Часть вторая. От нашествия монголов до разделения Русской митрополии Татарское иго Монголы или татары, кочевой народ т. наз. алтайского или урало-алтайского семейства, обитавшие с древнего времени в той же обширной азиатской степи, в которой живут до настоящего времени их потомки и которая называется Монголией, – не составляли, до второй половины 12 века, одного государственного целого. Они распадались на отдельные племена и орды, состоявшия под властию своих, больших и малых, владетелей или ханов. В половине 12 века явился у монголов великий и страшный человек, сумевший соединить их в одно целое, совершить огромные завоевания вне Монголии и основать могущественнейшее монгольское государство. Это был Темучин, сын удельного владетеля одной монгольской орды, родившийся около 1155 года. Наследовав отроком отцу, он, долго ничем себя не проявляя, в 1195 г. вступил на стезю завоеваний. Через десять лет он, на съезде покоренных князей, принял титул Чингиз-хана, что значит великий, могущественный хан, и утвердил свою столицу в г. Каракоруме, на юго-запад от нынешней Кяхты, на правом притоке р. Селенги. Он быстро завоевал и покорил сев. Китай, Тибет с частью зап. Китая, Туркестан, Хиву (с Бухарой и Кокандом), часть Афганистана и отдельные места в сев. Персии. Затем захвачена была им туркмено-киргисская степь, называвшаяся кипчакской, продолжением которой являлась наша новороссийская степь. Чингиз-хан умер в 1227 г. Перед смертью он разделил свои завоевания между тремя сыновьями и внуком на четыре улуса, с тем, чтобы хан, пребывавший в Каракоруме, был великим ханом и имел верховную власть над остальными ханами, стоявшими во главе улусов. Русь была потом покорена ханами кипчакского улуса, который, занимая северную половину восточного Кипчака – степь киргиз-кайсацкую – отдан был Чингиз-ханом внукам – детям его старшего сына Джучи. В 1223 г. хорезмшах Мухаммед, разбитый монголами, бежал в Персию. Чингиз-хан для его преследования отрядил полководцев Джебе и Субута, которые, выполняя это, вторглись в кавкасские земли и оттуда в половецкие степи. Напав на половцев, они гнали их до границы Руси, которая начиналась за Переяславлем. Половецкие князья умоляли русских помочь им. Кн. Мстислав Мстиславич Удалой, сидевший тогда в Галиче, был зятем половецкого князя Котяна. Внимая мольбам тестя, он привлек на свою сторону кн. Мстислава Романовича киевского. Южные князья на съезде в Киеве решили выступить против татар. Отступившие от русских пределов, татары были настигнуты в юго-восточном углу будущей Екатеринославской губернии, на р. Калке (впадавшей в р. Калмиус, которая впадает в Азовское море ок. Мариуполя). Русские потерпели страшное поражение. Татары, преследуя их, дошли до Днепра в 70 вер. от Киева. Опустошив все на своем пути, татары отхлынули назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Филистимляне Филистимляне упоминаются уже в перечислении народов в Быт. 10:13 : «От Мицраима произошли... Каслухим, откуда вышли филистимляне» ( Быт. 10:13 ). Из Втор. 2:23 ; Иер. 47:4 ; Ам. 9можно понять, что Ф. происходили с о-ва ⇒ Кафтор (Крит); об их дальнейших переселениях точных данных нет. Каслухим (в евр. яз. – ф-ма мн.ч.) – это, вероятно, жители области у горы Касиос, располож. вост. дельты Нила. Часть Ф. сначала переселилась туда с Крита вместе с теми «народами моря», которые в XII в. до Р.Х. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли юж. границ Ханаана, пройдя через область у горы Касиос. Др. часть Ф. переселилась в Палестину непосредств. с о-ва Крит. Обе группы слились там с Ф., издавна жившими в Палестине, на земле, которая хранит предания о них со времен Авраама и Исаака ( Быт. 21:32.34 ; Быт. 26:1 ; Исх. 13:17 ; Исх. 15:14 ; Исх. 23:31 ). А.Нордзей дает ответ на вопрос, почему егип. надписи до 1200 г. до Р.