Ранее студийские типиконы, подобно западному Уставу Св. Бенедикта, 149 не многим отличались от монастырских уставов с элементарными литургическими установлениями. Но эти литургические установления были явно студийские, и этот обычай быстро распространился из Константинополя по другим монастырским центрам. Основной святогорский устав на горе Афон, Устав ( ποτποσις) Афанасия из Великой Лавры, написанный самим Афанасием вскоре после основания Великой Лавры в 962–963 гг. – с небольшими изменениями повторяет студийский устав. 150 Этот типикон студийского типа обогащался литургически с развитием синтеза савваитской и константинопольской практики и распространялся повсеместно. Первый подобный у совершенствованный типикон был составлен Алексием, игуменом Студийского монастыря, а затем патриархом Константинополя 1025–1043 гг.» для монастыря, основанного им возле столицы. Именно этот типикон, сохранившийся ныне лишь в шести славянских рукописях, 151 Св. Феодосий Печерский перевел на старославянский в XI в. и ввел как Устав Киево-Печерской Лавры, т. е. пещерного монастыря в Киеве, колыбели православного монашества у восточных славян. С Украины он распространился по всей Руси и Московскому государству. 152 К началу XII в. усовершенствованный студийский синтез появился также в Великой Греции в полном варианте в типиконе Сан Сальваторе из Мессины (1131 г.). 153 Его можно найти в Иверском монастыре на горе Афон в типиконе Георгия III Мтацминдели (ок. 1009 – ум. 29 июня 1065 г.), т. е. «Агиорита», 154 восьмого игумена Иверского монастыря примерно с 1044 г. до его отрешения в 1065 г. Его типикон, основанный на константинопольском оригинале, датируемом временем до 906 г., был переведен на грузинский между 1043 и 1044 гг,, до игуменства Георгия. Он сохранился в нескольких грузинских рукописях, самую раннюю из которых относят к XI в. 155 Этот ключевой документ, первое полное описание литургической жизни на Афоне, показывает, что самое раннее святогорское богослужение следовало студийскому обычаю, который к этому времени был уже амальгамой студийских обычаев – Φως ι(Свете тихий) во время вечерних молитв, палестинского ρΟρος (утрени) с каноном и т. д. – с обрядом Великой церкви. 156

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы приведем здесь синодальные постановления по порядку патриархов, при которых они изданы, следуя Афинской Синтагме и новейшему собранию этих постановлений, издаваемому при Константинопольском патриархате 274 . 1 . Николай I (895–906, 911–926) 275 . Определение о соединении, изданное в 920 году по поводу распри о тетрагамии, которое восстановило мир между церковью и государством 276 . 2 . Сергий (999–1019) 277 . О монастырских пожертвованиях, изданное в мае 1016 года 278 . 3 . Алексей (1025–1043) 279 . Из времен этого патриарха сохранились 2 синодальных постановления, а именно: а) о монастырях, созданных приношениями частных лиц, и о других важных вопросах относительно митрополий, архиепископий и епископий, изданное в 1027 году 280 , и б) о различных делах, касающихся всех митрополий и архиепископий, изданное в 1028 году 281 . 4 . Михаил I (1043–1058) 282 . О священнике, состоящем в браке, воспрещенном канонами 283 . 5 . Константин III (1059–1063) 284 . О священнике, совершившем убийство и извергнутом 285 . 6 . Иоанн VIII (1064–1075) 286 . Постановление от 16 февраля 1065 года, воспрещающее священникам вести перед судом тяжбу за других 287 . 7 . Николай III (1084–1111) 288 . Кроме канонических ответов, о которых мы уже упомянули, и других весьма важных синодальных постановлений о браке, имеется еще два определения Николая, о которых необходимо здесь упомянуть, а именно: а) одно о вознаграждении за церковное служение 289 и б) другое, в котором, на основании канонов и государственных законов, он доказывает императору Алексею Комнину, что епископии не должны отдаляться от митрополий 290 . 8 . Лев (1134–1143) 291 . О наказаниях лиц, занимающихся колдовством 292 . 9 . Михаил II (1143–1146) 293 . Синодальное постановление от 20 августа 1143 года о низведении епископа, не поставленного канонически 294 . 10 . Николай IV (1147–1156) 295 . О священниках, осужденных подлежащею властью и апеллирующих в высший суд 296 . 