1007 . Бертье-Делагард А. Л. О Херсонесе. Крестообразный храм. – Крещальня. – Крепостная ограда/ИАК. – 1907. – Вып. 21. 1008 . Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской литературы, 2004. – Т. 1. – 736 с. 1009 . Бибиков М. В. Византийская историческая проза. – М.: РАН, 1996. – 190 с. 1010 . Бибиков М. В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. – СПб.: Алетейя, 1999. 1011 . Бибиков М. В. Византийский историк Иоанн Киннам о Руси и народах Восточной Европы. – М., 1997. 1012 . Бибиков М. В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. – 318 с. 1013 . Бибиков М. В. К проблеме историзма византийской агиографии//Византийские очерки. – М.: Наука, 1996. – С. 50–55. 1014 . Бибиков М. В. Тексты договоров Руси с греками в свете византийской дипломатической практики//Antidoron: К 75-летию академика РАН Г. Г. Литаврина. – СПб., 2003. 1015 . Бибиков М. В. Час в Византии: астрономический, литургический и мифологический//АДСВ. – 2009. – Вып. 39. – С. 71–86. 1016 . Бицилли П. Новгородское сказание о IV Крестовом походе//Исторические известия. – 1916. – 3–4. 1017 . Близнюк С. В. Венецианцы на Кипре в XIII-XV вв.//Bulgaria Pontica Medii Aevi/– Sofia, 1992. – Т 4. 1018 . Богданова Н. М. О времени взятия Херсона князем Владимиром//ВВ. – 1986. – Т 47. – С. 39–46. 1019 . Богданова Н. М. О значении точного прочтения источника//ВВ. – 1988. – Т 49. – С. 195–201. 1020 . Богданова Н. М. Херсон в X-XV вв. Проблемы истории византийского города//Причерноморье в средние века. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – С. 8–172. 1021 . Болгов Н. Н. Культурный континуитет в Северном Причерноморье IV-VI вв. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2002. – 150 с. 1022 . Болгов Н. Н. Письменные источники по истории позднеантичного Северного Понта: позднеантичные тексты III-VI вв.//Античный мир. – Белгород: БГУ, 1999. – С. 117–128. 1023 . Болгов Н. Н. Поздняя античность: история и культура. – Белгород: Белгород. гос. ун-т, 2009. – 88 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа 29. Его же. О великих благах, рождающихся от собеседования с Писанием, от сокровенного служения и от размышления о нем и постоянного исследования его, и от поиска цели учения его. И против тех, кто считает ненужным прилежно заниматься этим чудным и божественным трудом. И ублажение тех, кто удостоился в этом размышлении и полезном труде провести дни свои в мире сем. 1 . Удивляюсь я также людям, которые, когда видят человека, трудящегося в чтении Святых Писаний и усердно изыскивающего смысл их, 1012 постоянно пребывающего в собеседовании с этими и подобными размышлениями на тему сокровенного служения, говорят ему некое весьма грубое слово, безвкусное и безумное, вроде: «Сколько бы ни читал ты и ни трудился, труд бесполезен». Особенно же тем, которые вроде: «Какой смысл в этих исследованиях, и какая польза для тебя праздно проводить время в изыскании смысла Писания и тому подобного? Делом надо заниматься! Если мы исполняем то, что знаем, нам не нужно целыми днями корпеть над Писаниями и заниматься другими подобными вещами». 1013 2 . Не понимают они, что говорят, и не знают, что именно это – то есть чтобы ум человека был наполнен 1014 о божественном домостроительстве и постоянной памятью 1015 о нем благодаря восхитительной мысли, посеянной в чтением и поиском его сокровенного смысла 1016 – и есть настоящее дело 1017 и исполнение 1018 всех заповедей Господа нашего. 3 . Ибо упражняться только в телесных подвигах – значит идти путем мирян и быть на их уровне. 