Х. не содержат сведений о Ф. Он полагает, что сначала Ф. оставались верны египтянам, покорившим Ханаан, поэтому при перечислении одержанных побед они по понятным причинам не упоминались. В пользу версии Нордзея говорят результаты раскопок, прежде всего в Гераре. Там были найдены сосуды, относящиеся к 2000–1500 гг. до Р.Х., аналогичные тем, что встречаются в слоях более позднего периода у Ф. Создается впечатление, что Ф., которые издавна селились в прибрежных областях Ханаана юж. Яффы, ок. 1200 г. до Р.Х. слились с родств. племенами. К ним, вероятно, относились пурасати, или пуласати (название которых соответствует обозначению Ф.), упоминаемые Рамсесом III (1195–1164 гг.) среди тех «народов моря», что угрожали в это время Египту. Критское происхождение Ф. подтверждается и тем, что Крит соответствует той области (или ее части), которую егип. тексты обозначают как «землю Кефто». В одном из егип. док-тов встречается имя ⇒ Анхус, которое в Библии носит царь Гефа. кроме того, на одном из егип. рельефов времен Рамсеса III пленные воины «народов моря» изображены в украш. перьями головных уборах, какие носили древние жители Крита. В 1Цар. 30:14 говорится о Керети (Крите), в то время как в 1Цар. 30:16 упоминается «земля Филистимская». (Ср. Иез. 25:16 ; Соф. 2:5 , где критяне также отождествляются с Ф.) Под ⇒ хелефеями и ⇒ фелефеями, телохранителями Давида, следует понимать критян и Ф. В.Гельдерен высказал предположение, что хелефеи, в отличие от других Ф., были потомками древнейших жителей Крита. Со временем это различие сгладилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Темучин был сын Язукая, удельного владетеля одной монгольской орды, состоявшей из 30–40 тысяч семей (кибиток) и кочевавшей в северо-восточной Монголии, в верховьях реки Онона (образующего по соединению с Ингодой реку Шилку, которая в свою очередь по соединению с Аргунью образует Амур); он родился около 1155-го года. Оставшись после смерти отца 13-летним мальчиком, Темучин до сорока лет своего возраста не давал ожидать от себя ничего особенного, и всё время оставался одним и тем же маленьким владетелем. В сейчас указанном возрасте он внезапно вступил, как выражаются восточные, на стезю завоеваний и пошёл по ней необыкновенно быстро. В продолжение десяти лет, с 1195 по 1205 год, он подчинил своей власти все отдельные племена и орды монгольские и образовал из них одно государство. После этого, приняв на общем торжественном съезде покорённых князей титул Чингисхана, что значит великий (могущественный) хан, т. е. государь, и что соответствует европейскому титулу императора, и, утвердив свою резиденцию в городе Харахорине или Каракоруме на верхнем Орхоне (впадающем с правой стороны в Селенгу), на юг, на юго-запад, от нашей теперешней Кяхты, Темучин начал и быстро повёл внешние завоевания: покорил северный Китай по реку Гоанг-го или Жёлтую, Тангут или землю Таногутьскую наших летописей (восточную большую или меньшую половину нынешнего Тибета или, может быть, весь нынешний Тибет с прилежащей к нему некоторой частью западного Китая), Карахатай (нынешний восточный Туркестан), Ховарезм или Харезм (нынешнюю Хиву, к которой принадлежали тогда Бухара и Коканд), Хорасан на юг от Ховарезма (с городами Мервом в Туркестане, Балхом и Гератом в Афганистане и Нишабуром в северо-восточной Персии), восточную половину так называвшегося Кипчака или степь туркмено-киргизскую 6 . Чингисхан умер в 1227 году. Перед смертью он разделил свои завоевания между своими тремя сыновьями и между внуками от четвёртого сына, умершего прежде него, на четыре улуса или на четыре отдельных ханата, но так, чтобы хан одного улуса, назначавшейся пребывать в его собственной столице Харахорине или Каракоруме, был великим ханом и имел верховную власть над ханами остальных. Наша Русь была покорена потом ханами улуса кипчакского, который, обнимая не весь восточный Кипчак, а северную его половину или степь киргиз-кайсацкую, отдан был Чингисханом сейчас помянутым внукам, именно-детям его старшего сына Чучи или Джучи.