Генрих X Гордый, герц, саксонский и баварский (1126–1139) III, 220 Генрих Лев, герц, саксонский (1142–1182) и баварский (1156–1180, ум. в 1195 г.) II, III, 252, 252, 258, 267, 271–273, 280, 280, 282–283, 283, 309, 340, 340 Генрих I Высокий (Длинный), мгр. Саксонской северной марки (1082–1087) IXb, 159, 233, 233, 279, 328, 336, 336, 342, 342 Генрих II, мгр. Саксонской северной марки (1106–1128 г.) 338, 338, 340, 342, 342 Генрих, гр. бергский (в Швабии) (рубеж XI–XII вв.) IV Генрих, гр. шверинский (1120-е гг.) 343 Генрих, гр. зютфенский (ум. в 1127 г.) 234, 234 Генрих, бурггр. регенсбургский (ум. в 1174/7) 265 Генрих, гр. намюрский (с 1139 г.) и люксембургский (1136–1196) 242 Генрих Добрый, один из родоначальников Штаденов, с. Генриха Лысого (ум. в 1016 г.) 341, 341 Генрих Жирный, гр. нортхаймский, мгр. фризский (1099/1100–1101) 234 Генрих Лысый, один из родоначальников Штаденов (ум. в 976 г.) 340 Генрих Язомирготт, герц, баварский (1143–1156), австрийский (1156–1177) II, 242, 247–248 Генрих, еп. регенсбургский (1132–1155) III, 242 Генрих Здик, еп. оломоуцкий (1126–1150) 262–263, 263, 280 Генрих Кетлич, каштелян краковский, затем архиеп. гнезненский (ум. в 1219 г.) 315 Генрих, немецкий энциклопедист, автор «Суммария» (XI/XII в.) 215–217 Генрих, гражданин Регенсбурга (1170-е гг.) 275 Генрих Латвийский, хронист Ливонского ордена (ум. после 1259 г.) 330, 343 Генрих Хантингдонский, английский хронист (ум. ок. 1155 г.) 93 «Генриха Майнцского карта» (рубеж XII-XIII вв.) 259 Георгий, св. (умучен в 303 г.) 185–186, 289 Георгий, с. венгерского кор. Эндре I 357 Георгий Амартол (Мних), византийский хронист (втор. пол. IX в.) 39, 54 Георгий Маниак, византийский полководец (ум. в 1043 г.) 94–95 Герберга, ж. французского кор. Людовика IV Заморского, д. германского кор. Генриха I (ум. в 969 г.) I Герберга, ж. швабского герц. Херманна II, д. бургундского кор. Конрада I (ум. в 1018/9 г.) Геродот, древнегреческий историограф (ум. в 425 г. до н. э.) 149 Гертруда, см. Эльжбета (Елизавета) (Гертруда)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На средства Игнатия (Семёнова) , архиеп. Олонецкого, вложившего в Крестный мон-рь 5 тыс. р., в 1843 г. вокруг К. к. был сооружен мраморный киот (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 5. Д. 66). На розовом поле мрамора была вырезана вкладная надпись с именем дарителя. Известно изображение К. к. в новом киоте ( Россиев П. А. Светлое Поморье//ИВ. 1907. 10. С. 239; Онежский Крестный мон-рь//ИИАК. 1911. Вып. 41. С. 106). К. к. пребывал в соборе Воздвижения Креста до закрытия мон-ря. В нач. 20-х гг. XX в. он был перевезен на Соловки и хранился в музее Соловецкого отд. Архангельского об-ва краеведения (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 1018. Л. 8-13). Музей располагался в Благовещенской ц. Соловецкого мон-ря, где было сосредоточено ок. 500 экспонатов, в т. ч. «Никоновский крест из кипарисового дерева, обложенный листовым серебром, сооруженный самим патриархом для Крестного монастыря и затем перенесенный на Соловки» ( Иванов А. П. Памятники Соловецкой древности//Соловецкие о-ва: Ж. [О. Соловки], 1926. 2/3. С. 132). В 1939 г. в составе коллекции упраздненного Соловецкого музея К. к. был отправлен в Москву и передан в филиал ГИМ в Новодевичьем монастыре. В 1991 г. передан МП РПЦ и установлен в московской ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках (находится в приделе Всех святых, в земле Российской просиявших). В описи Крестовоздвиженского собора, составленной после закрытия обители в 1921 г., упомянута «копия Животворящего Креста Господня» (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 1018. Л. 10). Она стояла в соборе монастыря в 1926 г., что подтверждается документами Онежского уездного финотдела: «Копия древнего креста без стекла, украшения с него все сорваны и самый крест попорчен» (ГААО. Ф. Р-230. Оп. 1. Д. 26 б. Л. 265). В июне 1928 г. копию К. к. и 2 большие иконы с изображением равноапостольных царей Константина и Елены, стоявшие по сторонам К. к., по просьбе верующих принял Троицкий собор Онеги (ГААО. Ф. Р-230. Оп. 1. Д. 26 б. Л. 314). После закрытия храма в 1931 г. (ГААО. Ф. 621. Оп. 1. Д. 1145. Л. 81-95) копия хранилась в кладбищенской ц.