1019 Но тот, у кого память постоянно связана с Господом нашим посредством чтения и молитвы, кто доискивается той цели, к которой движения разума, утешение и надежда на сокровенное, 1020 кто посредством этого 1021 обуздывает ум свой, блуждал среди страстей, а также посредством наслаждения собеседования с Богом 1022 – такой преуспел во всех добродетелях 1023 и достиг всецелого совершенства 1024 без какого-либо недостатка. Все же прочие, кто – каждый в свою меру – исполняет те или иные добродетели, 1025 находятся ниже этого на пути заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Первая буква алеф означает собой учение (doctrina), потому что тот отдел 118 псалма, для которого она служит заглавием, полон учения 1001 ; бет – замешательство (confusio) – косвенное указание на необходимость исправления собственной жизни, потому что, кто исправляет свою жизнь, тот избежит замешательства 1002 ; гимель – воздаяние (retributio) 1003 , так как всякой непорочной совести свойственно просить себе награду у Того, Кому она служит 1004 ; далет – страх (timor) или рождение (nativitas), что, впрочем, одно и то же, потому что здесь разумеется земное или телесное рождение, а страх рождается от всего телесного и материальнаго 1005 ; ге – есть (est) или живу (vivo): кто существует (est), тот живёт, и кто живёт, тот существует 1006 ; вав– он именно, а не иной (ille est, et non alius) 1007 ; заин – управляй собой (due te) или призыв к управлению самим собой и направлению своей жизни к упокоению в Божественном слове 1008 ; хет – благоговейный трепет (pavor), свойственный святым 1009 ; тет – исключение (exclusio): как человек исключённый из дома, лишается права на пользование гостеприимством, так и тот, кто исключается из Царства Божия, лишается вместе с тем и благ этого царства 1010 ; иод – исповедание (confessio) или же разорение (desolatio) – опять значения, не исключающие друг друга, так как разорённые более способны к исповеданию 1011 ; каф – согбенные (curvati sunt), а такими называются вообще все, наклоняющиеся к земле, имеющие к ней пристрастие 1012 ; лямед –сердце (cor) или служу (servo), что указывает на необходимость разумно (prudenter) понимать содержание отдела и тщательно исполнять его предписания 1013 ; мем– внутренности (viscera) 1014 ; нун – единственный (unicus) или пастбища их (pascua eorum) – выражения, относящиеся к Единородному Сыну Отца – Иисусу Христу 1015 ; самех – слушай (audi) и твердь (firmamentum) – призыв к слушанию, необходимому для всех и доступному всем уже по самому праву природы 1016 ; айн – глаз (oculus) или источник (fons) 1017 ; фе– погрешил (erravi) или открыл уста (os aperui) 1018 ; цаде – утешение (consolatio), потому что после слёз раскаяния должно последовать утешение 1019 ; коф – заключение (conclusio) или же смотри (aspice), так как тот, кому предстоит заключение, должен быть очень осмотрительным 1020 ; реш – голова (caput) или первенство (primatus), потому что голова управляет всеми членами и чувствами 1021 ; шин – поверх раны (super vulnus), чем выражается очень простая мысль, что во избежание духовной смерти нужно накладывать на свои духовные раны соответствующие медикаменты и повязки 1022 ; наконец, последняя буква алфавита – тав значит: согрешил (erravit) или же совершил, окончил (consummavit), что также легко можно согласовать одно с другим, потому что тот, о ком сказано только в прошедшей форме, уже перестал грешить и исправил своё заблуждение 1023

