Самый распространенный иконографический вариант раздаточных образов Соловецкой обители, особенно характерный для XVII в.,- «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря». Святые, обращенные в молении к образу Божией Матери «Знамение» (этот образ покровительствовал Новгородскому архиерейскому дому, под управлением к-рого Соловецкий мон-рь находился в XVI-XVII вв.), держат обитель в руках на уровне груди, как, напр., на иконах сер. XVII в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 286. 744), 2-й пол. XVII в. из с. Ковда Мурманской обл. (ЦМиАР), из ц. Рождества Христова дер. Б. Шалга Каргопольского р-на Архангельской обл. (на полях - чтимые северные святые и сщмч. Антипа Пергамский, АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 154-161. Кат. 134), на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР - З. рус, С. сед и с необычной надписью на свитке: «Чадо Иоанне, пребуди зде нощь сию и узриши благодать Божию…»), на поморской иконе нач. XVIII в. из Вознесенской ц. дер. Кушерека Онежского р-на Архангельской обл. (АМИИ), на иконе 1-й пол. XVIII в. (Галерея Я. Морсинка в Амстердаме, см.: Бенчев. 2007. С. 312), на мн. иконах кон. XVII в.- нач. XIX в. (ГЭ, ГМЗК, см.: Косцова, Побединская. 1996. С. 69-74. Кат. 70-73, 75-79; Полякова. 2006. С. 176-193, 248. Кат. 35-38). З. почти всегда изображается в левой части композиции вполоборота вправо, С.- напротив (прориси с икон XVII в.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 244-245, 248-253, 256-257). Данная иконография была востребована старообрядцами в кон. XVII-XIX в. Видение понамарю Дионисию преподобных Зосимы и Савватия в виде огнекрылых ангелов. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». 1-я пол. XVII в. (АМИИ) Видение понамарю Дионисию преподобных Зосимы и Савватия в виде огнекрылых ангелов. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». 1-я пол. XVII в. (АМИИ) Чудо о просфоре. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». Кон. XVIII - нач. XIX в. (АМИИ) Чудо о просфоре. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». Кон. XVIII - нач. XIX в. (АМИИ)

http://pravenc.ru/text/200051.html

Вмч. Евстафий Плакида. Створка алтаря Паумгартнеров. А. Дюрер. Ок. 1503 г. (Старая пинакотека, Мюнхен) Вмч. Евстафий Плакида. Створка алтаря Паумгартнеров. А. Дюрер. Ок. 1503 г. (Старая пинакотека, Мюнхен) В зап. традиции Е. П. изображался как воин с мечом - фрески XIII в. в ц. Сан-Лоренцо фуори ле Мура, Рим; со знаменем - алтарь Паумгартнеров А. Дюрера (ок. 1503, Старая пинакотека, Мюнхен); верхом на коне - полиптих Дж. Боккати (1468, Музей Бельфорте-дель-Кьенти, Италия); как охотник - алтарная картина «Св. Евстафий Плакида и еп. Либорий» Ганса Бургкмайра Старшего (1-я четв. XVI в., Старая пинакотека, Мюнхен). Житие Е. П. отражено в витражах XII в. собора в Сансе и в витражах XIII в. собора Нотр-Дам в Шартре и др. Сюжеты из истории обращения Е. П. в христианство, пересказанной Иаковом из Варацце в «Золотой легенде» (ок. 1275), нередко встречаются в творчестве западноевроп. художников (напр., гравюра Дюрера, ок. 1501, Галерея Уффици, Флоренция; «Видение св. Евстафия Плакиды» Пизанелло, сер. XV в., Национальная галерея, Лондон). На Руси, помимо фрески в соборе Св. Софии Киевской, раннее изображение Е. П. (обращение в христианство) сохранилось на шиферном рельефе (предположительно XI в.), найденном при раскопках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1108-1113): возможно, эта плита первоначально находилась над входом в собор, построенным кн. Изяславом Ярославичем в 60-х гг. XI в. Среди св. воинов Е. П. представлен на юж. вратах собора Рождества Богородицы в Суздале (20-е гг. XIII в.); на иконе-таблетке из Софийского собора в Вел. Новгороде (сер. XII в.) «Святые Прокопий, Никита, Евстафий Плакида» (кон. XV в., ГРМ); на иконе «Святые Евстафий Плакида и Фекла» (XV в., ГМЗРК). В хитоне и гиматии, с крестом, Е. П. изображен на иконе 1-й пол. XVI в. (АМИИ). На фресках собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502) он изображен в медальоне на подпружной арке рядом с равноап. кн. Владимиром. Вероятно, в связи с почитанием на Русском Севере Е. П. как защитника посевов от вредных насекомых и как целителя была написана икона «Святые Евстафий Плакида и Трифон» (кон. XV в., МИИРК) из Обонежья, на к-рой святые держат в руках сосуды с маслом для окропления растений. Сюжет видения Е. П. представлен на иконе XVI в. (НГОМЗ). Свидетельством почитания Е. П. как воина в синодальный период служит присвоение имени святого рус. линкору, принимавшему участие в Чесменском сражении в Эгейском м. (1770). Образ Е. П. был помещен в иконостасе Большой ц. Зимнего дворца в С.-Петербурге - икона «Святые мученики Харалампий и Евстафий Плакида» (худож. А. И. Бельский (1726-1796?) или Е. И. Бельский (1730-1778?), ГЭ), в росписи Исаакиевского собора в С.-Петербурге (XIX в.).

