Разделы портала «Азбука веры» Епископы Иерусалимские Имя годы 1 апостол Иаков, брат Господень Симеон, сын Клеопы 106–107 Закхей Вениамин I ? — 117 Иоаким I Матфей I Вениамин II, называемый Филиппом Сенека Иуст II Ефрем I Иосиф I Кассиан Пувлий Максим I Гай или Гaйah I Симмах Юлиан или Уалис Капион Максим II Антоний Долихиан ? — 185 Нарцисс I 185–213 Элиос или Зевс Германион Гордей 213–215 Александр 213–251 Мазаван 251–260 Именей 260–298 Замвда 298–300 300–314 Макарий I 314–333 Максим 333–348 Кирилл I 350–386 Иоанн II 386–417 Правлий I 417–422   Патриархи Иерусалимские Имя годы 44 Ювеналий 422–458 Анастасий I 458–478 Мартирий 478–486 Саллюстий 486–494 494–516 Иоанн III 516–524 524–552 Макарий II Евстохий 552–564 ……………. 564–575 Иоанн IV 575–594 594–601 Исаакий 601–609 Захария 609–632 Модест 632–634 Софроний I 634–638 Анастасий II ? — 706 Иоанн V 706–735 Феодор I 735–770 Илья II 770–797 Георгий II 797–807 807–820 Василий 820–838 Иоанн VI 838–842 Сергий I 842–844 Соломон 855–860 Феодосий 862–878 Илья III 878–907 Сергий II 908–911 Леонтий 912–929 Афанасий I 929–937 Христодул I Агафон 950–964 Иоанн VII 964–966 Христодул II 966–969 Фома II 969–977 980–983 9841005 Феофил 1012–1020 Никифор I Иоанникий 1020–1084 Софроний II Евфимий I Симеон II 1084–1106 Иоанн VIII 1106–1156 Николай Иоанн IX 1156–1166 Никифор II 1166–1170 Леонтий II 1170–1190 Досифей I Евфимий II до 1223 Афанасий II 1224–1236 Софроний III Григорий I Фаддей Афанасий III 1313–1334 Григорий II Лазарь 1334–1368 Арсений Дорофей 1376–1417 Феофил II 1417–1424 Феофан I 1424–1431 Иоаким 1431–1450 Феофан II 1450–1452 Афанасий IV 1452–1460 около 1460 Авраам Григорий II 1468–1493 Дорофей II 1506–1537 Герман I 1537–1579 Софроний IV 1579–1608 Феофан III 1608–1644 Паисий 1645–1660 Нектарий 1660–1669 Досифей II 1669–1707 Хрисанф 1707–1731 Мелетий 1731–1737 Парфений 1737–1766 Ефрем II 1766–1771 Софроний V 1771–1775 Аврамий 1775–1787 Прокопий I 1787–1788 1788–1808 Поликарп 1808–1827 Афанасий IV 1827–1845 Кирилл II 1845–1872 Прокопий II 1872–1875 Иерофей 1875–1882 Никодим 1883–1890 Герасим 1891–1896 Дамиан 1897–1931 кафедра вдовствовала 1931–1935 Тимофей 1935–1957 Венедикт 1958–1980 Диодор 1981–19.10.2000 кафедра вдовствовала 2000–2001 Корнелиос — местоблюститель Ириней 13 августа 2001–2005 Феофил III с 22 августа 2005 года Рекомендуемые пособия Самое популярное Сейчас в разделе 93  чел. Всего просмотров 3.9 млн. Всего записей 233 поделиться: ©2024 Схемы и пособия к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/shemy/hronologicheskij_...

