е. принадлежности к духовному званию. Между тем, за второбрачие и за брак на вдове собор, следуя 17 и 18 апп. правилам, установил и то и другое. Все же остальное в его постановлениях о браке священнослужителей имеет значение лишь временной меры. Историю свяшеннобрачного законодательства в Византии еп. Никодим заканчивает XIII веком и заявляет в конце концов, что «ни до Трулльскаго собора, ни в течение пяти с половиной столетий после этого собора на практике не соблюдалось запрещение вдовым священникам вступать в брак» 436 . Итак, по утверждению защитника второбрачия, и предписание вселенского собора оставалось мертвой буквой даже там, где оно было издано и в первое же время посте его издания. Это положение еп. Никодим подтверждает 4 документами, а именно: 1) новеллой Юстиниана II от 15 января 706 года, 2) 3 новеллой Льва Мудрого , 3) перепиской александрийского патриарха Марка с Вальсамоном в 1195 году и, наконец, 4) ответом хартофилакса Никифора монаху Феодосию в 1255 г. Рассмотрим эти свидетельства. 1) «Упомянутое определение 3 правила Трулльского собора, пишет еп. Никодим, о том, что должны развестись со своими женами все те священники, которые вступили в брак после рукоположения, через несколько лет получило и государственную санкцию, именно в новелле императора Юстиниана II. Эта новелла была издана вследствие жалобы патриарха Кира, поданной императору, о том, что большинство женатых священников, особенно в западных епархиях патриархата, не желают добровольно подчиняться соборному постановлению и не хотят разойтись с своими женами. Примирились ли священники с этим постановлением после императорского указа – неизвестно; но известно нам, что среди священников господствовало великое неудовольствие». Все это есть одно сплошное недоразумение. Еп. Никодим не указывает, откуда ему известно о недовольстве священников постановлениями Трулльского собора, о нарушении этих постановлений, особенно в западных епархиях патриархата, о жалобе патриарха Кира и т. д., но так как ни один первоисточник ни о чем подобном не говорит, то можно догадываться, что еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Таким своим характером галликанская литургия, предшествовавшая введению римско-католической формы богослужения во Франции, обязана была попечению и трудам галликанских пастырей, живших после первых трех веков. Между ними первое место занимает чтимый и Восточной церковью св. Иларий, епископ Пиктавийский, или Пуатьесский († 366), о котором блаженный Иероним говорит, что он «составил книгу гимнов и другую книгу таинств (mysteriorum)», которые были распространены далеко на Западе, но, к сожалению, не сохранились до нашего времени 1194 . Из них под последним названием надобно разуметь прежде всего труды св. Илария по устройству священнодействия Евхаристии, и хотя эти труды вследствие утраты самой книги и недостатка прямых свидетельств о них последующих писателей не могут быть точно определены в своем существе и объеме, но по привязанности этого святителя к Востоку и некоторым оставшимся гимнам его, представляющим подражание восточным образцам, можно полагать, что и влияние его на устройство или видоизменение древнейшей галликанской литургии отличалось таким же направлением. Затем известен подобной деятельностью Мусей, пресвитер Массилийский, или Марсельский, живший в V в. († 461) и составивший по желанию своего епископа Евстахия «книгу таинств (sacramentorum)», в которой, по свидетельству современника его, также пресвитера Массилийского Геннадия, содержались между прочим и молитвы, употреблявшиеся при совершении Таинства Евхаристии, как можно заключить из описания этих молитв (supplicandi Deo et contestandi beneficiorum Eius), а может быть, и целая литургия, вновь изложенная и не дошедшая до настоящего времени 1195 . В том же веке епископ Авернский, или Клермонский, Сидоний Аполлинарий, знаменитый оратор и поэт своего времени, прилагал высокие свои способности к составлению литургий (contestatiunculae), о которых он сам говорит в письме к епископу Мегефию и о которых (de missis ab ео compositis) говорит в своей истории Григорий, епископ Турский († 595), писавший собственные толкования на эти литургии, также не сохранившиеся до нас 1196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ибо часто они вступают в битву в союзе то с