http://pravenc.ru/text/Кийском ...

Ряд специалистов (в частности, Д. Оболенский) полагает, что «как бы византийские власти ни притворялись, будто презирают болгар как “варваров”, и как бы ни стремились встроить их страну в административную структуру Империи, на деле политики систематической эллинизации они не проводили», и поэтому в стране развивалась местная культурная традиция, а к концу XII в. в Болгарии начинается мощное культурное возрождение. Между 1018 и 1204 гг., когда Охрид в церковном отношении фактически находился в прямом подчинении Византии, произошло несколько болгарских восстаний. Β 1185–1186 гг. крупным болгарским феодалам, братьям Петру и Асеню, удалось организовать вооруженное выступление против Византии. При поддержке крестоносцев – участников III крестового похода они освободили северную Болгарию, где основали Второе Болгарское царство со столицей в г. Тырнове. Новые власти предприняли конкретные шаги по восстановлению независимой Болгарской церкви. Β 1186 г. в Тырнове была провозглашена новая болгарская автокефалия (так называемая вторая автокефалия Болгарской церкви, продолжавшаяся до 1393 г. – вначале, до 1204 г., в виде архиепископства Тырновского, затем, до 1235 г. – во главе с униатским примасом и архиепископом всей Болгарии и Валахии и позже, с 1235 г., в виде Болгарского Патриархата), которую возглавил архиепископ Болгарский Василий (1186–1204). Новый церковный центр задумывался как преемник древней преславской кафедры и реальная, подлинно болгарская альтернатива подконтрольной грекам Охридской архиепископии. Β 1195 г. в Тырново были перенесены мощи почитаемого местного святого прп. Иоанна Рыльского (ок. 880–946). Признания этой автокефалии в Константинополе, естественно, добиться не удалось (среди прочего византийцы были недовольны и коронацией болгарского царя, проведенной тырновским архиепископом). Амбиции болгар росли по мере того, как Второе Болгарское царство укрепляло свое положение – вскоре на повестку дня встал уже вопрос о возведении Тырновской архиепископии в ранг патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Профессор Пражков, что Вы испытали, когда первые фрагменты древней живописи стали показываться из-под верхнего слоя? - Мы забыли о сне и о еде. Если начинали работать над одним образом, то уже не останавливались до тех пор, пока не открывался весь лик. Каждый новый фрагмент сулил нам новое маленькое чудо. Святитель Василий Великий - А что изображено на фресках? - В алтаре - в апсиде святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, мелисмос (композиция, распространившаяся, по мнению Г.Бабич, в конце XII в.), или раздробление агнца, выше во втором регистре - убрус с Христом - Эммануилом (до пояса) с благословляющей десницей и св. апостолы Петр и Павел по сторонам от него в рамках, на своде Вознесение, в боковых алтарных компартиментах - свт. Николай, прп. Патапий, на предалтарних столбах - Благовещение, остатки Преображения, Лонгин воин из Снятия с креста, на стенах и колоннах - святые Феодор Стратилат, Димитрий, преподобные Антоний, Евфимий Великий, царь Константин - Что Вы можете сказать о художественном стиле? - Абсолютный аналог я нашел пока только для Иоанна Златоуста в ц. Георгия Хостос в Линдосе на о. Родос. Это византийский стиль, характерный монументальной живописи комниновского периода (XI-XII вв.). - Когда же, по Вашему мнению, построена церковь и выполнены фрески? - И по историческим, и по стилистическим соображениям, храм был построен и расписан в промежуток от 80-х гг. XI века до 80-х XII века, когда Болгария, как вы помните, входила в состав Византийской империи (1018-1195 гг. -А.Н.). - Как складываются в Болгарии отношения между церковной и государственной музейной собственностью? - Учитывайте, что таких проблем, как у вас здесь не было и нет. Монастыри всегда принадлежали Церкви. Раз государство дает деньги на реставрацию, Церковь обычно не препятствует проведению этих работ. Однако, реставраторам не всегда удается договориться с духовенством. Например, в Риле очень трудно - сменилось священноначалие, и реставраторов перестали допускать к работам, приходилось возвращать государству целевые деньги.