11 . Константин IV (1154–1156) 297 . Синодальное постановление об убийцах и в частности о священниках, совершивших убийство 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Л. В. Луховицкий КПЦ в XI - нач. XIII в.: начало упадка Византии и тюркизации М. Азии, конфронтация с Западом от Великой схизмы до захвата Константинополя крестоносцами С нач. II тыс. связано появление неск. новых факторов, к-рые постепенно полностью изменили историческую ситуацию и сыграли решающую роль в последующем развитии КПЦ. Во 2-й четв. XI в. Византийская империя вступила в период тяжелейшего кризиса. В 1056 г. пресеклась Македонская династия, что привело к обострению борьбы за имп. престол и к ослаблению системы управления гос-вом. Вслед за династическим кризисом наступил экономический и военно-политический. В этих условиях роль Церкви в жизни страны существенно возросла. Если в предыдущее столетие патриархи КПЦ, как правило, находились под контролем светской власти, сильных императоров, то в сер. XI в. нек-рые патриархи превратились в самостоятельные политические фигуры, к-рые в ряде случаев выступали лидерами и гос-ва, и различных общественных групп. Патриарх Алексий Студит (1025-1043) стремился укрепить правовую автономию Церкви и ввел запрет духовенству обращаться в светские суды, отстаивал положение монастырей и монастырскую собственность от покушений на нее светской элиты визант. общества. Как крупный политик и церковный деятель известен свт. Михаил I Кируларий (1043-1059). Обладая огромным общественным авторитетом и популярностью, он неоднократно критиковал императоров, стремился противодействовать тем или иным гос. начинаниям, если они противоречили интересам КПЦ. Наиболее значима роль свт. Михаила в истории Великой схизмы между КПЦ и Римским престолом в 1054 г. (см. ст. Разделение Церквей ). Активизация контактов между К-полем и Римом была вызвана завоеваниями норманнов в Италии, где они угрожали интересам как Византии, так и папства. Вскоре, однако, обе стороны переговоров выяснили, что прочный союз между ними будет возможен только после разрешения церковных разногласий между КПЦ и Западной Церковью. При этом если имп. Константин IX Мономах (1042-1055) ради достижения политических целей был готов пойти на определенные уступки папству, то патриарх Михаил Кируларий возглавил партию непримиримых противников к.-л.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Конечно же, эта внешняя идиллия бывала не всегда. Более того, нередко она подготавливалась в тишине дворцовых покоев, чтобы избрание нового императора стало более зрелищным – византийцы были глубокими знатоками и почитателями формы. Но по сути своей описанная выше картина являлась хрестоматийной для Священной Византии. И игнорировать мнение императрицы оказывалось себе дороже. Единожды это попытался сделать Михаил V Калафат (1041–1042), поплатившийся не только царской властью, но и жизнью. Осмелившись пойти против законной, порфирородной императрицы Зои из Македонской династии, он был свергнут с престола и ослеплен. 21 апреля 1042 года Калафата провезли на муле по улицам Константинополя, а затем отправили в ссылку в монастырь Элегмон, где позже он скончался в полной безвестности . Так, именно святая Ариадна, вдова императора Зенона, остановилась на кандидатуре Анастасия I, создав первый прецедент . Императрица Зоя потребовала венчать на царство после смерти супруга Романа III Аргира (1028–1034) своего любовника Михаила IV Пафлогона (1034–1041). Срочно вызванный ночью в императорские покои патриарх не посмел перечить василиссе, и 12 апреля 1034 года, в Великую пятницу, состоялась публичная торжественная процедура возведения Михаила IV на царский трон в присутствии синклита и представителей армии . Зоя же по договоренности с сестрой назначила своим мужем и императором Константина IX Мономаха. 11 июня 1042 года протопресвитером храма Святой Софии было совершено торжественное венчание их как мужа и жены. А уже 12 июня 1042 года сам Константинопольский архиерей Алексей Студит (1025–1043) венчал Константина IX Мономаха на царство . После смерти царственной сестры византийской императрицей стала Феодора. Но государству требовалась мужская рука; кроме того, императрица была уже далеко не молода и готовилась отойти к Богу. 31 августа 1056 года Феодора собственноручно возложила на своего избранника, полководца Михаила VI Стратиотика (1056–1057), императорскую диадему, объявив того василевсом. Константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию (1043–1059) ничего не оставалось, как совершить над Михаилом VImauhcmbo венчания на царство. Буквально через три дня Феодора скончалась .

