Следовательно, хотя и дошел до нас один весьма драгоценный список Студийского устава на славянском языке еще от XII в., но признать его за копию с того самого устава, какой принят был преподобным Феодосием Печерским для его обители, нет основания, особенно когда известно, что означенный список представляет собою перевод Студийского устава собственно в том виде, как он начертан был патриархом Алексием (1025–1043) для одного, основанного им в Константинополе, Богородичного монастыря , а наш преподобный Феодосий принял устав непосредственно от инока Студийского цареградского монастыря. Можно только сказать с решительностию, что Студийский устав, принятый преподобным Феодосием, был устав полный, который обнимал собою и порядок жизни монастырской, и вместе порядок службы церковной, потому что за тем и посылал преподобный одного инока в Царьград к Ефрему скопцу, «да весь устав Студийского монастыря, исписав, пришлет ему», и потом, действительно, «устави в монастыри своем, како пети пенья монастырская, и поклон как держати, и чтенья почитати, и стоянье в церкви, и весь ряд церковный, на трапезе седанье, и что ясти в кыя дни, все с уставленьем» . Точно так же несомненно, что устав, введенный Феодосием в свой монастырь, был общежительный, который потом от Печерского монастыря приняли все прочие русские обители, вследствие чего преподобный Феодосий и назван начальником общего жития монашеского в России, а Печерский монастырь — старейшим из всех монастырей русских . Наконец, по крайней мере, некоторые достоверные подробности об устройстве Печерского монастыря по новому уставу можем узнать из жития преподобного Феодосия, начертанного преподобным Нестором. В Печерском монастыре, кроме игумена, явились и другие, подчиненные ему должностные лица. Так, доместик, или уставщик, распоряжался и управлял чтением и пением в церкви. Церковные строители (пономари) заведовали церковным вином, маслом для освещения церкви, церковным звоном и под. Эконому поручена была монастырская казна и вообще все монастырское имущество.

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

Первые слова грамоты, вероятно, указывают на то, что Антоний, получая благословение на основание монастыря у епископа Никиты, уже был монахом. П. С. Стефанович, на мой взгляд, совершенно справедливо рассматривает основание преподобным монастыря в контексте боярского церковного и монастырского строительства домонгольской эпохи. По словам исследователя, основание Антониева монастыря «представляется… частной инициативой человека, который имел определенные независимые средства, но наталкивался на непонимание своих устремлений и равнодушие окружающих» . Таким образом, монастырь, основанный Антонием при жизни епископа Никиты (т. е. до 30/31 января 1109 г.), изначально принадлежал к типу ктиторских . В то же время постройка Антонием в своем монастыре трапезной (1127 г.) однозначно указывает на то, что в обители к тому времени, если не изначально, был принят общежительный устав . То, что Антоний был поставлен в игумены почти сразу после прибытия Нифонта в Новгород, говорит о том, что должность настоятеля Антониева монастыря оставалась к тому времени вакантна. Как отмечает А. Г. Бобров, именование Антония игуменом в летописных записях до 1131 г., «вероятно, свидетельствует либо о включении… известий 1117–1127 гг. в текст летописи задним числом, после 1131 г., либо о расхождении между именованием летописцем Антония “игуменом” и официальным статусом основателя монастыря» . Последний вариант представляется более предпочтительным. Выбор кандидата на игуменство внутри монастыря исключительно из числа монашеской братии предусматривал общежительный Студийский устав в редакции Патриарха Алексия (1025–1043 гг.) . Первое свидетельство о бытовании этого устава в Новгороде относится к концу XII в. , что вовсе не исключает, что он был известен там и раньше. Утверждение его норм, уже принятых к тому времени при прп. Феодосии (+ 1074 г.) в Киево-Печерском монастыре, очевидно, и имел в виду Антоний в своей грамоте, имеющей черты ктиторского устава. Непоставление Антония предшественником Нифонта Иоанном, вероятно, было связано с тем, что по существующим церковным правилам ктитора не мог поставить игумен основанного им монастыря. В 1-м правиле Константинопольского двукратного Собора 861 г. говорится, что поскольку «некоторые, дав своим имениям и усадьбам имя монастыря, и обещаваяся посвятити оныя Богу, пишут себя владельцами пожертвованного», отныне «пожертвователь без воли епископа отнюдь да не имеет дерзновения самого себя или вместо себя другого поставити игуменом» . 34-я глава 123-й новеллы императора Юстиниана Великого предписывала избирать игумена братией монастыря с последующим утверждением его епископом . Но как быть, если братия избрала игуменом ктитора-монаха? Для епископа Иоанна этот вариант, видимо, был неприемлем. Он хотел, чтобы монастырь из ктиторского превращался в епископский (или епархиальный), что подразумевало судебно-дисциплинарную власть епископа .