http://pravoslavie.ru/40536.html

О. В. Л. Почитание у южных славян Зарождение почитания К. (под слав. переводом имени - Неделя) в болг. и серб. землях связано с перенесением ее мощей в Тырново (ныне Велико-Тырново) представителями болг. династии Асеней (1-я треть XIII в.), хотя точная дата и обстоятельства перенесения, как и дальнейшая история мощей, неизвестны. Слав. перевод греч. проложного Жития был выполнен еще в период визант. владычества над болг. землями (1018-1195 гг., см.: Иванова К. Житийна литература//КМЕ. Т. 1. С. 694) или в связи с перенесением мощей. Самый древний список, в к-ром святая именуется греч. именем, находится в болг. Прологе XIV в. на март-август (София. НБКМ. 1014. Л. 144б - 145б). На основе этого Жития патриарх Тырновский свт. Евфимий , вероятно в самом начале своего Патриаршества (1375-1393), составил Похвальное слово в честь К., в к-ром впервые использовал слав. перевод ее имени. Известны 3 списка Похвалы: 2 в молдав. рукописях XV и XVI вв. и в Рильском панегирике Владислава Грамматика 1478-1479 гг. Впосл. была сделана общая версия Жития, объединившая проложную версию с Похвальным словом ( Партений. 1974). В связи с тем что св. Неделей называлась и Св. Пасха, сложно установить, когда началось освящение болг. храмов в честь К. Самая древняя известная болг. ц. св. Неделя находилась в с. Крибул (XIII(?) - XIV вв., см.: Николова Б. Православните църкви през българското средновековие, IX-XIV в. София, 2002. С. 130), но ее точное посвящение неизвестно. Нек-рые храмы, вероятно, изначально были посвящены Христову Воскресению, а позже их покровительницей была названа великомученица. Так, храм св. Недели в Софии, о существовании к-рого известно с XIV в., в XVI в. назывался Иисус Христос или Господня церковь, а когда в сер. XIX в. после перестройки он стал кафедральным, то К. была названа его покровительницей. Помимо неск. приходских церквей в Болгарии К. посвящены храмы мон-рей Араповского (1859), Витановского (сер. ХХ в.) и в г. Неделино. В честь К. освящены неск. храмов в Черногории, Хорватии и Сербии.