Повесть блажен. Иоанна пресвитера Константина града о жили Преп. Епифания Архиеп. Кипрского града Костянтина, л. 730–793. Нач. «Любимицы, сий убо Епифаний, родом бе преже жидовин». Повесть Полувия Епископа Ринокурского о совершении и о скончании жития и чудес св. Епифания Архиеп. Кипрского, л. 794–856. Нач. «Слава Богу всех, дающему нам житие и славящему славящия». В 13-й день. Мучение св. мученицы Гликерии, л. 858 – 871. Нач. «В первое лето Царя царствующего Антонина, владующу же Савину Европиею». Мучение св. Александра, л. 872–895 об. Нач. «Но времена Максимиана нечестивого Царя бе гонение велие на христианы по всей земли». В 14-й день. Житие Преп. Исидора, уродивого Христа ради, нарицаемого Твердислова, Ростовского чудотворца, л. 816–905 об. Нач. «Сей Преподобный, якоже поведают нецыи, от западных убо стран от латынского языка.» Чудо 1-е Св. Исидора о купце, его же избави от глубины морския, л. 898. Чудо 2-е св. Исидора о Князи, ему же блаженный молитвами питие обильно сотвори, л. 899. Чудо 3-е о преставлении св. Исидора, л. 900. Чудо 4-е о пресвитере дерзнувшем извещение прияти о святем телеси его, л. 901. Чудо 5-е св. Исидора о изступившем ума человеце, л. 902. Чудо 6-е св. Исидора о болящем очною и главною болезнью, л. 902 об. Похвала св. Исидору л. 904 об. В 15-й день. Житие и жизнь Преп. Пахомия, л. 908–1001 об. Нач. «Иже бе и Пахомие некто, иже Еллин, от прародителей сын и живый в Вифаиде " ». Житие Преп. Исаии Епископа Ростов. чудотворца, л. 1002–1012 об. Нач. предислов. «Венец убо многоцветный всяким украшением цветовным украшен››. Нач. жития: «Сей убо блаженный Исайя от земли Русския, от области Киевские рожение и воспитание име». Житие Преп. Ефросина Псковского чудотворца, л. 1014–1018. Нач. «Яже глас слыша, сей же услышав, радости духовный наполнився, вкупе прославиша Бога». Житие вкратце Преп. Пахомия Великого , наставника монашескому житию, л. 1018–1020. Нач. «Тевенисий место есть в Вифаиде, в нем же Пахомий некто есть чернец». Слово от Патерика о видении св. Пахомия, како души праведных восходят на небеса, а грешных оставляемо бесом, л. 1020. Нач. «Хотя вкусити брашна Великий Пахомий».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

1009 Об этом проповедовал Цезарий: «Особо прошу и напоминаю, отцы, чтобы вы старались быстрее возвыситься к бдению, и верно пришли к Третьему, Шестому и Девятому» (Cesarius Arelatensis. Sermones, X, 4//PL. T. 39/ed. J.-P. Migne. Paris, 1845. P. 1760). Цезарий призывал клир петь гимны в богослужебные часы (Третий час (9–00), Шестой час (12–00), Девятый час (15–00)) в церкви Святого Стефана вместо практики делать это в доме епископа (Klingshirn W. Cæsarius of Arles, P. 92). 1010 Само по себе это уже не было новшеством для Галлии, так как уже практиковалось во Вьенне и Оранже несколько ранее (Beck Н. G. J. The Pastoral Care of Souls in South-East France during the Sixth Century. Rome, 1950. P. 117). 1011 To, к чему призывал Августин (Поссидий Каламский. Жизнь Августина, 2 4// Аврелий Августин . Исповедь/пер. М. В. Грацианского, П. В. Кузенкова. М., 1972, С. 362–363) и что советовал ему Померий (Pomerius Julianus. De vita contemplativa I, 8, 13, P. 426, 430). Диоцез Арля, как и другие, обладал земельными владениями, доход от которых шел на поддержку клира, ремонт и содержание церковных строений и помощь бедным. 1012 Схожее представление о «духовных врачах» можно найти и в проповеди Цезария (Cesarius Arelatensis. Sermones, CCCI, 5, P. 2323). 1018 «Пусть добрые отцы, воспитывая духовно их, направят все свои усилия на заучивание псалмов...» – Concilium Vasense II, I//Concilia Antiqua Galliæ, T. 1/ed. J. Sirmond. P. 226). Этот собор произошел в 529 г. под председательством Цезария. Тот же призыв по отношению к крестьянину можно найти в проповеди Цезария (Cesarius Arelatensis. Sermones, CCXCVII, 3, P. 2315). 