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Уничтожение турками Византийской империи не привело к гибели христианской культуры, потому что остался народ — носитель этой культуры, которая продолжала жить во взаимодействии с духовной культурой других народов. Древняя Русь, как и другие государства, получившие духовное просвещение из Византии, бережно сохраняла византийское христианское наследие, неотъемлемой частью которого были духовные традиции Студийской обители. Студийский устав Традиции Студийского монастыря оказали большое влияние на формирование монашеской и общецерковной жизни древней Руси. В те годы, когда Студийским монастырём управлял преподобный Феодор, здесь был составлен Студийский монастырский устав, который первоначально имел лишь местное значение. Обитель насчитывала тогда в своих стенах около 1000 иноков, и согласно уставу для каждого из насельников указывались его ежедневные послушания. В деле упорядочения монашеской жизни Православного Востока преподобный Феодор был продолжателем традиций святителя Василия Великого. По оценке одного из западных исследователей, “все правила Афона, Студийского монастыря и других монастырей Востока от V до IX века опираются на правила святителя Василия Великого (Однако) устав эпитимий, столь необходимый в монастыре, не имеет в творениях святителя Василия той подробности, которую позже сообщили ему другие законодатели: Иоанн Постник, святой Онисифор и особенно святой Феодор Студит” 39 . Постепенно правилами Студийского монастыря стали руководствоваться многие другие монастыри Востока, поскольку преподобный Феодор Студит усовершенствовал общежительный (киновийный) устав применительно к условиям своего времени. “Преподобный Феодор Студит в своём уставе объединил монастырскую практику Константинополя и Иерусалима, установил внутреннюю связь между киновиями Византии и Святой земли, создал до известной степени общий типик для всего греко-восточного монашества” 40 , — отмечал один из русских авторов в начале ХХ столетия. В течение нескольких десятилетий после кончины преподобного Феодора Студита (826) в его уставе не было значительных изменений. Константинопольский патриарх Мефодий (842–846) одобрил и утвердил этот устав, а его преемник патриарх Игнатий (846–877) основал на Принцевых островах несколько монастырей на началах Студийского устава 41 . В дальнейшем Студийский устав, дополненный и видоизменённый в некоторых деталях, вошёл в общее употребление в Константинопольской Церкви и в зависевших от неё церковных областях. Это произошло в годы правления патриарха Константинопольского Алексия IV Студита (1025–1043), который был призван на патриарший престол с должности экклезиарха (главного блюстителя храма) Студийского монастыря 42 .

