Юстиниана между собою и 15 Халкидонскому правилу. На самом деле это противоречие мнимое. 6 новелла указывает лишь норму возраста диаконисс, из которой сама же допускает исключения, а 123 новелла указывает минимальный возраст диаконисс. «Мы желаем, – гласит 6 новелла, – чтобы возраст диаконисс не был молодым, но чтобы они были более чем среднего возраста и около 50 лет... будучи поставляемы или девами, или бывшими единого мужа женами... А если будет какая необходимость, и какаянибудь окажется в возрасте меньшем, чем мы сказали, что нужно хиротонисать в диакониссы, то она может хиротонисаться в каком-либо ските ( τν υαγν σκητηρων) и жить там, чтобы она не находилась в общении с мужчинами и жила не по своей воле, а жизнью уединенною и строгою, и имела доброе свидетельство от окружающих» 341 . Таким образом, 6 новелла дозволяет и более молодым вдовам и девам поступать в диакониссы и лишь требует, чтобы жизнь молодых диаконисс протекала в более строгих условиях. Между тем, 123 новелла устанавливает minimum, не допускающий исключений. «Диакониссу менее 40 лет во святой Церкви не хиротонисать», – категорически заявляет новелла, повторяя 15 Халкидонское правило.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

76 Но сыновьям должна отойти законная часть наследства (1/4 часть). Первый вариант – сразу: Новелла V, гл. v. P. 32:26–31. Или потом самим монастырем: Новелла V, гл. v. P. 32:31–36. 77 Юстиниан император. Новелла 5, гл. 5. P. 32:13–19. 78 Юстиниан император. Новелла 5, гл. v. P. 32:25–26. 79 Юстиниан император. Новелла 123, гл. 1. P. 667:26–28. Ср. Новелла 56. Вступление, где говорится о том, что до вступления в монастырь кандидат в монашество может распорядиться своим имением по своему усмотрению. «Но ребенку или детям отдать или все или часть своей собственности, или как захотят распорядятся своими вещами» ( λλ τ παιδ τος παισ παραπμπειν ετε τ πν ετε κα μρος τς οκεας περιουσας, κα ν βολονται τρπον τ οκεαδιατιθναι πργματα. P. 380:11–12 ). 80 Rally-Potly II. P. 667–668. Двукратный Собор, 4 (Правила Поместных соборов [Т. 2]. М., 1880. С. 814–816). 81 Rally-Potly II. P. 668. 82 В толковании на 19 правило VII Вселенского Собора II. P. 632–633. 83 Св. Кассиан. Постановления 4, 4. 84 Монахи после пострига могут приобретать имение и даже устанавливать ему наследников, в то время как до пострига часть своего имения они передавали монастырю. А наследство определяется как 2 ⁄ 3 , в то время как 1 ⁄ 3 передается монастырю. Тот же, кто собирался вступить в монастырь, не передавал монастырю ничего из своей собственности. Постановления 5 и 6 (Novellae, Διατξεις). И более того: с того времени монахам стало легче становиться опекунами и кураторами, но только так, чтобы от части и на определенных условиях они могли управлять собственностью сирот. 85 О постриге как о втором крещении пишет свт. Симеон Фессалоникийский, обращаясь к афонским монахам, называя его «вторым крещением и спасительной и ангелообразной схимой» (Послание 5:5–6). 86 Иоанн Оксит. Слово о монастырях 4:164–168. 87 Выражение «отречения и предписания» имеет огромную траекторию в христианской письменности. Ср. «Апостольские постановления» о крещаемом: Апостольские постановления 7, 40:1–3. 40. «И когда оглашенный будет готов ко крещению, да научится отречению от диавола и сочетанию со Христом».

http://azbyka.ru/tri-monasheskih-obeta-k...