http://pravenc.ru/text/187479.html

Боголюбская икона Божией Матери. Начало XX в. (ц. свт. Николая в Клённиках. Москва) Боголюбская икона Божией Матери. Начало XX в. (ц. свт. Николая в Клённиках. Москва) в Летописном лицевом своде (ок. 1568) приведен цикл иллюстраций к житию А. Ю. Б., однако в миниатюрах отсутствуют устойчивые иконографические черты, отличающие А. Ю. Б. от др. князей (РНБ. Лаптевский том. F IV. 233. Л. 184-208, 2-я пол. XVI в.; РНБ. Голицынский том. F IV. 225. Л. CIC об., 2-я пол. XVI в.). Его изображения присутствуют на Владимирской иконе Божией Матери: в ряде клейм, иллюстрирующих Сказание о ее чудесах, напр. на иконе 1-й трети XVII в. (ГММК); раме письма Афанасия Соколова 1680 г. (ГТГ); иконе кон. XVII - нач. XVIII в. иконописца Кирилла Уланова (ПЗИХМЗ). В сер. XVII в. в Успенском соборе Владимира находилась икона А. Ю. Б. в коленопреклоненном молении Христу. В XVIII в. получили распространение иконы под названием «Моление о народе» (один из изводов Боголюбской иконы Божией Матери) с фигурой молящегося Богородице А. Ю. Б.- одного (как на иконе кон. XIX - нач. ХХ в. (ЦАК МДА)) или в группе предстоящих; святой облачен в княжеские одежды, иногда в имп. мантию, подбитую горностаем. На иконе, созданной в кон. XIX - нач. ХХ в. мстерским иконописцем О. С. Чириковым (ГЭ), А. Ю. Б. представлен в древнерус. одеянии, без головного убора, с крестом в правой и жезлом в левой руке, на фоне пейзажа с видом на архитектурный комплекс - вероятно, дворец в Боголюбове. Образ написан в традициях репрезентативного княжеского портрета. Поясное изображение А. Ю. Б. в медальоне, с иконой в руках, включено в мозаичное убранство храма Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге, 1894-1907 гг. Лит.: Порфирий, архим. Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе. Владимир, 1903; Побединская А. Г., Уханова И. Н. Произведения мстерских художников М. И. Дикарева и О. С. Чирикова в собрании Эрмитажа//Культура и искусство России XIX в. Л., 1985; Большаков. Подлинник иконописный. С. 123; Маркелов. Святые Древней Руси. М., 1998. Т. 2. С. 50.