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

Деятельность Студийского скриптория успешно продолжалась и в дальнейшем. Устав патриарха Констан­тинопольского Алексия IV (1025–1043), выходца из Студийской обители, предписывал монахам “к божественным прилежати писанием” 65 . В Константинополе имелись скриптории и при других монастырях, где активно трудились переписчики рукописей 66 . Но к XI столетию ведущим среди них стал скрипторий Студийского монастыря, где сложились прочные традиции. Переписчикам Студийского монастыря принадлежит большая заслуга в формировании минускульного письма. Пришедший на смену унциальному письму, новый почерк — минускул, отличался от прежнего многими преимуществами. Будучи связным письмом, он позволял каллиграфу быстрее чертить литеры, занимая меньше места, чем при унциале 67 . По словам В. Д. Лихачёвой, “Студийский скрипторий оказывал большое влияние на художественную жизнь Константинополя XI в. Произведения, созданные в нём в эти годы, служили образцом не только в Византии, а также и в других странах даже через несколько веков по их создании” 68 . Греческий минускул оказал существенное влияние на приёмы изготовления и оформления русских рукописей 69 . Манускрипты Студийского монастыря служили образцами для русских, грузинских, болгарских переписчиков и миниатюристов 70 . Об усилении духовных и культурных связей Студийского монастыря с Русью в XIV веке свидетельствует описание путешествия Стефана Новгородца, который посетил Констан­тинополь в 1348–49 гг. Это время падает на период наиболее оживлённых связей Руси с Византией. После некоторого ослабления взаимных связей вследствие разгрома Руси татарами и временного господства крестоносцев в Царьграде связи эти возобновились с новой силой. Стефан Новгородец сообщает, что встретил в Студийском монастыре новгородцев Ивана и Добрилу, которые жили там, “списаючи от книг Святаго Писания, зане убо искусни были зело книжному списанию” 71 . Имеется ряд данных, свидетельствующих о том, что в Константинополе в XIV в. жили колонии русских монахов, трудившихся над переводами и переписыванием книг.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

21:26. 1015 Ср.: З Цар. 21:1—19. 1016 Ср.: ЗЦар. 21:29. 1017 Вставка Кройманна. 1018 Ср.: 1 Цар. 14:45. Согласно Библии, Ионафана освободил народ. 1019 Ср.: 1 Цар. 14:27. 1020 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 1021 Ср.: Иез. 33:11. 1022 Вставка Кройманна. 1023 Вставка Кройманна. 1024 Обычно сыновьями Юпитера (соответственно, от Леды и Алкмены) считались Поллукс и Геркулес, в то время как Кастор и Ификл — сыновьями смертных супругов названных женщин (См.: Ps. — Apoll. III, 10,7; II, 4,8). 1025 Ср.: Ис. 7:14. 1026 Вставка Кройманна. 1027 У еретика Валентина во второй четверице эонов, истекающих из Бездны (Βυθς) и Молчания (Σιγ), был помещен Человек (’νθρωπος), супруг Церкви. 1028 Ср.: Дан. 7:13. 1029 Вставка Кройманна. 1030 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1031 Кройманн исключает этот отрывок из текста Тертуллиана. 1032 Кройманн исключает эти слова из текста Тертуллиана. 1033 Кройманн исключает эти слова из текста Тертуллиана. 1034 Навуходоносор говорит, что вид четвертого, ходящего среди огня вместе с брошенными в печь Седрахом, Мисахом и Авденаго (ср.: Дан. 3:22), «подобен сыну Божьему» (ср.: Дан. 3:91—93). О Сыне Человеческом говорится в Дан. 7:13; ср.: Дан. 10:16. 1035 Ср.: Дан. 7:13. 1036 См. выше: Adv. Marc., IV, 10,9. 1037 Ср.: Дан. 7:14. 1038 Ср.: Лк. 5:27—32. 1039 Ср.: Мф. 16:17. 1040 Ср.: Ис. 51:5. 1041 Ср.: Лк. 5:31. 1042 Ср.: Лк. 5:33—35. 1043 Исправление Кройманна. В рукописи: «с пророком Творца как». 1044 Ср.: Ис. 40:3. 1045 Ср.: Мф. 3:1—2; Мк. 1:4; Лк. 3:3. 1046 Ср.: Мф. 3:13—16; Мк. 1:9—10; Лк. 3:21; Ян. 1:29—34. 1047 Ср.: Лк. 5:33. 1048 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Но». 1049 Кройманн предлагает здесь мысленно продолжить фразу: «то дело бы обстояло иначе». 1050 Ср.: Лк. 5:34—35. 1051 Интерполяция, по мнению Кройманна. Другое толкование: «сохраняя ее для обстоятельств Иоанна». 1052 См.: Пс. 19 18:6—7. 1053 Кройманн предполагает здесь лакуну: «украсил Меня убранством». См.: Ис. 61:10. 1054 См.: Ис. 49:18. 1055 См.: Песн. 4:8. 1056 Λβανος—Ливан, горная цепь в Сирии; λβανος—ладанное дерево; ладан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