1019 Пленники вверялись Церкви, чтобы обеспечить гарантию выкупа (Klingshirn W. Charity and Power: Cæsarius of Arles and the Ransoming of Captives in Sub-Roman Gaul//Journal of Roman Studies, Vol. 75. Cambridge. 1985, P. 201, n. 135). 1020 Этот отрывок присутствует только в одной рукописи (codex Paris., B.N. lat 5295). Некоторые исследователи приняли его за подлинный (Б. Крут, Д. Морин), С. Каваллин считает его интерполяцией (Cavallin S. Literarchistorische und textkritische Stidien zur Vita S. Cæsarii Arelatensis. Lund. 1934. P. 101)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4. Сборник Ансегиза. – Первый сборник составлен 1012 , как сказано в предисловии к нему, в 827 году, Ансегизом, аббатом монастыря Фонтанелла 1013 (S. Wandrille in dioecesi Rotomagensi) в Галлии. Сборник разделен автором на четыре книги; первые две содержат капитулярии, касающиеся дел церковных (capitula ecclesiastica), две последние – светские капитулярии (capitula ad mundanam legem pertinentia). Каждая книга разделяется на отдельные статьи (capitula) или параграфы 1014 . В конце три отдельных приложения. Источником служили капитулярии Карла Великого – церковные для первой книги, светские для третьей, и Людовика Благочестивого и Лотаря – церковные для второй, светские для четвертой 1015 . Ансегиз поместил в своем сборнике всего 29 документов почти в полном тексте, с весьма немногими пропусками: 17 капитулярий Карла Великого и 12 Людовика Благочестивого 1016 . Сборник этот, как составленный из подлинных и употребительных документов, тотчас же получил официальное значение, ибо уже сам Людовик Благочестивый и Карл Лысый 1017 цитировали этот сборник в своих капитуляриях 1018 . 5. Сборник Бенедикта Левиты. – Другой сборник капитулярий 1019 был составлен в дополнение к сборнику Ансегиза, по поручению Майнцского архиепископа Отгара около 847 г., Бенедиктом Левитою, т. е. дьяконом, как мы узнаем об этом из предисловия и стихов, предшествующих сборнику 1020 . По словам Бенедикта, он собирал материал для своего сборника в различных местах (in diversis locis et diversis schedulis), но главным образом извлек его из Майнцского архиепископского архива, куда он был собран и положен архиепископом Рикульфом (786–813) и где был найден Отгаром, указавшим его Бенедикту. Весь этот материал, неизвестный, по словам Бенедикта, Ансегизу, или намеренно им опущенный, Бенедикт собрал с той целью, чтобы франкские короли, дети Людовика Благочестивого, имели под рукой законы своих предков, Пипина, Карла и Людовика 1021 . Сборник разделяется на три книги и книги делятся на статьи 1022 , так же как и у Ансегиза, но в расположении статей нельзя найти ни хронологического, ни какого-либо другого порядка и плана.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Что касается количества прилучавшихся в Москве архиереев, то оно в разные моменты всего описываемого времени было неодинаково. Когда епископы прилучались в Москве для государственных надобностей, именно для участия в земских соборах, число их, вообще говоря, было значительно, по-видимому, не менее пяти, не считая патриарха и митрополита крутицкого 1002 . В промежутки между земскими соборами на протяжении первого периода прилучавшихся русских архиереев бывало вообще мало, нередко по одному (не считая патриарха и митрополита, крутицкого 1003 , иногда по два 1004 иногда же число их доходило до 4 1005 . Во второй период прилучавшихся архиереев обыкновенно бывало четыре 1006 , – три 1007 . Кроме прилучившихся архиереев, в состав неполных соборов иногда входили ещё архиереи специально вызванные, преимущественно из епархий ближайших к Москве 1008 . Это бывало в тех случаях, когда в Москве оказывалось мало прилучившихся архиереев, между тем возникший вопрос был сравнительно важен и требовал неотложного решения. Разумеется, данное явление особенно должно было иметь место в первый период, в промежутки между земскими соборами, когда количество прилучавшихся в Москве русских архиереев нередко было весьма незначительно. Неполные церковные соборы решали, вообще