Меры, указываемые высшим начальством к улучшению учебной части в семинарии или исходили непосредственно от Комиссии дух. училищ, или получали свою инициативу от епархиальной власти, или же рекомендуемы были, вследствие различных замечаний обозревавших семинарию ревизоров, академическим правлением. Все эти указываемые свыше меры семинарское правление с своей стороны развивало и прилагало к делу сообразно местным потребностям и обстоятельствам. От 26-го мая 1828 г. Московское академическое правление дало знать семинарскому, что Комиссии дух. училищ, сообразно с высочайшим Его Величества указом от 11-го января 1828 г. о изыскании способов к лучшему устройству духовенства и успешнейшему образованию духовного юношества, занимаясь пересмотром училищных уставов, нашла нужным предписать окружно-училищным правлениям следующие правила: 1) наблюдать, чтобы предметы учения, существенно относящиеся к духовному образованию и церковному служению, преподаваемы были с преимущественным вниманием. 2) На семь основании наблюдать между прочим, чтобы ученики низших училищ тщательно обучаемы были церковному чтению и пению, и переходя в высшие, не переставали в свободные от учения дни заниматься чтением и пением в церквах по распоряжению, как по местным обстоятельствам за удобнейшее признано будет. 3) При переводах учеников в высшие классы употреблять предусмотрительность, чтобы до слушания высших наук, как то философии и богословия допускаемы были ученики достаточно наставленные в предуготовленных науках и не слишком младолетние, и детей незрелого учения и возраста удерживать в низших классах для усовершенствования в свойственных им предметах учения. 4) Для точности в испытании учеников, назначенных к переводу в высшие классы, употреблять в пособие тех учителей, к коим они по переводу поступить должны, которым и наблюдать, чтобы к переводу избираемы были достаточно приготовленные в низших классах. 5) Сообразно с предыдущим правилом знание латинского языка в приготовляемых к переводу из уездного училища в семинарию должно быть доведено до того, чтобы они знали синтаксис совершенно и могли как переводить с оного и на оный, так и разуметь говорящего на оном и ответствовать…. 6) В аттестатах и свидетельствах степень учения и достоинство поведения означать со всевозможной точностью и беспристрастием, дабы по пристрастным свидетельствам не прокрадывались в духовную службу люди к ней неспособные и недостойные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все исчезло, а он до сих пор остался, и я к нему очень привязан. Я его почему-то особенно полюбил, носился с ним все время и не то чтобы играл, а просто это был мой мишка. Кроме меня на него никто не посягал, ни друзья, ни сестра — я даже дочерям его не давал, когда они у меня родились. Мой талисман, бедный мой мишка, страдалец. Меня всегда интересовало, что у него внутри, поэтому ноги у него повреждены: тогда ведь всюду топили дровами, печи стояли в каждой комнате, в них были дверцы, одна наружная, плотная, другая внутренняя, с дырочками для лучшей тяги. И вот когда наружная дверца открывалась, внутренняя, раскаленная, не давала дровам и углям выпасть на пол. И мне очень нравилось прислонять ноги медвежонка к дырочкам тяги… Мишка совершая со мной путешествие в Саратовскую губернию в семнадцатом году и обратно в Петроград в двадцатом, был моей постоянной и в общем-то единственной игрушкой, и когда мать попыталась его выкинуть однажды, во время переезда, я дико орал и требовал, чтобы мишку оставили. И его оставили. С тех пор он меня всюду сопровождает, в тридцать седьмом я взял его с собой в Москву, даже на космические запуски брал потом как талисман. Сейчас, правда, я с ним редко играю… Но когда меня будут хоронить, его, по моей просьбе, тоже положат вместе со мной… Вначале я не мог ходить в школу самостоятельно, и первые два раза мама везла меня на трамвае, показывала дорогу, а потом сказала: «Покупай билет сам, учись», — тогда была разная цена проезда, в зависимости от дальности. От трамвайной остановки до школы надо было идти довольно далеко, минут двадцать пять, и первый раз, отправившись в путь «самостоятельно», но все-таки под контролем матери, которая молча шла сзади, я где надо поворачивая, переходил дорогу, но, конечно, забрел не туда. Тогда она еще пару раз поехала со мной и перестала меня сопровождать, только когда я совсем освоился. Школа была первой и второй ступени. Классы «А», «Б», «В», «Г», «Д» относились к первой ступени, а классы 1-й, 2-й, 3-й, 4-й — ко второй ступени.