946...48)     вдовство кафедры    (до 953)     Агапий I   (953-960)     Христофор   (960 - 22.05.967)     Феодор II    (23.01.970 - 29.05.976)     Агапий II    (22.01.978 - сент. 996)     Иоанн III   (4.10.996 - июнь 1021)     Николай II    (17.02.1025 - 7.11.1030)     Илия II   (1.04.1031 - 8.09.1032)     Феодор III Ласкарь    (3.03.1034 - 24.09.1042)     Василий II   (ок. 1043 - ок. 1052)     Петр III    (после июня 1052 - после авг. 1056)     Иоанн (Дионисий)   (1056-до 15.08.1057)   Феодосий III Хрисоверг (до 30.08.1057 - после 1059)     Эмилиан   (до 1074-1079/80)     Никифор Мавр   (1079/80-?)     Иоанн IV Оксит    (ок. 1091 - окт. 1100)     Феодосий IV    (?)     Аристарх   (?)     Лука   (1137/38-1156)     Сотирих Пантевген    (1156 - 1.05.1157)     Афанасий I   (1157 - 22.06.1171)     Илия III   (?), в К-поле     Христофор II   (?)   Феодор IV Вальсамон (1185 - ок. 1203)     Иоаким (I)   (?)     Дорофей (Иерофей)   (?)     Симеон II ибн Абу Шаиб    (1206 - ок.1240)     Давид   (после 1240 - после 1247)     Евфимий I   (после 1247-1273/74)     Феодосий V Виллардуэн    (июнь 1275 - ок. 1283/84)     Арсений I   (ок. 1284/85-1285/86)     Кирилл II    (26.09.1287-1308)     Дионисий I   (ок. 1309 - после 1316)     Кирилл III    (?- ?)     Дионисий II    (?- ?)     Софроний   (?- ?)     Иоанн VI    (?)     Марк   (?)     Игнатий II    (до нояб. 1344 - до 1359), переехал в Дамаск     Пахомий I   (до 1359-1368)     Михаил I   (1368 - 17.08.1375)     Пахомий I, вторично    (авг. 1375 - сер. 1377)     Марк I   (сер. 1377 - 10.04.1378)     Пахомий I, в 3-й раз    (апр. 1378 - 19.12.1386)     Нил   (?)     Никон   (нач.1387 - 11.01.1395)     Михаил II    (6.02.1395 - 8.04.1412 (?))     Пахомий II    (1.06.1412 - 9.10.1412)     Иоаким I   (?- 1425)     Марк II    (1426/27 - ?)     Дорофей I   (1434/35 - 8.09.1451)     Михаил III (Марк)    (14.09.1451-1456?)     Марк III    (ок. 1456-1457/58)     Иоаким II    (до 20.06.1458 - после 1.06.1459)     Григорий III    (?- ?)     Михаил IV    (ок.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Период устава Студийского в богослужебной практике церкви Русской начался приблизительно около 1070 года, когда пр. Феодосием этот устав введен был в употребление в Киево-Печерской обители. Своим происхождением Студийский устав обязан пр. Феодору Студиту († 826 г.), настоятелю Студийского монастыря, основанного в Константинополе еще в V столетии. 72 После смерти пр. Феодора до самого одиннадцатого века устав, преданный им, не был вполне изложен письменно и в большей части своей сохранялся устно. Первый, взявший на себя труд вполне изложить, на основании предания, Студийский устав, был патриарх константинопольский Алексий (1025–1043). Патриарх этот, бывший сначала иноком монастыря Студийского, достигши самой высшей ступени в лестнице церковной иерархии, изложил письменно и вполне Студийский устав для основанной им обители во имя Успения Богоматери в Царьграде. 