http://pravenc.ru/text/115338.html

В списке достопримечательностей Никольской ц. в Маслогостицах (совр. с. Серёдка Псковского р-на) 1885 г. числится Мирожская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Никандром и Ефремом Псковскими; на иконе зафиксирована надпись: «В лето 7123 (1675), месяца августа в 14 день, написан бысть сий образ Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, с предвечным Младенцем Ея, Господем Нашим Иисус Христом, с Чудотворныя иконы Мирожския, в церковь св. Николы Чудотворца, во область Псковскую, в весь нарицаемую Мыслогосицы, на поклонение православным христианам... писал сию [икону] Федотко Матвеев» (Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1885. Вып. 10. С. 231). Федот Матвеев был иконописцем Оружейной палаты; упоминаемая икона - самая ранняя из известных работ Федота Матвеева ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 412). Изображение на этой иконе Н. предстоящим Богоматери, очевидно, связано с тем, что память святого приходится на день празднования Мирожской иконе Божией Матери. Прп. Никандр Псковский. Роспись ц. Покрова на Торгу во Пскове. XIX в. Прп. Никандр Псковский. Роспись ц. Покрова на Торгу во Пскове. XIX в. Н. представлен на иконах с Собором Новгородских святых, поскольку до 1776 г. Порховский у., место подвигов Н., относился к Новгородской губ. На иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) Н. находится в правой группе святых во 2-м ряду снизу, между преподобными Савватием Соловецким и Романом Перекомским. На иконе «Древо Новгородских святых» 1728 г. свящ. Георгия Алексеева (ГТГ) образ Н. размещен в левой группе святых первым на 3-й ветви сверху. Изображение Н. встречается в составе избранных святых, напр., на иконе кон. XIX в. из ц. вмч. Георгия Победоносца «со Взвоза» вместе с арх. Михаилом, вмц. Варварой и св. бессребрениками Космой и Дамианом. На разработанной в Выголескинской обители иконографии «Образ всех российских чудотворцев», в частности на иконе 1814 г. старообрядческого мастера Петра Тимофеева (ГРМ; см.: Святые земли русской. СПб., 2010. С. 230-231. Кат. 143), Н.- в правой группе святых, последний в 4-м сверху ряду, за прп. Саввой Крыпецким; на образе 1-й пол. XIX в. из моленной на Волковском кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) он - в левой группе преподобных в верхнем ряду, между преподобными Сергием Муромским (Нуромским?) и Макарием Белёвским.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

Первый номер журнала вышел в свет 1 марта 1891 г. Во вступительной ст. «От редакции» как основная причина учреждения журнала была указана острая необходимость груз. духовенства и паствы в офиц. печатном церковном издании по типу епархиальных ведомостей, издававшихся почти в каждой внутренней епархии РПЦ. Первые попытки осуществить подобное издание были предприняты во 2-й пол. XIX в.: в Грузии выходили 2 журнала по церковной тематике, однако они не могли претендовать на роль офиц. печатного органа ГЭ. Русско-груз. ж. «Духовный вестник Грузии» (впосл. «Грузинский духовный вестник»; 1864-1868), разрешение на выпуск к-рого выхлопотал еще в кон. 50-х гг. экзарх Грузии архиеп. Исидор (Никольский) , выходил под редакцией прот. Георгия Хелидзе. Несмотря на то что в нем публиковались документы Святейшего Синода и Грузино-Имеретинской синодальной конторы, статистические отчеты по епархиям, духовным учебным заведениям и т. п., издание было нерегулярным, считалось излишне научным и не имело поддержки экзарха архиеп. Евсевия (Ильинского) , к-рый закрыл его под предлогом недостатка средств. Позже прот. Давид Гамбашидзе на свои средства стал выпускать на груз. языке ставший популярным в среде духовной груз. общественности ж. «Мцкемси» (Пастырь; 1883-1910). Однако «условия, далеко не благоприятствующие официальному изданию» и удаленность изд-ва от Тифлиса (с. Квирилы Кутаисской губ., ныне г. Зестафони) не позволили сделать его офиц. органом ГЭ. В 1888 г. в Тифлисе прошел епархиальный съезд груз. духовенства, где было решено подготовить ходатайство в Святейший Синод о разрешении издавать печатный орган ГЭ. 23 окт. 1890 г. в Синоде были заслушаны рапорт экзарха Грузии архиеп. Палладия (Раева) , программа буд. издания и ходатайство груз. духовенства 891). 7 нояб. архиеп. Палладию из Синода был направлен Указ имп. Александра III о разрешении издавать журнал. В 1-м номере журнала была опубликована его программа (1891. 1. С. 4-5). В офиц. части планировалось помещать документы Высочайшего повеления, указы Синода, определения и распоряжения высшего духовного и местного епархиального начальства, назначения и переводы духовенства и служащих ГЭ, офиц. известия, сведения и отчеты о деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе , сообщения о состоянии духовно-учебных заведений ГЭ и их отчеты, разрядные списки учащихся ДС, ДУ и жен. епархиального уч-ща, отчеты епархиальных училищных советов о состоянии церковно-приходских школ и др. В неофиц. части должны были печатать слова, поучения, речи представителей священноначалия и духовенства ГЭ, жития святых (особое внимание уделялось груз. святым), биографии и некрологи церковных деятелей, статьи, очерки и рассказы религ., исторического и описательного характера, касающиеся Грузии, летопись церковной жизни ГЭ, корреспонденции из епархий, обсуждения вопросов пастырской практики, сведения по народной медицине, церковные новости, заметки и объявления.