http://pravenc.ru/text/1840225.html

Иннокентий II, (анти)п. римский (1130–1143) 287, 287 Иоанн, см. Хильтин (Иоанн) Иоанн I Цимисхий, имп. византийский (969–976) VIII, 116–117, 164 Иоанн II Комнин (Калоиоанн), имп. византийский (1118–1143) V, VIII, IXb, 235, 240, 242–243, 242–247, 245, 247, 364 Иоанн I Партичако, дож венецианский (829–836) 53, 53 Иоанн, о. византийского имп. Алексея I Комнина VIII Иоанн XII, п. римский (955–963/4) 48, 48, 85, 85, 106, 109–110, 116 Иоанн XIII, п. римский (965–972) 41, 43, 65, 185, 227, 277, 277–278 Иоанн XV, п. римский (985–996) 51 Иоанн I, митр, киевский (1040-е гг.) 81 Иоанн (Яник), архиеп. гнезненский (вероятно, 1149–1167) 297, 306–307 Иоанн Диакон, итальянский агиограф (ум. в 880/2 г.) 53 Иоанн Диакон, венецианский хронист (ум. после 1018 г.) 53–54 Иоанн Киннам, византийский хронист (ум., вероятно, ок. 1203 г.) 264 Иоанн Скилица византийский хронист (ум., вероятно, в перв. четв. XII в.) 73 «Иова книга» 75, 299 «Ипатьевская летопись» 200, 264, 315, 319, 321, 324, 366, 370–371 Ирина, см. Ингигерд (Ирина) Ирина, см. Кунигунда (Ирина) Ирина (Берта), ж. византийского имп. Мануила I Комнина, д. зульцбахского гр. Беренгара (ум. в 1060 г.) II, III, VIII, IXb, 242–243, 279 Ирина, ж. Алексея, с. и соправителя византийского имп. Uoahha II Комнина, д. киевского кн. Мстислава Владимировича VIII, IXb Ирина (Пирошка), ж. византийского имп. Uoahha II Комнина, д. венгерского кор. Ласло I (ум. в 1134 г.) V, VIII Ириней Лионский , св., еп. (177 – после 200), богослов 77 Исаак I Комнин, имп. византийский (1057–1059, ум. в 1060/1 г.) VIII Исаак II Ангел, имп. византийский (1185–1195, 1203–1204) II, VIII, 347 Исаак, с. византийского имп. Алексея I Комнина VIII, IXa Исаия, библ. пророк 146 Исидор Севильский , еп. (599/600–636), полигистор 215 Испон, византийский военачальник в Южной Италии (перв. треть XI в.) 93 «История Вельфов» («Вайнгартенская история Вельфов») (ок. 1170 г.) 188–189 Истрин В. М. 28, 39 Ита, родоначальница швабской линии Вельфов, ж. гр. Рудольфа II, д. швабского герц. Конрада (втор. пол. X в.) III, 189,189

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рождеств.-Богор.-Пафнутиев, II, 1038. Рождеств.-Богор.-Перемышл., II, 1030. Рождеств.-Богор.-Порховский, II, 1134. Рождеств.-Богор.-Пурдышевский, Пенз. г., II, 1099. Рождеств.-Богор.-Ростовский, II, 1125. Рождеств.-Богород. – Саввин-Сторожевский, Моск. г., II, 1140. Рождеств. – Богород. – Свириколуцкий, Смол. г., I, 413. Рождеств.-Богород.-Снетогорский, Пск. г., I, 435. Рождеств.-Богор.-Солотчинский, Ряз. г., II, 1153. Рождеств.-Богород.-Сямский, Волог. г., II, 1214. Рождеств.-Богород.-Тобольский, I, 585. Рождеств.-Богород.-Томский, II, 1124. Рождеств.-Болховский, I, 408. Рождеств.-Вондаж., Волог. г., II, 1115. Рождеств.-Енисейский, II, 1347. Рождеств.-Изборский, Пск. г., II, 1117. Рождеств.-Иоанно-Предтеч.-Торопецкий, I, 222. Рождеств.-Косинск., Новг. г., II, 886. Рождеств.-Кузнецкий, II, 1120. Рождеств.-Лежневск., Влад. г., II, 1126. Рождеств.-Новгородский, II, 1345. Рождеств.-Новоторжский, II, 1118. Рождеств.-Новый – Михаиловский, Ряз. г., II, 1018. Рождеств.-Новый-Серпуховск., II, 1112. Рождеств.-Перетин., Новг. г., II, 1127. Рождеств. на Рву или на Трубе-Московский, II, 1128. Рождеств.-Солигаличский, II, 1116. Рождеств.-Сылвенск., Перм. г., 1198. Рождеств.-Тверской, II, 1346. Рождеств.-Ферапонтов, Новг. г., I, 556. Рождеств.-Шандажск., Вол. г., 1115. Розважский-Николаев.-Новгор., I, 328. Розважский-Никол.