(л. 238 об.). Из отдельных молитв замечательны а) в N 371 (л. 158) молитва или речь патриарха Константинопольского императору в торжественное представление ему вместе с духовенством; по древнему обычаю, в четверток на пасхе, б) в Сербском требнике N 374 (л. 196 об. 201 об.) две апокрифические молитвы под именем Апостола Павла, г) Сербская собственно молитва к пресв. Богородице о заступлении от Измаильтян, составлена, как видно, в самом начале Турецкого ига (после 1389 или около 1410 г.) там же л. 250 об.–254, д) Русская разрешительная молитва, над гробом удельного Луцкого князя Димитрия, составленная митр. Киприаном, N 378 л. 393. На Востоке издревле вошёл в общее употребление устав церк. службы, составленный преп. Саввою Освящённым (†532 г.) для основанной им близ Иерусалима лавры. В начале IX века игумен Студийского монастыря в Константинополе св. Феодор Студит предал ему особый устав церковный и монастырский, отчасти сократив и изменив устав преп. Саввы 5 . Устав Студийский введён быль преп. Феодосием в Печерский монастырь и отсюда вошёл в употребление по всей России. Старшие списки уставов Синод. библиотеки, как замечено уже, представляют устав Студийский, церковный и монастырский, но тот и другой не в подливном виде, а пересмотренный и применённый патр. Алексием (1025–1043 г.) к основанной им самим обители в честь Богородицы. Устав этот имеет многие замечательные особенности, отмеченные в Описании N 380, отчасти и в 381 и 382 как в отношении церковной службы, так и порядка, монастырского. Многочисленные списки устава преп. Саввы довольно разнообразны между собою. Они состоят из трёх частей, представляющих богослужение а) нощеденственное, б) по месяцеслову и в) по триодям, и содержат ещё так называемые Марковы главы. Весьма любопытны частные уставы или чиновники соборов: Московского Успенского N 396 (1627 г.) N 397 (1636–39 г.) и Новгородского Софийского N 399, уставы или обиходники монастырей: Троицкого, Кириллова (N 400. 401), Иосифо-Волоколамского (403) и Сийского (404). В Московских чиновниках показываются выходы и служения патриарха в Успенском соборе и других церквах, выходы и приезды царские, крестные в Москве ходы, отчасти давно уже отменённые, празднества, разные обряды и обычаи церковные. Тоже или ещё большее значение имеет Софийский чиновник относительно Новгородской святыни, богослужения и древностей церковных. Уставы монастырские, излагая чин богослужения и особенности его в известных случаях, в тоже время характеризуют быт наших древних обителей: в этом случае особенно замечательны Троицкий и Волоколамский устав (N 400. 403). В списках псалтири с возследованием достойны замечания предварительные статьи к употреблению псалтири, составленные ещё в древности, как видно, переводчиком таковой псалтири монахом Саввою (N 406 л. 5. 7. слич. N 431 л. 202 об.–205). Текст самой псалтири тот же самый, что и в списках полной библии N 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Так, о монахе Василии Скамандрине Лев Диакон рассказывает, что он 13 февраля 970 г. в неделю Православия принял хризму архиерейства и «объявляется Вселенским патриархом ( και οικουμενικς πατριρχης ανακηρττεται) " 608 . Несомненно, под этим объявлением, совершенным в день хиротонии и вслед за нею, нужно разуметь именно интронизацию, состоявшую в торжественном провозглашении Вселенским патриархом вновь хиротонисанного иерарха и в посаждении его на престол в присутствии находившихся в храме царя, сановников, архиереев, клириков и многочисленного народа. Интронизация и патриархов Алексия и Михаила Кируллария состоялась в дни их хиротонии, причем император Василий Болгаробойца, лежавший на смертном одре и не имевший возможности присутствовать на интронизации первого патриарха (15 декабря 1025 г.), отправил на торжество в качестве своего представителя первого министра протонотария