римлянами, то с персами, когда те воюют между собой, и продают свое наемное содействие то тем, то другим» 1193 . До Агафия о наемничестве савиров писал Прокопий Кесарийский: «Их начальники издревле вели дружбу одни с римским императором, другие с персидским царем. Из этих властителей каждый обычно посылал своим союзникам известную сумму золота» 1194 . Из источников известно, что в самом начале 6 в. персидский шах Кавад повел свои войска в Закавказье, чтобы отразить вторгшихся в его северные владения гуннов, каковыми были, очевидно, савиры. Это вторжение они произвели в интересах ромеев, в ту пору воевавших с Ираном, и, разумеется, небескорыстно, но они готовы были послужить и Каваду, и, как пишет Захарий Ритор, в правление императора Анастасия, в 513 г., гунны снова прорвались через Каспийский проход в иранскую Албанию. В состоявшихся после этого переговорах они заявили о своей готовности воевать на стороне персов, но только при условии, если им за это хорошо заплатят, при этом они сетовали на свою горькую участь, на то, что они «подобно злосчастным зверям изгнаны богом в северо-западную страну… Мы живем оружием, луком и мечом и подкрепляемся всякой мясной пищей», – говорили гунны о себе. Византийский император обещал им увеличить подать, если они разорвут дружбу с Ираном. «Поэтому, – требовали гунны, – или дайте нам столько, сколько обещают римляне, или принимайте войну» 1195 . Шах пообещал им заплатить затребованное, а затем коварно напал на них, но проиграл. Победителями из битвы вышли гунны. К 515 г. относится очередной поход, когда они опустошили владения Ирана, а затем Римской империи; рассказывая об этом событии, Марцеллин называет варваров их собственным именем – савиры. Феофан Исповедник в своем сообщении об этом набеге именует их и архаизированным этнонимом «гунны», и савирами: «Гунны, называемые савирами, проникли за Каспийские ворота, вторглись в Армению, опустошили Каппадокию, Галатию и Понт и остановились почти у самой Евхаиты» 1196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Свят Симон монах»,– так говорит надпись над древним изображением сына Стефана Немани. Изображение представляет первовенчанного краля сербского с огромною бородою, в монашеской одежде, с чёрным платом, подвязанным под подбородком и в чёрном клобуке с развалом на верху 538 . Когда пре­старелый жупан Неманя решился посвятить последние годы свои молитве и посту, в иноческой обители: то пред собранием священных лиц и вельмож Сербии передал правление Сербиею старшему сыну Стефану. «Оставихь на престоле моемь любавнаго ми сына Стефана, велнего жупана и севастократора»,– так говорил сам отец 539 . Стефан сын стал великим жупаном в марте 1195 г. В первое время правления покойно занимался он делами благочестия 540 . Но потом, несмотря на то, что по воле отца Стефан был великим жупаном всей Сербии, младший брат его Вулкан захотел предоставить удельному княжеству своему -Зете – полную независимость от брата. Венгерский король, по его просьбе, послал войска, и Вулкан стал независимым князем Зеты 541 . Потом Вулкан стал домогаться того, чтобы согнать брата с сербского престола. Он вошёл в сношения с папою, располагавшим тогда силами запада и подчинился распоряжениям его 542 .– Венгерский король с своей стороны дал обещание папе, по его убеждению, ввесть папизм в Сербии. Война кровопролитная опустошала Сербию. Стефан мужественно, но с трудом, отбивался от неприятелей. Они даже провозгласили Вулкана королём Сербии 543 . Стефан не пренебрег и тогдашним сильным средством против врагов. Он просил чрез послов своих мощного папу защитить права его от насилий Венгрии.– Венгерский король, опасаясь, что его могут унизить пред Стефаном для целей романизма, поспешил просить папу не доверять покорности Стефана. Так замыслы страстей вошли в борьбу между собою и открыли для чистой совести путь дойти до цели своей 544 . Благочестивый Стефан хорошо понимал папизм. Он ограждал себя другими, более надёжными мерами, чем власть князя земного. Он с сокрушением сердечным молил небо и его друзей о помощи,– просил брата, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1149 году, во время междоусобной войны Юрия Владимировича с племянником его Изяславом Мстиславичем за Киевское княжение, Владимирко – князь Галицкий, союзник Юрия, стоял со своею ратью под