-Перекомск., Новг. г., I, 588. Ройская-Златоуст., Яросл. г., II, 807. Рославльский-Спасо-Преобр. или Спасский, I, 455. Росткин-Новгородский, II, 1135. Ростовская-Спасская, II, 1178. Ростовский-Авраам.-Богоявл., II, 596. Ростовский-Борисоглебский на Устье, II, 675. Ростовский-Варницкий, II, 1281. Ростовский-Петров. на Поле, II, 1045. Ростовский-Рожд.-Богор., II, 1125. Ростовский-Спасо-Яков.-Димитриевский, I, 465. Ростовский-Спасский на Песках-Княгинин, II, 1195. Рощинский-Преобр., Олон. г., II, 607. Рубежская-Троиц., Олон. г., II, 1231. Ругойская-Троиц., Новг. г., II, 1232. Рыльский-Николаев.-Волынск., II, 978. Рыльский-Пречист.-Казан., II, 1098. Рыхловский, Черниг. г., II, 1136.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Впрочем, монашествующим были доступны те же статьи дохода, что и мирянам. Так, в вопроснике для монахинь ЧЖ-Погод. 308 записан вопрос о ростовщичестве: «Не давала ли еси денег в росты?» Таким образом, заниматься ростовщичеством могли не только женщины-мирянки, но и монахини. В вопроснике ЧЖ-Погод. 306, обращенном к инокиням, особое внимание уделено причастности монахини к «блудному» греху других людей и получению дохода от сводничества: «Не держиши ли у себе сходу блудником и блудницам? Не советуеши ли с кем о блуде и от того у них мзды приемлиши, еже велми зло? И не подговорила ли еси сестры своея на блуд или белици? Не велела ли еси блуд творити мужем от жены или женам от мужей?» 1206 Впрочем, нет оснований опираясь на этот текст, делать вывод о порочности всех инокинь. Статья о сводничестве встречается в вопросниках, обращённых к женщинам-мирянкам, в текстах XIV–XVII вв. 1207 Приведенные статьи свидетельствуют лишь о том, что редактор пополнял вопросник для монахинь по исповедному тексту, предназначенному для женщин-мирянок. 1189 Основная редакция вопросника инокам: Ал.-Св. 92, л. 204–206 об., Арханг. Д. 38, л. 93–94 об., Арханг. Д. 71, л. 195–196, Арханг. Д. 72, л. 74–75 об., Арханг. Д. 164, л. 99–101, Арханг. Д. 168, л. 12–14, Арханг. Д. 356, л. 96–100, Арханг. Д. 472, л. 169–171, Арханг. С. 109, л. 45–147 об., Арханг. С. 110, л. 82 об.–88 об., Белокр. 142, л. 24–25 об., Бслокр. 218, л. 12–15 об., Волок. 517, л. 12–13 об., Епи­фанов 23, л. 190–196 об., Калик. 1, л. 38 об.–40 об., КДА 174л, л. 239–240, Кир.-Бел. 528/785, л. 16–17 об., Кир.-Бел. 530/787, л. 145–147 об., Кир.-Бел. 547/804, л. 85 об.–87, Колоб. 176, л. 9 об.–11, МГАМИД 439/900, л. 121–122 об., Мих. Q 9, л. 153–154 об., Перетц 12, л. 102–103 об., Перетц 145, л. 68–72, Погод. 306, л. 306 об.–09 (отдельный извод), Погод. 308, л. 311 об.–13 (отдельный извод), Синод. (ГИМ) 898, л. 2 64–266 об., Синод. (РГИА) 868, л. 69–70 , Солов. 1018/1127, л. 73–75 об., Солов. 086/1195, л. 97–98 об., Солов. 1099/1208, л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

13 февр. 1200 г.) стал объединяться и достиг, в границах объединенных частей, известной и вскоре даже полной независимости от греков. Доселе православные сербы, принявшие христианство частью еще при Ираклии (в первой половине VII в., ок. 638–40 г.) и потом вторично крещенные в царствование византийского императора Василия Македонянина (867–886), может быть укрепившиеся в христианской вере под влиянием славянской проповеди (в юго-западных частях Балканского полуострова) некоторых учеников свв. Кирилла и Мефодия (изгнанных из Моравии и прибывших сюда через Болгарию), – в политическом отношении, во все это и последующее время до Стефана Немани, разбиты были на уделы (княжества