Иоанна, 609 а интронизация Кируллария была совершена в день Благовещения 25 марта 1043 г. 610 О патриархе Германе III, избранном на вселенский престол в звании Адрианопольского митрополита, Пахимер сообщает, что в день придворного обряда провозглашения он, «совершив вместе с архиереями литургию, воссел на священном троне ( τω ερω φινζει θρνω) и предстоятельствовал среди прочих иерархов» 611 . Как именно происходила интронизация византийских патриархов и какое значение она имела, обстоятельно сообщается Симеоном Солунским . В воскресный день в присутствии царей, архонтов и почти всего народа патриархом при участии всех архиереев, клира и священников города торжественно совершалась литургия в храме Св. Софии. Необходимо, поясняет Симеон, чтобы все присутствовали во время интронизации своего пастыря и увидели его на кафедре, как самого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Бога живого, получили от него благословение главным образом тогда – в самом начале ( καταρχς) его служения, приняли от него мир со святейшего трона и его же со своей стороны провозгласили ему. Ведь это есть мир Спасителя нашего, превосходящий всякий ум, наследие наше, приятное приветствие, вечное чаяние, дабы нам быть едино с Ним и с Отцом Его и Духом, как Он молился.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Триодь постная и ее авторы в период начального собирания гимнографического материала Гимнография святых Андрея Критского, Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского в Триоди постной Преподобный Косма Маиумский Первым по времени из этих песнописцев является святой Андрей, сначала монах иерусалимского храма святого Воскресения, потом диакон великой Константинопольской Церкви и наконец епископ Критский († ок. 720). Одних только его канонов по древним ирмологиям насчитывается свыше 70. Среди них есть каноны на воскресные дни, на памяти святых, на Господские и Богородичные праздники. Его произведения важны, прежде всего, потому, что являются исходными, дошедшими до настоящего времени текстами такого рода, хотя он едва ли был первым составителем их. В современной печатной Триоди сохранились следующие каноны святого Андрея: в среду сырной седмицы – о посте, Великий канон четверга пятой недели, канон Лазаревой субботы, трипеснцы для пяти дней Страстной седмицы. В рукописных источниках находятся также каноны на неделю ваий и четверопеснец Великой субботы. Перечисленные произведения составляют у святого Андрея лишь половину цикла его канонов на подвижные богослужебные дни: они продолжаются канонами на Пасху, недели Фомы, мироносиц. На те же дни каноны Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского вытесняют тексты святого Андрея. Так, Студийский устав патриарха Алексия (1025–1043) употребление канона последнего на неделю ваий называет уже ветхим обычаем, а его трипеснцы предписывает употреблять лишь до Великого четверга. Значительно сокращены и трипеснцы Страстной седмицы: из одного только трипеснца пятка опущено около десяти тропарей. Не избежал сокращений и Великий канон: славянские источники XII–XIV веков в девятой его песни приводят три особенных тропаря, которых нет в греческих оригиналах. По своей структуре и технике каноны святого Андрея как одни из первоначальных песнопений подобного характера значительно отличаются от соответствующих произведений позднейших песнописцев: многие их особенности непротиворечиво корреспондирует с библейскими песнями. В первую очередь это касается так называемых ирмосов в канонах святого Андрея. Например, первый и второй ирмосы Великого канона «Помощник и Покровитель», представляющий собой 2-й стих песни Исх. 15 с припевом из первого ее стиха «Славно бо прославися», и «Вонми небо», где к половине 1-го стиха песни Втор. 32 гимнограф присоединяет от себя только «И воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго».