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Закрыть «Получается совсем унылая картина» Новосибирское отделение Всемирного Русского Народного Собора грозится исключить из своего состава православного общественника Юрия Задою 02.06.2016 1195 Время на чтение 7 минут Новосибирская региональная общественная организация «Всемирный Русский Народный Собор» выступила с заявлением относительно деятельности своего члена, известного общественного деятеля Юрия Задои . В документе, размещенном на официальном сайте, говорится: «1. Позиция Задоя Ю.А., члена НРОО " ВРНС " , зарегистрированного в качестве участника предварительного голосования по спискам политической партии «Единая Россия», высказанная им в открытом письме Губернатору Новосибирской области, является личным мнением Задоя Ю.А. 2. НРОО " Всемирный Русский Народный Собор " стремится к диалогу с представителями общественных организаций, органов государственной власти и муниципального самоуправления, через который достигается взаимопонимание и соработничество Государства и Общества, в интересах граждан и сохранения мира и согласия. 3. Учитывая, что со стороны Задоя Ю.А. уже не первый раз звучат различного рода заявления, которые не поддерживаются НРОО " ВРНС " , но являются " коллективным мнением " « " Координационного совета в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей " , Бюро Президиума НРОО " ВРНС " будет рассмотрен вопрос о дальнейшем членстве Задоя Ю.А. в Новосибирской региональной общественной организации " Всемирный Русский Народный Собор " ». В редакцию «Русской народной линии» поступило обращение руководителя движения «Народный Собор» Санкт-Петербурга, президента благотворительного фонда «Русское духовное наследие» Анатолия Артюха. «Теперь, - пишет он, - попробую разобрать данное заявление по всем трём пунктам. В пункте первом, руководство ВРНС Новосибирска спешно открещивается от Юрия Алексеевича, пытаясь максимально отстранить себя от заявления Задои в адрес Губернатора Новосибирской области. В пункте втором, руководство пытается убедить нас что ни с кем не ссорится, ведёт себя вполне толерантно, и вообще выступает " за мир во всём мире " .

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/02/po...

Очевидно, что главною целью похода Сеннахерима был Египет, где династии Ассирийского происхождения могли быть уничтожены совершенно нараставшим опять могуществом второй Ефиопской династии 1192 . Пославши Рабсака от Лахиса, Сеннахерим двигается вперед на Ливну 1193 (наст. гл. ст. 8) и далее к Египту на встречу Тиргаке (ст. 9), фараону жреческой династии, шедшему усиленными маршами на встречу Сеннахериму, чтобы не дать ему утвердиться в Дельте. А поход на Египет, для поддержания в Дельте Ассирийских династий и во всем Египте своего влияния, задуман еще отцом Сеннахерима, Саргоном, как видно из Ис. 20:1 . Из Египетских же памятников видно, что последние Рамзесы XX династии были в родстве с царями Ассирии, и что Ассирия деятельно вмешалась в дела Египта, после того как Рамзесы были изгнаны первой жреческой (XXI дин.) династией в великий Оазис; а несколько позже, Ассирийский по происхождению царь Бубаста, Шишанк,-царствует в Египте (XXII дин.). С этой минуты Ассирия считала Египет своим достоянием, и все усилия ее были направлены к тому, чтобы не потерять в Египте своего влияния, опиравшагося на единоплеменных Ассирии династиях Дельты 1194 . Мы остановились на этих подробностях, чтобы ясно выставить политическое положение дел, которое указывает, что не Иерусалим был главною целью движения Сеннахерима, а вековая политика Ассирии в Египте. Идя же против Тиргака, он считает Иерусалим легкою добычею, и посылает Рабсака с войском, чтобы страхом склонить его к сдаче без боя. „Пруд белильничий“, около которого останавливается отряд Рабсака, лежал (как мы уже говорили) на запад от Иерусалима, т. е. на дороге, по которой шел отряд с приморской полосы. Это тот пруд, который ныне называется Биркет-ел-Мамилла 1195 . 