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Згоре 989 огнем, яко похотми горяше чрез всю юность свою, а не угошаше 990 . 2 Телец на жертву идет упитенный; грядый ко блудней – лицем уловленный. 3 Агнъцев заклатель 991 егда нож готует, скачет въслед агнец, смерти не чювствует. Тако блудодей скачет и играет, грядый к блуднице смерти забывает. Бог Кому 1006 кто сердце свое 1007 и ум прилагает, раболепен творится и всю честь воздает. Той оному бог мнится, а праваго знати не хощет, да бы Ему честь должную дати. Тем сребролюбцу сребро въместо Бога честно, чревонесытну мужу бог есть чрево бесно. Гордому человеку честь воместо 1008 Бога, славолюбивым 1009 людем бог есть слава многа. А иже блудным женам сердце прилепиша, оны себе богини, увы, сотвориша. И прочий прочыя творят боги себе, вся же сия истребит Бог, живый на небе. Тем же, возлюбленнии. Бога права знайте, Ему Самому славу должну воздавайте. Твари творцевы чести никако творите 1010 , Ему же раби есте, мзды от Того ждите 1011 . 2 Бог есть все 1012 , мы же всячески ничто же. Он всеблаг, аз зол, помилуй мя. Боже. Ты добра бездна, аз же бездна злобы, ищу милости Твоея утробы. Без нея 1013 несть леть мне спасенну быти, благоутробне изволь мя щадити. Бог возлюби мир 1020 Дивная любы Богом 1021 к людем проявленна, посла Сына Своего 1022 единорожденна. Еже воплотитися, страдати, умрети, да бы токмо мир Себе примирен имети. Егда же Сын соверши, еже подобаше, посадив Его в десных. Духа низпослаше Прочая устроити. Оле благодати! Кроме заслуг предварших дар изволил дати. Дар неисповедимый по Своей благости, токмо любовь являя ко нашей худости. Иже убо чрез страсти Христовы рождении, яко 1023 же 1024 питателем, Духом воспитенни. Христос, яко учитель, на путь мир наставил. Дух Святый, яко пестун, в шествии управил. Христос душы верных Си 1025 в храм сооружил есть. Дух Святый благодати дары освятил есть. Христос душы 1026 человек, яко деки готует, Дух Святый живошарне образ написует. Христос в корабль воведе. Дух же силно веет, да корабль к небесному пристанищу спеет, К нему же дожени ны. Душе Божественный,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Имп. Оттон I. Скульптура на зап. фасаде кафедрального собора в Магдебурге. XIII в. Фото: Feldstein Имп. Оттон I. Скульптура на зап. фасаде кафедрального собора в Магдебурге. XIII в. Фото: Feldstein Ослабление и прекращение власти Каролингов в Италии, развивавшиеся процессы феодализации и борьба различных партий в Риме привели к тому, что в нач. Х в. под реальным контролем пап оставалась лишь территория бывш. Римского дуката. Фактическим правителем П. о. в 905-924/5 гг. был сенатор Феофилакт, граф Тускуланский, позднее - его дочь Марозия (928-932) и внук Альберик II (932-954; подробнее о них см. в статьях Италия , Иоанн XI , Лев VII ). Герм. кор. Оттон I в 962 г. совершил поход в Рим, где его как императора короновал папа Иоанн XII (955-964), сын Альберика II. После коронации Оттон I издал привилегию (Privilegium Ottonianum), в к-рой в основном повторялись положения «Pactum Hludovicianum» и «Constitutio Romana» относительно территории П. о., а также об обязательствах папы Римского соблюдать соглашения с императором и не поддерживать его врагов. Однако вплоть до 1-й четв. XI в. влиянию императоров Саксонской династии противостояли представители римской знати во главе с родом Кресценциев. Его глава Кресценций II († 998) присвоил себе титул «герцог и сенатор всех римлян» и фактически не признавал права императора на власть в Риме. Соперниками Кресценциев были потомки сенатора Феофилакта - род графов Тускуланских (одна из ветвей этого рода с XII в. носила фамилию Колонна). Германский кор. Генрих II (1002-1024, император с 1014) в 1012 г. поддержал принадлежавшего к роду графов Тускуланских папу Бенедикта VIII (1012-1024) в его борьбе против антипапы Григория VI (май-дек. 1012), ставленника Кресценциев. На встрече с папой Римским Бенедиктом VIII в Бамберге (весна 1020) Генрих II издал «Diploma Heinricianum», подтверждавший условия «Privilegium Ottonianum». В эпоху «германских пап», назначавшихся непосредственно имп. Генрихом III (1039-1056, император с 1046),- Климента II (1046-1047), Дамаса II (июль-авг.