Полонным; к нему Изяслав прибег с просьбою быть посредником между ним и Юрием для заключения мира. Во второй половине 12 века мы встречаем уже в Полонном удельных князей. Так, в Ипатьевской летописи под 1171 годом сказано: «Владимир Мстиславич бе в Полоннем; слышав же о смерти Володимира Андреевича, иде к Дорогобужу, но дружина Андреевича не пусти его, но после крестнаго целования прияша его…». Следовательно, Владимир Мстиславич имел волость Полонное, но считая, вероятно, её малою для себя, он по смерти Владимира хитростью овладел Дорогобужем. Были ли удельные князья в Полонном до Владимира Мстиславича и после него, об этом нет ясных положительных указаний в летописи. Под 1172 годом в той же летописи пишется, что Половцы напали на Полонное и совсем разграбили его: «Половцы приехаша к Полонному к св. Богородице граду десятинному и взяша всего без учьти (без счёта) со людьми, и со мужи и с женами, и кони, и скоты, и овцы и погнаша в Половцы». Под 1195 годом в той же летописи затем сказано, что Рюрик Ростиславич – вел. князь Киевский – разгневался на зятя своего Романа Мстиславича – князя Владимирского, за то, что тот сносится с Ольговичами и др. князьями, чтобы его, Рюрика, изгнать из Киева, но потом склонился в любовь, и отдал ему «Полоный». Отсюда можно заключать, что в Полонном уже не было удельных князей и что оно составляло лишь волость Киевского великокняжеского двора. Неизвестно, воспользовался ли Роман этою милостью вел. кн. Рюрика, но мы видим только, что в следующем году он посылает рать свою в Полонное и велит опустошать волость Рюрикову: «Роман, – сказано в летописи, – посла люди своя в Полоны и оттоле повеле воевати волость Рюрикову. Рюрик же, слышав, что из Полоннаго ехаша воевати волость его, посла к Володимиру в Галичь, чтобы тот воевал волость Романову». Далее, под 1234 годом, о Полонном в летописи упоминается по следующему случаю: «Александр Всеволодович (князь Бельзский) убоявся злаго своего створения (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

43, 46 и далее. Город Матерха, без сомнения, то же, что византийская Таматарха и наша Тмутаракань. Но что город Томи? Не другое ли это только имя той же Тамани или Тмутаракани? Что город Руссия, или Русь, отстоявший, по словам Араба Эдризи (1195 г.), на 27 миль от Матерхи? Не город ли Malarossa, полагаемый Географом Равеннским в царстве Босфорском? См. Буткова Обор. Летоп. Нестор., примеч. 52. В том же сочин.— О жилищ. древ. Русс. на стр. 57. Подробно раскрыто это в статье: Руссы Шлецеровы и Еверсовы, помещен. в обороне Летоп. Русской Несторовой Буткова стр. 84–87. См. там же, стр. 21–24. О жилищах древних Руссов, стр. 50 и 57. Chysostom. Oper. tom. I, pag. 692–693; VIII, pag. 622, Paris 1836; Athanas. Oper. tom. I, p. 92, Paris 1698. См. также выше примеч. 73 и Четью-Минею под 30 числом ноября. ka? GTmqon kamamrecTnmwn •wma…wn gБn, oЩdamoj per… t¦j ™kklhs…aj тоа (Константина Великого) ToЭj g¦r тщ Krismianikщ pepismeukлj, kat¦ ™n…ka, — жj ka?... ™ke…noj ™kpeplhm…nouj то paralTgw mБj pismeasai рготоп тН crismianismoa qrhske…v. Socr. Hist. Eccles. lib. 1, cap. 18. Considera tu, quot sunt Christiani hujus provinciae, quot in Palestina. Extende rursus mentem ab hac provincia in totum imperium Romanum, ac ex eo deinde considera universum mundum, Persarum et Indorum gentes ac nationes, Gotthos et Sauromathas, Gallos et caet. Perspice cujuslibet nationis episcopos, sacerdotes, diaconos, monachos, virgines et reliquos laicos. Cyrill. Hierosol. Catech. XVI, p. 235. Oxoniae 1703. Ubi sunt nunc illa Platonis, Pythagorae et eorum, qui Athenis erant? Extincta sunt. Ubi sunt illa piscatorum et tentoriorum artificum? Non nunc illa in Iudaea solum, sed etiam apud barbaram linguam splendidius, quam sol ipse, fulgent. Et Scythae et Traces et Sauromatae et Mauri et Jndi... iis, quae scripta sunt, in linguam suam translatis philosophantur (prXj memabalTnmej glommen t¦ filosofoЪsi). Chrysost. tom XII, pag. 371, Venet. 1741. Ибо Танаисом он прямо называет Керченский пролив или, Киммерийский Босфор, и ссылается притом на Прокопия, а Прокопий здесь именно полагает готфов-тетракситов, рассказывая, что они-то и присылали послов к императору Юстиниану просить епископа, тогда как о других каких-либо жителях при Танаисе, отправлявших в Цареград подобное посольство, у Прокопия нет ни слова.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