http://pravoslavie.ru/34080.html

Затем, согласно краткой редакции Жития, И. О. отправился в К-поль к «нашим православным царям» (т. е. к Василию II Болгаробойце и Константину VIII ) или, согласно пространной редакции,- к имп. Роману III Аргиру (1028-1034) и получил хрисовул, по к-рому Мириокефальскому мон-рю ежегодно выдавались 1 литра номизм и 12 монашеских одеяний. В пространной редакции говорится, что Мириокефальский монастырь получил статус ставропигиального от К-польского патриарха Алексия Студита (1025-1043), тогда как в краткой редакции дарование ставропигии приписывается императору. Императоры пожертвовали И. О. богослужебные книги, священные сосуды и иконы, а к-польские вельможи - 1,3 тыс. овец, 300 коз, 16 кобылиц, 5 ослиц, 4 молодых мула. По возвращении из столицы И. О., «не имея ни часа отдохновения», продолжил странствия, во время к-рых он основывал церкви. В существующем доныне сел. Куфос, к юго-западу от Ханьи, он воздвиг ц. Пресв. Богородицы, для к-рой приобрел виноградник и поля. Этот храм отождествляется с церковью в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», сооруженной в 1004 г. и перестроенной в XIV в. Развалины храма, освященного во имя И. О., находятся близ сел. Аликианос. Назначив настоятелем мон. Кирилла и устроив келью, святой отправился дальше. До наст. времени близ Айия-Румели сохранилась часовня ап. Павла, воздвигнутая И. О. Близ сел. Азогирей (ныне Азойирес, к северо-востоку от Палеохоры) преподобный построил ц. св. Георгия и разбил пасеку. Из-за беспокойства, причиняемого большим числом приходящих к нему верующих, И. О. поселился вдали от людей на побережье Акта, в окрестностях Кисамоса. На этом известии обрывается автобиография святого. Согласно завещанию И. О., все построенные им церкви и обители подчинялись Мириокефальскому мон-рю. В пространной редакции завещания указаны лица, заверившие этот документ: Мосх, диакон и номикос графевс Хандакса, протоспафарии и стратиги Крита Филарет Врахеон и Евмафий, иерей и императорский нотарий Лев Диаферер. Т. к. упомянутые лица жили позднее (напр., военачальник Евмафий Филокал был наместником Кипра (1099-1102/03, 1111/12-1118) и стратигом Крита (ок. 1118), то речь идет о заверении копии завещания.

http://pravenc.ru/text/471411.html

После реформы фем визант. имп. Льва VI (886-912) часть Северной Л. (вокруг Евдокиады) перешла в фему Каппадокия (в турму Коммата). К нач. Х в. византийцы отодвинули фронт войны с арабами от Л. на восток и юго-восток. Так, в 900 г. взятый в плен в Киликии тарсский эмир Абу Табит был доставлен в «крепость Икония» (Кавалу?), а оттуда в К-поль. В 906-907 гг. Кавала стала пристанищем для мятежника Андроника Дуки, отряды которого осаждало царское войско. Однако Андронику удалось прорвать осаду и бежать к тарсскому эмиру, к-рый в это же время сжег Иконий. С этого времени арабы не нападали на Л. до 963 г. (кроме, возможно, похода в 931), когда эмир Тарса вновь осаждал Иконий. В целом X век стал для Л. периодом гораздо более стабильного развития; набеги арабов постепенно прекратились. В 970 г. через Л. прошли войска мятежного полководца Варды Фоки. Нек-рые разгромленные сторонники Варды Фоки были ослеплены Вардой Склиром в Тифловиварии, на границе Л. с Писидией. Варда Склир, восставший в 976 г., также действовал на территории Л., как, вероятно, и Варда Фока в 987-989 гг. После этого Л. долго оставалась вдали от больших конфликтов. В 1-й период иконоборчества в VIII в. митрополиты Икония поддерживали ересь, но в 787 г. на VII Вселенском Соборе митр. Лев покаялся и был принят в церковное общение в сущем сане. В IX в. во Фригии и в Л. распространилась секта афинганов, которых ошибочно связывали с павликианами . Имп. Михаил I (811-813) издал закон о смертной казни за исповедание их учения, но его решение смягчил прп. Феодор Студит , по совету к-рого стратиг фемы Анатолик Лев должен был приговаривать членов секты афинганов только к конфискации имущества и ссылке. С северо-востока в Л. в это время проникали и павликиане. Во 2-й пол. Х в. мон. Елевферий из Пафлагонии основал в Морокампе (близ Листры) обитель, где нашли пристанище мессалиане и павликиане. Елевферий вынужден был оправдываться перед судом К-польского патриарха Полиевкта (956-970). Его последователей судил патриарх Алексий Студит (1025-1043).