http://pravenc.ru/text/2578947.html

Сенека Иуст II Левий Ефрем I Иосиф I Иуда Марк (134) Кассиан Пувлий Максим I Юлий Гай или Гайан I Симмах Гай II Юлиан или Уалис Капион Максим II Антоний Уалис Долихиан (185) Нарцисс I (185–213) Элиос или Зевс (211) Германион (211) Гордей (213–215) Александр (213–251) Мазаван (251–260) Именей (260–298) Замвда (298–300) Ермон (300–314) Макарий I (314–333) Максим (333–348) Кирилл I (350–386) Иоанн II (386–417) Правлий I (417–422) Ювеналий (422–458) Анастасий I (458–478) Мартирий (478–486) Саллюстий (486–494) Илья I (494–516) Иоанн III (516–524) Петр I (524–552) Макарий II (552) Евстохий (552–564) вакантная кафедра (564–575) Иоанн IV (575–594) Амос (594–601) Исаакий (601–609) Захария (609–632) Модест (632–634) Софроний I (634–638) Анастасий II (706) Иоанн V (706–735) Феодор I (735–770) Илья II (770–797) Георгий II (797–807) Фома I (807–820) Василий (820–838) Иоанн VI (838–842) Сергий I (842–844) Соломон (855–860) Феодосий (862–878) Илья III (878–907) Сергий II (908–911) Леонтий (912–929) Афанасий I (929–937) Христодул I (937) Агафон (950–964) Иоанн VII (964–966) Христодул II (966–969) Фома II (969–977) Иосиф (980–983) Орест (984–1005) Феофил (1012–1020) Никифор I (1020) Иоанникий (1020–1084) Софроний II (1084) Евфимий I (1084) Симеон II (1084–1106) Савва (1106) Иоанн VIII (1106–1156) Николай (1156) Иоанн IX (1156–1166) Никифор II (1166–1170) Леонтий II (1170–1190) Досифей I (1191) Mapk II (1191) Евфимий II (1223) Афанасий II (1224–1236) Софроний III (1236) Григорий I (1298) Фаддей (1298) Афанасий III (1313–1334) Григорий II (1332) Лазарь (1334–1368) Арсений (1344) Дорофей (1376–1417) Феофил II (1417–1424) Феофан I (1424–1431) Иоаким (1431–1450) Феофан II (1450–1452) Афанасий IV (1452–1460) 253 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 3, глава 4. С. 72, 73. 256 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 3, глава 2. С. 65. 264 Жаворонков П.И. Положение и роль этнических групп в социально-политической структуре Никейской империи//Византийский временник. 56 (81). 1995. С. 140, 142, 143.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С IX в. расположенный недалеко от морского побережья К. страдал от набегов викингов (850/1, 893). Нападения возобновились с 991 г. В 1011 г. после 20-дневной осады город сдался скандинавам. В плен попали архиеп. Эльфхеах (1006-1012), королевский рив (наместник города) и др. жители. По приказу предводителя викингов Торкеля Длинного большая часть города с кафедральным собором была сожжена. Архиепископ, отказавшийся просить о выкупе, был убит в плену (1012); впосл. он стал почитаться как святой (почитание подтверждено архиеп. Ланфранком в 1078). По указанию кор. Кнуда I Великого (правил в Англии в 1016-1035) кафедральный собор был восстановлен. Занявший при поддержке Кнуда Великого кафедру К. архиеп. Этельнот (1020-1038) возглавлял в 1023 г. церемонию перенесения в собор мощей архиеп. Эльфхеаха. Незадолго до этого он рукоположил Гербранда во епископа г. Роскилле (Дания), что привело к конфликту с архиепископом Гамбурга и Бремена, в юрисдикции которого находилась Скандинавия. Преемником Этельнота стал св. Эдсиг (1038-1050). 3 апр. 1043 г. он вместе с Эльфриком, архиеп. Йорка (1023-1051), короновал в Уинчестере св. Эдуарда Исповедника (1042-1066). После смерти архиеп. Эдсига члены кафедрального капитула избрали на архиепископскую кафедру К. клирика Этельрика, родственника могущественного магната Годвина, эрла Уэссекса. Король, с кон. 40-х гг. XI в. искавший повод для конфликта с Годвином, фактически узурпировавшим часть королевских прерогатив, воспротивился этому избранию и в марте 1051 г. назначил архиепископом К. одного из своих приближенных, нормандца Роберта из Жюмьежа (бывш. аббат монастыря Жюмьеж в Нормандии, с 1044 епископ Лондона). Несмотря на протест монахов соборного капитула, назначение было утверждено папой Римским Львом IX (1049-1054). Роберт из Жюмьежа отправился в Рим за паллием, а по возвращении в К. был посвящен во архиепископа (29 июня 1051). Сторонник клюнийской реформы , новый архиепископ отказался рукоположить во епископа Лондона кандидата, предложенного королем,- Спеархавока, настоятеля монастыря Абингдон и королевского ювелира, объяснив отказ папским запретом и подозрением в симонии .