73 Устав, написанный патр. Алексием, был принят и Студийским монастырем 74 и около 1070 г. из того или другого монастыря перенесен был к нам в Россию. Вполне категорически решить вопрос о том, из какого именно монастыря, – Студийского-ли, или монастыря Успения пр. Богородицы, основанного патр. Алексием, – был заимствован наш первый Студийский устав, невозможно; так как до нас не сохранился подлинный список устава, принятого пр. Феодосием. Но, основываясь на том обстоятельстве, что самый древний список Студийского устава XII–XIII века, сохранившийся до настоящего времени и принадлежавший прежде одному из Новгородских монастырей, 75 есть список устава, составленного патр. Алексием для основанного им монастыря, а также на том, что все последующие славянские списки этого устава принадлежат именно к этой категории, 76 – с вероятностью можно думать, что устав Студийский перешел к нам из монастыря Успения Богоматери, основанного патр. Алексием. Можно думать, что переводчик устава Студийского на славянский язык, желая иметь более верный список его, заимствовал его не у Студийского монастыря, который сам принял этот устав из чужих рук, – но из первоисточника, именно из монастыря Успения пр. Богородицы, основанного патр. Алексием, для которого он был письменно и вполне изложен этим последним.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

158 Патр. Алексий (1025–1043). Главный монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы освящен им самим 14 авг. 1034 г. Архиеп. Сергий. Полный месяцеслов Востока, т. I, Владимир, 1901 г., стр. 158. 161 При этом надо иметь в виду, что 12 августа по Алексеевскому уставу не было попразднством Преображения, а было совершенно будничным днем, так как отдание Преображения справлялось 9 августа. Там же, стр. 455. 163 Мать Митрополита Филарета скончалась 20 марта 1853 г. в пяток 5-й седмицы Великого поста, а погребение совершено в понедельник 23 марта. Письма к архим. Антонию, III 202–203. 165 Если усопший скончался не рано утром, а по окончании литургии, то ее уже не могло быть в тот день. 168 В древней Руси в больших городах приходы делились на так называемые «со?роки», – наши благочиннические округа. В каждом таком со?роке было сорок церквей, считая все придельные, которые все имели свои особые причты, «придельных попов». В таком со?роке сразу в один день можно было совершить весь сорокоуст, все сорок литургий, отслужив их во всех церквах данного сорока. По замечанию проф. Голубинского, «сорокоуст собственно значит служба в сорока церквах в день поминовения» (3-й, 9-й, 40-й по смерти). (Голубинский Е., проф., История Русской Церкви, период второй, т. II). 171 Вел. Суб. на вечерне на «Господи воззвах» стихира на славу. «Суббота обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь пребывал в усопших». Филарет, Митрополит Московский. Письма к А. Н. Муравьеву. М., стр. 168. 172 Первые субботние каноны октоиха почти все имеют надписание: «Святым мученикам и святителем (в 7 и 8 гласах иерархом) и преподобным, и УСОПШИМ» (лишь в 3-м гласе отсутствует общее упоминание об усопших). Так объединив в один лик всех усопших, прославленных и непрославленных, Святая Церковь воспевает в память их каноны преподобного Иосифа Песнописца, в которых на каждой песни, кроме тропарей в честь святых, имеется по одному тропарю в память прославленных усопших. Субботние каноны преп. Иосифа имеют трогательные краегранесия (акростихи), также объединяющие всех в Бозе усопших: «Бога возлюбшим божественную воспеваю песнь» (I гл.); «рабом Божиим ближним хвалу пою» (2 гл.); «светло похвалю божественныя Христовы други» (4 гл.); «Твоим рабом сия песни приношу» (5 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

2. От Николая до Керуллария. – 1. Патриарха Николая Мистика (885–907, 912–925) том соединения (τμος νσεως), воспрещающий четвертый брак и составленный при императоре Романе Ликапене и Константине Багрянородном на соборе в 920 в присутствии легатов папы Иоанна X 1410 . Том этот ежегодно читался с амвона в июле месяце 1411 . Кроме того сохранилось определение о том, что патриаршие послания (πιστολαι) должны выдаваться просящим их бесплатно 1412 . 2. Дозволение Феофилакта (934–956) праздновать языческие Рождественские святки с переряживанием в личины на праздниках Рождества и Крещения в самой Софийской церкви, упоминаемое Вальсамоном на основании Скилицы 1413 . 3. Συνοδικ πρξις Палиевкта (956–970) о снятии отлучения с Иоанна Цимисхия упоминается Вальсамоном 1414 . 