3 . И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель. У пруда белильничья, к которому подошел Рабсак, некогда Исаия указывал Ахазу на суетность его политических планов и на „пчелу Ассирийскую“ ( Ис. 7:18 ), которая усядется в разоренной стране, но с которой Ахаз, не смотря на предупреждение, – заключил гибельный для Иудеи союз. Мы видели еще в XXII главе (и следующих), что Исаия восставал и против союза с Египтом 1196 . Этот пророк, умудряемый Богом, был вместе с тем и дальновидным государственным мужем: он ясно понимал, что гористая Иудея, легко обороняемая, не может вступить в какие бы то ни было союзы, так как вся сила ее в уповании на Бога и свое, Богом благословенное, оружие. Обратим внимание на упоминание о „дееписателе“, на которого возлагалось записывать повеления царя и важнейшие события 1197 . На встречу Рабсаку очевидно Езекия высылает ближайших слуг своих и в числе их скорописца, долженствовавшего записать точно все, что скажет посланный Ассирийского царя. Заметим, что речь Рабсака записана повидимому дословно. Это высокого интереса документ, передающий с поразительною точностию слова тонкого Ассирийского дипломата, говорившего около 2700 лет до нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Тамаре были нужны сильные, здоровые, с хорошими генами наследники и муж – мощный защитник и объединитель грузинского царства, а не гуляка, развратник и интриган. Вскоре она его выдворила вон со словами: «Я не могу исправить тень кривого дерева…» Мотовство вредило казне. В 1189 г. возвращается в Тбилиси Давид-Сослан, откуда он ранее уехал по причине свадьбы Тамары с Ю. Боголюбским. Этот строгого и достойного кавказского воспитания юноша соответствовал званию «не мальчика, но мужа». Она его знала с детства, их вдвоем воспитывала расторопная тетя Русудан Деметреевна, помогая тамариной матери Бурдухан Худановне. Отечество оказалось в опасности: Юрий (тут он назвался Георгием) на юге Иверии – в Самцхе и Имеретии, заняв Кутаиси и Гори, с апломбом короновался в Гегути. Местные царьки ему присягнули, поддерживаемые идеологически недовольными столичными вельможами. Даже преданные царедворцы клана Дадиани разделились на два лагеря. Но Тамаре по стати и по стратегии более подходил алан Сослан. Он был и красив, и силен, хорошего телосложения, владел многими языками, и знатен (из рода Царазонов), и богат: имел свои серебряные и свинцовые рудники в Уаллагирском (Алагирском) ущелье, психологически гибок и выдержан – истинный соправитель царицы Тамары. Об аланских воинах слава простиралась до Атлантического океана. Героическая Алания часто удерживала натиск захватчиков, стремившихся овладеть Закавказем и Северным Кавказом. Сослан (в крещении, Давид) пополнил казну, доставив из Алании несколько арб (телег) с серебром и золотом. Сразу окунулся в острые баталии в качестве полководца. Последовал разгром в 1195 году сельджукских султанов под эгидой Абубекра, захват турецкого форпоста Карса и полное фиаско войск западно-турецких правителей в Басианской битве в 1205 году под предводительством ретивого султана Рума Рукн-ад-Дина. Грузия теперь простиралась от Каспия до Черного моря. Буферное южно-причерноморское Трапезундское царство было создано в апреле 1204 года, где стал царствовать византиец Алексей Комнин, воспитанный в Иверии. Слава о Тамар-мэпе и Грузии достигла Византии и Палестины. Историк, поэт Басили того времени писал: «Но лев по когтям узнается, а Тамар – по делам: кто пожелает знать, пусть посмотрит города, крепости и области, принадлежащие султанам, ею взятые, границы, вдвое ею расширенные против тех, которые она, воцарившись, застала, как крайние пределы царства, – и ищущий правды о делах Тамар уже по одному этому узнает ее» .