http://pravenc.ru/text/180680.html

Введение. Книга переведена на китайский язык, как в фарси переводят с арабского. Надобно понимать выражения не по букве, например: Сердце в руке Бога, у Бога нет рук; так в творении Адама, и проч. Часто приходится объяснять только сравнениями. Э ла ху есть название истинного владыки, творца вселенной. Св. книга называется Гур ана или долженствующее читаться; Фур гао на, или различение истинного от ложного; Му сы ха фу, или общая книга (отдел). Имя пророка Э ха мо дэ, т. е. принимающий хвалы; наименование его есть Му хань мо дэ, или совершенно принимающий хвалы. Из имен еще Шай хэ ао ли ляо, достигший святости подвижничеством. Мин принимается или в смысле жизни (Ло хань), или в смысле повеления Божия. Син, природа в растительных тварях, называется На фу сы; природа, воспитываемая в человеке обыкновенном – На фу сы хэ я; природа (свойство) ведения, и проч. есть Ту гэ лэ. Природа утверждения, совершенная, есть На фу сы му ту дянь инь на. Объяснение природ сравнениями, сущность учения; также почтение веры, или учения; Му сы ли ма на есть чествующий. Имана, преданной, уверовавшей в Бога, души – свет несотворенный; от Бога. Мор ли фа есть исповедание (знание) Бога. Тао хэ дэ есть исповедание единства Бога. Mo мин есть уверовавший в Бога. Шэ лир тэ есть учение пророка, например: искренность, поклонение, сынопочтительность, и проч.; это для обыкновенных людей. То ли гэ тэ есть действие святого; устранение желаний, преданность Богу и пр., Ха гэ тэ, уничтожение субъекта и объекта и сосредоточение в Боге; это совершеннейшее. Сравнения. Цзи кэр, мыслью памятовать Бога и языком хвалить Бога. Тэ сао у фу, прекратить вожделения и чистой мыслью устремиться к Богу. Вэй ла е тэ, приближение к Богу. Хай кэ мэ тэ, общность, смысл, существенное. Эр ши гэ, всеблагой, совершеннейшее благо. Mo ха бо тэ, истинно радующийся о Боге. А ши гэ, радующийся кем-нибудь. Мор шу гэ, принимающий предмет радости. Бай тэ, стихи, в высоком смысле (вдохновенное пение). Ар ши есть чистое небо. Кур си синее небо. Форма, вид – Шэ ха дэ тэ. Как произведение Бога она называется Хэ лэ гэ. Превосходнейшее, верховнейшее – сущность (законы) всех тварей называется Ай бу;– как произведение Бога, называется Э мур. Мир форм (в 9 небесах) есть А лань. Верховный мир (вне небес) называется Ла мо кэ на. Первый, как вместилище форм, Му лэ кэ; другой Мо лэ гу тэ. Мир форм, уже явившийся, Дунь ляо; мир верховный, имеющий явиться, А хэ лэ тэ. Запрещает печатать.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