4. Том Сисиния (996–999) 21 февр. 997 (6) г., воспрещающий брать двум братьям двух двоюродных сестер, а также тетку и племянницу 1415 . В номоканоне Веста помещен другой том Сисиния, доселе еще неизданный 1416 . Кроме того, в рукописях существует κϑεσις καννων το αγιοττου πατριρχου Κονσταντινουπλεως Σισινου κα τν π ατν μητροπολιτν κα ρχιεπισκπων), Cod. Bodlej. 264. fol. 159) 1417 , и окружное послание восточным церквам об исхождении св. Духа (копия Фотия). (Моск. синод.) 1418 . 5. Сергия (999–1019) постановление от 1016 г., разрешающее давать в дар и передавать монастыри для кормления мирянам и отменяющее прежнее постановление о том Сисиния 1419 . 6. Алексея Студита (1025–1043): а) в номоканоне Веста помещены неизданные 1420 : a) послание к митрополиту Филиппийскому, 10 глав из его синодальных решений и синодальное постановление (ψφος) 1027 г. к Феофану Солунскому об обручении при похищении обрученной, сохранившееся также в Парижской рукописи (Cod. 1319. f. 518) 1421 ; b) синодальное определение о браке в 7 ст. кровного родства 1422 ; с) определение, признающее брак недействительным по причине малолетства 1423 ; d) определение от 1038 г. о браке без согласия родителя невесты 1424 ; e) κρσις συνοδικη от 1098 г. в рукописи (Cod. Rehdig. 215) 1425 ; f) синодальное определение о монастырях и различных предметах, касающихся митрополий и епископий от 1027 г. 1426 ; h) подобное же постановление от 1028 г. 1427 ; g) συνοδικον περ τς το κανονικου δσεως, о «ставленных пошлинах», упоминается в подобном же акте Николая Грамматика 1428 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Служебное Евангелие в славянской традиции называется апракос от греч. α-πρακος «не-дельный», т.е. назначенный для чтения в нерабочие, праздничные дни. В самой греческой церковной терминологии это название не сохранилось, соответствующий сборник называется там ευαγγλιον , ευαγγελιστριον и εκλογδιον , последнее значит «изборник». Существовало два основных типа служебного Евангелия, они различались между собою количеством чтений: 1) полный апракос содержал чтения для всех дней года, когда служится Литургия (ее не отправляют лишь в будние дни Великого Поста); 2) краткий апракос содержал чтения для всех дней периода Пятидесятницы, но лишь на субботы и воскресенья остальной части года. Следовательно, собственно апракосом, т.е. праздничным сборником, является краткий, а не полный тип. Применение краткого и полного типа было обусловлено уставом: ежедневная литургия стала нормой монастырского богослужения в VI-VII вв., тогда как в приходском богослужении литургия могла служиться ежедневно в дни Пятидесятницы, в остальное время года - лишь по субботам и воскресеньям. Количество полных апракосов, сохранившихся в греческой письменности, около 500, кратких - около 550[ 1 ] . В славянской письменности соотношение этих источников иное. От периода XI-XIV в. сохранилось 152 полных евангельских апракоса и всего 37 кратких[ 2 ] . Преобладание полного апракоса объясняется особенностями восточнославянской церковной жизни, где в результате принятия в киевском Печерском монастыре Студийского устава в редакции патриарха Алексея Студита (1025-1043)[ 3 ] обряд монашеского богослужения и связанный с ним полный апракос получили применение также и в приходском богослужении. Существовал, впрочем, еще один тип служебного Евангелия, который называют сверхкратким или праздничным апракосом. Он не обладал устойчивостью, каждая из рукописей этого типа отличается своеобразным набором дней, на которые назначена Литургия. Можно думать, что их изготовляли для небольших приходов, в которых богослужение проводилось гораздо реже, чем в городских храмах. Общее количество и греческих, и славянских праздничных апракосов исчисляется несколькими десятками.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/14...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010