http://azbyka.ru/fiction/postskriptum-bo...

Благодаря этим двум обстоятельствам, вскоре в семинарии и плохие наставники сделались такими знатоками своего дела, что в иную пору, слушая их, можно было воскликнуть от удивления, «откуда сему сия премудрость? Еда и Саул в пророцех? «Новым уставом семинария была поставлена в тесную связь с епархией посредством введения в корпорацию семинарского правление трех членов от духовенства и созыву время от времени уполномоченных от духовенства на епархиальные съезды. Программа семинарского воспитания значительно изменилась, некоторые науки совсем не вошли в новую программу, некоторые расширены в своем объеме, а некоторые вновь введены, – в основу же семинарского воспитание положен классицизм. Разделение предметов на главные и второстепенные более не существует в семинарии, точно также не существует более деление классов на риторику, философию и богословию, вместо риторики и философии теперь есть классы общеобразовательные, I, II, III и IV, а вместо богословия – классы V и VI специальные, богословские. Число учебных часов тоже изменено, вместо прежних трех уроков в день, по 2 часа каждый, теперь их 4 в день по 1,25 часа каждый. Курсы теперь одногодичные, экзамены производятся раз год. Должности старших поведенных, дежурных и квартирных отменены, во время классов надзор за учениками лежит на помощниках инспектора, не занимающих профессорских кафедр, в квартирах же ученики живут совсем без старших и почти без всякого начальнического за ними надзора, разве-разве раз в треть заглянет к ним инспектор, потому что теперь все думают, что помощники инспектора и даже сам инспектор обязаны наблюдать лишь за штатными, или, короче сказать, за одними только казеннокоштными учениками, а за этими «пасынками семинарии и заблудшими овцами», скитающимися по квартирам, они не обязаны смотреть, и если иногда заглянет к ним в квартиры инспектор или помощник, то лишь из милости и к ним самим и к их отцам. В основу нравственного воспитания по новому уставу положена «та христианская попечительность, которая, по заповеди евангельской любви, слабое и немощное укрепляет своим участием и поощрением, падшее по неразумию или увлечению восстановляет и поддерживает своими наставлениями и советами, поврежденное исправляет кротостью, но без послабления, иногда строгостью, но без уничижения, и одно только сгнившее и омертвевшее отсекает и выбрасывает, как совершенно негодное...» Самый корпус семинарии был расширен и сделался неузнаваем, не даром на него было убито до полутораста тысяч, но жить всем ученикам семинарии все-таки не где. Подумывали епархиальные съезды об устройстве общежитий для своекоштных учеников на счет карманов и без того нищенствующих отцов, но дело это оказалось для них не посильным... Да, все вскоре пошло в семинарии совершенно иначе, новый устав все перевернул вверх дном.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Патриарх напомнил, что концепцией ОРКСЭ, подготовленной еще в 2012 году, предусмотрено расширение его преподавания на 2-й - 10-й классы, но с окончанием эксперимента по внедрению курса, признанного успешным, его расширение " было как будто " заморожено " . " Соответственно, и разработанная программа подготовки педагогов в объеме бакалавриата по данному направлению, несмотря на решения Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве России, тормозится в том числе из-за недостатка бюджетных мест в вузах для подготовки молодых педагогов. Непросто готовить педагогов-профессионалов для усеченной предметной области, не имеющей пока ни начала в первых классах школы, ни своего продолжения хотя бы на ступени основного общего образования " , - заявил он. По словам патриарха, другая проблема - это ограниченное финансирование преподавания ОРКСЭ. Так, продолжил он, из бюджета отпускаются средства только на одну ставку, в то время как в большинстве школ преподаются два или даже три модуля, и " в лучшем случае деньги изыскиваются из фонда внебюджетных средств, что, конечно, ставит под угрозу свободу выбора модулей в рамках ОРКСЭ " . " Не до конца решенными остаются вопросы финансирования православных школ и гимназий, а ведь в них учится немало детей из малообеспеченных или многодетных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, и других наших юных сограждан, нуждающихся в общей заботе. Многие воскресные школы по той же причине не обеспечены кадрами и потому не могут претендовать на высокий уровень обучения " , - посетовал также предстоятель. Курс ОРКСЭ был введен во всех общеобразовательных школах России 1 сентября 2012 года. Он изучается в течение всего 4-го класса из расчета один час в неделю и состоит из шести модулей: " Основы православной культуры " , " Основы исламской культуры " , " Основы иудейской культуры " , " Основы буддийской культуры " , " Основы мировых религиозных культур " , " Основы светской этики " . Школьники и их родители имеют право выбрать один из них. Введению курса в качестве обязательного предшествовала его апробация в школах в 2009-2011 годах в 21 субъекте РФ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Пр. Амвросий переходил от одних трудов и попечений к новым трудам. В 1793–1795 гг. Св. Синод озабочен был улучшением духовно-учебных заведений, которые не имели ни правильного устройства, ни однообразного управления: академии и семинарии находились под исключительным ведением местных епископов, управлялись по их инструкциям и без особого требования никуда не относились своею отчетностью. Св. Синод положил разделить семинарии на округи, подчинив их четырем академиям, и ввести во всех академиях и семинариях однообразное преподавание, с частными исключениями, применительно к особливым потребностям края. От епархиальных епископов потребованы были сведения, что в семинариях надобно исправить или дополнить, какие науки или должности ввести вновь, и какая потребуется сумма на покрытие предполагаемых расходов. Преосв. Амвросий для своей академии предположил: 5 1) завесть обучение еврейскому языку, также немецкому и французскому, с разделением их на высший и низший классы, а по времени и татарскому; сверх сего обучить студентов юриспруденции теоретической и практической, а учеников низших классов – рисовальному искусству; 2) пиитический и риторический классы соединить в один, под названием реторико-пиитического, в коем производить обучение реторики и поэзии, а затем установить особый класс красноречия, в коем преподавать правила, служащие для составления речей и проповедей; 3) в философском классе прибавить обучение свящ. истории, а в богословском обучать пасхалии, с тем чтобы каждый студент, при окончании учения, знал совершенно устав церковного круга; 4) об учителях трех высших классов – богословского, философского и красноречия, по усмотрению их трудов и успехов, позволить епархиальному архиерею представлять в Св. Синод, дабы дозволено было именоваться богословскому – доктором, а философии и красноречия – профессорами. Некоторые из сих предположений тогда же утверждены Св. Синодом. Таким образом, семинария к концу прошедшего столетия была в цветущем состоянии. Поставленная так высоко просвещенными казанскими иерархами, она обратила на себя высочайшее внимание Императора Павла I, который в 1797 г. возвел её в звание и достоинство академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

79 Вследствие таких изменений составлено было вновь расписание часов в таком виде: первый утренний урок ежедневно начинался в 8 часов и оканчивался в половине 10-го часа; второй от половины десятого до 11, третий от 11 до половины первого часа. Послеобеденные уроки начинались с половины третьего и оканчивались в 4 часа. Эти последние уроки были посвящены изучению древних и новых языков, но по четвергам и субботам классов после обеда не было. В октябре 1862 года послеобеденные классы перенесены были на утренние часы, и назначено четыре урока по 1 1 / 4 часа каждый вместо прежних 1 1 / 2 часов. Классы начинались в 8 часов и оканчивались в час дня. 80 Пробным камнем для узнания силы мышления и степени познаний в студенте служила диссертация. Не столько ответы на повторениях и экзаменах давали студенту известное место в разрядном списке, сколько диссертации; последнюю же судьбу его решало так называемое курсовое сочинение, которое задавалось на последний год курса 82 . В первые два года нужно было написать пять сочинений по философии, два по словесности и два по гражданский истории. В третий год одно по догматическому богословию, одно по нравственному, одно по истолкованию св. Писания, одно по пастырскому богословию или по гомилетике, одно по церковной истории и сверх того две проповеди . Темы для одного из сочинений богословских и для двух по философии до 1844 г. задаваемы были на латинском языке и сочинения писаны были на этом языке, которого тогда не изучали в Академии, так как студенты приносили с собою вполне удовлетворительное знание этого языка из Семинарий. Важным пособием для составления диссертации, кроме латинских книг, служили преимущественно немецкие, потому студенты тотчас по поступлении в Академию напрягали все силы, чтобы изучить немецкий язык так, чтоб понимать книги, написанные на этом языке; большая часть из них начинал изучение его с грамматики. Знание немецкого языка пособляло многим занять высшее место в списке. В Академии было принято считать лучшим то сочинение, которое испещрено было цитатами из Отцев церкви, из классических и из лучших новейших писателей; сочинение такого рода показывало, что студент много читал, что эрудиция его довольно