говоря, текущие церковные дела. Ими были главным образом дела административные и судебные и частью законодательные. Сюда относились: избрание и поставление архиереев 1009 , перевод их с одной кафедры на другую 1010 , учреждение новых епархий 1011 , повышение кафедр 1012 , суд над архиереями 1013 и другими духовными лицами 1014 ; дела законодательные: касательно церковных обрядов 1015 , церковной дисциплины 1016 , объявления святынь 1017 , управления 1018 , суда 1019 , христианской жизни 1020 . Что касается полных церковных соборов, то под ними мы разумеем такие, которые по возможности составлялись из всех русских архиереев или, по крайней мере, на которые по возможности приглашались все они. Полный собор составлялся в тех случаях, когда собор неполный считал себя некомпетентным решить какое-либо церковное дело, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Златоуст не напрасными называет молитвы за литургией «о всех во Христе умерших» 1011 . Поминовение на литургии умершего в глазах, например, св. Феодора Студита , является принятием его в православное общение. Поэтому св. Феодор, по его собственному утверждению, воспретил поминать в церковных молитвах одного еретика, умершего без соединения с Церковью. Это распоряжение он объяснил тем, что как можно вчинять такого в православное общение, когда он отошел в общении с ересью 1012 . Подобно этому и в разных древних литургиях, содержащих молитвы о живых врагах христианства, мы совершенно не находим молитв о людях, умерших вне общения с Церковью. Молитвы об умерших имеют в виду исключительно «усопших верных» 1013 , в истинной вере» 1014 —619— или в надежде воскресения к жизни вечной 1015 скончавшихся, тех, которые имели надежду на единородного Сына Твоего 1016 , умерших в мире с Церковью 1017 , облекшихся в Тебя в крещении и принявших Тебя с жертвенника 1018 , тех, которые со знаменем веры предварили нас и спят сном мира 1019 . Замечательно, что в чинопоследовании одной из древних литургий Мозарабской при включении в молитву священника перед началом литургии рядом прошений за живых и усопших сказано «за грехи всех живых и умерших верных» 1020 . Если же во время такого богослужения, как литургия, когда приносится Евхаристическая жертва, не встречается молитв за умерших, отвергавших основания христианства и Церковь , то уже один этот факт свидетельствует о том, что подобный молитвы в Церкви вообще не допущены. Иначе, по-видимому, приходится ответить на вопрос о возможности за таких людей молитв частных или домашних. К сожалению, по этому вопросу нет какого-либо общецерковного решения, выраженного в тех или иных соборных постановлениях. Поэтому остается здесь пока руководствоваться или каким-либо преданием или советами людей, отличавшихся высотой духовной жизни и пониманием цели и значения молитвы. По преданию, известный подвижник Востока св. Макарий Великий , живший в IV веке, совершал молитву даже за языческих жрецов 1021 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тяжело было святому первосвятителю смотреть на упорную и несовестливую борьбу кн. Юрия с блаж. князем Михаилом тверским. Святитель, конечно, не оставлял Юрия без увещаний, тем более что по милости Юрия татары не раз опустошали Россию. Но Юрий был не таков, чтобы слушать святителя, и он довел св. князя Михаила до мученической кончины. 1012 К новой скорби святителя язычник Гедимин в 1321 г. завладел Волынью и Киевом. 1013 – В годы стольких бед и скорбей святитель Божий усовершался в смирении, которое было любимою его добродетелью и отличием духа. 1014 В чувстве бессилия своего пред злодеяниями сильных, он предавал себя и церковь Христову защите Всевышнего и слезами сердца молил о лучшем благость всемощную. Только у благочестивого князя Иоанна Даниловича святитель находил отдых душе своей. Тот и при брате Юрии постоянно жил в Москве. Юрий и тогда, как стал великим князем, не жил в Москве, – он то дрался с тверским князем, то жил в Новгороде и там возился с немцами, то пресмыкался в орде. 1015 Еще цела панагия св. Петра, золотая, полуовальная, с лалами по краям и с ониксом на середине; на ониксе вырезано изображение прор. Даниила, с греческою надписью: о προφτης Δανιλ, – на другой стороне по золоту вырезан образ Божией Матери одигитрии. 