—325— ствия, 1195 вместе с земскими судьями сами производят следствие. 1196 Встречаем даже случай, когда староста церковный Шангальской Устьянской волости, взяв «добрых людей», преследует убийцу, ловит его, приводит на стан и привязывает, как требовал обычай, к ноге убитого 1197 или другой случай, когда церковный староста по делу о воровстве, приняв жалобу потерпевшего, отправляется на место преступления, производит осмотр местности и идет по следу вора. 1198 В 1624 г. волостной мир Соденской Устьянской волости с церковным старостой во главе отправляет в Москву посыльщика с собранными с волости податными суммами. Посыльщик, понеся от этой поездки убыток, не возмещенный миром, предъявляет иск к церковному старосте и к волостному обществу. 1199 Церковным старостам подаются «явки», заявления по всякого рода правонарушениям, между прочим с жалобами на земских судей. 1200 Наконец и правительственная власть обращается иногда к церковным старостам с поручениями совсем не церковного характера. Так напр. приказ Устюжской четверти предписал церковному старосте Успенского прихода Пежемской Устьянской волости произвести большой повальный обыск о действиях пежемского земского судейки, обвиняемого одной из тягавшихся сторон в неправильном и пристрастном ведении процесса, и церковный староста действительно такой обыск производил. 1201 Избранник того же волостного мира, который избирал и земских властей, облеченный мирским доверием, человек, за которым стояло поручительство мира, церковный староста рассматривался как —326— один из органов земского самоуправления; поэтому он заменял других агентов земской власти, а со стороны правительства считался пригодным для того же рода поручений, какие оно давало вообще земским властям. С учреждением в 1682 г. северных епархий Устюжской и Холмогорской был предпринят ряд мер к упорядочению института церковных старост. В обеих епархиях в 1685 г. назначена была перепись казны приходских церквей. 1202 Вместе с тем устюжским архиепископом Александром был издан указ о выборе к 1 сентября 195 года новых церковных старост на место засидевшихся прежних.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он провозгласил себя защитником и покровителем 14-летнего Алексия II - и вскоре заставил его подписать смертный приговор собственной матери. В сентябре 1183 г. он короновался вторым императором, а в ноябре убил 14-летнего Алексия II и женился на его 12-летней вдове, дочери французского короля Людовика VII. Несмотря на эти преступления, правление Андроника империей началось с мудрых и разумных мер. Он провел глубокие реформы в администрации, оказал помощь малоземельным крестьянам, понизил налоги для бедных и повысил их для богатых. Никогда еще за долгие столетия провинции не управлялись столь справедливо. Особое внимание император уделял искоренению коррупции. Он повысил чиновникам жалование, чтобы не брали взяток. Известна его фраза: «Выбирайте: либо вы перестанете брать взятки, либо вы перестанете жить...» Однако Андроник не чувствовал себя прочно на троне. Его маниакальная подозрительность все возрастала. Жестокие казни восстановили против него население. Восстал и отделился Кипр. Турки наступали в Малой Азии, венгры отторгли Далмацию, сербы отложились, а сицилийские норманны вторглись в Империю, взяли штурмом Салоники и разграбили город. В частности, они увезли оттуда 500 шелкоделов, основав, таким образом, свою собственную шелковую индустрию. Теперь и в этой важной области экономики была нарушена византийская монополия. В сентябре 1185 г. произошло новое восстание, и Андроник был буквально разорван на части толпой, которая всего три года назад провозгласила его спасителем отечества. Новым императором стал его дальний родственник Исаак II Ангел (1185-1195). Он был слабым и неэффективным правителем. Империя продолжала распадаться. Вслед за сербами восстали и отложились болгары. 11. В 1174 г. умер султан Нур-Эд-Дин - главный враг франков на Востоке. Новым лидером мусульман стал Салах-Ад-Дин (Саладин). Он был курдом, а не турком по происхождению, великим полководцем и великим правителем. При этом Саладин был очень справедливым и даже по-своему мягким человеком - настоящим рыцарем, учтивым, щедрым, милосердным и верным данному им слову.