http://pravenc.ru/text/2110495.html

   Так можно соглашать два различные сказания – летописи и жития Феодосиева, из которых первая говорит только о получении Феодосием устава Студийского от инока Михаила, а последнее – о получении его только от Ефрема скопца (снес.: Патер, печати. Л. 29 об. Киев, 1791 (217)).    Эти поучения и завещание в славянском переводе старца Паисия (Величковского) изданы Оптиною пустынею в Москве, 1853 г. (311).    Преподобный Никон черногорец († ок. 1000 г.) в своем Тактиконе, или Типиконе, в предисловии говорит: «Потребно есть ведети, яко же изначала сущая со мною братия сведят, яко различны Типики Студийския же и Иерусалимския прочтох и собрах, и не согласишася един ко другому, ниже Студийский с друзем Студийским, ни Иерусалимский с другим Иерусалимским» (рукоп. моей библ. 63. Л. 11 (34)). И далее в Слове шестом повторяет: «Такожде и Студийский обретохом Типики различны, и ниже сравняются друг другу, и ради несравнения сего, и паче же ни от Божественных писаний имеяху свидетельства некая, и точию глаголюще сице: яко сотворяем се и се» (л. 63 об. (34)).    Устав этот сохранился в перг. рукоп. Москв. Син. библ. 330 (21) . Рукопись содержит в первой части общий церковный устав Студийский, во второй – устав собственно монастырский. Последняя часть оглавляется так: «Уставник, разсмотряяй о брашне же, и о питии мнихом, и о всяцем ином чину, и о пребывании и в церкви и въсьде, уставлен убо не по писанию в монастыри Студийстем преподобным отцем нашим исповедником Феодором, предан же писанием от Альксия, святаго и Вселенскаго патриарха, в поставленнем им монастыри во имя Божественныя Матери». Если патриарх Алексий (1025—1043) для своего монастыря счел нужным вновь изложить в письмени устав Студийский, а не списал его с готового рукописного устава Студийского, который, по свидетельству Никона Черногорца, несомненно тогда уже существовал в разных списках, то кто поручится, что и этот вновь изложенный устав не имел своих особенностей и был тот самый, какой употреблялся в Студ. монастыре? Содержание этого устава представлено в сочинении Казанского: История русского монашества до основания Троиц. Серг. лавры. С. 30—40. М., 1855 (142).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Базилика в Мирах «была разрушена в VIII веке либо землетрясением, либо во время нашествия южных племён», - сообщает источник. А сам храм, демонстрируемый ныне паломникам в Миры Ликийские - существовал ли он тогда? Видимо, да. Ибо говорится, что купол над ним «был возведен в VIII или IX веке. В IX веке... к церкви было пристроено несколько помещений. Известно, что наиболее значительные реставрационные работы проводились [здесь] во время правления императора Константина IX Мономаха и его жены Зои Порфирородной в 1042 г.» Византийские фрески, чудом сохранившиеся в храме святителя Николая в Мирах (Демре) Любопытно, что годом позже (в 1043-м) имел место последний поход Руси (единственный после крещения) на Константинополь. В знак заключения мира Константин IX выдал свою дочь (или близкую родственницу, как предполагают некоторые авторы) замуж за сына Ярослава Владимировича Мудрого, организовавшего этот поход, Всеволода. Родившийся в 1053 году от этого брака сын Владимир получил от родителей прозвище по деду - Владимир Мономах. Именно ему, внуку, по легенде («Сказание о князьях Владимирских»), Константином IX была дарована, как знак царских прав, знаменитая шапка Мономаха, «шапка золотая» - главная регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия на Руси. Так глубоко и далеко во времени закладывались скрепы между Византией и Русью, которой надлежало после падения Константинополя в 1453 году стать Третьим Римом - а четвёртому, как известно, не бывать. Что же сам храм святого Николая в Мирах Ликийских? Ввиду набегов на Ликию (будем называть её так, хотя территория носила, после 1025 года, название фема Кивирреоты со столицей Атталия, нынешняя Анталья) область была в значительной мере обезлюдевшей. «В течение XIII века церковь и другие христианские сооружения оставались покинутыми. Скоро они пришли в упадок и были занесены сыпучими песками реки Мирос», - сообщает источник. То есть сама природа до времени сокрыла православный храм от поругания варварами. Когда дух разрушения христинских святынь, царивший в Османской империи, не был несколько унят «европейским», а затем и русским проникновением.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/04/u_hr...