1016 – Очевидно, что это – дар благочестивого князя Иоанна Даниловича, поднесенный с желанием молитв за отца его. – Цел саккос и епитрахиль св. Петра. По древней описи, саккос «доспет в 1322 г.». Он – лазоревого атласа, ткан кругами, с золотыми в них крестами; оплечья и зарукавья низаны жемчугом и украшены серебренными дробницами с изображениями святых. 1017 Это-опять дар княжеский. Летопись, описывая возведение Никона в сан патриарший, говорит: «в поставление на патриархе сан был Петра митрополита, московского и всея России чудотворца.... Посох Петра чудотворца с патриарша места государь сам взял и поднес патриарху в литургию после трисвятого в царских дверях». 1018 – По древней описи, посох св. Петра китайского черного дерева; на нем возглавие оправлено серебром позолоченным, по сторонам возглавия вырезаны кресты. 1019 По всей вероятности в Москве святитель имел утешение наставлять св. вере и крестить царевича Берку, выехавшего из орды. В радости об этом событии святитель подарил Аникию, родоначальнику Аничковых, панагию с мощами и ковш с надписью: «аз, смиренный митрополит Петр киевский и всея Руси, благословил есмь сына своего Берку царевича, а во святом крещении Аникия, сим ковшом». 1020

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Избран новый Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Избран новый Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви Православие.Ru , 22 августа 2005 г. Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил 22 августа 2005 года в храме Воскресения Христова в Иерусалиме состоялись выборы нового Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви, сообщает служба коммуникаций ОВЦС МП . 97-м Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины единогласно избран архиепископ Фаворский Феофил. Решение о проведении выборов нового Предстоятеля Иерусалимской Церкви было принято ее Священным Синодом после отрешения им от этой должности Блаженнейшего Патриарха Иринея 5 мая 2005 года. Решение Священного Синода Иерусалимского Патриархата о низложении Патриарха Иринея было признано Собором Глав и представителей автокефальных Православных Церквей, состоявшимся 24 мая 2005 года в Константинополе. Согласно уставу Иерусалимской Церкви, избрание нового Патриарха проходило в три этапа. В ходе первого этапа, состоявшегося 20 июля 2005 года, особым Советом по номинации был утвержден список из 13 претендентов на патриарший престол. 22 августа Генеральным избирательным советом, состоящим из 14 членов Священного Синода, 21 архимандрита иерусалимских монастырей и 12 избранных в епархиях представителей белого духовенства, из 13 кандидатов было отобрано трое. Наконец, после объявления советом имен трех кандидатов, члены Священного Синода, Иерусалимского Патриархата, удалившись в алтарь Храма Воскресения, единогласно избрали архиепископа Феофила Предстоятелем Матери Церквей, 140-м преемником святого апостола Иакова, брата Господня. Новоизбранный Патриарх - третий Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви с именем Феофил. Его предшественники Феофил I и Феофил II занимали Иерусалимскую кафедру в 1012-1020 и 1417-1424 годах соответственно. Биография новоизбранного Патриарха Иерусалимского Феофила Блаженнейший Патриарх Феофил (в миру Илия Яннопулос) родился в 1952 году в селении Гаргалиани (область Мессиния в Греции).