1153, 1158. 1159. 1171), в которых император по чувству благочестия закрепляет за церквами и монастырями на вечные времена все имущества, которыми они владели в момент издания новелл, хотя бы у них и не было надлежащих юридических документов, узаконяет, что эти новеллы должны заменить для церквей и монастырей недостающие владенные документы, и наконец освобождает поступившие в пользу церковных учреждений имущества от всех начетов, какие лежали на них в пользу государственной казны. Потом достойны внимания еще след. новеллы того же императора: 1) о фериях (1165) т. е. о праздничных днях, в которые не должно быть присутствия в гражданских судах; 2) об убийцах, где говорится, что вольные убийцы не могут пользоваться правом убежища в церкви, а должны подлежать наказанию по строгости законов. 3) новелла (1144) подтверждающая, что духовенство должно быть свободно от государственных и общественных повинностей, 4) новелла (1151 или 1166) запрещающая гражданским чиновникам вступаться в имущество умерших архиереев, а также в имущество церквей, которыми они управляли, 5) несколько новелл по брачным делам. Из новелл последующих императоров известны след.: 1) новелла императора Алексея Комнина II (1181) о недвижимых имуществах монастырей, подтверждающие постановления Мануила Комнина, 2) новелла о выборах епископов, подтверждающая законный порядок избрания по случаю его нарушений (1187), 3) новелла (1187) о том, что в случай избрания на епископскую кафедру женатого, из-бранный, еще прежде посвящения, должен разойтись со своей женой по ее согласии, и она должна удалиться в монастырь, находящийся вдали от местопребывания епископа и там постричься, 4) новелла (1193) о праве императора возвысить епископию на степень архиепископии и митрополии, в которой делается уступка сравнительно с новеллой Алексея Комнина в пользу прав Константинопольского патриаршего Синода, именно требуется согласие с постановлением императора и со стороны патриаршего Синода. Взятие Константинополя крестоносцами и последовавшее затем расстройство византийского государства, естественно, должно было остановить законодательную деятельность византийских государей по делам церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

698–705 Кирр, патр. Константинопольский. 705–710 Имп. Юстиниан II (вторично). 711–713 Имп. Филиппик. 712–716 Иоанн VI, патр. Константинопольский. 713–715 Имп. Анастасий II. 715–730 Святой Герман I, патр. Константинопольский. 715–717 Имп. Феодосии III. 717–715 Имп. Лев III Исаврянин. Имп. Лев Исаврянин начал борьбу с иконопочитанием. 730–754 Анастасий, патр. Константинопольский. 754–766 Имп. Константин V Копроним. 754–766 Константин II, патр. Константинопольский. 766–780 Никита I, патр. Константинопольский. 775–780 Имп. Лев IV Хазар. 780–797 Святой Павел IV, патр. Константинопольский. 780–806 Имп. Константин VI. 784–806 Святой Тарасий, патр. Константинопольский. Седьмой Вселенский Собор в Никее, восстановивший иконопочитание. ок. 794 Кончина святителя Иоанна, еп. Готского. 797–802 Имп-ца Ирина. 802–811 Имп. Никифор I. 806–815 Святой Никифор I, патр. Константинопольский. 811–813 Имп. Михаил I Рангав. 813–820 Имп. Лев V Армянин. 815–821 Феодот I, патр. Константинопольский. 821–837 Имп. Михаил II. Антоний I, патр. Константинопольский. 829–842 Имп. Феофил. 837–843 Иоанн VII, патр. Константинопольский. 843–847 Святой Мефодий I, патр. Константинопольский. 842–855 Святая Феодора, имп-ца. 847–858 Святой Игнатий, патр. Константинопольский. Святой Константин Философ участвовал в посольстве к Мелитинскому эмиру и имел там прения с мусульманами; по возвращении удалился на гору Олимп к своему брату монаху Мефодию. Имп. Михаил III. 858–867 Фотий, патр. Константинопольский. Хазарская миссия святых Мефодия и Константина Войска Руси под предводительством Аскольда и Дира осадили Константинополь, совершенно разорив его окрестности; после того как патр. Фотий обнес вокруг стен Константинополя Ризу Пресвятой Богородицы, осада была снята. Кн. Рюрик. ок. 863 Начало моравской миссии святых Мефодия и Константина. ок. 865 После заключения мирного договора с руссами имп. Михаил III и патр. Фотий отправили в Киев епископа и священников. Приняли крещение князья и часть народа, для которых была устроена в Киеве первая церковь в честь святого пророка Илии. Это первое известие о христианстве в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