При многих членах семьи, дети, в отличие по возрасту получают числовое имя; например: «да-гэ» – старший брат, »эрр-гэ» – второй брат, «па-гэ» – восьмой брат, или »да-гу» – старшая сестра, «эрр-гу», – вторая сестра »леу-гу«, – шестая сестра; об отце говорится – »де-де», о матери – «ма-ма», о старшем браге «гэ-гэ», о старшей сестре – «цзе-цзе», о младшей – »мэй-мэй«, о двоюродной – »сау-сау«; д) Известное семейство, слагающееся из многих членов, нередко составляет свой семейный сложный цикл или цепь имен – »цзы-бэй«, в нем может быть до 20-ти букв или иероглифов в таком порядке 1-й знак соответствует отцу и всем его братьям родового «сина»; 2-й знак усвояется сыновьям и двоюродным братьям и так далее. е) При поступлении в школу, за мальчиками или девушками усвояется имя семейного цикла по порядку рождения, это есть »Шумин« доброе, школьное имя. Пример сложного цикла из 8-ми знаков: сэнь-юн-хун-цзи-цзуо-ся-чан-дау. ж) По достижении двадцатилетнего возраста юношей, совершается особый торжественный обряд надевания шапки (мао-цзы), при сем дается особое имя »Цзы-хао», т. е. хорошее, счастливое, ставящееся на втором месте после семейного, и потому называемое еще «чи-чжан» и употребляемое на визитных карточках. з) Для лиц знаменитых, славных подвигами, ученых, добродетельных, государей, министров и других лиц достойных чести, особенно предков, родителей, после их смерти, усвояется особенное имя «хуэй»; оно начертывается на особой табличке – «лин-вэй», служащей местом для души почившего, и ставится в храме предков с прочими таблицами или в особом отделении дома, тогда хранимом в ящике, ковчеге сего рода таблиц. Это «посмертное имя» как последняя дань и последняя честь и выражение любви к почившему, дается собравшимися в полукруге у гроба умершего его родными и близкими. Иногда этому имени дается публичное провозглашение, не ограничивающееся пределами семейного почитания и культа, это – как бы новый титул, имеющий историческое значение и им означается удостоенное лицо; таковы по большей части государи императоры, упоминаемые историками после их смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Сфера применения иконографии Димитрия Солунского воина была весьма обширной. Однако, как и в случае с образом Димитрия Солунского-мученика, чаще всего это были групповые изображения св. воинов, подобные образам на миниатюре из Псалтири Василия II. Таковы, напр., икона свт. Николая Чудотворца (1-я пол. XI в., монастырь вмц. Екатерины на Синае) - Димитрий Солунский по пояс, на поле иконы в паре с вмч. Георгием, над Феодором и Прокопием; костяной триптих с изображением 40 мучеников Севастийских в среднике и 8 св. воинов на створках (XI в., ГЭ) - Димитрий Солунский рядом с вмч. Меркурием; эмалевая икона арх. Михаила (XI в., сокровищница Сан-Марко в Венеции) - на полях изображены 8 св. воинов, в т. ч. представленные на одной пластине Димитрий Солунский и мч. Нестор. В произведениях такого типа Димитрий Солунский предстает как член небесного воинства, в состав которого входят также Севастийские мученики и арх. Михаил. Та же идея нашла отражение в памятниках, где св. воины представлены вдвоем или втроем, напр. на камее с фигурами великомучеников Георгия и Димитрия Солунского, венчаемых Христом (X-XI вв., Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж); сланцевая икона великомученников Георгия и Димитрия Солунского. (XI-XII вв., ГЭ) - святые показаны в повороте друг к другу; на стеатитовой иконе великомучеников Феодора, Георгия и Димитрия Солунского (XII в., Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический») и на иконе тех же святых (XII в., ГЭ) - на обеих Димитрий Солунский с воздетым обнаженным мечом. Изображение приготовленного для боя меча в памятниках средневизант. времени могла получить неск. иную трактовку: на сланцевой иконе великомученников Георгия и Димитрия Солунского из ГЭ, а также на дне серпентинового литургического сосуда из сокровищницы Сан-Марко (XII в.) мученик представлен вынимающим меч из ножен или вкладывающим в ножны. Редкий для средневизант. эпохи пример отдельной иконы Димитрия Солунского воина - небольшой мозаичный образ с поясным изображением святого (2-я пол. XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае).