http://bogoslov.ru/article/4017153

Что понятие свободы действительно оказалось на Западе извращено, давно понятно многим. Один из ученых-медиевистов прошлого столетия, Вернон Баурк, отмечая, что в современном мире свобода является весьма ценимым указывает, что при этом молчаливо предполагается, будто все в самом деле знают, что же такое есть свобода... Не так обстояло дело со средневековыми мыслителями, остро дискутировавшими даже вопрос о том, следует ли ее связывать с волей или разумом... В результате тонкого анализа Баурк демонстрирует, что лишь в переходный период между средневековым и новоевропейским мышлением свобода человека стала все более отождествляться с отсутствием внешних ограничений ( " came to be more and more identified with an absence of external restraint " ), тогда как в раннем средневековье она означала «присутствие свойственной человеку силы самоопределения и даже (как в понятии libertas у Ансельма) наличие сверхчеловеческого определения воли человека к вечной справедливости и Нет сомнений, что прослушанный Филаретом урок нравственного богословия опирался на западные источники, а сам термин самоуважение - есть калька с немецкого Selbstachtung, - понятия, ставшего для западной мысли своего рода итогом сложной интеллектуальной борьбы (не в последнюю очередь вокруг понятия свобода), нюансы которой из Москвы не всегда было легко разглядеть... Поэтому, дабы найти рельефную точку опоры, обратимся к эпохе средних веков. Будущий Папа Иннокентий III, вдохновитель IV Крестового похода, в своем трактате «О презрении к миру, или о ничтожестве человеческого состояния», написанном около 1195 г., очевидно, руководствуясь пастырскими соображениями и желая как можно убедительнее призвать пасомых к покаянию, самыми мрачными красками рисует состояние человеческой природы, не оставляя для самоуважения ровно никаких предпосылок. «Сотворен человек, - пишет он, - из пыли, из грязи, из пепла, а также из отвратительного семени - что еще более нич­тожно. Зачатый в зудящей похоти, в опьянении страсти, в разнузданном зловонии и - что еще хуже - в позоре греха, человек рожден для трудов, для скорбей, для страха и, наконец, что ужаснее всего, для смерти. Он делает дурное, чем оскорбляет Бога, вредит ближнему, вредит самому себе; он делает позорное, чем пятнает славу, пятнает совесть, пятнает се­бя самого; он делает бесполезное, из-за чего пренебрегает важным, прене­брегает полезным, пренебрегает

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Храня верность духу св. Василия Великого 1193 , представители нравственного богословия не любят проводить различие между «евангельскими предписаниями» и «заповедями», ибо каждое слово Божие для них является «заповедью» 1194 . Человеческая слабость Постепенное уточнение нравственных законов можно сравнить с аналогичными усилиями при формулировании «определений» веры. Если в догматическом богословии необходимо избегать опасностей рационализма, то и христианскую мораль нельзя отождествлять с «морализмом», чтобы не впасть «в порочный круг условий человеческого существования» 1195 . Для блаженного Августина морализм представал в форме ереси, пелагианства, полагавшего, что человек может исполнять заповеди Божии с помощью лишь своих собственных сил 1196 . Известно, что греческие Отцы часто высказывали подобные мысли, однако они не являются пелагианами. Они исходили из предположения об «обоженной природе человека». В русле этой традиции преп. Иосиф Волоцкий утверждает, что исполнение всех заповедей Божиих возможно для каждого человека: «кто желает этого, тот сможет соблюдать их» 1197 . Однако мыслители нашего времени стоят ближе к бл. Августину. Можно, например, отметить принципиальное расхождение между нижеприведенным текстом Н. Бердяева и убеждениями преп. Иосифа Волоцкого : «Нередко указывают на то, что представители других религий – буддисты, магометане, евреи – лучше христиан, лучше исполняют заветы своей религии... Есть явное противоречие в такого рода суждениях. Если последователи других религий нередко бывают лучше христиан, лучше исполняют заветы своей религии, то именно потому, что заветы других религий легче исполнить вследствие исключительной высоты христианства [...]. Если материалист по своему миросозерцанию оказывается хорошим человеком, преданным своей идее, способным для нее приносить жертвы, то он уже поражает своей высотой и его ставят в пример. Но христианину безмерно трудно стоять на высоте своей веры, своего идеала, ибо он должен любить врагов своих, нести крест свой, должен героически сопротивляться соблазнам мира, чего не должен делать ни верующий еврей, ни магометанин, ни материалист. Христианство направляет жизнь нашу по линии наибольшего сопротивления, жизнь христианина есть самораспятие» 1198 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Очередь, устанавливаемая отношением старшинства князей и выражавшая мысль о нераздельности княжеского владения, остается, по понятиям