443 В Уставе Константинопольского патриарха Алексея (1025–1043) уже упоминаются наши иконы, как иконы «по стенам» и «дольные»,– славянский перевод Синодальная рукопись (у Горского и Невоструева листы 247 оборот и 279. (А что тут разумеются не наши местные иконы, которых ещё, несомненно, не было, но которые подозревать может изъявить охоту иной читатель, это видно из того, что пред ними предписывается поставлять в праздники менее свеч, чем пред иконами тябла, л. 279 и оборот). 444 В пожар Владимирского собора Боголюбского 1185г. между другими богослужебными принадлежностями сгорели «укси церковные» (Лаврентьевская летопись). Думаем, что эти укси из греческого ξς, что означает материю тёмно-красную или тёмно-фиолетовую, преимущественно дорогую (Дюканж. Gloss. Graecit. под этим словом) и что тут должно разуметь иконные пелены; а если так, то последние подвешивались на праздники именно к иконам, стоящим на стенах и на столбах (см. немного ниже). Затем, Лаврентьевская летопись говорить о епископе Ростовском Кирилле под 1231г., что он украсил свою кафедральную церковь «иконами многоценьнама, ихже несть мощи и сказати, и с предполы, рекше пелены»: под иконами с предполы, несомненно, разумеются иконы настенные и настолпные. Что касается до дальнейшей истории деисуса или по позднейшему иначе тябла (что есть его собственное греческое имя – τμπλον) превратившегося в нынешний иконостас, то обстоятельно о ней после. А кратко она есть: во-первых, самый деисус, находившийся в алтарной арке, выступил из неё и постепенно протянулся «во весь храм» (Исторические сведения о Белопесоцком монастыре иеромонаха Арсения, помещённые в Чтениях Московского Общества любителей духовного просвещения книга XI, стр. 113 и 114), что случилось к концу XV – началу XV Ι века. (Никоновская летопись III, 177 и Русский Временник II, 138,– о деисусах Московском, Ростовском и Новгородском). Во-вторых, явились иконы киотные, подобные настенным и настолпным, пред алтарной преградой и алтарными столбами (объясняемые желанием иметь Спасителя и Божью Матерь на больших иконах, нежели на каких они были в деисусе и на большей к себе близости, чем последние), которые, не быв приставляемы к алтарной преграде и алтарным столбам вплотную, были поставляемы перед нами, что случилось не позднее первой половины XVI века (Собрание летописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Тимофею епископу Апостол говорит: старцу (пресвитеру) не твори пакости, но утешай якоже отца ( 1Тим. 5:1 ). Что значила бы заповедь, чтобы епископ не творил пресвитеру пакости, если бы епископ не имел власти над пресвитером? И опять говорит: на пресвитера обвинение принимай не скоро и не иначе, как при двух или трех свидетелях. И никому из пресвитеров не сказал: не принимай обвинения на епископа; никому из пресвитеров не написал: не твори пакости епископу. Деяния Вселенских соборов. Собор Халкидонский: т. IV, русск. пер. стр. 208, 209: „Некто Авраамий былъ диаконом нашего клира. Когда схвачен был некоторый чародей Иоанн, которому Авраамий был друг и сообщник, последний пред почтеннейшим нашим епископом и всем клиром, собранным выслушать его, диакона Авраамия, уличен был и признался, что он соучастник Иоанна, за что и подвергся наказанию отлучения. Деяния того же собора (т. 3, 601). Из прежних исследований сделались известными дерзкие поступки Диоскора, вопреки порядку