обширна. Были подаваемы иногда такие диссертации, в которых, не преувеличивая можно сказать, каждая страница скреплена была несколькими учеными цитатами. Сочинение, содержащее собственные суждения автора и не скрепленное печатями посторонних авторитетов, имело меньшее достоинство. Это обстоятельство, что требовалось много времени для чтения источников и для выписки мест из различных писателей, было причиною, что не все из назначенных диссертаций были подаваемы студентами, и что иные по целому году писали напр. одно философское сочинение. Случалось и то, что вследствие обширности темы студент не успевал кончить всего сочинения и представлял только часть, которая, если написана весьма ученым образом, ценилась иногда выше, нежели у другого целое сочинение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

12. Разживин Олег Владимирович, председатель колхоза «Новленское» Вологодской области. «О взаимодействии производственного коллектива “Новленское” с педагогическим коллективом МОУ “Новленская средняя образовательная школа” в контексте проекта “Сельская школа как социальный институт”» . Наверх 1.17 б. Секции по направлениям. Время проведения: 2 февраля, 14.00. I. «Развитие стержневой основы Истоковедения» 1.1. Воспитание на социокультурном опыте. Дошкольное образование. Руководители: Лугвина Галина Ивановна, заведующая дошкольным образовательным учреждением 91 г. Вологды; Горшкова Любовь Ивановна, заведующая дошкольным образовательным учреждением 99 г. Вологды; Микляева Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института. 1.2. Начальная школа. Предмет «Истоки». Система духовно-нравственных категорий. Система активных форм обучения, 1-4 классы. Азбука Истоков «Золотое сердечко». Руководители: Смирнова Татьяна Николаевна, преподаватель кафедры Истоковедения и культурологии Вологодского института развития образования; Шелахина Наталья Григорьевна, главный специалист Управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы, Заслуженный учитель РФ; Морозов Антон Владимирович, декан факультета педагогики и методики начального образования Московского гуманитарного педагогического института, член общественного консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы, к. пед. н. 1.3. Основная школа. Предмет «Истоки» (5–8 кл.). Система духовно-нравственных категорий. Система активных форм обучения, 5–6 классы. Руководители: Камкин Александр Васильевич, автор учебного курса «Истоки»; Твардовская Наталья Юрьевна, доцент кафедры Истоковедения и культурологии Вологодского института развития образования; Курбатова Людмила Анатольевна, директор центра образования «Кожухово» Юго-Восточного округа г. Москвы, к. пед. н., Заслуженный учитель РФ.

http://pravoslavie.ru/423.html

1) классные оклады белого духовенства присвоить не известным каким-либо церквам, но известным достоинствам лиц, к каким бы церквам они ни поступили; 2) право получать классные оклады дать тем, которые заслужат звание докторов, магистров и кандидатов, при соответственном просвещению поведении; 3) доктору предоставить оклад первоклассный, т. е. 500 руб., магистру – второклассный, т. е. 350 руб., кандидату – третьеклассный, т. е. 250 руб. асс.; 4) получение этих окладов назначить со времени посвящения в священнослужительский сан; 5) служащим при духовных училищах, если они объявят непременное желание вступить в духовное звание, и прежде посвящения их, допустить выдачу упомянутых окладов, в дополнение умеренных окладов училища. Действием этой меры, – как предполагала Комиссия дух. училищ, – будет то, что а) предположение о доставлении белому духовенству постоянного дохода постепенно будет исполняться; б) люди, способные занимать профессорские места при духовных училищах, не будут льститься таковыми же местами в светских училищах; в) духовное юношество получит новое побуждение к поискам высшего просвещения и достижению степеней академических. Таким образом и мысль ввести соревнование и открыть путь достоинствам к приличным преимуществам, изображенная в докладе Комитета о усовершенствовании духовных училищ и принятые за основание Положения о разделении белого духовенства на классы, получит свое событие. Для этого именно должно присвоить классные оклады не известным каким-либо церквам, а известным лицам, при каких бы они церквах ни служили: поскольку соревнование должно ввести не между церквами и приходами, а между лицами духовными, из которых просвещеннейших и достойнейших мужей иногда нужно, по важным церковным и духовным причинам, определять к таким церквам, которые, по бедности своей, никогда не войдут в первые классы. Предположения эти 27 авг. 1814 г. представлены на рассмотрение Государя Императора и удостоены Высочайшего утверждения 187 . Для единообразия выдачи, Комиссия положила начать производство классных окладов с 1 сент. 1814 г. всем, кто поступил уже в духовное звание и кто объявил желание поступить в оное 188 . Кроме того, удостоенные степени магистра, при вступлении в духовное звание получают особый знак отличия, состоящий в малом кресте, носимом в петлице, на золотой цепочке. в) По гражданской службе