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ БАР ШИНАЙЯ [Илия Нисибинский; сир.      ; араб. (    )      ] (11.02. 975, Шенна (араб. Эш-Шинн или Эс-Синн), В. Месопотамия - 18.07. 1046, Майафарикин), еп. Нисибинский, церковный деятель и писатель Церкви Востока . Обучался в мон-ре св. Михаила под Мосулом, где отроком при настоятеле Иоанне Хромом принял постриг. 15 сент. 994 г. рукоположен во иерея Нафанаилом, еп. Шеннским (впосл. католикос Иоанн VI), в 996-1000 гг. был игуменом мон-ря св. Симеона, расположенного на противоположном от Шенны берегу Тигра. 15 февр. 1002 г. поставлен епископом Бет-Нухадрэ (ныне Дахук, Сев. Ирак). 26 дек. 1008 г. принял управление Нисибинской митрополией, к-рой подчинялись города Харран, Амида, Решайна, Балад и Синджар; поддерживал дружественные связи с курдскими эмирами Мумаххид ад-Даулой Абу Мансуром Саидом и Насир ад-Даулой Абу Насром Ахмадом из династии Марванидов. Был в хороших отношениях с католикосом Иоанном VII бар Назоком (1012-1020), но выступил против его преемников Ишоява IV бар Иезекииля (1020-1025) и Илии I (1028-1049), с к-рым впосл. примирился. Согласно указанию Салибы ибн Юханны (XIV в.), И. б. Ш. умер днем в пятницу 10 мухаррама 438 г. хиджры, что соответствует 18 июля 1046 г. ( Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria/Ed. H. Gismondi. R., 1896. T. 2/1. P. 99). Однако И. С. Ассемани ( Assemani. BO. T. 3/1. P. 266) заметил, что в одном из сочинений И. б. Ш. католикос Илия I († 6 мая 1049) упомянут как почивший. Исходя из этого, Ассемани предложил датировать кончину И. б. Ш. 1049 г. Эту т. зр. приняли большинство исследователей (как варианты предлагались датировки ок. и после 1049, 1050, 1056). Однако Э. К. Делли доказал ( Delly. 1957. P. 15-17), а Х. Самир впосл. подтвердил, что упоминание католикоса Илии как почившего принадлежит не И. б. Ш., а его переводчику, и т. о. нет оснований отвергать столь точное указание Салибы ибн Юханны ( Samir Kh. Date de la mort d " Elie de Nisibe//Oriens Chr. 1988. Bd. 72. S. 124-132).