СПб., 1828; Данилевский Н. В. Описание добродетельной жизни и кончины государыни имп. Марии Феодоровны, в Бозе почившей. М., 1829; Жизнь в Бозе почиющей государыни имп. Марии Феодоровны. М., 1829. 2 ч.; Наумов И. М. Чувствования верноподданного при погребении тела покойной государыни имп. Марии Феодоровны. СПб., 1830; Энгельгардт Е. А. Имп. Мария Феодоровна в богоугодных ее заведениях. СПб., 1832; Ширинский-Шихматов П. А. Похвальное слово имп. Марии Феодоровне. СПб., 1833; Вилламов Г. И. Хронологическое начертание деяний блаженной памяти государыни имп. Марии Феодоровны. СПб., 1836; Имп. Мария//Современник. СПб., 1836. 1. С. 4-13; Макарий (Миролюбов), архиеп. Сказание о жизни и трудах преосв. Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского. СПб., 1857; Уваров С. С. Дань памяти имп. Марии. СПб., 1866; Куприянов И. К. Краткий очерк жизни ЕИВ блаженной памяти государыни имп. Марии Феодоровны. СПб., 1869; Хилкова Е. Г. Воспоминание об имп. Марии Феодоровне//РА. 1873. Т. 11. 7. Стб. 1121-1130; Гашар Л.-П. Граф и графиня Северные в Нидерландах//Там же. 1876. Т. 14. 5. С. 45-52; Из записок М. С. Мухановой, фрейлины высочайшего двора. М., 1878; Селезнев И. Я. 50-летие IV отд. Собственной ЕИВ Канцелярии (1828-1878): Хроника ведомства учреждений имп. Марии. СПб., 1878; Трефолев Л. Н. Путешествие имп. Марии Федоровны в Ростов Великий в 1818 г. Ярославль, 1889; Бюлер Ф. А., Тимощук В. В. Имп. Мария Феодоровна в ее заботах о Смольном монастыре: 1797-1802//РС. 1890. Т. 65. 3. С. 809-832; Шумигорский Е. С. Имп. Мария Феодоровна: 1759-1828. М., 1890; он же. Ведомство учреждений имп. Марии: (1797-1897). СПб., 1897; Корсунский И. Н. Свт. Филарет, митр. Московский: Его жизнь и деятельность на Моск. кафедре по его проповедям, в связи с событиями и обстоятельствами того времени (1821-1867 гг.). Х., 1894; Модзалевский Л. Н. Имп. Мария Феодоровна и ее первый жен. ин-т. СПб., 1894; Ист. очерк 100-летней деятельности С.-Петербургского училища ордена св. Екатерины. СПб., 1902; Магнитский В.