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Закрыть Спрос на образование на русском языке в Казахстане, несмотря ни на что, растёт Наибольший рост спроса дают сами казахи 11.06.2021 649 Время на чтение 5 минут Источник: ФСК Не секрет, что в Казахстане, где власти публично декларируют «единство» с русской и русскоговорящей частью общества, русский язык выдавливают – иногда по-восточному изящно, иногда по-восточному бесцеремонно. То придумывают невыполнимый переход на три языка обучения в школе (казахский, русский и английский), то латинизацию алфавита , а то и вовсе прикрывают русские школы . Тем не менее образование на русском языке сохраняет свои позиции. В последнее время наметился даже прирост учащихся всех национальностей, в том числе казахов, желающих получать образование на русском языке, параллельно овладевая казахским. Причину называли не раз – молодёжи нужно качественное высшее образование, и вернее его получить в РФ, чем у себя дома, как бы ни реагировали на это «патриоты казахского просвещения». Опять же из языков межнационального общения русский изучить легче, чем английский или китайский. Потому родители и отдают своих детей в русские классы, доля которых, как показали эксперты Казахстанского национального бюро по статистике и журналисты, медленно, но растёт. Вот как количественно менялся состав обучающихся на казахском и русском языках. Таблица Логично, что с началом пресловутой горбачёвской «перестройки», которая, как утверждают, «пробудила национальное самосознание», начался отток русскоязычного (русского, немецкого, украинского и др.) населения из страны, а у казахов стало популярным отправлять детей в школы и классы с казахским языком преподавания. Процесс продолжился в первые годы независимости – исход русских из республики приобрёл массовый характер. Если в последний год существования СССР доля школьников, обучавшихся на казахском языке, не достигала и трети (32,4%), то всего через десять лет эта доля превысила половину (52,1%), увеличившись почти в 1,7 раза. Это объяснялось и выездом неказахов, и (в первую очередь) культурно-образовательной переориентацией титульной нации, и прибытием в республику оралманов (казахов-эмигрантов) с детьми. Имело место и разностороннее вмешательство властей.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/11/spros_...

В существующей при Костромской семинарии образцовой церковно-приходской школе состоят: учителем – студент семинарии И. Лебедев с 1 сентября 1900 года, а законоучителем (с 16 августа 1898 года) – священник, духовник семинарии студент Д. Лебедев ; обучалось в начале минувшего учебного года 66 мальчиков, кои были разделены на три отделения, при чем в старшем отделении состояло 20 мальчиков, в среднем 33 и в младшем 13. После произведенных 29 апреля 1901 года экзаменов 9 мальчиков удостоены свидетельства, дающего право на льготу по отбыванию воинской повинности; 4 мальчика не представлены к экзамену по недостижению ими узаконенных 11 лет; 4 мальчика по малоуспешности оставлены на повторительный курс в старшем отделении, и 3 мальчика выбыли в течение года. Из среднего отделения переведено в старшее 18 мальчиков, 8 оставлено в среднем отделении на повторительный курс. Из младшего отделения переведено в среднее 9 мальчиков и 2 оставлено на повторительный курс в том же отделении. В половине сентября минувшего [года] вновь принято 27 мальчиков в младшее отделение. В настоящем учебном году в образцовой школе состоит: в старшем отделении 20 мальчиков, в среднем 22 и в младшем 29, а во всех трех отделениях школы обучается 71 мальчик. По сообщении отчетных сведений был всеми семинаристами величественно исполнен народный гимн. В заключение семинаристы пропели задостойник праздника: «В законе сени и писаний». Архипастырь, поздравив воспитанников с праздником, в немногих задушевных отеческих словах преподал им приличное наставление . a. Епископ Виссарион (Нечаев) управлял Костромской епархией в 1891–1905 годах. b. «Параллельные классы – так называются те как бы добавочные классы, которые открываются в учебном заведении в случаях недостатка вакансий в соответствующем классе» (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона). c. В конце статьи имя автора указано инициалами: И.Б. Читать далее Источник: Баженов И.В. Семинарский праздник (2 февраля)//Костромские епархиальные ведомости (Отдел неофициальный). 1902. 4. С. 85-91. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010