князей, основанием владельческого их порядка в XI и до конца XII в. В продолжение всего этого времени князья не переставали выражать мысль, что вся совокупность их, весь род Ярослава должен владеть наследием отцов и дедов нераздельно – поочерёдно. Это была целая теория, постепенно сложившаяся в политическом сознании Ярославичей, с помощью которой они старались ориентироваться в путанице своих перекрещивавшихся интересов и пытались исправить практику своих отношений, когда они чересчур осложнялись. В рассказе летописи эта теория выражается иногда довольно отчётливо. Владимир Мономах , похоронив отца в 1093 г., начал размышлять, вероятно, по поводу советов занять киевский стол помимо старшего двоюродного брата Святополка Изяславича: «Сяду я на этот стол – будет у меня рать со Святополком, потому что его отец сидел на том столе прежде моего отца». И, размыслив так, послал он звать Святополка в Киев. В 1195 г. правнук Мономаха, смоленский князь Рюрик с братьями, признав старшинство в своей линии за внуком Мономаха Всеволодом III суздальским, обратился к черниговскому князю Ярославу, четвероюродному брату этого Всеволода, с таким требованием: «Целуй нам крест со всею своею братиею, что не искать вам Киева и Смоленска под нами, ни под нашими детьми, ни под всем нашим Владимировым племенем; дед наш Ярослав разделил нас Днепром, потому вам и нет дела до Киева». Рюрик выдумал небывалый раздел: Ярослав никогда не делил сыновей своих Всеволода и Святослава Днепром; оба этих сына получили области на восточной стороне Днепра, Чернигов и Переяславль. Так как это требование Рюрика было внушено ему главой линии Всеволодом суздальским, то с ответом на это требование Ярослав черниговский обратился прямо к Всеволоду III, послав сказать ему: «У нас был уговор не искать Киева под тобою и под сватом твоим Рюриком; мы и стоим на этом уговоре; но если ты велишь нам отказаться от Киева навсегда, то ведь мы не угры и не ляхи, а единого деда внуки: пока вы оба живы с Рюриком, мы не ищем Киева, а после вас – кому Бог даст».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Самыми древними из сохранившихся являются два парных покровца из ризницы собора в Альберштадте, датированные 1185–1195 гг. На каждом из них изображен престол под киворием, за которым стоит Христос, причащающий апостолов. Здесь, как и в храмовых росписях, Евхаристия разделена на две сцены. На дискосном покровце группу из шести апостолов возглавляет Петр, на покровце для потира Христос причащает из чаши ап. Павла, за которым стоят остальные пять учеников. Шитье было исполнено золотыми нитями, столь же плохо сохранившимися, как и шелковая ткань фона. Существенно, что на нешироких каймах имеются греческие надписи «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси…», причем расположены они столбиком, поперек вертикальных кайм. (См. Катасонова Е.Ю. Материалы к иконографии покровцов в лицевом шитье. Убрус, 2006 г.). Om XV в. осталось уже значительное количество предметов — и византийских, и древнерусских, немало сохранилось балканских, молдовалашских и русских произведений XVI в. Еще более обильный материал для исследования дает XVII в. Отдельные особенности украшения покровцов Традиционно покровцы украшаются специально подобранными и определенным образом расположенными священными изображениями и текстами. Как правило, встречаются кресты различной формы, изображения ангелов и образующие фигурную кайму особые тексты, выполненные вязью. Кайма вязью (особое декоративное письмо) — излюбленный прием как в монументальном искусстве, так и в лицевом шитье. Буквы при этом соединяются в непрерывный орнамент. Одним из главных приёмов в русской вязи стала т. н. мачтовая лигатура, когда две смежные вертикальные линии соединяются в одну. От количества в алфавите букв с «мачтами» зависит разнообразие лигатур. Так, из 24 букв греческого алфавита содержат «мачты» 12, а число возможных совпадений друг с другом двух подряд «мачтовых» букв равно 132; в русском кириллическом алфавите – 26 из 36 букв с «мачтами», а возможных лигатур – более 450. Столь богатыми возможностями и обусловлена изысканная проработанность и расцвет вязи именно в памятниках кириллического письма, в различных видах церковного искусства. При этом принято выделять 3 стиля вязи – природный (с украшением растительными элементами), геометрический (без таковых) и смешанный (преобладавший на Руси, например, в 15 веке). В памятниках лицевого шитья особенности вязи определяются главным образом техникой выполнения надписей (например, золотое шитье, жемчуг). Каширина В.В. Вязь в литургических комплектах лицевого шитья XV–XVII веков: учебно-методическое пособие. М., 2018. с. 3–4; О.В. Шаповалова, Е.П. Панова. Литургический комплект для Евхаристии. Традиции и современность. Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 3 (28). 2020). Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pokrovcy

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010