http://pravenc.ru/text/2562158.html

131-й новеллой император св. Юстиниан I Великий (527–565) запретил еретикам получать имущество по наследству и законодательно определил, кого следует отнести к этому статусу. В XXXIX титуле «Прохирона» императоров Василия I Македонянина (867–886) и Льва VI Мудрого (886–912) содержится новелла, предусматривающая уголовные наказания («тягчайшие наказания») для лиц, удостоившихся святого крещения, а затем вновь перешедших в язычество. Помимо этого таковым персонам запрещалось завещать, дарить или получать по завещанию и в качестве дара имущество. В «Василиках» (титул XXXVII) говорится о том, что лиц, смесившихся с животными (скотоложников), следует наказывать путем отсечения члена. Разумеется, это наказание касалось не только христиан, но всех подданных Византийского царя. 123-я новелла императора св. Юстиниана Великого запрещает епископам оставлять свои епархии сверх установленного царем срока. Это же правило подтвердил в 1174 г. император Мануил I Комнин (1143–1180). Знаменитая 17-я новелла императора Льва VI Мудрого детально регулирует порядок причащения женщин после родов, определив сроки естественного очищения. Св. Юстиниан Великий своей 12й новеллой также установил порядок причащения Святых Даров и основания для отлучения от него епископами и пресвитерами. Никого в то время не смущало, что император самостоятельно определил иерархию церковных кафедр (130-я новелла св. Юстиниана Великого), предоставив преимущество чести Римскому папе. Самые амбициозные понтифики охотно повторяли легенду, что именно император святой равноапостольный Константин Великий (306–337) высказался в том духе, будто Римский епископ имеет во Вселенной власть, б ольшую царской. С другой стороны, мы видим множество патриарших или соборных актов, касающихся этих же вопросов, в частности брачных отношений. Так, 11-е правило Анкирского собора обязывает возвращать похищенных дев обрученным с ними мужчинам, даже если бы похититель лишил их девственности и насиловал. А в «Эпанагоге», авторство которой принадлежит патриарху св. Фотию (858–867; 877–886), содержится целый раздел, посвященный царям. В нем определяется его сакральный статус («царь есть законное начальство, общее благо всех подданных»), главные обязанности («забота царя — наличные силы охранять и утверждать, потерянные — мудростью и справедливыми средствами приобретать»), цель деятельности («благодетельствовать») и, наконец, главное требование к нему («царь должен отличаться православием и благочестием и прославляться ревностью к Богу»).

http://bogoslov.ru/article/5706489

191 Иоанн Златоуст, свт. Письмо 81. К диакониссе Пентадии//Творения... Т. 3. Кн. 2. С. 694 (PG. 658): «Тебя, ничего не знавшую кроме церкви и своего терема, повели на площадь, с площади в суд, из суда в темницу. Наострили языки лжесвидетелей, сплели бессовестную клевету, произвели убийства, губили молодых огнем и железом, терзали взрослых, не считая числа и не разбирая достоинства, побоями, мучениями и бесчисленными истязаниями, – все употребили они, чтобы принудить и заставить тебя по страху сказать не то, что ты несомненно знала. Но ты... уличила их в клевете по настоящему обвинению в поджоге». 195 PG. CLVII. 53. В XI веке Михаил Атталиот упоминает о портике (паперти) диакониссы. Английский журнал «Church Bells» (1885. 20 марта. Nq 743) сообщает, что эта церковь , обращенная в мечеть, существует и теперь и что ведущий к ней переулок носит название «переулка Диакониссы» (Robinson С. Op. cit. Р. 91). Ср.: проф. И. Андреев в Православной богословской энциклопедии (Т. 12. С. 888). 198 Пост. ап. VIII. 30 (ed. F. Funk, I. P. 532). Хотя в данной главе диакониссы не упоминаются прямо, но подразумевать их нужно в словах « τν λοιπν κληρικν», а не в словах « τν διακνων», что видно из сопоставления с главой 31 и из того, что здесь диакониссы называются διακνισσαι, а не α δικονοι, и подчиняются диаконам, а не приравниваются к ним. 200 Новелла VI. 8; ср.: Собрание церковных постановлений (Voelli et Justelli Bibliotheca juris canonici veteris. Lutetiae Parisiorum, 1661. T. 2. P. 1317). 201 Это постановление (новелла III. 1. 1) приводится в Номоканоне 14титулов (Нарбеков В. А. Номоканон... 4. 1. С. 30; 4. 2. С. 93; Σ. I, 69). 203 Новелла XVI. 1, ср.: Номоканон 14 титулов (Нарбеков В. А. Номоканон... 4. 2. С. 93; Σ. I, 69). 205 Новелла III. 1 ­­ Василики. III. 2. 1 (Basilicorum libri LX/Ed. C. G. E. Heimbach. Lipsiae, 1833. Vol. 1. P. 108); Новелла VI. 8 ­­ Василики. III. 34 (Basilicorum libri... Vol. 1. P. 108), ср.: толкование Вальсамона на Номоканон (Нарбеков В. А. Номоканон... 4. 1. С. 30; 4.2. С. 94; Σ. I, 70).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010