http://pravoslavie.ru/59983.html

Другими чертами характеризуется церковная партия зилотов, или строгих. Зилоты не хотели делать каких-либо уступок царской власти, когда эта власть домогалась их от Церкви. Они ставили нравственные и религиозные требования выше благоденствия общественного; не только высокопоставленных лиц, но и самих императоров они хотели подчинить строгой церковной дисциплине. Они не боялись столкновений с обществом, с властями, хотя бы эти столкновения вели к смутам и беспорядкам. Зилоты не заботились о личной образованности, не стремились насаждать образование в классе духовенства. Нравственных пастырей Церкви они ставили выше ученых. В своей жизни зилоты отличались не только строгой нравственностью, но и подвижничеством, хотя нередко случалось, что они удовлетворялись благочестием внешним и формальным, не заботясь о развитии и приумножении благочестия внутреннего. К монахам зилоты относились очень благосклонно, часто опирались на них в борьбе со своими врагами и нередко сквозь пальцы смотрели на вопиющие недостатки в иноческой среде. К партии умеренных в последующей (с конца IX в.) византийской истории, могут быть причисляемы, по тем или другим основаниям, следующие константинопольские патриархи: Евфимий (906–911), Феофилакт (933–956), Полиевкт (956–970), Алексей Студит (1025–1043), Михаил Керуларий (1043–1058), Константин Лихуд (1059–1063), Лука Хрисоверг (1156–1169), Василий Каматир (1183–1186), Георгий Ксифилин (1191–1198), Михаил Авториай (1206–1212), Мануил (1217–1222), Герман (1222–1240), другой Герман (1266–1267), Иосиф (1267–1274; вторично 1282–1283), Иоанн Векк (1275–1282), Григорий Кипрский (1283–1289), Иоанн Глика (1316–1319). К разряду патриархов из зилотской или партии строгих могут быть причисляемы следующие лица, так как по тем или другим чертам жизни и деятельности они относятся к этой именно партии: Антоний Кавлей (893–893), Николай Мистик 205 (895–906; вторично 911–925), Василий (970–974), Косма (1143–1146), Феодосии (1178–1183), Арсений 206 (1255–1260; вторично: 1261–1266), Никифор (1260), Афанасий (1289–1293; вторично 1303–1311), Иоанн Созопольский (1294–1303).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

P. 434, 444; Cedrenus. Т. II. P. 334; Leo Grammaticus. P. 327–328; Zonaras. T. IV. P. 69; Ephraemius. P. 403; Symeon Magister. P. 751, 755; Michael Glycas. Annales. Bonnae. 1836. P. 563.; Ioel. Chronographia. Bonnae, 1836. P. 58); Василий I Скамандрин (13 февр. 970–974) – монах горы Олимп и обители на реке Скамандре (Leo Diaconus. Historia. Bonnae, 1828. P. 102, 163; Cedrenus. T. II. P. 382; Zonaras. T. IV. P. 93; Ephraemius. P. 403); Антоний III (974–980) – монах Студийского монастыря и синкелл (Leo Diaconus. P. 164; Cedrenus. Т. II. Р. 414; Zonaras. Т. IV. P. 102; Ephraemius. P. 403; Callistus. Col. 461 А); Николай II Хрисоверг (989–995) также, вероятно, был монахом (Cedrenus Т. II. Р. 434; Zonaras. Т. IV. Р. 110; Callistus. Col. 461 A; Ephraemius. P. 403; Banduri. Imperium orientale. Parisiis, 1711. T. II. P. 912; Le Quien. Oriens christianus. Parisiis, 1740. T. I. P. 256); Сергий II (999-июль 1019 г.) – настоятель константинопольского монастыря Мануила (Cedrenus. Т. II. Р. 449; Zonaras. Т. IV. Р. 118; Ephraemius. P. 403; Joel. P. 60; Callistus. Col. 461 А); Алексий (1025-март 1043) – монах, экклисиарх и игумен Студийского монастыря (Cedrenus. Т. II. Р. 479; Zonaras. Т. IV. Р. 125; Michael Glycas. P. 579; Ephraemius. P. 404 и Joel. P. 60 (называют Алексия екклисиархом этого монастыря); Callistus. Col. 461 В); Михаил I Кирулларий (25 марта 1043–8 ноября 1058), насильственно постриженный в монашество по политическим мотивам (Psellus. Historia. P. 313–316 ( Σαθας. Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Paris, 1874. Τ. IV), Cedrenus. Τ. II. Ρ. 550; Zonaras. Τ. IV. Ρ. 162; Ephraemius. P. 404; Glycas. P. 595); Иоанн VIII Ксифилин (1 янв. 1064–2 авг. 1075) – монах горы Олимп (Psellus. Т. IV. Р. 340–341; Michael Attaliota. Historia. Bonnae, 1853. P.92; Joannes Scylitzes Curopalata. Historia. Bonnae, 1839. P. 658.; Zonaras. T. IV. P. 201; Ephraemius. P. 404–405; Glycas. P. 606; Joel. P. 64); Косъма I [авг. 1075–8 мая 1081] – благочестивый инок, прибывший из Иерусалима в Византию (Scylitzes.