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Конец его зловредной деятельности положит пришествие Иисуса Христа на суд 1008 , в сретение которого воскреснут все мертвые и мгновенно изменятся все живые 1009 . Последний приговор Судии обращен будет сначала к нечестивым, а потом к праведным; непосредственно за ним последует изменение и возобновление мира 1010 . В заключение рассуждения о последнем суде автор рассматривает свидетельства апостола Петра о последнем дне Господнем 1011 , апостола Павла о воскресении мертвых 1012 , пророка Исаии о воскресении и последнем суде 1013 , Даниила об антихристе, о суде Божием и царстве святых 1014 , Давида о кончине и последнем суде 1015 , Малахии об очистительных мучениях и пришествии пророка Илии 1016 . Вечность мучений язычникам представлялась абсурдом или решительною невозможностью, а христианам – делом непримирым ни с правосудием, ни тем более с благостью Божией. Каким образом, спрашивали язычники, тела людей, сожигаемые огнем, могут существовать вечно 1017 , когда нет ни одного тела, которое бы могло страдать и не умереть 1018 ? Справедливо ли, далее, вечными мучениями наказывать временные, мгновенные преступления 1019 ? Гораздо разумнее верить, говорили христиане, что наказания грешников будут иметь только очистительное значение и не будут вечны 1020 , что заступление святых никого не допустит до осуждения на последнем суде 1021 и что еретики, все крещенные, причастные св. Тела и раздаятели милостыни необходимо должны получить отпущение грехов, какую бы жизнь на земле они не вели 1022 . Рассматривая эти возражения и сомнения Августин доказывает возможность вечного страдания без разрушения тела, справедливость вечного мучения нечестивых и невозможность сокращения времени их страданий ни под каким из означенных предлогов. Пребывание тела в вечных мучениях без разрушения, говорит он, представляется явлением более невероятным, чем сохранение его в вечном блаженстве 1023 , – это правда; но из этого не следует, чтобы тела осужденных, сожигаемых вечным огнем, могли когда-нибудь разрушиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

И ныне, глас 2. Иоанна монаха Сегодня Христос рождается 1012 в Вифлееме от Девы; сегодня Безначальный 1013 начинается и Слово воплощается; небесныя силы 1014 радуются 1015 и Земля с людьми веселится 1016 . Волхвы приносят дары; пастухи дивятся Рожденному 1017 . Мы же непрестанно 1018 восклицаем: 1019 слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение. Антифоны Для антифонов взяты соседние псалмы в их начальных стихах, изображающие I) величие дела спасения: 110, 1 – 3; II) нравственную высоту Спасителя: 111, 1 – 3; III) Его царственность и богосыновство: 109, 1– 3. Припев к 1-му пс. – обычный – моление о спасении по ходатайству Богородицы; ко 2-му такое же моление во имя события, которое характеризуется по связи с первым припевом, как «рождение от Девы», к 3-му припев – тропарь праздника. Гласа для 1 и 2 антифонов обычный – 2-й (только на Богоявление 1-ый ант. 1 гл.), глас (в его тропарном напеве) легкой грусти, в данном случае навеваемой мыслью о самоистощании Спасителя – предвестнике смерти Его (воспоминаемой на литургии); для 3 антифона, как обычно – глас тропаря – 4-й. Антифон 1, псалом 110, глас 2 Исповедаюсь 1020 Тебе, Господи, всем сердцем моим. (Пс. 110, 1) Молитвами Богородицы, Спаситель, спаси нас. В совете и сонме праведных, велики дела Господни. (Пс. 110, 1, 2) Изысканны во всех желаниях Его 1021 . (Пс. 110, 2) Хвала 1022 и великолепие дело Его 1023 , и правда Его пребывает в век века 1024 . (Пс. 110, 3) Антифон 1, псалом 111, глас 2 Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит 1025 . (Пс. 11, 1) Спаси, Сын Божий, родившийся от Девы, нас поющих Тебе: аллилуиа. Мощно на земле будет семя его, род правых 1026 благословится. (Пс. 111, 2) Слава 1027 и богатство в доме его, и правда 1028 его пребывает в век века 1029 . (Пс. 111, 3) Возсиял 1030 во тьме свет правым: он 1031 милостив, сострадателен 1032 и праведен. (Пс. 111, 4) Антифон 3, псалом 109, глас 4 Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня. (Пс. 109, 1) Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. (Пс. 109, 1)

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010