http://sedmitza.ru/lib/text/434805/

—33— 1879 г. полом. Находясь в безвыходном положении, я обратилась к высокопреосвященному Леониду с просьбой о помощи. Местный священник Александр Подольский был у меня, выспрашивал подробно обо всем, требовал брачного свидетельства, говоря, что одна особа (не называя её) принимает во мне участие и хочет помочь, но результата не было. Каково же было моё удивление, когда, читая Вашу книгу, на стр. 316 я встретила краткую записку Высокопреосв. Леонида от 20 июля 1876 года к Вам, в которой Владыка просит справиться, действительно ли близ г. Харькова, на Основе, проживает бедная больная А. А. Т. – и выдать ей 23 рубля, а на стр. 317 ответ Ваш от 1-го августа 1876 г. 1195 – Хотя в печати Вы обозначили начальными буквами имя, отчество и фамилию мою, но обстоятельства всецело относятся ко мне, тем более, что в Вашем ответе упоминается о письме к Вам из Тобольска в 1868 г. и о двух письмах из Петербурга в 1872 и 1874 г. Наконец и последние слова относительно 20-летнего замужества и неимения брачного свидетельства в том убеждают, потому что местный протоиерей Подольский был у меня, и я была у него, и именно обо всём этом шла речь. Конечно, я оставила бы без возражения вопрос о том, что я лишилась пособия благодаря протоиерею Подольскому, доставившему неправильные сведения, но выражение Ваше и его: „по мнению местного протоиерея Т. личность тёмная и подозрительная“ – марает честь женщины и доброе имя, когда моя репутация не имеет на себе ни одного пятна, составляет оскорбление и клевету в печати, влекущую уголовную ответственность по 1039, 1040 и 1535 ст. Уложения о наказ. изд. 1866 г. и согласно разъяснению Уголовного Кассац. Департ. Сената 1867 г. по делу Арсеньева в апелляционном порядке. Я была у протоиерея Подольского вместе с мужем и спрашивала, на каком основании он доставил обо мне такие сведения и может ли он это доказать, на то Протоиерей ответил, что хорошо помнит как был у меня, но отверг все Вами изложенное и ссылку на него, присовокупив, что почему так Преосвя- —34—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако если мы обратимся к Amb 7, то мы найдем там использование этой мысли, хотя слово stasis там не встречается. Говоря о подчинении всего Христу в отрывке, явным образом антиоригенистическом, Максим предупреждает, что это не следует понимать как упразднение свободной воли, но как ее утверждение. Откуда мы имеем бытие, туда мы можем хотеть иметь и движение и как образ возвращаться к первообразу, так что Божественное действие – «все во всем» (Amb 7,1076В10-С13). Эта фигуральная речь об образе и первообразе – общее не только у Максима с Плотином, но ее можно найти также в отрывке из Григория, дважды приводимом Максимом (Amb 7, 1077В5–9, 1089С8–11), которому он, без сомнения, обязан этим выражением. То, что свободная воля не подавляется, имеет параллель у Плотина, который говорит о том, что движение не подавляется sta-sis " ом 1194 . И далее, если для Максима Божественное действие так проникает в человеческое, что имеет место одно действие (1076C), то Плотин может сказать, что «жизнь там это действие ( νργεια) Ума» (Епп 6.9.9). Представляя эти сходства, я не настаиваю на прямом влиянии Плотина на Максима, и тем более, на буквальной зависимости; скорее, я хотел показать, что именно использование Плотином stasis " а как указывающего на конечную цель всякого движения и желания позволило Максиму переформулировать оригенистическую триаду. В самом деле, характер аргументации Максима далек от характера аргументации Плотина; Плотин все еще строго придерживался циклических концепций в эпоху эллинизма, а также учения о падении душ из бестелесного состояния, к которому души хотели бы вернуться 1195 . Но именно эту концепцию цикличности Максим намеревался разрушить. Главный аргумент Вопрос о движении и покое, только что нами рассмотренный, был вызван разработкой терминологии, имеющее место в Атв 15; это позволило нам почувствовать атмосферу, в которой работал Максим. Но теперь пора вернуться к аргументам 7 (1072А). Мы увидим, что здесь вдохновение берет начало скорее от Аристотеля, но благодаря переносу акцентов Максим остается в среде неоплатонизма, которой мы только что уделили внимание. Вся система Максима, как мы увидим, внутренне согласована и последовательна.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010