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Богоматерь коронует имп. Романа III. Гистамен Богоматерь коронует имп. Романа III. Гистамен VI. Кризис XI в. Формально концом Македонской династии считается 1056 г., когда умерла последняя ее представительница на троне - имп. Феодора. Однако упадок династии, а с ней и всего гос-ва начался уже после смерти имп. Василия II Болгаробойцы (1025). Ни один из его многочисленных преемников не сумел создать прочной системы власти, что в результате привело к постепенному нарастанию внутренних и внешних проблем, к-рые отчасти проявились уже в правление Василия II, но сдерживались его твердой политикой. Власть в империи на неск. десятилетий перешла к к-польской чиновничьей элите. Первоначально эта группировка сформировалась вокруг имп. Константина VIII (1025-1028), бывшего в течение полувека номинальным соправителем своего брата Василия II. Преемниками Константина VIII, не оставившего муж. потомства, стали бывш. чиновники: эконом и синклитик Роман III Аргир (1028-1034), младший брат влиятельного препозита Иоанна Орфанотрофа Михаил IV Пафлагонец (1034-1041), их племянник Михаил V Калафат (1041-1042), сын верховного судьи Константин IX Мономах (1042-1055). Легитимность правления обеспечивалась их браками с порфирородной царевной Зоей, дочерью Константина VIII (для Михаила V - усыновлением). Имп. Константин IX Мономах. Гистамен Имп. Константин IX Мономах. Гистамен К сер. XI в. наиболее влиятельными в гос-ве стали феодальные кланы Комнинов, Дук, Кондостефанов, Катакалонов, Мелиссинов, Вриенниев, Палеологов и др. Их представители, обладая обширными земельными владениями, занимали ключевые посты в провинциальной администрации и армии. Первой серьезной попыткой захвата власти одним из военных кланов был мятеж Георгия Маниака (1042-1043). Сделав блестящую карьеру на Востоке и в Италии, он, оказавшись жертвой политических интриг, выступил с войском своих родственников и «клиентов» против Константина Мономаха. В сражении под Фессалоникой Маниак одержал победу над правительственной армией, но случайно был убит.

http://pravenc.ru/text/372674.html

После двадцатилетнего благочестивого правления, патриарх Сергий почил о Господе; а на место его рукополагается 1019 г. 95) Евстафий, из придворных протопресвитеров, управлявший кормилом 6 лет; по смерти его, наследует ему 1025 г. 96) Алексий Студит. Быв игуменом Студитской обители, он пришел в императорский дворец с честною главою святого Предтечи, преподать духовное утешение тяжко болевшему императору Василию. Беседа благочестивого вождя иночествующих столько усладила императора, что он избрал его в патриарха, каковое избрание потом признала справедливым и вся Церковь (хотя в последствии времени некоторые, по различным мирским и своекорыстным видам, упрекали его в том, что он не был избран общим голосом). В продолжение 18-летнего правления церковью блаженный Алексий был свидетелем плачевных перемен на императорском престоле, быстро следовавших одна за другою. Именно, по смерти Василия, на престоле остался, 1025 г., один брат его Константин; по смерти Константина, 1028 г., взошел на престол зять его – Роман Аргиропул; умерщвленному Роману наследовал, 1034 г., Михаил Каталлакт, пафлагонянин; а спустя 7 лет Михаил Калафат, племянник Каталлакта; потом Федора и Зоя, и, наконец, 1042 г., – Константин Мономах. По кончине Алексия производится в патриархи 1043 г. 97) Михаил , монах, по прозванию Керуларий, ученый и ревностный поборник православия. Между прочими соборными его постановлениями, сохраняется доселе постановление его о браках (где он превозносит похвалами славного Сисиния). Этот Керуларий окончил начатую святейшим Фотием борьбу с Западом за целость исповедания Веры. Видя с одной стороны, что следующие учению Запада страждут недугом неисцеленным, нераскаянно оставаясь в извращении божественных догматов, отступлении от апостольского учения при совершении преестественных таинств и в других заблуждениях, осуждаемых священными правилами, а с другой, что владыка римской церкви, особенно с тех пор, как соединил скипетр мирской власти с жезлом Христова пастыря, насильственно начал распространять свое неправое учение вне пределов римской области, так что посягательство его простиралось уже на сам Константинополь, – видя все это, блаженнейший патриарх собрал многочисленный собор со всей православной восточной и апостольской Церкви, на котором торжественно предал отлучению церковь латинскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А кроме того, с именем Сисиния найдено известное Окружное послание Фотиево ко всем Восточным первосвятителям, которое, вероятно, этот патриарх нашел нужным снова огласить в предохранение православных от нововведений западных. Преемник Сисиния Сергий (999 – 1019), сродник Фотиев, пошел еще далее. Он писал к папе, убеждал его оставить нововведения, и особенно незаконное прибавление к Символу, и когда папа не согласился, то созвал в Константинополе Собор, на котором подтвердил все осуждения Фотия на латинян и самое имя папы исключил из церковных диптихов. Преемник Сергия Евстафий (1019 – 1025) с согласия императора Василия посылал в Рим послов и просил папу, чтобы он признал Константинопольского патриарха Вселенским на Востоке, т.