канонов и церковной дисциплине. Так он единомышленника своего, Евтихия, канонически осужденного собственным его епископом, своевольно, вопреки канонам, принял в общение. Патриарха Константинопольского Алексия и Синода (10251043) определение: „следуя Божественным правилам, определяем, чтобы клирики, имеющие дело с клириками, или монахи с монахами, были судимы у своего епископа, а клирики с епископами, или епископы с епископами – у митрополита области соборно (σινοδικς. Σ. V, 28). Симеон Солунский : клирики и миряне судятся от епископа („Литургич. пис.” 3, 161). 3) Законы греко-римских императоров Имп. Аркадий, Гонорий и Феодосий (408): „всякий клирик, которого его епископ по суду признал недостойным его должности и удалил от служения Церкви, должен принадлежать курии“ (Cod. Theod. 2, 39). Императ. Гонорий и Феодосий (412): клирики могут быть обвиняемы только пред епископами (ibid 41). Импер. Феодосий и Валентниан (425): „клирики должны подлежать епископскому суду» (ibid 47). Импер. Константин и Ираклий: „ни епископ, ни клирик, ни монах в денежном деле, или по обвинению в преступлении, не подлежат суду гражданского или военного начальства, но судятся только у своих епископов или митрополитов, или патриархов» (Σ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

В Московской синодальной библиотеке под хранится рукописный Студийский устав, редактированный Константинопольским патриархом Алексием (1025–1043 годы), где читаем: «просфоры всегда, якоже рекохомъ, да бываютъ: шесть просфоръ малыхъ и одна большая для В уставе царицы Ирины, супруги Алексея Комнина (1112–1118), говорится: «Каждый день на божественной литургии да приносится семь просфор». 289 В самом житии преподобного Пахомия, впрочем, ничего не говорится об этом, но есть упоминание о «пленицахъ» (на полях это слово пояснено «верви»), которые по ночам с молитвой плёл в обители преподобного Пахомия некий благочестивый старец Иона, который и умер, держа в руках «пленицу, во устахъ же его бяше молитва» (Четья-Минея святого Димитрия Ростовского , 15 мая). 291 Требник этот хранится в Синодальной библиотеке под в котором Трифонова молитва впоследствии была кем-то вырвана, но тем не менее оглавление и вырванные листы свидетельствуют, что она там была. 299 Профессор Е.Голубинский в статье: «К нашей полемике с старообрядцами» отрицает достоверность помянутого разговора между патриархом Никоном и Григорием Нероновым. По его мнению, «нельзя думать, чтобы Никон способен был в одно и то же время одну и ту же вещь называть и черной, и белой» (с.61, по изданию 1905 года). Это предположение господина Голубинского ни на чём не основано. Следующие за настоящей выноской свидетельства подтверждают достоверность вышеприведённого разговора. 301 Когда на Востоке возникла ересь несторианская, то святой Кирилл Александрийский горячо восстал против распространявшейся ереси и на соборе в Александрии (430 год) осудил как самого Нестория, так и ересь его и затем написал и разослал восточным церквам и самому Несторию сочинение, в котором опровергал его лжеучение. Несторий ответил ему тем же, написав в защиту своей ереси апологию. С учением Нестория был согласен и блаженный Феодорит, учёный епископ Кирский, своими писаниями немало поддерживавший мнение Нестория, и который долгое время, по неведению, разделял это лжеучение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010