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Екатерина» (Екатеринбург, до 1923, ЕМИИ). С кольцом и мечом Е. изображена на иконе Алексея Колмогорова (?) «Вмц. Екатерина» (ок. 1778, ВОКМ). Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Судя по обилию Екатерининских престолов в разных храмах (в т. ч. домовых) традиция изображения Е. в синодальный период была весьма развитой, но о ней в наст. время известно мало. С XVIII в. дошло мн. образов Е., созданных в академической манере живописи: в иконостасе Большого собора Зимнего дворца (икона 1762, ГЭ), в Исаакиевском соборе, др. храмах С.-Петербурга, в церквах его пригородных дворцов, в храмах провинциальных городов (иконы И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. И. Бельского). «Вмц. Екатерина и прор. Анна» (1748-1751), написанная для ц. Воскресения словущего в Аничковом дворце, С.-Петербург; образ «Вмц. Екатерина» (с кольцом и мечом) (ок. 1778, Алексей Колмогоров (?), ВОКМ); «Вмц. Екатерина и сщмч. Ианнуарий» (кон. XVIII в., из ц. вмц. Екатерины на Васильевском о-ве в С.-Петербурге, ГЭ). На иконах XVIII-XIX вв. традиц. письма Е. представлена в ранней иконографии (в царском облачении, с короной на голове и крестом): икона «Избранные святые» из коллекции Н. Паниткова (кон. XVII - нач. XVIII в.), образ «Избранные святые жены (Параскева, Екатерина, Улита с сыном Кириком и Варвара) в молении пред образом Спасителя» (2-я четв.- сер. XVIII в., частное собрание). В этот период изображения Е. часто встречаются на предметах мелкой пластики, рельефах слоновой кости, медальонах, в шитье, иконах народного письма (плакетка слоновой кости XVIII в., ГЭ), финифть (2-я пол. XVIII в., ГЭ). В связи с ее почитанием как покровительницы при исходе души и помощницы в трудных родах ее иконы находились во мн. семьях. На образе «Богоматерь с праздниками и избранными святыми» из Деисуса (2-я пол. XIX в., Верхотурский у. Пермской губ., частное собрание, Екатеринбург; надпись: «Муч. Екатерина освобождение жен от трудного рождения»).

http://pravenc.ru/text/189599.html

Его же кисти принадлежат акварели «Чтение митр. Палладием молитвы в Успенском соборе» и «Шествие из Успенского собора» (обе 1896, ГИМ). По заказу франц. правительства худож. Жерве написал картину «Коронация имп. Николая II» (1896-1898, Музей Орсе, Париж), на к-рой запечатлен момент возложения государем на себя короны. В 1900 г. художник послал это большое полотно во Францию на Всемирную Парижскую выставку; в 1901 г. картина Жерве экспонировалась в Конногвардейском манеже С.-Петербурга. В 1896 г. франц. художниками было написано много картин в связи с посещением имп. четой Франции. Присутствие императора и его супруги на офиц. мероприятиях отражено, напр., на акварели художника Ж. Б. Детай «Николай II, имп. Александра Феодоровна и президент Французской республики Феликс Фор на военном смотре в Шалоне 27 сент. 1896 г.», на картине маслом Беккера «Торжественная встреча Николая II в Париже» 1896-1897 гг. (обе в ГЭ). Рус. художник-акварелист Пясецкий, сопровождавший имп. чету в этой поездке, также выполнил неск. акварелей, среди них - «Королевский кортеж на дороге к бастиону Бетень» и «Визит императора Николая II во Францию» (обе в ГЭ). По случаю 2-го посещения Франции имп. четой в 1901 г. также были написаны картины, напр. «Визит русской императорской четы во Францию в 1901 г.» худож. А. П. Давана (ок. 1905, Музей Версаля), «Жены рыбаков дарят русскому имп. Николаю рыбу» художника Э. Б. Хиршфельда (1901, Музей изящных искусств в Дюнкерке, Франция). Среди изображений многочисленных торжественных церемоний с участием императора в России - «Вручение имп. Николаем II знамени 145-му пехотному Новочеркасскому полку» (худож. Н. Н. Бруни, 1900, ГЭ), «Николай II среди гусар в конном строю» (худож. Детай, 1900, ГМЗ «Павловск»), акварели Н. С. Матвеева «Шествие императорской фамилии из Успенского собора в Чудов монастырь» (1902) и «Шествие императорской фамилии из Большого Кремлевского дворца в Успенский собор» (1903, обе в ГИМ), «Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка 12 дек. 1905 г.» (худож. Кустодиев, 1905), «Бал в Петербургском дворянском собрании 23 февр. 1913 г.» (худож. Д. Н. Кардовский, 1913, две последние в ГЭ).

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010