е. просил, чтобы папа торжественно признался, что он не есть Глава Церкви, а что есть и другой равночестньш ему святитель: папа, разумеется, на это не согласился, как не соглашались и все его предшественники. Наконец, от патриарха Алексия (10251043) – преемника Евстафиева и предшественника Михаила Керуллария сохранилось несколько соборных определений. Одно из них начинается словами: “Алексий, Божиею милостию архиепископ Константинополя – нового Рима и Вселенский патриарх”. В другом его называет Вселенским составитель соборного деяния.    Итак, в чем же состояло общение и единомыслие с папою тех Цареградских патриархов, при которых окончательно насаждена в России святая вера? В доказательство этого указывают только на два обстоятельства: на свидетельство Антиохийского патриарха Петра в письме к патриарху Михаилу Керулларию от 1054 г., что он, Петр, за сорок пять лет пред тем сам был в Константинополе во дни патриарха Сергия и слышал, как имя папы возносилось на литургии вместе с именами прочих патриархов, а во-вторых – на упомянутое выше посольство Константинопольского патриарха Евстафия к папе с просьбою о титле Вселенского. Но свидетельство Петра Антиохийского гласит только, что около 1009 г. имя папы находилось в константинопольских диптихах при патриархе Сергии, а отнюдь не отвергает, что оно исключено Сергием из этих диптихов впоследствии, да и сам Петр далее говорит: “А каким образом и почему имя папы изглаждено, не знаю”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН III Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) (Июнь-июль 980, близ Клеве - 23 или 24.01.1002, замок Патерно близ Витербо), герм. король (с 983, самостоятельно с 995), император Свящ. Римской империи (с 996); из Саксонской династии (династия Людольфингов). Имел прозвище Чудо Света (Mirabilis mundi). Основные свидетельства о жизни и об эпохе О. содержатся в грамотах, в исторических сочинениях, написанных уже после смерти императора: в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Chronicon, 1012-1018), «Венецианской хронике» Иоанна Диакона (Chronicon venetum, после 1008), в заключительной части Кведлинбургских анналов (Annales Quedlinburgenses, до 1025) и в 3-й части Хильдесхаймских анналов (Annales Hildesheimenses, между 1000 и 1040), в «Хронике» Адемара Шабанского (Chronica, ок. 1030), «Истории» Родульфа Глабера (Historia, 30-40-е гг. XI в.), «Хронике и деяниях князей или правителей польских» Галла Анонима (Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum, нач. XII в.), а также в произведениях житийной литературы , посвященных деяниям сподвижников О.,- Житиях Адальберта Пражского, составленных Иоанном Канапарием (998-999) и Бруно Кверфуртским (между 1006 и 1008), Житии 5 братьев-отшельников, написанном Бруно Кверфуртским (ок. 1008), Житии Бернварда Хильдесхаймского, автором к-рого был Тангмар (нач. XI в.). О.- единственный сын имп. Оттона II (967-983) и имп. Феофано († 991; визант. принцесса, не порфирородная, но связанная родством с визант. имп. Иоанном I Цимисхием (969-976), по нек-рым сведениям, она была его племянницей). У О. были сестры: София (975/978-1039), аббатиса Гандерсхайма и Эссена, Адельгейда (977-1043), аббатиса Кведлинбурга, и Матильда (978-1025), жена пфальцграфа Лотарингии Эццо (1015-1034); еще одна сестра (предположительно близнец О.) умерла сразу после рождения. Рождение О. совпало с поворотным моментом в правлении Оттона II: к тому времени удалось разрешить главные конфликты в его владениях к северу от Альп и на их границах, что дало ему возможность сосредоточить внимание на итал. политике. Осенью 980 г. император с женой и новорожденным сыном отправился в Италию; имп. Феофано и О. сопровождали Оттона II во время военного похода в 982 г. в Юж. Италию против византийцев и сарацин.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010