или жупанства), находились попеременно – то под верховною властью Византии, то болгар (со времени завоеваний Болгарского царя Самуила 977–1014 г.), то опять, со времени покорения Болгарии Василием Болгаробойцем (1018–19 г.), под властью греков; а в церковном отношении поделены были между разными центрами, относясь то к соседним Греческим митрополитам и епископам (в период господства греков) и подчиняясь след. Высшей церковной юрисдикции Цареградского Патриарха, то находясь в ведении Охридской архиепископии (в период завоеваний и могущества болгар, напр., при Самуиле). Правда, сербы может быть имели на своей территории своих сербских епископов 7 , но они во всяком случае должны были подчиняться Высшей церковной юрисдикции двух упомянутых церковно-административных центров – Патриархии Цареградской и архиепископии Охридской. Так было, вероятно, и в правление самого Стефана Немани, младшему сыну которого св. Савве удалось уже по смерти отца и в царствование своего старшего брата Стефана Первовенчанного (с 1195 г. до 1224–1228 г.) учредить самостоятельную Сербскую архиепископию. He место здесь излагать все глубоконазидательные подробности из жизни и деятельности св. Саввы, которые вообще освещают разные стороны из рассматриваемого нами вопроса об учреждении Сербской архиепископии 8 . Можно заметить только, что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

   Иннокентий XIII 1721—1724.    Венедикт XIII 1724—1730. 250. Климент XII 1730—1740.   Венедит XIV 1740—1758.    Климент 1758—1769.    Климент XIV 1769—1774.    Пий VI 1775—1799.    Пий VII 1800—1823.    Лев XII 1823-1820.    Пий VIII 1829—1830.    Григорий XVI 1831—1846. 259. Пий IX 1846— по ныне. Великие князи, цари и императоры, митрополиты и патриархи русские Великие князи     В Новгороде:    Рюрик 862—879.    В Киеве:    Олег 879—912.    Игорь Рюрикович 912—945.    Св. Ольга 945—955.    Святослав Игоревич 955—972.    Ярополк Святославич 972—980.    Св. Владимир I Святославич 980—1015.    Святополк I Ярополкович 1015—1018.    Ярослав I Владимирович 1019—1054.    Изяслав I Ярославич 1054—1073.    Святослав II Ярославич 1043—1076.    Изяслав 1 Ярославич опять 1076—1078.    Всеволод I Ярославич 1078—1093.    Святополк II Изяславич 1093—1113.    Владимир II Всеволодович Мономах 1113—1125.    Св. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий 1125—1132.    Ярополк II Владимирович 1132—1139.    Всеволод Олегович 1139—1146.    Св. Игорь II Олегович 1146 (около недели или двух).    Изяслав II Мстиславич 1146—1154.    Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий 1155—1157.    Изяслав Давидович1157—1159.     В Киеве в Владимире:    Св. Андрей I Георгиевич Боголюбский во Владимире 1157—1174.    Св. Ростислав (Михаил) Мстиславич в Киеве 1159— 1167.    Мстислав II Изяславич в Киеве 1167—1169.    Владимир III Мстиславич в Киеве 1169—1172.    Михаил I Георгиевич во Владимире 1174—1176.    Всеволод III Георгиевич во Владимире 1176—1212.    Роман Ростиславич в Киеве 1173—1177.    Святослав Всеволодович в Киеве 1177—1195.    Рюрик II Ростиславич в Киеве 1195—1211.    Георгий II Всеволодович во Владимире 1212—1216.    Всеволод Святославич в Киеве 1212—1214.    Константин Всеволодович во Владимире 1216—1219.    Георгий II Всеволодович опять во Владимире 1219—1238.    Мстислав III Романович в Киеве 1214—1224.    Владимир IV Рюрикович в Киеве 1224—1240.     Во Владимире, но жили и в других местах:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010