http://pravenc.ru/text/389403.html

Доминирующее влияние христиан и иудеев при дворе и в бюрократическом аппарате Египта вызывало недовольство мусульман в правление аль-Хакима. С нач. XI в. халиф стал проводить политику систематического давления на немусульм. общины: введение вновь для зиммиев отличительной одежды, изгнание христиан с чиновничьих постов, разрушение церквей и монастырей и конфискацию их имущества, запрет публичного празднования Крещения и Вербного воскресенья. Апогеем гонений аль-Хакима стало разрушение храма Гроба Господня в Иерусалиме, начатое в сент. 1009 г. Также были разрушены Сионская базилика над гробницей Богоматери и ряд др. храмов и мон-рей Палестины, Сирии и Египта. За этим последовало убийство патриарха Арсения Александрийского летом 1010 г. ( Розен. 1883. С. 48; Yahya. 1909. P. 195-197; Медников. 1903. Т. 1. С. 850-857). В 1010 г. Палестиной и Сирией завладел бедуинский вождь Муфарридж ибн аль-Джаррах, почти 3 года успешно противостоявший Фатимидам. Желая обезопасить свой тыл со стороны Византии, Муфарридж покровительствовал христианам: организовал выборы нового Иерусалимского патриарха Феофила (1012-1020), бывшего ранее епископом в Заиорданье, и содействовал началу реконструкции храма Св. Гроба. После смерти Муфарриджа и восстановления в Сирии власти Фатимидов патриарх Феофил бежал, но потом по приглашению властей вернулся в Иерусалим ( Yahya. 1909. P. 201; Розен. 1883. С. 48, 49, 356-357). Хотя в Египте правосл. Церковь была почти полностью разгромлена, в Палестине аль-Хаким разрешал православным иметь патриарха. По смерти Феофила халиф назначил новым патриархом одного из своих греч. рабов - свящ. Никифора (1020-1048) ( Yahya. 1909. P. 228; Розен. 1883. С. 60). Фатимидские власти через патриарха Никифора налаживали отношения с Византией после смерти аль-Хакима (1021). В 1023 г. его отправили с посольством в К-поль. Переговоры о мире между Византией и фатимидским Египтом затянулись; византийцы, в частности в 1032 г., добивались права назначения Иерусалимского патриарха и восстановления храма Гроба Господня. Мирное соглашение с Византией было заключено только в 1036/37 г. Визант. император получил возможность отстроить храм Гроба Господня в обмен на открытие мечети в К-поле. Реконструкция храма завершилась к 1048 г.; обновленная церковь вызывала восхищенные отзывы современников ( Yahya. 1909. P. 243, 270; Медников. 1903. Т. 1. С. 859-860; Бартольд. 1966. С. 590-591). Тем временем христиане Палестины пережили еще одно бедствие: в 1033 г., при перестройке стен Иерусалима и Рамлы, было разобрано неск. церквей.

http://pravenc.ru/text/293788.html

«Собрание пяти книг» (Collectio quinque librorum - Vat. lat. 1339 и ок. 30 др. списков), известное также как «Книга канонов, собранных из многих высказываний, сделанных отцами Церкви» (Liber canonum ex multis sententiis patris dictis defloratus), было составлено ок. 1020 г. в Центр. или Юж. Италии ( K é ry. 1999. P. 157-160). В этом сборнике подобраны каноны, обосновывавшие и поддерживавшие церковные преобразования, к-рые проводили имп. Генрих II (1014-1024) и Римский папа Бенедикт VIII (1012-1024). «Собрание пяти книг» пользовалось большим влиянием, на его основе до кон. XI в. в Италии было создано ок. 10 сборников, самыми значительными из них являются «Фарфское собрание» (Collectio Farfensis; сохр. в составе монастырского картулярия (Regestum Farfense); Vat. lat. 8487; K é ry. 1999. P. 264-265) Григория из Катино, монаха аббатства Фарфа, «Веронское собрание» (Collectio Veronensis), сборник из Монте-Кассино (Archivio e Biblioteca dell " Abbazia. 216; K é ry. 1999. Р. 279-280), Ватиканский сборник (Vat. lat. 4977; K é ry. 1999. P. 280). В XI в. в Германии, Италии и во Франции создавались и менее крупные сборники церковного права. Ок. 1000 г. датируется «Диссенское собрание» (Collectio Diessensis - Monac. Clm 5541). Между 1022 и 1045 гг. бенедиктинец Одорамн Сансский составил посвященный аббату мон-ря Сен-Дени сборник, где помимо канонов содержатся отрывки Кодекса Феодосия и некоторые капитулярии ( K é ry. 1999. P. 201-202). Между 1020 и 1050 гг. предположительно во Фрайзинге появилось «Собрание из 12 частей» (Collectio duodecim partium, более 10 списков; K é ry. 1999. P. 155-157). В Лотарингии и Юж. Германии были составлены сборники общецерковного и локального права: «Собрание св. Эммерама Регенсбургского» (по названию бенедиктинского монастыря Санкт-Эммерам), «Собрание четырех книг» (Collectio quattuor librorum) и др. (см.: K é ry. 1999. Р. 182-196). В этот период продолжали составлять пенитенциалии; имели хождение предназначенные для клириков сборники выдержек из сводов рим. права, касавшихся Церкви, «Эпитомы Юлиана» (Epitome Iuliani, VI в.) и др.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010